46 (184) - 2013 _
Налоги и налогообложение
УДК 336.225.2:351.713
научные подходы к сущности, качеству и результативности
налогового администрирования
Управление налоговыми отношениями требует наличия развитой теоретико-методологической базы, позволяющей заложить основы результативного механизма организационного обеспечения налоговых процессов. В статье представлены научные подходы к сущности и содержанию налогового администрирования, выявлены отличительные особенности данного процесса. Доказано, что «качество налогового администрирования» - это многоаспектное понятие, включающее абсолютную оценку, свойство продукции (услуг, работ), соответствие назначению и стоимости, степень удовлетворения запросов налогоплательщиков. Исследовано соотношение понятий «эффективность» и «результативность» налогового администрирования и сделана попытка уточнения данных категорий.
Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый орган, качество, эффективность, результативность.
Налоги играют огромную роль в формировании финансовых ресурсов государства, выступая в качестве основного источника доходов бюджетной системы страны. В развитых странах через налоги распределяется в среднем около 40 % валового национального продукта (ВНП). В этой связи необходимо эффективно управлять налоговыми отношениями, в том числе через систему налогового администрирования. Поэтому требуется постоянное
Т. А. ЕФРЕМОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
развитие соответствующей теоретико-методологической базы, позволяющей заложить основы результативного механизма организационного обеспечения налоговых процессов. В то же время невозможно достаточно полно и ясно представить механизм налогового администрирования без четкого установления сущности и содержания самого понятия.
Термин «администрирование» появился в теории и практике управления сравнительно недавно. Смысловые значения данного понятия многогранны. Впервые термин «администрирование государственных доходов» введен С. В. Запольским как деятельность по обеспечению возникновения и исполнения финансовых обязательств и мобилизации в бюджет предусмотренных законом денежных доходов государства [9, с. 148].
В России термин «налоговое администрирование» появился в теории и методологии налоговых отношений с переходом к рыночной экономике. Он считается российской новацией, которая была внесена в теорию и методологию управления налогами и углубила знания в этой области.
Понятие «администрирование» (administration -руководство, управление) достаточно редко использовалось в отечественной науке для целей описания управленческой деятельности, так как его семантическое содержание соответствует понятию
«управление». Учитывая данное обстоятельство, налоговое администрирование в самом упрощенном толковании можно определить как управление налогообложением. При этом управление налоговыми отношениями должно быть организовано прежде всего со стороны государства, что обусловливает рассмотрение в качестве управляющего субъекта именно государственных органов. Деятельность таких структур в ряде нормативно-правовых документов исполнительных органов федерального уровня была в 2000-х гг. впервые охарактеризована термином «налоговое администрирование». Однако общеупотребительность данного понятия на практике сложилась без определения его содержательной стороны. Это привело к тому, что в настоящее время его трактовка в научном, практическом и политическом обороте носит различный характер. В одном случае под налоговым администрированием понимается деятельность налоговых органов, во втором - порядок исчисления и уплаты налога, в третьем - вообще любая деятельность, сколько-нибудь относящаяся к системе налогообложения. В этой связи налоговое администрирование зачастую отождествляется с понятием «государственное управление в области налогообложения», однако, по мнению автора, не может полностью совпадать с ним.
Учеными, участвующими в дискуссии по поводу определения содержательной стороны налогового администрирования, признается проблема слабой разработки понятийного аппарата, обслуживающего объективную экономическую категорию налогов. Таким образом, можно утверждать, что сущность данного понятия в настоящее время исследована не в полной мере.
Заметный вклад в раскрытие сущности налогового администрирования сделан М. Т. Оспановым в работе [15], опубликованной в 1997 г. Налоговое администрирование он понимает как осуществление налоговой администрацией в пределах ее компетенции функций и полномочий, установленных ей государством и налоговым законодательством [15, с. 289]. Его главной составной частью выступает система управления налогами, т. е. комплекс мер по оптимизации структуры налогов, совершенствованию механизма их взимания, налогового учета и отчетности, контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов.
