Научная статья на тему 'Наука и образование:проблема формирования творческой личности'

Наука и образование:проблема формирования творческой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ADVANCE TEACHING / BOLOGNA SYSTEM / EDUCATIONAL REFORMS / INTERACTIVE TEACHING METHODS / INTERDISCIPLINARY SYNTHESIS / SCIENTIFIC PETENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Виктория Дмитриевна

В статье проводится анализ современных реформ российского законодательства в целях его интеграции в европейское и мировое образовательное пространство, выявляются основные проблемы реформирования. Российская образовательная система характеризуется автором как постадминистративная, отличная от либеральной образовательной системы, свойственной странам — участницам Болонского процесса. Делается вывод о необходимости обеспечения взаимосвязи современного образования с наукой и изменения учебных планов с учетом основных научных тенденций, в частности тенденции к междисциплинарному синтезу. Отмечается важность для образования, и особенно для современного юридического образования, опережающего обучения и развития культуры речи обучающихся. В статье обращается внимание на экономическую роль образования в развитии страны и повышении ее конкурентоспособности на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE AND EDUCATION:THE PROBLEM OF FORMATION OF THE CREATIVE PERSON

Modern reforms of the Russian legislation being done in order to integrate it into European and world educational space are analyzed in the article. The main problems of the revised versions are being found out. The educational system formed in Russia is characterized by an author as a postadministrative one distinguished from liberal educational system typical of Bologna process countriesparticipants. A number of conclusions were drawn. The author concludes that the interconnection between modern education and science, curriculum change on the basis of the main scientific tendencies, in particular, tendency to interdisciplinary synthesis, must be maintained. Advance teaching and development of student speech standards are marked to be important in education, especially in modern legal education. Economic role of education in the country development and rising of its competitiveness in the world are marked in the article.

Текст научной работы на тему «Наука и образование:проблема формирования творческой личности»

Наука и образование: проблема формирования творческой личности

В. Д. Рудакова*

Аннотация. В статье проводится анализ современных реформ российского законодательства в целях его интеграции в европейское и мировое образовательное пространство, выявляются основные проблемы реформирования. Российская образовательная система характеризуется автором как постадминистративная, отличная от либеральной образовательной системы, свойственной странам — участницам Болонского процесса. Делается вывод о необходимости обеспечения взаимосвязи современного образования с наукой и изменения учебных планов с учетом основных научных тенденций, в частности тенденции к междисциплинарному синтезу. Отмечается важность для образования, и особенно для современного юридического образования, опережающего обучения и развития культуры речи обучающихся. В статье обращается внимание на экономическую роль образования в развитии страны и повышении ее конкурентоспособности на мировой арене.

Ключевые слова: Болонская система; творческая личность; интерактивные методы обучения; образование; междисциплинарный синтез; научный потенциал; опережающее обучение; реформы образования.

Science and Education: the Problem of Formation of the Creative Person

V. D. Rudakova

Abstract. Modern reforms of the Russian legislation being done in order to integrate it into European and world educational space are analyzed in the article. The main problems of the revised versions are being found out. The educational system formed in Russia is characterized by an author as a postadministrative one distinguished from liberal educational system typical of Bologna process countries-participants. A number of conclusions were drawn. The author concludes that the interconnection between modern education and science, curriculum change on the basis of the main scientific tendencies, in particular, tendency to interdisciplinary synthesis, must be maintained. Advance teaching and development of student speech standards are marked to be important in education, especially in modern legal education. Economic role of education in the country development and rising of its competitiveness in the world are marked in the article.

Keywords: advance teaching; Bologna system; educational reforms, interactive teaching methods; interdisciplinary synthesis; scientific petential.

