Научная статья на тему 'НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРАЗДНИКА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ'

НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРАЗДНИКА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
221
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ДОСУГ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хохлина Надежда Владимировна

Представленная статья раскрывает сущность подходов к изучению праздника как социального явления. Автор проводит научный анализ текстов, посвящённых аспектам изучения праздника, а также акцентирует внимание на рассмотрении программы дисциплины социально-культурологической направленности «Праздник как социокультурный феномен». В статье выделяются такие подходы к изучению праздника, как философский, антропологический, исторический, социально-психологический, коммуникативный, событийный и публицистический. Автор отмечает, что в современной системе образования изучение праздника как социального явления вызывает большой интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC ANALYSIS OF APPROACHES TO THE STUDY OF THE HOLIDAY AS A SOCIAL PHENOMENON

This article reveals the essence of approaches to the study of the holiday as a social phenomenon. The author conducts a scientific analysis of texts devoted to aspects of studying the holiday, and also focuses on the consideration of the program of the discipline of socio-cultural orientation «Holiday as a socio-cultural phenomenon». The article highlights such approaches to the study of the holiday as philosophical, anthropological, historical, socio-psychological, communicative, event-based and journalistic. The author notes that in the modern education system, the study of holidays as a social phenomenon is of great interest.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРАЗДНИКА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ»

После использования игровых технологий в ряде уроков, была проведена контрольная диагностика по выявлению направленности учебной мотивации по методике Т.Д. Дубовицкой [1]. По результатам диагностики у учащихся 10 класса «А» отмечались следующие результаты: у 4 учащихся направленность мотивации сменилась с внешней на внутреннюю. Изменился уровень мотивации: двое учащихся имели низкий уровень мотивации (7,4%), у восемнадцати человек наблюдался средний уровень мотивации (66,6%), семь человек имели высокий уровень мотивации (26%). Трое учащихся повысили уровень мотивации с низкого значения на средний, четверо со среднего уровня - на высокий.

По результатам диагностики у учащихся 10 класса «Б» были отмечены следующие результаты: у пятерых учащихся направленность мотивации сменилась с внешней на внутреннюю, двое учащихся имели низкий уровень мотивации (7,4%), у семнадцати человек наблюдался средний уровень мотивации (63%), восемь человек обладали высоким уровнем мотивации (29,6%). Четыре человека повысили уровень мотивации с низкого значения на средний, двое учащихся со среднего уровня -на высокий. Была проведена математическая обработка полученных результатов по следующим критериям: коэффициенту Шапиро-Уилки, тесту Фишера ^-тест), по ^критерию Стьюдента. Анализ проводился в три этапа. На первом этапе был выполнен анализ экспериментальной выборки генеральной совокупности с помощью программы Statistica и критерия Шапиро-Уилки. За нулевую гипотезу принималось соответствие выборки генеральной совокупности. Согласно проведенному исследованию для 10 класса «А» критерий SW =0,9715 был на уровне р=0,6425; для 10 класса «Б» критерий SW =0,97459 был на уровне р=0,1701. На втором этапе проводился дисперсионный анализ, по критерию Фишера-Шнедекора. За нулевую гипотезу принималось равенство дисперсий двух исследуемых групп. Согласно проведенному исследованию были получены следующие данные: критерий F = 1,116 и F крит. = 1,929 на уровне существенности р=0,39. Третьим этапом выступал анализ достоверности и существенности изменений по критерию Стьюдента. За нулевую гипотезу принималась достоверность и существенность изменений. Согласно проведенному исследованию мы получили следующие данные: для 10 класса «А» ^крит. = 2, ^стат. = 2,314, Р = 0,025; для 10 класса «Б» ^крит. = 2, ^стат. = 2,862, Р = 0,006.

Выводы. Основываясь на полученных данных можно сказать, что у учащихся наблюдается повышение уровня мотивации, переход от внешней мотивации (поверхностной, направленной в лучшем случае на получение положительной оценки) к внутренней (глубокой, направленной на получение новых знаний по изучаемому предмету). Следовательно, использование игровых технологий действительно позволяет заинтересовать учащихся, привлечь их к изучению биологии.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что внедрение игровых методик обучения в классно-урочную систему действительно способствуют повышению уровня мотивации учащихся, учебная деятельность направлена на приобретение знаний, учащийся заинтересован процессом познания. Внешняя мотивация у многих становится внутренней, уровни мотивации меняются в положительную сторону. Предмет для учащихся стал внутренне принятым, внутренне мотивированным, а содержание учебного предмета личностной ценностью.

