Научная статья на тему 'НАУКА И ОБЩЕСТВО. ВЗГЛЯД АРХИТЕКТОРА'

НАУКА И ОБЩЕСТВО. ВЗГЛЯД АРХИТЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУКА / ОБЩЕСТВО / ПРОСВЕЩЕНИЕ / АРХИТЕКТУРА / НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МУЗЕИ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дианова-Клокова И.В., Метаньев Д.А.

В статье рассматриваются связи науки и общества. Отмечаются экономические и политические причины их взаимной заинтересованности. В пространственном отношении эти взаимосвязи осуществляются в соседстве научных и просветительских пространств. Архитектура отражает эти связи в различных пространственных формах. Приводится ряд примеров архитектурного содружества науки и просвещения - от Кунсткамеры в Санкт-Петербурге до Палеонтологического музея в Москве. Приведенные примеры подчеркивают респектабельность и демонстрируют архитектурную выразительность научно-просветительских объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE AND SOCIETY. THE ARCHITECT'S VIEW

The article examines the relations between science and society. The economic and political reasons for their mutual interest are noted. Spatially, these relationships are carried out in the neighborhood of scientific and educational institutions. Architecture reflects these connections in various spatial forms. A number of examples of the architectural community of science and education are given - from the Kunstkamera in St. Petersburg to the Paleontological Museum in Moscow. These examples emphasize the respectability and demonstrate the architectural expressiveness of scientific and educational objects.

Текст научной работы на тему «НАУКА И ОБЩЕСТВО. ВЗГЛЯД АРХИТЕКТОРА»

УДК 727.55

doi: 10.55287/22275398 2022 2 90

НАУКА И ОБЩЕСТВО. ВЗГЛЯД АРХИТЕКТОРА

И. В. Дианова-Клокова Д. А. Метаньев

ОНИР ГИПРОНИИ РАН, г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются связи науки и общества. Отмечаются экономические и политические причины их взаимной заинтересованности. В пространственном отношении эти взаимосвязи осуществляются в соседстве научных и просветительских пространств. Архитектура отражает эти связи в различных пространственных формах. Приводится ряд примеров архитектурного содружества науки и просвещения—от Кунсткамеры в Санкт-Петербурге до Палеонтологического музея в Москве. Приведенные примеры подчеркивают респектабельность и демонстрируют архитектурную выразительность научно-просветительских объектов.

Ключевые слова

наука, общество, просвещение, архитектура, научные учреждения, музеи, пространственное формирование и развитие

Дата поступления в редакцию

20.07.22

Дата принятия к печати

25.07.22

Наука — фундамент цивилизационного развития. Осознание этого является основанием всех взаимоотношений науки и общества. Общественная роль науки в период ее активного развития чрезвычайно высока и могла бы быть сопоставима с ролью религии. Не случайно выражение «храм науки» стало привычным. Пространство, предназначенное для научной деятельности, всегда относилось к разряду элитного. Это отражалось в соответствующих постройках. Во все времена предъявлялись высокие требования к архитектурной выразительности облика зданий для науки. И нынешние исследователи и инвесторы соотносят привлекательность своих компаний с архитектурными достоинствами зданий. Создание особого, репрезентативного облика и индивидуальных архитектурных решений, отражающих запоминающийся образ, повышают у сотрудников чувство причастности к научному сообществу, укрепляют корпоративный дух, а у клиентов и спонсоров создают впечатление надежности и устойчивости.

Фундаментальная наука всегда в преобладающей мере финансировалась обществом через государство и отдельных спонсоров с привлечением венчурного капитала (последнее в большей мере относится к инновационным научным исследованиям). Это объясняет интерес науки к демонстрации своих достижений и таким образом — обращению к обществу в просветительских целях. В свою очередь, стремление общества наблюдать за результатами исследований и разработок

обязывает науку обеспечивать такую возможность. Перед просвещением ставятся различные задачи; мы рассматриваем ту их часть, которая проистекает из развития науки и тесно с ней связана.

Связям науки и общества способствовала активная популяризация научных достижений. В пространственном отношении эти взаимосвязи осуществляются в соседстве научных и просветительских учреждений, что архитектурными средствами отражается в различных пространственных формах.

