Научная статья на тему 'Экспертиза эффективности внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов в ракурсе ценностно-ориентированного подхода'

Экспертиза эффективности внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов в ракурсе ценностно-ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА НА ФГОС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Светлана Викторовна

В статье представлены результаты опроса экспертов об эффективности реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Отмечены основные достижения и трудности данного процесса. Разработаны рекомендации по корректировке модернизационной программы. Материал исследования может быть полезен представительствам управленческих структур в системе образования, занимающихся разработкой, корректировкой, диагностикой успешности реализации программ реформирования системы образования в России, а также исследователям, занимающимся данной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ситникова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of Effectiveness of Federal State Educational Standards Implementation in the Framework of Value-focused Approach

The article contains the results of interview of experts about the effectiveness of federal state educational standards implementation. The article describes the main accomplishments and difficulties of this process, it contains the recommendations about how to correct the modernization program. The research material can be useful for the representatives of administration in educational system who work out, correct and diagnose the success of implementation of reforms in Russian education system, for the researchers who study this problem.

Текст научной работы на тему «Экспертиза эффективности внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов в ракурсе ценностно-ориентированного подхода»

2 См., например: Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996 ; Сорокин П. А. Заметки социолога. Социологическая публицистика. СПб., 2000.

3 См. например: Голенкова З. Т. Историко-социологиче-ская проблематика // Социология в России : 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. А. Язова. М., 1998 ; Голосен-ко И. А., Козловский В. В. История русской социологии Х1Х-ХХ вв. М., 1995 ; КукушкинаЕ. И. Русская социо-

удк 316.43

логия Х1Х - начала ХХ вв. М., 1993 ; Култыгин В. И. История российской социологии. М., 1994 ; Капитонов Э. А. Социология ХХ века. История и технологии. Ростов н/Д, 1996 ; Медушевский А. Н. История русской социологии. М., 1993 ; Миненков Г. Я., Новикова С. С. История развития социологии в России. М., 1996 ; Чагин Б. А. Очерки истории социологической мысли в СССР. Л., 1971 ; Антология русской классической социологии / под ред. Л. Н. Панковой. М., 1995.

ЭКСПЕРТИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РАКУРСЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

с. В. ситникова

Саратовский государственный университет E-mail: skareva@yandex.ru

в статье представлены результаты опроса экспертов об эффективности реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. отмечены основные достижения и трудности данного процесса. разработаны рекомендации по корректировке модернизационной программы. материал исследования может быть полезен представительствам управленческих структур в системе образования, занимающихся разработкой, корректировкой, диагностикой успешности реализации программ реформирования системы образования в россии, а также исследователям, занимающимся данной проблематикой. Ключевые слова: процесс перехода на ФгоС, эффективность реализации новых образовательных стандартов.

Review of Effectiveness of Federal state Educational standards Implementation in the Framework of Value-focused Approach

s. V. sitnikova

The article contains the results of interview of experts about the effectiveness of federal state educational standards implementation. The article describes the main accomplishments and difficulties of this process, it contains the recommendations about how to correct the modernization program. The research material can be useful for the representatives of administration in educational system who work out, correct and diagnose the success of implementation of reforms in Russian education system, for the researchers who study this problem.

Key words: process of implementing federal state educational standards, effectiveness of realization of new educational standards.

Идеи модернизации системы образования в России сегодня уже не новы, поскольку реформирование осуществляется не первый год. Этот процесс охватил и систему профессионального образования. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, подготовка и реализация новых Федеральных государственных

