Научная статья на тему 'Навигационное оформление остановочных комплексов в г. Челябинске: социальный заказ'

Навигационное оформление остановочных комплексов в г. Челябинске: социальный заказ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВИГАЦИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ДИЗАЙН ОСТАНОВОЧНОГО КОМПЛЕКСА / ГОРОД ЧЕЛЯБИНСК / NAVIGATION OF THE URBAN ENVIRONMENT / SOCIAL ORDER / DESIGN OF THE BUS STOP COMPLEX / THE CITY OF CHELYABINSK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевцова В.В., Нагорная М.С.

В настоящее время во всем мире всё больше внимания уделяется вопросам создания «умного города», комфортной городской среды, системы городской навигации. В статье анализируется социальный заказ жителей и гостей города Челябинска на навигационное оформление остановочных комплексов общественного транспорта, приводятся результаты авторского социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NAVIGATION DESIGN OF BUS STOPS INCITY OF CHELYABINSK: SOCIAL ORDER

Currently, more and more attention is paid to the creation of a "smart city", comfortable urban environment, urban navigation system. The article analyzes the social order of residents and guests of the city of Chelyabinsk for the navigation design of public transport stop complexes, presents the results of the author's sociological research.

Текст научной работы на тему «Навигационное оформление остановочных комплексов в г. Челябинске: социальный заказ»

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ

УДК 711-1 ББК 85.118

НАВИГАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОСТАНОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В Г. ЧЕЛЯБИНСКЕ: СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

Шевцова В.В., ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»,

e-mail: 24__vichka98@mail.ru Нагорная М.С., ОУ ВО «Южно- Уральский технологический университет»,

e-mail: marya.nagornaya@mail.ru

Аннотация

В настоящее время во всем мире всё больше внимания уделяется вопросам создания «умного города», комфортной городской среды, системы городской навигации. В статье анализируется социальный заказ жителей и гостей города Челябинска на навигационное оформление остановочных комплексов общественного транспорта, приводятся результаты авторского социологического исследования.

Ключевые слова: навигация городской среды, социальный заказ, дизайн остановочного комплекса, город Челябинск.

Майский указ президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1 одной из актуальных задач признает создание комфортных условий для проживания российских граждан, а Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года2 к индексу городского развития относит интегральную оценку качества и комфортности городской среды. В современных условиях в мегаполисах формируется принципиально новая городская среда, которая в управлении социальными общностями в культурно-историческом пространстве может оказать стабилизирующее воздействие, создать благоприятные, комфортные условия обитания для жителей, стимулировать активность людей, сделать город привлекательным для туристов. Современный мегаполис немыслим без знаков и указателей - это графический язык, посредством которого осуществляется общение человека с городом. Проблема оснащения городов средствами статической навигации начала активно рассматриваться с точки зрения систем именно общественного транспорта, ведь грамотно выстроенная система навигации остановочных комплексов важна и эффективна.

Экологичный, зеленый, комфортный, безопасный, высокотехнологичный, «умный» -именно эти аспекты стали основой формирования современной городской среды. В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика» Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разработан проект «Умный город», направленный на повышение конкурентоспособности российских мегаполисов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни людей и базирующийся на ключевых принципах: ориентация на человека; технологичность городской инфраструктуры; повышение качества управления городскими ресурсами; доступная и безопасная среда; экономическая эффективность. Цель «Умного города» состоит не только в цифровой трансформации и автоматизации процессов, но и в комплексном повышении эффективности городской инфраструктуры3.

Челябинск - мегаполис с населением свыше 1156000 человек, промышленный гигант, крупнейший культурный, спортивный, молодёжный и интеллектуальный центр России, место с богатым, но, на наш взгляд, пока полностью не раскрывшимся

туристическим потенциалом. Более 1 млн человек посетили Челябинскую область и её столицу в 2018 г.4, по данным регионального управления по вопросам миграции МВД России на территории постоянно проживает 84,1 тысяча иностранных граждан и лиц без гражданства5, Ассоциация иностранных студентов Южного Урала конкретизирует, что на сегодняшний день в Челябинске обучаются свыше 3000 иностранных студентов из 52 стран мира6.

