Научная статья на тему 'Наука и высокие технологии как основа конкурентоспособности и роста экономики страны'

Наука и высокие технологии как основа конкурентоспособности и роста экономики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетные реформы / модернизация экономики / наука / высокие технологии / научно-технический прогресс / budget reform / modernization of the economy / science / technology / scientific and technological progress

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Джамшед Тохирджонович

рассматриваются вопросы и проблемы пере-хода экономики страны на высокотехнологичное произ-водство на базе науки, создание конкурентоспособной экономики не зависимой от ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE AND HIGH TECHNOLOGY AS THE BASIS FOR COMPETITIVENESS AND ECONOMIC GROWTH

The questions and problems of transition of the economy to high-tech production on the basis of science, the creation of a competitive economy is not dependent on re-sources.

Текст научной работы на тему «Наука и высокие технологии как основа конкурентоспособности и роста экономики страны»

3. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ И ИНВЕСТИЦИЯМИ

3.1. НАУКА И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И РОСТА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Курбанов Джамшед Тохирджонович, аспирант

Место учебы: Российский государственный социальный

университет

tohku@rambler.ru

Аннотация: рассматриваются вопросы и проблемы перехода экономики страны на высокотехнологичное производство на базе науки, создание конкурентоспособной экономики не зависимой от ресурсов.

Ключевые слова: бюджетные реформы, модернизация экономики, наука, высокие технологии, научно-технический прогресс.

SCIENCE AND HIGH TECHNOLOGY AS THE BASIS FOR COMPETITIVENESS AND ECONOMIC GROWTH

Kurbanov Djamshed T., graduate student Study place: Russian state social university

tohku@rambler.ru

Annotation: The questions and problems of transition of the economy to high-tech production on the basis of science, the creation of a competitive economy is not dependent on resources.

Keywords: budget reform , modernization of the economy , science , technology , scientific and technological progress.

Обеспечение роста ВВП, экономической и социальной стабильности в государстве, повышение эффективности использования бюджетных средств потребовали проведения в стране бюджетных реформ и модернизации экономики. Главная цель - развитие экономики, повышение уровня жизни населения, поддержание макроэкономической и финансовой стабильности в стране, формирование налоговой

системы, стимулирующей экономическое развитие и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы, оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами, создание прозрачности, стабильности финансовой системы и финансовых институтов общества.

Бюджетные реформы начались с первых лет перехода к рыночной экономике. Уже в 1991 г. были разработаны и изданы два основополагающих Закона: «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. №1734-1 и «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 июля 1991 г. №146-ФЗ [1;2], заложивших новые основы формирования и функционирования бюджетной и налоговой систем России. Одновременно была введена единая бюджетная классификация, объединившая в одном документе однородные доходы и расходы федерального, региональных и местных бюджетов. В 1997 г. новая бюджетная классификация, предусмотрела изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов. В 1998 г. были приняты Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, установившие основы действующий в настоящее время бюджетной и налоговой систем, а также бюджетного процесса.

В преддверии Бюджета 2008-2010 гг. начиная с 2007 г. финансовая политика Правительства РФ в отношении использования нефтегазовых доходов стала корректироваться. Федеральным законом №63-ФЗ были внесены поправки в Бюджетный кодекс, касающиеся в том числе нефтегазовых доходов федерального бюджета. Была введена новая глава 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета». Как отмечалось федеральный закон о федеральном бюджете был принят не в декабре, а в июле 2007 г. с учетом поправок, внесенных Федеральным законом №198-ФЗ от 24.07.2007 г. «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» [3] (табл.1).

Таблица 1

Основные параметры федерального бюджета на 2008-2010 гг.

