УДК 378.14 ББК 74.480.278
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ СТУДЕНТА
Ю.А. Чехонадская
Аннотация. В статье рассматриваются научные подходы к моделированию процесса формирования опыта научного познания студента. Автор полагает, что подготовка к профессиональной деятельности студента должна быть тесно связана с опытом научного познания, который для данной ступени профессионального образования может быть сформирован при реализации информационного, дея-тельностного и личностно-орентированного подходов. Дается многоаспектная характеристика понятия «опыт научного познания студента».
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов; опыт научного познания; информационный, деятельностный, личностно-ориентирован-ный подходы; моделирование.
Summary. The article discusses the scientific approaches to the modeling of the formation of scientific knowledge of the student experience. Preparing students for professional work should now be associated with the formation of the experience of scientific knowledge, which for a given stage of vocational education can be formed in the implementation of the information, the activity and personality-oriented approaches. It also defines the concept of "scientific knowledge of the student experience".
Keywords: research activity of students; experience of scientific knowledge; process modeling, information, activity, person-centered approaches; modeling.
119
В современных условиях расширения масштабов человеческой деятельности и гигантского роста информации значительно повышаются требования к познавательной активности и к интеллектуальным потребностям студента. Это связанно с тем, что интеллектуальный потенциал студенческой молодежи в любом цивилизованном обществе является важнейшем фактором его прогрессивного развития.
На всех уровнях образования предполагается внедрение новых образовательных стандартов, обеспечивающих у выпускников взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений, реализуемых в различных областях социальной практики. Методологическая основа образовательных стандартов нового поколения определяет условия для более эффективного управления качеством профессионального
120
образования в соответствии с профессиональной подготовкой студентов.
Идеи нового качества образования базируются на обновлении основных образовательных программ вуза с учетом развития техники, культуры, экономики, технологий социальной сферы и науки (ФГОС ВПО). ФГОС ВПО акцентирует внимание на интеграцию учебной и научно-исследовательской деятельности студента:
а) для формирования свободной критически мыслящей творческой личности, способной осознать и развивать свои задатки и наклонности, обеспечивая их социальную направленность;
б) для развития склонности к поисковой, исследовательской деятельности, творческому решению задач, а также формирования умений и навыков применения исследовательских методов для осуществления практических задач деятельности.
Достижение нового качества образования основывается на формировании опыта научного познания (исследование, творчество, самостоятельная активность). Анализ работ Ю.К. Ба-банского, Е.В. Бережновой, В.В. Кра-евского, В.А. Попкова, А.В. Коржуева, А.А. Лудченко о структуре свойств модели в научном и в частности в педагогическом исследовании показал, что при определении модели в педагогическом исследовании фиксируются следующие ее признаки: отражение и (или) воспроизведение (имитация) изучаемого объекта, процесса в модели; наличие точных условий и правил построения модели и перехода от информации модели к информации об объекте.
Раскрыть структуру процесса формирования опыта научного познания студента мы можем, используя моде-
лирование как метод познания слож-ноорганизованных объектов, процессов и явлений. В педагогической науке в последние годы широко используется этот метод, обоснование которого дано в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Ве-никова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф. Вопросы моделирования в педагогических исследованиях освещаются в работах С.И. Архангельского, Ю.Н. Кулюткина, Ю.А. Конар-жевского, Н.В. Кузьминой и других исследователей.
В педагогике моделирование -один из основных методов теоретического познания, при котором исследование объектов познания осуществляется посредством построения и изучения моделей реально существующих предметов и явлений для определения улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п. [1]. Педагогический энциклопедический словарь определяет моделирование двояким образом: 1) как метод исследования объектов на их моделях аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2) как построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов. При этом отмечается, что сама возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теории или гипотез. С помо-
щью моделирования удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому [2].
Построение теоретической модели объекта, включает в себя две неразрывно взаимосвязанные плоскости информационного моделирования -структурную плоскость и плоскость динамики. Структурная плоскость моделирования предполагает следующие действия: определение места системы-объекта, его функций и связей в метасистеме, то есть в системе более высокого иерархического уровня; определение оптимальной структуры и свойств компонентов, обеспечивающих эффективное функционирование системы и ее развитие; установление связей между этими компонентами. Плоскость динамики предполагает выявление и описание: взаимодействия системы с окружающим миром, частью которого она является (функциональный аспект); изменений системы во времени - ее возникновение или автономизацию (из среды и в среде), эволюционирование, порождение себе подобных систем и исчезновение - «растворение в среде» (аспект развития) [3].
