Научная статья на тему 'ЧТО БЫ МЫ РАССКАЗАЛИ ДЖОНУ ЛОККУ О СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ?'

ЧТО БЫ МЫ РАССКАЗАЛИ ДЖОНУ ЛОККУ О СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛИЗМ / ЭМПИРИЗМ / МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородуля Д.С., Черкашин Д.И., Папаева Н.С.

Данная статья посвящена идеям Джона Локка, таким как либерализм и материалистический сенсуализм сохранившим актуальность в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT WOULD WE TOLD JOHN LOCKE OF MODERN PHILOSOPHY?

This article focuses on the ideas of John Locke, such as liberalism and materialistic sensationalism remain relevant today.

Текст научной работы на тему «ЧТО БЫ МЫ РАССКАЗАЛИ ДЖОНУ ЛОККУ О СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ?»

древнегреческие учёные, собиравшиеся в философских школах, занимающиеся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного пятимиллионного международного научного сообщества, объединённого профессионально, организовывающего свою деятельность, как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах.

Сегодня наука стала мощной отраслью но производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций. Научная деятельность сегодня — это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным её проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности.

Использованные источники:

1 Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М., 1974. 357 с.

2 Сидоренко Ю. И. Основы научных исследований. М., 1999. 274 с.

УДК 101.3

Бородуля Д.С. студент

2 курс, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк Черкашин Д.И. студент

2 курс, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк Папаева Н.С. студент

2 курс, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк Научный руководитель: Ковыршина С.В., доцент, к. филос. н.

доцент кафедры философии Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк ЧТО БЫ МЫ РАССКАЗАЛИ ДЖОНУ ЛОККУ О СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ? Аннотация. Данная статья посвящена идеям Джона Локка, таким как либерализм и материалистический сенсуализм сохранившим актуальность в наши дни.

Ключевые слова: либерализм, эмпиризм, материалистический сенсуализм.

Borodulya D.S. student

2nd year, the Institute of Economics and Management

Siberian State Industrial University Russia, Novokuznetsk Cherkashin D.I. student

2nd year, the Institute of Economics and Management

Siberian State Industrial University Russia, Novokuznetsk Papaeva N.S. student

2nd year, the Institute of Economics and Management

Siberian State Industrial University Scientific director: Kovyrshina S. V., Associate Professor, PhD, Associate Professor of Philosophy

Siberian state industrial University Russia, Novokuznetsk WHAT WOULD WE TOLD JOHN LOCKE OF MODERN

PHILOSOPHY?

Annotation. This article focuses on the ideas of John Locke, such as liberalism and materialistic sensationalism remain relevant today.

Tags: John Locke, liberalism, empiricism, materialistic sensationalism. Purpose - the rationale for the study of the heritage of John Locke.

Актуальность нашей работы обусловлена тем, что первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения, достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский философ Джон Локк. В своем главном научном труде «Опыт о человеческом разуме» он задался целью всесторонне обосновать положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Так же актуальность политических идей связано с тем, что большинство современных развитых стран живет при либерализме в том виде, в каком его заложил Джон Локк.

Поэтому задачей нашей работы является анализ взглядов Локка на проблемы познавательной деятельности, что вызвано современный состоянием науки. И следствием этого - анализ взглядов мыслителя относительно развития общества.

Думаем, что мы бы рассказали в первую очередь Джону Локку о том, какой путь прошли его труды через века и как изменились. Ведь каждому философу будет интересно знать, на что повлияли его философские воззрения, как они изменились и существуют ли они в современной философии.

Джон Локк был сторонником эмпиризма, а потому нами в первую очередь было бы сказано ему, то, что спор между сторонниками эмпиризма и

рационализма существует до сих пор, и ни одна из сторон не хочет признавать идеи других, что продолжается со времен Р. Декарта и Ф. Бэкона.

Его идеи, в которых он сместил предметы и задачи в области учения о познании или гносеологии внесли значительный вклад в развитие философии. Им была проведена критика идей Р. Декарта и платоников, которые утверждали, большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Р. Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Дж. Локк говорил о том, что человек не обладает врожденными знаниями. Tabula rasa это тезис о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врождённого или встроенного умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира. Впервые это выражение появилось у Аристотеля в сочинении «О душе», но широкую известность получило благодаря Джону Локку. Локк доводил свою критику врожденных идей до отрицания всеобщих положений в науке нравственности и логике [1].Однако Локк не мог отрицать некоторого внутреннего опыта человека, который, как оказалось, трудно объяснить чисто материалистически. И это привело к созданию учения о вторичных и первичных качествах.

Первичные качества принадлежат самим вещам, они объективны. Так же как Г. Галилей и Т. Гоббс, имеет в виду только механические свойства тел - протяженность, форма, движение, покой, число и плотность. Эти качества объективны в том смысле, что соответствующие им идеи разума, по мнению Локка, отображают реальность предметов, существующих вне нас.

Вторичные качества, представляющие собой комбинации первичных качеств, они существуют только в субъекте. Они не отражают объективных свойств самих вещей, они лишь возникают на их основе.

Направление было названо материалистическим сенсуализмом. Стоило бы сказать философу, что вклад, совершенный им, сделал значительный шаг в развитие науки и направление эмпиризма в целом, так как именно его критика врожденных идей дала основу для последующего развития науки. Без всякого преувеличения можно сказать, что воззрения Джона Локка преобладали в Англии не только в первой половине XVIII в, но и в наше время.