2008г., (проект) 2009г., (проект} 2010г., (проект)

млрд. руб. Вйк ВВП млрд. руб. в % к 6ВП млрд, руб. в % к ВВП

Доходы вся го 6614,4 18,98 7165,1 18,31 3090,0 13,6

не нефтегазовые доходы 1261,3 12,18 5113,5 12,88 5741,7 12,82

нефтегазовые доходы 2383,1 6,81 7351,9 5,93 2318,3 5,21

Расходы всего 6570,3 13,77 7264,9 18,30 7685,4 17,15

Условно утвержденные расходы 186,3 0,47 404,5 0,30

Нефтегазовый трансферт 2135,0 6,1 2103,6 5,3 2016,0 4,5

Резервный фонд

нормативная величина 3500,0 10,0 3969,0 10,0 4480,0 10,0

прогнозируемая величина 3381,9 9,7 3709,2 9,3 4129,7 9,2

Фонд национального благосостояния 181,5 ÍA 492,73 1,2 504,43 1,1

ВВП, прогноз 35000 39690 44800

Баланс бюджета максимальный 74,1 0,2 200,5 0,5 404,6 0,9

минимальный 14,2 0,0 ОД 0,0

Не нефтегазовый бал в не бюджета, максимальный -2309,0 -6,6 -2151,4 -5,4 -1943,7 -4,3

минимальный -2337,7 -5,9 -2348,2 -5,2

К нефтегазовым доходам федерального бюджета Федеральный закон №63-Ф3 относит доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ, горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья), вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный.

Начиная с 2008 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета России используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для

Основные макроэкономичес

формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

Дальнейшее реформирование [4; 5] бюджетного процесса в части цен на углеводородное сырье коснулось бюджета 2014 года. В основе расчетов основных параметров федерального бюджета на 2014 -2016 годы лежат сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (таблица 2).

Таблица 2

параметры на 2013-2016 годы

Показатель 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

Закон № 216-ФЗ* Прогноз Закон №216-ФЗ' Прогноз Закон № 216-ФЗ* Прогноз Прогноз

Цены на нефть игак, долл. США/бар р.. 97 105 101 101 104 100 100

Цены на газ (среднеконтрактные включав страны СНГ), долл.Лыс. куб. м 322,6 345,3 315,7 310,1 330,5 326,8 311,1

ВВП, млрд. руб. 66 515 67 513 73 933 73 921 82 937 81910 31205

Рост ВВП, % 103,7 102,4 104,3 103,7 104,5 101,1 101,2

Инвестиции, млрд. руб. 14 054 13 912 16 128 15 638 18 527 17 872 20189

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США 356,5 334,9 388,3 351,4 420,8 367,2 385,1

Объем экспорта [по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США 494,1 501,4 515,8 498,3 538,6 504,5 517,4

Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. 14 400 12 805 16 000 14 000 18 585 15 320 17705

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года 5-6 5-6 4-5 4-5 4-5 4-5 4-5

Курс доллара, рублей за доллар США 32,1 31,4 33,0 32,1 33,7 33,7 34,9

Фонд заработной платы, млрд. руб. 16 482 16 559 18 295 18283 20269 20268 22 491

* Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 216-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [6].

Макроэкономические параметры, принятые за основу подготовки федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, существенно отличаются от параметров прогноза социально-экономического развития, положенного в основу формирования федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [7].

Основными причинами замедления экономического роста в России являются снижение темпов мирового экономического роста (нерешенные долговые проблемы еврозоны, США, замедление экономики Китая), снижение цен на нефть. Также негативное влияние на замедление экономического роста оказали и внутренние проблемы российской экономки1.

Федеральный бюджет на 2014-16 гг. имеет социальную направленность и построен на основе средней цены на нефть, устанавливавшейся в последние годы. Обеспечить стабильность бюджета основывается на новом принципе его формирования. Он сформирован по так называемому бюджетному правилу - исходя из средней цены на нефть за предыдущие годы. Это важно, так как цена на нефть изменяется и неправомерно ориентироваться на текущие показатели. Например, в 2013 году базовая цена была установлена на уровне средней цены на нефть за пять лет, в последующие годы период для расчета средней ежегодно увеличивается на 1 год до достижения 10-ти летнего периода (табл. 3). Данные таблицы отличаются от цены на нефть в бюджете, принятом Госдумой в связи с корректировками, редакционными поправками.

Таблица 3

Расчет базовой цены на нефть [7]. долл.США/барр.

