НАУЧНЫЙ дискурс ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕИ ЛИБЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ОЛИМПИЗМЕ
УДК/UDC 796.01
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию: 20.08.2021 г.
Доктор социологических наук, профессор И.В. Лескова1, ORCID ID: 0000-0001-6083-6692 Кандидат социологических наук Е.В. Максимова2 Доктор педагогических наук, кандидат философских наук А.А. Передельский3 А. Киртоакэ4
Фоссийский государственный социальный университет, Москва
2Московский государственный строительный университет, Москва
3Российский государственный аграрный университет, МСХА им. К. А. Тимирязева, Москва
4Московский государственный технологический университет СТАНКИН, Москва
TRANSFORMATION OF LiBERAL IDEOLOGY MIRRORED BY MODERN OLYMPiCS: SCIENTiFiC ANALYSIS
Dr. Sc. Soc., Professor I.V. Leskova1, ORCID ID: 0000-0001-6083-6692 PhD E.V. Maksimova2 Dr. Hab., PhD A.A. Peredelsky3 A. Chirtoaca4
1 Russian State Social University, Moscow
2 Moscow State University of Civil Engineering, Moscow
3 Russian Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow
4 Moscow State University of Technology "STANKIN", Moscow
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Аннотация
Цель исследования - научное обоснование и прогнозирование реальных закономерностей развития олимпизма в контексте современных западных конвенций в области экономического, политологического и социологического научного знания, энциклопедически закрепленного в материалах ЮНЕСКО.
Результаты исследования и выводы. Авторы статьи, учитывая многочисленность и разноплановость трактовок и оценок развития олимпизма и деятельности МОК в XIX - XXI вв., предлагают свое основание для проведения анализа указанного объекта: включенность олимпизма в социальную систему западного мира и степень согласованности с закономерностями трансформации этой системы в ХХ веке, что находит свое отражение и научное сопровождение в трансформации идеологии либерализма в экономической, политической и социологической науках.
Ключевые слова: либеральная идеология, трансформация, экономическая наука, политологи, социология, олимпизм, деятельность МОК (Международного олимпийского комитета), социальный контекст.
Abstract
Objective of the study was to provide scientific evidence for and forecast further progress of the Olympics in the context of modern Western economic, political and sociological research conventions, particularly fixed in the UNESCO materials and encyclopedic documents.
Results and conclusion. We found the transformations of the Olympic movement and International Olympic Committee service in the late XIX to XX century replicating in every minor detail regresses of the liberal governance and its social scientific support service in Western countries as verified by the following: - It should be emphasized that in practical reality the Olympics has regressed into one of the key social institutions and pillars of the Western world and, hence, need to be theoretically analyzed within this frame clean of mythology, idealistic philosophy and other ideological manipulations with common public opinions.
Keywords: liberal ideology, transformation, economic science, political experts, sociology, Olympic movement, International Olympic Committee, social context.
Введение. Со второй половины, и особенно с конца ХХ века, олимпийский спорт все чаще становится объектом анализа для представителей самых различных областей социального знания: философов, культурологов, политологов, социологов, правоведов, экономистов и, в первую очередь,
историков, старающихся с документальной точностью ответить на вопросы о том, кто, где, когда и чем проявил себя в хронологии олимпийских мероприятий [1, 6]. При этом специалисты демонстрируют характер оценок и направленность выводов, колеблющихся в максимальном диапазоне:
от безудержно апологетических до предельно критических [2, 4, 8, 9]. При таком широком разбросе точек зрения на один и тот же объект анализа закономерно рождаются базирующиеся на разных основаниях деления (и в силу этого многочисленные) систематизации, классификации, типоло-гизации, пытающиеся упорядочить представления как о самих исторических периодах развития олимпийского движения и олимпийских игр, так и по поводу научных источников и тем, отражающих соответствующий контент [3, 4, 7].
