Научная статья на тему 'НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В РОССИИ'

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / социальный институт / общество / отношения / science / social institution / society / relations

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Е.А. Рожкова, Е.Ю. Зырянов, Д.Е. Григоренко

Данная статья содержит информацию о значении науки в социуме, о её эволюции со временем её зарождения, и о возможных перспективах развития в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE AS A SOCIAL INSTITUTION IN RUSSIA

This article contains information about the significance of science in society, about its evolution over the time of its inception, and about possible development prospects in Russia.

Текст научной работы на тему «НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В РОССИИ»

УДК 001.3(470)

НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В РОССИИ

Е.А. Рожкова, Е.Ю. Зырянов Научный руководитель - Д. Е. Григоренко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail:e_rozhok@vk.com

Данная статья содержит информацию о значении науки в социуме, о её эволюции со временем её зарождения, и о возможных перспективах развития в России.

Ключевые слова: наука, социальный институт, общество, отношения.

SCIENCE AS A SOCIAL INSTITUTION IN RUSSIA

E. A. Rozhkova, E.Y. Zyryanov Scientific supervisor - D. E. Grigorenko

ReshetnevSiberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: e_rozhok@vk.com

This article contains information about the significance of science in society, about its evolution over the time of its inception, and about possible development prospects in Russia.

Key words: science, social institution, society, relations.

В настоящее время практически нет сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научных знаний. Жизнь общества во многом зависит от успехов науки. Она долго время не считалась чем-то серьезным, поэтому ей занимались обычно какие-то энтузиасты.

Но уже начиная с XVII века наука постепенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются общества по интересам, учреждаются академии, поддерживаемые государством. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, который к середине XIX века привел к дисциплинарному построению научного знания.

Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, систематически организованных и обоснованных знаний о мире[2].

Предметом социологии науки является изучение сложного комплекса взаимосвязей, которые складываются как в рамках самой научной деятельности, то есть организация работы и стиль руководства научного коллектива и тому подобное, так и между наукой и другими сферами общественной жизни.

В советской научной литературе термин социальный институт часто используется двусмысленно, что затрудняет разграничение различных вариантов использования этого термина. Давайте рассмотрим некоторые из наиболее типичных и существенных точек зрения.

Институт предполагает комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, которые регулируют человеческую деятельность и вплетены в функционирование общества. Само

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

понятие социальный институт стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Р. Мертон считается основоположником институционального подхода в науке. Институциональность предполагает формализацию всех видов отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений к созданию организованных структур, которые предполагают иерархию, властное регулирование и регламенты. Также социальный институт отражает степень укрепленности того или иного вида человеческой деятельности - есть политические, социальные, религиозные институты, а также институты семьи, школы, брака и так далее[3].

Российская наука всегда была зависимой от государства. Исторически сложилась противоречивая и во многом катастрофическая ситуация для его развития. С одной стороны, следуя своим собственным интересам, государство финансировало и поддерживало научные учреждения и ученых. С другой стороны, государственные структуры приложили значительные усилия, чтобы не допустить автономии науки и ее права самостоятельно определять стандарты и нормы, направления и проблемы своей деятельности. Тенденция к национализации науки была доминирующей в отношениях между государством и наукой в России.

Наука в России — это сфера деятельности, которая подвергается наибольшей опасности в процессе социальных изменений. Это связано со многими факторами его социокультурного детерминизма. Выделим наиболее значимые и непосредственно действующие. Первым фактором является полная государственная институционализация науки и научного образования, что делает эту сферу не только зависимой от государственной политики. Вторым можно считать зависимость огромной доли современных научных исследований и подготовки кадров от социально-экономического заказа, что в условиях резких социальных изменений требует быстрой переориентации как в формах и содержании научной работы, так и в системе образования. И последним фактором является существенное влияние на ход процессов в науке и формирование общей культурной атмосферы в обществе. Государственная политика по отношению к науке требует трепетного подхода к достигнутым результатам, заботы о сохранении кадров и самобытного государственного протекционизма в отношениях с научной сферой в новых условиях ее существования.