В Толковом словаре Ожегова под образова- ванных знаний и навыков, а также сама сово-нием понимается получение систематизиро- купность знаний, полученных в процессе об-

* Рудакова Виктория Дмитриевна — аспирантка МГЮУ им. О.Е. Кутафина. E-mail: infinity_y_y_y@mail.ru

учения1. Такое же определение образования

— процесс усвоения знаний, обучения, просвещения — дается в толковом словаре Ушакова2. Более интересное и подходящее к теме статьи определение находим в энциклопедическом словаре, где под образованием понимается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-целостном отношении к миру3. Под творчеством в том же словаре понимается деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественноисторической уникальностью4. Творчество всегда предполагает активного субъекта, творческую личность, личность способную создать качественно новое знание.

Образование в условиях инвестиционной экономики становится ведущим фактором экономического развития5, в связи с чем повышается внимание к нему не только со стороны государства, но и со стороны частного сектора, который также предъявляет свои требования к современным специалистам. Сегодня образование становится инвестиционно привлекательным сектором экономики, что изменяет и сам образ современного специалиста. Это должен быть не просто человек, обладающий глубокими знаниями в определенной сфере, а активная мобильная личность, способная быстро ориентироваться в увеличивающемся потоке информации, обладающая знаниями не только в рамках своей компетенции, но и в смежных отраслях, а также способная к творческому переосмыслению своих знаний и выработке на их основе новых решений.

Современное российское образование находится в стадии реформирования. Основной тенденцией его развития является интеграция в европейское и мировое образователь-

ное пространство, так называемый переход на Болонскую систему образования6. Необходимо сразу заметить, что мы не склонны отрицательно оценивать Болонский процесс, однако те методы, которые используются в нашей стране для перехода на Болонскую систему, искажают саму ее идею и не могут привести к эффективным результатам. Прежде чем приступать к преобразованиям, нужно четко понимать, что для Болонской системы характерен либеральный тип университетского образования. Это прежде всего автономия и академические свободы университетов, в том числе и в рамках формирования образовательных программ, индивидуально ориентированная организация учебного процесса, высокая мобильность студентов и преподавателей, а также элитарность образования. Для нашей же страны свойственна постадминистративная модель образовательной системы, в которой еще очень велики отголоски плановой экономики. Наши вузы работают по тем планам, которые утверждаются в соответствии с образовательными стандартами. Вузы вынуждены постоянно обращаться в органы управления образованием с инициативами открытия новых направлений подготовки специалистов, но, как правило, сталкиваются с противостоянием органов государственной власти. Такая ситуация способствует консервации образования, которое не отвечает потребностям экономики и направлено в прошлое. Ненужно, наверное, особо говорить о низкой материальной и технической оснащенности вузов и контрольных цифрах приема студентов.

Сегодня, не пытаясь сломать существующую модель образовательной системы, мы накладываем на нее принципы либеральной системы, считая, что приближаемся к мировому сообществу. Конечно, это далеко не так. Болонская система формировалась «снизу», от вузов, мы пытаемся насадить ее командными методами. Это рождает ситуацию, ког-

1 Толковый словарь Ожегова / [Электронный ресурс]. URL: http://www.ozhegov.ru/slovo/28537.html (дата обращения: 16.04.2012).

2 Толковый словарь Ушакова онлайн / [Электронный ресурс]. иКЬ http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=38168 (дата обращения: 16.04.2012).

3 Энциклопедический словарь / [Электронный ресурс]. URL: http://www.dict.t-mm.ru/all/obrazovanie.html (дата обращения: 16.04.2012)..

4 Энциклопедический словарь / [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.dict.t-mm.ru/all/tvor4ectvo.html (дата обращения: 6.04.2012).

5 Мировая экономика. Учебник: / Под ред. Б. М. Смитиенко. М., 2012. С. 74-76, 186-187.

6 Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. См. подробнее: Гретченко А. И., Гретченко А. А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М., 2009. С. 108-182.

да вузы вынуждены принимать в число своих студентов лиц, набравших высокий балл на ЕГЭ, но абсолютно не имеющих способностей и стремлений к обучению. Или еще один пример: введение элективных курсов в школе не за счет внедрения в образовательные программы новых учебных дисциплин, а за счет сокращения обязательных предметов.

