Психология человека в образовании, 2020, т. 2, № 3 Psychology in Education, 2020, vol. 2, no. 3 _www.psychinedu. ru
Психологические технологии в образовании УДК 372.8 Э01: 10.33910/2686-9527-2020-2-3-288-293
Научный обзор современных психолого-педагогических исследований по проблеме сексуального образования
А. А. Озерина01' 2, Г. А. Родионов3
1 Волгоградский государственный университет, 400062, Россия, Волгоград, пр-т Университетский, д. 100 2 Волгоградский государственный медицинский университет, 400131, Россия, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, д. 1 3 Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9
Аннотация. Актуальность представленной работы с научной точки зрения обусловлена, прежде всего, неоднозначностью понятийного аппарата в области сексуального образования как в отечественной, так и в зарубежной науке, а также недостаточностью теоретического обоснования принципов, методов и целей полового воспитания. Практическая значимость работы определяется существующими трудностями разработки и реализации курсов полового воспитания в системе российских школ и вузов. В данной статье авторами приводятся результаты теоретического анализа научных исследований, выполненных в основном отечественными психологами и педагогами за последние пять лет, по проблеме сексуального образования и воспитания. Авторами предпринята попытка выделить основные вопросы, которые поднимаются в современных отечественных исследованиях. Нами было установлено, что предметом научного интереса ученых в рамках данной темы становятся, во-первых, вопросы терминологии, неоднозначности существующих определений понятий «гендер», «сексуальность», «половое воспитание», «сексуальное воспитание» и других. Во-вторых, исследователи рассматривают возможности, ограничения и риски внедрения сексуального образования в практику учебного процесса. Многими авторами подчеркивается значимость учета возрастных особенностей психического развития детей и подростков в процессе реализации подобных курсов и предметов. И в-третьих, авторы научных работ отмечают сложность разработки учебных программ в сфере сексуального образования и воспитания. Также в анализируемых статьях отмечается необходимость организации грамотной и специфической подготовки педагогических кадров.
Анализ научных работ демонстрирует противоречивость подходов к определению роли сексуального образования в отечественной науке и практике. Возможные негативные последствия при недостаточной компетентности специалистов образовательного учреждения актуализируют проблему теоретической проработки и обоснования программ сексуального образования в рамках учебно-воспитательного процесса. Другими словами, сексуальное образование может быть рассмотрено в качестве здоровьесберегающей технологии при условии реализации системного междисциплинарного подхода к разработке соответствующих программ, имеющих опору на достоверные научные данные и международный опыт.
Ключевые слова: сексуальное образование, половое воспитание, психосексуальное развитие, психология, педагогика.
Сведения об авторах
Анна Александровна Озерина, SPIN-код: 6903-2941, ORCID: 0000-0002-9611-3928, e-mail: ozerina@volsu.ru
Геннадий Александрович Родионов,
SPIN-код: 7538-3820, e-mail: gennadui25@yandex.ru Для цитирования: Озерина, А. А., Родионов, Г. А. (2020) Научный обзор современных психолого-педагогических исследований по проблеме сексуального образования. Психология человека в образовании, т. 2, № 3, с. 288-293.
DOI: 10.33910/2686-9527-2020-23-288-293
Получена 15 мая 2020; прошла рецензирование 2 июня 2020; принята 2 июня 2020. Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Scientific review of modern psychological and pedagogical research on the issue of sexual education
A. A. Ozerina™' 2, G. A. Rodionov3
1 Volgograd State University, 100 Universitetsky Ave., Volgograd 400062, Russia 2 Volgograd State Medical University, 1 Pavshikh Bortsov Sq., Volgograd 400131, Russia 3 Saint Petersburg State University, 7/9 Universitetskaya Emb., Saint Petersburg 199034, Russia
Abstract. The authors of the paper view sexual education as a relevant research topic due to the fact that the concepts and definitions used in this field by both, domestic and foreign scientists are ambiguous, and the principles and methods of sex education are insufficiently theoretically substantiated. The practical significance of the research is determined by challenges observed in the sphere of designing and implementing sex education courses in the Russian education system. In this article, the authors present a review of scientific research on the issues in sexual education carried out by psychologists and teachers over the last five years. The authors attempted to identify the main problems in this area raised in modern Russian research. Our findings suggest that, firstly, the research interest of Russian scholars is focused on the issues of terminology, and, particularly, on ambiguity of the existing definitions of gender, sexuality, sex, sexual education, etc. Secondly, our colleagues consider the possibilities, limitations, and risks of introducing sexual education into educational practices. Many authors stress the importance of addressing the age-specific characteristics of mental development of children and adolescents when designing sexual education courses. Thirdly, many of the researchers discuss issues in sex education curriculum design. They also argue that competent and specific organization of teacher training in this area is absolutely essential.
