Научная статья на тему 'ЛЖЕНАУКА: ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД'

ЛЖЕНАУКА: ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
928
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лженаука / популяризация науки / философия науки / дениализм / pseudoscience / popularization of science / philosophy of science / denialism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шаяхметова Линара Айратовна

Статья посвящена проблеме философского осмысления лженаучной практики в XXI в. Кратко излагаются онтологические и эпистемологические основания существования лженаучного знания. Они в своем существе являются основой успеха лженаучной практики. Предпринимается попытка ответить на вопрос: нужно ли бороться с лженаукой? И если да, то как?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSEUDOSCIENCE: PHILOSOPHICAL ASPECT

The article is devoted to the problem of philosophical understanding of pseudoscientific practice in the 21st century. The author summarizes the ontological and epistemological foundations of the existence of pseudoscientific knowledge. In their essence, they are the basis for the success of pseudoscientific practice. Is it trying to answer the question: whether it is necessary to fight against pseudoscience? And if so, how?

Текст научной работы на тему «ЛЖЕНАУКА: ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД»

УДК 101.6

DOI: 10.24412/2308-7226-2020-2-31-36

Шаяхметова Линара Айратовна

ст. преподаватель кафедры философии и общественных наук

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 238-63-44, e-mail: LinaraShai@mail.ru

ЛЖЕНАУКА: ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД

Linara A. Shayakhmetova

teacher of the Chair of Philosophy and Social Sciences

FSBEI of HE 'Perm State Humanitarian Pedagogical University', Perm, Russia 614990, Perm, Sibirskaya, 24, (342) 238-63-44, e-mail: LinaraShai@mail.ru

PSEUDOSCIENCE: PHILOSOPHICAL ASPECT

Аннотация. Статья посвящена проблеме философского осмысления лженаучной практики в XXI в. Кратко излагаются онтологические и эпистемологические основания существования лженаучного знания. Они в своем существе являются основой успеха лженаучной практики. Предпринимается попытка ответить на вопрос: нужно ли бороться с лженаукой? И если да, то как?

Ключевые слова: лженаука; популяризация науки; философия науки; дениализм.

Abstract. The article is devoted to the problem of philosophical understanding of pseudoscientific practice in the 21st century. The author summarizes the ontological and epistemological foundations of the existence of pseudoscientific knowledge. In their essence, they are the basis for the success of pseudoscientific practice. Is it trying to answer the question: whether it is necessary to fight against pseudoscience? And if so, how?

Key words: pseudoscience; popularization of science; philosophy of science; denialism.

Лженаука все больше и больше входит в практику обыденной жизни. И сложно найти человека, который бы с ней не сталкивался. Она привлекает своей «волшебностью» и «магичностью». Но при этом сулит крушение всех надежд общества. По лаконичному определению Аси Казанцевой, «лженаука -

© Шаяхметова Л.А., 2020

это знание, мимикрирующее под научное, но по факту таковым не являющееся» [2].

Среди многих таких знаний большой популярностью пользуются астрология, нумерология, уфология, гомеопатия. К сожалению, несмотря на свою внешнюю безобидность, они создают кризисную ситуацию в научном знании, привлекая на свою сторону обывателей, которые с удовольствием отдают деньги астрологам, гомеопатам, уфологам, нумерологам. В обществе формируется искаженное представление об окружающем мире. Заблуждение становится социальной нормой.

Привлекательность лженаучного знания обусловлена его экзистенциальной сущностью. Смысл бытия для многих обнаруживается если не в религиозном, то, по крайней мере, в околорелигиозном решении. Страх перед смертью, желание верить в исключительность человеческой сущности, трансцендентную связь человека и космических тел, возможность наличия памяти у неорганических химических соединений - основа для процветания лженаук. Чаще всего человек обращается к лженаучной практике, находясь в ситуации экзистенциального кризиса (проблема жизни и смерти, сложноизлечимая болезнь, потеря близких, поиск любви и своего места в жизни) [3]. Решения, которые предлагает лженаука, кажутся эффективными и простыми. Чаще всего ответственность в этой ситуации с искателя снимается, ведь он полагается на более «продвинутые» силы: авторитет звезд, мнение хиромантов и т. п.

