Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ'

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный стандарт / вид профессиональной деятельности / квалификационная характеристика / система профессиональных стандартов / сфера труда / профессиональная деятельность / трудовая деятельность / система образования. / professional standard / type of professional activity / qualification characteristics / system of professional standards / sphere of labor / professional activity / labor activity / education system.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И А. Волошина, П Н. Новиков, О Д. Прянишникова

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Государственного Совета, состоявшегося 21 сентября 2023 г., № ПР-2192ГС (п. 2) необходимо «обеспечить обновление профессиональных стандартов, предусмотрев гибкую систему, включающую оперативную конкретизацию квалификационных характеристик по отраслям и видам профессиональной деятельности, на основе унификации процесса разработки профессиональных стандартов с применением современных цифровых методов и оптимизации количества профессиональных стандартов»*. В этой связи представляется весьма актуальным детально проанализировать понятие «вид профессиональной деятельности» в различных его аспектах, имея ввиду как узкое, так и расширительное его толкование, а также то, что выделение видов профессиональной деятельности, определение их перечня является важным звеном формирования системы профессиональных стандартов, обеспечения обоснованности квалификационных характеристик. Объект исследования – система профессиональных стандартов, принятая в сфере труда и профессиональном образовании. Предмет исследования – понятие «вид профессиональной деятельности», его анализ в сфере труда и профессиональном образовании. Цель исследования: научное обоснование подходов к содержанию понятия «вид профессиональной деятельности» для формирования гибкой системы профессиональных стандартов. Методы проведения работ: системный анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация. Новизна работы: представлены комплексный подход и обоснование различных вариантов понятия «вид профессиональной деятельности»; показаны возможности соотнесения содержания и объема понятия «вид профессиональной деятельности» и понятия «занятие» в рамках групп занятий Общероссийского классификатора занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08); обосновано, что система профессиональных стандартов является, по сути, гибкой социально-экономической системой, поскольку профессиональный стандарт выступает и как экономическая, и как образовательная категория. Результаты исследования могут быть использованы при разработке соответствующих нормативных правовых актов по актуализации системы профессиональных стандартов, при формировании современного классификатора видов профессиональной деятельности, а также в текущей деятельности федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) и советов по профессиональным квалификациям (СПК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE CONCEPT OF "TYPE OF PROFESSIONAL ACTIVITY" AND THE PRACTICE OF ITS APPLICATION

In accordance with the list of instructions of the President of the Russian Federation following the results of the extended meeting of the State Council Presidium held on September 21, 2023, No. PR-2192GS (Clause 2), it is necessary to “ensure the updating of professional standards by providing for a flexible system that includes prompt specification of qualification characteristics by industry and types of professional activity, based on the unification of the process of developing professional standards using modern digital methods and optimization of the number of professional standards”. In this regard, it seems very relevant to analyze in detail the concept of “type of professional activity” in its various aspects, bearing in mind both its narrow and broad interpretation, as well as the fact that the identification of types of professional activity, determining their list is an important link in the formation of a system of professional standards, ensuring the validity of qualification characteristics. The object of the study is a system of professional standards implemented in the field of labor and vocational education. The subject of the study is the concept of “type of professional activity”, and its analysis in the field of labor and vocational education. The purpose of the study is the scientific substantiation of approaches to the content of the concept of “type of professional activity” for the formation of a flexible system of professional standards. The research methods include system analysis, synthesis, generalization, comparison, and systematization. The novelty of the paper: an integrated approach and justification for various versions of the concept of “type of professional activity” are presented; the possibilities of correlating the content and scope of the concept of “type of professional activity” and the concept of “occupation” within the occupational groups of the All-Russian Classifier of Occupations OK 010-2014 (ISCO-08) are shown; it is substantiated that the system of professional standards is a flexible socio-economic system since the professional standard is both an economic and educational category. The results of the study can be used in the development of relevant regulatory legal acts on updating the system of professional standards, in the formation of a modern classifier of types of professional activity, as well as in the current activities of federal educational and methodological associations and professional qualifications councils.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ»

■ .

ТРУД И СОЦИУМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИМ РАКУРС / LABOR AND SOCIETY: THEORETICAL PERSPECTIVE

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-18-31 УДК 331.5; 331.101 ^ ^4; J01; Л3

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ

«ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

И.А. Волошина а, П.Н. Новиков а'ь, О.Д. Прянишникова а

э' ь Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия ь Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания Государственного Совета, состоявшегося 21 сентября 2023 г., № ПР-2192ГС (п. 2) необходимо «обеспечить обновление профессиональных стандартов, предусмотрев гибкую систему, включающую оперативную конкретизацию квалификационных характеристик по отраслям и видам профессиональной деятельности, на основе унификации процесса разработки профессиональных стандартов с применением современных цифровых методов и оптимизации количества профессиональных стандартов»*. В этой связи представляется весьма актуальным детально проанализировать понятие «вид профессиональной деятельности» в различных его аспектах, имея ввиду как узкое, так и расширительное его толкование, а также то, что выделение видов профессиональной деятельности, определение их перечня является важным звеном формирования системы профессиональных стандартов, обеспечения обоснованности квалификационных характеристик.

Объект исследования - система профессиональных стандартов, принятая в сфере труда и профессиональном образовании. Предмет исследования - понятие «вид профессиональной деятельности», его анализ в сфере труда и профессиональном образовании. Цель исследования: научное обоснование подходов к содержанию понятия «вид профессиональной деятельности» для формирования гибкой системы профессиональных стандартов. Методы проведения работ: системный анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация. Новизна работы: представлены комплексный подход и обоснование различных вариантов понятия «вид профессиональной деятельности»; показаны возможности соотнесения содержания и объема понятия «вид профессиональной деятельности» и понятия «занятие» в рамках групп занятий Общероссийского классификатора занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08); обосновано, что система профессиональных стандартов является, по сути, гибкой социально-экономической системой, поскольку профессиональный стандарт выступает и как экономическая, и как образовательная категория. Результаты исследования могут быть использованы при разработке соответствующих нормативных правовых актов по актуализации системы профессиональных стандартов, при формировании современного классификатора видов профессиональной деятельности, а также в текущей деятельности федеральных учебно-методических объединений (ФУМО) и советов по профессиональным квалификациям (СПК).

Ключевые слова: профессиональный стандарт; вид профессиональной деятельности; квалификационная характеристика; система профессиональных стандартов; сфера труда; профессиональная деятельность; трудовая деятельность; система образования.

Для цитирования: Волошина И.А., Новиков П.Н., Прянишникова О.Д. Научные подходы к понятию «Вид профессиональной деятельности» и практика его применения. Социально-трудовые исследования. 2024;56(3):18-31. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-18-31.

ORIGINAL PAPER

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE CONCEPT OF "TYPE OF PROFESSIONAL ACTIVITY" AND THE PRACTICE OF ITS APPLICATION

I.A. Voloshina a, P.N. Novikov a b, O.D. Pryanishnikova a

a' b All-Russian Scientific Research Institute of Labor, Moscow, Russia b Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia

ABSTRACT

In accordance with the list of instructions of the President of the Russian Federation following the results of the extended meeting of the State Council Presidium held on September 21, 2023, No. PR-2192GS (Clause 2), it is necessary to "ensure the updating of professional standards by providing for a flexible system that includes prompt specification of qualification characteristics by industry and types of professional activity, based on the unification of the process of developing professional standards using modern digital

* Перечень поручений по итогам расширенного заседания Президиума Госсовета // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/72657 (дата обращения: 10.06.2024).