The present review outcomes suggest that the current approaches to defining the role of sexual education in modern Russian research and education practices are contradictory. The issue of theoretical development and substantiation of sexual education programs is highly topical as the lack of teacher competence in this area may result in negative consequences. In other words, sexual education may be regarded as a health-saving technology on the condition that a systematic interdisciplinary approach is applied to relevant program design based on further scientific research and analysis of international practices in this area.
Authors
Anna A. Ozerina, SPIN: 6903-2941, ORCID: 0000-0002-9611-3928, e-mail: ozerina@volsu.ru Gennady A. Rodionov, SPIN: 7538-3820, e-mail: gennadui25@yandex.ru For citation:
Ozerina, A. A., Rodionov, G. A. (2020) Scientific review of modern psychological and pedagogical research on the issue of sexual education. Psychology in Education, vol. 2, no. 3, pp. 288-293. DOI: 10.33910/2686-9527-2020-23-288-293
Received 15 May 2020; reviewed 2 June 2020; accepted 2 June 2020.
Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Keywords: sex education, sexual education, psychosexual development, psychology, pedagogy.
Введение
Проблема сексуального образования и воспитания в современных психологических и педагогических научных трудах редко становится самостоятельным предметом исследования, как в России, так и за рубежом. При этом созданная Организацией Объединенных Наций Структура по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (United Nations Entity for Gender Equality and the Empowerment of Women) подчеркивает, что комплексное сексуальное образование играет важную роль в подготовке молодых людей к безопасной и полноценной жизни в современном мире (International technical guidance... 2018). Значимость данной проблемы усиливается в связи с тем, что сексуальность является одним
из центральных аспектов человеческой жизни, включающим в себя пол, гендерную идентичность, гендерную роль, сексуальную ориентацию, половой инстинкт, удовольствие, близость и репродукцию (Brief sexuality-related communication. 2015). Она не только проявляется в межличностных отношениях, но и опосредует мысли, желания, убеждения, установки, ценности и так далее. Также актуальность рассмотрения вопросов, связанных с сексуальным образованием и воспитанием, обусловлена необходимостью решения целого ряда социальных проблем: профилактика заболеваний, передающихся половым путем, ранних беременностей и абортов; разработка обоснованных программ планирования семьи и так далее.
Данная работа посвящена научному обзору современных научных трудов по проблеме сек-
суального образования. Целью работы являлось определить, что находится в фокусе психолого-педагогических исследований, выполненных в данном научно-практическом поле.
Результаты
Теоретический анализ большого количества современных научных статей показал, что можно выделить следующие темы, которые поднимают ученые относительно вопроса сексуального образования. Во-первых, это проблема формирования понятийного аппарата. Подходы к определению понятий «сексуальность», «ген-дер», «гендерная идентичность», «сексуальная ориентация» и других, выявление природы данных феноменов раскрываются как отечественными, так и зарубежными авторами (Иванова 2013; Тартаковская, Лунин 2018). Среди работ этого направления можно выделить биологический (Кернберг 2000), социальный (Конина, Холмогорова 2015), психологический (Исаев 2016; Mayer, McHugh 2016) и комплексный (Даев 2016) подходы к определению понятий, связанных с сексуальностью, половыми и тендерными особенностями. В рамках биологического подхода понятия, определяющие сексуальность и просвещение молодых людей в этом направлении, выстраиваются вокруг анатомо-физиологических знаний. Он наиболее востребован в рамках медицины и биологии. Социальный подход затрагивает вопросы правил, норм, поведенческих различий, специфики стиля общения и проявления активности женщин и мужчин в общественной жизни. Наиболее востребованным в контексте данного направления является словосочетание «гендерное воспитание», которое, «в отличие от полового, соотносится не с биологическими особенностями сексуального взаимодействия людей, а с социокультурными формами половой дифференциации поведения в их совместной жизнедеятельности» (Грехнев 2015, 167). Психологический подход позволяет учесть нравственно-психологическую готовность молодых людей к созданию семьи, возрастные особенности сексуального развития, вводит такие понятия, как «сексуальная роль», «гендерный стереотип» и другие. И, наконец, комплексный подход является интегрирующим, позволяющим учесть все уровни сексуальности — от физиологического до социально-психологического.
