ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159 И.Н. Кириленко
кандидат психологических наук, доцент Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Ростов-на-Дону, Россия. [email protected]
НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
[Kirilenko I.N. Scientific prejudice of child and parents' relation problem
in Russian psychology]
In recent years social processes complication which also spread to private life sphere, motivates to more concerned assistance of such difficult social organism activity as family is. Mainly a family creates a space where a person can meet his basic social requirements in emotional support, acceptance, respect and protection.
Key words: child-parental relationships, scientific interest, "Person as the subject of education", aspirations, needs, educational theories, child, child emotional sphere, family.
В отечественной науке оформлению проблематики психологии дет-ско-родительских отношений предшествовал значительный период разработки подходов к воспитанию ребенка и изучению особенностей развития его психики. Данная сфера, по сути, в дальнейшем и составила теоретическую основу постановки психологических вопросов детско-родительских отношений. С практической точки зрения развитие данной проблематики было обусловлено необходимостью повышения эффективности организации обучения и воспитания ребенка. Интерес именно к проблематике воспитания, выступив первичным применительно к психологии детско-родительских отношений, составил отличительную особенность отечественных предпосылок оформления предметного поля психологии детско-родительских отношений.
Истоки обозначенного научного интереса в отечественной науке следует искать еще в XIX веке. Так, среди предпосылок выделения предметного поля психологии детско-родительских отношений трудно переоценить роль идей о пси-
хике и воспитании, сформулированных в XIX веке К.Д. Ушинским. Бесспорно, что значимым в данном контексте нами рассматривается реализованное им включение в предметный глоссарий психологической науки таких понятий как «стремления», «потребности», «наклонности», «желания», «убеждения» и др., до него изучаемых только в рамках этических учений [1]. Перечисленные понятия органично вошли и в предметное поле психологии детско-родительских отношений. Еще более знаковой предпосылкой для оформления проблематики детско-родительских отношений нами рассматривается теории воспитания, представленная в фундаментальных трудах К.Д. Ушинского: «Человек как предмет воспитания», «Опыт педагогической антропологии», а также в статьях «О нравственном элементе в русском воспитании», «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова», «О народности в общественном воспитании», «О пользе педагогической литературы» и др. Под воспитанием К.Д. Ушинский понимал направленное воздействие общества на формирование индивида, а также произвольное влияние одного человека на другого, изменяющее природу личности в нужном для общественной жизни направлении. Он обращал внимание и на характер организации воспитания, так как, по его мнению, оно может или значительно расширить возможности развития ребенка, или нанести ему вред. В связи с этим подчеркивалась значимость общения воспитанников с воспитателями и с другими людьми. Особо выделяя влияние личности воспитателя, К.Д. Ушинский указывал на то, что данное влияние составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Заложенное в характере воспитателей, по его мнению, неизбежно переходит в характер воспитанников в силу свойственной им склонности к подражанию [2]. Основную задачу воспитания К.Д. Ушинский видел в том, чтобы достичь должного равновесия телесных и душевных стремлений ребенка, а затем развить душевные силы так, чтобы они взяли перевес над телесными устремлениями [3]. Он отстаивал необходимость воспитания у детей стремления к душевной, сознательной деятельности и ориентировал воспитателей на то, чтобы они отвлекали душевную деятельность от сфер «непроизводительных, ложных или даже вредных и сосредоточить ее в сферах производительных, полезных и допускающих бесконечное расширение, требуемое человеческой природой» [3]. Полученные им данные о влиянии индивидуальных и возрастных особенностей детей на формирование характера, нрав-
ственных чувств, развитие воли были одним из первых опытов выявления психологических особенностей развития личности ребенка. Разработанная К.Д. Ушинским теория воспитания явилась ориентиром для построения направленного взаимодействия взрослых (педагогов, родителей) с детьми с целью его развития. Сформулированные К.Д. Ушинским положения о личности воспитателя, о влиянии на результат воспитания общения воспитанников с воспитателем получили далнейшее развитие в концепциях социального взаимодействия (Муд-рик А.В., Кон И.С., Бодалев А.А. и др.) и межличностного диалога (Бахтин М.М., Братченко С.Л., Петровская Л.А., Флоренская Т.А. и др.), разрабатываемых в более поздний период. Многие из его научных позиций были восприняты или экспериментально подтверждены в рамках психологии детско-родитель-ских отношений, составив ее теоретико-эмпирическую основу.
