Научная статья на тему 'Наука и практика образовательных технологий'

Наука и практика образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журухин Г. И., Бабушкина О. В.

Повышению компетентности преподавателя, расширению кругозора знаний способствует его участие в прикладных исследованиях, освоение и применение в практике хоздоговорных работ современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Журухин Г. И., Бабушкина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENCE AND PRACTICE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Increase of competence of the teacher, expansion of an outlook of knowledge are promoted by its participation in applied researches, development and application in practice of hozdogovorny works of modern information technologies.

Текст научной работы на тему «Наука и практика образовательных технологий»

ОБРАЗОВАНИЕ

НАУКА И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Журухин Г.И., Бабушкина О.В.

Повышению компетентности преподавателя, расширению кругозора знаний способствует его участие в прикладных исследованиях, освоение и применение в практике хоздоговорных работ современных информационных технологий.

THE SCIENCE AND PRACTICE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGY

G. I. Zhurukhin, O.V. Babushkina

Increase of competence of the teacher, expansion of an outlook of knowledge are promoted by its participation in applied researches, development and application in practice of hozdogovorny works of modern information technologies.

В дискуссии по поводу путей развития высшего образования, организованной министерствами образования России и Франции в сентябре 2010 года, в которой приняли участие ректоры ведущих вузов России, министры образования обеих стран, обсуждались в том числе вопросы формирования общих и специальных знаний в контексте востребованности выпускников высшей школы в различных отраслях экономики. Французские коллеги выразили обеспокоенность по поводу свободы выбора изучаемых дисциплин, предоставляемой студентам многими университетами Европы, и в определенной мере, как следствие, достаточно узким спектром компетенций, формируемых у бакалавров и магистров в области их специализации.

Российскими участниками дискуссии в этой связи отмечалось (в частности, это прозвучало в выступлении ректора Московского государственного университета), что отечественная школа высшего образования всегда отличалась стремлением предоставить возможность студенту получения наряду с профильными достаточно обширного круга общих знаний в качестве базы для формирования специальных знаний, компетенций и умений в вузе и, по за-

вершении учебы, уже по месту работы - в рамках системы повышения квалификации, формы реализации которой весьма разнообразны.

В то же время, по данным ряда исследований, работодатели в качестве главной проблемы отмечают разрыв теории и практики в системе подготовки вузов. Затраты на доучивание выпускников становятся препятствием в работе предприятий, влияют на их конкурентоспособность и, в конечном счете, на конкурентоспособность экономики страны.

Экстенсивный характер образования, перегруженность программ и курсов, ориентация на запоминание и воспроизведение информации, а не ее самостоятельный поиск, творческое усвоение и использование - факторы негативное проявление которых также отразилось на качестве подготовки молодых специалистов.

В системе приоритетов реформирования системы образования, предусматривающей в том числе переход на двухступенчатую форму обучения в высшей школе, развитие способности к быстрой профессиональной адаптации в условиях изменения внешней и внутренней среды предприятия, способность к непрерывному повышению своего

квалификационного уровня, на наш взгляд, является одной из первоочередных задач высшей школы.

Кстати говоря, по мнению академика РАН Новикова, озвученном на пленарном заседании конференции «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций», проведенной Российским государственным профессионально-педагогическим университетом в ноябре 2009 г. способность к быстрой адаптации в конкретных видовых условиях деятельности, что предполагает определенный базовый набор системных знаний, - важнейшее требование в подготовке бакалавра, магистра.

Утратила ли эта мысль актуальность? Наоборот, в ходе дискуссий, развернувшихся на XVIII Всероссийской научно-практической конференции (секция 2 "Образовательные технологии, основанные на применении современных информационных и коммуникационных технологий"), проведенной в ноябре 2012 года под эгидой РГППУ и посвященной инновационному развитию в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании, ряд ее участников, подтверждая актуальность проблемы формирования у будущего бакалавра, магистра способности к быстрой адаптации к конкретной профессиональной деятельности, заострили внимание на условиях формирования такой способности.

