Харыбина Т.Н1., Бескаравайная Е.В.2, Митрошин И.А.3, Мохначева Ю.В.4 ©
:С.н.с., зав. отд. БЕН РАН г. Пущино; 2с.н.с.; 3н.с; 4к.пед.н., с.н.с., зав. библ. отделом; Библиотека
по естественным наукам РАН
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ПУЩИНСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАН
Аннотация
Изложены результаты проведения комплексного исследования исории становления, текущего состояния и направлений дальнейшего развития научных школ в Пущинском научном центре РАН (ПНЦ РАН).
Ключевые слова: научные школы, электронные ресурсы, науковедение, библиометрия, индикаторы науки.
Keywords: scientific schools, electronic resources, science of science, bibliometry, indicators of science.
Возникший на стыке передовых направлений биологической науки, Пущинский Научный Центр за свою 55-летнюю историю заложил основы научных школ высшей квалификации. В каждом из 10 НИИ ПНЦ РАН, сформировались научные школы выдающихся отечественных ученых А. А. Баева, Ю.А. Овчинникова, Г.М. Франка, Г.К. Скрябина, А. С. Спирина, В.А. Ковды, В.В. Виткевича и др., ведущих исследования по биофизики, биохимии, клеточной и молекулярной биологии, почвоведению и фотосинтезу, приборостроению на мировом уровне. Создавая уникальные лаборатории и научно-исследовательские полигоны, они заботились о профессиональном росте молодежи, активно привлекали для написания курсовых и дипломных работ студентов вузов Москвы, Саратова, Воронежа, Харькова, Тбилиси и других городов СССР. Этот опыт позднее нашел отклик в других институтах и Научных Центрах страны. Возникновение и развитие научных школ в ПНЦ РАН - тема многоаспектного анализа и исследовательской работы сотрудников Центральной библиотеки в ПНЦ РАН - отдела Библиотеки по естественным наукам РАН. При поддержке РГНФ в рамках проекта: «Научные школы академического исследовательского центра и их вклад в отечественную фундаментальную науку» ведется большая работа по разработке концепции и методик для проведения исследования истории становления, текущего состояния и направлений дальнейшего приоритетного развития научных школ в Пущинском научном центре РАН (ПНЦ РАН). Сотрудниками ЦБП создается информационный ресурс, который будет содержать сведения о различных индикаторах научной деятельности представителей научных школ Центра - около 30 школ в 10-ти НИИ ПНЦ РАН. На сегодняшний день, собраны данные о 248 ученых 20 научных школ 7 научно-исследовательских институтов Центра (ИТЭБ ИМПБ, ИФХиБПП, ФИБХ, ИБП, ИБ, ИБК); часть материалов уже размещены на сайте ЦБП (http://cbp.iteb.psn.ru).
Информационный ресурс содержит:
1) краткую справку о каждом научном направлении школы, библиографию ученых, список основных научных публикаций и патентов;
2) библиометрический анализ: самые цитируемые публикации ученых научных школ ПНЦ РАН с учетом тематического направления, данные международного сотрудничества с распределением по странам, тематикам, журналам, организациям;
3) данные о преемственности научных поколений, работе с научной молодежью, включающие сведения о количество подготовленных дипломных работ, защищенных кандидатских и докторских диссертациях;
4) информацию о признании школы в стране и за рубежом, о полученных учеными, грантах, премиях, наградах; ссылки на видеоматериалы лекций, издания книг.
©© Харыбина Т.Н., Бескаравайная Е.В., Митрошин И.А., Мохначева Ю.В., 2013 г.
В ходе работы были задействованы отечественные и зарубежные базы данных и электронные ресурсы «Thomson Reuters» («Web of Science», «Essential Science Indicators», «Journal Citation Reports»), Scopus, Medline Российский индекс цитирования (РИНЦ), Роспатент и другие информационные ресурсы. На основе анализа публикационной активность и цитат-анализа, был продемонстрирован вклад Пущинских научных школ в отечественную и мировую науку, определены степень и механизмы адаптации ученых к новым условиям, проанализирована взаимосвязь между исследованиями в России, странах СНГ и за рубежом.
Работа выполнена при поддержке РГНФ 3 12-03-00025а Литература
1. Анохин П.К. - Иван Петрович Павлов: Жизнь, деятельность и научная школа. - М.,Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 403 С.
2. Воверене О., Вилкина О. Научная школа как науковедческая категория // Проб. деят. уч. и науч. коллективов. - С. 154-156.
3. Маршакова И.В. - Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки. - М.: Наука, 1988.
4. Мирская Е.З. - Научные школы как форма организации науки: Социологический анализ проблемы // Науковед. - 2002. - №3. - С.8-24.
5. О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации: Пост. Правительства РФ от 26.09.1995 г. N 957 // Поиск. - 1995. - N 41. - С.7.
6. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. - М.: Наука, 1977. - С.42.