Похожее понимание сущности налогового администрирования характерно для В. А. Красниц-
кого и И. А. Перенко. Они рассматривают указанное понятие как систему управления налоговыми отношениями, основная задача которой состоит в выработке новых форм налоговых отношений, адекватных состоянию производительных сил. Помимо основной задачи, по мнению В. А. Красницкого, налоговое администрирование занимается также: прогнозированием налоговых поступлений на среднесрочную перспективу на основе прогнозных расчетов роста доходности экономики, разработкой новых концепций налогообложения, составлением налоговых обоснований осуществления протекционистской политики внешнеэкономической деятельности [11, с. 15].
Подобно В. А. Красницкому, И. А. Перонко считает, что налоговое администрирование - это система управления государством всем комплексом налоговых отношений. Приведенные им методы и формы налогового администрирования включают:
- прогнозирование налоговых поступлений;
- утверждение бюджета по налогам;
- оптимизацию налоговых ставок; оценку налогового потенциала региона и т. д. [18, с. 10].
Ряд российских экономистов отождествляют
налоговое администрирование с деятельностью налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства РФ организациями и физическими лицами, т. е. по сути сводя его к налоговому контролю.
В Большом толковом словаре налоговых терминов и норм, составленном российскими специалистами в области налоговедения А. Б. Паскачевым, В. А. Кашиным, М. Р. Бобоевым, указывается, что налоговое администрирование в широком понимании - это система управления налоговым процессом в целом. В узком смысле под налоговым администрированием понимают управление деятельностью налоговых органов по осуществлению налогового контроля и сбора налогов [16, с. 385].
Аналогичного мнения придерживается и Г. Я. Чухнина. В контексте исследования механизма и субъектов налогового контроля она под налоговым администрированием понимает организацию и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля [17, с. 86].
Заметный вклад в разработку вопроса, касающегося сущности налогового администрирования, сделал М. В. Мишустин. Он сформулировал следующее определение: «Налоговое администрирование есть осуществляемое бюрократией как организа-
ционной формой рационально-правовой власти управление системой организации отношений между налогоплательщиками и органами управления, заключающееся в контроле за соблюдением норм и правил, регулирующих налоговые отношения и их технологию.
Понятие «налоговое администрирование» в широком смысле охватывает множество направлений деятельности и регулирования налоговой системы государства, таких как: правомочия органов власти, права и обязанности налогоплательщиков и полномочия налоговых органов, процедуры налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, процедуры обжалования решений и действий налоговых органов и другие основные понятия, используемые в налоговом законодательстве. В более узком смысле термин «налоговое администрирование» представляет организацию налоговых органов и используемые ими методы осуществления своей деятельности» [13, с. 18-19].
По мнению Л. Я. Абрамчика, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере, характеризующий деятельность налоговых органов по обеспечению своевременной и полной уплаты налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей [1, с. 12]. Недостатком этого определения является акцент на одностороннем характере деятельности налоговых администраций, что не отвечает условиям реализации налоговых отношений. Кроме того, деятельность налоговых органов не сводится только к контролю за уплатой, функциональный потенциал налогового администрирования намного масштабнее.
По утверждению Л. И. Гончаренко, содержание налогового администрирования шире, чем налоговый контроль, но при этом оно является ограниченной частью управления налоговой системой. Администрирование определяется как повседневная деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающих своевременную уплату налогов и сборов [5, с. 35].
Согласно Е. А. Ивановой, налоговое администрирование представляет собой комплекс мероприятий налогового контроля по недопущению и пресечению возможных налоговых правонарушений, систему мер по обеспечению прав налогоплательщиков и, в то же время, создание для них максимально комфортных условий функционирования, способствующих осуществлению хозяйственной
деятельности и удобства уплаты налогов и сборов [10 с. 49].
В своей работе О. А. Ногина определяет налоговое администрирование как комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках [14, с. 14]. Очень близко по значению определение, данное О. Б. Буздалиной, согласно которому налоговое администрирование включает в себя ряд мер, направленных на максимально возможный сбор налогов при минимизации затрат, включая бремя, возлагаемое на налогоплательщика [3, с. 61]. Достоинством приведенных определений следует считать акцент на необходимость учета экономической эффективности налогового администрирования, а недостатком - ограничение целей.
