Научная статья на тему 'Социальный инжиниринг в архитектуре научно-инновационных объектов'

Социальный инжиниринг в архитектуре научно-инновационных объектов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
607
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНЖИНИРИНГ / АРХИТЕКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ / ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / INNOVATIVE SCIENTIFIC EFFECT / SOCIAL ENGINEERING / ARCHITECTURAL DESIGN / SPACE OF THE SOCIAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дианова-клокова Инна Владимировна, Метаньев Дмитрий Анатольевич

В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности научно-инновационной деятельности путём совершенствования пространства социальной инфраструктуры объектов. Приёмы социального инжиниринга проиллюстрированы чертежами и фотографиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Дианова-клокова Инна Владимировна, Метаньев Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Engineering of the Science-Technological Buildings Dedicated to Innovation Works in Architecture

The article is devoted to effective development of innovative scientific works in the aspect of the social space improvement. The architectural methods of social engineering are illustrated with drawings and pictures.

Текст научной работы на тему «Социальный инжиниринг в архитектуре научно-инновационных объектов»

Социальный инжиниринг в архитектуре научно-инновационных объектов

И.В.Дианова-Клокова, Д.А.Метаньев

В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности научно-инновационной деятельности путём совершенствования пространства социальной инфраструктуры объектов. Приёмы социального инжиниринга проиллюстрированы чертежами и фотографиями.

Ключевые слова: эффективность научно-инновационной деятельности, социальный инжиниринг, архитектурные решения, пространство социальной инфраструктуры.

Social Engineering of the Science-Technological

Buildings Dedicated to Innovation Works in Architecture.

By I.V.Dianova-Klokova, D.A.Metanyev

The article is devoted to effective development of innovative scientific works in the aspect of the social space improvement. The architectural methods of social engineering are illustrated with drawings and pictures.

Keywords: innovative scientific effect, social engineering, architectural design, space of the social infrastructure.

Словосочетание «социальный инжиниринг» употребляется во многих областях человеческой деятельности и при этом имеет различную смысловую окраску. Также оно встречается в работах по архитектуре [6; 7]. В настоящей статье мы предлагаем использовать это словосочетание в следующем значении:

«Социальный инжиниринг - всестороннее совершенствование пространства социальной составляющей объектов в целях повышения эффективности научно-инновационной деятельности».

Требования к социальной инфраструктуре и архитектуре современных объектов для научной и инновационной деятельности и, соответственно, к социальному инжинирингу определяются рядом позиций.

• Здесь должны быть созданы условия труда, отдыха и общения, способствующие возникновению новых идей, условия для обеспечения необходимой информацией, для обучения и повышения квалификации персонала, для организации неформальных контактов и коммуникаций.

• Здесь работают высококвалифицированные, креативные слои населения, напряжённая научная и творческая деятельность которых протекает в условиях острой конкуренции и требует преодоления значительных социально-психологических барьеров.

• Здесь возникают новые тенденции и формы организации инновационных работ, порождённые информационной революцией XXI века:

- увеличивается объём виртуальных исследований, растёт доля офисных рабочих мест;

- появляются большие возможности для дистанционного ведения экспериментально-исследовательских работ;

- стираются грани между качеством пространства для ведения исследовательских и производственных работ.

• Здесь необходимо повышать социальную значимость инновационной деятельности, популяризируя передовые научные и технологические достижения и развивая рекламу новых технологий, товаров и услуг.

• Здесь высокое качество и индивидуальность решений, запоминающийся образ и архитектурные достоинства зданий повышают чувство причастности к научному сообществу, укрепляют корпоративный дух, создают впечатление надёжности и устойчивости и привлекают исследователей и инвесторов.

Для творческих работников должны быть обеспечены комфортные условия труда и отдыха - это залог плодотворности научно-инновационной деятельности. В понятие комфорта заложено много различных аспектов - таких, как безопасность, необходимое оборудование, климатические условия, а также удобство, уют, атмосфера доверия и т.п.