Важным для нашей работы представляется анализ терминов «половое воспитание» и «сексуальное образование», который также можно найти в работах отечественных исследователей.
С. М. Баркова считает, что данные термины в целом синонимичны, но «половое воспитание» преимущественно используется в России, а «сексуальное образование» берет начало в западной культуре (Баркова 2016). Под половым воспитанием понимается «комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственных представителям его пола, способствование гармоничному развитию, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействие укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи» (Чернышева 2016, 130). Под сексуальным образованием понимается комплекс мер, направленных на овладение знаниями об анатомо-физиологиче-ских и репродуктивных особенностях человека, сексуальных отношениях, репродуктивном здоровье, правах и других аспектах сексуальности (Горян 2016). В нашей работе используется термин «сексуальное образование» как более широкий.
Во-вторых, ряд психолого-педагогических работ направлен на обозначение роли сексуального образования в рамках учебно-воспитательного процесса на всех ступенях образования. Так, Е. С. Утеулиев и В. Г. Миронова отмечают существующее противоречие между необходимостью последовательного сексуального образования и воспитания человека с раннего детства и отсутствием таковых в системе образования Российской Федерации (Утеулиев, Миронова 2017). Некоторые авторы настаивают на важности внедрения комплексной программы сексуального образования в образовательный процесс (Кадошникова 2015; Горян 2016). Данный тезис подчеркивается положительной динамикой социального здоровья при внедрении комплексных программ сексуального образования. Так, исследование Д. Петровой и Р. Гарсия-Ретамеро подчеркивает снижение заболеваемости ВИЧ и иными ИППП на 30 % и повышение уровня информированности по вопросам безопасных сексуальных практик (Ре1гоуа, Сагаа-Ие1ашего 2015). М. Ю. Кадошниковой проведено исследование, показывающее недостаточность сексуального образования в Российской Федерации. Ею же проанализирован европейский опыт внедрения программ сексуального образования (Кадошникова 2015). Согласно исследованию С. В. Чернышевой, реализация стратегии комплексного сексуального образования в системе образования может способствовать профилактике и сохранению физического и нравственного здоровья населения (Черны-
шева 2016). Интересным, с нашей точки зрения, является взгляд на сексуальное образование как профилактику тендерного и сексуального насилия среди несовершеннолетних детей (Горян 2016; Смирнов 2018).
Другая часть ученых акцентирует свое внимание на возможных негативных последствиях сексуального образования при недостаточной компетентности специалистов образовательного учреждения: нарушение психосексуального развития, уменьшение возрастного порога первого сексуального опыта, нарушение гармоничных межполовых отношений, снижение уровня нравственности, рост девиантных форм поведения (Петрова 2007). Наряду с признанием значимости сексуального образования ученые отмечают небезопасность программ, не соответствующих возрастным нормам развития детей и подростков. Ю. С. Григорьева и Ю. И. Хус-нуярова отмечают, что игнорирование возрастных особенностей детей при их знакомстве с основами сексуальной культуры, нормами взаимоотношений между людьми разного пола обусловливает не только проявление преждевременного интереса незрелой личности к сфере сексуальных отношений, но и провоцирует определенные трудности в процессе семейного воспитания (Григорьева, Хуснуярова 2015). Необходимо отметить, что вопрос о возрастной границе начала сексуального образования является дискуссионным и неоднозначным. С. М. Баркова говорит об эффективности раннего и адекватного возрасту сексуального образования в детских учреждениях, начиная с дошкольного возраста как наиболее оптимального (Баркова 2016).
В-третьих, большое количество работ посвящено проблеме теоретико-методологического обоснования принципов, методов и задач программ сексуального образования в рамках учебно-воспитательного процесса. В частности, можно выделить комплексный подход, представленный как система медико-педагогических мероприятий, направленных на формирование общего запаса знаний и навыков поведения молодых людей относительно своего и противоположного пола (А. О. Карам, Д. Петрова, Г. Ю. Беляев, А. В. Беляева, О. Б. Бланц). С. В. Есина и О. Б. Бланц отмечают, что его создание возможно только при разработке полноценных методических рекомендаций и подготовке квалифицированных специалистов(Есина, Бланц 2018). По мнению С. В. Багоцкого, Г. Ю. Беляева и А. В. Беляевой, формирование методических пособий не может быть осуществлено шаблон-
но в стиле полового просвещения (Багоцкий, Беляев, Беляева 2017).