В эпоху научно-технического прогресса роль науки сильно возросла, что не могло никак не повлиять на общество. Развиваются не только естественные и технические науку, но также социальные, приобретая все большее значение в современном обществе. Сосредоточение науки в одном месте привело к появлению национальных и международных организаций, в том числе центров систематической реализации крупных проектов. А в системе государственного управление сформировали специальные органы для управления наукой. На их основе сформирован механизм научной политики, который активно влияет на её развитие. Изначально организация науки была почти ограничена системой университетов и других высших учебных заведений. В XX веке были созданы специализированные научно-исследовательские институты. Со временем появилось стремление к организации новых форм науки, потому что росло снижение удельной экономической эффективности научной деятельности. Появились такие организации, как АН СССР, Новосибирский научный центр, РАН и другие. Все они различаются по проблемному принципу. Когда появляются конкретные задачи, проблемы, то формируются специальные творческие коллективы, которые в дальнейшем и объединяются в группы, центры. Предметом научного управления все чаще становится человеческий фактор, особенно в системах человек-машина. Результаты научных исследований используются для совершенствования принципов управления коллективами, предприятиями, государством и обществом в целом. Как и любое социальное применение науки, при капитализме и социализме это использование служит противоположным целям.

Благодаря научному прогрессу люди стали взаимодействовать быстрее с друг другом, что изменило общение в целом. В легком доступе можно найти практически любую информацию. Средства передвижения тоже усовершенствовались, теперь абсолютно в любую точку на Земле можно добраться меньше, чем за сутки, по сравнению с XVIII веком это считается довольно маленьким отрезок времени. Все это и многое другое упростило человеку жизнь, даже средний возраст продолжительности жизни увеличился. Несомненно, результатом эволюции стало стремление человека познать мир посредством углубления в научную деятельность, которая в свою очередь породила социальный институт.

Наш мир уж не будет прежний, а значит, человеку необходимо приспосабливаться к инновационному прогрессу. На данный момент в России существует большое множество организаций для поддержания и развития всех сфер жизни общества, в том числе и научной. Например, очень популярный существует инновационный центр «Сколково», который поддерживает предпринимательство. Вся научная деятельность развивается с каждым днем, перспективы развития есть и очень большие, как в биологии, физики, нанотехнологий, так и в гуманитарных направлениях. Есть стремление граждан стать лучше, а у государства несомненно в этом появляются интересы, поэтому необходимые организации выделяют на это средства. Это наводит на мысль, что зависимость науки и государства прослеживается и сегодня.

Каждый старается открыть что-то, о чём ещё никто не знает, что двигает и развивает общество, потому что повышается социальный престиж, а также есть надежда, что с помощью открытий будут решены важные вопросы бытия. Нельзя не заметит тот факт, что, злоупотребляя знаниями, ученые могут использовать антигуманные методы социальный действий. Но это уже остается на их совести. Наука, как социальный организм, который включает в себя трудовую деятельность человека, направленную на получение научных знаний. Обязательно ядром организма будет научная деятельность, без которой не может существовать других наук.

Библиографические ссылки

1. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М.: Знание, 2008. 314 с.

2. Библиотека Гумер - гуманитарные науки [Электронный ресурс]. URL: https://www. §итеглпГо/Ьо§081оу_Вик8/РЫ1о8/Опсап/_99.ркр(датаобращения: 14.4.2022).

3. Студопедия [Электронный ресурс].URL:https://studopedia.ru/11_155_zarozhdenie-i-razvitie-nauki-i-obrazovaniya-kak-sotsia1nih-institutov.html (дата обращения: 15.4.2022).

4. Лейман И. И. Наука как социальный институт, 1971. 177 с.

5. Кочергин А.Н., Семенов Е.В., Семенова Н.Н. Наука как вид духовного производства. -Новосибирск: Наука, 1981. 135 с.

© Зырянов Е Ю., Рожкова Е.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.