«Я не вижу ничего невыгодного в том, чтобы улучшить условия для работников - ведь при этом возрастает производительность труда. Если вы сделаете так, что люди будут гордиться своим окружением и будут чувствовать в нём себя хорошо, если их окружение будет выражать их достоинство и гордость, то всё это будет только на пользу результатам их труда. Администрация компании Джонсон убедилась в этом. Когда началась работа в новом здании, возникла необходимость готовить чай для сотрудников в обеденный перерыв, потому, что люди не хотели уходить домой. Им нравилось находиться в этом здании, приходить на работу раньше и наслаждаться его видом - они сами стали привлекательной чертой этого интересного и воодушевляющего окружения. И это оказалось прибыльным. Это «окупилось» [12].

В этих словах Фрэнка-Ллойда Райта о лабораторном здании компании «Джонсон и Сыновья» очень точно охарактеризована роль мероприятий социального инжиниринга для эффективности научно-инновационной деятельности.

Сегодня в мире почти все научные инновационные идеи рождаются из общения между коллегами-исследователями.

Социальное общение и междисциплинарное взаимодействие становится главнейшим фактором эффективной деятельности. Контакты - между несколькими или многими людьми, организованные более или менее формально - фокус социальной жизни исследовательской группы. Необходимость широкого общения влечёт за собой создание развитой системы общественных пространств на разных уровнях.

Радикальную позицию в этом вопросе занимает известный архитектор Понтер Хенн, утверждающий, что «в постиндустриальную эпоху знания и информация становятся главным ресурсом, а коммуникация и общение превращаются в важнейшие факторы общественного развития»... «Что необходимо для оптимального ведения научных исследований? Помимо очевидных факторов - таких, как значимость тематики и надёжная финансовая поддержка, необходимо также социальное взаимодействие рабочих коллективов. Социальная структура коллектива может ускорять или тормозить его творческую потенцию и энтузиазм. В современной архитектуре для научных и инновационно-технологических целей чёткое зонирование пространства должно уступить место принципу создания сетей, иными словами, системе создания линий перемещения, которые облегчают коммуникации и общение. Этот вид архитектуры толкает людей к совместному творчеству» [9; 5].

В составе рабочих корпусов проектируется развитая сеть социальных пространств, предназначенных для общественно-бытового обслуживания и неформальных контактов сотрудников отдельных рабочих подразделений, группы помещений, целого этажа... В зданиях создаются специальные зоны (обычно с естественным освещением и красивыми видами из окон), где люди могут встретиться, отдохнуть, поговорить. Для повышения эффективности контактов эти пространства могут быть оснащены компьютерами, грифельными досками, аудиовизуальным оборудованием.

«Живительно создание атмосферы открытости и доверия. Хороший проект научно-инновационного здания изначально включает в свою концепцию безопасность процесса. Люди высказывают новые и смелые мысли, только если они чувствуют себя в безопасности. Здание должно предоставлять атмосферу доверия, тепла и безопасности скорее, нежели игнорирующую человеческий масштаб монументальность» [5].

Сегодня в составе современного научно-инновационного комплекса помещения служб социального назначения могут составлять до 40%, что объясняет внимание архитекторов и исследователей к этой области.

Популяризация передовых научных достижений, реклама новых идей, товаров и услуг делают инновационные научно-производственные объекты общественно значимыми, способствуют привлечению инвестиций.

Один из способов популяризации научно-технологических достижений - развитие знаковых объектов, специально предназначенных для просвещения и массовых общественных мероприятий. Это - музеи науки и техники, научно-образовательные и просветительские комплексы, центры информации

и медиатехнологий, библиотеки, рекламно-выставочные залы, центры общественной активности, митингов, форумов, конференций. Такие объекты часто становятся интеллектуальными, культурными, общественными центрами городов, символами передовых инновационных технологий.

Эффективность научной и инновационной деятельности связана с постоянной необходимостью обучения и повышения квалификации персонала. Фундаментальный уровень образования сотрудников должен быть достаточным для быстрой их переквалификации в случае смены профиля деятельности.

Для этого в составе инновационных научных комплексов традиционно создавались специальные пространства - аудитории и помещения для семинаров, научных библиотек, конференц-комплексов, выставочных залов. В нашей стране в 1950-1970-е годы прошлого века в период мощного развития фундаментальной и прикладной науки и активного строительства зданий, комплексов и целых городов науки этим вопросам уделялось большое внимание. В «Инструкции по проектированию зданий научно-исследовательских учреждений Госстроя СССР» [2] в качестве обязательных предусматривались помещения конференц-залов, залов заседаний учёных советов, аудиторий и других помещений научно-информационного назначения. Общая площадь зданий на одного штатного сотрудника для НИИ естественных и технических наук принималась 26-30 кв. м, а для НИИ общественных наук - 18-20 кв. м.

