Научная статья на тему 'Наука в современной России: аксиологический анализ'

Наука в современной России: аксиологический анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
794
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доверие к науке / структура научной деятельности / инновации / наука и экономика / глобальная структура современной науки / российская наука / коммерциализация научных разработок / science credibility / research activity structure / innovations / science and economy / global structure of modern science / Russian science / research and development commercialization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковылин Юрий Алексеевич

Анализируются причины снижения доверия к науке и научной деятельности в России:ослабление инновационной направленности, усложнение современной структурынаучной деятельности, усиление экономической и социальной составляющих как ведущихфакторов развития национальной и мировой науки. Акцентировано внимание на необходимостивыделения в структуре науки нового, самостоятельного звена — деятельностипо выводу на рынок научных достижений и разработок. Перечислены условия и подчеркнутаактуальность целостного теоретического осмысления этого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science in Modern Russia: Axiological Analysis

The author analyzes the reasons why science and research activity in Russia are facing the credibility gap, namely: innovative orientation weakening, modern research activity structure amplification, and economic and social constituents strengthening as determining factor of national and world science development. He pays special attention to the necessity to spin off into the new separate entity in science structure the activities on scientific achievements and research and development results’ market launch. The author lists the conditions for, and marks the relevance of, integral and thorough theoretic understanding of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Наука в современной России: аксиологический анализ»

МАРКЕТИНГ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС

УДК 399.138:001.89

Наука в современной России: аксиологический анализ

Ю. А. Ковылин

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Анализируются причины снижения доверия к науке и научной деятельности в России: ослабление инновационной направленности, усложнение современной структуры научной деятельности, усиление экономической и социальной составляющих как ведущих факторов развития национальной и мировой науки. Акцентировано внимание на необходимости выделения в структуре науки нового, самостоятельного звена — деятельности по выводу на рынок научных достижений и разработок. Перечислены условия и подчеркнута актуальность целостного теоретического осмысления этого феномена.

Ключевые слова: доверие к науке; структура научной деятельности; инновации; наука и экономика; глобальная структура современной науки; российская наука; коммерциализация научных разработок.

Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции на сегодня невелика и составляет менее половины процента. И если еще 30 лет назад российская наука и ее потенциал оценивались как мировое достояние, то сегодня, в постиндустриальный век, в век инновационной экономики и высоких технологий, ей нечего предложить миру.

Несмотря на произошедшие в мире за последние два десятилетия кардинальные экономические и социальные перемены и на то, что руководство России провозгласило курс на инновационную экономику [1], идейно-теоретически такой переход обоснован недостаточно. Трудность возникающих в данном контексте задач порождает множество методологических проблем, и их необходимо решать. Следует находить взаимопонимание в вопросах, касающихся доверия к научной деятельности, выявлять ее фи-лософско-методологические основания.

© Ковылин Ю. А.

Работ, посвященных теории и методологии научно-инновационной деятельности, в частности практическим аспектам научной деятельности, пока еще мало как в российской, так и в зарубежной философской литературе. Интерес подавляющего большинства зарубежных и отечественных философов науки по-прежнему сосредоточен на эпистемологических проблемах науки, а существующие на сегодня модели структуры научно-инновационной деятельности либо неполные, либо слишком абстрактные, требующие уточнения.

Вместе с тем очевидно, что сегодня наука превратилась из традиционно понимаемой сферы по производству нового научного знания в сферу адекватного реагирования на вызовы глобализации. Невозможно не отметить и тот факт, что современные технико-технологические преобразования породили рынки типа «победитель получает всё» (главный

источник стоимости — научное и программное обеспечение, а не производственные мощности; см.: [2; 3]), а движущие силы войн стандартов [4], воздействие технологий прорыва [5] и ведущая роль научного знания [6] — феномен «победитель забирает все рынки» [7]. Поэтому наибольший интерес сегодня представляют научные инновации, а способности к коммерциализации и внедрение научных разработок послужили фундаментальным источником конкурентного преимущества в период глобализации [8]. Все это неизбежно влечет за собой изменения в понимании науки как в социально-экономическом плане, так и в плане адекватных философских представлений о ее сущности в целом.