Литература:

1. Дубовицкая Т.Д. Диагностика направленности учебной мотивации// Психологическая наука и образование. - 2002. - №2. - С.42-46.

2. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. - 2007. - № 1. - С. 35-38.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 30.12.2012.

5. Хотулёва О.В., Егорова Г.В., Завальцева О.А. Активизация познавательной деятельности студентов при изучении экологии с использованием дидактических игр // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-3. -С. 231-235.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук Хохлина Надежда Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРАЗДНИКА КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ

Аннотация. Представленная статья раскрывает сущность подходов к изучению праздника как социального явления. Автор проводит научный анализ текстов, посвящённых аспектам изучения праздника, а также акцентирует внимание на рассмотрении программы дисциплины социально-культурологической направленности «Праздник как социокультурный феномен». В статье выделяются такие подходы к изучению праздника, как философский, антропологический, исторический, социально-психологический, коммуникативный, событийный и публицистический. Автор отмечает, что в современной системе образования изучение праздника как социального явления вызывает большой интерес.

Ключевые слова: праздник, досуг, культурология, подход к изучению, социальное явление, социокультурный феномен, социальное время.

Annotation. This article reveals the essence of approaches to the study of the holiday as a social phenomenon. The author conducts a scientific analysis of texts devoted to aspects of studying the holiday, and also focuses on the consideration of the program of the discipline of socio-cultural orientation «Holiday as a socio-cultural phenomenon». The article highlights such approaches to the study of the holiday as philosophical, anthropological, historical, socio-psychological, communicative, event-based and journalistic. The author notes that in the modern education system, the study of holidays as a social phenomenon is of great interest. Keywords: holiday, leisure, cultural studies, approach to study, social phenomenon, socio-cultural phenomenon, social period.

Введение. Работа со студентами, обучающимися по специальностям «Культурология» и «История искусств», требует учитывать интерес к современным реалиям культуры. Профессия культуролога динамичная, активно развивающаяся, поэтому классическое представление о некоторых аспектах культурологии кажется современным студентам устаревшим. В учебных планах рассматриваемых специальностей особое место отводится дисциплинам, посвящённым празднику как социально-коммуникативному явлению. Необходимость изучения праздника диктует интерес к нему любого человека, поскольку для человека, как существа социального, участие в празднике является одной из необходимых форм социализации.

Изложение основного материала статьи. Праздник является особым элементом в структуре социальной действительности. Праздничные события могут быть связаны и с коммуникацией, и с личной жизнью, и с карьерой, и т.д. Реальное течение событий в жизни человека можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Необходимо отметить, что праздники стали важным компонентом образа жизни современного человека. Кроме социально-коммуникативной составляющей, праздник охватывает и духовно-эмоциональный фон личности. Социальная природа праздника кроется в том, что человек становится активным создателем праздника, а не только его участником, так как при помощи праздника удовлетворяются многие коммуникативные, духовные и физические потребности человека.

В рамках освоения дисциплины «Праздник как социокультурный феномен» особое внимание уделяется современным подходам к изучению и проведению праздника. В культурной сфере праздник рассматривается как значимое событие, происходящее в жизни общества - в личной жизни человека, в жизни семьи, в жизни города, страны. Для любого человека праздник - это день, сопровождающийся весельем, выходной день. Для кого-то, возможно, праздник - это какой-то особый день, наделённый сакральностью и индивидуальными интересами личности. С точки зрения речевого аспекта важно отметить, что любой праздник - это коммуникативное событие, имеющее динамичный характер. Информация о праздниках является развлекательной: сообщает об интересных традициях, настраивает студентов на отдых, на непринуждённое, доставляющее удовольствие общение.

Имеющиеся исследования о празднике позволяют нам выделить несколько подходов к изучению праздника. Первый подход - философский. Философский подход является базисным, классическим в преподавании. В.Н. Топоров [6] разделяет праздники по временным позициям, выделяя сезонные праздники, месячные праздники, недельные праздники, суточные праздники, которые могут быть воплощены, например, в походе на церковную службу, в посещении сеанса медитации, в проведении дня в спортивном зале и т.п. Кроме того, Топоров выделяет праздники жизненного цикла, такие как: рождение, брак, смерть. Исследователь рассматривает праздник как систему, отмечая, что в любом праздничном цикле (сезон, месяц, неделя, сутки) выделяется кульминационный элемент. Среди зимних праздников, например, это будет, скорее всего, Новый год, а для верующих христиан Рождество. Если у кого-то день рождения приходится на зимний период, то кульминация может переместиться с Новогодних праздников на личный праздник - день рождения.

