Научная статья на тему 'Транспортная инфраструктура города Владикавказ в общественном мнении горожан'

Транспортная инфраструктура города Владикавказ в общественном мнении горожан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1981
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная инфраструктура / общественное мнение / город владикавказ / городской пассажирский транспорт / city passenger transport (cpt) / transport infrastructure / public opinion / city of vladikavkaz

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамян Гаянэ Павловна

В статье рассматривается транспортная инфраструктура современного города на примере города Владикавказ в оценках жителей. Рассматриваются такие виды городского пассажирского транспорта, как маршрутное такси, трамвай, троллейбус и автобус, анализируется эффективность работы городского пассажирского транспорта с точки зрения горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transport infrastructure of a modern city is considered in the article by the example of the city of Vladikavkaz in city dwellers" estimations. Such kinds of city passenger transport as a fixed-route taxi, a tram, a trolley-bus and a bus are considered the efficiency of city passenger transport"s work is analysed from city dwellers" point of view.

Текст научной работы на тему «Транспортная инфраструктура города Владикавказ в общественном мнении горожан»

Г. П. Абрамян

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА ВЛАДИКАВКАЗ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ ГОРОЖАН

Работа представлена кафедрой социологии политических и социальных процессов Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор Х. В. Дзуцев

В статье рассматривается транспортная инфраструктура современного города на примере города Владикавказ в оценках жителей. Рассматриваются такие виды городского пассажирского транспорта, как маршрутное такси, трамвай, троллейбус и автобус, анализируется эффективность работы городского пассажирского транспорта с точки зрения горожан.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, общественное мнение, город Владикавказ, городской пассажирский транспорт.

Abramyan G.

TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF VLADIKAVKAZ IN PUBLIC OPINION

OF CITY DWELLERS

The transport infrastructure of a modern city is considered in the article by the example of the city of Vladikavkaz in city dwellers’ estimations. Such kinds of city passenger transport as a fxed-route taxi, a tram, a trolley-bus and a bus are considered; the efficiency of city passenger transport’s work is analysed from city dwellers’ point of view.

Key words: transport infrastructure, public opinion, city of Vladikavkaz, city passenger transport (CPT).

Современный город представляет собой место концентрации производственных функций в сфере промышленности, транспорта, услуг, а также административных и политических функций.

В нынешних условиях назрела необходимость рассматривать город не только как отдельный населенный пункт, зону городской застройки, но и как составную часть процесса коллективного потребления, являющегося неотъемлемой чертой экономического развития. Дома, школы, городской транспорт, места проведения досуга - везде

люди являются потребителями услуг и продуктов современной городской инфраструктуры. Следовательно, качественные характеристики городской инфраструктуры являются определяющими факторами городской среды, детерминирующими социальное самочувствие населения городов.

В постсоветское время в отсталых и депрессивных регионах, к числу которых относятся национальные республики Северного Кавказа, инфраструктура средних городов в силу финансовой ограниченности местных бюджетов деградировала или развивалась

однобоко с явно выраженной коммерческой направленностью. Поэтому городская среда во многих отношениях стала агрессивной для горожан, что, в свою очередь, сказалось на всех сферах городской общественной жизни, в немалой степени на городском пассажирском транспорте.

Городской пассажирский общественный транспорт (ГПТ) является важнейшим элементом транспортной системы, который обеспечивает ежедневную транспортную подвижность большей части населения современного города, а также межотраслевой системой, преобразующей условия жизнедеятельности и хозяйствования.

Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х гг. XX в., и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги.

Экономический кризис 1990-х гг. оказал негативное влияние на работу муниципального транспорта, который был вынужден возить практически всех городских льготных пассажиров, при этом дотации за них и общее финансирование были снижены до минимума. Это привело к снижению выпуска подвижного состава на линии и убыточности эксплуатации.

Вопросы состояния, истории, динамики, проблем и перспектив развития транспортной инфраструктуры в разных аспектах рассматривались такими исследователями, как А. П. Артынов, В. Н. Бугроменко, Г. А. Варе-лопуло, Л. В. Канторович, Г. А. Кондратьев,

О. К. Кудрявцев, Н. Г. Усиченко и др. [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7].

