Научная статья на тему 'Научный кружок как форма развития навыков подготовки научных докладов у школьников'

Научный кружок как форма развития навыков подготовки научных докладов у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сунгатуллина А.О., Комуцци Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научный кружок как форма развития навыков подготовки научных докладов у школьников»

1. Мотивируйте себя к выполнению задания, никогда не откладывайте на потом.

2. Не выполняйте задания формально: прочитать учебник - не значит «выучить» материал. Внимательно прочитайте задание, уточните цели, постройте алгоритм действий и приступайте к его выполнению.

3. Ознакомьтесь с активными словами и выражениями по теме и активизируйте их в речевых ситуациях общения. Намного результативнее запоминать слова в контексте, так как именно контекст дает образ слова, легко представляется ситуация, в которой оно употребляется. Так слова легко и надолго запоминаются, а результатом является их грамотное употребление, формируется чувство языка.

4. Занимайтесь регулярно, самостоятельно выполняя задания из учебника. Это позволит повторить языковой материал в своем собственном темпе.

5. Перед переходом к свободной речевой практике систематически в парах или мини-группах сравнивайте ответы к упражнениям учебника.

6. Заставляйте себя всегда просматривать пройденный на занятии материал. Сделанные на занятии записи и выполненные упражнения позволят систематизировать полученные знания и проработать те аспекты темы, которые, возможно, были упущены.

7. Никогда не заучивайте тексты, старайтесь понять их основное содержание и передать их смысл своими словами. Выразите свое отношение к прочитанному, опираясь на личный опыт. Перечитайте текст дома для большего его осознания и проникновения в проблему. Учитесь аннотировать и реферировать прочитанные тексты.

8. Активно пользуйтесь коммуникативными стратегиями. Высказывайте свою точку зрения, свое мнение, давайте свои оценки наблюдаемым явлениям.

9. Не бойтесь сделать ошибки при высказывании своих мыслей на английском языке.

10. Можно заранее прочитать печатный текст аудирования, планируемый для прослушивания на следующем занятии, или необходимый раздел учебника, что позволит спланировать свою речь для занятия (рекомендуется для неуверенных в себе курсантов).

11. Развивайте аудитивные навыки, интенсивно работая с аудиотекстами, так как в ходе звучащей речи происходит узнавание лексико-грамматических форм, восприятие и понимание иноязычной речи.

12. Используйте образовательные ресурсы сети Интернет, аутентичные видео и аудио материалы, журналы, газеты и спутниковое телевидение для выполнения проектных заданий и тематических

презентаций для практических занятий по дисциплине «Разговорный английский язык».

13. Выполняйте упражнения, предлагаемые в учебной литературе. В парах или мини-группах проверьте усвоение теоретического материала с помощью ответов на контрольные вопросы. Представленные в статье методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы курсантов и алгоритм построения речевого высказывания, позволяют им работать в своем темпе, отбирать значимую для них информацию и дольше удерживать ее в памяти. Работая самостоятельно, курсанты опосредованно взаимодействуют с различными источниками информации (печатный текст, телевидение, ресурсы Интернет), мотивирующими желание курсантов узнать больше и поделиться приобретенным опытом на занятии.

Список литературы

1. Гусакова М.В. Двойная актуализация и контекст [Электронный ресурс ] / М.В. Гусакова. - Режим доступа: www2.pglu.ru/upload/ iblock/8d6 /uch_ 2014_v_34.pdf

2. Папулинова И.Е. Коммуникативный контекст при реализации директивных речевых актов в диалогическом дискурсе / И.Е. Папулинова // VI Научная конференция: Материалы конференции. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2001. С. 141-142.

3. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. -М.: Педагогическое общество России, 1999. - 212 с.

4. С1.В.ОД1 Рабочая программа учебной дисциплины «Разговорный английский язык» направление подготовки 162001 - Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, специализация 162001.65.01 «Организация летной работы», очная форма обучения, квалификация специалист, утверждена 02.05.2012 г. Мехоношина С.А., Стародубцева Т.А.

5. С1.В.ОД1 Рабочая программа учебной дисциплины «Разговорный английский язык» направление подготовки 162001 - Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, специализация 162001.65.02 «Организация использования воздушного пространства» очная форма обучения, квалификация специалист, утверждена 02.05.2012 г. Мехоношина С.А., Стародубцева Т.А.

6. Rivers W.M. Interactive Language Teaching, Cambridge University Press, 1987, ISBN 0 521 32216 2 hardback; ISBN 0 521 31108 X paperback.

7. Scrivener J. Learning Teaching: a guidebook for English language teachers, second edition, Macmillan Publishers Limited, 2005, ISBN - 1-4050-1399-0.

НАУЧНЫЙ КРУЖОК КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ У ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются основные этапы подготовки и презентации школьного научного доклада на иностранном языке, представлен план работы школьного научного кружка.

