Научная статья на тему 'Научные подходы в определении сущности фольклора'

Научные подходы в определении сущности фольклора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2983
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРИЗМ / НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ / НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / PEOPLE''S LITERATURE / FOLKLORE / FOLKLORIZM / FOLK POETRY / FOLK ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кормильцева Ольга Витальевна

В статье рассматриваются научные подходы выдвинутые учёными в процессе становлении фольклора, как научного направления. Выявляются сущностные характеристики фольклора, научные подходы в определении понятия «фольклор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific approaches to determining the nature of folklore

This article explores scientific approaches put forward by scholars in the process of establishing folklore as a scientific direction. Identifies the essential characteristics of the folklore research approaches in defining the notion of "folklore".

Текст научной работы на тему «Научные подходы в определении сущности фольклора»

0

X

г

□ I..п

о

о

-чо

о

176

дарства, системы образования, всего общества по воспитанию у детей и молодежи качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения. Для этого необходимо добиваться согласованности усилий всех основных социальных институтов воспитания. Общество нуждается в новом уровне сотрудничества в деле воспитания детей и молодежи государства, семьи, Церкви и других традиционных религиозных организаций народов России, политических партий, общественных объединений, средств массовой информации. В теоретическом аспекте остается актуальной разработка мировоззренческих и духовно-нравственных основ российской гражданственности и патриотизма, предусматривающих достижение широкого общественного согласия, конструктивную интеграцию общенациональных мировоззренческих и культурных ценностей, в том числе тех, которые ранее исключались по идеологическим причинам. Необходимо восстановить баланс двух основных сторон образования - обучения и воспитания, в связи, с чем в образовательных учреждениях увеличить ресурс времени на воспитывающую деятельность, занятия детей по интересам, приобретение опыта социального взаимодействия, приобщения к национальной культуре. Совместными усилиями государства и общества следует восстанавливать и развивать инфраструктуру детства: клубы, центры, детские комнаты, площадки, кинотеатры, туристические станции, студии и т.п.

Как отмечает А.А. Гирин [1,278], в содержании обучения и воспитания в государственной системе образования должен быть принят и разработан механизм реализации приоритета общероссийских гражданских ценностей. В связи с этим целесообразно провести коррекцию ориентировочных минимумов образования(образовательных стандартов) по гуманитарным дисциплинам, образовательным областям "Искусство", "Филология", "История и обще-ствознание". Молодые россияне должны обучаться обращению с государственными символами (герб, флаг, гимн), государственными реликвиями и общенациональными святынями.

В содержании общего образования нельзя допускать подмены базового федерального ком-

понента гуманитарного образования национально-региональным, снижения учебной нагрузки по базовым гуманитарным учебным курсам, направленным на воспитание общероссийской гражданственности, патриотизма, культуры межэтнического общения в российском обществе, формирующих единую общероссийскую гражданскую общность.

В национальных школах всех видов, в том числе в государственных школах с этнокультурным компонентом образования, актуально обеспечение приоритета единого общероссийского гражданского образования и воспитания. Все национальные школы народов России должны воспитывать, прежде всего, граждан России, сохраняя бережное и внимательное отношение к языку и культуре всех народностей и этнических групп Российской Федерации. Актуальным является издание на языках народов России художественных и публицистических произведений, учебной литературы гражданской, патриотической направленности.

Взаимодействие образовательных учреждений и семьи должно строиться на основе уважения института семьи, воспитания высокого ценностного отношения к семье, ориентации на создание многодетной семьи, выработку у учащихся самостоятельности и ответственности в области семейной жизни, способствующих более раннему достижению молодыми людьми социальной зрелости, необходимой для создания современной семьи; целомудренного и ответственного поведения в отношениях с противоположным полом.

В деятельности всех социальных институтов воспитания, особенно в системе образования, работе общественных объединений молодежи, необходимо отдавать приоритет содержанию и методикам воспитания, направленным на высокие духовные образцы личностного развития в противовес пропаганде бездуховности, безнравственности, цинизма,асоциального поведения и приспособленчества.

Литература:

1. Гирин А.А. Воспитание патриотизма в ученической среде // Воспитание школьников. - 2006. - № 1.-391 с.

2. Дерябин Х. С. Нравственность, как одна из проблем воспитания // Воспитание школьников. - 2005. - № 11. - 214 с.

3. Основы патриотического воспитания / под ред. Г.В. Спирина. -М., 2006. - 191 с.

SCIENTIFIC APPROACHES TO DETERMINING THE NATURE OF FOLKLORE Kormiltseva Olga Vitalevna, Student, Faculty of Arts,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: patriotsea 19@yandex. ru

This article explores scientific approaches put forward by scholars in the process of establishing folklore as a scientific direction. Identifies the essential characteristics of the folklore research approaches in defining the notion of "folklore".

Keywords: folklore; folklorizm; folk poetry; people's literature; folk art.

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ ФОЛЬКЛОРА

УДК 398.1

В статье рассматриваются научные подходы выдвинутые учёными в процессе становления фольклора как научного направления. Выявляются сущностные характеристики фольклора, научные подходы в определении понятия "фольклор".