Основой для написания данной статьи послужили материалы проведенного СевероОсетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН в феврале 2008 г. социологическое исследование на тему: «Современная инфраструктура среднего города РФ в городе Владикавказ РСО-А, ЮФО РФ: социологический анализ». В статье также использованы материалы официальных ведомственных сайтов [8; 9; 10], позволяющие рассмотреть основные направления работы этих ведомств, а также материалы региональной общественной организации «Транспорт - А» [11].

Данное исследование проводилось методом массового анкетного опроса жителей города Владикавказ. В качестве генеральной совокупности для целей исследования рассматривалось все взрослое население в возрасте старше 18 лет. Исходя из параметров генеральной совокупности, была сформирована трехступенчатая стратифицированная вероятностная выборка объемом 500 респондентов, репрезентирующая взрослое население города по полу, возрасту, национальности, образованию и роду (сфере) деятельности.

Анализируя полученные данные, мы попытались оценить эффективность работы ГПТ города Владикавказ с точки зрения горожан. Соответственно, предметом исследования в данной статье выступает общественное мнение о транспортной инфраструктуре в оценках горожан. Объект исследования -транспортная инфраструктура современного среднего города, рассматриваемая на примере города Владикавказ.

Муниципальные предприятия ГПТ во Владикавказе находятся под влиянием конкуренции со стороны стихийно действующих на маршрутах частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, данный сектор в целом испытывает в силу роста числа легковых автомобилей в личном пользовании растущую функциональную конкуренцию, которая помимо влияния на платежеспособный спрос на услуги ГПТ существенно осложняет условия работы подвижного состава ГПТ на улично-дорожной сети города.

Возможно, эти обстоятельства сыграли свою роль в формировании суждений респондентов, высказанных в ходе опроса. Ввиду того, что для жителей Владикавказа преобладающим средством передвижения являются маршрутные такси, для нас было важным определить отношение горожан к этому виду транспорта. При оценке работы маршрутных такси респондентам были предложены следующие показатели оценки его состояния: уровень комфортности, санитарное состояние и условия безопасности.

Преобладающее большинство горожан, пользующихся услугами маршрутных такси,

сочли основные показатели оценки качества его работы неудовлетворительными - 64,0%. Пятая часть (21,8%) респондентов находит санитарное состояние, уровень комфортности и условия безопасности хорошими. 5,9% горожан затруднились дать оценку работе маршрутных такси, а 8,4% респондентов предложили свои варианты ответов (рис. 1).

Рис. 1. Оценка состояния маршрутных такси, %

Отвечая на вопросы анкеты, жители города имели возможность высказаться «о наболевшем», они оставляли свои комментарии о том, что хотели бы пользоваться транспортными услугами более высокого качества. Люди не рассчитывают на изменение ситуации в лучшую сторону, они смиряются с тем, что имеют. Горожане признают, что при передвижении по городу на частных маршрутных такси они часто рискуют жизнью из-за неквалифицированности водителей, из-за неисправности, а порой и аварийного состояния транспорта и т. п.

Одним из первых видов городского общественного транспорта в г. Владикавказ был трамвай, который недавно отметил свой 100-летний юбилей. За постсоветский период, когда вся система городского общественного транспорта находилась в состоянии кризиса, когда с улиц города исчезли автобусы и остался лишь один функционирующий троллейбусный маршрут, трамвай продолжал жить и, более того, периодически пополнялся трамвайный парк. Городу удалось сохранить все трамвайные маршруты. В связи с этим нам стало интересно узнать, какое количест-

во жителей города пользуются этим средством передвижения. При ответе на вопрос анкеты «Пользуетесь ли Вы трамваем при передвижении по городу?» мнения респондентов разделились поровну. Примерно одинаков процент тех, кто редко пользуется трамваем и тех, кто никогда им не пользуется при передвижении по городу (40,7%; 40,6% соответственно). Примерно пятая часть горожан пользуется трамваем часто (18,7%).

