Научная статья на тему 'Научный анализ факторов физической доступности лекарственных препаратов на примере Сахалинской области (часть 1)'

Научный анализ факторов физической доступности лекарственных препаратов на примере Сахалинской области (часть 1) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
152
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ / PHYSICAL ACCESSIBILITY / РОЗНИЧНЫЙ СЕГМЕНТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА / RETAIL SEGMENT OF PHARMACEUTICAL MARKET / ГОСПИТАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ РЫНКА / HOSPITAL SEGMENT OF MARKET / ЛЬГОТНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PREFERENTIAL MEDICINAL SUPPORT / АССОРТИМЕНТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / АПТЕКА / ЗАКУПКИ / PURCHASES / ПОТРЕБНОСТЬ / NEED / ASSORTMENT ACCESSIBILITY / PHARMACEUTICALS / DRUGSTORE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тельнова Елена Алексеевна, Проклова Т.Н., Карпова О.Б.

На примере Сахалинской области детально рассмотрена физическая доступность лекарственных препаратов с учётом пространственно-временных факторов и ассортиментной доступности. Сделаны выводы об универсальности факторов доступности и о наличии в каждом субъекте особенностей, которые необходимо учитывать. Анализ факторов доступности в субъекте позволяет выявить зоны риска, препятствующие доступности лекарственных препаратов населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тельнова Елена Алексеевна, Проклова Т.Н., Карпова О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC ANALYSIS OF FACTORS OF PHYSICAL ACCESSIBILITY OF PHARMACEUTICALS AS EXEMPLIFIED BY THE SAKHALIN OBLAST: PART ONE

The physical accessibility of pharmaceuticals considering space-time factors and assortment accessibility is minutely considered on the example of the Sakhalin oblast. The conclusions considering universality of factors of accessibility and availability in every subject are made emphasizing necessity of characteristics to be taking into account. The analysis of factors of accessibility in the subject permits to establish risk zones preventing accessibility of pharmaceutical for population.

Текст научной работы на тему «Научный анализ факторов физической доступности лекарственных препаратов на примере Сахалинской области (часть 1)»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25(5)

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866Х-2017-25-5-269-272_269

Здоровье и общество

© Коллектив авторов, 2017 УДК 614.2:615.12(571.64)

Тельнова Е.А., Проклова Т.Н., Карпова О.Б.

НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

НА ПРИМЕРЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ЧАСТЬ 1)

ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», 105064, Москва

На примере Сахалинской области детально рассмотрена физическая доступность лекарственных препаратов с учётом пространственно-временных факторов и ассортиментной доступности. Сделаны выводы об универсальности факторов доступности и о наличии в каждом субъекте особенностей, которые необходимо учитывать. Анализ факторов доступности в субъекте позволяет выявить зоны риска, препятствующие доступности лекарственных препаратов населению.

Ключевые слова: физическая доступность; розничный сегмент фармацевтического рынка; госпитальный сегмент рынка; льготное лекарственное обеспечение; ассортиментная доступность; лекарственные препараты; аптека; закупки; потребность. Для цитирования: Тельнова Е.А., Проклова Т.Н., Карпова О.Б. Научный анализ факторов физической доступности лекарственных препаратов на примере Сахалинской области (часть 1). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25(5): 269—272. DOI: http://dx.doi.org/10.18821-0869-866X-2017-25-5-269-272

Для корреспонденции: Тельнова Елена Алексеевна, д-р мед. наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко», e-mail: telnovaea@yandex.ru

Telnova E.A., Proklova T.N., Karpova O.B. THE SCIENTIFIC ANALYSIS OF FACTORS OF PHYSICAL ACCESSIBILITY OF PHARMACEUTICALS AS EXEMPLIFIED BY THE SAKHALIN OBLAST: PART ONE

The Federal state budget scientific institution «N.A. Semashko national research institute of public health»,

105064 Moscow, Russia

The physical accessibility of pharmaceuticals considering .space-time factors and assortment accessibility is minutely considered on the example of the Sakhalin oblast. The conclusions considering universality of factors of accessibility and availability in every subject are made emphasizing necessity of characteristics to be taking into account. The analysis of factors of accessibility in the subject permits to establish risk zones preventing accessibility of pharmaceutical for population.

