Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ПРОСТРАНСТВА ПАМЯТНИКОВ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ'

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ПРОСТРАНСТВА ПАМЯТНИКОВ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
85
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВОЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дианова-Клокова И.В., Метаньев Д.А., Хрусталев Д.А.

Соотношение сохранности памятника индустриальной архитектуры и пространственных изменений, связанных с новой функцией, -- тема данной статьи. На примерах памятников исторического индустриального наследия рассмотрены вопросы их инновационного преобразования, являющееся залогом устойчивости цивилизационного развития. Прежнее функциональное наполнение заменяется новым, свойственным современному общественному развитию. Представлен ряд примеров, выстроенных по мере нарастания степени искажения памятника - от наиболее щадящего использования - до необратимого вторжения. Использование материалов статьи может быть полезно при подборе нового функционального содержания при инновационном преобразовании памятников индустриальной архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INNOVATIVE SPACE TRANSFORMATION OF THE INDUSTRIAL ARCHITECTURE MONUMENTS

The topic of this article is relationship between the preservation of the industrial architecture monuments and the spatial changes associated with the new functions. The value of historical architectural objects increases with time. The sustainability objective of civilizational development is the transformation form. The issues of their innovative transformation are considered on the examples of historical industrial heritage monuments. The former functional content is replaced by a new one, to match modern social development. A number of examples are presented, arranged as the degree of the monument’s distortion increases - from the most sparing use - to the irreversible invasion. The use of the materials of the article can be useful in the selection of a new functional content in the innovative transformation of industrial architecture monuments.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ПРОСТРАНСТВА ПАМЯТНИКОВ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ»

УДК 721.011.12

К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ПРОСТРАНСТВА ПАМЯТНИКОВ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

И.В.Дианова-Клокова*, Д.А.Метаньев*, Д.А.Хрусталев** * ОНИР ГИПРОНИИ РАН, Москва, Россия

** Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

Аннотация.

Соотношение сохранности памятника индустриальной архитектуры и пространственных изменений, связанных с новой функцией, — тема данной статьи. На примерах памятников исторического индустриального наследия рассмотрены вопросы их инновационного преобразования, являющееся залогом устойчивости цивилизационного развития. Прежнее функциональное наполнение заменяется новым, свойственным современному общественному развитию. Представлен ряд примеров, выстроенных по мере нарастания степени искажения памятника — от наиболее щадящего использования — до необратимого вторжения. Использование материалов статьи может быть полезно при подборе нового функционального содержания при инновационном преобразовании памятников индустриальной архитектуры.

Ключевые слова:

памятники индустриальной архитектуры, инновационное преобразование, мировой архитектурный опыт.. История статьи: Дата поступления в редакцию 14.03.21

Дата принятия к печати 18.03.21

Ш

ОС о

I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

Устаревание промышленных предприятий часто сопровождается либо разрушением их строений с освобождением земельных участков для нового строительства, либо инновационным преобразованием — в случае высокой ценности объекта — историко-культурной, художественной или иной. При этом ценность исторических объектов зодчества лишь возрастает со временем, и их преобразование является залогом устойчивости цивилизационного развития [1, 3].

Инновационное преобразование памятников индустриальной архитектуры — это максимальное сохранение объекта, его архитектурных и художественных особенностей и одновременно — его вовлечение в сегодняшнюю жизнь путем наполнения пространства современными функциями [2].

Тема публикации — соотношение сохранности памятника и пространственных изменений, связанных с его новой функцией. Представлен ряд примеров, выстроенных по мере нарастания степени искажения памятника — от наиболее щадящего использования — до необратимого вторжения в исторический контекст. Описание каждого примера сопровождается кратким резюме, позволяющем судить о масштабах пространственного преобразования.

Оценка совместимости привносимой функции с историческими характеристиками памятника индустриальной архитектуры не входит в задачи данной статьи.

