Нематова З.Ф. докторант
Институт развития профессионального образования
НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Аннотация. В данной статье раскрывается проблема подготовки кадров среднего звена для системы профессионального образования. кроме того, упомянуты принципы подготовки кадров среднего звена.
Ключевые слова: профессиональное образование, персонал среднего звена, принцип, производство, производственные предприятия.
Nematova Z.F. doctoral student
Institute for the Development of Vocational Education
SCIENTIFIC PROBLEMS AND DIRECTIONS OF MODERN TRAINING OF MIDDLE-LEVEL STAFF
Annotation. This article reveals the problem of training mid-level personnel for the vocational education system. In addition, the principles of training mid-level personnel are mentioned.
Key words: vocational education, mid-level personnel, principle, production, manufacturing enterprises.
Современный экономический и технологический ландшафт предъявляет новые требования к подготовке специалистов, которые должны не только обладать глубокими профессиональными знаниями, но и уметь эффективно применять их в условиях быстро меняющейся производственной среды. Эти изменения порождают ряд научных проблем, касающихся разработки и внедрения образовательных программ, способных интегрировать академические знания с реальными производственными задачами.
Одной из ключевых проблем является недостаточное взаимодействие между образовательными учреждениями и производственными предприятиями, что часто приводит к разрыву между получаемыми знаниями и реальными потребностями рынка труда. Это, в свою очередь, подчёркивает необходимость разработки таких образовательных моделей, которые бы обеспечивали более тесную связь между теорией и практикой, и способствовали бы формированию у студентов не только профессиональных компетенций, но и навыков критического мышления, адаптации к новым условиям и инновационного подхода к решению задач.
В контексте современных вызовов профессионального образования одной из основных проблем является недостаточное взаимодействие между образовательными учреждениями и производственными предприятиями, что часто приводит к дисбалансу между теоретической подготовкой студентов и реальными требованиями рынка труда. Это разрыв может быть преодолен путем разработки и внедрения образовательных моделей, которые укрепляют связь между теорией и практикой, тем самым обеспечивая студентам возможность формирования не только профессиональных компетенций, но и развития навыков критического мышления, адаптации к изменяющимся условиям и инновационного подхода к решению задач. Одним из успешных примеров такой интеграции является модель «кооперативного образования», активно применяемая в таких учебных заведениях, как Университет Дрексель в США и Университет Ватерлоо в Канаде. В рамках этой модели студенты чередуют периоды академической учебы с полноценной работой в индустрии, что не только помогает им лучше усваивать теоретические знания на практике, но и способствует развитию профессиональных и коммуникативных навыков. Другим примером может служить программа двойных дипломов, реализуемая между университетами и ведущими производственными компаниями, такими как Siemens AG и Технический университет Мюнхена в Германии. В рамках этой программы студенты получают образование, которое сочетает в себе академические курсы и прикладные модули, разработанные совместно с промышленными партнерами, что позволяет студентам не только осваивать новейшие технологии, но и применять их в реальных производственных условиях. Кроме того, значительный вклад в развитие интегрированных образовательных подходов вносят инициативы, такие как создание научно-образовательных центров, которые функционируют на базе университетов и объединяют в себе учебные классы, исследовательские лаборатории и пилотные производственные установки. Примером такой интеграции является Сколковский институт науки и технологий в России, где студенты могут участвовать в полном цикле инновационной деятельности — от идеи до коммерциализации. Таким образом, разработка образовательных моделей, которые учитывают потребности производства и научных исследований, не только способствует улучшению качества образования, но и обеспечивает более глубокую и эффективную подготовку специалистов, готовых к работе в условиях быстро меняющегося мира. Эти модели предоставляют студентам ценные возможности для развития личных и профессиональных компетенций, что в конечном итоге способствует их успешной адаптации и продуктивной работе в любой сфере деятельности.
Другая значительная проблема заключается в том, что существующие подходы к подготовке кадров часто устаревают быстрее, чем происходит их обновление и адаптация к текущим условиям. Это требует от
образовательных систем более гибкого и динамичного подхода к разработке учебных планов и программ, что предполагает интеграцию новейших научных исследований и технологических достижений непосредственно в образовательный процесс. В рамках первого параграфа первой главы диссертационной работы, посвященной научным проблемам и направлениям современной подготовки кадров среднего звена, особое внимание уделяется анализу текущих вызовов, с которыми сталкиваются образовательные системы в свете быстрого устаревания существующих подходов к обучению. Эта проблема становится все более актуальной на фоне стремительного развития научных исследований и технологических инноваций, которые трансформируют требования к профессиональным компетенциям на рынке труда.
Интеграция научных исследований и технологических достижений в учебные программы представляет собой одно из решений этой проблемы. Она позволяет учебным заведениям не только обновлять содержание курсов в соответствии с последними достижениями науки и практики, но и предоставлять студентам актуальные знания, которые будут востребованы на рынке труда.
Примером такой интеграции может служить сотрудничество университетов с ведущими технологическими компаниями и исследовательскими институтами для разработки совместных программ и курсов. Например, многие технические университеты внедряют в свои программы курсы по искусственному интеллекту, машинному обучению и робототехнике, разработанные в сотрудничестве с 1Т-компаниями, что позволяет студентам работать над реальными проектами и решать актуальные проблемы индустрии.
Пример из практики: Университет Карнеги-Меллон успешно интегрирует последние достижения в области компьютерных наук и искусственного интеллекта в свои учебные программы, что делает его выпускников одними из наиболее востребованных специалистов в области высоких технологий. Студенты имеют возможность участвовать в научно -исследовательских проектах уже во время учебы, что обеспечивает им не только теоретические знания, но и практический опыт, необходимый для успешной карьеры.
Также значительный вклад в обновление учебных программ вносит адаптивное обучение, позволяющее модифицировать учебный процесс в реальном времени в зависимости от потребностей и успехов каждого студента. Это достигается за счет использования современных образовательных технологий и систем управления обучением, которые анализируют процесс освоения материала и адаптируют его для максимизации эффективности учебы.
В заключение, необходимость более гибкого и динамичного подхода к разработке учебных планов и программ является ответом на вызовы,
стоящие перед современной системой образования. Интеграция научных исследований и технологических достижений в образовательный процесс позволяет подготавливать кадры, которые будут не только соответствовать текущим требованиям рынка труда, но и способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям и активно участвовать в инновационной деятельности.
Использованные источники:
1. Ларионова Светлана Александровна. Реализация интегративного подхода в системе обучения первоклассников грамоте: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ларионова Светлана Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Тамбов, 2009. - 226 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1122
2. Федяинова Наталья Витальевна. Интегративный подход в обучении информационным технологиям будущего учителя начальных классов: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.02: Омск, 2003 177 с. РГБ ОД, 61:04-13/1079
3. Высоцкий, Л. А. Управление интеграционными процессами в системе подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург: [Издательство не указано], 2004.
4. Марасулова Доно Нигматуллаевна. (2023). Принцип интеграции в дошкольном образовании. Лучшие интеллектуальные исследования, 4(2), 12-15. Retrieved from http://web-journal.ru/index.php/journal/article/view/500