Эпистемологическая опора лженауки кроется в самокритичной сущности научного знания: поиск истины требует постоянной отмены старой истины и вечного поиска новой. Принципы фальсификации и верификации сыграли злую шутку с научным знанием, тогда как лженаучное не имеет внутри себя каких-либо сомнений, тем самым становясь еще привлекательнее для обывателя. Научное знание требует больших интеллектуальных, временных и экономических затрат. Человек же хочет получить решение его проблемы «здесь и сейчас» и желательно на самых выгодных условиях. Лженаука

удовлетворяет данную потребность людей, «дает ответы на все вопросы», «лечит» болезни, пути борьбы с которыми исследуются на протяжении долгого времени. Такую особенность лженаучного знания мы обозначим термином «эпистемологически пустая простота». Эпистемологически пустая простота -форма знания, упрощенная до уровня обывателя, наделенная выходящими за рамки научного знания свойствами, характеристиками сверхъестественного или ложнообъяснимого.

Как ни странно, сущность лженауки интеллигибельна, так как в практике обыденности лженаучное знание постигается умом и разумом, но здесь и возникает обман: человек, думая, что принял знание, в сущности, воспринимает информацию на веру, недостаток знаний и скудность критического мышления здесь всему виной. Интеллигибельность лженауки связана с культурным контекстом получения знания, здесь большую роль играют макрофакторы социализации человека и его культурная идентификация. Общественный разум находится на ступени «средневекового понимания мира». Да, мы умеем пользоваться ноутбуком и телефоном, но при этом сохраняются суеверия, взращенные в нас с детства. Массовая культура переполнена лженаучным содержанием. Астрологи и уринотерапевты на федеральных каналах, битвы экстрасенсов, прямые линии с гадалками - все это создает среду для культурной адаптации лженаучного знания. Кроме того, интеллигибельность лженауки в большой степени связана с культурой кризиса. Лженаучные практики становятся более распространенными в переходные периоды истории, когда усталость от экономических и социальных проблем переключает внимание общества на «чудо», которое ему «дарит» лженаука [3]. Это и кризисы военных времен, и кризис распада СССР, и постсоветский кризис. Все это приводит к формированию дениализма, отрицания реальности, противоречащей личным убеждениям человека. В России мы все чаще встречаем сторонников псевдонаучной организации «Общество плоской Земли», криптоисториков, ВИЧ-диссидентов, антипрививочников, а теперь и еоу1ё-диссидентов.

Постмодернистская парадигма альтернативности пути ставит закономерный вопрос относительно лженаучного знания: «А почему бы и нет?» Для общества одновременное существование наук и лженаук становится нормой. Более того, многие лженаучные факты люди начинают объяснять, прибегая к научным знаниям. По данным астрофизика В. Сурдина, многие, например, не видят разницы между астрономией и астрологией [6]. Пути науки и лженауки пересекаются, еще больше запутывая общество. Нумерология становится частью математики, а хиромантия может иметь эволюционное доказательство.

В связи с явной опасностью лженауки для общества возникает вопрос о необходимости борьбы с ней. Есть мнение, что эта борьба не нужна и бесполезна, а в какой-то мере даже опасна, ведь в истории имеются примеры, когда научное знание выдавалось за лженаучное, тем самым вводя общество в заблуждение (например, преследование генетики и кибернетики в советский период российской истории). Нужно заметить, что подобная ситуация в целом не опасна для научного мира, так как основной принцип присвоения статуса лженауки в данном случае - политический. В конце концов, данные направления показали свою состоятельность и эффективность, что неизменно привело к ускорению научного прогресса.