Как систему управления налоговыми отношениями, координирующую деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики, характеризуют налоговое администрирование О. А. Миронова и Ф. Ф. Ханафеев [12, с. 36]. Однако система управления налоговыми отношениями включает не только налоговое администрирование, но и деятельность представительных органов власти и значительного числа иных государственных структур, при этом инициатором и фактическим куратором взаимодействия в сфере налоговых отношений на практике выступают налоговые органы.
Представляет теоретический интерес позиция А. В. Аронова и В. А. Кашина, согласно которой налоговое администрирование представляет собой совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике [2, с. 21].
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что научные работы определили свой взгляд на сущность налогового администрирования во многом одинаковым пониманием задач. Здесь практически нет места бессистемному толкованию сущности налогового администрирования, наглядно имеет место консенсус в его понимании. Вместе с тем отмечается широта трактовки содержания налогового администрирования.
Систематизировав все имеющиеся толкования понятия «налоговое администрирование», автор выявил следующие концептуальные направления научного поиска:
- отождествление с управлением налогообложением, налоговыми отношениями, налоговой системой (В. А. Красницкий, И. А. Перенко, О. А. Миронова, Ф. Ф. Ханафеев, Л. Я. Абрам-чик, М. В. Мишустин);
- отождествление с контролем, проводимым налоговыми органами (Г. Я. Чухнина, А. Б. Паскачев, М. Р. Бобоев, А. З. Дадашев, А. В. Лобанов, Е. А. Иванова);
- взаимосвязь с понятиями «организация», «процесс»: организация сбора налогов, процесс взимания налогов и регулирование возникающих отношений и связей (А. А. Арутюнов, А. Т. Измайлов);
- отождествление с организационно-распорядительной деятельностью государственных органов исполнительной власти (М. Т. Оспанов, Л. И. Гончаренко);
- отождествление с совокупностью методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления координируют налоговые действия (А. В. Аронов, В. А. Кашин);
- отождествление с рядом мер, направленных на максимально возможный сбор налогов при минимизации затрат (О. А. Ногина, О. Б. Буз-далина);
- отождествление с управлением процессом взаимодействия между участниками налоговых правоотношений (Т. А. Слесарева). Неоднозначность приведенных научных подходов свидетельствует о нерешенности базовых проблем теории и методологии налогового администрирования, требующих дальнейших исследований. Перечисленные определения налогового администрирования недостаточно точно отражают сущность исследуемого понятия, так как они не основываются на доказательствах науки, на последовательном соединении посылок и выводов в суждении. Они высказаны в дефинитивной форме, что снижает познавательную ценность исследуемой проблематики, так как концептуальная и аналитическая сила понятия остается неясной.
Вместе с тем рассмотренные понятия не лишены доли истины. Нельзя не согласиться, что администрирование - это управление налоговыми отношениями. Данное понятие в широком смысле охватывает множество областей и направлений деятельности государственных органов управления налоговыми отношениями, включая:
- организацию налогового планирования и исполнение планов сбора налогов;
- координацию действий налоговой администрации;
- реализацию налоговых правомочий органов власти;
- обеспечение прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и других органов, осуществляющих налоговый контроль;
- организацию контрольной работы и осуществление процедур налогового контроля;
- применение мер ответственности за налоговые правонарушения и т. д.
В узком смысле налоговое администрирование представляет собой организацию работы налоговых и других контролирующих органов, а также совокупность используемых ими форм, методов и инструментов осуществления этой деятельности.
Обобщая, можно выделить особенности налогового администрирования.
Во-первых, налоговое администрирование -это государственное управление налоговыми отношениями, связанное с соблюдением внешних форм данных отношений, установленных законом, и выражающееся в совокупности норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную технологию их реализации, меры ответственности за нарушение налогового законодательства, полномочия налоговых органов. Его развитие заключается в совершенствовании организационных форм и методов управления налоговыми отношениями, которые лежат в основе налогового администрирования. В свою очередь налоговое администрирование активно влияет на налоговые отношения. Обеспечивая соблюдение налогового законодательства, налоговое администрирование играет важную роль в оценке действующей налоговой системы и выработке предложений по ее реформированию. Правительство получает от налоговых органов обширную информацию, анализ которой позволяет делать выводы об уровне эффективности проводимой налоговой политики.