Ныне стратегия социального инжиниринга диктует архитекторам решения, обеспечивающие непосредственную связь таких пространств с коммуникационными сетями комплекса. Здание инновационного/научного назначения должно иметь просторные пространства для встреч и общения на всех уровнях контактов - например, комнаты для открытых семинаров, расположенные рядом с коммуникационными путями в здании, чтобы случайно проходящие мимо люди могли зайти, принять участие в обсуждении, высказать свою неожиданную, отличную от других точку зрения.

В научно-инновационной деятельности наилучшие условия для достижения эффективности, комфорта труда, удобства коммуникационных и информационных связей достигаются при размещении комплексов в составе агломераций крупных городов [3]. Организуются они обычно по типу парков, кампусов, наукоградов, кластеров. Подобные структуры объединяют бизнес, науку и образование с целью производства востребованного продукта, участия в глобальной конкуренции и развития территории. Такая среда благоприятна для научного и инженерного творчества, для развития личных деловых контактов и создания формальных и неформальных группировок, объединяющих участников полноценного научно-инновационного процесса. Особенно важна тесная связь с крупными НИИ и высшими учебными заведениями, обеспечивающими квалифицированные консультации, кадры, возможности обучения сотрудников.

В крупном городе сосредоточено значительное число исследовательских институтов и лабораторий, высокотехнологичных промышленных предприятий и высших учебных заведений, а также объектов инфраструктуры - учреждений культуры, информационных, вычислительных и телекоммуникационных центров, маркетинговых, консультативных, аудиторских, инженерных и посреднических служб, библиотек, музеев, архивов. При этом разделение научно-инновационных комплексов на так называемые «фронт» и «бэк-офисы» позволяет иметь репрезентативную штаб-квартиру (со службами рекламы и продаж) в черте города, а рабочие, исследовательские, учебные подразделения - за его пределами. В этом случае периферийное размещение удовлетворяет высоким требованиям исследователей к качеству рабочей среды, позволяя развивать комплекс вблизи зелёных массивов, парков, рекреационных зон.

Фактор влияния природного ландшафта - один из решающих при размещении. Зелень, ландшафт, благоустройство важны не только с точки зрения экологии, но и для плодотворной работы персонала. Повышению производительности труда, престижа и - в конечном итоге - успеху научно-инновационной деятельности служит также близость

достопримечательностей, объектов культуры, исторических памятников, создание красивых видов из помещений на ландшафт и окружение.

В условиях затеснённых городских площадок, где показатель застройки часто превышает 40%, недостаток природного ландшафта восполняется устройством искусственных водоёмов и озеленённых поверхностей - стен, кровель, откосов, террас. На эксплуатируемых покрытиях размещаются зоны отдыха, спортивные площадки, которые могут занимать значительную часть всей площади покрытий.

Удобные подъезды, близость остановок общественного транспорта, наличие необходимых парковок должны сочетаться с возможностями визуального раскрытия объекта. Репрезентативность подъезда должна впечатлять не только инвесторов и потенциальных клиентов, но и рядовых сотрудников. Часто можно добиться положительного экономического эффекта путём создания криволинейной подъездной дороги, которая «преподнесёт» прибывающему, помимо разнообразия пути, еще и череду выгодных видов.

Несмотря на то, что клиентам и сотрудникам желательна близость автостоянки к рабочему зданию, необходимость создания пространства для рабочего общения и развитой

Рис. 1. Здание центра «Близард» Института клетки и молекулярных исследований, колледж «Квин Мэри», лондонский университет, Великобритания. Общий вид, разрез, план и интерьер общественно-лабораторного блока. Архитектурная группа «ALSOP».

пешеходной связи между зданиями смещает это пожелание в разряд второстепенных. Предпочтительным является скорее создание комплекса с периферийным расположением парковок.

Исследователи и инвесторы соотносят привлекательность научно-инновационных компаний с архитектурными достоинствами зданий. Репрезентативность и высокое качество архитектуры отличают многие постройки, создаваемые для научно-инновационной деятельности. В немалой степени этому способствует и то, что архитектурное проектирование таких комплексов привлекает ведущих мировых архитекторов.