Шахта Деллойе в Леварде, построенная во Франции в 1720 году — исторический и культурный памятник. С 1984 г. объект преобразован в музей — один из крупнейших в Европе — Центр истории национальной горнодобывающей промышленности [4]. Сохранены и музеефицированы все элементы комплекса — краснокирпичные производственные корпуса, навес для машин, подземные шахты-галереи, историческое оборудование (Рис.1). Музей принимает около 150 тысяч посетителей

£ 5

1 г

X го * и

о

ЕГ т ч. ГО

со *о

Ш о

.о щ < с

Н 2 Ш о

а §

< т ш о

° £

0 5 с ю

2 о

< Я я Я

5 °

< т

1 *

а м . ш

3 с;

в год, предлагая экскурсии, где воочию можно увидеть оборудованные места работы и быта шахтеров — подземные галереи и десять мест добычи угля, ванную комнату, светильники...

Рис. 1. Шахта Деллойе, Леварде, Франция; ныне — Центр истории национальной горнодобывающей промышленности. 1 — внешний вид рабочего корпуса и технологических сооружений1; 2 — выставочный зал технологического оборудования2; 3 — историческое фото3; 4 — современный вид с высоты птичьего полета4.

Сохранены внешний облик и фасады индустриальных корпусов и технологических сооружений, параметры и характер внутреннего пространства (в т.ч. подземных шахт), технологическое оборудование.

В 2000-х годах в состав Центра, кроме музея шахты, вошли архивы горнодобывающих компаний и угольных шахт горнопромышленного бассейна Норд-Па-де-Кале и Центр научной и энергетической культуры. В ходе реконструкции построено 4000 кв.м площадей, необходимых в рамках внесения новых функций: здание для приема и размещения гостей, новые постоянные и временные выставочные площади. Новые объекты повторяют очертания исторических корпусов, но выполнены в контрастирующих материалах (металле и стекле).

'URL: https://redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/gorno-istoricheskiy-tsentr-levard-frantsiya/ (дата обращения: 22.03.2021)

2URL: https://redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/gorno-istoricheskiy-tsentr-levard-frantsiya/ (дата обращения: 22.03.2021)

3URL: https://redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/gorno-istoricheskiy-tsentr-levard-frantsiya/ (дата обращения: 22.03.2021)

4URL: https://redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/gorno-istoricheskiy-tsentr-levard-frantsiya/ (дата обращения: 22.03.2021)

Производственный комплекс, получивший название «перегонный куб», был построен в 1906 г в промышленной зоне центральной части города Вадодар (Индия) [4] (Рис.2). Здесь на протяжении века размещались многие производства — спирта, пенициллина и пр. К 2018 г. обветшавший комплекс преобразован, произведена музеефикация изначальной функции. Сегодня в составе комплекса: музей, включающий основное историческое производственное оборудование — металлические цилиндрические башни с обслуживающими помещениями, художественные студии, выставочные залы, офисы, библиотеки, кафе. Емкости перегонного куба сохранены как основные музейные экспонаты и открыты глазам посетителей. Окружающие исторические производственные корпуса отреставрированы, сохранено своеобразие архитектуры и конструкций. Открыты и восстановлены исторические кирпичные стены с арочными проемами, клепаные металлические фермы покрытия, стропила, кровельный материал — мангалорская черепица.

Рис. 2. Производственный комплекс «<жрегонный куб», г. Вадодар, Индия; ныне — многофункциональный общественный центр, в том числе — исторический музей. 1 — современное состояние — внутренний двор5; 2 — интерьер корпуса6

Сохранены: внешний вид, параметры и характер внутреннего пространства, частично — технологическое оборудование.

Оба приведенные выше примера иллюстрируют наиболее дружественное по отношению к памятнику использование — превращение его в музей, где предметом музеефикации являются историческая архитектура, изначальная функция и оборудование.