Цена на нефть Бзюыя цена 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

<М.4 61,1 78.2 109,4 110,5 105 101 100

2013 91 94 61 7& 109 112,2*

2014 93 94 61 78 109 110,5 105

5015 94 ад 61 7& 109 110,5 105 101

2016 95 ад 61 78 109 110,5 105 101 100

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации при расчете базовой цены на нефть на очередной финансовый год цена на нефть в текущем финансовом году принимается равной фактической цене на нефть за первое полугодие. Таким образом, при определении базовой цены на 2013 год использовалась фактическая средняя цена на нефть за первое полугодие 2012 года, которая составила 112,23 долл. США/баррель. Для расчета базовой цены на нефть в последующие годы используется фактическое значение цены на нефть за 2012 год -110,5 долл. США/баррель.

Учитывая значение и важность влияния цены на углеводородное сырье и прежде всего на нефть, а так-

1 В апреле 2014 г. Минфин РФ, Минэкономики РФ в связи с украинским кризисом и санкциями запада пересмотрел прогноз роста ВВП в 2014 г. экономики в сторону понижения ниже 0.6%.

же уровень цены на нефть на российскую экономику, необходимо выявить факторы2 роста или снижения цены на нефть. Известно, что благополучие экономики России основывается на экспорте сырьевых товаров, цены на которые за последние годы стремительно росли (например, цена на нефть в июне 2008 года достигла своего пика 147 долл. США за баррель, вспомним в 1998 году в условиях дефолта она составляла 12 долл. США за баррель), и это было сильнейшим расслабляющим фактором для нашей экономики. Тогда никто не мог даже предположить столь стремительное снижение цен на нефть. Причиной падения цен явилась рецессия в развитых мировых экономиках и соответственно снижение спроса на энергоносители. В условиях кризиса 2008 года, его начала, ежедневный спрос на нефть в США упал на два миллиона баррелей. Имелись даже прогнозы, что глобальное падение спроса составит на объем в 4-6 миллионов баррелей в день. И при таком падении спроса ожидалось, что цены на нефть могут упасть до 25 долл. США за баррель.

Финансовый кризис значительно повлиял на промышленные цены. Проведем анализ цен. Пик роста промышленных цен пришелся на июль 2008 года, а в августе он резко замедлился, в сентябре цены упали на 5%. За сентябрь-октябрь промышленные цены упали на 11,3%. За январь-август 2008 года они выросли на 23,8%. Главная причина снижения цен в России - финансовые риски [8], и падение мировых цен на сырье. По оценкам финансовых экспертов в период с 1990 по 2008 годы в среднем сырье было ответственно за 16% от ВВП. При этом в 2000-е годы, когда начался сырьевой суперцикл, эта доля выросла до 28%. Полноценными сырьевыми государствами можно считать только 32 страны, в том числе и Россию, где добыча полезных ископаемых составляет почти 42% производства, а их продажа заграницу формирует 61% экспорта.

Всего с начала 1900 года в мире было два крупных товарных бума, когда индекс цен на сырьевые товары превосходил свой исторический тренд на 25% и более: период с 1970-х годов и до начала 1980-х годов и период с начала 2000-х годов, который закончился с началом последнего мирового кризиса. В течение многих лет экономисты предупреждали, что растущий спрос на полезные ископаемые со стороны Китая и других развивающихся стран будет в течение длительного времени превышать предложение, и в мире наступит дефицит сырья - от никеля до угля, от меди до зерна. В результате стал развиваться сырьевой су-

2 Большой энциклопедический словарь - Фактор (от лат. йсЬэг-делающий, производящий) причина, движущаяся сила какого-либо процесса. В связи, с данным определением исходя из ракурса нашего исследования под фактором, факторами подразумевается следующее - т.е. причина, причины, влияющие прямо или косвенно на рост или падение цены на углеводородное сырье (нефть, газ, горючий природный, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья).

перцикл: с начала прошлого десятилетия цены на многие сырьевые товары выросли до астрономических высот. Однако научно-техническая революция (НТР) и инвестиции в высокотехнологические проекты радикально изменили эту картину. Они привели к увеличению предложения, что способствовало снижению цен на различные виды сырья в последние годы. Рассчитываемый МВФ индекс всех сырьевых товаров, выросший втрое с 2000 по 2011 гг., снизился примерно на 12% с пиковых показателей. Цена меди упала рекордной отметки в 2011 г. на 28%, а цена на энергетический уголь - более чем наполовину с 2008 г.

