Научная статья на тему 'Роль научных Школ Пущинского научного центра в развитии отечественной биологии'

Роль научных Школ Пущинского научного центра в развитии отечественной биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / БИБЛИОГРАФИЯ / БИБЛИОМЕТРИЯ / ИНДИКАТОРЫ НАУКИ / SCIENTIFIC SCHOOLS / BIBLIOGRAPHY / INDICATORS OF SCIENCE / SCIENCE OF SCIENCE / BIBLIOMETRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрошин И.А., Бескаравайная Е.В., Мохначева Ю.В., Харыбина Т.Н.

В данной работе представлены результаты исследования истории, современного состояния научных Школ в Пущинском научном центре РАН, их вклад в развитие физико-химической биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль научных Школ Пущинского научного центра в развитии отечественной биологии»

Митрошин И.А.1, Бескаравайная Е.В.2, Мохначева Ю.В.3, Харыбина Т.Н.4 ©

1Научный сотрудник; 2старший научный сотрудник;

3кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, зав. сектором; Заслуженный работник культуры РФ, старший научный сотрудник, зав. отделом, Библиотека по естественным наукам РАН (БЕН РАН)

РОЛЬ НАУЧНЫХ ШКОЛ ПУЩИНСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА В РАЗВИТИИ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БИОЛОГИИ

Аннотация

В данной работе представлены результаты исследования истории, современного состояния научных Школ в Пущинском научном центре РАН, их вклад в развитие физикохимической биологии.

Ключевые слова: Научные Школы, библиография, библиометрия, индикаторы науки. Keywords: scientific schools, science of science, bibliography, bibliometry, indicators of science.

Многолетнее существование Научных Школ в Пущинском научном Центре доказало их эффективность и как формы организации коллективного научного творчества, и как способа трансляции научного знания, передачи навыков и методов исследовательской работы, подготовки научных кадров.

В настоящее время сотрудниками Центральной библиотеки (ЦБП БЕН РАН) - при поддержке РГНФ (грант № 12-03-00025а) - ведется большая работа по изучению текущего состояния и направлений дальнейшего развития Научных Школ в ПНЦ РАН [1, 2]. Пущинский Научный Центр РАН имеет в своем составе 9 профильных институтов, радиоастрономическую обсерваторию (ПРАО АКЦ ФИАН) и высшие образовательные учреждения на их базе. Учеными Центра выполнен ряд крупных фундаментальных исследований, получивших международное признание в области молекулярной и клеточной биологии, биоорганической химии, генной и клеточной инженерии, фотобиологии, биофизики. За 55 лет существования ПНЦ сформировались и развиваются научные Школы выдающихся отечественных ученых: А.А. Баева, Ю.А. Овчинникова, Г.М.Франка, Г.К.Скрябина, А.С. Спирина, В.А. Ковды, В.В. Виткевича.

На сегодняшний момент нами уже собран материал о 27 научных Школах 8 институтов Центра. Выявлены: основатели Научных Школ, их лидеры, основной состав сотрудников, определены основные направления работы. При использовании библиографической базы WEB of SCIENCE были получены данные о финансировании исследований Школ российскими или зарубежными фондами, представлены работы, выполненные при поддержке грантов.

Для каждого ученого собран список его публикаций, установлены международные связи, выявлены журналы, в которых печатались труды, определена динамика публикационной активности по годам [3]. Например, количество библиографических записей для Школы "Автоколебания в системе энергообеспечения клеток" насчитывает 887 записей; для Школы «Биосинергетика — механизмы самоорганизации в диффузионно-контролируемых системах» -646 записей, для Школы «Роль почвы в биогеохимических циклах элементов» - 753 записей.

С использованием базы данных Федерального института промышленной собственности и Базы данных изобретений и патентов НИИ ПНЦ РАН собраны данные о патентной активности сотрудников Школ. В частности, сотрудниками Школы «Роль почвы в биогеохимических циклах элементов» - ИФХиБПП РАН получено 13 патентов; сотрудниками Школы «Биология плазмид» ИБФМ РАН - 38 патентов.

Для каждого сотрудника каждой научной Школы был проведен библиометрический и цитат-анализ его публикаций. С использованием российских и зарубежных баз (SCOPUS, WEB

© Митрошин И.А., Бескаравайная Е.В., Мохначева Ю.В., Харыбина Т.Н., 2014 г.

OF SCIENCE, РИНЦ) были определены цитирование публикаций, индекс Хирша, наиболее цитируемые работы, динамика публикационной активности, представлены публикации с мировым уровнем цитируемости по соответствующему научному направлению.

В ходе работы был проведен анализ современного состояния научных Школ в контексте миграция ведущих специалистов Школы за рубеж на временную или постоянную работу [4]. Нами были изучены 1254 публикации сотрудников научных Школ ИБ РАН, работающих сегодня за границей, проанализированы научные тематики работ, выявлены фонды, финансирующие исследования, определены совместные проекты и рассмотрены пути возможного дальнейшего развития международного сотрудничества. В процессе исследования были выявлены интереснейшие результаты, позволяющие нам сделать вывод о том, что более четверти публикаций сотрудников научных Школ ИБ РАН, работающих в иностранных организациях разных стран мира, в той или иной мере продолжают реализовывать тематику своих научных Школ. Только по показателям БД Web of Science с 2008 выехавшими сотрудниками были опубликованы 133 совместных работы, поддержанные грантами российских организаций (РФФИ, РАН, президиум РАН). В меняющемся мире научная деятельность выходит за рамки не только одного учреждения, но и одного государства, превращаясь в консолидацию ученых и пока остается открытым вопрос о месте Научных Школ в структуре меняющегося научного сообщества.