Важной составляющей городской среды, на наш взгляд, являются остановочные комплексы, по данным Челябинскстата общественный транспорт столицы Южного Урала перевозит более 200 тысяч пассажиров в день. Основными преимуществами грамотно выстроенной системы навигации остановочных комплексов являются туристическая привлекательность, комфортное и эстетическое единообразие городской среды, возможность создания безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями.

Для развития системы навигации остановочных комплексов нами было проведено комплексное социологическое исследование «Навигационное оформление остановочных комплексов города Челябинска: социальный заказ». Цель исследования - выявление показателей удовлетворенности жителей и гостей города Челябинска существующей системой транспортной навигации для последующей выработки рекомендаций к созданию правил и стандартов в концепции оформления и выбора наиболее подходящего дизайнерского решения визуально-графического оформления остановочных комплексов.

Задачи исследования:

- определить общий уровень удовлетворенности транспортной навигацией в г. Челябинске; соотнести степень удовлетворенности навигацией с категорией опрашиваемых (критерии «возраст», «вид используемого транспорта»);

- выявить группы пользователей сетью общественного транспорта; определить типовые сценарии их поведения;

- обнаружить проблемы, возникающие в процессе пользования различными элементами транспортной навигации в городе Челябинске; определить наиболее очевидные слабые и сильные стороны визуально-графического оформления остановочных комплексов общественного транспорта для последующей выработки рекомендаций к созданию правил и стандартов в концепции оформления и выбора наиболее подходящего дизайнерского решения визуально-графического оформления остановочных комплексов.

Способы проведения социологического исследования: анкетирование, онлайн-исследование, интервьюирование (полевой метод).

Как показал анализ полученной информации, существенных различий во мнениях респондентов в зависимости от места проведения интервью и анкетирования не обнаружено, поэтому результаты выборки можно принимать и учитывать в обобщенном виде, показатели (прежде всего в области ответа на качественные вопросы) всех способов исследования в их сводном виде дополняют друг друга и тем самым увеличивают репрезентативность и качество данного опроса.

Всего в социологическом исследовании приняло участие 300 респондентов.

Для создания полной картины социальных ожиданий при анализе ответов на ряд вопросов, мы считаем необходимым учитывать результаты по различным возрастным категориям (данные таблиц № 1, 2, 3).

Возраст респондентов

12,70%

52%

Рис. 1. Возраст опрошенных респондентов

Социально-демографическая характеристика опрошенных респондентов по возрасту отражает реальную возрастную картину пользования общественным транспортом в городе: из 300 участников процентная доля пользователей выглядит следующим образом: 52% респондентов возрастной категории 18-30 лет, 19,7% - до 18 лет, 15,7% - 31-50 и 12,7% -люди старше 50 лет. Следовательно, можно сделать вывод, что анкетирование, полевое и онлайн-исследования вобрали в себя наиболее активную и критически мыслящую часть трудоспособного населения.

Каким видом общественного транспорта Вы обычно пользуетесь?

250 200 150 100 50 0

191 (63,7%)

117 (39%) 91 (30,3%)

70 (23,3%) ■

24 (7,8%)

Маршрутное Трамвай Автобус Троллейбус Другой вариант

такси

Рис. 2. Востребованность общественного транспорта

При ответе на данный вопрос респонденты выбрали несколько вариантов, как видно из графика, наиболее частым в использовании видом общественного транспорта является маршрутное такси - 63,7%, следующим по популярности является трамвай, им регулярно пользуются 39% респондентов, далее по востребованности идет автобус - 30,3% и троллейбус - 23,3%. Следовательно, мы видим, что маршрутное такси - это именно тот вид транспорта, информация о котором легко должна считываться на навигационной схеме. С другой стороны, троллейбусы и трамваи ходят по одним и тем же маршрутам, вероятность

