Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В СТРУКТУРЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В СТРУКТУРЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА И ИННОВАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНЖИНИРИНГ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дианова-Клокова И.В., Метаньев Д.А., Хрусталев Д.А.

Статья посвящена вопросам развития и формирования общественных пространств в структуре научно-инновационной деятельности. Приводятся: назначение и состав общественных пространств, их роль в научном творчестве. Эти пространства рассматриваются как активный фактор междисциплинарного общения, организации информационных потоков, повышения эффективности исследований и разработок - то есть как инструмент социального инжиниринга научно-инновационной деятельности. Большое внимание уделяется современным трендам формирования общественных пространств - в частности, расширению функций просвещения, образования, рекламы. Создаются крупные многофункциональные научно-информационные, креативные общественные центры. Приведен краткий обзор формирования общественных пространств в российских учреждениях науки и инноваций, начиная со времен Петра I. Дается описание некоторых объектов, построенных в последние годы в таких странах, как Германия, Саудовская Аравия, США, Швейцария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Дианова-Клокова И.В., Метаньев Д.А., Хрусталев Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC SPACES IN THE STRUCTURE OF SCIENTIFIC AND INNOVATIVE ACTIVITIES

The article is devoted to the development and formation of public spaces in the structure of scientific and innovative activities. The purpose and composition of public spaces, their role in scientific creativity are given. These spaces are considered as an active factor of interdisciplinary communication, organization of information flows, improvement of the efficiency of research and development - that is, as a tool for social engineering of scientific and innovative activities. Much attention is paid to modern trends in the formation of public spaces - in particular, the expansion of the functions of education, education, and advertising. Large multifunctional scientific, information, and creative community centers are being created. A brief overview of the formation of public spaces in Russian institutions of science and innovation, since the time of Peter the Great, is given. Descriptions of some of the facilities built in recent years in countries such as Germany, Saudi Arabia, the United States, and Switzerland are given

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В СТРУКТУРЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 727.57

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА В СТРУКТУРЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.В.Дианова-Клокова*, Д.А.Метаньев*, Д.А.Хрусталев** * ОНИР ГИПРОНИИ РАН, Москва, Россия

** Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация. Ключевые слова:

Статья посвящена вопросам развития и формирования общественных наука и инновации, общественные по-пространств в структуре научно-инновационной деятельности. Приво- мещения, социальный инжиниринг, про-дятся: назначение и состав общественных пространств, их роль в научном странственное формирование и разви-творчестве. Эти пространства рассматриваются как активный фактор ме- тие. ждисциплинарного общения, организации информационных потоков, по- История статьи:

вышения эффективности исследований и разработок - то есть как инстру- Дата поступления в редакцию 11.06.21 мент социального инжиниринга научно-инновационной деятельности. Дата принятия к печати 22.06.21

Большое внимание уделяется современным трендам формирования общественных пространств - в частности, расширению функций просвещения, образования, рекламы. Создаются крупные многофункциональные научно-информационные, креативные общественные центры. Приведен краткий обзор формирования общественных пространств в российских учреждениях науки и инноваций, начиная со времен Петра I. Дается описание некоторых объектов, построенных в последние годы в таких странах, как Германия, Саудовская Аравия, США, Швейцария.

В комплексах науки и инноваций общественная функция всегда носила системный характер, и соответствующие пространства являлись равноправным элементом структуры комплекса. Высокая значимость общественных пространств обуславливается тем обстоятельством, что научно-инновационной деятельностью занимаются высококвалифицированные, креативные слои населения, напряженная научная и творческая деятельность которых протекает в условиях острой конкуренции и требует преодоления значительных социально-психологических барьеров.

Поэтому столь важны такие назначения общественных пространств, как:

• создание комфортных условий труда, отдыха и общения, способствующих возникновению новых творческих идей;

• обеспечение необходимой информацией, обучение и повышение квалификации;

• организация неформальных контактов и коммуникаций;

• повышение социальной значимости инновационной деятельности, просвещение и популяризация научных и технологических достижений, реклама новых передовых технологий, товаров и услуг и т.п. Архитектура общественных пространств обычно отличается высоким качеством и индивидуальностью решений, знаковостью и репрезентативностью образа - эти достоинства повышают чувство причастности к научному сообществу, укрепляют корпоративный дух, создают впечатление надёжности и устойчивости, привлекают исследователей и инвесторов.