Решить эту проблему можно только с использованием современных образовательных технологий. Они предполагают логическую взаимосвязь научных знаний с практическим опытом применения этих знаний в видовой деятельности. Это должно стать непременными атрибутами современного преподавателя высшей школы - носителя и проводника знаний. Во всяком случае, отсутствие опыта практической работы в той или иной отрасли экономики, сфере деятельности, созвучной специализации преподавателя, должно восполняться периодическим прохождением стажировки, пере-

подготовкой, участием в прикладных исследованиях.

При этом следует подчеркнуть, что практическое освоение методов, способов познания экономических явлений в порядке проведения прикладных исследований на основе хозяйственных договоров является той школой повышения компетентности, умений, которая для преподавателя высшей школы не может быть (при всей ее несомненной полезности) заменена переподготовкой в традиционной межвузовской системе повышения квалификации кадров.

Участие в прикладных исследованиях позволяет преподавателю в ходе реализации конкретных задач проявить свою эрудицию, пополнить научный багаж. Участие в научных исследованиях позволяет утвердиться в объективности одних научных представлений и их трактовок и в ложности других; критически переосмыслить научные представления, углубить познания и уметь применять различные специальные методы исследований, владение которыми в комплексе с хорошей вузовской теоретической подготовкой формирует кафедрального преподавателя в качестве специалиста.

В программе развития Уральского федерального университета (УрФУ) до 2020 года в качестве важнейших приоритетов развития амбициозно заявлено, что... «современный университет перестает быть просто местом передачи знаний. Он должен стать местом формирования интеллектуального потенциала - знаний, инноваций, компетенций». Надо представлять, что амбиции университетов нового типа - федеральных - будут подкрепляться в том числе инвестированием из федерального центра в модернизацию университетской инфраструктуры для создания условий формирования интеллектуального потенциала.

Процессы модернизации технологий формирования знаний и умений протекают в настоящее время в той или иной степени во всех образовательных учреждениях страны. Требованием времени, и это осо-

Журухин Г.И., Бабушкина О.В.

бенно касается вузов, стремящихся к автономии, к финансовой самостоятельности, является расширение сферы прикладных исследований как источника пополнения финансовых ресурсов.

Хозяйствующие субъекты различных уровней нуждаются в таких исследованиях и готовы их финансировать, естественно, при предоставлении определенных гарантий результативности исследований. Одной из таких гарантий является реноме ученого, его авторитет исследователя, формируемый результатами, достигнутыми в процессе участия и проведения различного рода хоздоговорных работ, реализации возможностей выигранных грантов и т. д. Этот авторитет создается годами и формирует консолидированный авторитет организации, вуза как перспективного партнера, эффективного исполнителя заказов хозяйствующих субъектов. Профессорско-преподавательским составом кафедры региональной и муниципальной экономики Института менеджмента и экономической безопасности (ИМЭБ) РГППУ на протяжении последних лет выполнен ряд хоздоговорных работ во исполнение заказов Правительства Свердловской области.

В качестве примера таких договорных отношений кафедры ИМЭБ можно привести проведенную в 2009 году Российским государственным профессионально-педагогическим университетом совместно с УрФУ (кафедра экономики и организации предприятий машиностроения), Уральским государственным экономическим университетом работу по организационно-методическому сопровождению реструктуризации Уральского электрохимического комбината и последующим выделением непрофильных подразделений в самостоятельные юридические единицы.

Так, в целях оценки эффективности проекта создания юридически самостоятельного научно-производственного предприятия на базе завода электрохимических преобразователей - научно-производственного подразделения Уральского электрохимического комбината - учеными РГППУ построена прогнозная модель научно-производственной деятельности создаваемого в форме общества с ограниченной ответственностью предприятия «Завод электрохимических преобразователей» для условий функционирования его как самостоятельного субъекта хозяйствования.