изменения которых минимальна, а трамвай, к тому же, независим от пробок, но на трамвайных остановках возникает сложность в оформлении информационных стел, в сравнении с автобусными и троллейбусными остановками т.к. все аккумулируется в одном месте, ограничивается площадь расположения информации. Так как, в основном, троллейбусы, автобусы и маршрутные такси останавливаются в одном месте, эффективным решением, на наш взгляд, послужит чёткое зонирование остановочных комплексов в рамках городского пространства. Поэтому, на наш взгляд, схему общественного транспорта Челябинска стоит делать с учетом всех этих нюансов.

Как часто Вы пользуетесь общественным транспортом?

5%

Рис. 3. Частота пользования общественным транспортом

Исходя из данных диаграммы, мы видим, что большая часть опрошенных - 194 человека (64,7%) пользуются общественным транспортом ежедневно, 73 человека (24,3%) -несколько раз в неделю, 18 человек (6%) - несколько раз в месяц и 15 человек (5%) - один раз в несколько месяцев.

Таблица 1 - Частота пользования общественным транспортом различных возрастных категорий респондентов

Возраст респондентов До 18 18-30 31-50 Старше 50

чел % чел % чел % чел %

Ежедневно 40 20,6 101 52 33 17 20 10,4

Несколько раз в неделю 14 19,2 39 53,4 11 15 9 12,4

Несколько раз в месяц 3 16,6 8 44,4 0 0 7 39

Один раз в несколько месяцев 2 13,3 8 53,4 3 20 2 13,3

Таким образом, основным ежедневным потребителем услуг общественного транспорта являются молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, и именно на них, на наш взгляд, необходимо ориентироваться при создании визуально-графической составляющей системы навигации, данные результаты нужно соотнести с результатами диаграммы № 7.

Во время ожидания изучаете ли Вы визуальную информацию, размещенную на остановочном комплексе?

■Да

■ Нет

■ Очень редко

Рис. 4. Востребованность визуально-графической информации на остановочных комплексах

общественного транспорта

Мы видим, что только 25,3% респондентов регулярно обращают внимание на информацию, расположенную на остановочных комплексах. 40,7% - очень редко и 34% не обращают совсем. Предположительно данная картина сложилась в результате сравнительно небольшого времени ожидания (см. рис. 5) и невостребованности (непривлекательности / отсутствием/ редкой обновляемостью) визуально-графической информации (см. рис. 6, 7).

Таблица 2 - Востребованность визуально-графической информации на остановочных комплексах общественного транспорта с учетом различных возрастных категорий респондентов

Возраст респондентов До 18 18-30 31-50 Старше 50

чел чел чел чел

Да 12 40 15 9

Редко 26 64 19 11

Нет 19 52 13 18

Из показателей таблицы 2 видно, что основными потребителями информации на остановочных комплексах являются молодые люди в возрасте 18-30 лет и именно на социальные ожидания данной категории необходимо обратить внимание при разработке дизайна навигации.

Рис. 5. Время ожидания общественного транспорта

Приблизительное время ожидания у большинства потребителей услуг городского транспорта составляет от 5 до 15 минут - 74% респондентов, что показывает нам достаточность времени нахождения на остановочном комплексе для изучения визуально-графического материала, учитывая вышесказанное мы считаем, что при разработке дизайна информация должна быть крупной, четкой, понятной (карты, расписание и т. д.), яркой, и регулярно меняющейся (фотографии, афиши мероприятий).

Рис. 6. Оценка визуально-графического оформления остановочных комплексов

Исходя из результатов диаграммы 6, мы видим, что половина респондентов - 50,3%, удовлетворены оформлением остановочных комплексов, но, исходя из того, что оценка

«удовлетворительно» воспринимается «не больше трех баллов по пятибалльной шкале оценивания», прибавляя ответы опрошенных с оценкой «неудовлетворительно» - 33% и сравнивая с оценками «хорошо» - 15,3% и «отлично» - 1,3%, получается результат, заставляющий задумываться о необходимости разработки новой концепции навигационного оформления остановочных комплексов. Для иллюстрации результатов приведем данные по возрастным категориям.