© Волошина И.А., Новиков П.Н., Прянишникова О.Д., 2024

methods and optimization of the number of professional standards". In this regard, it seems very relevant to analyze in detail the concept of "type of professional activity" in its various aspects, bearing in mind both its narrow and broad interpretation, as well as the fact that the identification of types of professional activity, determining their list is an important link in the formation of a system of professional standards, ensuring the validity of qualification characteristics. The object of the study is a system of professional standards implemented in the field of labor and vocational education. The subject of the study is the concept of "type of professional activity", and its analysis in the field of labor and vocational education. The purpose of the study is the scientific substantiation of approaches to the content of the concept of "type of professional activity" for the formation of a flexible system of professional standards. The research methods include system analysis, synthesis, generalization, comparison, and systematization. The novelty of the paper: an integrated approach and justification for various versions of the concept of "type of professional activity" are presented; the possibilities of correlating the content and scope of the concept of "type of professional activity" and the concept of "occupation" within the occupational groups of the All-Russian Classifier of Occupations OK 010-2014 (ISC0-08) are shown; it is substantiated that the system of professional standards is a flexible socio-economic system since the professional standard is both an economic and educational category. The results of the study can be used in the development of relevant regulatory legal acts on updating the system of professional standards, in the formation of a modern classifier of types of professional activity, as well as in the current activities of federal educational and methodological associations and professional qualifications councils. Keywords: professional standard; type of professional activity; qualification characteristics; system of professional standards; sphere of labor; professional activity; labor activity; education system.

For citation: Voloshina I.A., Novikov P.N., Pryanishnikova O.D. Scientific approaches to the concept of "type of professional activity" and the practice of its application. Social and labor research. 2024;56(3):18-31. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-18-31.

ВВЕДЕНИЕ

Термины и понятия, входящие в словосочетание «вид профессиональной деятельности» хорошо изучены и известны, однако для всестороннего рассмотрения объекта и предмета исследования их предварительный краткий анализ нам все-таки необходим.

Для начала отметим, что понятие «вид» можно рассматривать в различных аспектах, трактовках, подразумевая разные смыслы1.

Так, согласно определению Философского энциклопедического словаря, биологический вид представляет собой «общность родственных между собой индивидов, известные признаки которых остаются относительно неизменными, совпадают». В логике же под видом подразумевают понятие, которое «образуется посредством выделения общих признаков в индивидуальных понятиях и само имеет общие признаки с другими видовыми понятиями; из понятия вида может быть образовано еще более широкое понятие - понятие рода» с соответствующими родовыми признаками. При этом в отношении подчиненных понятий вид может, в свою очередь, приобрести характеристики рода2. Например, видовое понятие «инженер-технолог» (родовым здесь является понятие «инженер») само может становиться родовым по отношению к видовым понятиям инженера-технолога в отраслевом разрезе (машиностроение, строительство, легкая промышленность и т.д.). Заметим, что и в биологии, и в логике, и в других науках речь идет об общих признаках в различных их проявлениях, что будет показано далее на примере видов профессиональной деятельности.

1 Первое представление о виде было создано еще Аристотелем, который определял вид как совокупность сходных особей.

2 Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФА-М, 1997. - С. 66.

Принято считать, что в логическом смысле вид «характеризует только соотношение объемов, подчинение меньшего по объему класса предметов (вида) большому по объему класса предметов (роду)»3. Распространена, впрочем, и несколько другая позиция, в соответствии с которой в отношении вида и рода выделяются два аспекта - понятийный и объемный. Поэтому при классификации можно обращать внимание или на связи понятий (признаков), или на связи объемов (родо-видовые отношения) этих понятий4.

И, наконец, при более широком, обобщенном подходе понятие вида трактуется как разновидность, тип (виды обучения, виды спорта5, виды деятельности)6.

Переходя к понятию деятельности, отметим следующее. В контексте нашего рассмотрения глубина формулировок этого понятия (точнее, категории), их масштабность не столь важна, поэтому воспользуемся достаточно общими определениями, не дискутируя ни по сути, ни по форме ее выражения.

Самое широкое философское определение деятельности как таковой - способ существования человека и социума. Деятельность оказывается своеобразной формой связи с миром, которая первична по отношению как к субъекту, так и к предмету деятельности.

Исследователи-социологи, философы, экономисты, специалисты в области педагогики и

3 Кондаков Н.И. Логический словарь. - М.: Изд-во «Наука», 1971. - С. 75.

4 Философский энциклопедический словарь. - М.; Советская энциклопедия», 1983. - С. 82.

5 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1998. - С. 82.

6 Естественно, что такие трактовки, как внешний вид, вид из окна, вид на жительство и т. п., в статье не рассматриваются.

психологии рассматривают деятельность человека в самых различных проекциях: как некий реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций [1]; как взаимосвязь противоположных, но предполагающих друг друга акций - опредмечивания и распредмечивания [2]; как силу, производящую культуру [3]; как совокупность определенных видовых форм (игры, учения, труда), необходимых в реальной жизни каждому индивиду и играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе [4]. В каждом из перечисленных направлений осуществлялся определенный срез человеческой деятельности с точки зрения аналитического подхода. Кроме того, по направленности выделяют познавательную, общественную, спортивную, художественную, творческую, техническую, профессиональную и др. деятельность [5].

Существует большое количество трактовок понятия деятельности, но их детальный анализ не является, как отмечалось, задачей нашего исследования.

По мнению С.Л. Рубинштейна, «понятие "деятельность" употребляется в очень широком и неопределенным смысле... Деятельность в собственном смысле слова - это предметная деятельность, это практика» [6]. М.С. Каган считает, что под деятельностью можно понимать «способ существования человека и соответственно его самого правомерно определить как действующее существо» [7]. Согласно подходу М. Коула и И. Энгестрема, деятельность основана на разделении труда, под которым они понимают распределение «объектно-ориентированных действий между членами сообщества». При этом различные составляющие деятельности не существуют независимо друг от друга, а выступают как система [8], а анализ деятельности раскрывает характеризующие ее внутренние отношения.

Мы будем исходить из того, что деятельность - это высшая форма человеческой активности, а именно целеустремленная активность, потенциально реализующая осознанную потребность субъекта. Деятельность реализуется в системе действий, направленных на достижение ее цели в определенных условиях [9; 10]. В рамках некоторого углубления отметим, что в центре психологической теории деятельности лежит принцип предметности, согласно которому предмет - не просто некий объект, существующий сам по себе и лишь воздействующий на субъект, а то, на что направлено действие субъекта, к чему он определенным образом относится и что выделяется им

из объекта в процессе его преобразования при выполнении внешнего или внутреннего действия [9]. Таким образом, подлинная деятельность (в том числе трудовая, профессиональная) всегда связана с преобразованием действительности. При этом целостная деятельность постоянно модифицируется и видоизменяется, например, действие при изменении его цели может стать операцией и т. д.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рассматривая понятие профессиональной деятельности, мы имеем прежде всего ввиду, что она является видом трудовой деятельности, под которой, в свою очередь, понимается «целесообразная, осознанная деятельность людей по созданию материальных, интеллектуальных, духовных благ, необходимых для удовлетворения как общественных, так и индивидуальных (личных) потребностей»7.

Близким к приведенному определению является и такое: трудовой называется «любая деятельность, которой занимаются лица любого пола и возраста при производстве товаров или оказании услуг для использования другими лицами или для собственного использования»8. Заметим, что в недавно принятом Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ сама занятость как таковая определяется через трудовую и иную деятельность, а в Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) занятие тоже трактуется именно как трудовая деятельность.

