Научная статья на тему 'НАУКА И ЛЖЕНАУКА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ'

НАУКА И ЛЖЕНАУКА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / лженаука / ненаука / паранаука / псевдонаука / антинаука / астрология / религия. / science / pseudoscience / non-science / parascience / pseudoscience / anti-science / astrology / religion.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Маркин В.В.

Цель статьи состоит в анализе места лженауки в культуре современного общества. В ходе исследования применялись общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) методы познания, а также методы обобщения и описания. Результаты исследования показывают, что наука выступает как основа современной техногенной цивилизации, но кроме научного также активно проявляет себя и лженаучное знание. Лженаука все шире и больше входит в жизнь современного человека. В духовной культуре современного общества расцветают разнообразные лженаучные концепции, что определяется множеством разнородных причин. Выводы: эффективная борьба с лженаукой может быть осуществлена путем популяризации науки и развития критического мышления у каждого человека с детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE AND PSEUDO-SCIENCE IN MODERN CULTURE

The purpose of the article is to analyze the place of pseudoscience in the culture of modern society. In the course of the study, general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) methods of cognition, as well as generalization and description methods were used. The results of the study show that science acts as the basis of modern technogenic civilization, but besides scientific, pseudoscientific knowledge also actively manifests itself. Pseudoscience is more wider and more included in the life of a modern person. In the spiritual culture of modern society, various pseudoscientific concepts bloom, which is determined by many heterogeneous causes. Conclusions: an effective struggle against pseudoscience can be carried out by popularizing science and developing critical thinking in each person from childhood.

Текст научной работы на тему «НАУКА И ЛЖЕНАУКА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-5-16 УДК 001.6

@ ®

НАУКА И ЛЖЕНАУКА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Маркин В.В.

Алтайский государственный педагогический университет

Аннотация. Цель статьи состоит в анализе места лженауки в культуре современного общества. В ходе исследования применялись общенаучные (анализ, синтез, индукция и дедукция) методы познания, а также методы обобщения и описания. Результаты исследования показывают, что наука выступает как основа современной техногенной цивилизации, но кроме научного также активно проявляет себя и лженаучное знание. Лженаука все шире и больше входит в жизнь современного человека. В духовной культуре современного общества расцветают разнообразные лженаучные концепции, что определяется множеством разнородных причин. Выводы: эффективная борьба с лженаукой может быть осуществлена путем популяризации науки и развития критического мышления у каждого человека с детства.

Ключевые слова: наука, лженаука, ненаука, паранаука, псевдонаука, антинаука, астрология, религия.

SCIENCE AND PSEUDO-SCIENCE IN MODERN CULTURE

Vladimir V. Markin

Altai State Pedagogical University

Abstract. The purpose of the article is to analyze the place of pseudoscience in the culture of modern society. In the course of the study, general scientific (analysis, synthesis, induction and deduction) methods of cognition, as well as generalization and description methods were used. The results of the study show that science acts as the basis of modern technogenic civilization, but besides scientific, pseudoscientific knowledge also actively manifests itself. Pseudoscience is more wider and more included in the life of a modern person. In the spiritual culture of modern society, various pseudoscientific concepts bloom, which is determined by many heterogeneous causes. Conclusions: an effective struggle against pseudoscience can be carried out by popularizing science and developing critical thinking in each person from childhood.

Keywords: science, pseudoscience, non-science, parascience, pseudoscience, anti-science, astrology, religion.

Введение. Наука является древнейшим и сложнейшим компонентом человеческой культуры. Она включает в себя различные знания о мире и сложную систему исследовательской деятельности, направленную на получение новых знаний. Научные знания «есть продукт деятельности многих поколений людей, наука отражает преемственность в развитии материальной культуры [1, с. 12]. Наука - это специфическая область деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. «Наука - это метод познания, которому мы обязаны всем прогрессом цивилизации в последние столетия» [3]. По этой причине наука пользуется особым вниманием и уважением общества. В современную эпоху наука предстает как сложное и многогранное, но в то же время целостное явление. Кроме того, развитие науки в любой период - это нелинейный процесс, характеризующийся разнонаправленными изменениями в методах и формах научного познания. Постоянно возникают новые точки роста, центры инноваций и перемен, реа-

лизуются разнообразные ситуации возможностей и выбора.