Ключевые слова: фольклор; фольклоризм; народная поэзия; народная словесность; народное творчество.

© Кормильцева О.В., 2011

"Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн,

- о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов."[2] Фольклор являлся не столько искусством, сколько неотъемлемой частью жизни народа.

Термин "фольклор" в переводе с англ. Ро!к!оге означает "народная мудрость", который в научный оборот впервые ввел английский ученый и археолог Вильям Томс в 1846 году. Поначалу этот термин обозначал художественную деятельность народных масс, и устное народное творчество, возникшее еще в дописьменный период. И понимался широко как совокупность духовной и материальной культуры народа, его обычаев, верований, обрядов, различных форм искусств.

По мнению Л.Н. Толстого, суть фольклора заключается в следующем: "Фольклор - это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях должны воспитываться дети. Изучение фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе." [11]

В фольклоре воплощались воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникало в процессе формирования человеческой речи.

Многозначность термина "фольклор" была предопределена изначально.

В1870 году "Фольклорное общество" сформулировало два значения термина: как "древние нравы, обычаи, обряды и церемонии прошлых эпох, превратившиеся в суеверия и традиции низших классов цивилизованного общества" и, в более широком смысле - как "совокупность форм неписаной истории народа. Фольклор охватывает всю культуру народа, которая не была использована в официальной религии и истории, но которая есть и которая была всегда его собственным произведением".

В России в XIX веке вопросами изучения и исследования фольклора занимались такие учёные, какА.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, П.В. Киреевский.

Деятельность П.В. Киреевского по собиранию народных песен дала громадные результаты. Он и другие славянофилы были не столько учеными, сколько преимущественно публицистами. Первыми подлинно учеными фольклористами были Ф.И. Буслаев и А.Н. Афана-

О

гч

*чО

*

©

0

1^1

.о»

177

КОРМИЛЬЦЕВА Ольга Витальевна,

студентка, факультет искусств, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь patriotsea [email protected]

0

X

г

□ I..п

о

о

-чо

о

178

сьев. Ф.И. Буслаев был одновременно и языковедом, и историком национальной литературы и народной словесности. В своих работах он приложил к русскому и вообще славянскому материалу методологические приемы и теоретические установки мифологической школы [4]. Свои взгляды на народную поэзию Ф.И. Буслаев изложил со всей отчетливостью в следующих книгах: "Исторические очерки русской народной словесности и искусства" (1861) и "Народная поэзия" (1887). Одним из сторонников мифологической школы в России был А.Н. Афанасьев. Многочисленные статьи по мифологии, в систематизированном и обработанном виде он объединил в знаменитом трехтомном труде "Поэтические воззрения славян на природу" (1865-1869). Афанасьеву принадлежит также заслуга в составлении первого научного сборника русских сказок "Народные русские сказки" (1855-1863) [3].

В конце XIX - начале XX века термин "фольклор", введённый в обиход Е.В. Аничковым,

А.Н. Веселовским, В.И. Ламанским, В.В. Ле-севичем, преодолел ограничение предмета привычными понятиями "народная поэзия", "народная словесность".

А.Н. Веселовский в своем теоретическом труде "Три главы из исторической поэтики", написанном им в 1898-1899 годах [5], использовал материал мирового фольклора и сделал попытку установить закономерность развития поэзии на первых стадиях человеческой культуры, когда разные виды искусства не были еще отделены друг от друга и когда само искусство было тесно слито с производственно-практической деятельностью человека и религиозно-магическими моментами. Он прослеживал, как поэзия в своем развитии движется от синкретизма к отдельным, самостоятельным видам искусства, а внутри поэзии совершается постепенная дифференциация родов (эпос, лирика, драма) и их видов, путем постепенного высвобождения их из обрядово-магического комплекса. Научная теория А.Н. Веселовского является одним из наиболее ценных элементов наследства, которое осталось от буржуазной науки о фольклоре.

Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А.М. Горьким, высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики, в обращении к писателям, он говорил, что "... Начало искусства слова - в фольклоре. Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Он очень много дает материала и вам, и нам, поэтам и прозаикам Союза. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего". А.М. Горький подчеркивает в фольклоре его трудовое и коллективное начало, материалистическую и реалистическую его основу, его

художественную мощь. Выделяя специфические черты, присущие устной народной поэзии,

A.М. Горький в то же время не противопоставляет фольклору письменную художественную литературу как обособленные друг от друга явления. В народном творчестве он видит ту глубокую и плодотворную почву, на которую опирались в сущности все величайшие произведения литературы [6].

Крупным исследователем фольклора был академик В.Ф. Миллер. Он являлся главой "исторической школы", которая занимала господствующее положение в русской науке о фольклоре, начиная с середины 90-х гг. вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В основе исторической теории лежало установление конкретных связей фольклора с историей русского народа. По мнению

B.М. Миллера и других представителей этой школы, исходной точкой всякого фольклорного произведения является какой-либо исторический факт. В течение многих лет он работал в направлении школы заимствования, но с середины 90-х гг. стал печатать статьи, исходя из принципов "исторической школы". Статьи эти были им объединены в три большихтома "Очерков русской народной словесности" (т. I -1897, т. II - 1910, т. III - 1924). В своих "Очерках", посвященных изучениюистории отдельныхбылин,

В.М. Миллер шел от современности вглубь истории, пытаясь при таком ретроспективном рассмотрении последовательно "снимать"отдельные ряды "наслоений" или "напластований" былины и восстанавливать гипотетически ее первоначальный вид [9].