образовательных стандартов (ФГОС), внедрение новых подходов и технологий в образовании и многое другое протекает не всегда гладко. Именно поэтому необходима лонгитюдная диагностика результатов реформирования с целью корректировки данного процесса. В 2012 г. Министерством образования и науки РФ инициирован общероссийский мониторинг эффективности внедрения ФГОС. Саратовская область, и в частности СГУ им. Н. Г. Чернышевского, были участниками исследования1. Одной из задач исследования было выявление экспертных оценок качества реформирования системы профессионального образования в Саратовской области. Представим эти оценки в ракурсе ценностно-ориентированного подхода. Поясним, в чем его суть и значимость для нашего исследования. «В конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как прогнозирование, свобода выбора, самоопределение и эвристика»2. Реализация этих компонентов возможна только при решении проблемы ориентации личности в мире ценностей. Актуальность ценностно-ориентированного подхода определяется тем, что в современном образовании существует острая потребность в выделении и формировании системы ценностных ориентаций как основы определения учащимся и учителем целей обучения, поскольку мотивация и положительное отношение к предмету является важнейшим условием активизации процесса обучения, учебно-познавательной деятельности.

Еще одним фактором, определяющим актуальность данного подхода, является то, что ценностные ориентации как составная часть мировоззрения личности обеспечивают ей высокий уровень адаптации к современным условиям3. Основными понятиями ценностно-ориентированного подхода являются «личность», «ценность» и «ценностные ориентации». Ориентация как

© Ситникова С В., 2013

С В. Ситникова. Экспертиза внедрения государственных образовательных стандартов

результат определяется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и подразумевает одновременно то, что приобретенный человеком уровень - это своеобразный необходимый фундамент для постоянного поиска, развития имеющихся представлений4. Ориентация как процесс - это проективные действия от замысла до результата: точный, правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направленностью, планами, жизненными ценностями5. То есть в основе этого понятия лежит деятельность. Тогда ценностно-ориентированный подход есть способ организации, способ выполнения деятельности, получения и использования ее результатов с позиций тех или иных ценностей6. Именно это определение В. А. Беликова нами разделяется полностью, что и определило контекст изложения материала. Следует оговорить, однако, о каких ценностных ориентациях в обновленной системе образования пойдет речь. Прежде всего, это прозрачность российских программ нового поколения, технологичность образовательного процесса, творчество и инноватика, обновленный, доступный образовательный ресурс, непрерывность образовательного процесса личности, академическая мобильность, компетентность и конкурентоспособность выпускника. По всем этим позициям эксперты7 уже сегодня дают вполне конкретные и прогнозные оценки.

Все опрошенные эксперты - руководители (заместители) учебных управлений вуза - подчеркивают системность и поэтапность работы по переходу на ФГОС. Во-первых, был разработан план перехода на ФГОС, установлены сроки реализации каждого этапа. Вся нормативная документация была размещена на сайте вуза, при этом предполагалась возможность обсуждения содержания и рекомендаций всех заинтересованных сторон. Во-вторых, была создана рабочая группа, которая занималась разработкой, корректировкой, обучением и контролем за реализацией ФГОС. Даная работа предполагала систематическую работу, связанную с разработкой методических материалов, обучением преподавателей, входящих в рабочие группы уже структурных подразделений, обменом опытом, обсуждением и разработкой рекомендаций по увеличению эффективности процесса реализации ФГОС. В полной мере стандарты реализуются с 2011 г. в соответствии с федеральными образовательными стандартами по всем направлениям. На сегодняшний день работа методических комиссий продолжается по большей части в области контроля качества и, соответственно, разработки рекомендаций по корректировке процесса реализации ФГОС.

Основные трудности, с которыми приходится сталкиваться вузу на пути внедрения ФГОС: сложность в однозначности интерпретации сути компетенций, трудность создания оценочных средств, оценка трудоемкости учебных циклов,

а точнее, сложности в пересчете трудоемкости, запаздывание нормативно-правового обеспечения федерального масштаба по отношению к темпам самого процесса внедрения ФГОС в регионах, пространность формулировок самих стадартов, отсутствие организации, управляющей всей документацией по ФГОС, ускоренные темпы их реализации, провоцирующие формализм на некоторых этапах работы, психологический барьер преподавателей.