В связи с этим авторами рассматриваются вопросы об уровне квалификации и сформиро-ванности профессиональных компетенций специалистов, обеспечивающих такого рода обучение (А. М. Смирнов, Э. А. Юминов, Т. В. Петрова). А. М. Смирнов предлагает привлекать к реализации программ сексуального образования несовершеннолетних студенческую молодежь, обучающуюся по направлениям «Психолого-педагогическое образование» и «Социальная работа» (Смирнов 2018). Акцентирование молодежи как основной целевой аудитории для сексуального образования, по мнению Э. А. Юминова и А. В. Юминовой, обусловлено формированием данной группой демографического, культурного и профессионального потенциала государства (Юминов, Юминова 2016).
Некоторые авторы предпринимают попытки определить основные принципы методики полового воспитания в школах. Так, А. И. Григорьева и Ю. И. Хуснуярова подчеркивают большую эффективность школьных занятий по теме сексуальности с привлечением педагогов, медиков и психологов по сравнению с индивидуальными (Григорьева, Хуснуярова 2015).
Выводы
Научный обзор современных исследований позволил выявить следующие исследовательские проблемы, связанные с изучением и возможным внедрением сексуального образования в современной школе. Проблема формирования понятийного аппарата связана с отсутствием единого подхода к определению термина «сексуальное образование» в научном дискурсе. Категориальный аппарат, используемый в данном направлении, также представлен широким многообразием, что детерминирует возможные неточности в теоретико-эмпирических исследованиях. Одним из путей разрешения данной проблемы авторы видят проведение фундаментальных исследований. Этот тезис усиливается недостаточной проработанностью темы в отечественной науке по сравнению с зарубежной.
Авторы статьи предполагают, что перспектива формирования системы сексуального образования в нашей стране возможна только в качестве здоровьесберегающей технологии, реализуемой в рамках системного личностно-ориентированного подхода. В таком случае учебные программы сексуального воспитания
и образования могут обеспечить эффективную профилактику как медицинских проблем (нарушения репродуктивного здоровья), так и психолого-педагогических (насилие, социальная стигматизация, деформация морально-нравственных установок и так далее). При этом
необходимо комплексное научное исследование, которое позволит определить основные принципы, технологии сексуального образования с учетом возрастных, культурных, этнических, религиозных и других особенностей подрастающего поколения.
Литература
Багоцкий, С. В., Беляев, Г. Ю., Беляева, А. В. (2017) Половое воспитание школьников: стратегия, тактика, решения в культуре профессиональной подготовки будущего педагога. Образование личности, № 2, с. 88-95.
Баркова, С. М. (2016) Отношение к детской сексуальности у мужчин и женщин в период ранней взрослости. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., СПбГУ, 26 с.
Горян, Э. В. (2016) Сексуальное образование в системе международно-правовых гарантий прав и свобод человека. Юридические исследования, № 9, с. 75-94. DOI: 10.7256/2409-7136.2016.9.20240
Грехнев, В. С. (2015) Тождество и различие гендерного и полового воспитания. Философия и общество, № 3-4 (77), с. 166-180.
Григорьева, Ю. С., Хуснуярова, Ю. И. (2015) Проблема полового воспитания детей дошкольного возраста. Пермский педагогический журнал, № 7, с. 31-35.
Даев, Е. В. (2016) О биологическом и социальном в сексуальной ориентации человека: хемокоммуникационная гипотеза. Экологическая генетика, т. 14, № 3, с. 3-12. DOI: 10.17816/ecogen1433-12
Есина, С. В., Бланц, О. Б. (2018) Теоретический анализ проблемы сексуального воспитания подростков. Общество, № 1 (9), с. 44-50.
Иванова, Н. Ю. (2013) Психологические аспекты понятия «Сексуальность». Вестник Томского государственного педагогического университета, № 11 (139), с. 81-86.
Исаев, Д. Д. (2016) Деконструкция гетеронормативной матрицы. Психология. Журнал Высшей школы экономики, т. 13, № 1, с. 9-26. DOI: 10.17323/1813-8918-2016-1-9-26
Кадошникова, М. Ю. (2015) К вопросу о необходимости сексуального образования для подростков и их родителей. Здоровье и образование в XXI веке, т. 17, № 1, с. 111-118.
