Научная статья на тему '\ Наука и технологии \ наш турбовоз вперед летит'

\ Наука и технологии \ наш турбовоз вперед летит Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
84
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ Наука и технологии \ наш турбовоз вперед летит»

\ НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ \

Ирина

ВОРОБЬЕВА

Наш турбовоз

В Подмосковье проходят испытания одного из мощнейших в мире локомотивов. Уникальный отечественный газотурбовоз с турбинным двигателем на сжиженном природном газе 170 км тянул грузовой состав весом 15 тыс. тонн, что равноценно поезду в 159 вагонов

Разработчик газотурбовоза — Всероссийский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт (ВНИКТИ) в Коломне. Генератор машины создали на Лысьвенском электротехническом заводе, а опытный образец локомотива был собран на Воронежском локомотиворемонтном заводе. Газотурбовоз состоит из двух секций. В одной размещаются турбина и силовой блок, в другой — емкость для 17 т топлива. Одной заправки хватает на 750 км. Это означает, что локомотив может двигаться без постороннего вмешательства в течение 8-9 дней. Максимальная мощность газотурбовоза — 8300 кВт, общий вес — 300 т. При этом газотурбовоз развивает скорость до 100 км/ч. В кабине локомотива установлен многопозиционный контролер, регулиру-

ющий мощность и скорость движения. Дисплейный модуль отображает информацию о режимах работы двигателя, включая данные о технических параметрах каждого узла, например газовой турбины, электрической передачи или тормозных систем. Также локомотив оснащен системой видеонаблюдения, контролирующей состояние моторного отсека и рабочего места машиниста. Пока снимаемая системой наблюдения «картинка» транслируется только в кабину машиниста, но в перспективе изображение будет передаваться и в диспетчерский центр. В чрезвычайной ситуации диспетчеры смогут дистанционно активировать систему экстренного торможения, автоматически выключающую тяговые двигатели.

Примерная длина такого поезда — более 2 км. Если в конце декабря прошлого года на участке Рыбное - Перово Московской дороги газотурбовоз ГТ1-001 провел состав с грузом 10 тыс. т, то еще через месяц груз стал тяжелее еще на 5 тыс. т.

Ни один из современных локомотивов не может доставлять составы такой массы. При этом, как нам пояснили в ОАО «РЖД», резервные мощности газотурбовоза не исчерпаны. На экспериментальном кольце проверяют его ходовые качества, системы управления и подачи топлива, определяют требования к составу и качеству

сжиженного природного газа, необходимые дополнения в установленные нормы пожаро- и взрыво-безопасности.

Но уже и сейчас понятно: это действительно прорывной проект. Использование газотурбовоза значительно снизит энергозатраты при эксплуатации, сократит финансовые и трудовые затраты на техническое обслуживание локомотивов», — поясняет Валентин Гапанович, старший вице-президент ОАО «РЖД». Это в конечном счете снизит себестоимость железнодорожных перевозок как минимум на 20-25%.

Появление в России нового типа подвижного состава — часть реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». Одно из ключевых направлений программы — увеличение грузоподъемности поездов. Для этого

52 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (83) 2009

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

вперед летит

уже сейчас ведется модернизация и усиление инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги».

Хотя конечная стоимость серийного газотурбовоза пока не определена, понятно, что она выше, чем у существующей сегодня серийной продукции. Но специалисты утверждают: за 15-20 лет вложения в новый локомотив окупятся дважды. Например, для перевозки 10 тыс. т, потянуть которые способен один газотурбовоз, сегодня требуется две стандартные тяговые единицы. Сэкономить железнодорожники планируют и на топливе, поскольку газотурбовозы в первую очередь предназначены для эксплуатации в Сибири, на неэлектрифицированных участках дорог, где, однако, имеются большие запасы природного газа.

Дизельное же топливо почти на четверть дороже метана. Кроме этого, у газотурбовоза меньшее по сравнению с дизельным двигателем число трущихся деталей турбины и более высокая температура горения топлива, при которой фактически не образуется нагар. А значит, удешевляется ремонт и обслуживание газотрубовоза по сравнению с тепловозом.

Новая модель отвечает всем требованиям Евросоюза к экологическим характеристикам локомотива, которые вступят в силу в 2012 году. Зарегистрированные при его испытаниях объемы вредных выбросов оказались в четыре — пять раз меньше ограничений Евросоюза.

Разработка принципиально нового для России типа локомотива началась в декабре 2006 года после подписания соглашения о совместном его создании между ОАО «РЖД» и Самарским научно-техническим комплексом им. Н.Д. Кузнецова (СНТК), у специалистов которого к тому времени уже был готов газотурбинный двигатель НК-361 и силовой блок тяговой секции.

К 2010 году в РЖД планируют приступить к использованию этого вида локомотива на неэлектрифицированных участках Московской и Свердловской железных дорог.

новости отрасли

Рентгеновское око

Институт ядерной физики (ИЯФ) Сибирского отделения РАН заключил контракт с мировым лидером в области технологий для нефтяной и газовой промышленности концерном вЫитЬег^ег, работающим в 80 странах мира, на разработку устройств для так называемого каротажа. Это способ геофизического изучения геологических разрезов и выявления в них полезных ископаемых. Контракт рассчитан на 2,5 года, в течение которых институт разработает и поставит для испытаний в

вИ!итЬег£ег опытные образцы. Среди наиболее известных прикладных разработок ИЯФ — ускоритель ИЛУ-14 для радиационно-технологических комплексов по обеззараживанию медицинских отходов и система рентгенографического контроля «Сибскан», установленная в том числе в аэропортах Домодедово и Пулково.

На зарядку становись!

В американской компании Тгетоп! Е!ео№о разработали новое зарядное устройство для мобильных телефонов — генератор пРо^гег, заряжающий мобильники за счет

электромагнитной индукции, открытой еще Фарадеем. Генератор похож на трубку длиной 23 см, его вес — 250 г. Для начала работы генератор следует закрепить вертикально (в сумке или на одежде) и подключить к нужному разъему мобильного телефона. Тряска устройства при ходьбе или беге позволяет заряжать телефон не хуже, чем от электросети. За час увлекательной прогулки американский генератор заряжает аккумулятор на 80%. Помимо мобильников, пРо^тег может пополнять заряд и других портативных устройств, включая плееры, фотоаппараты и вРв-навигаторы.

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (83) 2009 53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.