В составе научных учреждений просветительская функция осуществляется через использование пространств, связанных с организацией научного общения. Среди них: зоны выставок (постоянные/ временные экспозиции, музеи научных достижений, музеи мемориальные); зоны конференций и презентаций (конференц-залы, аудитории с фойе и выставочными пространствами); зоны обучения и повышения квалификации (информационные и медиа-центры, библиотеки, лекционные залы, помещения для семинаров и учебных занятий, учебные/демонстрационные лаборатории и мастерские); зоны рекреаций и неформального общения (зимние сады, атриумы, галереи-пассажи и пр.) [3, 8].

В СССР крайне популярны были встречи, организуемые П. Л. Капицей в созданном им в 1935 г. в составе Академии наук Институте физических проблем — т. н. «капишники». На эти встречи-семинары, проводимые как в стенах научной лаборатории, перевезенной П. Л. Капицей из Кембриджа, так и в лекционных залах, стремились попасть ученые самой разной научной специализации [7]. Проводились многочисленные научные и просветительские встречи и в Физическом институте, и других учреждениях АН СССР. Так, в комплексе Института биоорганической химии им. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, созданном в Москве в 1980-е гг., значительное развитие и удобную организацию получили многочисленные общественные пространства — конференц-зал, фойе, выставочный зал, аудитории, библиотека, рекреация, зимний сад и пр. Продуманная система их размещения и сегодня обеспечивает в институте возможность творческих контактов и комфортные условия научного труда, а использование этих пространств для организации мероприятий и экспозиций во многом служит просветительским целям.

В составе институтов создавались специальные пространства, предназначенные для демонстрации достижений научных исследований и, в большей или меньшей степени, открытые для публики — выставочные залы, научные музеи и пр., которые служили просветительским целям. Расширение таких пространств вследствие их популярности у населения приводило к созданию отдельных, специальных объектов музейного назначения.

В качестве примера такого развития можно привести Музей науки и техники Сибирского отделения РАН при Институте истории СО РАН, который открылся для широкого посещения в Новосибирске в 2006 г. Основные задачи — сохранение, изучение и популяризация культурного наследия в области истории науки и техники. Изначально музейные площади составляли 150 м2; впоследствии музей расширился, и было принято решение о строительстве специального музейного комплекса в пос. Ложок под Новосибирском.

В проектировании и строительстве для науки широкое распространение издавна получили учреждения, создаваемые специально для популяризации и просвещения, где преобладают соответствующие выставочные пространства. При этом некая доля помещений в них всегда была предназначена для научных исследований.

Император Пётр I всевозможным образом способствовал развитию и укреплению связей российской науки и просвещения. Для этих целей в 1714 г. им была создана Кунсткамера—первый отечественный просветительский объект естественнонаучного назначения. Начало коллекции Кунсткамеры положил сам царь, и первые экспонаты хранились в его Кабинете редкостей: «Я хочу,

<

CL

>

1-

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

М

X

и

ОС

<

са ш .о

О

ш Ё

2 IS

< S

— X

d a

, го

< ч са к

° 5

£ «

0 са

§ <5

< р

СО щ

1 *о

< о

I :

■ ^

со >

■ ГО

чтобы люди смотрели и учились!.. В оную Кунсткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи»1 . Для разрастающегося музея в 1718 году на набережной Невы рядом со Стрелкой Васильевского острова началось возведение специального здания (арх. И. С. Маттарнови, Г. Киавери, М. Г. Земцов), которое закончилось только в 1734 году2 . Впоследствии проект был доработан архитектором Гербелем, который изменил строение кровли и максимально выделил объём центральной башни. Работы по доделкам и оборудованию здания велись до 1735 года (рис. 1) [1].