Именно постадминистративная система образования является причиной того, что не всегда обоснованные высказывания политиков зачастую быстрее приводят к изменению образовательных программ, чем реальные потребности экономики. Примером такого изменения может служить взятый нашей образовательной системой курс на дегуманитаризацию. Тем не менее представляется, что именно гуманитарные дисциплины имеют определяющее значение для формирования творческой личности, они предлагают особый стиль видения специалистом своей роли и места в жизни общества. Гуманитарные науки формируют мышление человека, создают возможность ориентироваться в изменяющемся социальном пространстве, оценивать социальные явления и процессы и в перспективе нацелены на повышение стабильности и качества жизни общества. В зарубежных образовательных программах соотношение естественных и гуманитарных дисциплин примерно 50 на 50, даже в случае обучения по технической специальности студенты в первые два года обучения обязаны изучать ряд гуманитарных наук.

Таким образом, для того чтобы современное российское образование могло оперативно реагировать на изменяющиеся потребности общества и в первую очередь было нацелено на формирование творческой личности, необходимо изменить саму систему образования, перестроить ее с постадминистративной системы на либеральную.

Важной вехой на пути к формированию творческой личности в процессе образования будет смена методов и способов обучения. Основное место должно быть отведено не традиционным семинарам и лекциям, как это есть сейчас, а интерактивным методам обучения, то есть методам, направленным на взаимодействие как между самими обучающими-

ся, так и между обучающимися и преподавателями. Такие методы сегодня активно применяются при подготовке специалистов в сфере экономики. А вот юридическое образование на сегодняшний момент является слишком догматичным, что во многом обусловлено спецификой самой юриспруденции как науки. Среди интерактивных методов, которые вузы могут применять уже сейчас, можно назвать такие, как кейс-методы, игровые методики, научно-исследовательские методы и методы «мозгового штурма». Так, кейс-метод предполагает использование в обучении описания и разрешения реальных экономических, социальных, политических ситуаций. Студент, используя весь свой багаж знаний, причем не всегда сугубо специальных, проводит анализ ситуации и осуществляет поиск решения. В обучении должны активно использоваться деловые и ролевые игры, в процессе которых решается конкретная учебная задача. Подобные игры способствуют повышению активности обучающихся, а также способствуют их погружению в конкретную жизненную ситуацию.

Научно-исследовательские методы, такие как дискуссии, круглые столы, научные конференции, нацелены главным образом, на создание у студентов опыта научной работы. Они позволяют сформировать такие навыки, как коммуникативность, самостоятельность в принятии решений, навык публичных выступлений, развивают наблюдательность и позволяют нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, научно-исследовательские методы нацелены на приобретение обучающимся определенного опыта научной работы и творческой переработки материала, что позволяет глубже изучить заинтересовавшую тему и предложить собственное решение проблемного вопроса. Причем формировать все эти навыки и умения нужно начинать еще со школы. В экономическом образовании активно применяется метод «мозгового штурма». При нем студенты разделяются на группы и за максимально короткое время ищут оптимальное решение конкретной ситуации, при этом высказываются любые, даже самые абсурдные, предложения. Все предложения фиксируются, а за-

тем подробно анализируются. Это позволяет не только активно использовать различного рода знания, но и проследить, как одна идея порождает другую. Метод «мозгового штурма» дает возможность получить первичные навыки работы в команде, активизирует мыслительную деятельность и порождает дух конкуренции, так необходимый в нашем сегодняшнем мире. Все эти методы с определенными изменениями могут быть использованы при подготовке студентов-юристов.

Важной задачей современного образования является обеспечение взаимосвязи с наукой. Все основные научные тенденции должны находить отражение в образовательной системе.