Keywords: physical accessibility; retail segment of pharmaceutical market; hospital segment of market; preferential medicinal support; assortment accessibility; pharmaceuticals; drugstore; purchases; need

For citation: Telnova E.A., Proklova T.N., Karpova O.B. The scientific analysis of factors of physical accessibility of pharmaceuticals as exemplified by the Sakhalin oblast: Part one. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25(5): 269—272. (In Russ.) DOI: http://dx.doi.org/10.1016/0869-866X-2017-25-5-269-272 For correspondence: Telnova E.A., doctor of medical sciences, chief researcher of the Federal state budget scientific institution «N.A. Semashko national research institute of public health», e-mail: telnovaea@yandex.ru

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.

Received 25.04.2017 Accepted 25.05.2017

Опережающее развитие Дальнего Востока Российской Федерации определено президентом нашей страны как национальный приоритет в XXI веке. Это подразумевает не только сбалансированное развитие социальной, транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктур региона, но и применение принципиально новых инструментов, необходимых для использования экономических и инвестиционных стимулов путём создания территорий опережающего социально-экономического развития и поддержки реализации перспективных инвестиционных проектов.

Постановлением Правительства от 4 августа 2015 г. № 793 была утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинской области) на 2016—2025 гг.», включающая вопросы совершенствования системы здравоохранения и лекарственного обеспечения населения.

В числе ожидаемых результатов программы — снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики, улучшение качества жизни населения, модернизация объектов социальной сферы и многое другое. К составляющим качества жизни можно отнести своевременность и доступность медицинской, в том числе лекарственной, помощи.

Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко в научно-исследовательской работе обобщил данные о факторах доступности лекарственных средств (ЛС) в целом по Российской Федерации, а также по ряду отдельных регионов, среди которых определенное место занимает Сахалинская область.

На примере Сахалинской области нами представлен анализ факторов физической доступности и предложения по совершенствованию системы лекарственного обеспечения.

Согласно трактовке ВОЗ, понятие «доступность лекарственных средств» рассматривается в аспектах

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25(5) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-5-269-272

Health and society

физическом и экономическом, которые также подразделяются на ряд факторов.

Факторы физической доступности. Физическая (или пространственно-временная) доступность обеспечивает наличие нужных ЛС в нужном месте в нужное время. Для этого как минимум необходимо иметь достаточное количество аптечных организаций в доступных для населения местах, а в аптечных организациях — достаточный ассортимент ЛС.

Физическую доступность можно представить в виде:

♦ территориальной доступности;

♦ ассортиментной доступности — правильно сформированной ассортиментной политики на уровне обычной аптеки (аптечного пункта, аптечного киоска и других аптечных организаций) и на уровне региона в целом.

Экономические (финансовые) факторы включают:

♦ объёмы финансирования лекарственного обеспечения из различных источников;

♦ покупательскую способность населения;

♦ взвешенную ценовую политику; удовлетворяющую интересы населения и государства, обеспечивающего разумный режим экономии. Изучение факторов доступности ЛС подтверждает их универсальность, в то же время каждая территория уникальна, имеет особенности, которые надо учитывать при формировании и управлении системой лекарственного обеспечения.

Особенности Сахалинской области как субъекта Российской Федерации:

♦ географическое расположение и транспортная инфраструктура региона;

♦ географически заданная удалённость от «европейского центра»;

♦ значительные различия между субъектами федерации внутри Дальневосточного федерального округа;

♦ фактическое разделение «единого экономического пространства» «границей» между Дальним Востоком и остальной территорией России;

♦ восточный вектор товарного потока.

Таким образом, локальное и неравномерное распределение населения, малая плотность, географические особенности в значительной мере определяют риски формирования негативных тенденций в экономике и социальной сфере Сахалина и области.

Одним из основных направлений реализации мер социальной поддержки населения Сахалинской области в настоящее время определена работа по созданию эффективной системы лекарственного обеспечения, составляющей которой является рациональное назначение и использование ЛП (лекарственных препаратов). С этой целью решаются следующие задачи:

♦ обеспечение доступности лекарственной помощи населению области, в том числе при оказании мер социальной поддержки граждан;

♦ оптимизация использования финансовых ресурсов, направляемых на приобретение ЛС;

♦ обеспечение поступления на территорию Саха-

линской области ЛС надлежащих качества, эффективности и безопасности. Территориальная доступность — один из факторов, лежащих в основе физической доступности, которая обеспечивается розничным сегментом фармацевтического рынка: аптеками, аптечными пунктами, аптечными киосками, а также реализацией лекарственных средств через фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) и амбулатории.

