Научная статья на тему 'НАУКА В КОНТЕКСТЕ КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА, ИНСТРУМЕНТАЛИЗМА, КОНСТРУКТИВИЗМА, НАУЧНОГО РЕАЛИЗМА'

НАУКА В КОНТЕКСТЕ КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА, ИНСТРУМЕНТАЛИЗМА, КОНСТРУКТИВИЗМА, НАУЧНОГО РЕАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / НАУЧНЫЙ РЕАЛИЗМ / КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ / ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ / КОНСТРУКТИВИЗМ / ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / PHILOSOPHY OF SCIENCE / SCIENTIFIC REALISM / CONVENTIONALISM / INSTRUMENTALISM / CONSTRUCTIVISM / AN OBJECTIVE REALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цилина Ю.И.

В данной статье рассматриваются наиболее популярные и общепринятые на данный момент учения и взгляды на природу науки: конвенционализм, научный реализм, инструментализм, конструктивизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC REALISM, CONVENTIONALISM, INSTRUMENTALISM, CONSTRUCTIVISM

In this article I describe by now the most popular and commonly accepted concepts and views on the nature of science: conventionalism, scientific realism, instrumentalism, constructivism

Текст научной работы на тему «НАУКА В КОНТЕКСТЕ КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА, ИНСТРУМЕНТАЛИЗМА, КОНСТРУКТИВИЗМА, НАУЧНОГО РЕАЛИЗМА»

УДК 141.2 (045)

Цилина Ю.И. студент 2 курса лечебный факультет Саратовский государственный медицинский университет научный руководитель : Кузнецова М.Н., к.филос.н.

доцент, преподаватель кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Россия, г. Саратов НАУКА В КОНТЕКСТЕ КОНВЕНЦИОНАЛИЗМА, ИНСТРУМЕНТАЛИЗМА, КОНСТРУКТИВИЗМА, НАУЧНОГО

РЕАЛИЗМА

Аннотация. В данной статье рассматриваются наиболее популярные и общепринятые на данный момент учения и взгляды на природу науки: конвенционализм, научный реализм, инструментализм, конструктивизм.

Ключевые слова: философия науки; научный реализм; конвенционализм; инструментализм; конструктивизм; объективная реальность.

Tsilina Y.I. student

2 courses, medical faculty Saratov State Medical University Russia, Saratov Scientific adviser: Kuznetsova M.N.

Candidate of Philosophy, Associate Professor Lecturer of the Department of Philosophy, Humanities and Psychology SCIENCE IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC REALISM, CONVENTIONALISM, INSTRUMENTALISM, CONSTRUCTIVISM

Annotation. In this article I describe by now the most popular and commonly accepted concepts and views on the nature of science: conventionalism, scientific realism, instrumentalism, constructivism

Key words: philosophy of science; scientific realism; conventionalism; instrumentalism; constructivism; an objective reality.

В связи со стремительным развитием естественных наук, промышленными революциями и развитием техники наука стала считаться основным способом познания. Она стала пониматься как знание, обладающее предельной достоверностью. Предполагалось, что мир на самом деле является таким, каким его описывают научные теории. Учёные считали, что с помощью теорий и законов природы возможно описать объективную реальность, то есть такой мир, каким он является на самом деле.

Ситуация изменилась только в конце XIX - начале XX века. Эти изменения связаны с множеством открытий, в первую очередь, в области

математики, геометрии и квантовой физики. Мыслители относились к данным открытиям скептически, считали, что они противоречат общепринятому взгляду на мир. Истина стала чаще пониматься не как абсолютное, а как относительное явление. Каждая из новых теорий имела множество противоречий, однако все равно претендовала на истинное описание реальности. Из-за усложнения научных теорий уже не все учёные разделяли классический взгляд на науку, и,как следствие, в философии науки стали возникать различные взгляды на природу научного знания. Далее предлагается рассмотреть и проанализировать наиболее крупные и актуальные из них.

1. Конвенционализм. Данная концепция философии науки возникла в конце XIX века, огромный вклад в развитие направления внес французский математик А. Пуанкаре (1854 - 1912). При изучении неевклидовых геометрий он задался вопросом о том, какая из них является более истинной. По его мнению, истинность гипотез зависит исключительно от решения учёного. Пуанкаре считал, что каждая геометрия является истинной, поскольку в их основе лежат аксиомы, которые, по факту, являются просто условными договорённостями, соглашениями между математиками.

Разумеется, при выборе подобных соглашений учёные руководствуются фактами, полученными ими опытным путем, однако появление новой геометрии ограничено одной лишь необходимостью избегать внутреннего противоречия. А. Пуанкре принадлежит высказывание : «Математик сам ...творит факты этой науки, или, скажем иначе, их творит его каприз». Хотя реальные законы и не доступны человеческому разуму, человек придумывает образные выражения, которыми их замещает. Наука открывает реальные отношения между вещами: «...наука есть система отношений». [1, с.358 ]

Основная критика конвенционализма заключается в следующем: если современная наука опирается всего лишь на обычные договоренности, то почему она является столь продуктивной и эффективной? Может быть наука все-таки ближе к объективной реальности и реальным законам природы, чем утверждает конвенционализм? Да, подбор методов, эталонов и единиц измерения может быть различным, но, важно помнить, что показания приборов всё же имеют объективное значение. Как писал Г. Рейхенбах, «мы можем произвольно определить шкалу температуры, однако показания относительно температуры физического тела отнюдь не становятся от этого делом субъективного выбора» [4, с 56.]