Взаимодействие работодателей с вузами существовало и раньше. Во-первых, многие преподаватели совмещают свою педагогическую деятельность с производственной, во-вторых, организация практик студентов всегда связана с тесным контактом вузов и предприятий, все эти отношения были и остаются регламентированными. Новые ФГОС предполагают более широкое использование подобного сотрудничества. И не только предполагают, а расширяют эту возможность за счет увеличения доли практической работы в программе курса. Кроме того, сегодня более активно работодатели привлекаются к участию в конференциях, мастер-классах, к разработкам учебных планов, программ, чтению лекций и проведению практических занятий, участию в итоговой аттестации выпускника. Особенно это проявляется в отношении магистратуры. В некоторых вузах созданы советы работодателей. Однако, как утверждают эксперты, на сегодняшний день инициатива взаимодействия чаще исходит от вузов. Кроме того, одним из препятствий расширения взаимодействия вузов и работодателей становится высокая занятость последних, что нередко проявляется в формализме отношений. Несмотря на это, привлечение работодателей в образовательный процесс имеет только позитивные результаты, проявляющиеся в повышении качества образовательных услуг и, как следствие, подготовке высококвалифицированных кадров с учетом запросов рынка труда. К числу инновационных форм взаимодействия работодателей с вузами отнесены: создание кафедр при конкретных производствах; конкурсы, гранты для студентов, организованные работодателями; именные стипендии; организация стажировок с оплатой труда. Все это требует расширения сфер и форм взаимодействия вузов с работодателями.

Позиция о прозрачности российских программ нового поколения и интеграции в международную образовательную среду большинства экспертов схожа. В рамках этой позиции утверждается возможность новых ФГОС отвечать требованиям мировых стандартов. Однако, по мнению экспертов, конкурентоспособность повышают не стандарты, а качество образования, по сути, то, как они реализованы. Одним из нерешенных вопросов остается материально-техническое оснащение российских вузов, существенно отличающееся от мировых стандартов.

Однако есть и другая позиция, выражающая недоверие двухуровневой системе в высшем образовании. Советская (российская) модель в этом случае видится конкурентоспособной. Отмечается более высокое качество подготовки специалистов. Новые ФГОС понизят конкурентоспособность российских образовательных программ. Подчеркивается, что проблема снижения качества образования на сегодняшний день касается не только высшего, но также начального и среднего образования.

Оценить требования, заданные стандартами, к структуре и результатам освоения образовательных программ с точки зрения технологичности организации образовательного процесса для вузов, реализующих большое количество различных направлений подготовки высшего профессионального образования, согласились не все опрошенные. Вероятно, это связано с осторожностью в выводах, мало подкрепленных фактическим опытом. Выразившие свое мнение по данному вопросу обратили внимание на достижение технологичности и вариативности процесса обучения и многопрофильности вузов как следствие внедрения ФГОС нового поколения. Это, в свою очередь, имеет свои плюсы и минусы. К положительным моментам можно отнести возможность повышения конкурентоспособности выпускника за счет овладения широким спектром компетенций, к минусам - усложнение технологий организации учебного процесса, что требует нового оборудования, площадей и т. д., а это огромные финансовые затраты (позиция Васина). Одним из недостатков отмечено увеличение нагрузки на преподавателей, при сохранении старых систем соотношения (преподаватель: студент - 1 : 10) расчета нагрузок и ставок.

Новые ФГОС способствуют качественному изменению в образовании и дают огромный простор для инноваций и творчества - в этом все эксперты единодушны. Однако очень многое в этом процессе зависит от личности преподавателя: насколько он инициативен, «инновационен» и компетентен. Абсолютным преимуществом признается возможность, а порой и необходимость, пересматривать программы с учетом происходящих процессов как в России, так и в мировом пространстве. Также открытым пока остается вопрос оценки качества освоения студентами широкого спектра компетенций (в связи с вышеозначенной проблемой неоднозначности их (компетенций) интерпретации) и синхронизации стандарта с бюджетным финансированием вузов.