Это - Мис ван дер Роэ, Фрэнк-Ллойд Райт, Ээро Сааринен, Филип Джонсон, Луис Кан, Хельмут Ян, Алексей Щусев, Иван Жолтовский, Иван Николаев, Леонид Поляков, Юрий Платонов, Леонид Павлов и другие.

В XXI веке - Норман Фостер, Витторио Преготти, Николас Примшоу, Заха Хадид, Доменик Перро, Ренцо Пиано, Ричард Роджерс, Фрэнк Пери, Бернар Чуми, Пюнтер Хенн, Рэм Колхаас...

Ниже мы в качестве примеров приведём ряд построенных в последние полтора десятилетия зданий. Они иллюстрируют приёмы социального инжиниринга в архитектуре научных и инновационных комплексов.

Здание Центра «Близард» Института клетки и молекулярных исследований, Колледж «Квин Мэри», Лондонский университет, Великобритания. Архитектурная группа «ALSOP» [11] (рис. 1).

Уникальное решение объекта (площадь 9000 кв. м) создало образный стандарт для последующей регенерации всего университетского квартала. В Центре строгий пропускной режим. Посетители не имеют прямого доступа к любой рабочей зоне, но они могут войти на пешеходный мостик, откуда возможен обзор лабораторий и проход в разнообразные демонстрационные камеры-оболочки. Взаимоотношение исследовательских и общественных пространств даёт возможность консультаций, презентаций результатов исследований,

творческого общения и обмена мнениями. Около входа для персонала - центральная зона встреч и контактов работников. Спиральная лестница обеспечивает доступ вниз, на подземные режимные лабораторные уровни. Объект отличает чёткое разграничение режимов доступности и развитие просветительской функции.

Исследовательский инновационный центр дизайна БМВ, Мюнхен, Германия. Группа Непп АгсЬ|йе^еп [5] (рис. 2).

Здание демонстрирует новый тип организации пространства для групповой работы по инновационному развитию процесса выпуска автомобильной продукции. Центральный атриум перекрыт светопропрозрачной кровлей и окружён студиями-мастерскими. На этажах сотрудники и посетители могут видеть на полноразмерных моделях различные стадии технологического процесса. Планировка рабочих зон позволяет дизайнеру сравнивать в реальном времени свой проект с технологической моделью, действующей на данный момент.

Рис. 2. Исследовательский инновационный центр БМВ. Мюнхен, Германия. Интерьеры рабочей студии и центрального атриума. Архитектурная группа «Henn Architecten».

Рис. 3. Центр коммуникаций и технологии Департамента энергетики в Бад-Ойенхаузен. Германия. Вид сверху, общий вид, план второго уровня, фрагмент атриума. Архитектор Фрэнк О. Гери.

Расположенная в центре полномасштабная модель служит притягательным центром, способствующим концентрации коллективного разума.

Центр коммуникаций и технологии Департамента энергетики, Бад-Ойенхаузен, Германия. Архитектор Фрэнк О. Гери [10] (рис. 3).

Центр объединяет три подразделения:

- исследовательские помещения, выставочный зал, пространства для встреч и контактов, аудитории и конференц-залы;

- офисы Департамента энергетики и муниципальных служб;

- помещения служб контроля за деятельностью региональных энергетических сетей.

Автор создал комплекс, динамичный образ которого ассоциируется с профилем исследований. Размещён объект в благоприятной ландшафтной ситуации на въезде в город. Здание стоит у искусственного водоёма, эффектно отражаясь в нём. Постройка сочетает присущий автору узнаваемый стиль, инновационное конструктивное решение, стратегию пассивного энергодизайна, приемы «зелёной» архитектуры. Здесь предложены новые стандарты в архитектуре исследовательских офисных зданий. Центр открыт для посетителей. Они могут войти, общаться, проводить здесь время. Это - место встреч и контактов. Здесь нет традиционно выгороженных залов. Пространство открыто, разнообразно, может гибко трансформироваться и приспосабливаться к различным функциям. Можно характеризовать постройку как образец открытости и многофункциональности.

Центр информации и медиа-технологий в технопарке Адлерсхоф, Берлин, Германия. Архитектурная группа «Непп АгсЬ|йе^еп» [5] (рис. 4).

