Научная статья на тему 'Назарли А. Народное образование в азербайджанской Республике (1918-1920 гг. ). Баку: Нурлан, 2008. 224 с'

Назарли А. Народное образование в азербайджанской Республике (1918-1920 гг. ). Баку: Нурлан, 2008. 224 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
138
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Назарли А. Народное образование в азербайджанской Республике (1918-1920 гг. ). Баку: Нурлан, 2008. 224 с»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 37(479.24).084.3 Э. Р Вагабова

Назарли А. Народное образование в Азербайджанской Республике (1918-1920 гг.). Баку: Нурлан, 2008. 224 с.

E. R. Vagabova

Nazarli A. Public education in the Republic of Azerbaijan (1918-1920). Baku: Nurlan, 2008. 224 p.

2018 г. объявлен Годом Азербайджанской Демократической Республики (АДР), когда не только азербайджанская общественность, но ряд стран будут отмечать 100-летний юбилей АДР, провозглашенной 28 мая 1918 г. Этой знаменательной дате, созданию первой Демократической Республики в мусульманском мире, посвящены различные научные форумы. По этой причине и назревшей потребностью донести до массового читателя достоверную историю молодого государства и возникла мысль написать рецензию на монографию азербайджанского историка Азизы Назарли «Народное образование в Азербайджанской Республике (1918-1920 гг.)», изданную в 2008 году в Баку на русском языке.

В XXI в., приоритетным направлением развития отечественной гуманитарной науки является сохранение национальных традиций, исторической памяти, расширение культурного и интеллектуального пространства.

В этой связи монография Азизы Назарли «Народное образование в Азербайджанской Республике (1918-1920 гг.)» стала значительным событием в исторической науке. Впервые в азербайджанской историографии была предпринята попытка исследовать деятельность Азербайджанской Демократической Республики в области народного образования за 19181920 гг., освещается предыстория поставленной проблемы. Монография написана на основе кандидатской диссертации по заданной теме, начатой во второй половине 1980-х годов и защищенной А. Назарли в Институте истории им. А. А. Бакиханова НАН Азербайджана в 1994 году. Научным руководителем соискателя являлся доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Е. А. Токаржев-ский. Это была одна из первых диссертаций, посвященных истории Азербайджанской Демократической Республики. Если политическая

деятельность АДР как-то еще находила свое освещение в азербайджанской историографии, то вопросы культурного развития оставались вне поля зрения исследователей. Даже в обобщающих трудах по истории культуры и образования в этот период встречались, как констатирует автор рецензируемой монографии, лишь беглые упоминания о них, да и то тенденциозного характера, действия АДР в области развития народного образования сильно искажались.

Дело в том, что до определенного времени, когда Азербайджан находился в составе СССР с идеологизированной коммунистической пропагандой, многие аспекты исторического прошлого азербайджанского народа замалчивались. В результате в азербайджанской историографии образовался некий вакуум, в частности, в изучении вопросов народного образования за 1918-1920 гг. Это было вызвано тем, что в советское время существовал строжайший (неписаный) запрет на освещение прогрессивной деятельности азербайджанской интеллигенции и национальной буржуазии, когда навешивались ярлыки на лидеров национального движения. Кроме того, длительное время многие исторические документы хранились в архивах под грифом «секретно».

В советское время освещение деятельности первой в тюркском мире и первой на мусульманском Востоке Азербайджанской Демократической Республики, первого правого государства, где разрушались гендерные стереотипы, где женщинам были предоставлены равные права с мужчинами, запрещалось. Хотя по важности именно этот период имел исключительно первостепенное значение в азербайджанской истории. И только с развалом СССР, когда ослаб идеологический пресс на историческую науку, появилась возможность открыто освещать различные аспекты исторического

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

прошлого азербайджанского народа, в том числе национальное движение, борьбу за развитие азербайджанского (тюркского) языка и национальной культуры. Отсутствие квалифицированных преподавателей родного языка и литературы, слабая постановка преподавания азербайджанского (тюркского) языка являлись результатом колониальной политики и сказывались на самом образовании.

Вопросы народного образования всегда волновали азербайджанских просветителей и прогрессивную национальную буржуазию. В условиях колониальной политики царской России, в составе которой находился Северный Азербайджан, азербайджанская интеллигенция транслировала свои идеи через периодическую печать и посредством своих литературных произведений. Её представители открывали русско-азербайджанские школы, что явилось знаменательным событием в культурной жизни азербайджанских тюрков, боролись за переустройство конфессиональных школ - мектебов и медресе, подвергая критике старые методы обучения и призывая к их реформированию, выступали за введение азербайджанского (тюркского) языка в качестве обязательного языка в школах.

Февральская революция 1917 года внесла колоссальные изменения в общественно-политическую и культурную жизнь азербайджанских тюрков. Происходит демократизация в области просвещения, выразившаяся в проведении новой школьной политики, в национализации школ.

После октябрьского переворота и возникновения в Азербайджане двоевластия берётся курс, с одной стороны, на установление в Баку, проводимой Бакинском Советом народных комиссариатов, советской системы образования. Эта система также не была лишена русификаторской политики, игнорирующей создание национальной школы на родном тюркском языке. С другой стороны, в западной части Азербайджана, оказавшейся в сфере влияния Закавказского комиссариата, не подчинявшегося РСФСР, предпринимались, как отмечает автор монографии, первые шаги по пути национализации школы.