Диаг. 11. ДВУХПАРАМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ Результирующий показатель: Чистая прибыль нарастающим итогом

200000,0

100000,0

-300000,0

-400000,0

Первый немодный параметр (ось X): Уровень выруч;и отреализации Второй и сходный параметр (серии данных): Уровень эксплуатаь^юнных затрат

Рис. 1. Графическая иллюстрация зависимости показателя чистой прибыли от уровня выручки

от реализации продукции и эксплуатационных затрат

Таблица 1

Расчет чистой прибыли от реализации продукции и услуг завода электрохимических преобразователей.

Чистая прибыль нарастающим итогом, тыс. руб.

Уровень

эксплуатационных

затрат

Уровень выручки от реализации

85% 90% 95% 100% 105% 110% 115%

96% -250892,8 -174579,1 -98265,3 -21951,6 43489,7 104540,7 165591,7

98% -277180,5 -200866,7 -124553,0 -48239,2 22459,6 83510,6 144561,6

100% -303468,1 -227154,4 -150840,6 -74526,9 1429,5 62480,5 123531,5

102% -329755,8 -253442,0 -177128,3 -100814,5 -24500,8 41450,4 102501,4

104% - - - - -

356043,4 279729,7 203415,9 127102,2 50788,4 20420,3 81471,3

Моделирование деятельности создаваемого предприятия на период до 2011 года включительно осуществлено с использованием специального программного продукта Альт-инвест (версия Ль5) в форме бизнес-плана, отвечающего по структуре и применяемым методам и критериям оценки эффективности деятельности предприятия стандартным требованиям, предъявляемым ведущими банками РФ к заявкам на кредитную поддержку деятельности предприятий.

В процессе организационно-методического сопровождения работы по реструктуризации Новоуральского УЭХК исследователям пришлось изучить теорию реинжиниринга бизнес-процессов, разработать нестандартные методики решения представляемых в теории в качестве стандартных, а на практике эксклюзивных экономических задач и использовать в комплексе с современными инструментами прикладных исследований, о необходимости применения которых в области моделирования экономических процессов уже велась речь в статье, - пакетами специальных прикладных программ оценки чувствительности и рисков проектных решений к изменению внешних экономических условий и внутренних параметров проекта.

C использованием возможностей пакета Альт-инвест на основе построения графика двухпараметрической зависимости получения прибыли при изменении показателя выручки от научно-производственной деятельности в пределах 85-115% от расчетного 100% уровня и при одновременном изменении текущих затрат в пределах 96104% (100% - расчетный уровень затрат) определена чувствительность проекта по показателю прибыли к изменению приведенных параметрических показателей в условиях реализации реалистического сценария.

Из вышеприведенных таблицы 1 и диаграммы (см. рис. 1) следует, что проект реструктуризации комбината с выделением завода электрохимических преобразователей в самостоятельный субъект хозяйствования оправдан при условии обеспечения в планируемом периоде на вновь созданном предприятии снижения текущих издержек на 2-4 % от достигнутого уровня и увеличения объема выручки не менее чем на 5%. При разработке бизнес-плана специалистами предприятия эти требования были учтены в соответствующих мероприятиях, планируемых к осуществлению в прогнозируемом периоде, с целью обеспечения обусловленного уровня критериальных по-

Журухин Г.И., Бабушкина О.В.

казателей научно-производственной деятельности.

Концептуальные предположения сформированы в рамках трех экономических сценариев развития предприятия: оптимистического, реалистического и пессимистического и представлены системой ограничений. Для каждого из сценариев с учетом сформированных в процессе экономического анализа параметрических ограничений была смоделирована научно-производственная и коммерческая деятельность на прогнозируемый период и рассчитаны финансовые риски реализации проекта выделения в самостоятельные юридические лица непрофильных вспомогательных и научно-производственных подразделений.