По состоянию на август 2016 г., в Сахалинской области насчитывалось 338 аптечных организаций и объектов, имеющих 116 лицензий на фармацевтическую деятельность различной формы собственности, из них около 130 (38%) находятся в областном центре (табл. 1).

Розничный сегмент фармацевтического рынка Сахалина

Анализ специализации аптечных организаций показал, что на всю Сахалинскую область имеют лицензию на производство асептических растворов 2 аптеки, на фармацевтическую деятельность — 56 ФАП и 16 амбулаторий (табл. 2).

В регионе выдано 57 лицензий на оборот наркотических средств и психотропных веществ на 295 объектов.

Что касается медицинских организаций, то при наличии 866 объектов, имеющих 404 лицензии, всего 4 имеют лицензию на экстемпоральное производство, 3 из которых могут готовить асептические растворы. При этом анализ ассортимента показывает,

Таблица 1

Количество фармацевтических и медицинских организаций Сахалинской области на 2016 г.

Вид деятельности Количество Количество

лицензий объектов

Медицинская 404 866

Фармацевтическая 116 338

Оборот наркотических средств

и психотропных веществ 57 288

Технологическое обслуживание

медицинской техники 8 14

Таблица 2

Количество специализированных фармацевтических

организаций в Сахалинской области

Наименование Количество Количество

лицензий объектов

Аптеки: 30 78

с производством асептических

растворов 2 2

дистрибьюторов 5 5

Аптечные пункты 50 98

Медицинские организации, имеющие

производственную аптеку: 4 4

имеющие производство

асептических растворов 3 3

ФАП, имеющие лицензию на

фармацевтическую деятельность 13 56

Амбулатории, имеющие лицензию

на фармацевтическую деятельность 9 16

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25(5)

РР1: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-5-269-272_271

Здоровье и общество

что наибольшие объёмы закупок приходятся именно на стерильные растворы.

В целях доступности обеспечения населения предусмотрена розничная торговля ЛП для медицинского применения в амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации. В настоящее время при 72 медицинских организациях в сельской местности (56 ФАП и 16 амбулаторий) организована розничная реализация ЛП территориально прикреплённому населению.

В среднем в Сахалинской области одна аптечная организация обслуживает 3548 человек, (в городах — 4020, в сельской местности — 2807). Таким образом, аптек по количеству и среднему числу жителей на одну аптеку достаточно, однако при их открытии не учитывается географическое положение, плотность проживания населения, специфика социально-экономических и демографических характеристик, т. е. не учитываются именно те особенности, которые имеет сам субъект.

Есть проблемы в регионе с аптеками, имеющими специализацию по отпуску наркотических средств и психотропных веществ, по индивидуальному изготовлению ЛП и др. (см. табл. 1, 2).

В регионе проводится реорганизация государственной аптечной сети. Планировалось, что в 2016 г. аптечные организации образуют единую сеть на базе государственного оптово-торгового предприятия «Фармация».

Цель мероприятий по созданию государственного оптово-розничного предприятия — повышение конкурентоспособности на фармацевтическом рынке субъекта и эффективности контроля за расходами финансовых средств, сокращение числа убыточных государственных аптек в области с появлениями возможности для их укрупнения, увеличение ассортимента ЛП за счёт снабжения с общего склада и снижения розничных цен.

На территории Сахалинской области для обеспечения доступности организованно ведётся целенаправленная работа, включающая следующие мероприятия:

♦ Взаимодействие между учреждениями здравоохранения, аптечными организациями, организациями социального обслуживания по обеспечению граждан пожилого возраста ЛП и их доставке на дом социальными и медицинскими работниками.

♦ Учёт лиц, нуждающихся в социальном обслуживании на дому, который осуществляется Министерством социальной защиты Сахалинской области через подведомственное государственное бюджетное учреждение «Центр социального обслуживания населения Сахалинской области» (ЦСО).