По мнению экспертов, система образования в России сегодня обеспечивает возможность обучения в течение всей жизни. Практически все вузы имеют солидную базу для такого вида деятельности, в частности: аспирантура, докторантура, институты переподготовки и повышения квалификации, дистанционные образовательные курсы. Кроме того, магистерский уровень новых ФГОС

вполне отвечает этой возможности. Формирование каллс-технологий (когда производитель сопровождает свое изделие от его зарождения до его утилизации) в системе образования, безусловно, необходимо. Однако это пока вопрос разработки.

Условия непрерывного образования в России необходимо улучшать. Но для этого созданы не все условия. Кроме того, реализация системы непрерывного образования требует дополнительного финансирования и массовой пропаганды на государственном уровне.

Опрос деканов факультетов подтверждает ранее полученную информацию. Все подразделения вузов приступили к реализации новых ФГОС в соответствии со сроками, установленными министерством образования и администрацией вузов. Несмотря на то что степень вовлеченности в процесс реализации ФГОС преподавателей определялась их нагрузкой, в сам процесс были вовлечены все преподаватели. Однако распределение, контроль за качеством и объемом работ для каждого преподавателя осуществлялся заведующими кафедр.

К пониманию сути ФГОС заведующие кафедр и весь преподавательский состав пришли не сразу, это процесс достаточно долгий. Однако на сегодняшний день можно сказать, что это достигнуто. Непонимание и непринятие стандартов третьего поколения характерно для некоторых преподавателей, но это единичные случаи. Пока открытым остается вопрос единства в интерпретации компетенций, возможность вариативного подхода и технологий реализации новых стандартов. Необходимость перехода на новые образовательные стандарты, по мнению руководства факультетов, осознана большинством преподавателей вузов. К числу основных трудностей процесса реализации ФГОС деканы отнесли: неоднозначность интерпретации компетенций; сложности перехода на систему зачетных единиц (соразмерности), в связи с чем происходит потеря большого количества специализаций (на отдельных направлениях) за счет ограниченности количества зачетных единиц; значительное увеличение объема самостоятельной работы студентов, требующее новых учебно-методических разработок для контроля и оценки качества работы; несформированность понимания сути и значимости самостоятельной работы у студентов (таких больших объемов, в частности); инертность преподавателей, связанная с резким переходом на новые стандарты; отсутствие адекватного инструмента управления всем массивом информации (отчетности, данных об успеваемости и т. д.)

Что касается академической мобильности, на сегодняшний день, по мнению экспертов, сложно оценить ее реальную возможность, тем более что уровень мобильности в России традиционно невысок. Однако этот вопрос решается, поскольку есть базовые части учебных планов, где объемы жестко регламентированы. Что каса-

С. В. Ситникова. Экспертиза внедрения государственных образовательных стандартов

ется вариативных частей, то это вопрос времени и стратегий сближения различных вузов (в том числе и зарубежных) в подходах формирования как объема, так и содержания. Пока существенных проблем с перезачетом дисциплин, которые приезжающие студенты освоили в других вузах, не возникало. Мобильность чаще ограничивается институциональными причинами, не определяемыми стандартами и программами. Кроме того, инициатива самих студентов в вопросах мобильности крайне низка, как, вероятно, и их интерес к этому. Как утверждают руководители факультетов, препятствий мобильности студентов как не было раньше, так и нет сейчас.

Повышение конкурентоспособности выпускника и признание его на рынке труда, в том числе и мировом, с новыми стандартами, как и со стандартами предыдущих поколений, никак не связано, по мнению большинства опрошенных деканов. Это вопрос качества реализации программ и квалификации и таланта преподавателей. Однако все опрошенные согласились с тем, что в новых стандартах заложен огромный потенциал к творчеству, что будет способствовать совершенствованию всей системы образования в целом. Однако следует обратить внимание на три компонента успешности процесса: институциональная поддержка, иностранный язык (естественно, при условии соблюдения стандартов) и развитие инфраструктуры.