Во-вторых, налоговое администрирование -это управление, осуществляемое представителями государственных структур, т. е. осуществляемое аппаратом чиновников администрирование системы организации взаимоотношений между налогоплательщиками и органами управления, заключающееся в контроле за соблюдением норм и правил, регулирующих налоговые отношения и их технологию.
В-третьих, при осуществлении налогового администрирования превалирует контрольная функция над другими функциями управления (планированием, регулированием). Поэтому налоговый контроль является основным функциональным элементом налогового администрирования.
В-четвертых, налоговое администрирование нацелено на обеспечение максимально возможного сбора налогов при минимальных затратах, используя установленный законодательством комплекс контрольных мер, действий и инструментов. Индикатором состояния налогового администрирования служит степень тождественности значений сумм поступлений в бюджет суммам налоговых обязательств, определенных соответствующим законодательством.
В-пятых, налоговое администрирование является не просто научной категорией, а представляет собой систему информации для регулирования экономики. Налоговое администрирование пронизывает всю налоговую систему в процессе установления, взимания и отмены налоговых платежей, являясь неотъемлемой частью единого информационного потока в налоговой сфере.
В-шестых, налоговому администрированию присуща двойственная природа. С одной стороны, оно обеспечивает налоговыми доходами федеральный, региональный и местный бюджеты, с другой - является инструментом стимулирования хозяйствующих субъектов к эффективной работе. Соответственно и цели налогового администрирования находятся в разных плоскостях - фискальной и стимулирующей. Фискальная рассматривается как внутреннее, вытекающее из его природы, объективное, атрибутивное свойство налогового администрирования. Стимулирующая - как внешнее, навязываемое извне, субъективное и меняющееся его качество. Стимулирующая роль налогового администрирования при этом не становится менее значимой, второсортной, алогичной. Но двойственность в возможностях и целях применения механизмов налогового администрирования содержит потенциальную противоречивость. Такая двойственная природа налогового администрирования доказывает его феноменальность как социально-экономической категории.
На основе проведенных исследований можно сделать вывод о том, что налоговое администрирование занимает особое место в финансовых и налоговых отношениях. Оно играет важную роль в
финансовой системе государства по мобилизации налоговых доходов. Соответственно их сбалансированное регулирование имеет важнейшее значение как с точки зрения исполнения доходной части бюджета, так и с точки зрения взаимоотношений участников налоговых взаимосвязей.
В связи с этим автор считает необходимым понимать под налоговым администрированием совокупность организационных действий уполномоченных государственных органов по управлению налоговыми отношениями и налоговым производством в целях формирования новой эффективной налоговой среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей государства по устойчивому наполнению бюджетной системы налоговыми платежами, созданию благоприятных налоговых условий для юридических и физических лиц, воспитанию налоговой культуры и самодисциплины налогоплательщиков.
Таким образом, налоговое администрирование как часть общественных отношений, проявляющихся в форме управления налогообложением, затрагивает интересы всего общества. Его целью является обеспечение прогнозных налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля, а также наиболее эффективное функционирование налогового механизма при решении приоритетных задач для развития инновационной экономики с учетом обновленных налоговых условий в отношении лиц, участвующих в налогообложении.
В настоящее время все больше внимания уделяется повышению качества и результативности системы государственного управления в России. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) поставлена цель достижения лидирующих позиций по всем направлениям развития. Важная роль в достижении указанной цели отводится налоговому администрированию, способному обеспечить выполнение запланированных программ стабильными налоговыми поступлениями в бюджет. Поэтому совершенствование системы налогового администрирования, повышение его качества и эффективности - это одна из ближайших приоритетных задач государства.
Анализ публикаций, посвященных качеству и результативности налогового администрирования, позволяет сделать вывод об отсутствии определе-
ний данных понятий. Авторы указывают лишь на необходимость, приоритетность и приводят условия достижения такого состояния налогового администрирования. Так, И. В. Гашенко уточняет, что необходимо улучшение качества налогового администрирования, основанного на стабильном налоговом законодательстве, выработке механизма стимулирования инновационной деятельности предприятий и организаций, введения критериев оценки работы налоговых органов и системы премирования сотрудников налоговых органов [4]. По мнению А. В. Хочуева, качество налоговой системы зависит от того, какие затраты несут государство и налогоплательщики на сбор и уплату налогов [23].