К общественным пространствам в структуре научно-инновационной деятельности можно отнести:

• центры информации (информационные, медиа-центры, библиотеки);

• конференц-зал, залы для симпозиумов, семинаров;

• помещения для совещаний, переговоров;

• помещения для обучения и просвещения - аудитории, классы, залы для лекций и семинаров;

• помещения для музейных коллекций, экспозиций, презентаций, выставок, рекламной деятельности;

• центры общественной активности, митингов, форумов;

• вестибюли, фойе, холлы;

• центры спорта, развлечений и пр.;

• столовые, кафе, мини-кухни и т.п.;

• открытые пространства для отдыха, спорта, бесед, прогулок.

Роль и ответственность архитектора при проектировании таких пространств значительна.

Повышение эффективности научно-инновационной деятельности во многом определяется влиянием человеческого фактора и организацией социальной сферы труда.

О лабораторном здании компании «Джонсон и Сыновья» - слова архитектора Фрэнка Ллойда Райта: «Я не вижу ничего невыгодного в том, чтобы улучшить условия для работников - ведь при этом возрастает производительность труда. Если вы сделаете так, что люди будут гордиться своим окружением и будут чувствовать в нем себя хорошо, если их окружение будет выражать их достоинство и гордость, то все это будет только на пользу результатам их труда. Администрация компании Джонсон убедилась в этом. Когда началась работа в новом здании, возникла необходимость готовить чай для сотрудников в обеденный перерыв, потому, что люди не хотели уходить домой. Им нравилось находиться в этом здании, приходить на работу раньше и наслаждаться его видом -они сами стали привлекательной чертой этого интересного и воодушевляющего окружения. И это оказалось прибыльным. Это «окупилось» [1].

Рис.1. Принципиальная схема функциональных элементов и сетей коммуникаций и общения научно-инновационных комплексов (авторская схема)

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

со ш

н

и *

а

X

^ !

.л1 ш

Ш и

2 а

< го В

ч. н

, о

< £

со го

О & * и

о&

2 с ± ^

Й 1

0 I

1 ®

I °

£ и И £

ч!

5 О

В научно-инновационных комплексах проектируется развитая сеть различных пространств, предназначенных для общественно-бытового обслуживания и неформальных контактов сотрудников всего комплекса, отдельных рабочих подразделений, группы помещений, этажа. В зданиях создаются специальные зоны (обычно с естественным освещением и красивыми видами из окон), где люди могут встретиться, передохнуть, поговорить; часто эти пространства озеленены, здесь размещаются малые скульптурно-декоративные формы, художественные произведения.

Большинство научных инновационных идей сегодня рождается из общения между коллегами-исследователями. Социальное общение и взаимодействие - главнейший фактор эффективного ведения научной работы. Общения и контакты - фокус социальной жизни исследовательского коллектива. Это также служит межотраслевому обмену информацией и идеями.

«Что нужно для оптимального ведения научных исследований? ...Необходимо социальное взаимодействие рабочих коллективов. Социальная структура коллектива может ускорять или тормозить его творческую потенцию и энтузиазм. Это также живительно, как и создание атмосферы открытости и доверия. Хороший проект научного здания изначально включает в свою концепцию безопасность процесса... Здание должно предоставлять атмосферу доверия, тепла и безопасности скорее, нежели игнорирующую человеческий масштаб монументальность» [2А].

«В современной архитектуре для научных и инновационно-технологических целей четкое зонирование пространства должно уступить место принципу создания сетей, иными словами, системе создания линий перемещения, которые облегчают коммуникации и общение. Этот вид архитектуры толкает людей к совместному творчеству» [2В].

В последние несколько десятилетий общественные пространства в структуре научно-инновационной деятельности приобретают значение служб «социального инжиниринга» [3,6].

В России традиции развития просвещения и популяризации науки имеют глубокие корни [4].

Начиная с XVIII века для отечественной науки проектировались и строились импозантные, впечатляющие здания. Во времена Петра I начался активный сбор коллекций, положивший начало российским музеям. Первым зданием, специально построенным для научных и музейных целей, была Кунсткамера в Санкт-Петербурге (1718-1734 гг., арх. И. С. Маттарнови, Г. Киавери, М. Г. Земцов). Постройка была создана с просветительской целью - пробудить интерес публики к научным коллекциям. Слова Петра £«Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!.. В оную Кунсткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи». В здании библиотека заняла восточную часть, западное крыло отвели под Кунсткамеру, в центре разместилась Астрономическая обсерватория и Анатомический театр.