Проблематика семейного воспитания нашла рассмотрение в трудах Н.И. Пи-рогова. Особое внимание он уделял роли матери, которой, как он отмечал, в кругу семьи отдан на сохранение возраст жизни, который «еще не лепечет о золоте». В силу важности выполняемых ею задач раннего нравственного и умственного развития личности ребенка он отмечал необходимость обладания матерью определенными качествами. В их число Н.И. Пирогов включил: обладание искусством понимать; самостоятельность воли, чтобы жертвовать; мышление для выборов; руководствование ясной и светлой идеей о цели воспитания детей [5]. Признавая значимость сознательного, целенаправленного воспитания, он исходил из того, что в его основу должно быть положено безусловное уважение к личности. В его понимании, личность одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом. Таким образом, семью, родителей Н.И. Пирогов рассматривал в качестве важнейшего фактора развития личности ребенка. Признавая ведущую роль матери в данном процессе, он попытался создать один из первых отечественных портретов матери, способной эффективно решить воспитательные задачи по отношению к своему ребенку [5]. Несмотря на преобладание философских рассуждений, в выстраиваемой им концепции содержатся идеи о развитии личности, подтверждающие значимость для человека семьи, родственного окружения. Соответственно данное наследие можно отнести к одной из составляющих научного фонда психологии детско-родительских отношений.
Идеи о развитии эмоциональной сферы ребенка, высказанные Н.Х. Вессе-лем, также можно успешно экстраполировать на проблематику психологии
детско-родительских отношений. Говоря о значимости формирования у ребенка правильного отношения к вещам через систему адекватных оценок и желаний, он указывал на бесполезность моральных наставлений, адресованных уму, а не сердцу. По мнению Н.Х. Весселя, длинные наставления и нравоучения от воспитателя при всем их красноречии не в состоянии возбудить и утвердить в возрастающем поколении истинно нравственные стремления и положить в нем основу твердым здоровым убеждениям. Необходимо ставить детей в такие жизненные ситуации, в которых они могли бы почувствовать истинное достоинство вещей. При этом решающее влияние на нравственный облик ребенка, согласно сделанным выводам, оказывает нравственная атмосфера, в которой он живет, нравственный облик окружающих людей, их действия и поступки. Отсюда следует важность примера, который демонстрируют родители в отношениях с ребенком. Н.Х. Вессель утверждал, что человек может «благодетельно действовать на другого только тем, что он действительно есть, своими делами, а не тем, чем кажется и что говорит» [6]. Организовывая подобным образом собственный опыт ребенка, родители способствуют выработке им правильных оценок, проявляющихся в его поступках.
Немаловажные мысли относительно понимания сущности воспитания, его целей и особенностей организации, значимые для развития психологии детско-родительских отношений, в на рубеже Х1Х-ХХ вв. были высказаны также П.Ф. Каптеревым, П.Д. Юркевичем, В.И. Водовозовым, П.К. Янковским и др. Не сосредотачиваясь на рассмотрении особенностей детско-родительских отношений, они, тем не менее, способствовали выработке идей, которые в дальнейшем были использованы для оформления рассматриваемой нами предметной области.