С возрождением азербайджанской государственности 28 мая 1918 года впервые государственным языком объявляется тюркский язык, хотя в делопроизводстве все еще употреблялся русский язык.

Автору рецензируемой монографии удалось на основе выявленных архивных материалов и периодической печати, в чем, несо-

мненно, заключается её научность ценность, проанализировать вопросы создания новой демократической системы народного образования, укрепления ее материально-технической базы и подготовки национальных кадров среди азербайджанских тюрков. Значительную роль в этом деле оказывала и официальная газета «Азербайджан», 100-летие которой также отмечалось в 2018 году.

За относительно короткий период времени новому азербайджанскому правительству удалось осуществить кадровую политику, в ходе которой на административные должности привлекаются просветители и учителя из числа азербайджанцев. И самое примечательное заключалось в том, что одновременно с проведением национализации школ, перехода обучения на азербайджанский (тюркский) язык, учитывались, как отмечает автор монографии, интересы и национальных меньшинств. Это, на наш взгляд, наглядно свидетельствовало о мультикультуральной политике молодого государства и толерантном отношении азербайджанских тюрков ко всем национальностям, проживающим в пределах Азербайджана.

Корпус архивных источников позволил автору монографии выделить несколько направлений в деятельности АДР в вопросах народного образования и осветить мероприятия по их осуществлению: создание новой системы народного образования и ее материальное обеспечение; образование взрослого населения; строительство и ремонт школ; подготовка педагогических кадров и улучшение их материального положения; подготовка и издание новых учебных программ, учебников и учебных пособий, распределение их по школам; повсеместное открытие вечерних курсов, как для мужчин, так и для женщин, а также создание «Союза тюркских учителей» - первой профессиональной организации азербайджанских педагогов и его роль в решении проблем школьного образования.

Важно подчеркнуть, что все задуманные мероприятия молодой Республике приходилось осуществлять в условиях сложной политической обстановки, экономической разрухи и иностранной интервенции. Межнациональные столкновения, территориальные споры с соседними государствами отрицательно сказывались на положении школьного дела. Армянское население Нагорного Карабаха не признавало новое Азербайджанское Правительство и препятствовало работе школьных инспекторов.

Вопрос открытия высшего учебного заведения в Азербайджане еще с конца XIX в. посто-

РЕЦЕНЗИИ

янно являлся объектом обсуждения на страницах периодической печати и на заседаниях Бакинской городской думы с участием представителей Совета съезда бакинских нефтепромышленников. Парадоксально, но Баку, нефтяная промышленность которого по времени возникновения являлась старейшей и первой по величине добычи нефти в России и своему качеству, длительное время по вине царских чиновников, затянувших этот вопрос на долгие годы не имел не только университета, но и собственного нефтяного института. Только в 1919 г. правительство АДР открыло в Азербайджане первое высшее учебное заведение - Бакинский университет. В рецензируемой монографии автор подробно описывает создание и деятельность Бакинского университета, показывает его профессорско-преподавательский состав, многие из которого будут затем подвергнуты репрессиям и расстреляны, акцентирует внимание на создании проектов других высших учебных заведений, а также подготовке высококвалифицированных специалистов за рубежом за счет молодого государства.

К сожалению, все начинания АДР прервались Х1-й Красной армией РСФСР, захватившей Азербайджан 28 апреля 1920 г. и устроившей «красный террор». В результате этого погибло 48 тыс. человек. Только в 1920-1921 гг. были уничтожены лучшие представители азербайджанской интеллигенции и политики, депутаты Азербайджанского Парламента, многие должностные лица в АДР вынуждены были покинуть родину, начались репрессии среди простых рядовых граждан.

Актуальность монографии А. Назарли для азербайджанской истории, её вклад в азер-

байджанскую историографию очевидны. В ней последовательно прослежена 23-х месячная деятельность АДР и осуществление ею прогрессивных демократических реформ в области народного образования, давшие свои положительные результаты, несмотря на трудности переживаемого азербайджанским народом исторического момента.

Хочется отметить тот отрадный факт, что деятельность АДР не забыта современными учеными. Появились исследования, проливающие свет на общественно-политическую, социально-экономическую и культурную деятельность АДР. Свое место в этом ряду по праву заняла историк Азиза Назарли.

Исследование автором деятельности АДР в области развития народного образования, освещение её во взаимосвязях с исторической и социальной действительностью Азербайджана обогащает наше представление об историческом пути молодой республики.

АДР, провозглашенная 100 лет назад, явилась предшественником современной суверенной Азербайджанской Республики, которая уже в новых исторических условиях продолжает начатое дело АДР, взяв путь на независимый и демократический путь развития в столь сложных условиях глобализации и культурной интеграции.

Хочется надеяться, что данная монография вызовет интерес у читателя, поспособствует появлению новых исследований по истории АДР на основе новых неизученных еще материалов, открыв ему многие неизвестные страницы и факты из жизни ее первых основателей и деятельности Азербайджанской Демократической Республики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.