Рис.2. Первый естественнонаучный музей в России - Кунсткамера в Санкт-Петербурге1

1иЯЬ: https://scfh.ru/papers/progulki-po-narisovannomu-muzeyu/ (дата обращения: 03.06.2021)

К 1824 г. Академия имела в своем распоряжении три здания на набережной Большой Невы: 1) Бывший дворец, где помещались канцелярии, конференция и др. учреждения, 2) Кунсткамеру и 3) Главное здание Академии (архитектор Джакомо Кваренги).

В 19 веке в числе нескольких сотен научных учреждений России были библиотеки, краеведческие музеи, научные общества.

В 1875-1908 гг. был построен Комплекс Московского Политехнического музея (архитекторы Николай Шохин и Ипполит Монигетти). Это был крупнейший по тем временам центр науки и просвещения, в котором проводились научные опыты, проходили лекции для широкой публики.

В 1934 г. с переводом Академии наук в Москву началось строительство новых зданий. Для них академиком А.В.Щусевым были определены состав и параметры общественных помещений.

Рис.3. Институт проблем управления, Москва: интерьеры холлов и галерея корпуса общего назначения (фото Д. Метаньева)

В т.н. «золотой век» российской науки, пришедшийся на 50-80е годы ХХ века, большое значение придавалось созданию комфортных условий труда и, соответственно, общественным помещениям. В это время были построены такие крупные объекты, как Институт проблем управления, Институт космических исследований, Институт биоорганической химии, Палеонтологический музей, Главное здание АН СССР в Москве, Новосибирский Академгородок, комплекс Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук и многие другие). Общественные пространства в них в полной мере отвечали требованиям комфорта, гуманизации среды и одновременно - стимулировали научный процесс.

Комфорт научного труда приобрел значение нормы. Была разработана Инструкция по проектированию НИИ (СН-495-77) [5], где, помимо площадей рабочих помещений, нормировались состав и площади культурно-бытового и общественно-научного назначения. Инструкция была обязательна к использованию всеми ведомствами при проектировании и строительстве на территории нашей страны, и все дальнейшее строительство велось с учетом этих нормативов.

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

со ш

н

и *

а

X

^ !

.Л1 ш

Ш и

2 а

< го В

ч. н

, о

< £

со го

О & * и

о&

2 с ± ^

Й 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 I

1 ®

I °

£ и И £

ч!

Е О

В настоящее время в Москве завершена реконструкция и расширение исторического комплекса Политехнического музея. В результате реставрации, обновления и превращения музея в крупный общественно-просветительский комплекс создана платформа открытого социального взаимодействия и творчества самых разных групп городского населения. В составе комплекса - два крытых внутренних двора (в южном - детский музей, в северном - концертная площадка), помещения для коллекции экспонатов, лекций и экскурсий, открытая площадка для научных дискуссий, творческих экспериментов, образовательных проектов. Обновленный музей сможет принимать 2 млн. посетителей в год.

Рис.4. Политехнический музей в Москве: общий вид (историческое фото) и амфитеатр

(проектное предложение)2

Сегодня в организации общественных пространств научно-инновационной деятельности во всем мире происходят важные изменения.

Они связаны с одной стороны - с заинтересованностью ученых в максимальной популяризации своих достижений, с другой - с ростом общественного интереса к свершениям науки и культуры. Это ведет к усилению значимости функций просвещения, обучения, рекламы.

2иИЬ: https://stroi.mos.ru/riekonstruktsiia-politiekhnichieskogho-muzieia (дата обращения: 03.06.2021)

64 | Системные технологии 2 (№39) 2021

Получает дальнейшее развитие многоуровневость структуры социального инжиниринга науки и инноваций. Общественные помещения приобретают качества инклюзивности и открытости, становятся более доступными для населения. Социальное воздействие выходит за рамки отдельных комплексов.

Активное развитие информационных технологий, виртуальных и дистанционных методов исследований ведет к ослаблению пространственных связей человека с местом его работы. Это влечет за собой полицентричность возникновения обособленных платформ по типу коворкингов, как формы развития общественных пространств вне границ научно-инновационного комплекса.

Перевод инновационных процессов на современное высокотехнологичное развитие сопровождается созданием центров социального взаимодействия и междисциплинарного общения кооперированного/долевого пользования. В городской среде происходит создание крупных многофункциональных научно-информационных, креативных общественных пространств.