Рис. 1. Комплекс сооружений Российской академии наук, Санкт-Петербург, Кунсткамера: 1 — продольный разрез3 ; 2—вид Кунсткамеры и здания Академии наук с Невы (исторический рисунок), 3 — современная фотография здания Академии наук4

После завершения строительства в здании Кунсткамеры экспонаты научной коллекции были размещены в основном в восточной части строения. Западную часть заняла Петербургская

1 URL: https://www.kunstkamera.ru/exposition/kunst_hist (дата обращения: 28.06.2022)

2 URL: https://goo.su/bF6yyom (дата обращения: 01.07.2022)

3 URL: https://goo.su/i6DCx (дата обращения: 30.06.2022)

Академия наук (для которой после 1724 г. на набережной Невы по соседству было построено отдельное здание). В верхней башне был помещен Готторпский глобус (с 1754 года — Большой академический) и первая Астрономическая Обсерватория. Средний зал здания был оборудован под Анатомический театр. Таким образом, Кунсткамера вместе с библиотекой, Обсерваторией и Анатомическим театром стала частью Российской Академией наук, ее естественнонаучной и просветительской базой.

В 1747 г. пожаром были уничтожены центральная башня и находящийся там уникальный Готторпский глобус (башня была восстановлена только в 1947 г.) В 70-х годах XVIII столетия здание Кунсткамеры было декорировано скульптурными бюстами и медальонами известных ученых, а также скульптурными аллегориями, созданными М. Павловым. В первой четверти XIX века в здании появились росписи художника Ф. Рихтера.

В начале 30-х годов XIX веке, в связи с большим количеством экспонатов, коллекции Кунсткамеры были поделены, и на их основе был создан ряд новых музеев: Зоологический, Ботанический, Минералогический. В историческом здании до настоящего времени размещен Музей антропологии и этнографии.

Позже, в 19 веке виднейшие российские ученые — Менделеев, Павлов, Тимирязев и другие — активно способствовали популяризации научных достижений. В числе нескольких сотен научных учреждений России были библиотеки, музеи, научные общества.

В 1872 г. в Москве был основан многопрофильный национальный музей истории науки и техники — Политехнический 5 . В 1875 - 1908 гг. в центре Москвы специально был построен Комплекс Московского Политехнического музея, состоящий из трех корпусов (архитекторы Н. А. Шохин и И. А. Монигетти, позднее — А. Е. Вебер, И. П. Машков, Г. И. Макаев, В. И. Ерамишанцев, В. В. Воейковым) [1]. Это был крупнейший по тем временам центр науки и просвещения, в котором проводились научные опыты и проходили лекции для широкой публики. И сегодня в музее сочетаются крупные пространства для науки, техники и просвещения в самых разных областях: от астрономии до генетики. Здесь работают лекторий и научные лаборатории.

Здание Политехнического музея имеет статус особо ценного объекта национального наследия, а Большая аудитория музея — памятник истории и культуры республиканского значения.

В настоящее время в историческом здании Политехнического музея ведутся масштабные реконструктивные работы. Реконструкцией предусматривается следующее. Два внутренних двора перекрываются стеклянными покрытиями, в южном дворе — размещается детский музей, в северном — концертная площадка. В составе музея — помещения для коллекции экспонатов, лекций и экскурсий, а также открытая площадка для научных дискуссий, творческих экспериментов, образовательных проектов. Площадь Политехнического музея увеличена на треть — до 48 тыс. м2, добавлено два подземных этажа для размещения временных экспозиций, парка-музея, вспомогательных и инженерных служб и др. (Рис. 2А и 2Б). Обновленный музей сможет принимать 2 млн. посетителей в год.

иЯЬ: https://polymus.ru/ru/museum/about/history/ (дата обращения: 28.06.2022)

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

Рис. 2А и 2Б см. на следующей странице

со ш .о

О

ш Ё

2 £

< 5

— х

с! а

, го

< ч СО к

° ЕЕ

£ и

0 са

§ <5

< е

со щ

1 *о

< о

I :

■ ^

со >

■ го

Рис. 2А. Политехнический музей, Москва: 1 — общий вид (историческое фото)6 ; 2—открытый амфитеатр (проектное предложение)7

6 URL: https://clck.ru/rh52G (дата обращения: 03.07.2022)

Рис. 2Б. Политехнический музей, Москва: функциональные аксонометрические схемы этажей (проектное предложение) 8

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

иЯЬ: https://clck.ru/rh52t (дата обращения: 28.06.2022)

са ш .а

О

ш Ё

2 £

< -Е — X с! а

, го

< «

са к

° ЕЕ

£ и

0 са

§ <5

< ?