Газгольдер «Общества столичного освещения» в Санкт-Петербурге — охраняемый государством памятник, образец кирпичной промышленной архитектуры второй половины 19 века [4] (Рис. 3). Четыре газгольдера были построены с 1858 по 1872 год для хранения газовых запасов в районе Обводного канала. С 2017 г. под 37-метровым куполом одного из них расположился самый большой планетарий в стране. Возможности инновационного преобразования были очень ограничены строгими регламентациями. Объект отреставрировали при полном сохранении исторических конструкций и архитектуры, а во внутреннее пространство

5иКХ: ttps://www.archdaily.com/923851/alembic-industrial-heritage-and-re-development-karan-grover-and-ass ociates/5d667f6e284dd161f0000179 (дата обращения: 18.03.2021)

6иКХ: https://www.archdaily.com/923851/alembic-industrial-heritage-and-re-development-karan-grover-and-associates/5d667c8b284dd161f000016e (дата обращения: 18.03.2021)

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

£ 5

1 I

X го * и

О

сг т ч. Го

СО *о

Ш о

.о щ < с

Н 2 Ш о

а §

< Ш

ш о ° £

0 5

с ®

2 о ± >

< я м Я

5 °

< ш

1 *

а £0 . ш

3 с;

встроили геодезический купол, который стал куполом современного планетария. Внесение современной функции позволило сохранить историко-культурную ценность памятника практически в неизменном виде.

Сохранены: внешний вид, архитектура фасадов, покрытие, основные параметры внутреннего пространства. Утрачено технологическое оборудование.

Рис. 3. Газгольдер «Общества столичного освещения», Санкт-Петербург; ныне — планетарий. 1 — современное состояние внешний вид7; 2 — интерьер геодезического купола 8.

В ходе реконструкции в соседнем с планетарием старинном краснокирпичном производственном здании разместили открытую лабораторию современных технологий Yota Lab, где трудятся группы дизайнеров, специалистов по 3Б-моделированию и робототехнике. Футуристические проекты делаются на виду у посетителей, т.к. гости и сотрудники разделены только тонкими стеклянными стенами. Комплекс планетария продолжает расти, становясь заметной точкой притяжения и важным культурно-просветительским и научно-производственным объектом. Развитие предполагается и за счет других, стоящих рядом газгольдеров.

Кабельный завод Nokia Kaapeli, действовавший в Хельсинки с 1939 г., был выведен из города в середине 60-х гг. [4] (Рис.4). В 1987 г. в освободившихся краснокирпичных корпусах на площади 56 тыс.кв.м создан крупнейший в Финляндии Центр Kaapeli — уникальное культурно-деловое пространство, где работают 3 музея, 10 галерей, театр танца, художественная школа, творческие студии, разнообразные креативные индустрии, деловые офисы.

7URL: https://redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/gorno-istoricheskiy-tsentr-levard-frantsiya/ (дата обращения: 22.03.2021)

8URL: https://redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/gorno-istoricheskiy-tsentr-levard-frantsiya/ (дата обращения: 22.03.2021)

Рис. 4. Комплекс кабельного завода Nokia Kaapeli, Хельсинки; ныне — многофункциональный культурно-деловой центр. 1 — современное состояние — вид сверху9; 2 — краснокирпичные фасады корпусов10.

Сохранены внешний облик, конструкции и архитектура исторических промышленных зданий; внутреннее пространство освобождено от технологического оборудования и радикально изменено.

Новое функциональное наполнение не предполагает агрессивного внедрения технологических новшеств и позволяет сохранить общую атмосферу крупного индустриального объекта середины прошлого века.