Происходящие в науке интеграционные процессы приводят к тому, что общественные пространства все больше становятся местами междисциплинарного общения для решения научных и инновационных задач; происходит стирание пространственных границ между академическими исследованиями и коммерческими разработками.

Ниже приведены некоторые зарубежные примеры современного развития общественных пространств в крупных научно-инновационных комплексах.

В Центре информации и медиа-технологий площадью 3200 м2 (группа Иепп ЛгсЬИе^еп), расположенном в берлинском городском технопарке Адлерсхоф, пространства общественного назначения провоцируют исследователей к общению и контактам, создавая атмосферу творческого поиска. Мно-госветный стеклянный атриум - центр композиции 8-этажного здания - вовлекает в активное взаимодействие городское окружение.

Рис.5. Атриум Центра информации и медиа-технологий в технопарке Адлерсхоф, Берлин3

3иЯЬ: https://www.adlershof.de/en/downloads-photos-videos/images/ (дата обращения: 03.06.2021)

Системные технологии 2 (№39) 2021

Ш *

Э Н

и ш

н

и <

со ш

с; <

I-

и >

а

X

а

> а

13

Ш

< ГО

* I

< 5

со га

° Ь

* §

5 с

Ъ х х

ф (0

_ 13

■Ч

< СО

о

х

<

со

ю

В г. Миннеаполис (США) в Университете Миннесоты знаковый объект - Аванцентр (архитектор Ан-туан Предок) общей площадью 21,35 тыс.м2. Его главный архитектурный и пространственный акцент - мемориальный комплекс с залом собраний и конференций и многосветным общественно-рекреационным пространством (рис.3). Объект отличается знаковостью и индивидуальностью образного решения и служит местом общественных митингов и форумов.

Рис. 6. Аванцентр, университет Миннесоты. Общественно-рекреационное пространство4

В Кампусе инноваций, знаний и коммуникаций фирмы «Новартис» (Базель, Швейцария) в основу концепции положены принципы экологичности, инновационности и гуманизма. Все здания отличает повышенный комфорт интерьеров. Повсеместно предусмотрены обширные рекреации и атриумы. Автор общей идеи - архитектор Витторио Маньяго Лампуньяни - характеризует объект как «пространство, где люди будут охотно работать и с которым они смогут себя идентифицировать. Это важный фактор в конкуренции за человеческий капитал. Атмосфера, обстановка, в которой находятся сотрудники, играет важную роль при привлечении в компанию лучших умов. При проектировании кампуса самое важное - это создание общественных пространств, где люди могут встречаться, обмениваться мнениями, отдыхать». Ландшафтный дизайн осуществлен группой Р'ШР.

4иЯЬ: https://www.admagazine.ru/architecture/portret-arhitektor-antuan-predok (дата обращения: 03.06.2021)

66 | Системные технологии 2 (№39) 2021

Рис. 7. Кампус инноваций, знаний и коммуникаций фирмы «Новартис».

Внутренний двор здания администрации5

В Центре изучения и исследования нефти «КЛРБЛКС» в Эр-Рияде (Саудовская Аравия, арх. Заха Хадид) зона отдыха - одна из самых важных в центре - расположена посередине между всеми зданиями кампуса (рис.7). Это большой общественный двор, освещенный естественным светом и оборудованный навесами, защищающими от солнца. С запада и севера здание открыто ветрам, которые приятно продувают дворик, обеспечивая комфортное общение и сотрудникам лабораторий, и посетителям. Решение отличает пристальное внимание архитекторов к обеспечению комфорта в сложных климатических условиях.

Рис. 8. Центр изучения и исследования нефти «KAPSARC», Эр-Рияд. Общественные пространства6

5URL: https://www.gardener.ru/library/architectural_panorama/page4854.php (дата обращения: 03.06.2021)

6URL: https://www.admagazine.ru/architecture/issledovatelskij-centr-po-proektu-zahi-hadid-v-er-riyade (дата обращения: 03.06.2021)

Ш СС Э

н

и ш

н

и

се <

со ш

с; <

н

и >

х <

2 I

ш и 2 со

5 s

< £

BQ (С

О £ * и

06

2 с ■ и

Й 2 СО X

0 х

1 «

I р

S и

tz «

со

ю

S о

В США в г.Нью-Хэйвен в составе Йельского университета создан Цай Сити Центр инновационного мышления площадью 1220 м2. (рис.8). Центр стал местом междисциплинарного сотрудничества различных университетов, объединяющим студентов с разным уровнем образования из разных дисциплин для поиска инновационных решений реальных проблем. Это инклюзивный инновационный центр нового типа. Расположенное во внутреннем дворе здание эллиптической формы включает ряд общественных пространств - открытую студию, конференц-залы, зоны отдыха. Изогнутые прозрачные стеклянные стены способствуют свободным перемещениям внутри и вокруг и позволяют студентам и сотрудникам наблюдать и участвовать в текущей работе. Непрерывные линии обзора объединяют пространства творчества и обсуждения, поощряя междисциплинарный дискурс.