СО щ

1 ю < о

I :

■ ^

со >

■ го

В настоящее время в ведении Российской Академии наук действуют десятки музеев разного профиля — естественнонаучных, исторических, литературных, мемориальных. Все они открыты для публики и сочетают научные исследования с просветительской деятельностью.

Коллекции Минералогического музея Академии наук в 1934 году в составе Института геохимии, минералогии и кристаллографии имени М. В. Ломоносова были переведены из Санкт-Петербурга в Москву; позже — музей действовал в составе академического Института геологических наук. С 1955 г. Минералогический музей РАН имени А. Е. Ферсмана в статусе самостоятельной научной лаборатории располагается в Нескучном саду, в бывшем манеже графа А. Г. Орлова — памятнике русской архитектуры начала XIX века (рис. 3).

Рис. 3. Минералогический музей РАН имени А. Е. Ферсмана, Москва9

Некоторые музеи создавались сразу, как самостоятельные научно-просветительские учреждения. Государственный Биологический музей имени К. А. Тимирязева в Москве основан в 1922 г. Б. М. За-вадовским, заведующим кафедрой биологии Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова. Исследовательская работа ученого совмещалась с популяризацией научных знаний, что и привело к организации Биологического музея. Основой музейной экспозиции послужила коллекция анатомических и зоологических препаратов. При этом, по мнению Завадовского, музей не мог оставаться пассивным в ожидании своего посетителя, но должен был уметь сам войти в гущу масс, стать органической частью структуры города. Непосредственным продолжением музейной экспозиции стал примыкающий сквер как база для совместной работы музея с педагогами и учащимися окружающих школ.

В своем труде «Руководящие идеи, основные задачи и принципы организации Биологического музея» Завадовский сформулировал принципиальные положения, лежащие в основе создания научно-просветительского музея:

9 иЯЬ: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/museum/12623 (дата обращения: 20.06.2022)

1. Это комплексный музей с широким тематическим охватом, позволяющий получить наиболее полное и целостное представление о биологии как науке о жизни во всех её проявлениях.

2. Это не «вещевой» музей, а мировоззренческий. Его главной задачей является не просто собирательство отдельных вещевых ценностей — природных, художественных и исторических памятников, а раскрытие с их помощью важнейших обобщающих идей в биологии.

3. Это музей-лекторий с высокими требованиями к научному уровню проводимых экскурсий и лекций. Необходимым условием успешного восприятия является максимальная наглядность.

4. Это «живой» музей, экспозиция которого направлена не на показ систематики и морфологи, а на изучение жизнедеятельности организмов, поэтому широкое применение находит демонстрация живых объектов.

5. Это музей-лаборатория, где сотрудники проводят экспериментальные исследования, а посетители принимают участие в опытах и, тем самым, получают необходимые практические навыки.

Посетивший музей в 1938 году Н. И. Вавилов считал, что «Биологический музей имени К. А. Тимирязева несомненно является очень крупным шагом для овладения массами биологии. Некоторые разделы его, в особенности физиология животных и растений, исключительно хороши и интересны».

Первоначально музей занимал два зала в университетском здании, а с 1934 года — расположен на Малой Грузинской ул., в стенах памятника архитектуры федерального значения — комплексе зданий бывшего Музея русских древностей Петра Ивановича Щукина, построенном в русском стиле в 1892___1915 годах (рис. 4) [2].

Рис. 4. Конструкции перекрытий над Тронным залом Зимнего дворца, чертеж 1758 г. [2, с.152]

иИЬ: https://quest-lab.ru/muzei/gbmt/ (дата обращения: 21.06.2022)

Ш

а

Э

н и ш н

и

а <

со ш

I о.