Доказано и в ходе реструктуризации предприятия было подтверждено, что выделение завода электрохимических преобразователей в самостоятельный субъект хозяйствования из состава комбината оправдано при условии обеспечения в планируемом периоде на вновь созданном предприятии снижения текущих издержек на 2-4 % от достигнутого уровня и увеличения объема выручки не менее чем на 5%. При разработке бизнес-плана специалистами предприятия эти требования были учтены в соответствующих мероприятиях, планируемых к осуществлению в прогнозируемом периоде, с целью обеспечения обусловленного уровня критериальных показателей научно-производственной деятельности.

Построение канонических моделей в сфере экономики предприятия, отображающих с достаточной степенью точности реальную экономическую жизнь субъекта хозяйствования, требует владения прогрессивными технологиями моделирования, использования специальных инструментари-ев. Современный педагог высшей школы экономики должен владеть прогрессивными технологиями виртуального отображения бизнес процессов. Это особенно важно в условиях укрупнения дисциплин и создания модульных образовательных про-

грамм, позволяющих формировать предметное знание в рамках единого потока слушателей, сформированного группами смежных профилей и профилизаций.

Применение информационных технологий с использованием колоссальных возможностей современной вычислительной техники произвело революцию в моделировании экономических процессов, поскольку позволяет, например, на основе построения имитационных моделей инвестиционной и постинвестиционной (производственно-хозяйственной, коммерческой, финансовой) деятельности субъекта хозяйствования с использованием специальных программных средств выполнять многовариантные расчеты при решении задач определения целесообразности инвестиций в развитие стратегии предприятия; чувствительности инвестиционного проекта к изменению факторов внешней среды и внутренних параметров, определяющих риск реализации стратегических инициатив; оценки ликвидности и финансовой устойчивости предприятия на перспективу [2; 3].

Формы осуществления научно-исследовательских работ, в выполнении которых участвуют преподаватели высшей школы, разнообразны: участие в конкурсах РГНФ, РГНФ-УРАЛ для получения грантов на выполнение научно-исследовательских работ; выполнение работ, услуг по тематике специализации вузовских подразделений на основе прямых хозяйственных договоров с предприятиями, организациями, администрациями муниципальных образований.

В целях интеграции образования и научной деятельности вузам предоставлена возможность развивать вузовскую науку в рамках научно-образовательных центров. При этом приоритетной ставится в качестве сверхзадачи необходимость реализации в образовательных процессах эффективных технологий формирования интеллектуального потенциала и тех научных достижений, которые апробированы на

практике и их состоятельность доказана, в том числе в ходе проведения прикладных научных исследований.

В типовом положении о научно-образовательных центрах в вузах подчеркивается необходимость обеспечения преемственности научно-исследовательской тематики и процессов модернизации образования в высшей школе:

- проведение фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ (НИР) с учетом приоритетных направлений развития науки и образования и потребностей отраслевой экономики в сфере промышленности, оказания услуг;

- всемерное расширение и укрепление связей научной работы с учебно-воспитательным процессом, содействие специальной подготовки научных кадров и повышению научной квалификации профессорско-преподавательского состава путем широкого привлечения преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов к участию в НИР;

- использование результатов научно-исследовательской работы центра в учебном процессе: разработке новых и обновлении читаемых лекционных курсов, выполнении студентами курсовых и дипломных проектов, подготовке кандидатских и докторских диссертаций.

В УрФУ за последние два года с приходом нового руководства создан ряд НОЦ отраслевой направленности в сфере развития энергетических систем, прорабатываются предложения о создании научно-образовательных центров в сфере управления строительством и оценки недвижимости; развитии производственного менеджмента в машиностроении.

В Российском государственном профессионально-педагогическом университете усилиями профессорско-преподавательского состава кафедры региональной и муниципальной экономики Института менеджмента и экономической безопасности (ИМЭБ) РГППУ создан научно-образовательный центр как форма взаимодействия

вузовской науки с субъектами хозяйствования, отраслевой и региональной экономикой.

