Научная статья на тему 'Экспо 1520: смотреть вперед'

Экспо 1520: смотреть вперед Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспо 1520: смотреть вперед»



ПЕРЕВОЗКИ

ЭКСПО 1520: смотреть вперед

С 7 по 10 сентября в подмосковном городе Щербинка на территории Экспериментального кольца ВНИИЖТ прошел III Международный железнодорожный салон «ЭКСПО 1520» — главное выставочное мероприятие в железнодорожной отрасли на «пространстве 1520».

Организатором мероприятия выступила компания «Бизнес Диалог», генеральным партнером — ОАО «РЖД».

На торжественном открытии салона участников и гостей поздравили президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин и председатель Комитета Государственной думы РФ по транспорту С. Н. Шишкарев. «В работе Салона принимают участие все ключевые игроки железнодорожной отрасли России, Европы и Азии. Именно поэтому здесь традиционно зарождаются все инновационные разработки, закладываются основы для международного сотрудничества в железнодорожной отрасли, — отметил В. И. Якунин. — Пусть сегодняшний салон пройдет под девизом, который озвучил маленький мальчик, когда его спросили, почему он хочет быть машинистом: „Мне нравится смотреть вперед!"»

Все достижения отрасли на одной площадке

Новую продукцию — современную технику и технологии, новейшие разработки для всех направлений железнодорожной отрасли — на выставке продемонстрировали около 400 компаний и организаций из России и более чем 20 стран мира. В работе салона приняли участи свыше 14 тыс. посетителей. Экспозиция заняла четыре специализированных павильона и открытые площадки Экспериментального кольца ВНИИЖТ. Многие ведущие производители железнодорожной техники и оборудования приурочили первый показ

своих новинок к ЭКСПО 1520. Российские и зарубежные предприятия представили на выставке свои лучшие инновационные проекты.

На статической экспозиции демонстрировалось более 50 единиц современного подвижного состава: локомотивы, электропоезда, тяговые модули и многое другое. В их числе — двухсис-темный скоростной пассажирский электровоз нового поколения ЭП20, разработанный ОАО «РЖД» в сотрудничестве с Трансмашхолдингом и компанией АЬЭТОМ, а также энерговагон, созданный ВНИИЖТ и не имеющий аналогов в мире: его энергоустановка, в отличие от дизельных установок, не производит вредных выбросов.

На рельсовых путях Экспериментального кольца в виде динамической экспозиции была представлена история российского железнодорожного машиностроения. Парад железнодорожной техники, который можно было посмотреть в течение всех рабочих дней салона, открывали ветераны железных дорог — паровозы серий «Э», «П» и «Л». За ними следовали локомотивы и поезда, созданные советскими и российскими инженерами. Ключевыми же экспонатами стали новинки, которые только готовятся к серийному производству. В частности, участники «ЭКСПО 1520» увидели самый длинный и тяжелый в мире товарный состав на одиночной тяге, ведомый газотурбовозом ГТ-1. Длина поезда, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса, — более километра, вес — 16 тыс. т.

Важнейшие контракты

Одним из главных событий ЭКСПО 1520 стало подписание 7 сентября трехстороннего соглашения между ОАО «РЖД», концерном Siemens AG и ГК «Си-нара» о поставке 1200 вагонов для электропоездов «Ласточка» (Desiro RUS) на общую сумму почти 2 млрд евро. Также подписан контракт стоимостью 500 млн евро о техническом обслуживании 54 электропоездов этой серии. Он вступит в силу в 2013 г. и рассчитан на 40 лет. Важным пунктом этого соглашения стала договоренность о 80 %-ной локализации производства в ближайшие несколько лет.

В этот же день ОАО «НПК „Уралвагон-завод"» и ОАО «Вторая грузовая компания» достигли предварительных договоренностей о поставке 40 тыс. единиц подвижного состава на сумму более 126 млрд руб. В сентябре компании планируют заключить договор о ежегодной поставке в течение 4 лет 10 тыс. единиц подвижного состава (7 тыс. полувагонов и 3 тыс. цистерн). Первые поставки вагонов должны начаться уже в этом году.

В атмосфере бизнес-диалога

В рамках салона «ЭКСПО 1520» 7-8 сентября прошла IV Международная конференция «Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты».

В пленарном заседании «Развитие железнодорожного транспорта в контексте модернизации экономики России» приняли участие президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин, председатель комитета по транспорту Госдумы РФ С. Н. Шишкарев, губернатор Свердловской области А. С. Мишарин, заместитель министра транспорта РФ Н. А. Аса-ул, заместитель министра промышленности и торговли РФ В. Ю. Саламатов, президент и исполнительный директор Siemens AG П. Лёшер, президент ГК «Си-нара» Д. А. Пумпянский, президент ALSTOM Transport А. Пупар-Лафарж и другие официальные лица.