Исторический рынок Carreau du Temple, построенный в 1868 г. в парижском районе Марэ — один из немногих сохранившихся примеров традиционной парижской металлической архитектуры (Рис.5) — занесен в список наследия Франции [4]. В 2014 г. объект преобразован в многоцелевой культурно-спортивный комплекс (арх. фирма Studio Milou Architecture). Заменено заполнение каркаса наружного ограждения на стеклянные панели, при этом при сохранении формы и членений оригинальной конструкции создана визуальная проницаемость, открывшая впечатляющее внутреннее пространство и кружево исторических металлических конструкций. Остекление трёхпро-лётной кровли полностью заменено новыми стеклометаллическими элементами при сохранении общей геометрии. Историческое здание площадью 3,5 тыс.кв.м расширено за счет добавления двух нижних уровней, где разместились технические службы и спортивно-рекреационные залы. В результате общая площадь нового объекта составила 9045 кв.м. Наземный уровень оставлен свободным и адаптируемым к любому использованию; здесь размещен современный округлый объем — аудитория на 250 мест. Современное внедрение в интерьер локально и контрастирует с историческим пространством, не конкурируя с ним.

9URL: https://redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/gorno-istoricheskiy-tsentr-levard-frantsiya/ (дата обращения: 22.03.2021)

10URL: https://redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/gorno-istoricheskiy-tsentr-levard-frantsiya/ (дата обращения: 22.03.2021)

Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СС Э I-

и ш

I-м

X

и

се <

ÍN £ s d I

X to

<\ О

ET m ^ ГО

CQvo

Ш о

.о ф < c

H 2 Ш о

5§ * §

< m cû о

° £ * Í О s с ^ 2 о

< S m S

5 °

< m

S *

M CÛ . Ш

s q

Рис. 5. Рынок Carreau du Temple, Париж; ныне — многоцелевой культурно-спортивный комплекс. 1 — внешний вид — современное состояние11; 2 — внешний вид — историческое фото12;

3 — интерьер наземного уровня13.

Сохранены исторические контуры, геометрия наружного облика, пространственные характеристики парижской ажурной архитектуры 19 в. Сохранены наиболее ценные исторические металлические конструкции и улучшен их обзор. Заменены элементы облицовки наружных стен и покрытия.

Главная водопроводная станция Санкт-Петербурга на Шпалерной улице — напротив Таврического дворца — возведена в 1863 г. архитекторами И. Мерцом и Э. Шуберским [4]. Комплекс состоял из водонапорной башни, подземного хранилища для воды и насосной станции. Водонапорная башня — восьмигранный столб, шестиярусное сооружение из красного кирпича (рис.6). На фасадах башни — выступающие арочные обрамления окон, карнизные выступы, поярусный декор белого цвета. Вода из Невы поступала в подземный резервуар, установленный ниже уровня дна реки. По трубам вода накачивалась в два резервуара объемом 30 тысяч ведер каждый, откуда самотеком поступала потребителям. В начале ХХ века надобность в насосной станции отпала, и здание башни и пристройки стали использовать под склады. В начале 2000-х годов комплекс водонапорной башни отреставрировали и открыли здесь музей «Мир воды Санкт-Петербурга». Музейные экспозиции размещены во всех залах водонапорной башни и в старинном подземном водохранилище. Здесь представлены фотоматериалы, макеты и документы о городской системе водоснабжения.

"URL: https://www.redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/carreau-du-temple-parizh-frantsiya/ (дата обращения: 23.03.2021)

12URL: https://www.redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/carreau-du-temple-parizh-frantsiya/ (дата обращения: 23.03.2021)

13URL: https://www.redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/carreau-du-temple-parizh-frantsiya/ (дата обращения: 23.03.2021)

Рис. 6. Главная водопроводная станция Санкт-Петербурга; ныне — музей «Мир воды Санкт-Петербурга». 1 — внешний вид, историческая фотография14; 2 — внешний вид, современное состояние 15; 3 — фрагмент фасада с пристройкой16

Сохранены: облик и архитектура фасадов, основные параметры и характер внутреннего пространства. Изменения: пристройка коммуникационной шахты, выполненная в контрастных материалах — металле и стекле, что позволяет зрительно вычленить ее из исторического контекста. В целом сохранен специфический облик индустриального объекта середины 19 века.