Возвращаясь к понятию профессиональной деятельности, подчеркнем, что оно имеет множество признаков и сложную структуру, поэтому его определения могут отличаться, но обязательным условием является прохождение человеком специальной подготовки, обучения. Поэтому мы будем использовать следующее определение: «Профессиональная деятельность - трудовая деятельность, осуществляемая в рамках сложившегося разделения труда, требующая соответствующей подготовки и приносящая доход»9. Заметим, что субъектом профессиональной деятельности являются люди,

7 Волошина И.А., Зайцева О.М., Новиков П.Н., Перова И.Т., Прянишникова О.Д. Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы: словарно-справочное пособие. - М.: Изд-во «Перо», 2021. - С. 38.

8 Приказ Росстата от 31 декабря 2015 г. № 680 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования системы показателей трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы, рекомендованных 19-ой Международной конференцией статистиков труда» // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/met-680.pdf (дата обращения: 10.06.2024).

9 Волошина И.А., Зайцева О.М., Новиков П.Н., Перова И.Т., Прянишникова О.Д. Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы: словарно-справочное пособие. - М.: Изд-во «Перо», 2021. - С. 26.

и выделяются различные категории субъектов (например, специалист или руководитель).

Необходимо отметить, что в законодательстве нашей страны нет определения понятия «профессиональная деятельность». В то же время использование этого термина весьма распространено. Складывается парадоксальная ситуация: не будучи строго определенным, понятие применяется в законах, регулирующих различные отношения (конституционные, административные, трудовые), причем в различных нормативных актах используются его различные трактовки. Так, например, согласно избирательному законодательству, профессиональная деятельность не совпадает со служебной, а является сугубо трудовой. В административном же законодательстве «профессиональная служебная деятельность» фигурирует как единая категория. В упомянутом выше законе о занятости от 2023 г. речь идет о профессиональной деятельности, подлежащей регистрации.

За недавнее время в российском законодательстве были регламентированы отдельные направления деятельности, относительно каждого из них принят специальный закон, касающийся режима осуществления этой деятельности. Так, например, урегулирована журналистская профессиональная деятельность, таможенная деятельность и профессиональная деятельность страховщиков, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность адвокатов и нотариусов, банковская деятельность, аудиторская деятельность и т. д.

Кроме того, в Российской Федерации законодательно определены следующие виды деятельности: на основе трудового договора и договора гражданско-правового характера, работа на государственной службе, предпринимательская деятельность.

В ряде научных публикаций имеет место единое понятие «трудовая профессиональная деятельность». В тоже время некоторые исследователи, характеризуя отличия профессиональной и трудовой деятельности, утверждают, что первая обладает статусно-ролевым характером и предполагает определенное социальное обозначение, что ведет к повышенным социальным (нравственным, этическим) требованиям к личности целом. Также некоторые авторы подчеркивают, что человек в своей профессиональной деятельности выступает в первую очередь как представитель определенной профессиональной группы, в трудовой же деятельности, в отличие от профессиональной, человек является субъектом труда, ответственным за продукт деятельности [11].

С последней частью этого утверждения не совсем согласны другие исследователи, которые утверждают, что ответственность за результаты и продукт деятельности, в современном обществе также относится к важным социальным требованиям. Так, проведенный этими авторами анализ особенностей профессиональной деятельности демонстрирует, что ее специфика связана с максимальной включенностью в социальный контекст, а следствием такой включенности становятся определенные социальные требования как к субъекту деятельности, так и к ее продукту (результату) и процессу труда. Профессиональная деятельность всегда инициируется государством, делегирующим субъектам деятельности выполнение какой-либо функции10 [12].

Большему пониманию сущности профессиональной деятельности служит теория системо-генеза, согласно которой в полной системе деятельности различают следующие подсистемы: личностно-мотивационную, компонентно-целевую, программную, информационную, а также принятия важных качеств [13].

Профессиональная деятельность определяется как деятельность человека по своей специальности в определенной сфере и отрасли производства: самостоятельно ставящего цели и профессиональные задачи; умеющего анализировать и регулировать предмет, задачи и средства труда; достигшего результата, который соответствует стандартам [14, с. 22].

Развернутые характеристики профессиональной деятельности приводятся также в исследовании Н.С. и Е.Ю. Пряжниковых [15]: ограниченный вид трудовой деятельности; общественно-полезный характер деятельности; необходимость специальной подготовки субъекта деятельности; материальное и моральное вознаграждение субъекту труда за деятельность; деятельность, дающая человеку определенный социальный статус; отношение субъекта к данной работе как к своей профессии.

Таким образом, профессиональная деятельность представляет собой сложную, имеющую много признаков систему, интегрирующим звеном которой является, как отмечалось, субъект труда11. Не углубляясь более в теоретические аспекты, подчеркнем: взаимодействие всех компонентов этой системы в многообразии ее харак-

10 Адаптация студентов и выпускников вуза к профессиональной деятельности как условие их конкурентоспособности. Монография. - М.: Всероссийская государственная налоговая академия. 2009.

11 Энциклопедический словарь по психологии и педагогике // Академик. URL: https://psychology_pedagogy.academk.ra/5678/деятельность_ профессиональная (дата обращения:11.06.2024).

терных признаков обеспечивается именно субъектом труда.

Профессиональная деятельность реализуется в различных своих проявлениях: видах, профессиях - как в сфере труда, так и в системе образования.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВИДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Под системой профессиональных стандартов понимается «комплекс взаимосвязанных нормативных правовых и методических документов и мероприятий, определяющих современный формат квалификационных требований к видам профессиональной деятельности. Она направлена на повышение качества подготовки кадров, конкурентоспособности граждан на рынке труда, эффективности производственных (бизнес-) процессов и в целом обеспечивает развитие национальной системы квалификаций»12. В более широком аспекте система профессиональных стандартов является гибкой13 социально-экономической системой, что обусловлено сущностью профессионального стандарта как экономической и образовательной категории14.

Можно выделить следующие признаки гибкости рассматриваемой системы:

• адаптация к экономическим и социальным ситуациям, возникающим в сфере труда и занятости (у работодателей, на рынке труда); может, например, реализовываться в форме «оперативной конкретизации квалификационных характеристик по отраслям и видам профессиональной деятельности»15;

• динамичность - способность изменяться со временем в зависимости от состояния и созданных условий (в том числе за счет приведения к единообразию процесса разработки профессиональных стандартов с помощью современных программных методов);

12 Волошина И. А., Зайцева О. М., Новиков П. Н., Перова И. Т., Прянишникова О. Д. Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы: словарно-справочное пособие. - М.: Изд-во «Перо», 2021. - С. 34.

13 Гибкий - легко поддающийся изменениям, преобразованиям (см. Современный толковый словарь русского языка/ Глав.ред. С.А. Кузнецов.

- М.: Ридерз Дайджест. 2004, С. 125).

14 Обратим внимание, что в общепринятом смысле система представляет собой качественную характеристику уровня, и прежде всего

- степени упорядоченности какого-либо объекта, взаимосвязей, образующих его предметов, явлений, протекающих в нем процессов, но не характеристику самого объекта и его сути. При этом системность может быть присуща только целостному объекту - именно уровень целостности определяет и уровень системности.

15 Новые профессии в социальной сфере: гибкие навыки и их примене-

ние в отдельных отраслях социальной сферы // Совет Федерации Феде-

рального Собрания Российской Федерации. - Аналитический вестник № 10 (860). - С. 54.