В. И. Якунин подчеркнул необходимость более активного использования потенциала геополитического положения России и отметил, что продолжается работа над проектом продления ширококолейной железной дороги до Вены (Австрия). По оценкам экспертов, реализация проекта может занять 10 лет и потребует создания около 21 тыс. рабочих мест. Д. А. Пумпянский сообщил, что ОАО «РЖД» совместно с

50 «ТРАНСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 5 (36) 2011

-Q-

ПЕРЕВОЗКИ

ЗАО «ГК „Синара"» в ближайшее время создадут на базе научного центра «Сколково» энергосберегающий локомотив. Поскольку в России пока нет аналогов такому производству, было принято решение начать подготовку рабочих и инженерных кадров для него совместно с компанией Siemens AG. А. С. Мишарин рассказал о создании в регионе кластера железнодорожного машиностроения и организации высокотехнологичного производства по выпуску современных мощных дизелей. Глава Свердловской области и председатель правления концерна Siemens AG П. Лешер договорились о создании современного центра подготовки инженеров на базе Уральского федерального университета.

В этот же день состоялась панельная дискуссия «Роль машиностроительного комплекса в развитии регионов России», на которой были рассмотрены вопросы производства железнодорожной техники, укрепления кооперационных связей между производителями и поставщиками комплектующих, локализации производств железнодорожной техники.

Деловую программу первого дня салона завершило общее собрание членов НП «Объединение производителей железнодорожной техники» и Совета главных конструкторов, на котором состоялась церемония вручения сертификата соответствия на установочную серию магистрального грузового электровоза постоянного тока «Гранит» (серия 2ЭС10) с асинхронным тяговым двигателем. Также на собрании были награждены лауреаты конкурса лучших инновационных разработок среди предприятий — членов НП «ОПЖТ».

Второй день конференции открылся панельной дискуссией «Производство нового подвижного состава: перспективы развития», в которой приняли участие старший вице-президент ОАО «РЖД» В. А. Гапанович, генеральный директор Института проблем естественных монополий Ю. З. Саакян, вице-президент Siemens AG Д. Мёллер, управляющий директор по СНГ ALSTOM Russia Б. Гонне, руководители ведущих российских предприятий — производителей железнодорожной техники и гру-зоперевозчиков. Участники обсудили перспективы производства современных грузовых вагонов и инновационное развитие отрасли в целом, уделив особое внимание созданию новых образцов железнодорожной техники с улучшенными технологическими и

эксплуатационными характеристиками и современным подходам к усовершенствованию подвижного состава за счет модернизации и локализации производств.

Более детальное обсуждение затронутых в дискуссии проблем состоялось на трех специализированных секциях. На секционном заседании «Бережливое производство и энергосбережение как принципы создания железнодорожной техники и оборудования» эксперты говорили о перспективах широкого внедрения новейших технологий и современного оборудования для экономии ресурсов, в том числе топлива и электроэнергии. В рамках секции «Современный грузовой вагон: производство и сервис» рассматривались вопросы ценообразования на железнодорожную технику, в частности проблема роста цен на полувагоны. Участники секции «Инновационное развитие и техническое регулирование на железнодорожном транспорте „пространства 1520"» обсудили внедрение инновационных технологий на железнодорожном транспорте, актуальные проблемы, связанные с реформой системы технического регулирования в России; формирование технических регламентов единого экономического пространства и др.

Будущие кадры

Девятого сентября выставку посетили более 800 участников V Слета молодежи РЖД — молодые специалисты, студенты транспортных и железнодорожных вузов Москвы и регионов. Старший вице-президент «РЖД» В. А. Гапанович в своем выступлении перед ними обозначил приоритеты и перспективы развития отрасли, подчеркнув инновационную направленность политики своего ведомства. Студенты ознакомились с новейшими образцами железнодорожной техники, на которой им предстоит работать в ближайшем будущем. Те из них, кто освоил профессию машиниста, проехали в кабине нового мощного мультисис-темного локомотива ЭП20, которым управлял лично В. А. Гапанович.

День открытых дорог

Десятого сентября дети и взрослые были приглашены на обширную развлекательную программу. Маленькие гости катались на «Волшебном экспрессе», смотрели театрализованное представление, участвовали в многочисленных конкурсах и соревнованиях. Родители тоже не скучали: все экспонаты статической экспозиции были открыты для свободного осмотра.

«ТРАНСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 5 (36) 2011

51

-Q-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.