Сунгатуллина А. О., Комуцци Л. В.

г. Балашов, БИ СГУ

Развитие навыков использования научной речи наряду с исследовательской деятельностью является актуальной задачей современной школы, где научные конференции школьников, презентации проектов и другие

формы обмена «научными достижениями» уже вошли в практику. При этом школьникам не хватает подготовки, которую они получают на обычных уроках английского языка, для развития такой специфической компетенции, как подготовка и презентация научного доклада или сообщения.

В более широком аспекте проблематика настоящего исследования входит в сферу анализа понятий «мотивация учения» и «внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся по иностранному языку». Внеклассные занятия выступают важным помощником учителя, который не только углубляет знания учащихся, но и значительно влияет на развитие их культурного и творческого потенциала, интереса к культуре другой страны и, как следствие, развивает познавательные и социальные мотивы учебой деятельности. Формирование мотивации, в свою очередь, одна из центральных проблем обучения, дело общественной важности.

В результате исследования была разработана система подготовки научного доклада и презентации в рамках деятельности школьного научного кружка по иностранному языку, главная цель которого - развитие коммуникативной компетенции обучающихся в аспекте научной речи.

«Доклад - это вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нёё» [3].

Текст школьного научного доклада имеет своеобразную структуру, составные части, к которым предъявлены определённые технические требования, и которые обладают рядом синтаксических, семантических и композиционных особенностей.

На синтаксическом уровне наиболее существенными особенностями научной работы являются развернутая система союзной связи, обильное использование причастных и инфинитивных оборотов, пассивных конструкций, модальных глаголов.

Семантика научных текстов основана на терминологии, точности, прямой референции. Как правило, для научного текста использование языковых средств выражения, придающих оттенок образности, не свойственен [2].

Стратегия любого научного исследования, независимо от области знания и темы, включает три этапа: диагноз, анагноз и прогноз. Она отражается на композиционной структуре работы, воплощаясь во введение, основную часть и заключение, в том числе и в ученических докладах.

В ходе подготовки школьного научного доклада и презентации выделяют следующие этапы:

a. подготовка и планирование (в целях обретения большей ясности и экономии времени при сборе информации, обучающиеся решают, что они планируют написать и затем определяют, как это сделать);

b. выбор и обдумывание темы доклада (при выборе темы руководствуются её актуальностью, значимостью, степенью разработанности проблемы, а также собственными интересами и приоритетами);

c. подбор литературы (на данном этапе определяют, какие данные по степени их уместности и достоверности подходят для доклада, какой объем данных необходим);

^ работа с выбранными источниками и литературой (работу начинают с изучения наиболее важных и актуальных научных трудов, после чего переходят

к второстепенным);

e. систематизация и анализ материала (выделение главного в тексте, анализ проблематичного характера утверждений, оценка авторской позиции);

f. составление рабочего плана доклада (необходимо выдержать последовательность основных разделов, представить их краткое содержание);

g. письменное изложение материала по параграфам (текст доклада должен раскрывать тему, представлять информационное и структурное единство);

h. редактирование, переработка текста (проведение тщательного анализа доклада. Ученик определяет, отвечает ли доклад содержательным, структурным и стилистическим требованиям);

i. оформление доклада (соблюдение рекомендаций по дизайну школьного научного доклада)

j. выступление с докладом (необходим учёт требований публичного выступления) [3]. Школьному научному докладу, как правило, всегда сопутствует компьютерная презентация, которая предполагает сочетание различных типов информации: текста, музыки, графических изображений, анимаций, видео. Необходимо учитывать рекомендации по комбинированию этих фрагментов: оптимальная громкость звуковых эффектов; изображения высокого качества, органично дополняющие текст; сжатость и краткость изложения; правильный шрифт; единое стилевое решение и т.д. Учёт особенностей составления и оформления электронной презентации в значительной степени повышает эффективность представления доклада.

Школьный научный доклад является формой и устной, и письменной речи, то есть это тщательно подготовленная речь, которая должна произноситься публично. Необходимо, чтобы речь докладчика была ясной, четкой, грамотной, уверенной, что делает ее понятной и убедительной. Нарушение в произношении слов недопустимо. Докладчик должен привлечь и удержать внимание слушателей. Это достигается как тщательным продумыванием структуры, так и экстралингвистическими средствами: мимикой, интонацией, жестами, взглядом. Обучающимся необходимо развивать умение ораторской речи.

Внешний вид также играет немаловажную роль. Это касается позы, жестов, одежды, прически, макияжа и аксессуаров юного учёного. Элегантность и аккуратность, способствует хорошему впечатлению и благоприятному расположению публики.

Письменный текст должен быть грамотно написан и правильно оформлен, подробно и последовательно раскрывать тему содержания, в то время как устное выступление должно хорошо восприниматься на слух, быть интересным для аудитории.