Рост цен на фондовом рынке обычно приводит к росту экономики. От пузыря высокотехнологичных компаний мировая экономика получила множество полезных вещей: благодаря ему мир сегодня опутан коммуникационными сетями, созданы новые продукты и компании, которые заметно выросли в стоимости. А рост цен на основное сырье, такое как нефть, приводит лишь к росту издержек бизнеса и населения, такой рост становится тормозом для мировой экономики: 10 из 11 рецессий в американской экономике предшествовал заметный рост цен на нефть. Скачок цен на нефть воспринимается как большой налог, а последующее снижение - как большое снижение налогов. Так что конец нефтяного бума становится хорошей новостью для мировой экономики, считают эксперты.

Важно учитывать факторы роста цены нефти, роста добычи, спроса и предложения, политические процессы. Как известно, драйвером роста добычи нефти являются несколько факторов. Главный из которых -НТР и как следствие технологический рывок, обеспеченный гигантскими инвестициями, около $1,5 трлн. за прошедшее десятилетие. Кроме того, новые технологии позволяющие добывать нефть из сланцев в США, нефтяных песков в Канаде, подсоленных слоев почвы в Бразилии, а также сверхтяжелую нефть в Венесуэле. Основной выгодополучатель технической революции - США, которые могут активно влиять на нефтяной рынок.

Благодаря высоким технологиям, человечество может получить доступ к гигантским нетронутым запасам сланцевой нефти по всему миру. Эти же технологии помогут получить еще немного нефти из месторождений, которые сейчас считаются полностью выработанными. В ближневосточном противостоянии не последнюю роль играют цены на нефть, которые становятся инструментом экономического давления с прицелом на получение политических дивидендов. Политическая игра еще далека от своего завершения и даже не вошла в пиковую фазу. Глобальная политическая и экономическая ситуация становится все более неопределенной, что находит свое отражение в росте опасений по поводу будущего мирового нефтя-

ного рынка и его влияния на целый ряд ключевых геополитических процессов.

Экономика России ее развитие держится на экспорте сырьевых товаров, цены на которые за последние годы стремительно росли (например цена на нефть в июне 2008 года достигла своего пика 147 долл. США за баррель, вспомним в 1998 году в условиях дефолта она составляла 12 долл. США за баррель), и это было сильнейшим расслабляющим фактором для нашей экономики. Тогда никто не мог даже предположить столь огромное понижение цен на нефть. Причиной падения цен явилась рецессия в развитых мировых экономиках и соответственно снижение спроса на энергоносители. В условиях кризиса 2008 года, его начала, ежедневный спрос на нефть в США упал на два миллиона баррелей. Имелись даже прогнозы, что глобальное падение спроса составит на 4-6 миллионов баррелей в день. И при таком падении спроса ожидалось, что цены на нефть могут упасть до 25 долл. США за баррель.

В целях снижения рисков в нефтяном секторе, необходимо на государственном уровне предусмотреть превентивные меры, в целях регулирования инвестирования в эту сферу и обеспечения эффективной деятельности нефтедобывающего комплекса страны и сырьевых запасов страны. Следует отметить, что для реализации цели роста в добывающих отраслях создаются определенные технические системы, оборудование, а значит, и проводятся необходимые научные исследования и опытно конструкторские разработки. Но данная техническая инфраструктура в итоге необходима для поддержания добычи, транспортировки, хранении сырья и его компонентов. Таким образом, приоритеты финансирования направлены на стимулирование ресурсной экономики.