Обсуждение. Наука - основа современной технологической цивилизации, и должно быть очевидно, что научное знание заменяет все остальные виды знания. Однако в действительности все обстоит иначе. Помимо научного знания существует и лженаучное. Лженаука может быть определена как «фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях» [8, с. 50]. Следует иметь в виду, что кроме науки и научного знания существуют и другие формы культуры, как существуют и другие формы знания о мире. Существует обыденное знание, мифология и религия, но они и не претендуют на научность. Религию нельзя отождествлять с лженаукой. Наука и религия могут сосуществовать, поскольку внимание этих сторон культуры устремлено на разные вещи: в науке - на объективную реальность, в религии -преимущественно на реальность внечувствен-ную.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Несмотря на все возрастающую роль науки и научных технологий, проникающих во все сферы жизни современного общества, в повседневную действительность все чаще входит не наука, а лженаука. Среди лженаучных знаний в наши дни очень популярны, например, астрология, нумерология и гомеопатия. И люди совершено добровольно платят гомеопатам, астрологам, и нумерологам - то, что было бы естественным несколько веков назад, а сегодня может казаться парадоксальным, но при этом является действительным фактом. В высокотехнологичном и опирающемся на науку обществе доминирует искаженное представление об окружающем мире, является нормой одновременное существование науки и лженауки. При этом многие лженаучные факты люди начинают обосновывать, прибегая к опоре на научные понятия и теории. Наиболее ярким примером может служить астрология. По мнению астрофизика В.Г. Сурдина, многие, не видят разницы между астрологией и астрономией. При этом именно астрология является «эталонной лженаукой», ибо она содержит в себе сущностные признаки «лженауки вообще» [7, с. 80].

Лженаука представляет собой набор совершенно разных учений, некоторые из которых берут свое начало в глубокой древности и могут рассматриваться не только как набор заблуждений человеческой мысли, но и как преднаука, благодаря которой, собственно, и появилась современная наука. Конфликт между наукой и лженаукой может проявиться только при возникновении науки, то есть в Новое время. Так, И. Кеплер называл астрологию «незаконной дочерью астрономии, которая обязана кормить свою мать, дабы та не умерла с голоду» [5, с. 145]. И, в конце концов, это противостояние не имеет перспективы завершения. Сегодняшняя лженаука не только уверенно занимает свое место в системе общественного сознания, постоянно модифицируясь и адаптируясь к существующим социальным реалиям, при этом еще и постоянно пытается расширить свое пространство и укрепить свои позиции на фоне развитой науки и высоких технологий современного информационного общества XXI века. Объективные и субъективные причины - экономические, социальные, политические и духовно-культурные - могут быть приведены для объяснения существования и популярности различных лженаук в современную эпоху, начиная с древней астрологии и хиромантии и заканчивая различными современными видами альтернативной медицины.

Как отмечал В.С. Степин, можно выделить две группы причин, наличие которых обостряет соотношение научных и лженаучных представлений в обществе. Первая из них носит общественный характер и связана с поиском новых ценностей в процессе культурного диалога и определенным изменением статуса науки в условиях современного высокотехнологичного общества. Вторая группа проявляется во внутренних особенностях науки, и связана с «запаз-

дыванием процессов интеграции все более дифференцирующегося научного знания» [6, с. 379].

В современном, опирающемся на научные достижения и технологии обществе особо важно четко различать между собой и строго развести грань между наукой, ненаукой и лженаукой. Не следует ставить знак равенства между лженаукой и ненаукой. В частности, обыденные представления, религия и художественное знание не относятся к науке, но играют важную роль в жизни человека и всего социума и являются необходимыми элементами культуры. Неправильным будет и вывод за пределы науки регулярно возникающих научных заблуждений. В данном случае следует четко отличать заблуждения от лжи, которая не является атрибутом науки, поскольку представляет собой преднамеренное искажение истины. По своей сути и природе, лженаука выступает как антинаука. Для ее обозначения могут быть использованы и другие термины - «антинаука», «псевдонаука» и «паранаука». Однако эти п о нятия не являются однозначными.

Антинаука (от греч. против) и антинаучные взгляды противопоставляются науке и научному методу. Это антисциентизм, отрицание того, что принято научным сообществом и человечеством, в целом, и вовсе на маскируется под науку. Он представляет собой сумму всех аргументов против науки, которые возникали и существовали на протяжении всей истории человеческой культуры.