Изучая философский подход, студенты самостоятельно стараются дать определение празднику как социально-коммуникативному явлению, классифицируют праздники, анализируют праздничные традиции разных стран, а также свои семейные праздники и традиции. Особый интерес и активность в обучении проявляются при рассмотрении праздников день рождения и Новый год. Это обусловлено присутствием ряда семейных традиций и психологическим аспектом, связанным с воспоминаниями из детства.

Рядом с философским подходом стоит антропологический подход. У этих подходов много общего, но в антропологическом авторы уделяют большое внимание формированию мировоззрения человека. Например, Я.Г. Шемякин говорит о реализации принципа гармонии посредством праздника [8]. По мнению автора, праздник противопоставлен обычной будничной действительности, поэтому приближён к идеальному миру, миру возвышенному, красивому, яркому, приобщиться к которому можно только непосредственно принимая участие в празднике.

При рассмотрении праздника с антропологической точки зрения студенты сталкиваются с ритуальностью как неотъемлемой частью праздника, то есть с необходимостью выполнения какой-то последовательности действий, которая приведёт в итоге к ожидаемым результатам - взаимодействию человека с обществом, с природой, с самим собой. Для того чтобы праздник состоялся как социально-коммуникативное явление, человек должен выполнить определённые действия, в результате которых он перейдёт из обыденного состояния в состояние праздника - состояние особого эмоционального поля. В это состояние человека вводят следующие антропологические элементы праздника: позитивная установка на праздник как явление, визуальная составляющая праздника, коммуникативные связи и сама праздничная атмосфера, выражающаяся в радости, веселье, юморе, смехе. Происходит трансформация мышления человека, которая основывается на праздничном воображении как особом типе творческой способности.

Студентам, безусловно, интересно изучать этот подход, осознавая, каким образом меняется их собственное мировоззрение, когда они отмечают тот или иной праздник, а также каким образом они сами могут повлиять на мировоззрение какого-то человека или даже целой группы людей, проводя праздничное мероприятие. Уделяя внимание этому подходу, студенты стимулируют свою творческую доминанту: придумывают праздничные шутки, украшения, конкурсы и т.п., тем самым погружаясь в праздничную атмосферу, что, несомненно, усиливает интерес к рассмотрению данного подхода к изучению праздника как социального явления.

Остановим внимание на социально-психологическом подходе к изучению праздника. Психология праздника обусловлена, в первую очередь, его ожиданием, процессом подготовки к празднику. Важными для человека являются и эмоции, которые человек приобретает в процессе ожидания праздника. Чаще всего эти эмоции положительные, помогающие противостоять жизненным трудностям. Положительные эмоции формируют личность, делают человека более дееспособным. Праздник - это многоуровневый психологический феномен, складывающийся не только из самого празднования, как такового, но и основывающийся на культурных традициях, которые формируют потребности человека. Праздник у человека ассоциируется с исполнением желаний, с чудом. Все внешние элементы празднования (речи, наряды, костюмы, украшения, блюда, напитки и т.д.) - призваны помогать исполнению самых сокровенных желаний и появлению чуда. С этой точки зрения рассматривать праздник не только интересно, но и полезно. Организовать встречу с чудом -задача ведущего праздника, имеющая огромную психологическую отдачу. Праздник даёт его участникам возможность пережить позитивные эмоции, поделиться чувствами, получить уникальные знания о себе и об окружающих людях. В самом названии рассматриваемого подхода кроется интерес студентов к изучению. Психология проведения праздника -очень увлекательная сфера. Изучая данный подход, учитывается и возрастная, и гендерная, и эстетическая категории праздника, изучается поведенческая и речевая составляющая проведения праздника, ориентированная на ту или иную аудиторию. Стоит отметить, что психологический подход в какой-то мере опирается на подход антропологический, так как именно мировоззрение отдельного человека или целой группы людей формирует психологическую сторону праздника.

