Научная статья на тему 'Компетентностный подход новых образовательных стандартов как основа профессионально-ценностных ориентаций студентов вузов г. Саратова'

Компетентностный подход новых образовательных стандартов как основа профессионально-ценностных ориентаций студентов вузов г. Саратова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Светлана Викторовна

Статья посвящена анализу процесса модернизации профессионального образования в России, в частности, изучению сути компетентностного подхода, пониманию его основными участниками образовательного процесса – студентами и преподавателями вузов, а также выявлению особенностей реализации данного подхода в новых образовательных программах. Материал исследования может быть полезен представительствам управленческих структур в системе образования, занимающихся разработкой, корректировкой, а также диагностикой успешности реализации программ реформирования системы образования в России, исследователям, занимающимся данной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситникова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competency Building Approach of New Educational Standards as the Base for Professional-value System of Saratov Higher School Students

The article is devoted to the analyses of modernization of professional education in Russia, in particular, it focuses on studying the essence of competency building approach, how it is understood by the main participants of educational process – higher school students and professors, and also it describes the special features of realization of this approach in new educational programs. The research material can be interesting for the representatives of administration in educational system who work out, correct and diagnose the success of implementation of reforms in Russian education system, and also for the researchers who study this problem.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход новых образовательных стандартов как основа профессионально-ценностных ориентаций студентов вузов г. Саратова»

С. В. Ситникова. Компетентностный подход новых образовательных стандартов

формула, позволяющая выразить взаимную связь между природой и обществом, между различными периодами коллективной истории человеческого рода и техническим прогрессом. Значение наследия Л. Мечникова в наши дни не потеряло своей актуальности, поскольку доказывает необходимость объединения людей (кооперации) в решении экологических проблем.

Примечания

1 См.: Евдокимов В. И. Предисловие // Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. Статьи. М., 1995. С. 27-28.

См.: Мечников Л. И. Великие исторические периоды // Социология в России XIX - нач. XX вв. История социологии. Социологическое образование. М., 1997. См.: Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки.

Там же.

См.: Горина Е. Н. Л. И. Мечников о роли географического фактора в развитии общества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2008. Т. 8, вып. 2. С. 54-58.

См.: Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки.

Там же.

УДК 316.43

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ подход новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ г. саратова

с. В. ситникова

Саратовский государственный университет E-mail: skareva@yandex.ru

Статья посвящена анализу процесса модернизации профессионального образования в россии, в частности, изучению сути компетентностного подхода, пониманию его основными участниками образовательного процесса - студентами и преподавателями вузов, а также выявлению особенностей реализации данного подхода в новых образовательных программах. Материал исследования может быть полезен представительствам управленческих структур в системе образования, занимающихся разработкой, корректировкой, а также диагностикой успешности реализации программ реформирования системы образования в россии, исследователям, занимающимся данной проблематикой.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, эффективность реализации новых образовательных стандартов.

Competency Building Approach of new Educational standards as the Base for Professional-value system of saratov Higher school students

s. V. sitnikova

The article is devoted to the analyses of modernization of professional education in Russia, in particular, it focuses on studying the essence of competency building approach, how it is understood by the main participants of educational process - higher school students and professors, and also it describes the special features of realization of this approach in new educational programs. The research material can be interesting for the representatives of administration in educational system who work out, correct and diagnose the success of implementation of reforms in Russian education system, and also for the researchers who study this problem.

Key words: competence, competence building approach, efficiency of realization of new educational standards.