Наиболее важной научной тенденцией современности является междисциплинарный синтез, именно он определяет дальнейшее развитие науки. Вопросы, которые стоят перед учеными, требуют для своего решения объединения различных отраслей знания. К сожалению, междисциплинарный синтез в настоящее время не находит должного отражения в системе российского образования. Представляется, что целый ряд образовательный программ должны подвергнуться существенному изменению с учетом междисциплинарного подхода. В образовательные программы следует вводить новые дисциплины, появившиеся в результате междисциплинарного синтеза. К сожалению, сейчас они чаще всего лишь поверхностно упоминаются в курсах основных учебных дисциплин, что, конечно, не соответствует современным тенденциям.

Необходимость обновления стандартов юридического образования отмечалась Председателем Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькиным в Тезисах о правовой реформе в России7. Работа юриста все чаще помимо глубоких правовых знаний требует хороших знаний смежных общественных дисциплин. К примеру, с каждым годом становится все шире взаимодействие права с экономическими дисциплинами. Сегодня ощущается недостаток экономических дисциплин в учебных программах юридических вузов. Например, только в нескольких московских ву-

зах начато преподавание спецкурса «Конституционная экономика».

Представляется, что в современном мире подготовка любого специалиста, независимо от отрасли знания, должна проводиться с учетом междисциплинарного синтеза. Только так мы сможем получить исследователей, готовых к решению комплексных задач на основе синтеза достижений различных научных дисциплин, и только так мы сможем существенно повысить уровень и качество современного российского образования.

Образование в целом и юридическое образование в особенности остро ощущают потребность в опережающем обучении. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда знания выпускника, только получившего диплом уже устарели. Мы учим студентов одному законодательству, а когда они заканчивают вуз, действует уже совсем другое законодательство. Следовательно, главной задачей образовательного процесса должно быть не заучивание законодательства, а его понимание, понимание тенденций его развития и формирование навыков анализа правовой ситуации. А такой подход возможен только в случае нацеливания всей образовательной системы на формирование творческой личности, легко адаптирующейся к социально-экономическим изменениям.

Особое внимание следует уделить формированию у студентов навыков устной и письменной речи. Слово вторично по отношению к мысли, но оно является неотъемлемой ее частью. Структурированное и последовательное построение речи свидетельствует о способности четко мыслить, расставлять акценты и правильно использовать имеющуюся информацию. К сожалению, в настоящий момент данный навык у выпускников, и что самое страшное — у выпускников юридических вузов, зачастую отсутствует.

На современном этапе общественного развития, когда конкурентоспособность страны определяется прежде всего ее интеллектуальным, научным потенциалом, способностью национальных специалистов производить инновации и принципиально новые продук-

1 См.: Зорькин В. Д. Тезисы о правовой реформе в России // Законодательство и экономика. 2004. № 2. С. 8.

ты, оказывается востребованной личность, не просто обладающая обширными знаниями различных дисциплин, но способная к постоянному самосовершенствованию и самообра-

зованию. Поэтому для современного российского образования руководящим принципом должны стать слова И. Канта: «... не мыслям, а мыслить надо учить.».

Литература

1. Гретченко А. И., Гретченко А. А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. - М., 2009.

2. Зорькин В. Д. Тезисы о правовой реформе в России // Законодательство и экономика. - 2004.

- № 2.

3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Б. М. Смитиенко. - М., 2012.

4. Толковый словарь Ожегова / [Электронный ресурс]. URL: http://www.ozhegov.ru/slovo/28537. html (дата обращения: 16.04.2012).

5. Толковый словарь Ушакова онлайн / [Электронный ресурс]. URL http://ushakovdictionary.ru/ word.php?wordid=38168 (дата обращения: 16.04.2012).

6. Энциклопедический словарь / [Электронный ресурс]. URL: http://www.dict.t-mm.ru/all/ obrazovanie.html (дата обращения: 16.04.2012).

7. Энциклопедический словарь / [Электронный ресурс]. URL: http://www.dict.t-mm.ru/all/ tvor4ectvo.html (дата обращения: 6.04.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.