Таблица 3 - Оценка визуально-графического оформления остановочных комплексов различных возрастных категорий респондентов

Возраст респондентов До 18 18-30 31-50 Старше 50

чел чел чел чел

Отлично 2 2 0 0

Хорошо 14 24 2 6

Удовлетворительно 26 83 23 19

Неудовлетворительно 16 48 22 13

Самой важной информацией для разработки наиболее подходящего дизайнерского решения визуально-графического оформления остановочных комплексов стали ответы на вопрос «Какую информацию Вы бы хотели видеть на остановочных комплексах»

Какую информацию Вы хотели бы видеть на остановочных комплексах?

Другой вариант ( Рекламу , Афиши |

Красивые фотографии

Информацию об историко-культурных достопримечательностях, расположенных вблизи остановки

Картугорсдаи маршрутовобщественноготранспорта ,

Расписание движения общественного транспорта, в т.ч. маршрутных такси

О

Рис. 7. Необходимая информация на остановочных комплексах

На рисунке 7 представлены результаты социальных ожиданий генеральной совокупности респондентов, на данный вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа. Опрошенные всех возрастных групп прежде всего хотели бы видеть расписание движения общественного транспорта, в т. ч. маршрутных такси (69,7%), на втором месте запросов идет карта города и маршрутов общественного транспорта (67,3%), информацию об историко-культурных достопримечательностях, расположенных вблизи остановки хотели бы видеть 35%, афиши - 30,3%, рекламу - 5% опрошенных. Анализируя результаты социологического исследования, мы видим, что молодое поколение больше интересует

развлекательная информация (реклама, афиши), старшее - историко-культурный аспект нашего города.

При интервьюировании жителей и гостей Челябинска на остановочных комплексах мы конкретизировали пожелания респондентов и пришли к выводу, что сама информация должна быть четкой и понятной, располагаться в пределах видимости потребителя, источники информации (стелы, стенды) - яркими, крупными и максимально компактными. Эти данные подсказывают нам, какие еще элементы необходимо визуализировать и показать в рамках нашей работы по созданию навигационного оформления городского общественного транспорта и дополнением ко всему могут быть рекомендации по установке электронного табло с информацией о местном времени и текущем времени прибытии транспорта. Данные схемы необходимы прежде всего самому городу для оперативной работы по совершенствованию транспортной сети, а также весьма актуальны и для жителей города как наиболее полная и исчерпывающая картина, исключающая элементы случайности.

При анализе результатов данного социологического исследования мы обнаружили ряд пробелов, заполнение которых, на наш взгляд, необходимо для проектирования оптимальной комфортной для горожан и приезжих системы навигации остановочных комплексов. Для более полной картины мы считаем необходимым получить ответ на следующие дополнительные вопросы: «Какими геолокационными сервисами Вы пользуетесь для построения маршрута на общественном транспорте?»; «Насколько Вам легко ориентироваться в городе?» «Что именно Вас не устраивает в городской транспортной навигации?», «Какие элементы транспортной навигации Вы бы изменили в первую очередь?», «Ваше мнение относительно кодирования видов транспорта на схемах. Что, по вашему мнению, должно кодироваться цветом на таких схемах: виды транспорта, конкретные маршруты, направления?» и др. Также, на наш взгляд, необходимо более подробно изучить социальный заказ гостей города, т. к. Челябинск ставит перед собой достаточно амбициозную задачу - превратиться в крупнейший туристический центр России. Сегодня в столице Южного Урала проводится множество спортивных, культурных, молодёжных мероприятий регионального, всероссийского и международного уровней (Гран-при Ки по фигурному катанию среди юниоров, Этап Кубка Мира по фристайлу в дисциплине «Ски-кросс» и др.), в ближайшее время пройдут мероприятия саммитов ШОС и БРИКС, Кубки губернатора по хоккею, водному поло, танцевальному спорту и др., в рамках которых можно провести анкетирование по проблемам навигационной среды среди гостей города Челябинска как отдельной целевой группы.