Квартал Ротерманни в Таллинне — бывшая промышленная зона для производства продуктов питания, расположенная между старым городом и портом — берет свое начало с 1828 года [4]. Преобразование квартала предусматривает бережное отношение к историческим зданиям и повторное их использование с точечным вводом новых объемов для создания «живой» современной среды.

Одно из самых впечатляющих зданий в квартале — зерновой элеватор площадью 5,6 тыс.кв.м (Рис.7) — основанный в 1904 г., отреставрирован и расширен в 1930 г. архитектором Эрнстом Боудстедом. С 2013 г. архитектурное бюро КОКО ведет работы по преображению элеватора в многофункциональный объект, в составе которого офисы, танцевальные студии и ресторан. На первом этаже, где в интерьере сохранились спускающиеся с потолка старые бункеры для зерна, разместились деловые помещения. Проект удостоен награды от Департамента охраны памятников старины в номинации «Открытие года».

14иКХ: http://www.vodokanal-museum.ru/muzejnyj_kompleks/vodonapornaya_bashnya/ (дата обращения: 18.03.2021)

15иКХ: http://www.vodokanal-museum.ru/muzejnyj_kompleks/vodonapornaya_bashnya/ (дата обращения: 18.03.2021)

16иКХ: http://www.vodokanal-museum.ru/muzejnyj_kompleks/istoriya_sozdaniya/ (дата обращения: 18.03.2021)

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

£ 5

1 I

X го * и

О

сг т ч. Го

СО *о

Ш о

.о щ < с

Н 2 Ш о

а §

< т ш о

° £

0 5 с ®

2 0

< Я м Я

5 °

< т

1 *

м са . ш

з с;

Рис. 7. Зерновой элеватор в промышленном квартале Ротерманни, Таллин; ныне — многофункциональный общественно-деловой и развлекательный комплекс. 1 — внешний вид с юга17; 2 — интерьер нижнего этажа18; 3 — внешний вид с севера19;

4 — южный фасад, вечерний вид20

В процессе преобразования элеватора сохранены архитектурная оболочка и некоторые функционально-пространственные компоненты первоначального решения. Возведены металлические кровли с мансардными окнами, стеклянное покрытие атриума, стеклометаллическая коммуникационная шахта; однако эти вторжения позволяют сохранить общий облик и характер архитектуры памятника. Внутреннее пространство по большей части освобождено, частично сохранено историческое технологическое оборудование, которое в качестве элемента дизайна формирует интерьеры. Щадящий характер преобразований в большой мере позволил сохранить исторический объект.

17URL: https://www.archdaily.com/798658/rotermann-grain-elevator-koko-architects/581a9bf5e58ece7a4b000285 (дата обращения: 22.03.2021)

18URL: https://www.archdaily.com/798658/rotermann-grain-elevator-koko-architects/581a9c64e58ece979100017b (дата обращения: 22.03.2021)

19иИЬ: https://www.archdaily.com/798658/rotermann-grain-elevator-koko-architects/581a9bcee58ece7a4b000283 (дата обращения: 20.03.2021)

20и5!: https://www.archdaily.com/798658/rotermann-grain-elevator-koko-architects/581a9c1be58ece7a4b000287 (дата обращения: 21.03.2021)

В основном сохранен внешний облик и архитектура; внесены изменения в геометрию покрытий; пристроена коммуникационная шахта. Сохранены основные параметры внутреннего пространства; частично — технологическое оборудование.

В ходе преобразования всего квартала, кроме элеватора, отреставрированы здания пшеничной и ржаной мельницы, котельной и силовой станции. Предельная высота новых строений установлена на высоте 24 м — конька кровли зернового элеватора.