^ о

ш Ё

* *

< ё

4 а

со к

£ Ь

0 со

* О

1 м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< и

СО ф

? 3

I ю

< о

5:

СО >

- га

5 X

10

10

Государственный Дарвиновский музей был основан в Москве в 1907 г. профессором Московских Высших Женских курсов (ныне Московский Педагогический государственный университет) А. Ф. Кот-сом 11 . Идея создать в России первый музей биологической эволюции возникла у учёного после путешествия по музеям Европы. Новый храм науки должен был объединить в себе теоретические знания и их наглядное подтверждение. В 1995 году Дарвиновский музей, располагая богатейшими фондами, обрел собственное новое здание на ул. Вавилова. Строительство здания в стиле неоконструктивизма велось с 1974 по 1995 гг. (арх. И. К. Бартошевич, инж. Е. В. Козлов). В 2007 году рядом с основным корпусом был возведен многоэтажный выставочный комплекс, выполняющий также функцию фондохранилища. Музей стал крупным научно-просветительским центром. Экспозиция занимает три этажа площадью 5000 м2, рассказывая о происхождении, развитии и многообразии жизни на Земле, об эволюции поведения животных и их расселении на нашей планете, о происхождении человека и эволюции его взаимоотношений с природой. В экспозиции использованы живопись, графика, скульптура, малая пластика известных художников-анималистов. В музее применяются современные технологии экспонирования, проводятся интерактивные занятия с детьми, работают мультимедийный информационный Центр, учебная и изобретательская лаборатория, Центр молодежного инновационного творчества (рис. 5).

Рис. 5. Государственный Дарвиновский музей, Москва: 1 — проектное предложение12 ; 2 — экспозиционные залы на кровле основного корпуса13 ; 3...4 — современный вид (фото автора)

11 URL: http://www.darwinmuseum.ru/pages/sozdanie-muzeya-osnovateli (дата обращения: 20.06.2022)

12 URL: http://www.darwinmuseum.ru/pages/stroitel-stvo-muzeya (дата обращения: 20.06.2022)

Происходящий сегодня повсеместно процесс инновационного преобразования памятников индустриальной архитектуры — с вовлечением в сегодняшнюю жизнь путем наполнения исторического пространства современными функциями — часто позволяет создавать высокотехнологичные музей-но-выставочные просветительские пространства14 [4].

Газгольдер «Общества столичного освещения» в Санкт-Петербурге—охраняемый государством памятник, образец кирпичной промышленной архитектуры второй половины 19 века. Четыре газгольдера построены на Обводном канале с 1858 по 1872 год. С 2017 г. под 37-метровым куполом одного из них расположился большой планетарий. Объект отреставрировали при полном сохранении исторических конструкций и архитектуры, а во внутреннее пространство встроили геодезический купол, который стал куполом современного высокотехнологичного планетария (рис. 6).

<

CL

>

1-

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

М

X

и

ОС

<

Рис. 6. Планетарий и лаборатория современных технологий Yota Lab на базе газгольдера «Общества столичного освещения», Санкт-Петербург: 1 — общий вид до реновации15 ; 2 — принципиальный разрез газгольдера16 ; 3 — купол планетария17 ; 4 — интерьер лабораторного пространства виртуального эксперимента18

Внесение современной функции позволило сохранить историко-культурную ценность памятника практически в неизменном виде. В ходе реконструкции в соседнем с планетарием старинном крас-

URL: https://clck.ru/rh53F (дата обращения: 20.06.2022) URL: https://clck.ru/rmbiv/ (дата обращения: 03.07.2022) URL: https://clck.ru/rh5HB (дата обращения: 03.07.2022)

URL: https://thewallmagazine.ru/wp-content/uploads/2019/09/unnamed.png (дата обращения: 01.07.2022) URL: https://clck.ru/rmfUN (дата обращения: 03.07.2022)

СО Ш .0

| £ О

ш Ё

2 S

< S

-i X

d а

, го

< ч CQ к

0 iE

£ «

0 СО

§ <5

< "

CQ щ

1 VO < О

i :

■ ¥

00 >

- (С

14

15

16

17

18

нокирпичном производственном здании разместили открытую лабораторию современных технологий Yota Lab, где трудятся группы дизайнеров, специалистов по 3Б-моделированию и робототехнике. Футуристические проекты делаются на виду у посетителей, т. к. гости и сотрудники разделены только тонкими стеклянными стенами. Комплекс планетария продолжает расти, становясь заметной точкой притяжения и важным культурно-просветительским и научно-инновационным центром. Развитие предполагается и за счёт других, стоящих рядом газгольдеров.