Несмотря на то, что история исследования содержания категории «качество» уже насчитывает не одну сотню лет, до сих пор учеными по этому вопросу ведется оживленная дискуссия в свете современного развития теории и практики управления. Все многообразие существующих современных трактовок категории «качество» можно объединить в шесть групп:
1) качество как абсолютная оценка;
2) качество как свойство продукции (услуги, работ);
3) качество как соответствие назначению;
4) качество как соответствие стоимости;
5) качество как соответствие стандартам;
6) качество как степень удовлетворения запросов потребителей.
Рассмотрим понятие «качество налогового администрирования» с различных аспектов.
1. Качество налогового администрирования как абсолютная оценка. В этом распространенном значении качество - синоним превосходства. Качество налогового администрирования представляет собой абсолютный, признаваемый всеми признак бескомпромиссного соответствия стандартам. Согласно этому подходу качество нельзя измерить - оно является принадлежностью налогового администрирования.
2. Качество как свойство налогового администрирования. В этом значении качество служит производной от какого-либо измеримого количественного параметра налогового администрирования. Чем больше параметр, тем выше качество. Однако подобное определение слишком узкое, так как оно не отражает полезности налогового администрирования для государства.
3. Качество как соответствие назначению. Согласно данной трактовке качество представляет собой способность налогового администрирования выполнять свои функции. Однако может оказаться так, что налоговое администрирование, на 100 % выполнившее все необходимые функции в одной ситуации, в другой окажется непригодным.
4. Качество как соответствие стоимости. В этом случае качество определяется как соотношение полезности и издержек налогового администрирования. С этой точки зрения качественным является налоговое администрирование налоговой инспекции, которое по своим полезным свойствам соответствует уровню других налоговых инспекций, но менее затратно, либо превосходит их по своим характеристикам при равных издержках. Такой подход ставит перед налоговыми органами задачу поиска баланса между совершенствованием форм и методов налогового администрирования и снижением издержек по ее производству и реализации.
5. Качество как соответствие стандартам. В рамках данного подхода качество налогового администрирования определим как соответствие стандартам и условиям, включающим целевые и допустимые значения тех или иных параметров налогового администрирования. В то же время стандарты и условия бессмысленны, если они не соответствуют требованиям субъектов налогового администрирования.
6. Каче ство как степень удовлетворения запросов налогоплательщиков. Согласно данному подходу налоговые органы должны фокусировать свою деятельность на удовлетворении требований налогоплательщиков. Качество оценивается только налогоплательщиком и поэтому должно быть поставлено в зависимость от его нужд и пожеланий. Это означает, что налогоплательщик становится участником процессов, осуществляемых налоговыми органами, заинтересован в конечном результате деятельности инспекций и осуществляет его оценку. Обобщая указанные подходы, под качеством
налогового администрирования можно понимать системную, многоуровневую категорию, отражающую способность удовлетворять потребности сторон, заинтересованных в результатах налогового администрирования, достигая при этом устойчивого развития в постоянно меняющихся условиях налоговой системы.
Одним из наиболее важных инструментов оценки качества налогового администрирования выступают показатели его результативности и эффективности. При этом, исходя из фундаментальных основ экономической теории, термины «эффективность» и «результативность» необходимо рассматривать вместе как дополняющие друг друга.
В экономической теории эффективность определяется, исходя из поставленных целей, как функция достигнутых результатов и затраченных на это ресурсов. Основы современной отечественной теории эффективности разработаны академиком Т. С. Хачатуровым, который отмечал, что эффективность социальная и экономическая представляет собой отношение экономического или социального эффекта к необходимым на его достижение затратам [22, с. 22].