Выделим подход, который охватывает значительную часть идей философского, антропологического и социально-психологического учений - это подход семиотический, или символический. Этот подход находит своё начало в работах Э. Кассирера. Он говорит о том, что праздничная культура основана на символической активности человека, который направляет свою деятельность на то, чтобы сделать мир более гармоничным, приносящим благо [1]. Данный подход рассматривает праздник как атрибут культуры. Здесь прослеживается идея того, что праздник меняет систему символов и смыслов человека, которая оказывает огромное влияние на систему морали, поведения и воспитания личности. Сам праздник содержит в себе определённые смыслы и значения, которые выступают компонентами игры как важнейшей составляющей праздника. Игра - яркий эмоционально-окрашенный символ праздника, в семиотическом подходе исполняющий ведущую роль. Изучая данный подход, студенты создают сценарии праздничных игр, продумывают символику каждого праздника, прогнозируют, каким образом игра, как важный элемент праздника, может повлиять на

систему ценностей человека. Например, В.Я. Пропп связывает праздник с трудом, он говорит о том, что все развлечения и игры - это модель повседневного крестьянского труда, своеобразное продолжение труда, вольное повторение сложившихся в труде навыков, обычаев, отношений [5]. В.И. Чичеров, обращаясь к истории праздника, подчёркивает, что в основе всех праздничных ритуалов на Руси лежит плодородие, растительность, обилие и довольство [7]. Отметим, что символический подход к изучению праздника акцентирует внимание на его бытовой стороне. Рассматривая социально-коммуникативную сторону семиотического подхода, необходимо учитывать значимость языковых сем, которые проявляются непосредственно вербальными знаками (звуки, интонация, тембр голоса), жестами, мимикой.

Семиотический подход всегда интересен для изучения, так как погружает студентов в традиции, символику, генеалогию праздника. Кроме того, изучая символическую сторону праздника, студенты накапливают такие знания о празднике из прошлого, которые помогут избежать ошибок и просчётов в проведении праздника в настоящем. Студенты выявляют некоторые закономерности в развитии праздника как социально-коммуникативного явления, учатся прогнозировать возможные варианты будущего под влиянием тех или иных праздников. Углубляясь в изучение символического подхода, студенты обращаются и к художественной литературе, анализируя празднование как социальное явление с позиций восприятия героев и персонажей произведений. Понять и объяснить подачу праздника в том или ином литературном произведении, можно только зная традиции и культуру представленных героев, умея «читать» знаки и символы, которые нам передаёт автор произведения. С психологической точки зрения в рамках данного подхода внимание уделяется языковым знакам участников праздника. Таким образом, символический подход предстаёт как объёмный и разноплановый аспект изучения праздника как социального события.

Существует подход, особенно важный для нашего исследования и объединяющий все вышеперечисленные подходы -коммуникативный подход (коммуникативная концепция) изучения праздника [3]. Данная концепция уделяет внимание празднику как первичной форме человеческой культуры. Мы рассматриваем роль праздника как коммуникативной деятельности, общения с целью передачи от поколения к поколению накопленного опыта, традиций, ценностей и идеалов, а также роль общения в становлении и развитии различных культурных форм, в том числе праздника. Например, А.И. Мазаев говорит о современном восприятии праздника, о том, что сегодня происходит «полное огосударствление праздника, превращение его в официально-парадное торжество» [4]. Здесь прослеживается идея того, что праздник постепенно перестаёт быть категорией коллективной, а переходит в категорию индивидуальную. Сегодня любой человек может сам себе устроить праздник, противопоставляя его «официально-парадному торжеству». Мы можем сказать: это мой (наш) маленький праздник, мы будем дома, приготовим (закажем) вкусную еду... И т.п. Таким образом, основываясь на труде Мазаева, мы можем заключить, что, возможно, в недалёком будущем потеряется значимость праздника как явления надиндивидуального, праздник будет восприниматься только как явление индивидуальное. Кроме того, некоторые психологи считают, что потребность в празднике уменьшается в связи с повышением материального уровня жизни людей, с усилением рационального и прагматического отношения к жизни. Указанные положения вряд ли можно считать состоятельными, так как праздник был и остаётся существенной силой духовного обогащения и объединения людей.