Ещё одним примером музейно-просветительского объекта Санкт-Петербурга, созданного в процессе инновационного преобразования исторического наследия и посвященного отечественным научно-техническим достижениям, стал комплекс водонапорной башни на Обводном канале. Комплекс башни, возведенной архитекторами Э. Г. Шуберским и И. А. Мерцем в 1863 г., состоял из собственно башни, подземного хранилища для воды и насосной станции. Башня—восьмигранное 6-ярусное сооружение высотой 50 м из красного кирпича, возведенное в псевдороманском стиле (рис. 7).

Рис. 7. Музейно-просветительский комплекс «Мир воды Санкт-Петербурга»: 1 — общий вид19 ; 2 —фотография с птичьего полёта20

Украшением служили выступающие пилястры, арочные обрамления оконных проемов, карнизы, отделка белого цвета. Под землей размещались два резервуара объемом 30 тысяч ведер каждый, куда насосы закачивали воду для хозяйственных нужд города. В 2001 - 02 гг. комплекс водонапорной башни был реставрирован и модернизирован с помощью современных технологий (арх. бюро «Интерколумниум»). Здесь открыт музейно-просветительский комплекс «Мир воды Санкт-Петербурга», представлены исторические сведения о городской системе водоответвления, фотографии, карты, чертежи, детали и предметы, используемые при эксплуатации трубопровода, инсталляции и макеты, демонстрирующие водоснабжение города и пр. Музейные экспозиции размещены во всех залах башни и в старинном подземном водохранилище.

Иногда, когда коллекция отличается несомненной научной ценностью, и вместе с тем - большой популярностью и привлекательностью, возникает необходимость создания отдельного, визуально эффектного музейного пространства для демонстрации. Яркий пример — здание Музея палеонтологии

19 URL: https://clck.ru/rmhfB (дата обращения: 02.07.2022)

им. Ю. А. Орлова Палеонтологического института РАН в Москве [3, 5, 6]. История музея начинается в Санкт-Петербурге с 1716 года, когда в Кунсткамеру начали поступать кости и зубы млекопитающих ледникового периода. Московский Палеонтологический музей был открыт в 1937 году — вначале в Нескучном саду в бывшем имении графа Федора Орлова на площади 700 кв.м. В 1968 г. был утвержден проект нового здания на территории усадьбы «Узкое». Строительство началось в 1973 г., открытие музея произошло в 1987 г. Здание из красного кирпича сделано по образу средневековой крепости. К главному корпусу, решенному в плане в виде каре с квадратным внутренним двором, примыкают четыре башни-«донжоны», в каждой из которых находится экспозиционная зона. Общая площадь 3-этажного здания—9936 м2, выставочная—4805 м2. Строительный объем около 65 тыс. м3 [5]. Экспозиционные пространства занимают 3 этаж, опускаясь в двух- и трёхсветных залах до уровня 2-го и 1-го этажей, где размещены научно-исследовательские лаборатории, помещения хранения и обработки коллекций, аудитория, вестибюль и пр. Окна в лабораторных помещениях первого этажа на фасадах образует как бы ряд проёмов-«бойниц». Для оформления залов использованы кирпич, белый камень, керамика, медь. Интерьеры сочетают краснокирпичную кладку стен с белокаменными накладными экранами. Стены украшены керамическими панно, росписью, резьбой, отражающими тематику музея средствами монументально-декоративного искусства. Естественное верхнее освещение и специальные подсветы освободили стены для экспозиции и обеспечили условия для ее оптимального размещения и восприятия. В 1993 г. коллектив создателей комплекса музея, архитекторы Ю. П. Платонов, В. М. Коган, В. П. Нагих, Л. А. Яковенко, скульптор А. М. Белашов, художники В. А. Дувидов, М. П. Митурич-Хлебников, скульптор и художник-керамист М. В. Шаховская удостоены Государственной премии (Рис. 8А и 8Б).