Кернберг, О. Ф. (2000) Отношения любви. Норма и патология. М.: Класс, 250 с.
Конина, М. А., Холмогорова, А. Б. (2015) Стратегии сексуального поведения в современной культуре. Культурно-историческая психология, т. 11, № 1, с. 61-70. DOI: 10.17759/chp.2015110108
Петрова, Т. В. (2007) Система возможных причин негативных последствий в половом воспитании младших школьников. Сибирский педагогический журнал, № 3, с. 259-270.
Смирнов, А. М. (2018) Криминологические проблемы отсутствия полового образования и воспитания в российских школах. Пробелы в российском законодательстве, № 4, с. 211-215.
Тартаковская, И. Н., Лунин, И. И. (2018) Социальные трансформации гендера и сексуальности в свете идей И. С. Кона. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, № 6, с. 4-19. DOI: 10.14515/monitoring.2018.6.01
Утеулиев, Е. С., Миронова, В. Г. (2017) Половое воспитание, его влияние на сексуальное здоровье. Вестник КазНМУ, № 4, с. 235-237.
Чернышева, С. В. (2016) Сущность полового воспитания подростков как условия их подготовки к ответственному родительству. Новая наука: Стратегии и векторы развития, № 118-2, с. 130-132.
Юминов, Э. А., Юминова, А. В. (2016) Контрацепция как способ профилактики инфекций, передаваемых половым путем на примере города-милионника Челябинской области. Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, т. 1, № 1 (12), с. 60-69.
Brief sexuality-related communication: Recommendations for a public health approach. (2015) Geneva: World Health Organization Publ., 70 p.
International technical guidance on sexuality education: An evidence-informed approach. (2018) Paris: UNESCO Publ., 138 p.
Mayer, L. S., McHugh, P. R. (2016) Sexuality and gender: Findings from the biological, psychological, and social sciences. The New Atlantis, no. 50, pp. 10-143.
Petrova, D., Garcia-Retamero, R. (2015) Effective evidence-based programs for preventing sexually-transmitted infections: A meta-analysis. Current HIV Research, vol. 13, no. 5, pp. 432-438.DOI: 10.2174/1570162X13666150511143943
References
Bagotsky, S. V., Belyaev, G. Yu., Belyaeva, A. V. (2017) Polovoe vospitanie shkol'nikov: strategiya, taktika, resheniya v kul'ture professional'noj podgotovki budushchego pedagoga [Sex education of schoolchildren: strategies,
A. A. 03epuHa, r. A. PoduoHOB
tactics, and solutions in the culture of professional training for future teachers]. Obrazovanie lichnosti — Personality Formation, no. 2, pp. 85-95. (In Russian) Barkova, S. M. (2016) Otnoshenie k detskoj seksual'nosti u muzhchin i zhenshchin vperiod rannej vzroslosti [Attitudes to child sexuality in men and women during early adulthood]. Extended abstract of candidate PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 26 p. (In Russian) Brief sexuality-related communication: Recommendations for a public health approach. (2015) Geneva: World
Health Organization Publ., 70 p. (In English) Chernysheva, S. V. (2016) Sushchnost' polovogo vospitaniya podrostkov kak usloviya ikh podgotovki k otvetstvennomu roditel'stvu [The essence of adolescent sex education as a condition for their preparation for responsible parenting]. Novaya nauka: Strategii i vektory razvitiya, no. 118-2, pp. 130-132. (In Russian) Daev, E. V. (2016) O biologicheskom i sotsial'nom v seksual'noj orientatsii cheloveka: khemokommunikatsionnaya gipoteza [Biological and social aspects of human sexual orientation: Chemocommunicative hypothesis]. Ekologicheskaya genetika — Ecological Genetics, vol. 14, no. 3, pp. 3-12. DOI: 10.17816/ecogen1433-12 (In Russian)
Esina, S. V., Blants, O. B. (2018) Teoreticheskij analiz problemy seksual'nogo vospitaniya podrostkov [Theoretical