Подавляющее большинство указанного пула известных отечественных и зарубежных авторов объединяет общая для них характерная черта: являясь специалистами в профильно-прикладных дисциплинах, они, как правило, слабо знакомы с общими законами развития основного дисциплинарного знания в экономической, политологической, социологической науках. Кроме того, за редким исключением, не являясь представителями лидирующего в указанных областях западного научного сообщества [10], эти авторы в своих исследованиях олимпизма, опять же, как правило, не отражают научных конвенций, принятых в западных странах и, в частности, закрепленных в энциклопедических документах и материалах ЮНЕСКО [4]. В результате, научный анализ в большинстве случаев ограничивается традиционной выборкой фактологии и не продвигается вглубь исследования закономерностей зависимости деятельности Международного олимпийского комитета от изменяющегося социального контекста [3, 6].
Цель исследования - научное обоснование и прогнозирование реальных закономерностей развития олимпизма в контексте современных западных конвенций в области экономического, политологического и социологического научного знания, энциклопедически закрепленного в материалах ЮНЕСКО.
Результаты исследования и их обсуждение. Развитие олимпизма и деятельность МОК с объясняемым инерцией движения отставанием в точности соответствует закономерностям изменения западной социальной системы на каждом ее этапе. От либеральных деклараций равных возможностей гармоничного развития личности в сфере свободного телесно-двигательного творчества и справедливой конкуренции (соревнования) конца XIX - начала XX вв. МОК, проводя олимпийские игры в нацистской Германии в 1936 году, фактически оказывает активную поддержку становлению авторитарных, расистских, марионеточных режимов. Продолжая такую политику и после Второй мировой войны, МОК (в результате бойкота 28 африканскими странами Игр в канадском Монреале в 1976 году) оказывается на грани банкротства.
Последовательно перестраивая свою деятельность в направлении создания мировой олигополии, фактически расправляясь со скандинавскими «Северными играми» и подчиняя себе международное женское спортивное движение, а в настоящий момент, организуя Юношеские игры, МОК все это время отказывался от собственных принципов, обязательств и исторических традиций олимпизма.
Забота о росте собственного финансового и политического равновесия и благополучия четко просматривается при целевом анализе и современных документов МОК (программа 200х20, Новый этический кодекс) и деятельности его 14 комиссий, из которых лишь три никак не касаются финансовых и политических вопросов. И все это на фоне заверений политической нейтральности олимпизма.
Не менее интересна трансформация либеральных идей в политологии, которая выступала еще одним активным
участником западноевропейского социально-научного дискурса в XIX и XX вв., также находясь на позициях индивидуалистической морали и идеологии.
С конца XIX века западная политология была поглощена разработкой программы «правового позитивизма» (рационально-логической системы бюрократического государственного управления). В различных версиях данной программы политология тяготела к либеральному абстрактному анализу, опиралась на представления о праве как выражении воли государственной власти, или на представления о нормативной основе права.
После Второй мировой войны, по мере отказа от абстрактного анализа формируется «профессиональная политология», которая переходит на позиции эмпирической поведенческой науки о движущих силах и механизмах осуществления «формально организованного управления» и деятельности политических институтов. Это период полного отказа политологов от либерально-индивидуалистического политического моделирования.
С конца ХХ века лидирующие позиции на Западе конвенционально получили и до настоящего момента удерживают «постповеденческая политология» и теория «рационального выбора», в рамках которых под лозунгом «борьбы за демократию» исследуются проекты целенаправленного создания в той или иной стране институциональных условий подготовки и внедрения нужного политического курса с нормативно заданными практическими последствиями.
По мнению Бьерна Витрока (Швеция), Питера Вагнера (США) и других западных специалистов в области истории политологии, традиция этой науки заключается в отказе от акцентов на моральную аргументацию, на «мудрость и скромность в управлении» [9, 10].