Рис. 8А. Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова, Москва: 1...2 — общие виды21 ; 3 — план второго этажа22

<

CL

>

1-

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

М

X

и

ОС

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 URL: https://archi.ru/russia/67639/paleontologicheskii-muzei-v-teplom-stane (дата обращения: 03.07.2022)

22 Журнал «Строительство и архитектура Москвы», 1969, № 8, с.32

СО Ш .0

Ц&

О

ш Ё

2 S

< S

— X d а

, го

< ч

СО к

° iE

£ «

0 СО

§ <5

< р

СО щ

1 *о

< о

I : ■ ^

со >

■ ГО

Рис. 8Б. Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова, Москва: 1 — внутренний дворик, 2 — фрагмент интерьера23 ; 3 — фрагмент панно «Древо жизни»24

Наука заинтересована в просвещении общества, популяризации своих достижений в целях открытия доступа к финансированию развития новых исследований.

Общество заинтересовано в ознакомлении с достижениями науки, их контроле в целях определения целесообразности и перспективности. С достижениями науки общество связывает свои надежды на будущее, что в решающей степени определяется идеологией, политикой и религиозными воззрениями.

Архитектура научных и просветительских учреждений своими пространственными, эстетическими и стилевыми характеристиками отражает потребности союза науки и общества. Задача создания архитектурных объектов направлена на максимальное поддержание успешного содружества и развития науки и просвещения.

Библиографический список

1. История Русской архитектуры. Краткий курс. Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Москва, 1951 г.

2. М. В. Нащокина. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. 3-е изд. Москва, Жираф, 2005 г.

3. И. В. Дианова-Клокова, Д. А. Метаньев. Социальный инжиниринг в архитектуре научно-инновационных объектов. Academia. Архитектура и строительство. 2016г. №3. с. 71 - 78

23 URL: http://tarassova.com/paleo (дата обращения: 03.07.2022)

4. И. В. Дианова-Клокова, Д. Л. Метаньев. О некоторых тенденциях пространственного развития социального инжиниринга научно-инновационной деятельности. Academia. Архитектура и строительство. Вып. №3'2021. с. 41 - 49

5. Архитектор Юрий Платонов. Москва, Наука, 2004 г.

6. И. В. Дианова-Клокова, Д. Л. Метаньев, Д. Л. Хрусталев. Архитектурные решения инновационных научно-производственных комплексов. Обзор мировой практики. Москва, УРСС (ЛЕНАНД), 2012 г.

7. Ю. П. Бочаров, Н. Р. Фрезинская, К. И. Сергеев. В пространстве научного центра: условия труда ученых. Academia. Архитектура и строительство. Вып. 1'2022 г. с. 104 - 114

8. И. В. Лупенцова, О. Л. Охлопкова. Объекты социальной инфраструктуры научно-производственных комплексов. Учебное пособие для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 270100 «Архитектура» (квалификация «бакалавр»). Москва, МАРХИ, 2021 г. с. 9 - 10

SCIENCE AND SOCIETY. THE ARCHITECT'S VIEW

I. V. Dianova-Klokova D. A. Metanyev

Division of Research Works of the State Design and Research Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow

<

CL

>

1-

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

се

э

1-

и

ш

1-

М

X

и

се

<

Abstract

The article examines the relations between science and society. The economic and political reasons for their mutual interest are noted. Spatially, these relationships are carried out in the neighborhood of scientific and educational institutions. Architecture reflects these connections in various spatial forms. A number of examples of the architectural community of science and education are given—from the Kunstkamera in St. Petersburg to the Paleontological Museum in Moscow. These examples emphasize the respectability and demonstrate the architectural expressiveness of scientific and educational objects.

The Keywords

science, society, education, architecture, scientific institutions, museums, spatial formation and development

Date of receipt in edition

20.07.22

Date of acceptance for printing

25.07.22

Ссылка для цитирования:

И. В. Дианова-Клокова, Д. А. Метаньев. Наука и общество. Взгляд архитектора. — Системные технологии. — 2022. — № 43. — С. 90 - 103.

СО ш .0

Ц&

О

ш Ё

2 IS

< s -i X ci a

, го

< ч со к

0 iE

£ «

0 СО

§ <5

< "

M °

СО щ

1 *о < о

s : ■ ^

со >

■ ГО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.