Так, П.Ф. Каптерев одним из первых обратился к рассмотрению влияний, оказываемых на ребенка со стороны семьи. Рассматривая ее в качестве первой воспитательницы человека, он утверждал, что ребенок подвержен в ней влияниям общесемейной атмосферы и отдельных членов семьи. В силу этого, небезразличные к воспитанию родители, по его мнению, несут ответственность за пример своих отношений в семье и в общественной жизни, за создание семейной среды, способствующей личностному развитию ребенка. П.Ф. Каптереву принадлежит также заслуга изучения внутренних связей родителей с детьми, и, прежде всего, с матерью. Влияние матери он называл при этом первоосновой воспитания. Воздействие родителей на ребенка он увязывал с его предрасположенностью к под-
ражательности, которую понимал как воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей, чувствований и подразделял на рефлективный, идейный и смешанный типы [7]. Осуждая стремление взрослых, во что бы то ни стало, подчинить и сломить волю ребенка, П.Ф. Каптерев рассматривал такие победы как поражения, портящие отношения между взрослыми и детьми. Взаимоотношения ребенка и взрослого, согласно его научной позиции, должны основываться на принципе зависимости, а не беспрекословного подчинения [8].
Еще более плодотворными в этом смысле для отечественной науки явились исследования, раскрывающие особенности психического развития личности ребенка. Значительное влияние на оформление в психологии соответствующих теорий и концепций оказали научные результаты, полученные к началу ХХ века в рамках физиологии, педиатрии, психиатрии, а также философии и педагогики. Создание необходимой исследовательской базы для развития психологии детско-родительских отношений мы также связываем с распространением в обозначенный период педологических идей, объединивших усилия представителей разных дисциплинарных областей научного знания (социологии, генетики, психологии, физиологии и педагогики) в изучении личности ребенка. Построение исследовательского пространства, составившего проблематику психологии детско-родительских отношений, мы самым непосредственным образом увязываем с достижениями психологической науки, прежде всего, в сфере изучения проблем развития личности ребенка, организации процесса его обучения и воспитания, реализации межличностного взаимодействия.
Достаточно протяженный по времени период накопления предпосылок психологического изучения детско-родительских отношений нами условно разбит на следующие подпериоды, соответствующие динамике расширения знаний по данной проблематике:
1. оформление представлений о базовых категориях психологии дет-ско-родительских отношений (конец XIX - начало XX века);
2. разработка методологических принципов изучения развития личности ребенка (середина XX века);
3. изучение особенностей развития ребенка в контексте проблематики семейного окружения (вторая половина XX в.).
Первый подпериод оформления предпосылок выделения проблемного поля психологии детско-родительских отношений нами условно отнесен к концу XIX -
началу XX в. Именно в это время вводятся в научный оборот психологии такие категории как «развитие» и «отношение», происходит их активное обсуждение. В 20-х - начале 30-х гг. XX века в научной среде широко обсуждались также фундаментальные проблемы возникновения и развития высших психических процессов, соотношения обучения и развития, движущих сил и механизмов развития.
Одну из важнейших составляющих процесса выделения в пространстве научных интересов проблематики детско-родительских отношений образовали исследования генезиса психического развития человека, позволившие собрать и обобщить данные о биологическом и физиологическом созревании детей (Сеченов И.М., Бехтерев М.Н.).
Исследования, реализованные В.М. Бехтеревым [9], показали неоднородность средовых условий развития личности, являющиеся значимыми для каждого человека. Данная неоднородность распространялась им, прежде всего, на общение с окружающими лицами, а также на условия воспитания. Сделанные В.М. Бехтеревым выводы во многом определили интерес исследователей к разным типам семей (особенно неблагополучных), создающих для своих детей недостаточные условия воспитания. Они также выступили в качестве предпосылки для изучения особенностей влияния различных обстоятельств организации детско-родительских отношений на развитие личности воспитывающихся в их контексте детей.
Значимым является также вклад в научных работ по вопросам нрав-ствен-ного развития ребенка, по организации его социализации, по выявле-нию роли в становлении личности факторов культуры и художественного творчества, реализованные отечественными исследователями (Гундобин Н.П., Тарханов И.В., Соловьев В.С., Юркевич П.Д. и др.). Теоретическую основу нового исследовательского направления составили также научные позиции отечественных педологов, многосторонне рассматривающих ребенка, в первую очередь, в качестве объекта воспитания (Нечаев А.П., Румянцев Н.П. и др.).