В ответах на этот вопрос интересно рассмотреть связь между тем, как часто респондент пользуется трамваем и тем, как долго он живет во Владикавказе. Трамвай - это традиционно владикавказский вид транспорта, и те, кто давно живет в городе, трепетно к нему относятся. Среди респондентов, всю жизнь проживающих в городе, часто пользуются трамваем 21,9%. Для сравнения, среди тех, кто живет в городе свыше 15 лет, трамваем пользуются 16,5%, а среди респондентов, проживающих во Владикавказе менее 10 лет, таковых всего 12,9%.

Респондентам, пользующимся трамваем, был адресован наш следующий вопрос: «Оцените внешнее и внутреннее состояние трамвая» (табл. 1). Предлагались следующие позиции: хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное, а также возможность дать свой вариант ответа.

Таблица 1

Оценка состояния трамвая

Оценка состояния Значение, %

Хорошее 3.7

Удовлетворительное 24.2

Неудовлетворительное 29.9

Другое 1.1

Затрудняюсь ответить 41.1

Оказалось, что хорошим и удовлетворительным состояние данного вида городского общественного транспорта находят 27,9% респондентов. Неудовлетворительным состояние трамваев признали 29,9% пассажиров. Высок процент горожан, которые затруднились при ответе на поставленный вопрос (41,1%). На наш взгляд, связано это с

Каково, на Ваш взгляд, в целом состояние маршрутных такси (уровень комфорта, санитарные условия, условия безопасности)?

21,8

В Неудовлетворительные

□ Хорошими

В Затрудняюсь ответить

□ Другое

8.4

тем, что многие жители города рады возможности передвигаться по городу относительно недорого (цена билета в трамвае в 2 раза меньше цены проезда на маршрутном такси) и не придают значения внешнему и внутреннему состоянию этого вида транспорта. Да и малоимущим слоям населения не столь важно, каково состояние единственного доступного им муниципального транспорта: он помогает им значительно снизить расходную статью в семейном бюджете.

Мы не стали спрашивать наших респондентов об их отношении к таким видам городского общественного транспорта, как автобус и троллейбус, поскольку во Владикавказе автобусы по городским маршрутам пассажиров не перевозят. Попытки возврата на городские маршруты этого вида транспорта оканчиваются неудачами. Крупные габариты автобуса, загруженность улиц города, неспособность дать пассажирам возможности выхода на удобных для них остановках не дают жителям города желаемой мобильности, и горожане предпочитают автобусам маршрутные такси.

Если раньше в городе работало шесть троллейбусных маршрутов, то сегодня работает только один из них. Связано это с тем, что подвижной состав троллейбусного парка давно не обновлялся. Со временем к этой проблеме добавились еще и обветшалые троллейбусные линии. Из-за недостатка средств для обновления линий основные силы троллейбусно-трамвайного управления были брошены на сохранение наиболее популярных среди горожан маршрутов - так и выжил всего один троллейбусный маршрут.

Необходимость сохранения экологии г. Владикавказ требует восстановления в полном объеме работы электротранспорта - это экологичный и экономичный вид транспорта, который способен взять на себя основную долю пассажирских перевозок, что представляется важным в современных городских условиях.

Таким образом, оценка жителями Владикавказа транспортной инфраструктуры го-

рода показывает накопившиеся серьезные проблемы, приводящие к снижению качества транспортного обслуживания населения и эффективности деятельности транспортных организаций.

Значительное сокращение парка подвижного состава вынудило органы местного самоуправления сократить и маршрутную сеть.

Развитие города и транспорта взаимообусловлено. Размещение районов города, число населения в них, расположение мест приложения труда формируют объемы и направления пассажиропотоков и определяют нагрузку на пассажирский транспорт. Развитие транспорта, в свою очередь, улучшает условия расселения в новых жилых районах, делает доступными и удобными для людей новые места приложения труда и объектов культурно-бытового назначения.