В городском технопарке Адлерсхоф реализуется новая концепция объединения научных исследований, высокотехнологичных инновационных производств и поискового бизнеса. Она подразумевает территориальное объединение мест проживания, объектов городской инфраструктуры, отдыха и спорта с местами работы, где ведутся научные исследования и опытные инновационные разработки. Новое высокотехнологичное здание Центра информации и медиа-технологий (площадь 3200 кв.м) служит платформой для теоретических исследований. Облик здания соответствует характеру проводящихся в нём работ. Пространства общественного назначения способствуют контактам исследователей и их общению, создавая атмосферу творческого поиска. Многосветный стеклянный атриум - центр композиции восьмиэтажного здания. Здесь между V-образными стальными опорами на разных уровнях подвешены три платформы эллиптического очертания, предназначенные для встреч и совещаний. Платформы соединены лестницами и мостиками. В атриум обращены галереи примыкающего четырёхэтажного блока исследовательских кабинетов. Галереи, лестницы, пешеходные мостики, перекинутые через атриум - всё это места неформальных встреч. Вовлекая в активное взаимодействие

городское окружение, пространство здания способствует общественным контактам внутри и вовне.

Академический научный центр Питера Купера «41 Купер Сквер», Нью-Йорк, США. Архитектурная студия «Морфозис» [4] (рис. 5).

Здание площадью 17,5 тыс. кв. м - фокус, объединяющий академические дисциплины, искусство, архитектуру, инженерные науки. Здесь удачно совмещены принципы меж-дисциплинарности, экологичности, развитого социального инжиниринга и открытости, что максимально способствует зарождению инноваций и творчеству.

Лаборатории, офисы, компьютерный центр, мастерские, учебные классы, аудитории, помещения для семинаров распределены по этажам. Гибкая планировка рабочих помещений обеспечивает совмещение и возможную трансформацию учебных и исследовательских функций. Вертикальное

Рис. 4. Центр информации и медиа-технологий технопарка «Адлерсхоф». Берлин, Германия. Фасад, план 4-гоуровня, интерьер атриума. Архитектурная группа «Непп АгсЬ^е^еп».

пространство лестницы-атриума служит для неформального социального, интеллектуального, творческого общения. Лестница шириной более 6 м ограничена волнообразной металлической сетчатой конструкцией атриума. Это пространство - «вертикальная пьяцца» - сердце социальной жизни всего комплекса. Из двухсветного вестибюля лестница поднимается на четыре этажа и заканчивается большой обзорной террасой - лоджией. С пятого по девятый этажи вокруг атриума группируются пространства для общения - много-светные холлы, залы для переговоров и семинаров, обзорные террасы. Акцент на социальную значимость инновационной деятельности, визуальная открытость и доступность широкой публике делают новый комплекс городским общественным и культурным центром всего района Нью-Йорк Сити.

Научно-просветительский центр PHAENO, Вольфсбург, Германия. Архитектор Заха Хадид [1] (рис. 6).

Объект расположен на участке, связывающем промышленную зону Фольксваген с северным берегом канала Миттелланд, где построен ряд важных общественных зданий города (архи-

текторы Аалто, Шароун, Швегер). Здание Центра - место неформального обучения и просвещения в области естественных наук. В его составе научные и учебные лаборатории, выставки и инсталляции, ресторан, кафе, мастерские, аудитория, подземный паркинг. Общая площадь (без паркинга) 12 тыс. кв. м., в том числе выставочные площади 9 тыс. кв.м. Посетители сталкиваются здесь со сложной и необычной конструктивной, пространственной и ландшафтной организацией. Скульптурный объём отличается экспрессией и динамизмом форм, привлекает внимание и приглашает посетителей в мир научных знаний. Главный выставочный зал поднят на опорах над открытым пространством наземной общественной площади, где располагаются также многочисленные коммерческие и культурные объекты. В выставочной экспозиции представлены более 250 учебных стендов-установок, демонстрирующих природные катаклизмы - подводные землетрясения, огненные смерчи и пр. Стеклянная труба - продолжение моста через канал - проходит сквозь здание, раскрывая диагональные виды различных экспозиционных уровней. Необычный, запоминающийся архитектурный образ и общественно-просветительская функция - главные характеристики объекта.

«Зелёный дом света», университет Копенгагена, Дания. Архитектурная группа «Кристенсен и Ко» [11] (рис. 7).