К Всемирной выставке 1900 года в Париже архитектор Виктор Лалу создал комплекс вокзала д'Орсэ с отелем [9]. (Рис.8). По тому времени это была самая прогрессивная постройка с множеством технических новшеств. Но уже к 1939 г. вокзал устарел и мог обслуживать лишь пригородное движение. Впоследствии в здании размещались самые разные функции: почтовый центр, пересыльный пункт для военнопленных, паркинг, цирк шапито... Со временем от вокзала осталась одна внешняя оболочка.

Рис. 8. Железнодорожный вокзал д'Орсэ, Париж; ныне — музей современного искусства. 1 — интерьер: историческая фотография21; 2 — интерьер: современное состояние22.

В 1970-х гг. памятник индустриальной архитектуры преобразован в музей современного искусства. Проектом итальянского дизайнера Гае Ауленти предусматривалось кардинальное изменение интерьеров. При сохранении общего характера внутреннего пространства в него внесены новые объемы, контрастирующие с историческим решением. Так, в интерьере построены две новые коммуникационные башни, завершающие центральный неф. Витражи свода, восстановленные в первоначальном виде, модернизированы. Декор воссоздан. Внутри организованы три основных уровня, на которых расположились экспозиции музея. Великолепный памятник архитектуры начала 20 в. преобразован в музей мирового значения; это произведено путем значительных внедрений, радикальных преобразований и модернизации его интерьеров при полном сохранении внешнего облика и архитектуры фасадов.

Провиантские магазины в Москве — ансамбль в стиле ампир 1829—1835 гг., созданный для хранения армейского продовольствия архитекторами В. Стасовым и Ф. Шестаковым. Ансамбль включает 3 однотипных «образцовых» складских корпуса и здание Кордергардии с 6-колонным портиком. «Образцовый» корпус — прямоугольное каменное 2-этажное здание. Интерьер каждого этажа — пространство 30х80 м, высотой 6 м, аркадами разделенное на 3 продольных нефа [7]. Архитектурное решение интерьеров выполнено авторами в полном соответствии с суровостью, масштабно-

21иКХ: https://www.musee-orsay.fr/fr/collections/histoire-du-musee/la-gare.html (дата обращения: 02.04.2021) 22иКХ: https://www.parisperfect.com/blog/2019/09/art-in-paris-famous-french-artists/ (дата обращения: 02.04.2021)

Системные технологии 1 (№38) 2021

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

£ 5

1 I

X го * и

О

сг т ч. Го

СО *о

Ш о

.о щ < с

Н 2 Ш о

а §

< т ш о

° £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 5 с ю

2 о

< Я м Я

5 °

< ш

1 *

м са . ш

3 с;

стью и рациональностью архитектуры всего памятника и вполне соответственны его достоинствам. Академик А. Щусев, характеризуя этот памятник, говорил: «простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, — одна из лучших в архитектуре Москвы» [6] (Рис.9).

Рис. 9. Провиантские магазины, Москва; в 1930-х гг. преобразованы в армейскую автобазу; ныне — Музей Москвы. 1 — современное состояние23; 2 — натурные фотографии середины 20 века — интерьеры 2-го этажа образцового корпуса 24; 3 — интерьеры 1-го этажа образцового корпуса25.

После века использования по прямому назначению в начале 1930-х годов произошло первое преобразование памятника для нужд армейской автобазы. Были произведены грубые вторжения в конструкции и архитектуру. Внутри корпусов построены бетонные автомобильные рампы, частично разрушены исторические перекрытия и возведены новые, повреждены аркады, в стенах дворовых фасадов пробиты проемы, пространство двора испорчено многочисленными пристройками.

Этот пример демонстрирует несоразмерность ценности памятника и его функциональных преобразований. Здесь налицо принципиальное противоречие между историческим архитектурным содержанием памятника и его приспособлением под неприемлемое использование.

В результате преобразований 30-х гг. сохранены: внешний облик и архитектура уличных фасадов, геометрия покрытий, архитектура Кордегардии. Изменены: дворовые фасады; частично необратимо изменены внутренние пространства, архитектура и конструкции интерьеров.