Наука и идеология связаны между собой, при этом познание главенствует над идеологией. Наука определяет все развитие общества. Ведь именно открытиями определяются последующее развитие общества, когда наука предлагает новую, существенно измененную картину мира происходят глубокие изменения технологии труда и экономического порядка разрушаются старые идеологии и возникает новое видение человека и

общества. Все эти процессы сопряжены с кризисами, болезненным преодолением психологических барьеров, конфликтом поколений, нигилизмом. С.Г. Кара-Мурза отмечал, что идеологи, совершенно правильно определили две главные сферы духовной деятельности человека, которые надо взять под контроль, чтобы программировать его мысли, познание и общение. Любой политический режим ревниво следит за сферой, «производящей знание», — и именно потому, что она мощно влияет на идеологические основания режима. [2].

Свои взгляды относительно развития общества Локк выразил в «Двух трактатах о правительстве». И мы бы сказали Джону Локку, о том, что его теория сохранила актуальность и по сей день и реализована во многих развитых государствах, таких как Россия, Америка и Англия и другие. Ведь выбранная им концепция, опирающаяся на естественное право и теорию общественного договора, оказалась наиболее подходящая для развивающихся правовых государств.

Либерализм - социальная философия и политическая концепция, которая провозглашает, что инициативная, свободная, то есть неконтролируемая деятельность лиц, главным образом экономическая и политическая, является настоящим источником продвижения в общественной жизни. Основное направление политической концепции на утверждение парламентского строя, федеративного устройства, свободного предпринимательства, демократических свобод; отстаивает абсолютную ценность человеческой личности то равенство всех людей относительно прав личности. Целью либерализма является максимальное смягчение различных форм государственного и общественного принуждения относительно лица, отстаивает путь мирного, реформаторского осуществления социальных превращений [3]. Таким образом, можно обобщить сказанное и выявить основные идеи концепции.

На примере Российской Федерации и положений, прописанных в Конституции мы покажем то, что идеи, которые ратовал Джон Локк были воплощены в реальность.

1)Цель государства заключается в обеспечении естественных прав человека. Данная идея воплощена в главе 1 статьи 2 Конституции РФ [4]: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

2)Естественные права личности представляют собой конституционный базис правового порядка. Эта идея получила реализацию в главе 2 статьи 17 Конституции РФ [4]: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

3)Человек с рождения наделен неотчуждаемыми правами эта идея -реализована в главе 2 статьи 20 Конституции РФ [4]: « Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

4)Локк выступал за принцип разделения властей. Этот принцип реализован в главе 1 статьи 10 Конституции РФ [4]: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

5)Общественный договор определяет форму государства. Эта идея воплотилась в жизнь в главе 1 статьи 7 Конституции РФ [4]: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

6)Народ обладает более высоким суверенитетом, чем государство, эта идея воплощена в главе 1 статьи 3 Конституции РФ [4]: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

Таким образом, в России в Основном законе прописаны и воплощены в реальность положения касательно социального устройства общества и положения личности в обществе те, которые считал Локк необходимыми для создания правового государства. Такие же положения можно увидеть в конституциях других развитых стран или Биле о правах в Великобритании.

Мы бы так же сказали, что последующие философы такие как

Ж.Ж. Руссо, Ф. Вольтер и другие дальше развивали идеи либерализма, но его суть и содержание оставались прежними, потому в наше время мы можем увидеть концепцию либерализма практически в то виде, что она некогда была создана Локком.

Современный американский философ Р. Рорти отрицал эмпирические идеи Дж. Локка и считал, что проблема соотношения ума и тела была просто результатом несчастной ошибки Локка, сделанной им в догадках

относительно того, как слова приобретают значение, в соединении с путаными попытками Локка и Платона рассматривать прилагательные так, как будто, они являются существительными [5]. Р. Рорти видел свою задачу в том, чтобы радикальным образом деконструировать и преодолеть это традиционное, восходящее к Р. Декарту и Дж. Локку представление о философии как дисциплине, обеспечивающей точную репрезентацию бытия, — «зеркале» природы, объективного мира. Отвергая корреспондентную теорию истины как «реалистическую догму», Р. Рорти предлагает заменить эту изжившую себя эпистемологическую доктрину постпозитивистской концепцией когерентности.

Известные современные ученые, констатируя заслуги либерализма в формировании облика современного мира, связывают будущее человечества с базовыми идеями именно этой идеологии. Американский философ Ф. Фукуяма в книге «Конец истории и последний человек» объявил, что распространение либеральных демократий во всём мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества и таким образом окончательной формой человеческого правительства [6].

В завершение стоило бы сказать Джону Локку, что он поистине великий человек своего времени, который оставил после себя огромное наследие, которое прошло сквозь годы и века и внесло свой вклад в последующие эпохи и существует в наше время, сохранив актуальность.

Использованные источники:

1.Джон Локк, Опыт о человеческом разумении [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-readmg.dub/book.php?book=140507.- (Дата обращения 19.10.2016)

2.С. Г. Кара-Мурза, Идеология и мать её наука [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/books/ideolog/ideolog_contenthtm.-(Дата обращения 23.11.2016)

3ДжонЛокк, Два трактата о правлении [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.civisbook.ru/files/File/Lokk_Traktaty_2.pdf.- (Дата обращения 23.10.2016)

4.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.constitution.ru. - (Дата обращения 03.11.2016)

5.Р. Рорти, Философия и зеркало природы / Пер. с англ.; науч. ред. В.В.Целищев. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997.

6.Ф. Фукуяма, Конец истории и последний человек. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=96523 .- (Дата обращения 24.11.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.