Трёхэтажная постройка (площадь 950 кв. м) имеет форму цилиндра, с частичными врезками и скошенной кровлей. Все помещения - учебные и лабораторные, вспомогательные и общественные - группируются по дуге вокруг атриума. На первом этаже размещены: фойе, рецепция, комнаты встреч, аудитория, зоны студенческой активности - «тихая» и «шумная», вспомогательно-технические службы, подсобные поме-

Рис. 5. «41 Купер Сквер». Нью-Йорк, США. Разрез, интерьер «вертикальной пьяццы» - центра общения. Архитектурная студия «Морфозис».

Рис. 6. Научный центр «PHAENO». Вольфсбург, Германия. Разрез, план наземного уровня, общий вид, выставочное пространство. Архитектор Заха Хадид.

щения. В пространстве атриума круговой лестничный марш соединяет три этажа. На верхнем, третьем этаже - терраса-рекреация. В здании создана комфортная и здоровая среда для студентов и учёных. Интерьер полон воздуха и света, что обогащает восприятие пространства.

Центр исследований в области устойчивых энергетических технологий, Нингбо, КНР. Архитектор Марио Кучинелла [11] (рис. 8).

Здание (площадь 1300 кв. м) - филиал университета Ноттингема. Внутреннее пространство способствует наиболее эффективному ведению разработок альтернативных технологий сохранения и накопления энергии. При этом само пространство становится демонстрационным экспонатом. К главному корпусу пристроен блок мастерских для опытного производства оборудования и отработки новых компонентов. В многоэтажном башенном здании располагаются исследовательские студии и классы, складские помещения, офисы, комнаты встреч, а также пространство для постоянных выставок. Выставки могут проводиться в том числе онлайн, демонстрируя новейшие достижения в области устойчивых энергетических и энергосберегающих технологий.

Мусоросжигательный комплекс «Нака», Хиросима, Япония. Архитектор Танигучи [10] (рис. 9).

Процесс сжигания мусора с применением инновационных технологий здесь открыт для публики, что делает его предметом общественного просвещения. Здание (площадь 18848 кв. м) расположено на треугольной искусственной платформе, сооруженной в порту Хиросимы. Крупный серебристо-серый объём фиксирует окончание городской оси - улицы, которая на территории завода становится стеклянной высокой крытой галереей-променадом. Посетители, идущие со стороны города через завод к открытому морю, наблюдают через стекло, как в огромных нержавеющих металлических ёмкостях идет технологический процесс. В примыкающих специальных помещениях на экранах можно видеть, как мусор, проходя разные стадии переработки, превращается в материалы повторного использования. Со стороны моря построены платформы, с которых предусмотрены спуски в зелёный парк-рекреацию, откуда открываются панорамы города и моря. В этом комплексе объединены функции демонстрации инновационных технологий, просвещения и отдыха жителей.

Реконструкция и расширение здания химических научных исследований, университет Нового Южного Уэльса, Кенсингтон, Австралия. Архитектор Фрэнсис-Джонс Морхен Торп [11] (рис. 10).

Сплошное остекление, защищённое от перегрева солнцезащитными экранами, предоставляет исследователям красивые виды и максимальный обзор окрестностей. Увеличенная ширина лестниц, соединяющих лаборатории, провоцирует неформальные контакты между учёными и студентами. Здание (площадь 9540 кв. м.) отличается выгодным расположением относительно городского и природного окружения, близостью к историческим памятникам. Его интересное современное

архитектурное решение обогащает качество застройки данного района.

Лаборатории UMH, Университет Мигель Фернандес, Ори-хуэла, Аликанте, Испания. Архитектурные группы «Субар-китектура» и «Аркитектурас Торрес Надаль» [11] (рис. 11).

Двухэтажное здание (площадь 2000 кв. м) расположено в условиях жаркого сухого климата. Рабочие помещения сгруппированы в сблокированных корпусах с внутренними двора-

Рис. 7. «Зелёный дом света». Университет Копенгагена, Дания. Вид сверху, план наземного уровня, интерьер. Архитектурная группа «Кристенсен и Ко».

Рис. 8.Центр исследований в области устойчивых энергетических технологий. Нингбо, КНР. Общий вид, план, разрез. Архитектор Марио Кучинелла.

Рис. 9. Инновационный мусоросжигательный комплекс «Нака». Хиросима, Япония. Вид сверху, план, интерьер крытой галереи. Архитектор Танигучи.