• модифицируемость - возможность изменения, исключения и внесения дополнительных параметров, вероятность появления которых можно предположить в течение какого-то времени (в том числе возможность оптимизации количества профессиональных стандартов);

• инвариантность: 1) возможность использовать для организаций (предприятий) различного типа в различных областях профессиональной деятельности, отраслях экономики; 2) возможность применения при организации и предоставлении образовательных услуг по различным образовательным программам.

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям рассмотрел вопросы гибкости системы профессиональных стандартов в докладе «О результатах и направлениях развития национальной системы квалификации в Российской Федерации»16. Данные аспекты в докладе анализируются как с организационной точки зрения (сокращение сроков разработки и утверждения профессиональных стандартов), так и в отношении дальнейшего использования формата квалификационных характеристик и профессиональных квалификаций для описания новых профессий.

Отметим, что на начальном этапе развития понятийного аппарата системы профессиональных стандартов речь шла о видах не профессиональной, а трудовой деятельности. На ранних этапах создания данной системы планировалось разрабатывать профессиональные стандарты по виду экономической деятельности, а не на вид профессиональной деятельности, как это принято в настоящее время.

В этой связи сделаем еще одно небольшое отступление и обратим внимание на следующее. В понятийном аппарате системы квалификаций экономической называется «деятельность, включенная в систему хозяйственно-экономических отношений, приносящая заработок, доход. Эта деятельность имеет место тогда, когда осуществляется процесс, имеющий целью производство продукции (услуг), предназначенной для реализации на рынке»17. И хотя целевая направлен-

16 О результатах и направлениях развития национальной системы квалификации в Российской Федерации // Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. URL: https://nspkrf.ru/documents/docs-1/16253-doklad-natsionalnogo-soveta-pri-prezidente-rossiiskoi-federatsii-po-professionalnym-kvalifi-katsiyam-o-rezultatakh-i-napravleniyakh-razvitiya-natsionalnoi-sistemy-kvalifikatsii-rossiiskoi-federatsii/file.html (дата обращения: 11.06.2024).

17 Формирование системы профессиональных квалификаций: словар-но-справочное пособие. - М.: Изд-во «Перо», 2016. - С. 42.

ность профессиональной и экономической де-18

ятельности различны18, все же с определенным допущением можно сказать, что трудовая, профессиональная деятельность, будучи включенной в экономические отношения, приобретает

-19

характер деятельности экономической19.

Напомним, что в «Положении о профессиональном стандарте» и в «Макете профессионального стандарта», утвержденных распоряжением Президента Российского союза промышленников и предпринимателей № РП-46 от 28 июня 2007 г., было дано следующее определение вида трудовой деятельности - «составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций»20. При этом область профессиональной деятельности может являться частью вида экономической деятельности и корреспондироваться в той или иной мере с несколькими ее видами. По сути, в такой трактовке понятие вида трудовой деятельности адекватно понятию обобщенной трудовой функции (ОТФ), которое в настоящее время применяется в системе профессиональных стандартов21.

Несколько иное определение предлагалось в словаре-справочнике терминологии профессионального образования: «Вид профессиональной деятельности - совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами 22

труда».

18 В контексте ОКВЭД объектом экономической деятельности является организация, объектом профессиональной деятельности - человек.

19 Нельзя не отметить, что в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД2) нет четкого определения понятия именно вида экономической деятельности. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно использовать формулировку, предложенную Общегосударственным классификатором Республики Беларусь, в которой вид экономической деятельности определяется как «процесс, когда материальные ресурсы, оборудование, труд, технология сочетаются таким образом, что это проводит к получению однородного набора продуктов (товаров и услуг)». См. ОКРБ 005-2011 // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. URL: https://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-pdf/klassШkatory/ОКРБ%20005-2011_30_12_2016. pdf (дата обращения: 11.06.2024).

20 Положение о профессиональном стандарте // Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: https://clck.yandex.ru/redir/ nW0_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZK0HRaTENSMFc4S0V0RTlENVJ5Ykhq RmphaEFuWExp03dRX3hMZ1lMdmZrLTBCUUd0MzFjTE1jUD0tU0c2WEo wWWdoV3M0eFdFNVkteEM2SHV2YlJC0kw3c3pybUlsUEd60WhTRk5WcH Z1RkU4TkdhZEFJcVFxenpXcHB2N3hUaTVZVy1xRnFLeENqLWF4X3gtZ1N 6VFNaaGJyd2xSN1BETmVV&b64e=2&sign=c1d62fe6d4b4e439c4af73a8c0 89bb70&keyno=17 (дата обращения: 11.06.2024).

21 См. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта. Утверждены приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н.

22 Современное российское профессиональное образование: словарь-

справочник/ авт.-сост. В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н.

Лейбович, П. Н. Новиков - М.: Федеральный институт развития обра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зования. 2010.С.6.

Согласно перечню поручений Президента РФ Правительству России по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов (поручение № Пр-3050 от 26 декабря 2013 г.), при переходе на государственное регулирование предусматривалась разработка национального классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности с учетом их востребованности на рынке труда23. Это поручение было реализовано в форме приказа Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 667р «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)». Само же понятие «вид профессиональной деятельности» было определено в Методических рекомендациях по разработке профессионального стандарта, утвержденных приказом Минтруда России № 170н от 29 апреля 2013 г.: это «совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда»24. Текущая правовая действительность такова, что на данный момент именно эта формулировка является единственной официальной в нормативных правовых документах Российской Федерации.

В Методических рекомендациях Минтруда России также определены сопряженные термины, причем определения сформированы по принципу матрешки: трудовая функция - система трудовых действий; обобщенная трудовая функция - совокупность трудовых функций; вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций. Уточним также, что в данной логике область профессиональной деятельности понимается как совокупность ее видов.

Практика подтвердила обоснованность такой технологической структуры, которая соотносится со структурой профстандарта, отраженной в его макете. Выбранная схема позволила разработать более 1600 профессиональных стандартов в различных областях профессиональной деятельности. Во ВНИИ труда в развитие Методических рекомендаций, утвержденных Минтрудом России, были разработаны Методические рекомендации по формированию содержания профессиональных стандартов25. В данном документе

23 Перечень поручений по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов // Президент России. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/19935/print (дата обращения: 10.06.2024).

24 Приказ № 170н от 29 апреля 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта» // Минтруд России. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/104 (дата обращения: 11.06.2024).

25 Волошина И. А., Прянишникова О. Д., Клинк О. Ф., Зайцева О. М., Новиков П. Н. Методические рекомендации по формированию содержания профессиональных стандартов. - М.: Изд-во «Петро», 2020.

более детально раскрыты положения, касающиеся определения ВПД, названы основные признаки корректного выделения ВПД (технологические, квалификационные, функциональные)26.

Отметим, что развернутые подходы к анализу ВПД были также предложены группой экспертов. Они включали получение соответствующих данных по ряду позиций и выделенную на этой основе структуру описания ВПД с конкретными при-

27

мерами27.

ВПД является основным элементом содержания профстандарта, учитывает отраслевую и производственную специфику, должен отражать объективность и обоснованность связи производственного (бизнес-) процесса и работников (прежде всего их квалификаций, а также возможных наименований должностей/профессий), реализующих данный процесс. Еще раз подчеркнем, что ВПД должен быть выделен, исходя из сложившегося разделения труда, на основе анализа производственных и бизнес-процессов.

Приведем далее ряд примеров, отражающих отдельные подходы к выделению ВПД.