На примере Института Биологического Приборостроения РАН продемонстрирован вклад научных Школ в изобретательскую деятельность Центра. В целом, с 1965 года в организации разработано более 200 наименований новых научных приборов и оборудования, как для уникальных, так и для повседневных исследований; поставлено институтам страны и за рубеж около 4000 приборов. За годы своей работы, сотрудниками научной Школы было получено 77 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Компьютерный рН-метр-иономер предназначенный для проведения высокоточных стационарных и кинетических измерений величины рН раствора, температуры или напряжения в самых разнообразных научно-исследовательских работах в области химии, биохимии, биофизики, микробиологии и смежных областях. ТЕЛЕЭКГ - мобильная телемедицинская сеть для ЭКГ исследований - была поддержана грантами и программой Президиума РАН «Фундаментальные науки - медицине» (2005 г.).

Одним из направлений работы стало изучение диссертационной активности Школ, как вклада в развитие отечественной физико-химической биологии. При анализе нами учитывались диссертации, защищенные сотрудниками в составе Школ со времени основания институтов и формирования научных Школ. В результате была собрана информация, включающая сведения о тематике, ведущих организациях, руководителях и оппонентах научной работы [2].

Многолетняя плодотворная деятельность научных Школ не только положительно воздействовала на научно-технический прогресс, но и являлась важнейшей формой подготовки научных кадров. Поэтому, одной из задач, стало изучение деятельности научных Школ Пущинского Научного Центра, как среды подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификацией, способных вести в дальнейшем самостоятельную педагогическую и научноисследовательскую деятельность [5]. Наиболее ценным, на наш взгляд, является показатель количества защитившихся в Школе сотрудников и оставшихся в ней работать в дальнейшем. В частности, работа Школы «Механизмы регуляции экспрессии генома прокариот» ИТЭБ РАН завершилось защитами диссертаций, написанных по тематике Школы, 17-ти сотрудников, 6 из них написаны под руководством лидера Школы; 4 сотрудника остались работать в этой научной Школе после защиты, а 10 человек, на сегодня, сами являются руководителями диссертационных работ. Сведения о педагогической роли ученых, защитивших диссертации под руководством лидера Школы, а сегодня оказавшимися в роли научного руководителя собраны нами по каждой из 28 научных Школ. Кроме того, данная работа включала количественный и тематический анализ защищенных внутри Школы диссертаций, как показатель преемственности поколений и передачи знаний и навыков научной работы от учителя к ученику.

2

Конечно, трудно сказать, насколько развитие современной науки потребует такой организационной структуры, как Научная Школа... Возможно со временем они будут выглядеть, как виртуальное сообщество ученых, не принадлежащих к одному исследовательскому коллективу, но придерживающихся той или иной научноисследовательской программе. Что касается Пущинского центра физико-химической биологии, стоит отметить, что во всех действующих на сегодня Научных Школах молодые сотрудники продолжают публиковать работы по тематике Школ и защищать диссертации. Хочется отметить, что уехавшие за рубеж о молодые ученые, в большей или меньшей степени, сохраняют связь с сотрудниками на Родине, пишут совместные работы [4]. В рамках данного исследования нами реализуется проект информационного ресурса, который размещается на сайте ЦБП (http://cbp.iteb.psn.ru) и содержит сведения о Научных Школах ПНЦ РАН, их трудах, патентах, диссертациях, результатах библиометрического анализа и научно-методической деятельности.

Литература

1. Харыбина Т.Н., Бескаравайная Е.В., Митрошин И.А., Мохначева Ю.В. Научные Школы Пущинского Научного Центра РАН // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №12(59) декабрь 2013. Ч.Ш..— С. 85-87.

2. Бескаравайная Е. В., Харыбина Т.Н., Мохначева Ю.В., Слащева Н.А. Изучение становления и развития научных Школ в Пущинском научном центре РАН (ПНЦ РАН) // Информационное обеспечение науки: новые технологии: сб. научных трудов / отв. ред. П. П. Трескова: сост. О. А. Оганова. Екатеринбург: ООО «УИПЦ» .— 2012.— С. 110-120

3. Мохначева Ю. В., Харыбина Т. Н., Слащева Н. А. Анализ научной деятельности ученых в соответствии с основными библиометрическими индикаторами (на примере НИИ Пущинского научного центра РАН)/XVI конференция представителей региональных научно-образовательных сетей "RELARN-2009". Сборник тезисов докладов. 2 июня - 7 июня Москва - Санкт-Петербург.— 2009.— С. 136-138.

4. Бескаравайная Е.В., Харыбина Т.Н.Консолидация ученых: вклад сотрудников, работающих за рубежом, в тематику Научных Школ Института Белка РАН.//Информационные ресурсы. 2014. - в печати.

5. Бескаравайная Е.В., Харыбина Т.Н. Научные Школы Пущинского научного центра в контексте методики педагогической деятельности/ Информационное обеспечение науки: новые технологии. Сб-к научных трудов/ Каленов Н.Е.(ред.) .— М.: БЕН РАН, 2013.— С. 36-49.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.