В 2006 году Провиантские магазины были освобождены, а с 2007 г. объект вошел в состав МО «Музей Москвы». Начались работы по преобразованию ансамбля для музейных целей, которые ведутся до настоящего времени [8].

Венские газгольдеры построены в 1896 — 1899 г.г. в районе Зиммеринг. Они были самыми большими в Европе на тот момент — каждый имеет 70 м в высоту и 60 м в диаметре, объём примерно 90 тыс.куб.м.

23 Фотография Диановой-Клоковой И.В.

24Архивные материалы из фонда Музея Архитектуры, [8]

25Архивные материалы из фонда Музея Архитектуры, [8]

В 1984 г. из-за устаревания технологий заброшены. В 1999 — 2001 годах была проведена реконструкция и перестройка всех четырех газгольдеров [4] (Рис.10).

Рис.10. Газгольдеры в районе Зиммеринг, Вена; ныне — многофункциональный жилой и общественно-деловой комплекс. 1 — современное состояние — общий вид;26; 2 — общий вид с пристройкой27;

3 — историческое аэрофото 28; 4 — интерьер29

Рассмотрим решение одного из газгольдеров, выполненное группой архитекторов под руководством Жана Нувеля. Исторический облик объекта сохранён. Металлическая кровля газгольдера заменена на стеклянную с сохранением геометрии покрытия. Внутреннее пространство освобождено для размещения жилой, офисной и торгово-развлекательной зон. Внутри пространства газгольдера, примыкая к наружным стенам, построены: в верхней зоне — кольцо 11-этажных жилых апартаментов; на нижних трех уровнях — общественные, деловые и торговые помещения. Центральная часть пространства представляет собой 14-светный атриум. Жилые помещения освещены вторым светом; нижние уровни атриума отделены от жилой зоны светопрозрачным куполом.

26и5!: https://www.redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/gazgoldernye-bashni-vena-avstriya/ (дата обращения: 26.03.2021)

https://www.redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/gazgoldernye-bashni-vena-avstriya/ (дата обращения: 26.03.2021)

28ШЬ https://ria.ru/20201124/redevelopment-1584332120.html (дата обращения: 26.03.2021) 29ЦНХ: https://www.redeveloper.ru/redeveloperskie-proekty/realise_actual/gazgoldernye-bashni-vena-avstriya/ (дата обращения: 26.03.2021)

Ш

ОС О I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

£ 5

1 I

X го * и

о

сг т ч. Го

со *о

Ш о

.о щ < с

Н 2 Ш о

а §

< Ш

ш о ° £

0 5

с ®

2 0 ± >

< я м Я

5 °

< ш

1 *

м са . ш

з с;

В данном примере для нового строительства потребовалось уничтожение исторического внутреннего наполнения. Ряд уступок был сделан в целях сохранения геометрии и внешнего облика фасадов зданий. В частности, жилые апартаменты освещены вторым светом — через повторяющее исходные очертания светопрозрачное современное покрытие над атриумом и через исторические оконные проемы.

Сохранены: внешние очертания и архитектурный облик. Изменены: все внутреннее пространство и материал покрытия.

Аналогичные работы выполнены по остальным трем газгольдерам силами архитекторов: бюро Coop Himmelb(l)au, Вильгельм Хольцбауэр и Манфред Ведорн. Бывшие резервуары газа превращены в современный многофункциональный жилой и общественно-деловой комплекс. Проектом бюро Coop Himmelb(l)au выполнена пристройка к одному из газгольдеров 20-этажной жилой башни. Материалы статьи позволяют сделать некоторые обобщения.