Модернизация профессионального образования в России предполагает переход образовательных учреждений на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения. В основе разработки новых учебных программ лежит компетентностный подход. Анализ литературы, посвященной данной проблематике, свидетельствует о дискуссионности в поле определения самого понятия «компетенция»1. В известных энциклопедических словарях компетенция - это круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом2; круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу, знания, опыт в той или иной области3; личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач, также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников)4. Определение компетенции как необходимой составляющей нового образовательного стандарта связано с подробной интерпретацией вышеприведенных энциклопедических определений и лексических аналогий с ними. Приведем одно из определений, которое отражает наше понимание компетенции как сути нового подхода в образовании: «Сама компетентность рассматривается как способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Соответственно, компетенция предъявляется, в первую

2

3

4

5

6

7

© Ситникова С. В., 2013

очередь, работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника. Более того, именно уровень соответствия индивидуальных показателей ожиданиям работодателя и общества и полагается в качестве основного показателя компетентности»5. Добавим лишь, что именно компетентностный подход, на наш взгляд, должен стать базой формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов. Однако не будем останавливаться на детальном рассмотрении понятия «компетенция» в методологической литературе, поскольку главной целью нашего исследования6 было выявление уровня понимания данной категории основными участниками образовательного процесса - студентами и преподавателями.

Одним из показателей эффективности реализации новых образовательных стандартов является уровень информированности студентов о происходящих изменениях в системе образования в России. Результаты опроса свидетельствуют о достаточно высоком уровне осведомленности саратовских студентов высших учебных заведений. Так, 87,3% бакалавров и 86,0% магистров знают о том, что их вуз с 2011 г. перешел на обучение по новым образовательным стандартам (табл. 1).

Таблица 1

Знаете ли Вы о том, что Ваш вуз с 2011 г перешел на обучение по новым образовательным стандартам (федеральным государственным образовательным стандартам)? (% от числа опрошенных)

Ответ Магистры Бакалавры

Да 86,0 87,3

Нет 14,0 12,7

Самым распространенным источником информации о документах основной образовательной программы является руководство факультета, преподаватели. О цели, наборе компетенций, учебном плане, рабочих программах, программах практик 55,0% бакалавров и 77,0% магистров узнали именно от руководства и преподавателей факультетов. Следует обратить внимание, что самый высокий уровень интереса выявлен в отношении к набору компетенций выпускников и учебному плану. Так, 15,0% бакалавров указали на то, что самостоятельно нашли информацию именно об этих документах. Кроме того, около 90,0% бакалавров и 97,0% магистров знают о том, что цель освоения основной образовательной программы - формирование общекультурных и профессиональных компетенций. О цели ООП, рабочих программах и программах практик студенты-бакалавры менее всего ознакомлены: 24,0, 21,5 и 35,0% соответственно вообще не знакомы с этими документами. Уровень личного интереса к основной части документов ООП магистров значительно ниже, чем бакалавров, - ими практически наполовину реже упоминался вариант

«нашел сам». Однако и значительно реже магистры указывали на то, что вообще не ознакомлены с документом. Таким образом, общий уровень информированности о содержании различных частей ООП среди магистров выше, чем среди бакалавров, однако уровень самостоятельного интереса выше проявлен среди студентов-бакалавров.

Опрошенным магистрам было предложено сформулировать основные наиболее значимые для них компетенции (табл. 2). Около трети магистров затруднились это сделать, что говорит от некотором несоответствии реального уровня информированности о содержании и сути новых ООП уровню, который магистры демонстрировали в ходе опроса. В число часто упоминаемых компетенций вошли способность, умение применять полученные знания в практической профессиональной деятельности и специальные компетенции, хорошее знание теоретических и прикладных дисциплин. Наименее значимыми, по ответам магистров, оказались умение грамотно ставить цели и выполнять задачи в определенной предметной области, а также соответствие уровню образования высокого качества.

Самостоятельно сформулированные студентами компетенции не отражают специфики их представления в новых учебных программах, что свидетельствует о том, что с данным разделом ООП студенты вузов г. Саратова не знакомы. На наш взгляд, это вполне объяснимо временными характеристиками практики реализации новых ООП в г. Саратове.