♦ Приём заявок специалистами ЦСО от населения и доставка ЛС на дом маломобильным одиноким гражданам.

В населенных пунктах, где отсутствуют аптечные организации и подразделения ЦСО, осуществление доставки фармацевтической продукции гражданам из аптечных организаций учреждениями здравоохранения: специалистами участковой службы, фельдшерами ФАП или сотрудниками скорой медицинской помощи. При медицинских учреждениях организованы «мобильные бригады» по доставке ЛП на дом пожилым гражданам с привлечением волонтеров.

Мониторирование лекарственной помощи ветеранам, пожилым и маломобильным гражданам, обслуживаемым медицинскими учреждениями по месту жительства.

В плане региона — развитие сети социальных аптек: планируется открытие 15 социальных аптек (их количество на сегодня по различным публикациям и выступлениям руководителе органов здравоохранения субъекта колеблется от 15 до 40). Государственная сеть становится основным оператором проекта «Социальная аптека» в 10 районах области.

Планируется проводить реализацию ЛП в социальных аптеках по более низким социальным ценам, 17 муниципальных образований уже приняли соответствующие документы. В районах утвержден перечень ЛП и медицинских изделий, а также минимальная торговая наценка, которая составит примерно 15—20% (на Курилах около 40%), что в 2—3 раза меньше существующих.

Перечень ЛС, которые будут доступны жителям области по социальной цене, утверждается в каждом муниципальном образовании отдельно. В него войдут около 50 наименований. «Социальные» ценники появятся на желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых, противокашлевых, гормональных препаратах. В перечень планируется включить не только ЛП, но и перевязочные материалы, шприцы и другие изделия. Акцент предполагается сделать на препараты отечественных производителей.

Узнать социальные аптеки будет просто. Во-первых, на информационном стенде будет размещено свидетельство, подтверждающее участие в программе. Во-вторых, ценники на эту группу товаров будут отличаться по цвету. Практически во всех районах области доступ к социальным ЛС будет иметь каждый житель. Исключение составит лишь район Поронайский, там принято решение предоставлять ЛП по сниженной цене только для социально незащищённых групп населения при предъявлении соответствующего документа.

Социальные аптеки появятся не только в г. Южно-Сахалинске (здесь их будет 12) и районных центрах, но и в селах Дальнем, Шебунино, Горнозавод-ске, Малокурильском, Крабозаводском и других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронович И.В., Мошкова Л.В. Сахалинская область: особенности развития сети аптечных организаций и лекарственного обе-

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2017; 25(5)

272_DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0869-866X-2017-25-5-269-272

Health and society

спечения населения. Новая аптека (Эффективное управление). 2007; (8): 32—6.

2. Степанов А.С. Анализ ассортиментной политики дистрибьюторов: регионального фармацевтического рынка. Ремедиум. 2016; (9): 64—8.

3. Степанов А.С. Особенности коммерческого фармацевтического рынка Дальнего Востока. Сообщение 1. Организация оптовых поставок лекарственных средств. Дальневосточный медицинский журнал. 2012; (3): 98—100.

4. Степанов А.С. Особенности коммерческого фармацевтического рынка Дальнего Востока. Сообщение 2. Розничный рынок ЛС. Дальневосточный медицинский журнал. 2012; (4): 89—92.

Поступила 25.04.2017 Принята в печать 25.05.2017

REFERENCES

1. Voronovich I.V., Moshkova L.V. Sakhalin oblast: development of a network Aptech-governmental organizations and drug supply of the population. Novaya apteka (Effectivnoe upravlenie). 2007; (8): 32—6. (in Russian).

2. Stepanov A.S. Analysis of the assortment policy distributors: regional pharmaceutical market. Remedium. 2016; (9): 64—8. (in Russian).

3. Stepanov A.S. Peculiarities of the commercial pharmaceutical market of the Far East. Message 1. The organization of wholesale supply of medicines. Dalnevostochnyi medicinskiy zhurnal. 2012; (3): 98—100. (in Russian).

4. Stepanov A.S. Features of the commercial pharmaceutical market of the Far East. Message 2. The retail pharmaceutical market. Dalne-vostochnyi medicinskiy zhurnal. 2012; (4): 89—92. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.