Адекватного осмысления научно-инновационной деятельности на философском уровне в полной мере еще не произошло. В свое время данной проблеме уделялось определенное внимание в связи с потребностями экологизации науки и техники [9; 10]. Однако в целом она выходит за грани традиционных проблем философии науки и поднимает фундаментальные вопросы: «Что представляет собой современная наука вообще?», «Какова структура научно-инновационной деятельности?», «Как следует управлять научно-инновационной деятельностью в условиях перехода к устойчивому развитию?». А доверие к научной и научно-инновационной деятельности базируется прежде всего на правильных общих подходах к ее сущности и к осмыслению ее философско-методологических истоков.

Мы исходим из предположения о том, что научно-инновационная деятельность — это деятельность, направленная на создание научных инноваций, под которыми будем понимать востребованные обществом и рынком научные разработки и изобретения, другими

словами — наукоемкие товары. Этим понятием мы будем обозначать особую междисциплинарную сферу человеческой деятельности, отличающуюся от научной деятельности в целом, инновационной деятельности, научного познания, науки, прикладной науки и т. д., обеспечивающую и реализующую единство деятельности по получению и применению нового научного знания. Это единство когнитивной и практической деятельности носит диалектически противоречивый характер, поскольку цели и средства научного познания не всегда находятся в полном согласии с практическими запросами и способами их реализации. Основу единства практической и когнитивной деятельности в современной науке составляет деятельность по коммерциализации научных разработок.

Современная наука в развитых странах не просто ориентирована на инновационную экономику, а является одним из ее важнейших звеньев. Однако на протяжении XIX в. наука и экономика, хотя и были взаимосвязаны, развивались практически независимо друг от друга. В конце же XIX в., с созданием (сначала в Германии, а позже в США и других индустриально развитых странах) промышленного сектора науки, в частности исследовательских лабораторий в составе химических и электротехнических предприятий, эта ситуация значительно изменилась. Наука стала органичной составляющей бизнеса. Немаловажную роль здесь сыграли две мировые войны. Параллельно этому процессу усиливались взаимосвязи науки с гражданским сектором экономики. Наука все больше подчинялась задачам инновационного развития общества, ускоряя и расширяя производство новых товаров и услуг гражданского назначения. В связи с этим появились и совершенно новые требования к науке, ибо суть научного творчества состоит в том,

Ковылин Ю. А.

что оно дает возможность экспериментировать без каких-либо ограничений. Согласно многочисленным наблюдениям, ученые, как правило, предпочитают творить в эгалитарной культуре, которая дает им достаточно ресурсов и возможностей для свободы эксперимента [11]. Экспериментирование, по мнению отдельных авторов, является основой науки. Однако экспериментом, во избежание дорогостоящих ошибок, следует управлять. (Правда, сегодня, благодаря компьютерным имитациям и моделированию, затраты на эксперименты существенно снизились [12].) Главной гарантией того, что научное творчество будет продуктивным, является сохранение связи между процессом творчества и потребностями общества. Безусловно, спонтанная творческая активность ученых принесла свои плоды. Но большая часть изобретений — результат решения практических проблем, ибо «потребность — мать изобретения», и это объясняет, почему реальные потребности служат столь плодотворным источником инноваций.

Главный же вывод, который следует из анализа современной российской науки, — ее существенное отставание от мировой.

Структуру научно-инновационной деятельности можно представить в виде такой последовательности: фундаментальные исследования (познание новых свойств, отношений и законов действительности) составляют порядка 10 % всего объема инновационной цепочки; прикладные научные исследования (создание полезных когнитивных моделей) — примерно 35 % всего объема; опытно-конструкторские разработки (материальное воплощение полезных моделей в конкретных материальных образцах, их испытание и подготовка к последующей передаче материального прототипа нового товара в массовое производство) — около 50 % всего объема. На этой стадии

создание инноваций в научном смысле заканчивается. Однако существует еще два очень важных звена в научно-инновационной цепочке, без которой она не начнет работать в рыночной экономике. Присвоение доходов от инновации в значительной степени зависит от получения права собственности на нее, поэтому в качестве самостоятельного звена научно-инновационной цепочки стало выделяться оформление инноваций в виде интеллектуальной собственности (патентов, авторских прав, коммерческих секретов и торговых марок), включая технологические и художественные ресурсы, право собственности на которые определяется законодательно. Цель этой процедуры — юридическое закрепление права собственности на инновационный продукт, после которого он становится предметом купли-продажи. Однако несмотря на то, что патенты позволяют наращивать опережение по времени и оттягивать момент выхода конкурентов на рынок с товарами-имитаторами, выигрыш во времени весьма невелик. Значительная часть запатентованных товаров и процессов воспроизводится через 3 года [13]. И отнюдь не все изобретения становятся инновациями, поскольку коммерциализация изобретения путем превращения его в инновационный товар требует дополнительных ресурсов, усилий и способностей к производству, маркетингу, финансированию, дистрибуции и послепродажному обслуживанию покупателей. Следовательно, в научно-инновационной цепочке целесообразно выделить еще одно звено: создание моделей эффективной коммерциализации научных достижений и разработок (выведение научных инноваций на рынок).