Научно-образовательный центр под названием «Центр экономико-образовательных инноваций» (ЦЭОИ) создан с целью дальнейшего развития учебного процесса, научных исследований и улучшения качества подготовки специалистов в области разработки и реализации перспективных программ и проектов, повышения конкурентоспособности и увеличения объемов выпуска и реализации научно-технической продукции (включая конкурсы грантов).

С учетом имеющегося научного задела, специализации ведущих преподавателей кафедры региональной и муниципальной экономики ИМЭБ определена примерная тематика научных исследований:

- анализ и оценка состояния социально-экономического развития муниципальных образований (комплексная оценка в том числе по особо значимым или «депрессивным» сферам социального сектора экономики муниципального образования);

- организационно-методическое сопровождение разработки планов социально-экономического развития территориального образования до 2020 г. с непосредственным участием в разработке конкретных разделов плана, представляющих профессиональный интерес для Центра: сфера ЖКХ, образование, малое предпринимательство;

- трансформация ЖКХ в регионах УрФО. Состояние и перспективы. Оценка системы управления и механизма функционирования ЖКХ: в крупном городе; в городе с 1-2 градообразующими предприятиями, в поселках городского типа, в микрорайоне.

Типовые задачи:

- мониторинг изменения тарифов ЖКХ по основным видам ресурсов (электроэнергия, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение) в муниципальных образованиях-представителях уральского региона;

Журухин Г. И.,

- анализ системы организации учета и контроля за расходованием всех видов ресурсов по направлениям расходования и объектам потребления;

- сравнительный анализ затрат функционирования ЖКХ (по типичным объектам-представителям) по данным приборного учета; расчетным данным, основанным на применении норм, нормативов, тарифов;

- выявление резервов экономии при расходовании наиболее востребованных в ЖКХ ресурсов: топливно-энергетических, водных;

- разработка эффективных механизмов функционирования ЖКХ в условиях различных систем управляющего воздействия;

- анализ использования ремонтного фонда и средств на содержание жилья, аккумулируемых управляющими субъектами жилищно-коммунальных хозяйств собственников жилого фонда.

Научно-образовательным центром проявлена инициатива в области предоставления образовательных услуг и разработана вариативная программа повышения квалификации специалистов в области инвестиционного проектирования, предпринимате-

Бабушкина О.В.

лей малого и среднего бизнеса. Программа рассчитана на слушателей с различной степенью подготовки в области бизнес-планирования, оценки экономической эффективности и рисков реализации инвестиционных проектов.

Как итог, помимо практических результатов, достижение которых оговаривалось условиями контракта с заказчиком, накапливаются уникальные информационные материалы, которые используются преподавателями кафедры в лекционной работе со студентами, слушателями дополнительных образовательных программ. Для магистрантов, аспирантов, молодых преподавателей появилась дополнительная возможность реализации научных замыслов в своих диссертационных исследованиях, подкрепленных аргументами прикладных исследований.

Результаты такого универсализма, когда научные знания реализуются на практике в единой цепочке «студент - аспирант - преподаватель - работодатель», в сочетании с современными инструментариями исследования применительно к образовательным процессам можно по эффективности соизмерить с синергическим эффектом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журухин Г.И. Компьютерные технологии в образовательных процессах. Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций. Материалы IV региональной научно-практической конференции 20-21 февраля 2006 г. Екатеринбург.

2. Программный продукт "Альт-инвест" разработан Исследовательско-консультаци-онной фирмой "АЛЬТ'.Санкт-Петербург: alt-rc@pop3.rcom.ru

3. Программный продукт "Project Expert" разработан Консультационной фирмой "PRO-INVEST CONSULTING" Москва: info@pro-invest.com

4. Журухин Г.И. Новые образовательные технологии в вузе(НОТВ - 2010), VII Международная научно-методическая конференция. Часть 1. 8-10 февраля 2010 года. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2010. Виртуальное моделирование экономических процессов в образовании.

5. Журухин Г.И. Материалы III научных чтений профессоров-экономистов и докторантов. 2-4 февраля, 2010 г. Екатеринбург: УрГЭУ Наука и практика прикладных исследований в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.