Адекватный путь поведения для научного сообщества в данной ситуации -это, бесспорно, популяризация научного знания, в некоторых случаях не исключаются методы использования популярного контента: сериалов, музыки, лекций для всех, публичных встреч с учеными. Среди первых нужно отдать должное сериалам «Теория большого взрыва», «Рик и Морти», «Орвилл». Они возносят науку на высокий уровень популярности, вызывают неподдельный интерес к ней. Во многом это связано с пересечением науки и «жизненного мира» в сюжетах. Например, в сериале «Теория большого взрыва» мы можем видеть реальных современных ученых-физиков: Стивена Хоккинга, Типа Торна, которые попадают в жизненные ситуации. В тексты сериала вставляются простые объяснения сложных физических понятий, в них

отмечаются важнейшие концепции физики, такие как теория струн, квантовая теория, асимметрия и др. Сериал «Орвилл» - футуристический взгляд на то, что будет, если науке уделят должное внимание. Герои живут именно в таком мире, где найден источник долгосрочной энергии, который исключил любые товарно-денежные отношения, и теперь главная ценность - это знания и личность самого человека. Кроме того, в сериале прослеживается критика лженаучного знания. В одной из серий была представлена планета, жители которой, несмотря на свои научные достижения, всерьез воспринимают астрологию и выстраивают государственную жизнь, исходя из астрологических знаний, что приводит к делению общества на люмпенов и элиту - в соответствии с их зодиакальным статусом.

В сериале «Рик и Морти» показана одна из интереснейших физических идей - теория мультивселенной. Главный герой сериала Рик, как и большая часть научного мира, не допускает обратимости времени и возможности хронотопных путешествий.

В российском обществе нишу борьбы с лженаукой занимает просветительский центр «Архэ». На базе центра проводятся конференции «Ученые против мифов», центр помогает российским ученым открыть новые грани науки для всех. Многое для этой сферы сделали такие специалисты, как биологи С.В. Дробышевский, А.Ю. Панчин, А.М. Марков [4], астрофизик В.Г. Сурдин, научные журналисты А.Б. Соколов, А.А. Казанцева и др. Востребованы публичные лекции, которые они читают по всей стране, для любой аудитории. Книги авторов центра «Архэ» становятся необходимостью для всех людей, интересующихся наукой. Преимущество таких форм популяризации науки - охват аудитории и доступность информации.

На более представительском уровне нужно выделить комиссию по борьбе с лженаукой, которая своей миссией считает пропаганду научных знаний, противодействие лженаучной деятельности и дискредитации научных знаний. Например, благодаря деятельности этой комиссии дерматоглифика и гомеопатия были признаны лженауками [5], был разоблачен проект «Фильтры Петрика» [1].

Следует отметить, что лженаука не теряет своих позиций: в силу ее философской сущности эпистемологические и онтологические основания лженауки дают ей возможность успешно развиваться. Даже в периоды относительно стабильного благополучия лженаучное знание присутствует имплицитно.

Лженауку можно рассматривать наравне с религией. Всегда будут люди с религиозным мировоззрением, так же как и люди, «верующие» в лженауку. Лженаука делает их жизнь интереснее.

Антагонизм лженаучного и научного знания еще больше закрепляет самокритичное основание науки и дает ей возможность развиваться, создавая среду для самосовершенствования. Ученый мир становится гибким, способным к самопереосмыслению.

Лженаука показывает слабые звенья в научном познании, однако заполняет их собственной эпистемологически простой пустотой, поэтому ее деструкция все же необходима. Успешная борьба с лженаукой возможна лишь при помощи популяризации науки и формирования критического мышления каждого человека с детства.

Список литературы

1. Александров Е.Б. О проекте В.И. Петрика «Абсолютная метка» // В защиту науки. - 2011. - № 9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ras.ru/digest/fdigestlist/bulletin.aspx (дата обращения: 01.10. 2020).

2. Казанцева А.А. В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов. - М. : АСТ; Corpus, 2016. - 376 с.

3. Клейн Л.Д. Рациональный взгляд на успехи // В защиту науки. - 2011. -№ 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ras.ru/digest/ fdigestlist/bulletin.aspx (дата обращения: 01.10. 2020).

4. Марков А.М. Популяризация науки - необходимое условие выживания человечества // В защиту науки. - 2011. - № 10 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ras.ru/digest/fdigestlist/bulletin.aspx (дата обращения: 01.10. 2020).

5. Меморандум № 2 Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. О лженаучности гомеопатии // В защиту науки. - 2017. - № 19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ras.ru/digest/fdigestlist/bulletin.aspx (дата обращения: 01.10. 2020).

6. Сурдин В.Г. Почему астрология лженаука? // Наука и жизнь. - 2020. -№ 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/ articles/5374/ (дата обращения: 11.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.