Новые ФГОС - безусловный потенциал к инноватике. Это позиция практически всех руководителей структурных подразделений вузов. Однако очень серьезно стоят вопросы умеренности, адекватности и нереволюционности перехода на новый уровень. Система образования, по мнению многих экспертов, должна оставаться в некоторой степени консервативной, дабы сохранять все то положительное, наработанное веками, и принимать и развивать инновационное, что позволит действительно системе прогрессировать в области качества.

Заместители деканов по учебной работе факультетов также отметили, что процесс разработки новых основных образовательных программ (ООП) в различных структурных подразделениях вузов г. Саратова связан напрямую со временем открытия бакалавриата и магистратуры. В СГУ, на факультете компьютерных и информационных технологий - это 2008 г., СГТУ - октябрь 2010 г., СГАУ - 1 января 2011 г., СГСЭУ - лето 2011 г. К моменту опроса этот процесс закончился. Однако практически все эксперты говорят о корректировке и доработке внедряемых новых программ. Данная работа осуществляется систематически, что вполне отвечает главным принципам любого модернизационного процесса.

Все опрошенные эксперты отмечают существенные изменения в ООП. Одно из самых масштабных - пересмотр структуры ООП с точки зрения установленных ФГОС ВПО новых целей

обучения и компетенций выпускников. При этом отмечается, что именно компетентностный подход как базовый требует существенных обновлений в различных частях ООП. Осуществлен пересмотр целей и задач курса с ориентацией на различные типы компетенций. Учебный план был разработан в модульном формате, что вполне успешно осуществлено. Кроме того, переработаны программы дисциплин, сейчас они также отвечают требованиям компетентностного подхода. Количество ранее реализуемых дисциплин сократилось, однако несущественно. При этом разработаны программы совершенно новых курсов. За счет сокращения лекционных часов увеличен объем практической и самостоятельной работы. По оценкам экспертов, объем самостоятельной работы увеличен примерно на 30%. Отмечено, что разработаны новые программы практик. Сокращено время промежуточной аттестации за счет увеличения времени на текущий контроль успеваемости студентов, однако несущественно. Все эксперты отметили серьезные изменения в фондах оценочных средств, более того, речь шла не столько об изменениях, сколько о создании принципиально новых форм.

Во всех структурных подразделениях вузов были созданы специальные рабочие группы, участники которых получали методическую помощь (речь идет о базовых знаниях) от специалистов учебно-методического управления вуза. Были сформулированы цели образовательных программ в соответствии с уровнем профиля подготовки. Кроме того, именно участники этих групп разрабатывали основные подходы и возможности реализации компетентностного подхода в новых ООП. Основным принципом выбора профилей практически во всех вузах г. Саратова был учет рекомендаций примерной ООП с учетом бывших специальностей подготовки. Кроме того, администрации вузов были заинтересованы в сохранении всех существующих кафедр. При этом согласования происходили на уровне не только администрации, коллектива и ученого совета подразделения, но и представителей фирм-работодателей.

Практически ни в одном вузе перечень компетенций не дополнялся. Исключение составил юридический факультет СГСЭУ. В перечень компетенций были добавлены некоторые компетенции, которые требуются от работников правоохранительные органов, в частности, потому что там есть особенности, определенные службой, соответственно, компетенции тоже требуют доработки.

Важно отметить, что в СГУ, СГТУ и СГАУ проектирование учебных планов велось в соответствии с системой зачетных единиц. Юридический факультет СГСЭУ использовал смешанный подход.

Поскольку сам подход формирования новых ООП является инновационным, необходимы, по мнению всех экспертов, разработка и внедрение

новых образовательных технологий в учебный процесс (с чем успешно справляются все подразделения вузов). Достаточно серьезную группу методов составили поисковые и эвристические. Наиболее часто упоминались метод кейсов, проектные задания, проблемные дискуссии. Компьютерные и мультимедийные технологии, безусловно, обладают не меньшей популярностью и функциональностью.