В данном случае деятельность МОК опять как нельзя более показательна в плане «пассивного» влияния на политику, экономику и идеологию руководства стран, прежде всего в период подготовки и проведения Игр, а затем в рамках так называемого «олимпийского наследия». Об определенной аморальности деятельности МОК при построении международной олигополии мы уже упоминали выше.
Еще более решительно и последовательно разделалась с либеральной идеологией социологическая наука. Например, концепции «классической социологии» XIX века уже в начале ХХ века подверглись осуждению даже за критическую связь с либерализмом. В результате, на ее месте возникла эмпирическая социология, подкрепленная в Чикагской и Колумбийской социологических школах США философией прагматизма Джона Дьюи и социальной теорией Джорджа Герберта Мида [9, 10].
С 40-х гг. ХХ века Бюро прикладных общественных исследований Колумбийского университета переключилось на выполнение государственных заказов на широкомасштабные «административные исследования», в связи с чем к середине ХХ века устанавливается лидерство стуктурно-функ-циональной концепции Толкотта Парсонса. В 60-е гг. к ней добавляется социология «среднего уровня» еще одного «колумбийца» Роберта Мертона, также фокусированная на качественно-количественном анализе реально существующих социальных организмов как взаимосвязанных систем.
Однако даже такая степень обобщения представлений о социальном порядке и системности в 70-е гг. ХХ века была отвергнута и заменена еще более конкретными альтернативными теориями «коммуникативного взаимодействия», «определения структуры в действии», «социальных движе-
№1 • 2022 Январь | Yaпuary
http://www.teoriya.ru
ний», «логики практической деятельности». В социологии возобладала установка Юргена Хабермаса (Германия) и Энтони Гидденса (Англия) на создание философски и лингвистически оформленной «сильной научной программы», раз и навсегда исключающей практику «изобретения социальной реальности» [9, 10].
Нам представляется, что именно такой предельно модернизированной социологии суждено исследовать современный олимпизм и деятельность его руководящего органа не как священного символа и производства незыблемых олимпийских ценностей и идеалов, а как конкретной социальной реальности в контексте трансформации западного мира.
Выводы. Динамика международного развития олимпиз-ма и изменения деятельности МОК в конце XIX и в ХХ веке с точностью до мелочей соответствует этапам трансформации либерального управления и ее социального научного сопровождения в западных странах. Что, в свою очередь, доказывает следующее:
- провозглашенная Пьером де Кубертеном идея независимости олимпизма от политики и экономики капиталистического мира оказывается ложной как по своей сути, так и по факту мировой истории;
- капитализация и политизация олимпийских игр определяется не столько личностью Хуана Антонио Самаранча, Томаса Баха или других руководителей МОК, сколько включенностью в западную цивилизацию как ее имманентного продукта и зависимостью от данного социального контекста;
- научный социальный прогноз политического и экономического развития олимпизма в ближайшей перспективе, уже заложенный его Новым этическим кодексом, будет и впредь четко укладываться в русло трансформации либеральных идей западного капиталистического общества;
- в реальной действительности олимпизм превратился в один из важнейших социальных институтов и столпов западного мира [11, 12], поэтому исследовать его как объект научного анализа следует с позиций этой самой реальности, отвлекаясь от мифологии, идеалистической философии и иных идеологических манипуляций обыденного общественного мнения.
Литература
1. Кубертен Пьер. Олимпийские мемуары / Пьер Кубертен. - Киев:
Олимпийская литература, 1997. - 400 с.
2. Кыласов А.В. Religio athletae или культурно-религиозная сущность олимпизма / А.В. Кыласов // Вестник спортивной науки. -2009. - № 5. - С. 55-59.
3. Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: учебник / Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин; под ред. проф. И.Ю. Мельниковой. - 2-е изд., с измен. и дополн. - М.: Спорт, 2017. - 432 с.
4. Норберт Э. Генезис спорта как социологическая проблема / Э. Норберт // Логос. - 2006. - № 3 (54). - С. 41-62.