Интерпретация понятия «компетенция» для 15,0% опрошенных преподавателей оказалась затруднительной. Это говорит о недостаточности информационной базы, источников, а также технологий информирования субъектов образовательного процесса об особенностях и принципах новой образовательной системы в России. Компетенция - это способность и умение применять полученные знания в практической профессиональной деятельности. Данная позиция оказалась наиболее распространенной среди преподавателей саратовских вузов (30,5% упоминаний). Чуть больше четверти всех опрошенных определили компетенцию как приобретение и выработку профессиональных навыков, знаний и умений. Таким образом, понимание компетенции большинством преподавателей пока ограничено полем традиционных представлений в рамках советской образовательной системы. Компетенцию чаще отождествляют с совокупностью знаний, умений и навыков (табл. 3).

В определении компетенции А. Г. Бермусом акцентирована роль работодателя в формировании новых образовательных программ и их реализации. В ходе мониторинга магистров попросили отметить формы участия работодателей в учебном процессе в вузе. Наиболее распространенными формами оказались: руководство практикой, предоставление базы для проведения практик (в

16

Научный отдел

С. В. Ситникова. Компетентностный подход новых образовательных стандартов

Основные наиболее значимые компетенции для студентов

Таблица 2

Компетенции Процент по числу упоминаний

Способность, умение применять полученные знания в практической профессиональной деятельности 30,0

Специальные компетенции, хорошее знание теоретических и прикладных дисциплин 18,0

Образованность, культурный уровень 10,0

Хорошие навыки исследовательской работы 8,0

Характеристика определенных человеческих навыков (коммуникабельность, пунктуальность, обучаемость) 6,0

Ориентация на дальнейший профессиональный рост, переквалификацию, продолжение обучения 6,0

Профессиональные навыки, знания, умения 4,0

Компетенции - это перечень, совокупность качеств, навыков, которыми должен обладать выпускник 3,0

Умение грамотно ставить цели и выполнять задачи в определенной предметной области 3,0

Соответствие уровню образования высокого качества 3,0

Затрудняюсь ответить 28,0

Таблица 3

В фГОС ВПО включено понятие «компетенция». Как Вы его понимаете?

Понимание компетенции Частота %

Способность, умение применять полученные знания в практической профессиональной деятельности 61 30,5

Приобретение и выработка профессиональных навыков, знаний, умений 53 26,5

Компетенции - это перечень, совокупность качеств, навыков, которыми должен обладать выпускник 31 15,5

Умение грамотно ставить цели и выполнять задачи в определенной предметной области 16 8,0

Уровень профессиональной подготовки 11 5,5

Комплекс представлений и знаний о предмете или проблеме 5 2,5

Мотивация на выполнение профессиональной работы, целеустремленность 4 2,0

Способность адекватно принимать решения, аналитические способности 4 2,0

Применение полученных знаний в повседневной жизни 4 2,0

Соответствие умений и навыков студента требованиям рынка труда, запросам конечных потребителей 4 2,0

Образованность, культурный уровень 4 2,0

Компетенция - это квалификация, только более детализированная 3 1,5

Характеристика определенных человеческих навыков (коммуникабельность, пунктуальность, обучаемость) 2 1,0

Формирование целостного представления о получаемой специальности 1 0,5

Определенные права и обязанности выпускников 1 0,5

Форма планирования учебного процесса 1 0,5

Затрудняюсь ответить 31 15,5

организации, на предприятии, в научно-исследовательском институте и т. д.) и преподавание отдельных дисциплин/модулей специалистами-практиками (табл. 4).

Несмотря на то что взаимодействие осуществляется, необходимо отметить его недостаточность, поскольку новые стандарты предполагают анализ и учет запросов рынка труда, что без активного участия работодателей невозможно. Чуть более 50,0% преподавателей вузов согласились с тем, что новые ООП соответствуют потребностям

рынка труда, 15,0% не поддерживают данную позицию. Более трети опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос. Все это вновь свидетельствует о недостаточности сроков реализации данной системы для однозначности заключений

о результатах реформирования российской образовательной системы.