Внедрение новых стандартов в образование требует использования активных и интерактивных форм обучения. Об этом говорят все эксперты без исключения, отмечая при этом успешность их применения в образовательном процессе. Что касается стимулирования преподавателей к использованию подобных форм, эксперты подчеркивают, во-первых, личную заинтересованность преподавателей в креативности с высокой долей полезности для развития не только знаний студентов, но и их дальнейшего интереса по конкретному направлению; во-вторых, во многих вузах на сегодняшний день существует система рейтинга преподавателя, что отражается в результате на размерах стимулирующих надбавок к оплате труда. Использование инновационных форм напрямую влияет на рейтинговую позицию.

Во всех вузах участники групп разработчиков ООП проходили повышение квалификации по вопросам реализации ФГОС ВПО, причем неоднократно. Практические семинары по обсуждениям подобных вопросов проводились на базе различных вузов г. Саратова. Учебно-методическими комиссиями впоследствии были проведены внутренние методические семинары со всеми преподавателями факультетов. В большинстве вузов подобные семинары являются постоянно действующими.

В разработке ООП участвовали работодатели и представители фирм-вендеров. Все эксперты подчеркивают необходимость и важность подобной работы. Причем значительная помощь была оказана по части практических работ. Инициатива участия исходила либо от вуза, либо определена обоюдным интересом. Для работодателя главное - получение высококвалифицированных кадров с максимумом практических навыков. Вузы получают при этом основания для корректировки планов и программ с учетом запросов рынка.

К числу положительных моментов подобного сотрудничества были отнесены: предложения о содержании учебных курсов с учетом специфики региона, информация от работодателей, которая позволяет вовремя проводить корректировку и дополнения в учебных планах, ориентируясь на параметры конкурентоспособности выпускника. Отрицательными оказались, по мнению экспертов: несколько завышенные требования к уровню компетентности выпускника, что влечет за собой ожидания, формализм в организации и контроле практик студентов непосредственно на производстве; «перетягивание» студентов на работу на

ранних курсах, что впоследствии отражается на их академической успеваемости.

Система методического обеспечения, руководства и контроля за самостоятельной работой студентов создана во всех вузах, представители которых были опрошены, но не везде завершена. Все эксперты подчеркивают особую важность самостоятельной работы студентов в учебном процессе, что требует специальных методических рекомендаций. В аграрном университете при каждой кафедре существуют специальные комнаты для самостоятельной работы студентов. Кроме того, в рамках учебно-методических семинаров на факультетах обсуждаются вопросы руководства и организации самостоятельной работы студентов. Теоретически в каждом вузе возможность освоения студентом части образовательной программы в другом вузе существует, однако на практике реализация этой возможности - единичные случаи (в большинстве вузов отсутствует нормативная документация по мобильности), да и те чаще связаны с переводами из других учебных заведений. Это свидетельствует о достаточно низком уровне академической мобильности на сегодняшний день в саратовских вузах.

Система массовой академической мобильности преподавателей в вузах также пока не сформирована. Не создана нормативная документация по мобильности, там же, где она есть, - это чаще всего университетские договора и трудовые соглашения на конкретные случаи. Уровень мобильности невысок, однако широк спектр ее форм. Чаще это посещение конференций и научных семинаров, участие в составах диссертационных советов других вузов, посещения курсов повышения квалификации и обмен опытом, участие в учебном процессе других вузов (чтение отдельных лекций, курсов и т. д.), в разработках по грантам.

По свидетельству экспертов, все студенты имеют доступ к электронным ресурсам. Для этого необходим только доступ в Интернет. Однако точки вай-фай есть не во всех вузах. Пока выход в Интернет возможен либо дома, либо в компьютерных классах, расположенных в учебных корпусах и библиотеках. Помимо доступа к электронной библиотеке своего вуза, факультета (которые содержат материал по всем курсам и дисциплинам) студенты получают обновленную информацию о новых материалах, размещенных в библиотеках других вузов. Все эксперты отметили только положительные стороны возможности пользоваться электронными ресурсами. Все вопросы финансовой поддержки этого процесса решаются на уровне администрации вуза. Нерешенными остаются вопросы правообладания электронными ресурсами.