Представленный ряд примеров демонстрирует достаточно широкий диапазон инновационного преобразования памятников индустриальной архитектуры. Можно отметить, что такое преобразование в большинстве случаев включает в себя сохранение внешнего облика объекта и реставрацию его фасадов, и значительно реже — сохранение архитектурных характеристик внутреннего пространства и технологического оборудования. Возможности наиболее щадящего использования, позволяющего максимально сохранить все его элементы памятника, включая интерьеры и технологическое оборудование, предоставляет музеефикация изначальной функции объекта. Иные варианты инновационного преобразования, как правило, влекут за собой освобождение и реконструкцию интерьеров, разного рода встройки и пристройки. В целях сохранения исторического контекста такие внедрения часто выполняются в контрастных по отношению к памятнику материалах и формах. Однако в ряде случаев позднейшее внедрение может необратимо исказить исторические архитектурные качества объекта.

Использование материалов статьи может быть полезно при подборе нового функционального содержания при инновационном преобразовании памятников индустриальной архитектуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Г.В. Есаулов. Энергоэффективность и устойчивая архитектура как векторы развития. АВОК №5'2015. ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС".

2. И.В. Дианова-Клокова, Д.А. Метаньев. Индустриальные объекты — инновационное преобразование. Academia. Архитектура и строительство №3, 2020, с.55-65.

3. Пряничников С. Б. Инновационные преобразования, как доминантный фактор обеспечения устойчивого развития предприятия. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал 1/21.2012.

4. Редевелопер.ру: электронный портал. URL: www.redeveloper.ru (дата обращения: 22.03.2021).

5. И.В Дианова-Клокова, Д.А. Метаньев, Д.А. Хрусталев. Архитектурные решения инновационных научно-производственных комплексов. Обзор мировой практики. М., УРСС, 2012. с.43, 199-200.

6. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. Мастера советской архитектуры об архитектуре. М., 1975.

7. Энциклопедия «Москва». Гл. ред. С. О. Шмидт. М., 1997. с.664.

8. Ю.П. Платонов, Д.А. Метаньев, И.В. Дианова-Клокова. Музей истории Москвы. Ансамбль на Зубовском бульваре // Сб. «Музеи в 21 веке: новые проекты» Материалы научно-практической конференции, вып.4. М., 2008г. с.123-140.

9. Музей д'Орсэ: официальный сайт. URL: https://www.musee-orsay.fr/ (дата обращения: 02.04.2021). Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

И.В. Дианова-Клокова, Д.А. Метаньев, Д.А. Хрусталев. К вопросу об инновационном преобразовании пространства памятников индустриальной архитектуры. — Системные технологии. — 2021. — №38 — С.167—179.

ON THE ISSUE OF INNOVATIVE SPACE TRANSFORMATION OF THE INDUSTRIAL ARCHITECTURE MONUMENTS

I. V. Dianova-Klokova*, D. A. Metanyev*, D. A. Khrustalev**

* Division of Research Works of the State Design and Research Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

** Industrial department of Moscow State Institute of Architecture, Russia

Key words.

monuments of industrial architecture, innovative transformation, world architectural experience. Date of receipt in edition: 14.03.21 Date o f acceptance for printing: 18.03.21

Abstract.

The topic of this article is relationship between the preservation of the industrial architecture monuments and the spatial changes associated with the new functions. The value of historical architectural objects increases with time. The sustainability objective of civilizational development is the transformation form. The issues of their innovative transformation are considered on the examples of historical industrial heritage monuments.

The former functional content is replaced by a new one, to match modern social development. A number of examples are presented, arranged as the degree of the monument's distortion increases — from the most sparing use — to the irreversible invasion.

The use of the materials of the article can be useful in the selection of a new functional content in the innovative transformation of industrial architecture monuments.

<

CL

>

1-

*

UJ

1-

S

X

CL

<

Ui

ce

D

1-

u

Ui

1-

M

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u

ce

<

in £ s d I

X 10 o

ET m ^ fO

00 vo m o

.0 <u

< c

I- 2

LU O

3§ à §

< U

CÛ o

° £ * i O s

2 o

< S to S

5 °

< m

S *

d CÛ . LU

S q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.