В современных условиях городской пассажирский транспорт является важнейшей составной частью территориальной структуры хозяйства и оказывает значительное влияние на социально-экономическое и материально-пространственное развитие городов. Если не развивается, более того, приходит в упадок транспортная инфраструктура, то о каком-то другом развитии города говорить уже не приходится.

Таким образом, ГПТ следует отнести к элементам общесистемной инфраструктуры, обслуживающей одновременно и производство, и население. Снижение качества работы ГПТ вызывает существенные материальные потери, приводит к тяжелым социальным последствиям, негативно отражается на работе всего хозяйственного комплекса города.

Для того чтобы ГПТ выполнял свои функции, необходима разработка и реализация транспортной политики, адекватной сложившимся экономическим условиям и отвечающей требованиям наиболее полного и качественного обеспечения потребностей населения в пассажирских перевозках. В ходе решения этих проблем следует исходить, в частности, из приоритетности развития в системе городского пассажирского транс-

порта перед индивидуальным, находящимся в личном пользовании у горожан.

О необходимости изменения ситуации в сфере транспортных услуг говорит общественное мнение жителей города Владикавказ. Основные показатели эффективности работы ГПТ в современных условиях, на которые прежде всего следует обратить

внимание ведомствам и структурам, отвечающим за работу городского транспорта, следующие: качество предоставляемых услуг; безопасность при передвижении по городу; доступность услуг транспорта всем категориям горожан; уровень квалификации водителей, повышение общей культуры водителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артынов А. П., Кондратьев Г. А. Управление взаимодействием транспортных систем. М.: Наука, 1986. 200 с.

2. Бугроменко В. Н. Проблемы развития внутригородского пассажирского транспорта // Проблемы развития систем пассажирского транспорта. Л.: Наука, 1984. С. 4-10.

3. ВарелопулоГ. А. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. 112 с.

4. Канторович Л. В. Организация движения и перевозок на ГПТ. М.: Транспорт, 1990. 128 с.

5. Кудрявцев О. К. Город и транспорт. М.: «Знание», 1975. 48 с.

6. Усиченко Н. Г. Организационно-экономические основы регулирования системы городского пассажирского транспорта (на материалах Санкт-Петербурга): автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

7. Усиченко Н. Г. Особенности планирования и экономического регулирования деятельности муниципальных предприятий пассажирского транспорта // Автомобильный транспорт. 2000. № 5. С. 22-23.

8. иКЬ: http://www.mintrans.ru

9. иКЬ: http://www.vladikavkaz.osetia.ru

10. иКЬ: http://www.rso-a.ru

11. иКЬ: http://www.transport-a.ru

REFERENCES

1. Artynov A. P., Kondrat’yev G. A. Upravleniye vzaimodeystviyem transportnykh sistem. M.: Nauka, 1986. 200 s.

2. Bugromenko V. N. Problemy razvitiya vnutrigorodskogo passazhirskogo transporta // Problemy razvitiya sistem passazhirskogo transporta. L.: Nauka, 1984. S. 4-10.

3. Varelopulo G. A. Transport v territorial'nykh sistemakh. M.: Nauka, 1987. 112 s.

4. Kantorovich L. V. Organizatsiya dvizheniya i perevozok na GPT. M.: Transport, 1990. 128 s.

5. Kudryavtsev O. K. Gorod i transport. M.: «Znaniye», 1975. 48 s.

6. Usichenko N. G. Organizatsionno-ekonomicheskiye osnovy regulirovaniya sistemy gorodskogo passazhirskogo transporta (na materialakh Sankt-Peterburga): avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2000.

7. Usichenko N. G. Osobennosti planirovaniya i ekonomicheskogo regulirovaniya deyatel'nosti mu-nitsipal'nykh predpriyatiy passazhirskogo transporta // Avtomobil'ny transport. 2000. N 5. S. 22-23.

8. URL: http://www.mintrans.ru

9. URL: http://www.vladikavkaz.osetia.ru

10. URL: http://www.rso-a.ru

11. URL: http://www.transport-a.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.