Таким образом, процесс осознания необходимости перехода к компетентностному подходу образовательных программ очевиден. Несмотря на системность процесса внедрения ФГОС име-

ется как положительный опыт их реализации ФГОС, так и ряд «недоработок» и открытых для обсуждения вопросов, в частности: нехватка нормативно-методической базы федерального уровня, связанной с вопросами академической мобильности студентов и преподавателей, вопросами бюджетирования в образовательном процессе; единых, понятных всем стандартов оценки уровня компетентности студента; системы расчета нагрузок преподавателей; поиска и внедрения новых форм взаимодействия вузов с работодателями.

Учитывая отмеченные экспертами недостатки и сложности процесса реализации новых ФГОС в вузах, можно сформировать ряд рекомендаций.

1. Дополнение учебно-методических материалов по внедрению ФГОС с подробным описанием сути компетенций во избежание неоднозначности в их интерпретации.

2. Конкретизация рекомендаций по созданию объективных оценочных средств.

3. Формирование на федеральном уровне нормативно-правовых документов, касающихся мобильности студентов и преподавателей, системы перезачета дисциплин. Своевременное предоставление документов в регионы. Создание технологий их свободной доступности.

4. Создание организации, управляющей всей документацией по ФГОС.

5. Снижение темпов реализации ФГОС.

6. Популяризация необходимости внедрения новых ФГОС в российских вузах.

7. Создание единой новой системы финансирования, адекватной необходимым условиям реализации ФГОС (нагрузок преподавателей, состояния материально-технической базы, инновационных проектов и т. д.).

удк 303.1

Примечания

1 В целях анализа эффективности внедрения ФГОС в учреждениях профессионального образования Саратовской области социологической группой Саратовского научного центра Российской академии наук с участием социологических лабораторий вузов города по заказу Департамента профессионального образования Министерства образования и науки РФ в мае - июне 2012 г. был проведен комплексный социологический мониторинг на территории области. К участию в мониторинге были привлечены представители профессорско-преподавательского состава, административные руководители, магистры и бакалавры четырех вузов : Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю. А., Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова, Саратовского государственного социально-экономического университета (всего 200 преподавателей, 100 магистров, 400 бакалавров, 48 проректоров и зам. деканов данных вузов). В задачи автора входил сбор эмпирических данных в рамках СГУ им. Н. Г. Чернышевского, а также анализ результатов мониторинга по всем вузам, участвующим в исследовании.

2 Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996. С. 3.

3 См.: Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность. М. : Академия Естествознания, 2010 г. URL: http://www.rae.ru/monographs/76-2770 (дата обращения: 22.05.2013).

4 См.: Кирьякова А. В. Указ. соч. С. 3.

5 Кирьякова А. В. Там же. С. 4.

6 См.: Беликов В. А. Указ. соч.

7 В опросе приняли участие 16 экспертов - руководители структурных подразделений вузов, их заместители и методисты.

ОСНОВЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ПОЛИСНЫЙ ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ

н.Ю. Кравченко

Саратовский государственный университет Email: kravchenko.n@gmail.com

в статье дается характеристика особенностей полиса как структурообразующего элемента греческой цивилизации; описываются полноценные граждане полиса как носители античной цивилизации. рассматриваются основания гражданственности и гражданской идентичности полноценных граждан. Предлагается авторская типологизация гражданской идентичности.

Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданственность, полноценные граждане, телесность, тип телесной гражданской идентичности.

Basics Typology of Civic Identity: the City-state (poleis) Period of Antiquity

N. Yu. Kravchenko

The article describes the features of the city-state as a structure element of Greek civilization and its citizens. Discusses the basic of citizenship and civic identity citizens, entitled to the full protection of the law in a city-state. The author's typology of civic identity is suggested.

© Кравченко Н. Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.