Для целостного теоретического осмысления феномена коммерциализации научных разработок и изобретений необходимо, кроме реконструкции и анализа его философских оснований,

оформление его в виде новой конкретной дисциплины «Управление научно-инновационной деятельностью» со своим особым предметом и методом. Следует отметить, что сегодня эта область знания не имеет четкого категориального аппарата, зачастую опираясь на отрывочные сведения из разных дисциплин (экономики, социологии, стратегического менеджмента, теории сложных систем и др.).

По сути научно-инновационная деятельность — это особый вид предпринимательства, требующий серьезной философской рефлексии, осмысления способов построения теории и анализа ее философских оснований, а также четкого представления о ее структуре и методах. И только так можно вернуть утраченное в российском обществе доверие к науке.

Литература

1. Дмитрий Медведев провел в Дубне заседание президиума Госсовета России // Ассоциация «СибАкадемИнновация» [Электронный ресурс] / При поддержке и участии СО РАН. 2008. 21 апреля. URL: http://www.sibai.ru/dmitrij-medvedev-provel-v-dubne-zasedanie-prezidiuma-gossoveta-rossii.html (дата обращения: 30.11.2015).

2. Romer P. Bank of America Roundtable, The Soft Revolution: Achieving Growth by Managing Intangibles // Journal of Applied Corporate Finance. 1998. Vol. 11. № 2 (Summer). P. 9—13.

3. Grant R. M. Contemporary Strategy Analysis. Oxford: Blackwell, 2005. XII, 548 p. (Wiley Textbooks).

4. Shapiro C., Varian H. R. Information Rules: A Strategic Guide to the Network Economy. Boston: Harvard Business School Press, 1999. 352 p.

5. Christensen C. M. The Innovator's Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail. Boston: Harvard Business School Press, 1997. XXIV, 255 p.: ill.

6. The Strategic Management of Intellectual Capital and Organizational Knowledge: A Collection of Readings / Ed. by N. Bontis, Chun Wei Choo. Oxford; N. Y.: Oxford University Press, 2002. 880 p.

7. Frank R. H, Cook Ph. J. The Winner-Take-All Society: Why the Few at the Top Get So Much More Than the Rest of Us. Reprint. ed. N. Y.; London et al.: Penguin Books, 1996. 288 p.

8. Hamel G. Leading the Revolution. Reprint. ed. Boston; N. Y. et al.: PLUME, 2002. 352 p.

9. Мамедов Н. М. Экологическая проблема и технические науки (философско-методологи-ческие аспекты). Баку: Элм, 1982. 213 с.

10. Мамедов Н. М. Экология и техника: проблема оптимальной ориентации развития техники. М.: Знание, 1988. 64 с. (Глобальные проблемы современности).

11. Burawoy M. Two Methods in Search of Science: Skocpol versus Trotsky // Theory and Society. 1989. Vol. 18. P. 759-805.

12. Thomke S. Enlightened Experimentation: The New Imperative for Innovation // Harvard Business Review. 2001. Vol. 79. № 2 (Feb.). P. 66-75.

13. Appropriating the Returns from Industrial Research and Development / R. C. Levin, A. K. Klevorick, R. R. Nelson, S. G. Winter // Brookings Papers on Economic Activity. 1987. Vol. 3. P. 783-831.

14. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 2 / Под научн. ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 408 с.

15. Костина Т. И., Ковылин Ю. А. Научно-инновационная деятельность: предмет, структура, методология: монография. М.: Изд-во МГАДА, 2012. 182 с.

Ковылин Юрий Алексеевич — кандидат

философских наук, доцент Института

государственной службы и управления

РАНХиГС при Президенте РФ.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.