В 1920-1930-е гг. в советской науке разгорелась серьезная дискуссия на тему "Что такое фольклор?". Противостояли две принципиально разные позиции. Одни ученые - В.М. Жирмунский, Е.Г. Кагаров, О.М. Фрейденберг - акцентировали внимание на реликтовыхэлементахнародной культуры в целом. Другие - М.К. Азадовский, Н.Н. Андреев, Ю.М. Соколов - воспринимали фольклор как устное словесное творчество, способное к инновациям. В последующие десятилетия теоретическая мысль все больше обращалась к расширительномутолко-ванию фольклора. В.М. Жирмунский в предисловии к первому тому "Истории русской фольклористики" М.К. Азадовского (1958) обозначил термин "фольклоризм как "широкое общественное явление", связанное с "борьбой вокруг истолкования и использования фольклора в обиходе русской литературы и культуры" [1].

В 1985 году специальное Совещание Комитета правительственных экспертов при ЮНЕСКО приняло следующее развернутое определение: "Фольклор - это <...> основанное натрадицияхтворчество групп или личностей, отражающее ожидания (надежды) общины, являющееся адекватным выражением ее культурного и социального самосознания. Фольклор-

ные нормы и ценности передаются устно, подражанием или другими способами. Его формы включают язык, устную словесность, музыку, танцы, игры, мифологию, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектуру и другие искусства" [10].

В современной науке Б.Н. Путилов выделяет пять основных вариантов значений понятия "фольклор":

- фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия "традиционная культура"; - фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями,народной философией жизни;

- фольклор как явления художественного творчества народа;

- фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;

- фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

В результате предложенная М.С. Каганом теоретическая концепция "системы субкультур" [7] позволила в XX веке по-новому обобщить наработанные гуманитарными науками характеристики фольклора.

Таким образом, сопоставив различные точки зрения учёных и исследователей разного времени, можно выделить наиболееточное раскрытие термина "фольклор": "фольклор - это особая область народного искусства, включающая в

себя все основные виды и жанры художественного творчества и исполнительства: поэзию, песню, инструментальную музыку, танец, театр и их празднично-обрядовые формы" [8].

Фольклор является главным источником знаний не только о принципах воспитания, сложившихся в культуре народа, но и о его нравственных , религиозно-мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферуличности делает его эффективным средством формирования национального самосознания, воспитывает уважительное отношение к прошлому своего народа, способствует усвоению морально-нравственных норм и ценностей в обществе.

Литература:

1. Азадовский М.К. Предисловие к сб. Советский фольклор. - Л.: Акад. наук СССР ,1934.-№ 1.- 204c.

2. Аникин В.П. Русский фольклор. - М.: Худ. Лит., 1985. - 367 с.

3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. - М., 1855-1863. -№ 1 -536 с.

4. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - Петербург., 1861. - Т. 1. - 643 с.

5. Веселовский А.Н. Собрании сочинений серия 1. - СПб., 1913. -Т.1.-622 с.

6. Горький А.М. Советскаялитература (доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей). - М., 1935. -12 с.

7. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 347 с.

8. Косов Г.В. Теория народной художественное культуры: учебное пособие. - Ставрополь: СГПИ, 2008. - 156 с.

9. Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. - М., 1897, 1910,1924.- Т.1-3.-368 с.

10. Путилова Б.Н. Фольклор и народная традиция. - СПб.,1994. -238 с.

11. Толстой Л.Н. Былины / переизд., предисл. В. П. Аникина. - М.: Дет. Лит., 1984.-32 с.

О

гч

*чО

*

©

£3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1^1

.oil

ItTv

179

DEFINITION OF PRIORITY DIRECTIONS OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHER OF MUSIC TAKING INTO ACCOUNT MODERN REQUIREMENTS (THESIS CONCEPT WITH THE ACCOUNT ON REGIONAL EXPERIENCE OF CHORAL ACTIVITY)

Korotkov Valery Ivanovich, Honored Artist of Russia, Associate Professor,

Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

In the given work the author lifts problems of the future teacher of music taking into account regional features of Stavropol Territory.

Keywords: standard-dead; emotional sphere; musical-social; interpretative concept; creatively-lit up.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ УДК378 ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ )

В данной работе автор поднимает проблемы будущего учителя © Коротков В.И., 2011 музыки с учетом региональных особенностей Ставропольского края.

Ключевые слова: стандартно-мёртвая; эмоциональная сфера; музыкально-социальные; интерпретационная концепция; творчес-ки-озарённый.

При подготовке будущего преподавателя музыки общеобразовательной школы в вузе должна быть разработана определенная систе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.