Опыт научного познания студента трактуется нами как личностное качество, аккумулирующее: накопленную и систематизированную индивидом совокупность научно-профессиональных знаний, исследовательских умений в рамках конструирования обновленных смыслов деятельности научно-исследовательского характера, продуктивной модификации и применения научных методов познания; освоение способов, алгоритмов работы с диапазоном обширной научной информации в контексте максимального
творческого самовыражения и самореализации и инициативной включенности в процесс научно-исследовательской деятельности; нацеленность на личностное и профессиональное становлении в сфере осуществления исследований на основе рефлексивно-аналитических умений и поисково-творческой исследовательской позиции индивида.
В контексте нашего исследования поставленная цель соотносится с задачами формирования опыта научного познания студента вуза: обеспечение студентов знаниями о творчестве, профессии, об организации исследовательской деятельности, обеспечение, развитие поисково-творческой исследовательской позиции индивида, инициирование самореализации в научном исследовании и продуктивности в научной деятельности.
Таким образом, учитывая специфику обучения в высшей школе и современные тенденций развития системы профессионального образования, мы полагаем, что успешность обучения и подготовка к профессиональной деятельности студента должна быть связана с формированием опыта научного познания, который для данной ступени профессионального образования может быть сформирован при реализации информационного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.
Информационный подход. Количество научной информации на душу населения Земли будет увеличиваться. Как отмечают некоторые исследователи, уже сейчас в определенном смысле современное образование поднимает уровень знаний выпускников университетов выше уровня знаний энциклопедистов прошлого века, сле-
121
ВЕК
122
довательно, увеличение объема знании ведет к изменению методик усвоения этих знаний [4].
Рост информационного потока осложняет выполнение исследовательской деятельности и предъявляет к ее выполнению более сложные требования. Специальные знания о способах осуществления поиска информации, навыки в работе с научными документами (источниками информации), четкая ориентировка в потоке информационных изданий позволяют ускорить и улучшить качество информации, сэкономить время исследователя для творческой деятельности.
Привлечение информационного подхода к формированию опыта научного познания нашло выражение в следующих положениях:
1) процесс формирования опыта научного познания является информационным по своей природе, качество информации определяет его эффективность;
2) информация, составляющая основу процесса формирования опыта научного познания, отражает опыт субъектов образовательного процесса, их целевые установки и ценностные ориентации;
3) с точки зрения информационного подхода процесс формирования опыта научного познания является открытой системой, предполагающей постоянный обмен информацией с внешней средой;
4) информационное обеспечение процесса формирования опыта научного познания должно включать необходимые теоретические знания о методологии исследовательской деятельности, использованию современных информационных технологии в исследовательской деятельности.
Деятельностный подход предполагает, что все сущностные качества человека формируются и развиваются в деятельности и, в свою очередь, определяют эффективность этой деятельности. Это означает, что в основе процесса формирования опыта научного познания должен лежать анализ педагогической деятельности, ее структуры как системы целенаправленных действий, побуждаемых определенными мотивами и направленными на достижение определенных целей. «Сознательное действие - это не действие, которое сопровождается сознанием, которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение. Сознательное действие отличается от неосознанного в самом своем объективном обнаружении: его структура иная и иное его отношение к ситуации, в которой оно совершается, оно иначе протекает» [5, с. 22].
Деятельностный подход рассматривается как основа технологиза-ции (В.А. Сластенин) и гуманизации (Е.В. Бондаревская, Л.М. Митина) учебного процесса, как условие становления личностной педагогики (И.А. Шадриков), является основой сотрудничества преподавателя и учащихся, повышения познавательной активности и обеспечения субъектной позиции учащихся (В.В. Давыдов), а также способствует развитию творческих способностей (Е.В. Бон-даревская). Побуждая студента думать, искать, а не только заучивать материал, вышеназванный подход определяет деятельностный критерий формирования опыта научного познания. Г.И. Щукиной показано, что именно на основе деятельности совершается системное и последова-
тельное формирование у обучаемого саморегуляции и позиции субъектно-сти в учебной деятельности. При дея-тельностном подходе наиболее важными становятся действия субъекта учения, поскольку именно от них зависит то, что будет усвоено в изучаемом объекте.