Разнообразие подходов авторов к трактовке эффективности в экономической литературе обусловило множество дефиниций этого понятия:
1) соотношение между получаемыми результатами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства, с другой стороны [24, с. 473];
2) результативность того или иного экономического явления, выражаемая отношением эффекта (результата) к использованным ресурсам [21, с. 1118];
3) характеристика экономической системы с точки зрения соотношения затрат и результатов ее функционирования [21, с. 1119];
4) степень соизмерения результатов с затратами [20, с. 692];
5) система показателей, характеризующих уровень использования производственных мощностей системы [20, с. 692];
6) достижение целей управления при минимальных нежелательных последствиях или издержках [20, с. 693].
При всем разнообразии дефиниций в них есть общее исходное начало: эффективность представляет собой относительный показатель - дробь, в которой относятся, с одной стороны, результат или эффект, с другой стороны, затраты, необходимые для его получения.
При этом понятие «результативность» изучено наукой значительно в меньшей степени, а некоторые авторы даже отождествляют в своих работах понятия «результативность» и «эффективность».
Толкование понятия «результативность» используется в основном при оценке деятельности орга-
низации. Словарь по антикризисному управлению определяет результативность как специальный показатель, характеризующий уровень достижений на пути реализации поставленных целей [25, с. 448].
Современный экономический словарь определяет результативность как степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления. Данный показатель определяется значениями выходных параметров, показателей деятельности объекта управления [19, с. 494]. При этом результативность в терминологии системы менеджмента качества ИСО 9000 определена как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов [6].
По утверждению А. П. Егоршина, результативность представляет собой достижение конкретного результата в установленные сроки, измеряемая в натуральных единицах [8, с. 556].
Таким образом, результативность означает способность организации в целом «делать правильные вещи», а эффективность - способность организации «делать вещи правильно», т. е., получая результаты с наименьшими затратами ресурсов. Так определил эти понятия П. Друкер [7, с. 6].
При этом из всех разновидностей эффективности и результативности наименее исследованными до последнего времени являются понятия «эффективность» и «результативность» налогового администрирования.
Понятие «эффективность налогового администрирования» рассматривается в научных работах Г. Х. Алиева, Т. Г. Амбросьевой, М. К. Басиева, Ю. С. Клименко, Н. В. Озерова, С. В. Сазоновой, Д. А. Черненко и др.
Наиболее полно значение термина раскрыто в работе Т. Г. Амбросьевой, которая определяет понятие «эффективность налогового администрирования» как характеристику деятельности налоговых органов федерального, регионального и муниципального уровней, вытекающую из соотношения генерируемых ими налоговых доходов, с одной стороны, и расходов на их функционирование, с другой стороны.
Вопросы результативности налогового администрирования изучены в отечественной экономической литературе недостаточно, а в энциклопедических изданиях толкование этого понятия отсутствует.
По мнению автора, результативность имеет более широкий круг применения, чем эффектив-
ность, так как позволяет комплексно оценить всю деятельность налоговых органов в процессе налогового администрирования.
Результативность налогового администрирования включает в себя следующие основные категории:
- результаты (эффект), представляющие совокупность объективных последствий налогового администрирования и их соотношение;
- эффективность, представляющую соотношение результата и произведенных затрат на его осуществление.
Следовательно, термин «результативность налогового администрирования» можно определить как количественную и/или качественную характеристику, отражающую результат (эффект) от налогового администрирования, а также меру достигнутой им эффективности. Результативность налогового администрирования может проявляться в максимизации налоговых поступлений в бюджет, снижении издержек его проведения и др.
Данное определение также позволяет разрешить проблему соотношения понятий эффективности и результативности. В связи с тем, что результативность налогового администрирования включает в себя как уровень достигнутых им результатов (эффект), так и характер понесенных затрат на его проведение (эффективность), совокупность показателей результативности включает в себя также показатели, определяющие эффективность налогового администрирования.
В смысловом выражении показатели результативности используют в расчетах соотношение результатов различного характера (к примеру, таких как объем доначисленных средств или количество проведенных мероприятий налогового контроля). Область применения данных показателей крайне широка и подразумевает параллельное с эффективностью исследование степени достижения конечных результатов, без использования данных в отношении понесенных затрат. Так, например, при помощи таких показателей можно проанализировать результативность проведения каждого вида налоговых проверок, выявить наиболее результативные мероприятия налогового контроля, а также сделать выводы об увеличении доли наиболее результативных мероприятий.