Тем не менее,с уверенностью можно говорить о том, что конвенционализм стал причиной появления ещё одной группы теорий, которые принимают зависимость научного знания от субъекта.

2. Научный реализм. Согласно данному направлению, единственным надёжным средством достижения знания о мире является научное исследование, результат которого интерпретируется с помощью научных

теорий. Последователи концепции считают, что наука всё-таки позволяет получить нам знание о том, как на самом деле устроен мир. К примеру, современный философ Э. Агацци (род. 1934) считает, что научное знание всё же является объективным, несмотря на то, что эта объективность справедлива лишь в определённых границах.

Критиками научного реализма являются Л. Лаудан (род. 1941), У. В. О. Куайн(род.1908), Г. Рейхенбах(род.1891) Басс ван Фраассен( род.1941) и др. Так, например, по мнению американского философа науки Л.Лаудана, современных исследователей к научному реализму склоняет наличие предсказательной силы многих научных теорий, что было бы невозможным, если бы они не описывали реальность. Критики научного реализма придерживаются мнения, согласно которому, если у какой-либо теории, опирающейся на данные наблюдения, могут быть теории, несовместимые с ней, но эмпирически эквивалентные ей, то ни одна из этих теорий не может считаться истинной в полной мере.

3. Инструментализм. Данная концепция появилась в рамках прагматизма, основоположником которого является американский философ Ч. Пирс (1839 - 1914). Инструментализм как вариант прагматизма был введен в философию Джоном Дьюи (1859-1952) Суть прагматизма заключается в следующем: истинность и значимость любого положения определяется результатами, которые могут быть получены в практической деятельности человека. Согласно инструментализму, рассуждения о мире вне познавательной деятельности человека не имеют значимого содержания. Мир представляет собой множество ситуаций опыта, имеющих определенные границы в пространстве и времени. Мышление является орудием, с помощью которого человек действует в данных ситуациях, разрешает проблемы, устанавливает определенные условности, противостоящие неустойчивости бытия. Таким образом, ценность понятий и теорий определяется гарантированностью успеха их практического применения. К идеям и суждениям не могут применяться категории истины или ложности в смысле их соответствия объективной реальности.

Актуальность и популярность инструментализма связана с тем фактом, что в современной науке постоянно растет количество понятий, обозначающих не настоящие объекты, а вводимые для удобства при описании, объяснении и решении различных задач. К ним относятся идеальные объекты, используемые учёными, но не существующие в реальной природе.

Критика инструментализма связана с пониманием инструментализмом научных теорий лишь в качестве инструментов. Инструментализм не в силах объяснить, почему в процессе развития науки всё же происходит смена теорий, поскольку инструменты, в отличие от теорий, не могут быть опровергнуты. Таким образом, инструментализм не может объяснить возникновение прогресса в науке.

Инструментализм не говорит о том, что какая-то теория является

лучшей по сравнению с другой, не отвергает теории, а только ограничивает их применение.

4. Конструктивизм возник во второй половине XX века. В рамках данной концепции предлагается отказаться от любых попыток познания объективной реальности: человек может знать только то, что создается им самим. Согласно конструктивизму, истина есть сотворенное. Человеческие представления об окружающем мире не могут характеризовать его в полной мере, поскольку мир не создан самим человеком. Во время познавательной деятельности человек производит свой собственный мир, который, впрочем, не является точным изображением недоступной нам объективной реальности. Таким образом, представление о мире является только результатом познавательной деятельности самого человека. Учёный сам создаёт свою версию реальности, которых, в свою очередь, может быть несколько. Познавательная деятельность - это конструирование.

Конструктивизм обвиняют в дискредитации научного знания, удалении границы между истиной и заблуждением, с чем связана основная критика данной концепции.

Таким образом, в современной философии науки имеются различные подходы к пониманию науки как способа познания мира. Возможно, в будущем должна появиться новая теория, которой удастся синтезировать современные взгляды на природу научного знания и разрешить имеющиеся сложности.

Использованные источники:

1. Пуанкаре А. Ценность науки//О науке: научное издание/пер. с фр.; под ред. Л. С. Понтрягина. Изд-е 2-е, стер. М.: Наука, 1990. С. 197-366.

2. Л.Макеева Научный реализм, истина и недоопределенность теорий эмпирическими данными // Логос. -2009. -№ 2. - С.24-36.

3.Смирнов Ю. В. Радикальный конструктивизм и его противоречия // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 25 мая 2012 г.). Н. Новгород, 2012. С. 50-52

4. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени / пер. с англ.; общ. ред. А. А. Логунова; послесл. А. А. Логунова и И. А. Акчурина. М.: Прогресс, 1986. 344 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.