analysis of the problem sexual education of adolescents]. Obshchestvo, no. 1 (9), pp. 44-50. (In Russian) Gorian, E. V. (2016) Seksual'noe obrazovanie v sisteme mezhdunarodno-pravovykh garantij prav i svobod cheloveka [Sex education within the system of international legal guarantees of human rights and freedoms]. Yuridicheskie issledovaniya — Legal Studies, no. 9, pp. 75-94. DOI: 10.7256/2409-7136.2016.9.20240 (In Russian) Grekhnev, V. S. (2015) Tozhdestvo i razlichie gendernogo i polovogo vospitaniya [Identity and difference of gender and sex education]. Filosofiya i obshchestvo — Philosophy and Society, no. 3-4 (77), pp. 166-180. (In Russian) Grigor'eva, Yu. S., Husnuyarova, Yu. I. (2015) Problema polovogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta [The problem of sexual education of preschool children]. Permskijpedagogicheskij zhurnal, no. 7, pp. 31-35. (In Russian)
International technical guidance on sexuality education: An evidence-informed approach. (2018) Paris: UNESCO Publ., 138 p. (In English)
Isaev, D. D. (2016) Dekonstruktsiya geteronormativnoj matritsy [Deconstruction of heteronormative matrix]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki — Psychology Journal of the Higher School of Economics, vol. 13, no. 1, pp. 9-26. DOI: 10.17323/1813-8918-2016-1-9-26 (In Russian) Ivanova, N. Yu. (2013) Psikhologicheskie aspekty ponyatiya "Seksual'nost' " [Psychological aspects of the concept "sexuality"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 11 (139), pp. 81-86. (In Russian) Kadoshnikova, M. Yu. (2015) K voprosu o neobkhodimosti seksual'nogo obrazovaniya dlya podrostkov i ikh roditelej [To the question about the need for sexual education for adolescents and their parents]. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke — Health and Education Millennium, vol. 17, no. 1, pp. 111-118. (In Russian) Kernberg, O. F. (2000) Love relations: Normality and pathology. Moscow: Klass Publ., 250 p. (In Russian) Konina, M. A., Kholmogorova, A. B. (2015) Strategii seksual'nogo povedeniya v sovremennoj kul'ture [Sexual behavior strategies in modern culture]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya — Cultural-Historical Psychology, vol. 11, no. 1, pp. 61-70. DOI: 10.17759/chp.2015110108 (In Russian) Mayer, L. S., McHugh, P. R. (2016) Sexuality and gender: Findings from the biological, psychological, and social
sciences. The New Atlantis, no. 50, pp. 10-143. (In English) Petrova, D., Garcia-Retamero, R. (2015) Effective evidence-based programs for preventing sexually-transmitted infections: A meta-analysis. Current HIV Research, vol. 13, no. 5, pp. 432-438. DOI: 10.2174/1570162X13666150511143943 (In English)
Petrova, T. V. (2007) Sistema vozmozhnykh prichin negativnykh posledstvij v polovom vospitanii mladshikh shkol'nikov [System of possible causes of negative consequences in sex education of primary school children]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal — Siberian Pedagogical Journal, no. 3, pp. 259-270. (In Russian) Smirnov, A. M. (2018) Kriminologicheskie problemy otsutstviya polovogo obrazovaniya i vospitaniya v rossijskikh shkolakh [Criminological problems of absence of sexual education and education in Russian schools]. Probely v rossijskom zakonodatelstve — The Gaps in the Russian Legislation, no. 4, pp. 211-215. (In Russian) Tartakovskaya, I. N., Lunin, I. I. (2018) Sotsial'nye transformatsii gendera i seksual'nosti v svete idej I. S. Kona [Social transformation of gender and sexuality as viewed by I. S. Kon]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny — Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no. 6, pp. 4-19. DOI: 10.14515/monitoring.2018.6.01 (In Russian) Uteuliev, E. S., Mironova, V. G. (2017) Polovoe vospitanie, ego vliyanie na seksual'noe zdorov'e [Sex education, its
influence on sexual health]. VestnikKazNMU, no. 4, pp. 235-237. (In Russian) Uminov, E. A., Uminova, A. V. (2016) Kontratseptsiya kak sposob profilaktiki infektsij, peredavaemykh polovym putem na primere goroda-milionnika Chelyabinskoj oblasti [Contraception as a way to prevent infections, sexually transmitted diseases on an example of million population city of Chelyabinsk region]. Vestnik Soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoj oblasti, vol. 1, no. 1 (12), pp. 60-69. (In Russian)
Психо^огин neAOBeKa b 06pa30Banuu, 2020, m. 2, № 3
293