Главным событием, составившим необходимую теоретическую основу оформления проблематики детско-родительских отношений, может быть названа идея, высказанная А.Ф. Лазурским, об эндопсихической и экзопсихической сферах душевной деятельности человека. В своих исследованиях он исходил из того, что первая из названных психических сфер основывается, преимущественно, на врожденных свойствах человека (наклонностях, темпераменте, способностях, ха-
рактере и другие). Вторая психическая сфера - экзопсихическая сфера - формируется в процессе жизни человека под влиянием устанавливаемых им отношений с окружающим миром и с людьми. Она, в понимании исследователя, указывает на то, как человек относится к ключевым категориям окружающей действительности. Подчеркивая значимость изучения отношений человека с окружающими явлениями, он указывал, что его индивидуальность определяется не только своеобразием его внутренних психических функций, но, не в меньшей мере, и этими отношениями. Прогрессивность введения А.Ф. Лазурским категории отношений заключается в содействии обретению психологической наукой возможности преодолеть механистическое понимание сущности средового влияния в качестве внешних толчков, оказываемых на человека. Развитие личности, благодаря этому, можно было изучать в качестве результата, обусловленного сочетанием внешнего влияния на человека окружающей природной и социальной среды с его собственным отношением к этой среде [10].
Последующие исследования позволили рассматривать отношение на содержательном уровне в качестве свойства индивидуального сознания (Рубинштейн С.Л.), определенной связи (Мясищев В.Н., Петровский А.В.), направленности личности (Леонтьев А.Н.), системообразующей психического состояния (Ганзен В.А., Юрченко В.И.), внутренней основы общения и взаимодействия людей (Лисина М.И., Смирнова Е.О.) и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большакова В.В. Проблемы формирования личности в русской психологической мысли XIX - начала XX в.: дис. ... докт. психол. наук. Л., 1987.
2. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Собр. соч. Т.2. М.; Л., 1948.
3. Ушинский К.Д. Материалы для педагогической антропологии // Собр. соч. Т. 10. М.; Л., 1950.
4. Еkmаn Р. Why kids lie? / Р. Ектап. Ре^шп Вооks, 1991.
5. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. М., 1998.
6. Вессель Н.Х. Педагогические сочинения. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М., 1959. 320 с.
7. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.
8. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания / П.Ф. Каптерев // Умом и сердцем: Мысли о воспитании / Сост. Н.И. Монахов. М., 1989.
9. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997.
10.Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. СПб., 2001.
REFERENCES
1. Bolshakova V.V. Problems of personality formation in in the Russian psychological thought XIX - early XX century: dis. ... Ph.D. of psychology. St. Petersburg, 1987.
2. Ushinsky K.D. About use of pedagogical literature // Collected ed. Т.2. М.; St. Petersburg, 1948.
3. Ushinsky K.D. Materials for pedagogical anthropology // Collected ed. Т.10. М.; St. Petersburg, 1950.
4. Еkmаn, Р. Why kids lie? / Р. Е^а^ Реnguin Вооks, 1991.
5. Pikhart K.E. Manual for single parents. М., 1998.
6. Vessel N.H. Pedagogical essays. Essays about general education and the national education system in Russia. М., 1959.
7. Kapterev P.F. Children's and educational psychology. М.: Moscow psychosocial institution. Voronezh, 1999.
8. Kapterev P.F. Objects and foundations of family education // With heart and mind: Thoughts about upbringing / Compiler. N.I. Monakhov. М., 1989.
9. Bekhterev V.M. Problems of development and education of the person. М.; Voronezh, 1997.
10.Lazurski A.F. Selected proceedings on general psychology. To learning about mental activity. The program of personality study and other works. St. Petersburg, 2001.
_17 января 2015 г.