ми-рекреациями, где автоматически регулируются параметры среды. Полуоткрытые тенистые дворы на разных уровнях соединены друг с другом. Они играют роль входных зон и мест общения. Деревья очищают воздух и оживляют интерьеры. Планировка рабочих помещений смешанная - «ландшафтная» и кабинетная. Гибкие офисные пространства открытого типа стимулируют общение. Их чередование с изолированными кабинетами для индивидуальных исследований плодотворно для углублённого творческого научного труда.

Человеческое общество издавна сознавало, что успеху творчества способствуют особые условия среды. Например, Рафаэль в своей фреске «Афинская школа» поместил сво-

Рис. 10. Реконструкция и расширение здания химических научных исследований в университете Нового Южного Уэльса. Кенсингтон, Австралия. Интерьер лаборатории, план. Архитектор Фрэнсис-Джонс Морхен Торп.

Рис. 11. Лаборатории иМН университета Мигель Фернандес. Орихуэла, Аликанте, Испания. Планы, внутренний двор. Архитектурные группы «Субаркитектура» и «Аркитектурас Торрес Надаль»

бодно общающихся мудрецов в роскошные ренессансные интерьеры. История науки свидетельствует о том, что успехи научной и инновационной деятельности не в последнюю очередь зависят от качества архитектуры. Ознакомление с пространственными приёмами социального инжиниринга способствует принятию архитекторами ответственных и взвешенных проектных решений.

Литература

1. Дианова-Клокова, И.В. Архитектурные решения инновационных научно-производственных комплексов. Обзор мировой практики / И.В. Дианова-Клокова, Д.А. Метаньев, Д.А.Хрусталёв. - М.: УРСС, 2012.

2. Инструкция по проектированию зданий научно-исследовательских учреждений СН 495-77. - М.: Стройиздат, 1978.

3. Сергеев, К.И. Российские «Силиконовые долины»: размещение, планировка, архитектура / К.И. Сергеев, Н.Р. Фрезинская, Г.И. Кулешова; консультант - акад.арх. Платонов Ю.П. // Архитектурный вестник. - 2011. - №1(118). - С.79-83.

4. Architecture+Urbanism. - 10:05. - №476. - Р. 92-104.

5. Henn, G. Research Today / G. Henn // Research and Technology Buildings. A Design Manual / H. Braun, D. Gromling.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Basel-Berlin-Boston: Burkhauser, 2005. - Р. 12-13.

Paabo Svante. What is Research? / Paabo Svante // Research and Technology Buildings. A Design Manual / H. Braun, D. Gromling. - Basel-Berlin-Boston: Burkhauser, 2005. - Р. 10-11.

6. Crosbie, M. Architecture for Science / M. Crosbie; Group Pty Ltd. - Australia: The Images Publishing, 2004. - Р. 207.

7. Griffin, B. Laboratory Design Guide / B. Griffin; 3-rd edition. - Sydney: Elsevier Architectural Press, 2005. - Р. 346.

8. Education & Research Facility. V6 / Archiworld Corp. Co.Ltd. - Seoul, 2011. - Р. 299.

9. Henn, G. Corporate Architecture / G. Henn. - Tampere: Glass Processing Day, 2003.

10. The Phaidon Atlas of Contemporary World Architecture / Comprehensive Edition. - London-New York City: Phaidon Publishing, 2008.

11. University Architecture. - Seoul: CIP, 2011.

12. Wright Frank Lloyd. - Nurnberg: Benedikt Taschen, 1994

Literatura

1. Dianova-KlokovaI.V. Arhitekturnye resheniya innovacion-nyh nauchno-proizvodstvennyh kompleksov. Obzor mirovoj praktiki / I.V. Dianova-Klokova, D.A. Metan'ev, D.A. Hrustalev.

- M.: URSS, 2012.

2. Instrukciya po proektirovaniyu zdanij nauchno-issledovatel'skih uchrezhdenij SN 495-77. - M.: Strojizdat, 1978.

3. SergeevK.I. Rossijskie «Silikonovye doliny»: razmeshhenie, planirovka, arhitektura / K.I. Sergeev, N.R. Frezinskaya, G.I. Kuleshovа; konsul'tant - akad.arh. Platonov Yu.P. // Arhitekturnyj vestnik. - 2011. - №1 (118). - S. 79-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.