На наш взгляд, наименования ВПД в нижеприведенных профстандартах достаточно обоснованы. Так, профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации газового оборудования жилых и общественных зданий» определяет вид профессиональной деятельности так: «Эксплуатация газового оборудования жилых и общественных зданий». Признаками выделения ВПД здесь являлись характер труда (эксплуатация) и предмет труда (газовое оборудование жилых и общественных зданий). В профессиональном стандарте «Специалист по эксплуатации лифтового оборудования» ВПД определен как «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт (модернизация) лифтов». В этом случае признаки выделения труда аналогичны предыдущему примеру: характер труда - эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт (модернизация), предмет труда - лифты.

В ряде других областей профессиональной деятельности ВПД трактовался разработчиками в более обобщенном виде. В частности, в области здравоохранения в профессиональном стандарте «Врач-биохимик» вид профессио-

26 Названные основные признаки базировались на имеющихся в экономике труда место таких основных формах разделения ВПД, как отраслевая, предметная (по типу выпускаемого продукта), функциональная (по направлению профессиональной работы), квалификационная (по уровню подготовки специалистов).

27 Прокопов Ф. Т., Муравьева А. А., Олейникова О. Н., Подольский Д. А., Уткина В. В. Профессиональные стандарты. Рекомендации по анализу трудовой деятельности и разработке функциональных карт. - М.: Виртуальная галерея,2014.

нальной деятельности определен как «Практическая и теоретическая деятельность в области медицинской биохимии», в профстандартах «Врач-инфекционист» - как «Врачебная практика в области инфекционных болезней», а «Врач-невролог» - как «Врачебная практика в области неврологии» и т. п.

Разработчики использовали и другие, порой более глубокие аспекты выделения ВПД. Например, различные подходы могут применяться при определении видов финансовой деятельности. Можно брать за основу, во-первых, разные аспекты самого понятия «финансы» (система экономических, либо воспроизводственных, либо денежных отношений), а во-вторых, разные грани их функционального назначения (аккумулирующая, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контролирующая функции). В утвержденных профессиональных стандартах для финансовой сферы для выделения ВПД использовалось функциональное назначение финансов [16; 17].

Подчеркнем еще один существенный момент. При разработке ряда профстандартов границы ВПД определялись в месте перехода к профессиональной деятельности, требующей принципиально иных знаний, умений, квалификации. Такой «водораздел» проходил, как правило, на 5-6-м уровнях квалификации28, т. е. деятельность, характерная для конкретного производственного, технологического или бизнес-процесса, относящегося ко второму-четвертому (иногда пятому) уровням квалификации, выделялась в один ВПД, а деятельность, типичная для шестого-седьмого (иногда пятого) уровней квалификации, относилась уже к другому ВПД. Заметим, что такой подход применялся не во всех профстандартах.

В настоящее время вид профессиональной деятельности разработчики профстандартов выделяют самостоятельно с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД-2) и Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ)29, однако при работе с этими классификаторами эксперты используют разные подходы (вопросы возможного выделения ВПД в рамках начальных групп ОКЗ будет рассмотрен ниже).

В целом на основе проведенного анализа можно сделать следующий вывод. В рамках оправдавшего себя действующего технологического построения разработки профессиональных стан-

28 См.: уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Утверждены приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. № 148р.

29 Методические рекомендации по разработке профессионального стан-

дарта. Утверждены приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н.

дартов и используемого понятийно-терминологического аппарата виды профессиональной деятельности, их границы в различных ее областях выделялись зачастую по-разному, иногда без четких критериев. Кроме того, практика показала, что в силу сложности и неоднозначности выделения самого ВПД, еще большие затруднения вызывает формулировка его цели, которая в некоторых профессиональных стандартах определена недостаточно корректно.

Существует немало других подходов и точек зрения, касающихся сущности понятия «вид профессиональной деятельности», в контексте теории и практического применения профстандар-тов, его актуализации и уточнения по различным основаниям.

Во-первых, в сфере труда закрепилось использование словосочетания «вид профессиональной деятельности» в значении «профессия» (в широком смысле)30: «Общественно признанный, относительно устойчивый, функционально обоснованный в рамках разделения труда вид профессиональной деятельности, требующий наличия комплекса компетенций, которые приобретаются в результате профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования или в процессе труда («практического опыта)»31. Добавим, что трактовка понятия «профессия» в профессионально-трудовой и образовательной терминологии была детально исследована авторами в статье [18].

То есть термин «вид профессиональной деятельности» употребляется здесь в ином аспекте, чем в профстандарте. Поэтому ряд экспертов предлагает заменить «вид профессиональной деятельности» в определения понятия профессии на «род профессиональной деятельности», считая, что совокупность ВПД и составляет профессию. При этом предлагается следующая трактовка: ВПД - составная часть профессии, отражающая профессиональную однородность объекта труда, которая характеризуется общностью содержания, условий, требований. Можно сказать, что при подобном подходе в той или иной мере отражаются и родовидовые отношения, и понятийные (признаковые) связи, о которых говорилось выше.

Во-вторых, приведенное выше официальное определение вида профессиональной деятельно-

сти («совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда») является, по сути, одной из характеристик данного понятия и, соответственно, не раскрывает содержание термина, не позволяет очертить его границы32. И в этой связи, возвращаясь еще раз к понятию вида, почеркнем, что вид как таковой, с учетом характеризующих его общих признаков, может реализовываться в различных проявлениях. Поскольку профстандарты формируются в логике сочетания процессного и системного подходов, мы рассматриваем ВПД именно в деятельностном аспекте, что соответствует Международным стандартам ISO33.

Сказанное дает основание ввести в нормативную базу понятие бизнес-процесса и предложить следующую формулировку: обобщенный вид профессиональной деятельности - это совокупность бизнес-процессов, выделяемых в рамках области профессиональной деятельности по признаку единства цели и общности объектов профессиональной деятельности34.

На наш взгляд, обе приведенные формулировки в целом корреспондируют с Международным стандартом ISO: вид работ - один простой процесс, в результате выполнения которого создаются в полном объеме или частично отдельные элементы комплексного процесса.

И, наконец, в-третьих, важным новым направлением исследования и использования ВПД является роль и место этого понятия в содержании начальных групп занятий Общероссийского классификатора занятий с учетом формирования гибкой системы, включающей оперативную конкретизацию квалификационных характеристик нового типа (далее - КХ)35.

Выбор именно ОКЗ в качестве основы для формирования реестра (перечня) ВПД объясняется рядом причин: необходимостью систематиза-

30 Официальное определение понятия профессии в нормативных правовых актах в нашей стране отсутствует.

31 Волошина И. А., Зайцева О. М., Новиков П. Н., Перова И. Т., Прянишникова О. Д. Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы: словарно-справочное пособие. - М.: Изд-во «Перо», 2021. - С. 30.

32 Здесь неизвестное (ВПД) определяется через неизвестное (ОТФ), в то время как в соответствии с законами логики должно быть отношение взаимного тождества обеих составных частей определения: определяемого и определяющего (т. е. существенных признаков, которые оставляют содержание определяемого).

33 Процесс - совокупность взаимосвязанных и/или взаимодействующих видов деятельности (см. Международные стандарты ISO серий 900-15000, адаптации - ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (утв. приказом Росстандарта от 28.09.2015 г. № 1390-ст.)).

34 Термин «обобщенный вид профессиональной деятельности» использовался в системе образования, что будет более подробно рассматриваться далее.

35 В настоящее время под квалификационной характеристикой (КХ) понимается описание особенностей профессиональной деятельности (профессии, вида профессиональной деятельности) и квалификационные требования, учитывающие отраслевую специфику профессии или специализацию производства. Макет КХ, регламент их формирования и согласования находится в настоящее время на этапе разработки и апробации в рамках формирования гибкой системы профессиональных стандартов.