Стоит отметить, что праздник как социальное явление полно отражён в одной из наиболее активно развивающихся сфер социальной жизни - досуговой. Именно с коммуникативной точки зрения праздник рассматривается и как форма досуга. Например, И. Н. Лаврикова пишет о том, что праздник является одним из источников досуга [2]. Многие считают, что в этой сфере праздник предстает исключительно развлекательным явлением, следовательно, является неглубокой, малополезной и даже вредоносной деятельностью. Однако досуг - это часть нерабочего времени, которая используется не только для отдыха, восстановления сил, но и для физического и духовного развития человека. Современные культурологи рассматривают предназначение досуга разнопланово и связывают его со следующими социокультурными функциями: просвещение и развитие, направленное на совершенствование личности в культурном отношении; развлечение, предполагающее снятие напряжения, получение эмоциональной подзарядки, повышение настроения; и релаксация, включающая в себя восстановление растраченных физических сил. Кроме того, досуг - это ценностно-ориентированная, нерегламентированная, добровольная коммуникативная среда, обладающая специфическими особенностями. В процессе досуговой коммуникации человек раскрывает свои креативные способности, развивается как личность и подвергает себя объективной оценке.

В рамках коммуникативного подхода выделяется очередной подход к изучению праздника - событийный. Он заключается в том, что праздник можно рассматривать и изучать как событийную категорию, как значимое событие, происходящее в жизни общества - в личной жизни человека, в жизни семьи, в жизни города, страны. В этих рамках праздник рассматривается непосредственно как социально-коммуникативный феномен: определяется взаимозависимость речевых особенностей и личностных характеристик участников праздничного события. Праздник в рамках событийной категории объединяет в себе идею праздника как индивидуального, так и надиндивидуального явления. Анализ праздника как события вызывает бесспорный интерес с точки зрения коммуникативной составляющей. Студенты выбирают одно событие как отправную точку и разрабатывают его как праздничное событие с учётом индивидуальных и надиндивидуальных концепций (например, сеанс йоги, просмотр любимой программы по телевизору, приготовление вкусного блюда и т.п.).

Особый интерес у студентов вызывает изучение праздника в речевой практике средств массовой информации. Здесь мы имеем дело с публицистическим подходом, основанным также на подходе коммуникативном. Принципы социального общения играют в жизни человека чрезвычайно важную роль, поэтому процессы коммуникации зачастую становятся объектом изучения исследователей различных сфер. Коммуникативные процессы изучают и лингвисты, и философы, и психологи. Наше исследование направлено на изучение коммуникативного подхода с точки зрения культурологии. Данный подход представлен не как научная категория, а как бытовая составляющая, доступная любому человеку. Она имеет поучительный характер, выполняет функцию нравственного воспитания, прививает определённые идеалы и ценности, такие как: семейные традиции, религиозное воспитание, культура устного/письменного поздравления и преподнесения подарков и т.п. Кроме того, в журналистских текстах достаточно подробно излагается история появления того или иного праздника. При работе с публицистическим подходом следует учитывать тот факт, что представление в тексте такого события, как праздник, в корне отличается от представления в тексте событий, вызванных явлениями природы. Землетрясение может являться трагическим событием в жизни страны, но его причины носят внесоциальный характер. Праздник же, как событие, социален по своей природе. Поэтому если природный катаклизм описывается, прежде всего, в параметрах физического времени, то праздник существует, прежде всего, во времени социальном. Уделим внимание категории социальное время как основной категории праздника в публицистическом аспекте. Социальное время - время, в которое человеческая активность создаёт общество [10]. Люди создают социальное время событиями личной жизни, в которые, в том числе, включены и праздники. «Социальное время есть единство длительности и последовательности событий и процессов, вызванных деятельностью людей» [9]. Поэтому событие, которое осуществляется в социальном времени, в данном случае - событие праздник, при его реализации в жизни, сопровождается изменением эмоционального состояния участников данного

события: все становятся как бы одним целым, единым социумом. Всё, принадлежащее обществу - социально. Заметим, что всякое время, в котором живут люди, имеет социальный характер и определяется различными социальными факторами -индивидами, группами людей (возрастными, социальными, профессиональными), обществом в целом.

Используя в обучении публицистический подход, студенты анализируют тексты газет и журналов, интернет-изданий, радиоэфиры, телевизионные материалы; классифицируют тексты по жанрам, стилям и тематическим направлениям. Накануне зимней сессии в средствах массовой информации активно поднимается тема Новый год, что даёт весьма плодотворную почву для выполнения итоговых работ. Студенты включаются в творческую и аналитическую работу с большим энтузиазмом и глубокой заинтересованностью. Зачастую именно журналистские тексты становятся базовым материалом для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. В качестве одного из итоговых заданий студентам предлагается разработать сценарий праздника, а также соотнести его с современными реалиями, проанализировав отражение современных праздничных традиций в средствах массовой информации. Стоит отметить также интерес студентов к выступлениям на конференциях с докладами, охватывающими тему праздника и основанными на рассмотрении подходов к его изучению. Основным источником вдохновения является семиотический подход. Студенты в свои выступления включают игровой компонент, что вызывает интерес слушателей. Следовательно, обеспечивается учебная мотивация и познавательная активность, а также формируется личность, готовая к эффективной коммуникации. Тем самым обусловлена положительная динамика учебных достижений студентов в области освоения подходов к изучению праздника как социально-коммуникативного явления.