Россия занимает отстающие позиции в системе основных комплексов динамичного развития государств и роста экономики страны, ее конкурентоспособности. Необходимо в кратчайшие сроки изменить концепцию финансирования, с приоритетами финансирования науки (фундаментальной, прикладной), знаний, образования, информационных коммуникационных технологий и тех направлений науки, которые специфичны для России. Рассмотрение с оптимистическим прогнозом развития экономики и предпринимательства России можно обосновать следующими расчетами. Прогноз показывает, что в день в Российской Федерации добывается около 10,2 млн. баррелей нефти. При цене в 100 долл. США за баррель, ежедневно в отечественную экономику поступают 1,2 млрд. долл. США. Например, в 2013 г. цена в среднем была на уровне около 100 долл. США за баррель. То есть в год за счет нефти в страну может поступать около 400 млрд. долл. США, что сопоставимо одной четверти уровня ВВП страны. Учитывая себестоимость

на добычу, транспортировку и другие затраты, только от добычи и продажи нефти в казну государства при оптимальной финансовой системе может ежегодно притекать примерно 130 млрд. долл. США. Из этой суммы можно с помощью финансовой системы перераспределять на развитие науки и модернизации экономики России достойное финансирование. И это только от нефти. Такой же финансовый механизм можно предусмотреть для других природных ресурсов страны. При таких финансовых перераспределений, если удастся наладить работу предпринимательства, менеджмента, приток капитала обновление экономики и развитие страны в целом пойдут очень высокими темпами до уровня 10% годового роста ВВП. Возможно, учитывая важность пополнения за счет этой сферы централизованных фондов, будет разумно пойти на временные не рыночные методы управления экономикой страны. За счет резервного фонда приобретение акций нефтяных компаний, увеличения доли государства в капитале компаний и возможности направления дополнительных вложений в инвестиционные программы.

Рост цен на фондовом рынке обычно приводит к росту экономики. От пузыря высокотехнологичных компаний мировая экономика получила множество полезных вещей. В частности, благодаря ему, мир сегодня опутан коммуникационными сетями, созданы новые продукты и компании, которые заметно выросли в стоимости. А рост цен на основное сырье, такое как нефть, приводит лишь к росту издержек бизнеса и населения, такой рост становится тормозом для мировой экономики: 10 из 11 рецессий в американской экономике предшествовал заметный рост цен на нефть. Скачок цен на нефть воспринимается как большой налог, а последующее снижение - как большое снижение налогов. Так что конец нефтяного бума становится хорошей новостью для мировой экономики, полагают эксперты. Но сырьевая мания привела к тому, что огромные состояния и капиталы перетекли в энергетический сектор. И это повлияет на массового потребителя. В 2001 году в мире было 29 миллиардеров в энергетическом секторе и 75 миллиардеров в секторе технологий, в наше время они поменялись местами: 36 миллиардеров в технологическом и 91 в энергетическом, преимущественно в нефтяном. Потери для них в надвигающемся кризисе неизбежны, но их убытки обернутся потерями доходов потребителей по всему миру.

Минфин предлагает вспомнить советы МВФ: при формировании бюджета нужно использовать консервативные прогнозы по ценам на нефть, а в случае, если цена будет выше, пополнять Резервный фонд. Министерство раскритиковало практику принятия «дополнительных» бюджетов: правительство каждый год вносит поправки в бюджет, увеличивая расходы. Это повыша-

ет зависимость бюджета от цен на нефть. Особенно в Минфине недовольны бюджетной политикой после 2010 года - дефицит бюджета финансировался из средств Резервного фонда, несмотря на рост цен на нефть. Правительство и Минфин согласилось отправлять большую часть сверхдоходов от дорогой нефти в резерв, а также зафиксировать дефицит - не более 1% ВВП. В связи с резким падением цен на нефть в настоящее время (санкции, НТР, увеличение добычи нефти и ее предложения, увеличение запасов нефти) Минфин РФ пересмотрел свою стратегию и финансовую политику на перспективу. Об этом было заявлено недавно на прошедших Гайдаровских чтениях. В частности было отмечено ошибкой вложение инвестиций с приоритетами нефтегазодобывающей отрасли. Был сделан вывод о пересмотре этой политики с приоритетами инвестиционных проектов в высокие научные технологии и конкурентоспособное технологическое производство, а также импортозамещение.

В долгосрочной перспективе цены будут падать - по прогнозам аналитиков это произойдет во вторую половину этого десятилетия. Уже заметны признаки циклического изменения рынка. Это связано, прежде всего, с нетрадиционными источниками нефти.