Антисциентизм предвзято относится к научным достижениям и научно-техническому прогрессу и доходит до того, что говорит, что наука не должна «рассматривается ни как феномен культуры, ни как нечто высшее» [4, с. 115].

Сторонники антисциентизма отдают приоритет ненаучным средствам освоения бытия перед наукой и разумом, требуют приравнять науку к другим областям духовной культуры, в частности к религии и мифологии, а человека - ко всем остальным существам.

Основной аргумент антисциентизма заключается в том, что, несмотря на многочисленные успехи, человечество приближается к опасности глобальной катастрофы и сталкивается с множеством проблем, причиной которых является сама наука. Более того, некоторые антисциентисты делают выводы о негативных последствиях научных достижений, не останавливаясь на их критике. Это особенно характерно для того времени, «когда возникают многочисленные этические, правовые, медицинские, биологические проблемы, не говоря уже о военных или экологических» [9, с. 135]. Примером антинауки является экологизм. Антинаука, в большинстве случаев своего существования, не может быть отождествлена с лженаукой.

Паранаука (от греч. около) - это группа концепций и учений, которые стремятся применять

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

научную методологию к предметам, не относящимся к области науки (в частности, к так называемым, «паранормальным явлениям»). Примером такой паранауки является парапсихология.

Паранаука может приводить доказательства своей «научности» и использовать наукообразные термины и понятия (клетка, мозг, сознание, бессознательное, биополе, парапсихология, альтернативная медицина и т.п.). Подобные учения вполне могут существовать в том случае, если они не используют ложные аргументы.

Паранаука возникает как дополнение и альтернатива к науке и существующим видам объективного знания, но она не соответствует основным критериям построения и обоснования научных теорий. В большинстве случаев паранаука может и должна быть отождествлена с лженаукой.

Псевдонаука (от греч. ложный) - это разновидность учений, которые представляют свои выводы как научные, но на самом деле таковыми не являющееся по большинству признаков. Астрология является наиболее типичным примером псевдонауки. В подавляющем большинстве случаев, псевдонаука должна быть отождествлена с лженаукой.

Еще одной разновидностью существования лженаучного знания являются наукообразные концепции, полученные на основе фальсифицированных аргументов. Такие исследования, используют несуществующие, подложные, или измененные факты и данные, значительно отличающиеся от реальных, и таким образом вводить в заблуждение научное сообщество. Лженаука легко маскируется под науку, и там, где это сложно, использует убеждения.

Результаты. Может казаться совершенно парадоксальным, но сегодня «в России, формально принадлежащей к современному цивилизованному миру, силы, продуцирующие лженауку, многократно превосходят силы тех, кто ей противостоит» [3]. В нашем обществе наблюдается распад научности и постепенное отмирание рационального мировоззрения. Поэтому современное общество сталкиваемся с резким ростом и даже расцветом аномального количества лженаучных течений. Современная Россия - «это самое питательное место для лженауки на всей планете» [3].

Лженаука проникает во все сферы жизни и это проникновение сродни эпидемии, которая передается от человека к человеку, от мозга к мозгу. Во многом это связано с тем, «что отсутствие философской рефлексии над новыми научными теориями не способствует формированию рационального типа мышления подрастающих поколений» [2, с. 21]. Но именно философская рефлексия старательно удаляется путем ликвидации или существенного уменьшения учебных часов на такие дисциплины как «Логика» и «Философия» в вузовских программах.

Классический капитализм требовал всеобщего научно-технического образования. Требовались в большом количестве образованные инженеры и рабочие, что проявлялось в потребности во всеобщее образовании, особенно политехническом. В современном постиндустриальном обществе такое образование уже не нужно.

Сегодня требуются высококвалифицированные специалисты в разработке технологий и их эксплуатации, но их доля очень мала. В результате, это приводит к низкому качеству образования и разрыву между массовым сознанием и наукой. Именно этот разрыв стимулирует расцвет лженауки, так как она доступна каждому.

Ценность науки заключается, прежде всего, в новых знаниях, которые она приносит. Научное знание - это движущая сила познавательного процесса, цель и конечный результат самой науки. Однако научные знания также представляют ценность для общества. Они имеет практическую пользу и могут быть использованы в практической и производственной деятельности. Лженаука преследует совсем другие цели. Ее цель - обмануть людей и заработать деньги.

