З.Блоховцова Г.Г., Склярова В.Ю. Основные тенденции развития высшего профессионального образования в России / Символ науки. 2016. № 33-2. С.95-98.
УДК 330.101
Блощаненко Ю.В. студент магистратуры 1 курс, кафедра экономической теории и внешнеэкономической деятельности Научный руководитель: Ланг В.В.
Северо-Кавказский Федеральный Университет
Россия, г. Ставрополь НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЯ, ВИД ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Аннотация: в статье анализируются особенности науки как социального института, актуальные проблемы научного знания на современном этапе и способы их решения.
Ключевые слова: наука, исторический продукт, модели общественного развития, социальный институт, члены научного сообщества.
Keywords: science, historical product of social development model, a social institution, the members of the scientific community.
Наука представляет собой многогранное социально - историческое явление. В широком смысле, являясь системой знаний, она выступает формой духовного производства и в тоже время обретает формы социального института. В узком смысле понятие «наука» обозначает отдельные области научного знания.
Тем самым она выступает как исторический продукт длительного развития человеческой цивилизации, духовной культуры, постепенно складываясь в особый социальный организм, вырабатывая свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и соответствующие ориентации, нормы сознания учёных [2, 15 с.].
В процессе развития общества наука стала сферой человеческой деятельности, ориентированной на получение нового знания. Производство нового знания и его применение на практике - одна из важнейших функций науки, меняющая свои особенности в зависимости от конкретной исторической эпохи. Наука также как и человек эволюционировала от простейших состояний к более совершенным. По мнению учёных, наука возникла тогда, когда появились математические модели объектов, мысленные обобщения и эмпирические результаты. Именно в это время возникают Лондонское Королевское общество (первое научное объединение учёных), Парижская академия наук. В современный период наука охватывает около 15 тысяч научных дисциплин, а количество информации
каждые 10 лет увеличивается в два раза. На сегодняшний день актуальной является проблема достижения согласованности научных коллективов, объединения их усилий для построения работы института науки. От данной проблемы зависит будущее научных кадров и как следствие наращивание экономического потенциала, решение социальных проблем.
Наука - это не только система знания, но и важнейший вид духовного производства, продуктом которого выступают духовные ценности, идеи, теории, понятия, законы. Это те самые «образования», которые не отчуждаются от их непосредственных создателей.
Искусство, наука и религия составляют в совокупности то, что именуется духовным производством. Как и два вышеназванных вида духовного производства наука создаёт картину мира, отражает существенные стороны в абстрактно - логической форме, опирается на данные исследований.
Появлению науки предшествовали сложные процессы, это и прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, возникновение письменности, счёта, накопление опытных знаний о природе. Начиная с XIX века наука опережает развитие материального производства, предопределяет появление новых отраслей (ракетостроения, электроники, атомной промышленности).
Огромную роль приобретают научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. Наука, таким образом, началась с установления факта, что окружающий человека мир отличается от их ощущений, восприятий и представлений. А чтобы до этой скрытой сущности добраться, нужно предпринять серьёзные мыслительные усилия, которые заметно отличаются от обычных умственных упражнений, требуемых повседневностью от каждого индивида. Как социальный институт наука имеет разветвлённую структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы.
Наука как институт состоит из следующих элементов: знаний и носителей; познавательных целей и задач; выполняет значимые функции; обладает средствами познания и комплексом учреждений (университеты, институты); имеет формы контроля, оценку научных достижений; предполагает санкции.
Таким образом, наука - явление общественное. Она создаётся сообществом учёных более двух тысячелетий и представляет собой, с одной стороны, отношение учёного к познаваемому объекту, а с другой, систему взаимосвязей между членами научного сообщества. Мир науки регулируется неписаными, передаваемыми по традиции нормами, в нём существует своя система ценностей [1, 57 с.]. Наука как социальный институт за длительный период существования претерпела огромные изменения. У истоков стояли
древнегреческие учёные, собиравшиеся в философских школах, занимающиеся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного пятимиллионного международного научного сообщества, объединённого профессионально, организовывающего свою деятельность, как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах.
Сегодня наука стала мощной отраслью но производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций. Научная деятельность сегодня — это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным её проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности.
Использованные источники:
1 Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М., 1974. 357 с.
2 Сидоренко Ю. И. Основы научных исследований. М., 1999. 274 с.
УДК 101.3
Бородуля Д.С. студент
2 курс, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет
Россия, г. Новокузнецк Черкашин Д.И. студент
2 курс, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет
Россия, г. Новокузнецк Папаева Н.С. студент
2 курс, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет
Россия, г. Новокузнецк Научный руководитель: Ковыршина С.В., доцент, к. филос. н.
доцент кафедры философии Сибирский государственный индустриальный университет
Россия, г. Новокузнецк ЧТО БЫ МЫ РАССКАЗАЛИ ДЖОНУ ЛОККУ О СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ? Аннотация. Данная статья посвящена идеям Джона Локка, таким как либерализм и материалистический сенсуализм сохранившим актуальность в наши дни.
Ключевые слова: либерализм, эмпиризм, материалистический сенсуализм.