Несмотря на вышесказанное, уже сейчас по результатам социологического исследования мы можем выделить ряд рекомендаций для создания визуально-графического дизайна навигации на остановочных комплексах. При разработке концепции необходимо учитывать позитивный и негативный опыт создания и применения в городской среде системы транспортной навигации в различных странах мира, но с учётом территориальной специфики. На наш взгляд, информация (карты, расписание и т. д.) должна быть крупной, четкой, понятной, яркой. Афиши, фотографии, реклама должны регулярно заменяться. Идеально подобранный шрифт для используемой навигации, решает половину поставленных задач при разработке. Особенностью навигационного шрифта, является четкая читаемость в сложных условиях (большое расстояние, ореолы от свечения коробов, солнечные блики), рекомендуется применять шрифт без засечек, соблюдать баланс между толщиной штрихов и межбуквенным интервалом, использовать высокие прописные буквы. Для цельности, продуманности узнаваемости образа транспортной системы, можно ввести цветовое кодирование видов транспорта, каждый знак и указатель должен иметь свой цвет, геральдику и снабжен общим планом местности, с целью создания значимого и запоминающегося средового ориентира. Эффективным решением послужит чёткое зонирование видов транспорта (автобус / троллейбус / маршрутное такси) остановочных комплексов в рамках городского пространства. Для более действенной ориентации предлагается разработать простой и понятный без слов навигационный комплекс, состоящий из пиктограмм-

указателей, позволяющих обеспечить минимальный уровень ориентации в незнакомом городе в условиях языкового барьера. Мы считаем, что для разработки комплексной стратегии территориального брендинга можно использовать фирменную символику и цвета Челябинской области, города Челябинска, муниципальных районов, где расположена остановка.

Таким образом, мы видим, что остановочные комплексы общественного транспорта являются важной составляющей городской среды, и грамотно выстроенная система навигации, на наш взгляд, позволит создать благоприятные, комфортные условия обитания для жителей и сделать город привлекательным для туристов.

1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года // Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) //[Электронный ресурс]. - URL: http:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения 6.11.2019)

2 Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 31.08.2019) //[Электронный ресурс]. - URL: http:www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ (дата обращения 31.10.2019)

3 Проект цифровизации городского хозяйства «Умный город» // Министерство строительства и инфраструктуры РФ// [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minstroyrf.ru/trades/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsii-gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/ (дата обращения 21.10.2019)

4Лучшие Туристические Регионы России 2018 // ТурСтат // [Электронный ресурс]. - URL http://turstat.com/toptravelrussiaregion2018 _(дата обращения 13.11.2019)

5 Численность мигрантов в Челябинской области // [Электронный ресурс]. - URL https://u.to/CIa6Fg (дата обращения 14.11.2019)

6 Ассоциация иностранных студентов Южного Урала (г. Челябинск) // [Электронный ресурс]. - URL https://ais-rus.com/chelyabinsk (дата обращения 27.10.2019)

NAVIGATION DESIGN OF BUS STOPS INCITY OF CHELYABINSK:

SOCIAL ORDER

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nagornaya M.S., South Ural University of Technology Shevtsova V.V., South Ural University of Technology

Abstarct

Currently, more and more attention is paid to the creation of a "smart city", comfortable urban environment, urban navigation system. The article analyzes the social order of residents and guests of the city of Chelyabinsk for the navigation design of public transport stop complexes, presents the results of the author's sociological research.

Keywords: navigation of the urban environment, social order, design of the bus stop complex, the city of Chelyabinsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.