Драйвером роста добычи нефти в настоящем и будущим являются несколько факторов, главный из которых - высокие технологии, созданные благодаря мега инвестиционными проектами. Самые передовые технологии позволят добывать нефть из сланцев в США, нефтяных песков в Канаде, подсоленных слоев почвы в Бразилии, а также сверхтяжелую нефть в Венесуэле. По мнению экспертов основной выгодополу-чатель научно-технической революции - США, которые сегодня, могут перевернуть весь нефтяной рынок. Следовательно, Россия в противовес должна составить конкуренцию на территориях российского континентального шельфа в Арктике, Сахалина и др. Благодаря передовой науке и высоким технологиям, человечество может получить доступ к гигантским нетронутым запасам сланцевой нефти по всему миру. Эти же технологии помогут получить еще немного нефти из месторождений, которые сейчас считаются полностью выработанными.

Современные тенденции и примеры многих стран доказавших, что отдельное государство выбравшее цель и стратегию ускоренного развития, в основе которой самый сложный путь - базирующийся на развитие науки, передовых технологиях, инновационных конечных результатах, адекватной трансформации экономики страны и ее управления, позволяют в сравнительно небольшие промежутки времени, кардинально повысить уровень жизни граждан данной страны. В основе выбранной стратегии развития НТР и инновационная экономика, предполагающая приоритеты в финансировании передовой фундаментальной и прикладной науки, выс-

ших технологий. О категориях наука и инновация рассмотрено в разных научных трудах, теоретические аспекты [2 с 175], что касается прикладного характера, например инновационной политике [1 с 41], управления на предприятии [3 с 266-267; 4 с 59-60].

Согласно существующей экономической теории, в настоящее время человечество переходит от пятого к шестому технологическому укладу. Ключевыми факторами шестого уклада экономисты видят нанотехно-логии, клеточные технологии и методы генной инженерии, возникновение альтернативной энергетики (водородная энергетика, возобновляемые источники энергии ветра, солнца) и т.д. Уходящий пятый уклад характеризуется развитыми технологиями транспортного машиностроения, нефте- и газопереработки.

Инвестиции в наукоемкие технологии шестого технологического уклада в России - пока еще дело очень рискованное, но это не означает, что нужно игнорировать венчурное финансирование.

К сожалению, Россия еще не создала полноценные основы для рыночного инвестирования инновационных проектов. С нашей точки зрения чуть более 20 лет экономических реформ это слишком короткий промежуток времени для построения, формирования, обкатки механизма финансирования научно-технологических проектов - венчурного финансирования. Используя передовые методы управления экономикой можно найти приоритетные пути стратегического развития в этом секторе экономики. В западной экономике традиционно считается, что рынок венчурного финансирования структурно состоит из двух секторов. Основная часть финансирования или первый сектор приходится на венчурные фонды, и второй сектор представляет собой индивидуальных инвесторов (так называемых бизнес-ангелов) или неформальный сектор финансирования.

В России последний сегмент рынка развит очень слабо. Можно уверенно заявить, что он практически отсутствует. Современные тенденции и сама идея модернизации экономики Российской Федерации создает вызовы для формирования такого источника финансирования. Решение этой проблемы позволит изменить структуру финансирования и станет одним из направлений создания конкурентной среды способствующей привлечения дополнительных финансовых ресурсов, роста экономики, повышения уровня жизни населения.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. №1734-1.

2. Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 июля 1991 г. №146-ФЗ.

3. Федеральный закон (О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в части регулирования бюджетного процесса и проведении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации), Федеральный закон от 26.04.2007 г. №63-ФЗ. Журнал «Закон и право» М: 2008 г. № 4.Федеральным закон №198-ФЗ от 24.07.2007 г. «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Журнал «Закон и право» М: 2007г. № 8.

4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ о бюджетной политике в 2008-2010 гг. © КонсультантПлюс, 1992-2014.5,

5. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах. Журнал. Советник бухгалтера бюджетной сферы. Выпуск № 8(128), август, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 216-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» © КонсультантПлюс, 1992-2014.

7. Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Министерство финансов РФ, М:Минфин РФ, 2013 104 с.

8. Бланк И. А. Управление финансовыми рисками: учебный курс / И. А. Бланк. - Киев: Эльга : Ника центр, 2012. -600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.