ции и классификации видов профессиональной деятельности, создания объективной базы для обоснованного выделения ВПД в целях развития гибкой системы профессиональных стандартов. Опираясь на классификацию занятий, представленную в ОКЗ, и на опыт по выделению ВПД, можно предложить обновленный подход по определению ВПД в целях разработки профессиональных стандартов и КХ.

Представленный нами в разделе «Введение» анализ показывает, что для выделения видов прежде всего необходимо определить видовые признаки, причем они будут зависеть от целей и задач, для решения которых выделяют виды. Именно различием видовых признаков, используемых для выделения ВПД, можно объяснить многообразие классификаций ВПД.

Выделение ВПД в целях формирования проф-стандартов и КХ призвано обеспечивать решение широкого круга задач, связанных с рациональным использованием и подготовкой квалифицированных кадров. Видовые признаки, которые будут использоваться в этом случае, должны отражать современное объективно существующее разделение труда, а также сложившиеся фундаментальные, базовые принципы функционирования системы профессионального образования (уровни, виды, направленность (профиль) образования). Следует подчеркнуть, что несмотря на то, что базовые принципы этих процессов сохраняются, обеспечивая преемственность, взаимосвязь систем на разных этапах их развития, правила функционирования системы профобразования находятся в постоянном движении и систематически корректируются, т.е. не являются (как и разделение труда) статичными.

Известно, что в любом понятии отражаются и фиксируются существенные признаки вещей, предметов, явлений. В самом общем случае признаки могут быть сведены к свойствам, состояниям, действиям и их результатам, что целесообразно учитывать при обосновании признаков (и вытекающих из них критериев), по которым нужно выделять ВПД в сфере труда, в частности, в системе профстандартов.

Используя практику разработки и применения профстандартов, в основе которой находится ВПД, для использования в качестве видовых можно предложить следующие признаки: а) объект и предмет труда; б) способы, методы, технологии воздействия на объект и/или предмет труда; в) условия, контекст труда. В этом случае ВПД можно определить, как профессиональную деятельность

в рамках конкретной области ПД, которая отличается специфическим объектом (предметом) труда и характерным набором технологий, методов, способов воздействия на этот объект.

Такой подход в целом соответствует существующим принципам выделения ВПД при разработке профессиональных стандартов. Однако для обеспечения критериев более четкого разделения видов ПД при разработке профстандартов (для исключения их дублирования и пересечения) и при формировании КХ (дифференциации ВПД для профстандартов и КХ) необходима конкретизация и/или дополнение видовых признаков. Например, для обоснования выделения/разграничения ВПД для профстандартов можно, во-первых, использовать конкретизацию предмета труда и различие в перечнях трудовых функций и/или в профессиональных компетенциях, необходимых для выполнения аналогичных трудовых функций, во-вторых, дополнить это сопоставлением профессиональных образовательных программ, обеспечивающих получение квалификаций, необходимых для выполнения ВПД. Выделение ВПД для КХ можно проводить, конкретизируя (уточняя) предмет труда, перечни трудовых действий и/или профессиональных компетенций.

Подтверждение выводов по разграничению ВПД можно обеспечить только по результатам дополнительного анализа профессиональной деятельности: сопоставления трудовых функций и трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний, а также профессиональных образовательных программ, которые соответствуют каждому из рассматриваемых ВПД.

Говоря об обновленном подходе, следует учитывать, что в ОКЗ классификация занятий и разделение их на группы (систему групп) проводится по уровню квалификации (связан с уровнем профобразования, обучения) и специализации. Последняя может быть отраслевой (в соответствии с принадлежностью занятия к определенной отрасли) и профессиональной. Профессиональная специализация занятия отражает его специфику в соответствии с требуемыми знаниями, особенностями технологических или бизнес-процессов, характером используемых машин и инструментов, обрабатываемых или применяемых материалов, видов производимых товаров или услуг. Таким образом, специализация может основываться как на специализации объектов труда (отраслевая), так и на специализации трудовых функций (профессиональная).

Соответственно, использование при выделении и классификации ВПД подходов, реализу-

емых в ОКЗ, не потребует пересмотра базовых принципов формирования ВПД, применяемых ранее. При этом будет обеспечено более четкое обоснование выделения каждого ВПД, показано, где и в чем были допущены ошибки при выделении ВПД, как можно их устранить. Следует подчеркнуть, что такая работа (формирование на основе ОКЗ и других источников современного классификатора ВПД) не может быть проведена только с формальных позиций, поскольку она требует тщательного экспертного анализа каждой начальной группы, сопоставления его результатов по нескольким родственным (профильным) начальным группам, обсуждения и согласования сформированных предложений по выделению ВПД. Речь может идти также и о введении ВПД в качестве дополнительного параметра в ОКЗ в целях сопряжения с системой профессиональных стандартов, включая КХ нового типа.

ПОНЯТИЕ ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 1 сентября 2008 г. опубликовал разъяснения по формированию федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) высшего профессионального образования (3-е поколение). Данный документ в отношении бакалавров и магистров определяет вид профессиональной деятельности как методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования36.

В этих документах также были определены такие понятия, как область и объект профессиональной деятельности. В содержании ФГОС высшего профессионального образования (далее - ВПО) в разделе «Характеристика профессиональной деятельности бакалавров» (подраздел «Виды профессиональной деятельности бакалавров») указаны научно-исследовательская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная, педагогическая и другие обобщенные виды ПД в зависимости от направления подготовки выпускника. При этом конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, вуз должен

36 Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: законодательно-нормативная база проектирования и реализации. URL: https://www.miigaik.ru/education/ umo/documents/methodical-materials/20101129193958-7679.pdf (дата обращения: 11.06.2024).

был определять совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса с учетом профиля подготовки выпускника. Кроме того, в подразделе «Задачи профессиональной деятельности» указывались задачи в соответствии с выделенными видами ПД и с учетом профстан-дартов (при их наличии). Если профессиональные стандарты еще не были разработаны, то перечень задач должен был формироваться разработчиками ФГОС ВПО при обязательном участии работодателей. Ситуация со ФГОС магистратуры аналогична бакалавриату.

В принятом позже Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не дано определение термина «вид профессиональной деятельности», однако сам термин используется в тексте закона: при определении понятия квалификации как характеристики подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, а также при указании направленности программ профессиональной переподготовки на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации37.

Исходя из этого можно прийти к выводу, что определение исследуемого понятия вида ПД аналогично (во всяком случае для высшего и соответствующего дополнительного образования) определению, приведенному в вышеуказанных разъяснениях.

Однако в Федеральном законе от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"» термин «вид профессиональной деятельности» был конкретизирован с акцентом на сферу труда и используемую в ней терминологию. Так, в ст. 11 (ч. 5) определено, что ФГОС профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также (выделим это особо) - по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством. В таком же аспекте об областях и видах ПД говорится также в ст. 81 данного закона. Иными словами, понятие вида профессиональной деятельности и

37 Волошина И. А., Зайцева О. М., Новиков П. Н., Перова И. Т., Пряниш-

никова О. Д. Термины и понятия профессионально-квалификационной сферы: словарно-справочное пособие. - М.: Изд-во «Перо», 2021. С.5,6.

его определение, используемое в сфере труда, в частности, в системе профессиональных стандартов, может применяться и в системе образования.