Выводы. Существует много трудов, принадлежащих различным областям знаний, которые описывают праздник как социальное явление, но целостная картина понимания этого явления до сих пор не сформирована. В связи с этим наиболее перспективной формой исследования является междисциплинарный подход, который позволяет изучать праздник с различных сторон. Именно междисциплинарный подход даёт нам основание рассматривать подходы к изучению праздника и определять социальные функции праздника, такие как: коммуникативная, организационная, культуроформирующая, регулирующая, эстетическая и педагогическая. Главной же функцией праздника как социально-коммуникативного явления выступает социокультурная интеграция той или иной общности людей. Каждый праздник воплощается в определенном ритуале празднования, в котором важную роль играют следующие элементы культуры: застолье, подарки, праздничная одежда. Коммуникативная концепция праздника реализуется за счёт речевых составляющих в ритуале празднования (застольные речи, поздравления, упоминания в средствах массовой информации и т.д.). Праздник имеет свои классификации, древние обычаи и традиции. Благодаря использованию в преподавании разнообразных подходов к изучению праздника, у студентов формируется широкий кругозор, а также устойчивый интерес к данному социальному явлению, который проявляется в предложении новых идей и стандартов в сфере проведения праздников.

Литература:

1. Кассирер Э. Опыты о человеке. - М.: Гардарика, 1998. - 784 с.

2. Лаврикова И.Н. Краткий экскурс в теорию праздника // Вестник Челябинского государственного ун-та. - 2011. -№2 (217). Философия. Социология. Культурология. - Вып. 20. - С. 74-78.

3. Лазарева Л.Н. История и теория праздников. - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2010. - 251 с.

4. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. - М.: Наука, 1978. - 393 с.

5. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования). - М.: Лабиринт,

2000. - 186 с.

6. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира: Энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1980. - С. 329-331.

7. Чичеров В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX веков. Очерки по истории народных верований. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 236 с.

8. Шемякин Я.Г. Латиноамериканский праздник как предмет цивилизованного исследования // Латинская Америка. -

2001. - №11. - С. 43-61.

9. Яковлев В.П. Социальное время. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГУ, 1980. - 160 с.

10. Sorokin P., Merton R.K. Social Time: A Methodological and Functional Analysis // American Journal of Sociology. -1937. - V.42. - №5. - P. 615-629.

Педагогика

УДК:378

кандидат педагогических наук, доцент Чикина Татьяна Евгеньевна

Нижегородская академия МВД России (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент Коларькова Оксана Геннадьевна

Приволжский филиал Федерального государственного образовательного учреждения

высшего образования «Российский государственный университет правосудия (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с обучением дисциплинам математического цикла иностранных слушателей, которые получают высшее образование в Нижегородской академии МВД России. Языковой барьер в сочетании с абстрактными математическими понятиями вызывает много трудностей и непонимания у студентов-иностранцев. Переход к дистанционному обучению в период пандемии сделал эту проблему еще более острой. Особое внимание в статье уделяется технологическому подходу к обучению математике иностранцев в указанных условиях, приводятся средства повышения эфективности указанного процесса в учебно-профессиональном плане.

Ключевые слова: технологический подход, математика, диагностика, иностранные слушатели, адаптация. Annоtation. The article is devoted to the questions of teaching foreign students mathematical disciplines who study in Nizhny Novgorod Academy of Russian MIA. Both language barrier and abstract mathematical terms cause a great deal of difficulties and misunderstanding. Transition to distance learning because of the pandemic makes the problem more acute and burning. The article mainly focuses on the technological approach to teaching foreigners Mathematics in the conditions mentioned above; some means are offered to optimize this training process, to make it more effective.

Keywords: technological approach, Mathematics, diagnostics, foreign students, adaptation.

Введение. Фундаментальность как основательность, глубина и прочность знаний является одной из основных преимуществ высшего образования в России, которое призвано обеспечить высокий уровень преподавания дисциплин, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.