Ряд примеров, иллюстрирующих роль и место общественных пространств в структуре научно-инновационной деятельности, может быть продолжен. Значение таких пространств постоянно возрастает, отражая увеличение значимости науки в обществе.

Общественные пространства, в комплексах науки и инноваций являются важным элементом структуры, выполняя роль социального инжиниринга. Развитие таких пространств обеспечивает необходимую эффективность исследований и разработок, снижает психологическую нагрузку от частой смены технологий и непредсказуемости научной и инновационной деятельности, снимая стресс, уменьшает временнЫе затраты на перемещения, и в целом - создает комфортную деловую среду.

Дополнительные затраты на развитие системы общественных пространств в полной мере окупаются уровнем и результативностью научной работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Wright Frank Lloyd. - Benedikt Taschen - Nürnberg - 1994

2. Braun Hardo, Gromling Dieter. "Research and Technology Buildings. A Design Manual" - Burkhauser - Basel, Berlin, Boston - 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А - [Paabo Svante. What is Research?-p.10-11]; В - [Henn G. Research Today.- p.12-13].

3. И.В.Дианова-Клокова, Д.А.Метаньев. Социальный инжиниринг в архитектуре научно-инновационных объектов // ACADEMIA. Архитектура и строительство. 2016, №2. с.71-78

4. Дианова-Клокова И.В., Метаньев Д.А. Академическая наука в России в XVIII-XX веках и эволюция пространства для исследований. ACADEMIA. Архитектура и строительство. 2017. №3 с.35-46

7URL: https://www.admagazine.ru/architecture/centr-innovacionnogo-myshleniya-v-jelskom-universitete (дата обращения: 03.06.2021)

68 I Системные технологии 2 (№39) 2021

5. Инструкция по проектированию зданий научно-исследовательских учреждений СН 495-77. Госстрой СССР, Стройиздат. Москва, 1978

6. Дианова-Клокова И.В., Метаньев Д.А., Хрусталев Д.А. Инновационные научно-производственные комплексы. Вопросы архитектурного проектирования. М.: УРСС (ЛЕНАНД). 2012

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

И.В.Дианова-Клокова, Д.А.Метаньев, Д.А.Хрусталев. Общественные пространства в структуре научно-инновационной деятельности. — Системные технологии. — 2021. — № 39. — С. 60—69.

PUBLIC SPACES IN THE STRUCTURE OF SCIENTIFIC AND INNOVATIVE ACTIVITIES I. V. Dianova-Klokova*, D. A. Metanyev*, D. A. Khrustalev**

*Division of Research Works of the State Design and Research Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

** Industrial department of Moscow State Institute of Architecture, Russia

Key words.

science and innovation, public spaces, social engineering, spatial formation and development.

Date of receipt in edition: 11.06.21 Date o f acceptance for printing: 22.06.21

Abstract.

The article is devoted to the development and formation of public spaces in the structure of scientific and innovative activities. The purpose and composition of public spaces, their role in scientific creativity are given. These spaces are considered as an active factor of interdisciplinary communication, organization of information flows, improvement of the efficiency of research and development - that is, as a tool for social engineering of scientific and innovative activities. Much attention is paid to modern trends in the formation of public spaces - in particular, the expansion of the functions of education, education, and advertising.

Large multifunctional scientific, information, and creative community centers are being created. A brief overview of the formation of public spaces in Russian institutions of science and innovation, since the time of Peter the Great, is given. Descriptions of some of the facilities built in recent years in countries such as Germany, Saudi Arabia, the United States, and Switzerland are given

Ш

ce

Э I-

u

Ш

I-м

X

и

ce <

cû ш

н

и *

IL

X

^ ;

.л1 <Ù

s*

il ш и Z а

< го В

ч. н

, о

< £

Ю ГО

О & * С

о&

2 с ± ^

Й 1

0 I

1 ®

I Р

S и

4 £

ч!

5 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.