Исходя из этого в последующих нормативных правовых актах системы профобразования, в частности, в приказе Министерства науки и высшего образования РФ от 8 сентября 2021 г. № 82 «О внесении изменений в федеральные образовательные стандарты высшего образования - магистратура по направлениям подготовки» было установлено, что при определении профессиональных стандартов образовательная организация осуществляет выбор профстандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС высшего образования (далее - ВО) и/или иных профстандартов, соответствующих ПД выпускников из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» (http://profstandart. rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих профстандартов). Аналогичные изменения в отношении ФГОС бакалавриата также были приняты в соответствующем приказе Министерства науки и высшего образования РФ.

Что касается понятийно-терминологического аппарата, то сейчас во ФГОС ВО используются, как правило, следующие универсальные формулировки для обозначения общих типов задач (подчеркнем: именно задач, а не видов) профессиональной деятельности выпускника: научно-исследовательский, педагогический, организационно-управленческий, технологический, проектные и др. (нетрудно заметить совпадение типов задач с наименованиями видов профессиональной деятельности, которые указывались ранее во ФГОС ВПО). При этом разработчики ФГОС ВО не ограничены только этим перечнем типов задач: они могут использовать и другие типы, определенные по результатам анализа профессиональных стандартов и соответствующие тем требованиям к компетенциям выпускников данного направления подготовки, которые предъявляет к ним рынок труда.

При разработке ФГОС ВО и соответствующих образовательных программ задачи ПД сопоставляются с обобщенными трудовыми функциями и трудовыми функциями профессионального стандарта38. При этом, официального определения по-

38 Зайцева О. М. и др. Рекомендации по применению профессиональных стандартов при разработке образовательных программ / О. М. Зайцева, П. Н. Новиков, Ю. Э. Волошановская, А. А. Гончарова, Н. М. Савина. - М.: Изд-во «Перо», 2023. С. 26.

нятия «задачи профессиональной деятельности» в системе образования не дается, поэтому для целей упомянутых выше рекомендаций приводится следующее рабочее определение: «Задачи профессиональной деятельности - освоение трудовых функций профессионального стандарта, к выполнению которых на основе профессиональных компетенций подготавливается выпускник для соответствующей профессиональной деятельности»39.

Вышесказанное может быть использовано при разработке программ базового и специализированного высшего образования в рамках пилотного проекта в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования»40 и постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2023 г. № 1302 «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования»41.

Во ФГОС среднего профессионального образования (далее - СПО) во избежание дублирования с терминами профессиональных стандартов используются понятия «основной вид деятельности» и «вид деятельности». В настоящее время действуют три поколения ФГОС СПО, причем в стандартах, утвержденных в 2014 г., перечень профессиональных стандартов, соответствующий видам профессиональной деятельности выпускников, не приводился.

Во ФГОС СПО второго поколения, принятых в период с 2016 г. до 17 мая 2022 г. на основании соответствующих перечней42, приложен список основных видов деятельности (ОВД), к которым должен быть готов выпускник согласно получаемой квалификации.

Во ФГОС СПО третьего поколения, утвержденных после 17 мая 2022 г. на основании соответствующих перечней43, при разработке

39 Возможны и другие подходы к определению этого понятия, например, задача профессиональной деятельности - цель, которая достигается при реализации определенных действий над объектом (совокупностью объектов) профессиональной деятельности.

40 Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005 (дата обращения: 12.06.2024).

41 Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/0001202308140015 (дата обращения: 12.06.2024).

42 Приказ Минобрнауки России от 29.20.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

43 Приказ Минпросвещения России от 17.05.2022 г. № 336 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

примерных образовательных программ для определения видов деятельности используется приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)», а также информация, размещенная на сайте этого министерства и нашедшая отражение в перечне профессиональных стандартов, прилагаемых к ФГОС СПО.

Так, методические рекомендации44 предписывают следующие действия разработчикам примерных образовательных программ СПО по новым и актуализированным ФГОС:

• в разделе «Характеристика профессиональной деятельности» привести все указанные во ФГОС СПО наименования видов деятельности, из которых образовательная организация в своей основной профессиональной образовательной программе заполнит данные пункты самостоятельно с учетом выбранной траектории и с указанием только тех профессиональных модулей, которые выбраны для усвоения;

• в разделе «Планируемые результаты освоения образовательной программы» указать в табличной форме виды деятельности и соответствующие им профессиональные компетенции из ФГОС СПО, сформированные на основе профессиональных стандартов (при наличии). При разработке ФГОС СПО второго и третьего

поколения, соответствующих примерных образовательных программ авторы этих стандартов и программ (ФУМО по соответствующей укрупненной группе специальностей) выбирали такие формулировки базовых понятий, которые либо были производными от соответствующих понятий системы профстандартов, либо совпадали с ними, что делало возможным их сопоставление. В частности, выделим понятия «основной вид деятельности» и «вид деятельности», которые сопоставляются с понятием «обобщенная трудовая

функция», используемым в профессиональном

45

стандарте45.

Обратим также внимание на точку зрения, что рынок труда в последнее время игнорирует образовательную терминологию, в частности, понятие компетенции, закрепив законодательно

44 Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО от 27.07.2021 г. № 161 «Методические рекомендации по разработке (актуализации) примерных основных образовательных программ по новым и актуализированным федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования».

45 Зайцева О. М. и др. Рекомендации по применению профессиональных стандартов при разработке образовательных программ / О. М. Зайцева, П. Н. Новиков, Ю. Э. Волошановская, А. А. Гончарова, Н. М. Савина. - М.: Изд-во «Перо», 2023.

собственный альтернативный категориальный аппарат содержания профессиональной деятельности. По этому поводу можно сказать следующее. Во-первых, конкретное определение понятия компетенции (в образовательном аспекте) в законе об образовании отсутствует. Это объясняется аморфностью сути компетенции, заложенной уже в самой существующей реальности [19]. Во-вторых, использование в системе образования отдельных понятий из сферы труда касается только профессиональной составляющей содержания обучения (что, на наш взгляд, вполне оправданно) и не затрагивает общенаучного, общеобразовательного и общекультурного аспектов, вопросов воспитания, а также образовательных технологий и других составляющих образовательного процесса.

ВЫВОДЫ

Вид профессиональной деятельности, равно как и сама ПД, является многоаспектным понятием, имеющим определенные признаки и сложную структуру. При имеющих место подходах к выделению и классификации видов профессиональной деятельности за основу берутся различные признаки.

С позиции логического подхода понятие «вид профессиональной деятельности» является собирательным, и в зависимости от цели применения может приобретать характер как родового, так и видового понятия.

В рамках нашего исследования был проведен поэлементный анализ словосочетания «вид профессиональной деятельности» с выделением общих признаков понятия «вид», уточнением понятий «деятельность» и «профессиональная деятельность».

В сфере труда словосочетание «вид профессиональной деятельности», входя в состав понятий «профессия» и «профессиональный стандарт», имеет двойное применение, что является свидетельством проявления принципа дихотомии как раздвоенности и последовательного деления на две части.

При новых подходах, предлагаемых исследователями и экспертами, вид профессиональной деятельности с точки зрения более общих категорией соотносится с категорией «особенное», проявляясь и как «общее» (обобщенный ВПД) и как «единичное» (составная часть профессии).

Для сопряжения и гармонизации представляется обоснованным использование в системе образования (в части профессиональной составляющей содержания обучения) терминов и по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нятий из сферы труда, в том числе применяемых в системе профстандартов. Система образования должна как бы отзеркаливать понятийно-терминологический аппарат сферы труда, но, исходя из своей природы, может также вносить определенные «искажения». Иными словами, в зависимости от цели отдельные, внешне одинаковые, термины в сфере труда и системе образования могут подразумевать различные сущности. В этом случае целесообразно их смысловое сопоставление и, если это возможно, определенное сопряжение. Поэтому для обоснованного пересечения этих сущностей необходимо договариваться о понятиях.