Кроме того, понятие «результативность налогового администрирования» позволяет оценить степень достижения социального эффекта в области
налогообложения, уровень которого не может быть определен при анализе эффективности. Это обусловлено тем, что при оценке степени эффективности достижения какого-либо общественного эффекта не всегда возможно проследить объем затрат, направленных на его достижение. Более того, возможны случаи, когда эффект может быть достигнут за счет приложения усилий косвенного характера. Поэтому подобрать сопоставимую затратам категорию оказывается невозможно, а потому для оценки степени достижения общественного эффекта используются показатели результативности.
Таким образом, в настоящее время вопросы определения качества и результативности налогового администрирования все еще остаются слабо изученными. Учеными-экономистами указывается лишь на необходимость, приоритетность и условия их достижения. В связи с этим сделанная автором попытка уточнения данных категорий в свете современных требований и задач приоритетного развития экономики представляется весьма своевременной. Качество налогового администрирования, характеризуясь способностью удовлетворять потребности как налоговых органов, так и налогоплательщиков в постоянно меняющихся условиях налоговой системы, оценивается через систему показателей результативности налогового администрирования, которые включают в себя количественные и качественные показатели, характеризующие как эффект, образующийся в результате осуществления налогового администрирования, так и степень его достижимости. Кроме того, они также содержат показатели эффективности, которые анализируют соотношение результатов налогового администрирования и понесенных затрат для его достижения. Следовательно, понятия «качество» и «результативность» налогового администрирования позволяют оценить степень достижения не только экономического, но и социального эффекта в области налогообложения.
Список литературы
1. Абрамчик Л. Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. 2005.№ 6. С. 11-14.
2. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Экономист, 2006. 188 с.
3. Буздалина О. Б. Усиление налогового администрирования // Все о налогах. 2004. № 5. С. 60-63.
4. Гашенко И. В. Методологические основы налогового регулирования // Налоговая политика и практика. 2009. № 9.
5. Гончаренко Л. И., Анашкин А. К. Налоговое администрирование: лучше быть, чем казаться // Ваш налоговый адвокат. 2005. № 5. С. 33-37.
6. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. URL: http://sertvsk. ru/gost_r_iso_9000-2001._ sistema_mened.
7. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. М.: Вильямс, 2006. 423 с.
8. Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1999. 684 с.
9. Запольский С. В. О системе органов, администрирующих государственные доходы // Субъекты советского административного права: сб. науч. трудов СЮИ. Свердловск, 1985. 244 с.
10. Иванова Е. А. Роль налогового контроля в механизме регулирования системы налогового администрирования. Актуальные проблемы совершенствования учетно-аналитической, аудиторской и контрольной деятельности. Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2006. 150 с.
11. Красницкий В. А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. М.: Финансы и статистика, 2008. 168 с.
12. Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф. Налоговое администрирование. М.: Омега-Л, 2005. 222 с.
13. Мишустин М. В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 160 с.
14. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб: Питер, 2002. 160 с.
15. Оспанов М. Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. СПб: УЭФ, 1997. 488 с.
16. Паскачев А. Б., Кашин В. А., Бобоев М. Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм. М.: Гелиос АРВ, 2002. 864 с.
17. Перекрестова Л. В., Чухнина Г. Я. Реформирование системы налогового контроля в РФ. Волгоград: ВолГУ, 2001. 256 с.
18. Перонко И. А. Методы и формы налогового администрирования // Налоговый вестник. 2000. № 11. С. 9-12.
19. РайзбергБ. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495 с.
20. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2005. 882 с.
21. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004. 2000 с.
22. Хачатуров Т. С. Эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1979. 344 с.
23. ХочуевВ. А. Налоговое администрирование: теория и российская практика. М. : Социум, 2010. 264 с.
24. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / гл. ред. А. М. Румянцева. Т. 4. М. : Советская энциклопедия, 1980.
25. Юл Г. Б., Таль Г. К., Григорьев В. В. Словарь по антикризисному управлению. М.: Дело, 2003. 864 с.
Публикация годовой и квартальной Г / отчетности В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.
Тел.: (495) 989-9610, e-mail:[email protected]