Однако уже сегодня можно сказать, что подход многих педагогов к преподаванию в соответствии с компетентностной ориентацией изменился. Наиболее существенные изменения произошли в

Социология

17

Таблица 4

Какие формы участия работодателей в учебном процессе Вы наблюдали в Вашем структурном подразделении

(факультет/институт)?

Формы участия работодателей в учебном процессе вуза % упоминаний

Преподавание отдельных дисциплин/модулей специалистами-практиками 51,0

Чтение отдельных лекций дисциплины/модуля специалистами-практиками 45,0

Предоставление базы для проведения практик (в организации, на предприятии, в научно-исследовательском институте и т. д.) 56,0

Руководство практикой 63,0

Предоставление базы для научно-исследовательской работы обучающихся и руководство этой работой 44,0

Руководство курсовыми работами 43,0

Разовые выступления по актуальным профессиональным проблемам 42,0

организации самостоятельной работы студентов, ис- что вполне логично в ситуации несформирован-

пользовании интерактивных форм обучения, общего ности представления о понятии «компетенции».

планирования содержания дисциплин (табл. 5). Вероятно, именно этот важный аспект новой об-

Наибольшие затруднения связаны с разработкой разовательной системы требует особого внимания

средств оценки уровня овладения компетенциями, учебно-методических комиссий в вузах.

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как изменился Ваш подход к преподаванию в соответствии с компетентностным принципом построения

ООП?

Изменения % от ответов

Планирую содержание дисциплины с позиции компетентностного подхода 75,5

Ясно вижу место моей дисциплины в структуре ООП с точки зрения межпредметных связей 77,0

Уделяю существенно больше внимания организации самостоятельной работы студентов 82,0

Больше использую активные/интерактивные формы обучения 77,5

Разрабатываю средства оценки сформированности компетенций 49,0

Таким образом, проведенный анализ результатов опроса показал, что основные принципы новых Федеральных государственных образовательных стандартов в саратовских вузах реализуются достаточно успешно. Однако этот процесс не лишен ряда недоработок, что, на наш взгляд, обусловлено темпоральными характеристиками процесса внедрения новых образовательных стандартов. Это актуализирует необходимость лонги-тюдной диагностики изучаемых процессов, что в среденесрочной перспективе (3-5 лет) позволит получить объективные экспертные заключения.

Примечания

1 См., например: Звездова А. Б., Орешкин В. Г. Компетентностей подход в высшем профессиональном образовании. URL: http:miep.edu.ru/uploaded/ zvezdova_oreshkin.pdf (дата обращения: 21.05.2013) ; Бермус А. Г. Проблемы и перспективы в реализации компетентностного подхода в образовании. URL: http:// www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 21.05.2013) ; Полькина С. Н. Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования. URL: www.rudoes.exdat.com/ docs/index-86895.html (дата обращения: 21.05.2013).

2 См.: Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова. URL: http://www.dict.t-mm.ru/ushakov/ (дата обращения:

21.05.2013).

3 См.: Энциклопедический словарь. иКЬ: Ы1р://%г«глг. dict.t-mm.rU/enc_sl/k/komp.html (дата обращения:

21.05.2013).

4 См.: Википедия: [сайт]. URL:.http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 21.05.2013).

5 Бермус А. Г Указ. соч.

6 В целях анализа эффективности внедрения ФГОС в учреждениях профессионального образования Саратовской области социологической группой Саратовского научного центра Российской академии наук с участием социологических лабораторий вузов города по заказу Департамента профессионального образования Министерства образования и науки РФ в мае-июне 2012 г. был проведен комплексный социологический мониторинг на территории области. К участию в мониторинге были привлечены представители профессорско-преподавательского состава, административные руководители, магистры и бакалавры четырех вузов: Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю. А., Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова, Саратовского государственного социально-экономического университета (всего 200 преподавателей, 100 магистров, 400 бакалавров, 48 проректоров и зам. деканов данных вузов). В задачи автора входили сбор эмпирических данных в рамках СГУ им. Н. Г. Чернышевского, а также анализ результатов мониторинга по всем вузам, участвующим в исследовании.

lB

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.