Наряду с этим в самой сфере труда не следует смешивать два вида сущностей: собственно профессиональную деятельность (область профессиональной деятельности, вид профессиональной деятельности, обобщенную трудовую функцию, трудовую функцию, трудовое действие и т. п.) и

как бы погружение (представление) профессиональной деятельности в систему трудовых отношений человека, работника (квалификацию, профессию, специальность, должность и т. п.). Наличие данного «водораздела» позволит не допускать имеющейся в ряде случаев подмены понятий, учитывая, например, что квалификация относится, прежде всего, к человеку, а профессиональный стандарт - к деятельности.

Представленные направления, подходы к исследуемому понятию вида профессиональной деятельности отражают его сложность и много-аспектность. Поэтому для эффективного практического применения этого понятия в целях формирования обновленной, гибкой системы профессиональных стандартов, способствующей развитости рынка труда в части спроса и предложения рабочей силы, необходима договоренность всех заинтересованных сторон, включая систему профессионального образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии, 1972;(9).

2. Батищев Г.С. Избранные произведения / Под общ.ред. З.К. Шадкеновой. Алматы: Институт философии, политики и религиоведения КН МОН РК, 2015.

3. Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности// Вопросы философии, 1972;(10).

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

7. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., Политиздат, 1974.

8. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, Изд-во Института психологии РАН, 1997.

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983;(1).

10. Давыдов В.В. Теория развивающегося обучения. М.: ИНТОР, 1996.

11. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000.

12. Якунина Ю.Е. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек»: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2004.

13. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

14. Назарова А.В. Формирование готовности выпускников ссузов к профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тула, 2006.

15. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001.

16. Новиков П.Н., Новикова Т.Р. Профессиональные стандарты финансовой деятельности - понятийный аппарат // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015;(31).

17. Моисеев А.В., Мурычев А.В., Маштакеева Д.К., Новиков П.Н. О деятельности Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка// Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017;(1):52-61.

18. Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М. Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016;(10):85-97.

19. Зуев В.М., Новиков П.Н., Ишина М.С. Человеческий фактор современной экономики: тенденции изменения содержания понятий// Социально-трудовые исследования, 2023;4(53):8-17.

REFERENCES

1. Leontiev A.N. The problem of activity in psychology. Voprosy Filosofii = Questions of Philosophy. 1972;(9). (In Russ.).

2. Batischev G.S. Selected works/ Under the general editorship of Z.K. Shadkenova. Z.K. Shadkenova. Almaty: Institute of Philosophy, Politics and Religious Studies KN MES RK; 2015. (In Russ.).

3. Markarian E.S. Systemic study of human activity. Voprosy Filosofii = Questions of Philosophy. 1972;(10). (In Russ.).

4. Ananyev B.G. Man as a subject of cognition. Л.; 1969. (In Russ.).

5. Klimov E.A. The Image of the World in Different Types of Professions. M.: MGU; 1995. (In Russ.).

6. Rubinstein S.L. Problems of General Psychology. М.; 1973. (In Russ.).

7. Kagan M.S. Human activity (experience of system analysis). M., Politizdat; 1974. (In Russ.).

8. Cole M. Cultural-historical psychology: the science of the future. M.: Cogito-Center, Publishing House of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 1997.

9. Leontiev A.N. Selected psychological works. 2 Vol. M.; 1983;(1). (In Russ.).

10. Davydov V.V. Theory of developing learning. M.: INTOR; 1996. (In Russ.).

11. Kuznetsov I.Yu. Psychological peculiarities of professional self-determination of a personality in different types of professions: Author's abstract of Cand.psychol.nauk. M.; 20O0. (In Russ.).

12. Yakunina Y.E. Subjective criteria of the effectiveness of professional activity in professions of the type "man-man": Author's abstract of Cand.psychol.nauk. M.; 2004. (In Russ.).

13. Shadrikov V.D. The problem of systemogenesis of professional activity. M.; 1982. (In Russ.).

14. Nazarova A.V. Formation of readiness of graduates of universities to professional activity: Author's abstract of Cand.ped.nauk. -Tula; 2006. (In Russ.).

15. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. Psychology of labor and human dignity. Moscow: Academy; 2001. (In Russ.).

16. Novikov P.N., Novikova T.R. Professional standards of financial activity - conceptual apparatus. National Interests: Priorities and Security. 2015;(31). (In Russ.).

17. Moiseev A.V., Murychev A.V., Mashtakeeva D.K., Novikov P.N. On the activities of the Council for Professional Qualifications of the Financial Market. Research Financial Institute. Financial Journal. 2017;(1):52-61. (In Russ.).

18. Voloshina I.A., Novikov P.N., Zuev V.M. The concept of profession in the composition of professional-labor and educational terminology. National Interests: Priorities and Security. 2016;(10):85-97. (In Russ.).

19. Zuev V.M., Novikov P.N., Ishina M.S. Human factor of the modern economy: trends in changing the content of concepts. Social and Labor Research. 2023;4(53):8-17. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Ирина Александровна Волошина - кандидат психологических наук, директор по развитию систем профессиональных квалификаций ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия Irina A. Voloshina - Cand. Sci. (Psychol.), Director for the Development of the System of Professional Qualifications, All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-5405-3699 i_voloshina@vcot.info

Пётр Николаевич Новиков - доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России; главный научный сотрудник Центра методологии бухгалтерского учета, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Россия

Petr N. Novikov - Dr. Sci. (Pedagog.), Professor, Senior Researcher, Centre for the Development of Professional Qualifications, All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia; Chief Researcher, Centre for Accounting Methodology, Financial Research Institute, Russian Ministry of Finance, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0001-5299-181X Novikov_vgna@hotmail.co

Ольга Дмитриевна Прянишникова - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия Ol'ga D. Pryanishnikova - Cand. Sci. (Biolog.), Senior Researcher, Center for the Development of Professional Qualifications, All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of Russia, Moscow, Russia opryanishnikova @vcot. info

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

ЗАЯВЛЕННЫЙ ВКЛАД АВТОРОВ

Волошина И.А. - постановка проблемы, научное руководство исследованием, разработка методологии исследования, определение цели и задач исследования, формирование выводов исследования.

Новиков П.Н. - разработка концепции и методологии статьи, обоснование теоретико-методологических положений, анализ научной литературы, содержательный анализ и интерпретация полученных результатов, проведение исследования, формирование выводов исследования.

Прянишникова О.Д. - подготовка общей концепции исследования, конкретизация методов исследования, содержательный анализ и интерпретация полученных результатов, проведение исследования, формулирование выводов исследования.

AUTHORS' DECLARED CONTRIBUTIONS Voloshina I.A. - problem statement, scientific management of the study, definition of the purpose and objectives of the study, development of the concept and methodology of the article, review of research and publications, substantiation of theoretical and methodological provisions, tabular and graphical representation of data, formation of conclusions of the study.

Novikov P.N. - preparation of a general research concept, analysis of scientific literature, meaningful analysis of empirical and statistical data, substantiation of theoretical and methodological provisions, formation of research conclusions.

Pryanishnikova O.D. - preparation of a general research concept, substantiation of theoretical and methodological provisions, specification of research methods, interpretation of statistical and empirical data, formulation of research conclusions.

Статья поступила в редакцию 21.06.2024; после рецензирования 25.07.2024, принята к публикации 26.07.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 21.06.2024; revised on 25.07.2024 and accepted for publication on 26.07.2024. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.