Деятельностный подход выражается в:
• стремлении исследователей использовать положения теории деятельности;
• методике и интерпретации содержания работ;
• выявлении и описании способов действия в деятельности;
• раскрытии содержания понятия в изучаемом материале;
• полноценном усвоении знаний;
• закреплении известных действий;
• овладении новыми действиями;
• становлении общих способностей;
• способах поведения студента.
Подход позволяет строить многофакторные модели, характерные для социально-педагогических систем, к которым относится организация процесса формирования опыта научного познания. Сущность деятельностной теории можно выразить следующими положениями: конечной целью обучения является формирование способа действий; способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью; механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью [6].
Личностно-ориентированный подход - это отношение педагога к
воспитаннику как к личности, самостоятельному субъекту собственного развития и субъекту воспитательного взаимодействия [7].
Основой личностно-ориентиро-ванного подхода является научно-исследовательская ситуация, при создании которой выполняются следующие требования:
1) представление элементов содержания в виде разноуровневых лич-ностно-ориентированных задач;
2) усвоение содержания в процессе диалога как особой дидактико-коммуни-кативной среды, обеспечивающей субъ-ектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности;
3) имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности, коллизийно-сти, состязания [8].
Ценностные ориентации, желание и возможность студента работать над собой, рефлексивность, нравственные качества, воля, осознание своих способностей, интересов, жизненных предпочтений приведет к оптимальному формированию опыта научного познания студента, гармоничному и конструктивному профессиональному самоопределению, самопознанию, овладению способами саморегуляции, самосовершенствования. Последнее заключается в постепенном формировании внутренней готовности студента к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного) и формирования жизненной позиции.
Концепция модернизации российского образования, стратегии разви-
123
124
тия науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 включает в себя такую характеристику выпускника, как «адекватное осознание готовности к профессиональной и научной деятельности». В профессиональной подготовке гносеологические элементы, мы полагаем, должны связывать учебную и научную деятельность. В этом случае взаимосвязь научных и профессиональных качеств современного специалиста позволяет применить исследовательские качества непосредственно в профессиональной деятельности, предполагающей способность к творческому и инновационному сотрудничеству.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; ред-кол. М.М. Безруких, В.А. Болотов, JI.C. Глебова и др. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
3. Леднев, B.C. Содержание образования : учеб. пособие [Текст] / B.C. Леднев. - М. : Высш. шк., 1989. - 360 с.
4. Капица, С.П. Феноменологическая теория роста населения Земли [Текст] / С.П. Капица // Успехи физических наук. Актуальные проблемы. - М., 1996. -Т. 166. - №1. - 64 с.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Изд. Питер, 1999.
6. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследова-
ния : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 208с.
7. Словарь терминов по истории педагогики. Методические материалы для студентов по изучению курсов истории педагогики и сравнительной педагогики [Текст] / под ред. проф. В.В. Макаева. - Пятигорск : ПГЛУ, 1995. - 93 с.
8. Сериков, В.В. Личностно-ориентирован-ное образование [Текст] / В.В. Сериков // Педагогика. - 1994. -№ 5. - С. 16-21.
9. Афанасьев, В.П. Общество: системность познания и управление [Текст] / В.П. Афанасьев. - М. : Политиздат, 1981. - 432 с.
10. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой : дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / Ю.А. Конаржевский. - Челябинск, 1980. - 490 с.
11. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1970. -114 с.
12. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя [Текст] / под ред. Ю.Н. Ку -люткина, Г. С. Сухобской. - М. : Педагогика, 1981. - 120 с.
13. Новик, И.Б. О моделировании сложных систем [Текст] / И.Б. Новик. - М. : Мысль,
1965. - 118 с.
14. Пак, Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания [Текст] / Л.Г. Пак. - М. : Изд-во Ун-та Рос. академии образования, 2010. - 180 с.
15. Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штофф. - М. : Наука,
1966. - 301 с. ■
ЕК