5. Передельский А.А. Двуликий Янус. Спорт как социальный феномен: сущность и онтологические основания: монография / А.А. Передельский. - М.: Спорт, 2016. - 312 с.
6. Передельский А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник / А.А. Передельский. - М.: Спорт, 2016. - 416 с.
7. Платонов В.Н. Олимпийский спорт / В.Н. Платонов, С.И. Гуськов. - Киев: Олимпийская литература, 1994. - 494 с.
8. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: учебник / В.И. Столяров. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 400 с.
9. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. - М.: Физическая культура, 2005. - Ч. 1. - 448 с.
10. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. - М.: Физическая культура, 2005. - Ч. 2. - 448 с.
References
1. Coubertin Pierre Olimpiyskie memuary [Olympic memoirs]. Kiev: Olimpiyskaya literature publ., 1997. 400 p.
2. Kylasov A.V. Religio athletae ili kulturno-religioznaya suschnost olimpizma [Religio athletae or cultural and religious essence of Olympism]. Vestnik sportivnoy nauki. 2009. No. 5. pp. 55-59.
3. Melnikova N.Y., Treskin A.V. Istoriya fizicheskoy kultury i sporta [History of physical education and sports]. Textbook. 2nd., rev., sup. Moscow: Sport publ., 2017. 432 p.
4. Norbert E. Genezis sporta kak sotsiologicheskaya problema [Genesis of sport as a sociological problem]. Logos. 2006. No. 3 (54). pp. 41-62.
5. Peredelskiy A.A. DvulikiyYanus. Sport kak sotsialny fenomen: sushch-nost i antologicheskie osnovaniya [Two-faced Janus. Sport as a social phenomenon: essence and anthological grounds]. Moscow: Sport publ., 2016, 312 p.
6. Peredelskiy A.A. Fizicheskaya kultura i sport v otrazhenii filosofskikh i sotsiologicheskikh nauk. Sotsiologiya sporta [Physical education and sports as reflected in philosophical and sociological sciences. Sports Sociology]. Moscow: Sport publ., 2016. 416 p.
7. Platonov V.N., Guskov S.I. Olimpiyskiy sport [Olympic sports]. Kiev: Olimpiyskaya literatura publ., 1994. 494 p.
8. Stolyarov V.I. Sotsiologiya fizicheskoy kultury i sporta [Sociology of physical education and sports]. Textbook. Moscow: Flinta: Nauka publ., 2004. 400 p.
9. Stolyarov V.I., Chesnokov N.N., Stopnikova E.V. Khrestomatiya po sotsiologii fizicheskoy kultury i sporta [Reader on sociology of physical education and sports]. Moscow: Fizicheskaya kultura publ., 2005. V. 1. 448 p.
10. Stolyarov V.I., Chesnokov N.N., Stopnikova E.V. Khrestomatiya po sotsiologii fizicheskoy kultury i sporta [Reader on sociology of physical education and sports]. Moscow: Fizicheskaya kultura publ., 2005. V. 2. 448 p.
НОВЫЕ КНИГИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
БЕЛЮК0В Д.А., СМИРНОВА Е.Е. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИСТОРИИ 0ЛИМПИИСК0Г0 ДВИЖЕНИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.
ВЕЛИКИЕ ЛУКИ: ВЛГАФК, 2021. - 68 С. - iSBN 978-5-6043884-7-1
Рабочая тетрадь по истории олимпийского движения предназначена для обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 «Физическая культура», 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», 43.03.01 «Сервис». Рабочая тетрадь позволяет оказать практическую помощь обучающимся в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, а также при подготовке к промежуточной аттестации по учебным дисциплинам «История физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта Псковского края». Рабочая тетрадь будет способствовать усвоению обучающимися основных исторических фактов, дат, терминов, событий и имен из истории олимпийского движения с древности до наших дней, роли России в олимпийском движении. Особое внимание уделено региональному компоненту - участию спортсменов Псковской области в Олимпийских играх.