Поэтому основной причиной распространения лженауки является экономическая выгода для кругов, занимающихся обманом людей ради собственного обогащения.

Уже более 30 лет в России, по существу, царит эпоха лженауки. Если в прошлом массово заряжали банки с водой во время телесеансов Чумака и Кашпировского, то сегодня экраны заполнились многочисленными колдуньями, магами и целителями. Лечение «наложением рук», телепатия, отказ от прививок, вич- и ковид- диссидентство, гомеопатия, парапсихология, нумерология, теория плоской Земли - все эти лженаучные теории распространяются через телевидение и, прежде всего, через информационную сеть Интернет.

Лженаука в России укоренилась настолько глубоко, что фактически стала элементом национальной культуры.

Заключение. Антагонизм между лженаукой и научным знанием может способствовать развитию последнего. Лженаука как противоположность науке в своем роде полезна, так как показывает слабости научного познании мира, но заполняет их необъективным знанием, поэтому и борьба с лженаукой абсолютно необходима. Необходимо учить детей различать истину от лжи, способностям подвергать сомнению свои и чужие убеждения.

Помимо популяризации критического мышления, необходимо также включать в школьную и вузовскую программу предметы, которые помогут развивать философскую рефлексию. Не только ученые, все, кто так или иначе связан с научной деятельностью, должны подключатся к борьбе с лженаукой и распространением мракобесия.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. История и философия науки : учеб. пособие / С.А. Ан, Э.И. Забнева, В.В. Маркин [и др.]; Под общ. ред. В.В. Маркина, В .А. Скопы. Барнаул : АлтГПУ, 2022. 304 с.

2. Кениспаев Ж.К. Философия в современном обществе / Ж.К. Кениспаев, Н.С. Серова, В.В. Маркин // Общество: философия, история, культура. 2021. № 5(85). С. 19-24.

3. Сергеев А. Борьба с лженаукой: FAQ / А. Сергеев // Троицкий вариант - Наука. 2014. № 24(168).

4. Скопа В.А. Кризис сциентизма: причины возникновения и последствия / В.А. Скопа // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2021. № 3. С. 115-117.

5. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М. : Высшая школа, 1984. 448 с.

6. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М. : Гардарики, 2006. 384 с.

7. Сурдин В.Г. Астрология и наука / В. Г. Сурдин. - Фрязино : Век 2, 2007. 96 с.

8. Романов П.А. Наука и лженаука: проблема демаркации / П.А. Романов // Вестник Вятского государственного университета. 2023. № 3(149). С. 50-60.

9. Худолей С.С. Философские и социальные основание антисциентизма / С.С. Худолей // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5. № 1(19). С. 135-139.

References:

1. History and philosophy of science: a textbook / S.A. An, E.I. Zabneva, V.V. Markin [et al.]; under the general editorship of V.V. Markin, V.A. Osprey. Barnaul : AltGPU, 2022. 304 p.

2. Kenispaev J.K. Philosophy in modern society / J.K. Kenispaev, N.S. Serova, V.V. Markin // Society: philosophy, history, culture. 2021. № 5(85). P. 19-24.

3. Sergeev A. The fight against pseudoscience: FAQ / A. Sergeev // Troitskiy variant - Nauka. 2014. № 24(168).

4. Osprey V.A. Crisis of scientism: causes and consequences / V.A. Osprey // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Cognition. 2021. № 3. P. 115-117.

5. Sokolov V.V. European philosophy of the XV-XVII centuries. M. : Higher School, 1984. 448 p.

6. Stepin V.S. Philosophy of science. General problems. M. : Gardariki, 2006. 384 p.

7. Surdin V.G. Astrology and science. Fryazino : Century 2, 2007. 96 p.

8. Romanov P.A. Science and pseudoscience: the problem of demarcation / P.A. Romanov // Bulletin of Vyatka State University. 2023. № 3(149). P. 50-60.

9. Khudoley S.S. Philosophical and social foundations of anti-scientism / S.S. Khudoley // Proceedings of the Moscow State Technical University MAMI. 2014. Vol. 5. № 1(19). P. 135-139.

Информация об авторе

Маркин Владимир Васильевич

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет markin_vv@altspu.ru

Vladimir V. Markin

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University markin_vv@altspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.