Обучение подготовке и выступлению с научным докладом целесообразно проводить на занятиях школьного научного кружка, поскольку кружковая работа является одной из эффективных синтетических форм внеклассной работы, в которой могут сочетаться различные виды деятельности (конкурсы, перевод, театральные постановки, и т.д.). Как и другие формы внеклассной работы, кружковая деятельность основана на принципах коммуникативной активности, сочетания коллективных групповых и индивидуальных форм работы, учета уровня языковой подготовки учащихся и преемственности с уроками иностранного языка, а также на добровольности и инициативности обучающихся [4].

В рамках занятий разработанного нами школьного научного кружка «Young scientists» осуществляется:

■ изучение основ стиля английской научной прозы (понятия «функциональный стиль», «стиль научной прозы»; синтаксические, семантические, композиционные и другие особенности научных работ);

■ анализ англоязычной научной литературы и особенности реферирования текстов;

■ изучение доклада как жанра научной прозы (стадии подготовки научного доклада);

■ изучение особенностей текста научного доклада (особенности синтаксиса, лексики, композиции, клише и т.д.);

■ изучение особенностей выступления с докладом (ясная, чёткая, уверенная речь, правильный тон, драматизация)

■ изучение рекомендаций по составлению электронных презентаций (основные правила комбинирования различных типов информации: текст, звуковые эффекты, графические изображения, видео и т. д.)

■ драматизация научных дебатов;

■ участие в школьных научных конференциях и др. В систему входят 16 занятий, 7 из которых лекционные, 9 организованны в форме викторин, цель которых — закрепление знаний, полученных в ходе деятельности кружка.

Подобная деятельность способствует не только расширению и углублению знаний, умений и навыков, но и развитию интереса и индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки, вооружает их методами добывания знаний, стимулирует развитие личности школьника, положительно влияет на его мотиваци-онную сферу.

Апробация представленной разработки оправдала все ожидания. Этот проект готовился и проводился с большим энтузиазмом, были выполнены все педагогические задачи данного учебно-воспитательного дела. Школьники тщательно планировали и готовили свои «научные проекты», учитывая особенности изложения материала в научном стиле, следуя всем стадиям подготовки. Тексты школьных научных исследований логично раскрывали тему, были грамотно написаны, правильно оформлены и представлены как информационное и структурное единство. Обучающиеся воодушевлённо выступали с докладами и анализировали выступления своих одноклассников, участвовали в научных дискуссиях.

Литература

1. Аксарина, Н. А. Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразоват. шк. / Н. А. Аксарина; Российская Федерация. М-во образования и науки. Федерал. агентство по образованию; ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филол. фак., каф. рус. яз. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2008. — 100 с.

2. Гальперин, И. А. Стилистика / И. А. Гальперин. — М.: Высш. шк., 1981. — 316 с.

3. Методические рекомендации по написанию докладов и рефератов [Электронный ресурс] / сост. А. В. Шуст. — Электрон. дан. — Новосибирск, 2012. http ://www. ddtum.edu54.ru/DswMedia/rekomendacii ponapisaniyudokladov.doc— Загл. с экрана.

4. Савина, С. Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе / С. Н. Савина. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Табуева Ирина Николаевна

Преподаватель кафедры иностранных языков, Поволжский государственный университет телекоммуникаций

и информатики, г. Самара, Россия

АННОТАЦИЯ

В данной статье затрагивается тема необходимости самостоятельной работы студентов в неязыковом ВУЗе. Раскрывается специфика проектного обучения на основе исследовательского и информационного проекта. Описана роль преподавателя во время проведения такого рода занятий.

ABSTRACT

This article touches upon the need of the independent work of students in not language Higher education Institution. Specifics of project learning based on research projects and information projects are shown. The role of the tutor during this process is described.

Ключевые слова: самостоятельная работа, проектный метод, информационный проект, исследовательский проект, коммуникативная компетенция.

Keywords: independent work, project method, information project, a research project, communicative competence.

Способность к получению новых и актуальных знаний в сфере не только своей специализации, способность творчески мыслить, определяют конкурентоспособность личности на рынке труда. Конкурентоспособный специалист умеет быстро адаптироваться к меняющимся экономическим, политическим и социальным условиям. Для конкурентоспособного современного специалиста важна не только его высокая квалификация в профессиональной сфере, но и готовность решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. [1] Студентам технических специальностей необходимо обладать навыками

иноязычной коммуникативной компетенции, для того чтобы быть конкурентоспособным специалистом широкого профиля и разносторонней личностью.

На базе Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, кафедрой иностранных языков были разработаны курсы углубленного изучения иностранного языка для технических специальностей и курсы для преподавателей неязыковых специальностей. Введение дополнительных курсов в ВУЗе обусловлено возрастающим интересом студентов и препо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.