УДК 330.8
Н. Н. Кистаева
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Рассматриваются специфика и развитие метода научного познания экономической науки.
Ключевые слова: научное исследование, методология экономической науки, метод экономической науки, экономический анализ.
Научный интерес к исследованию процесса получения и развития экономического знания обусловлен стремлением осмыслить значение той или иной экономической теории, ее практическую применимость к современной реальности, предугадать направления дальнейшего развития экономической науки. Такие задачи являются одновременно традиционными и актуальными. Их решению способствует изучение методологии экономического исследования.
Методологии науки в целом посвящен обширный спектр работ отечественных авторов в области философии и методологии науки. Вопросы методологии экономического исследования рассматривали многие представители различных зарубежных экономических школ — Дж. Милль, О. Конт, Дж. Н. Кейнс, М. Вебер, Й. Шумпетер, М. Блауг и др. В современной отечественной науке известны работы В. Автономова, О. Ананьина, Я. Ядгарова и др.
Любое научное исследование осуществляется с помощью определенных средств и методов. Метод — это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. Основной функцией метода является организация и регулирование процесса познания или процесса практического преобразования объекта, достижения определенного результата. Поэтому понятие «метод» обычно сводится к совокупности правил, приемов, способов, норм и действий. Метод дисциплинирует, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем, избегать ошибок [6, С. 167-168].
Научное познание отличается от других видов познания (обыденного, художественного). Главным его отличием является направленность на выявление действующих объективных законов, установка на получение истинного знания. Это предполагает обоснованность научного знания: под каждым научным утверждением должен быть фундамент — факты, открытия, расчеты, теоретические принципы, мировоззренческая позиция ученого. Научное знание должно быть подтверждено, проверено, либо в принципе допускать проверку. К другим характеристикам научного знания относятся:
- систематизированность — научное знание определенным образом упорядочено, делится на отдельные области и дисциплины;
- воспроизводимость — научный результат может быть многократно воспроизведен при наличии условий, в которых он был получен;
- выводимость — возможность получения нового знания в виде следствий из имеющихся теоретических положений и фактов посредством логических выводов;
- доступность для обобщений (возможность распространения знания на все явления в предметной области) и предсказаний (возможность расширения знания за
пределы области, где оно получено);
- проблемность — решение одной проблемы означает возможность формулировать новые проблемы;
- критичность — любое научное утверждение с развитием научных знаний пересматривается с уточнением области его применимости;
- новизна — ученый должен производить знание, которого до него не было, а для этого необходимо знать историю проблемы;
- уникальность — один раз открытое не открывается вновь, несмотря на то, что над одной и той же проблемой могут работать много ученых по всему миру;
- ориентация на практическое применение.
Перечисленные характеристики научного знания определяют особенности метода научного познания, в структуре которого выделяют два компонента, составляющие так называемую двойственность его природы:
1) теоретические принципы и установки, на которые опирается исследователь, т. е. исходные теоретические знания;
2) систему действий по практическому достижению поставленных целей, включающую ряд последовательно выполняемых операций.
В философско-методологической литературе рассматриваются также три основных аспекта метода научного познания. Объективно-содержательный аспект состоит в обусловленности метода предметом познания через посредство теории. Операциональный аспект заключается в зависимости метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания (его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод). Праксеологический аспект охватывает эффективность метода, а также его надежность, ясность, конструктивность и т. п. [6, с. 202]
Производными от понятия метод являются понятия методика и методология.
Методика представляет собой алгоритм решения конкретной задачи, а также совокупность и порядок применения используемых методов. Понятие методология имеет два основных значения:
1) система способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.);
2) учение об этой системе, общая теория метода.
Методология науки определяет предмет и объект анализа, цели и метод построения теории, изучает инструментарий, посредством которого устанавливается соответствие между теорией и реальностью, критерии оценки адекватности теории, вопросы научной этики и др.
Анализ научной литературы позволил установить, что методология научного исследования выполняет дескриптивную, нормативную и рефлексивную функции. Дескриптивная функция состоит в описании методов научного исследования, определении границ их применения, а также их результативности и эффективности. Нормативная функция направлена на регулирование деятельности и представляет собой рекомендации и правила осуществления научного исследования. Рефлексивная функция1 заключается в критическом переосмыслении научного знания, методов и приемов получения научных результатов, процедур обоснования научных теорий и законов.
1 Научная рефлексия — учных результатов [7].
критическое исследование научного знания, методов и приемов получения на-
Изучение научных работ показало, что понятия методы научного познания (исследования), научный метод и метод науки применяются их авторами в различных смыслах.
Под методами научного познания обычно понимаются разнообразные способы и приемы, используемые в процессе исследования. Их систематизация позволяет упорядочить процесс познания, определить соответствие тех или иных методов конкретным этапам и формам познания, облегчить их выбор для достижения оптимального результата. Наиболее часто встречающиеся в литературе классификации методов научного исследования по различным основаниям представлены в таблице 1.
Таблица 1
Методы научного познания
Основание Классификация методов научного исследования
Степень общности - всеобщие (универсальные, общефилософские) — диалектика и метафизика2; - общенаучные — используются в различных областях науки, т. е. имеют междисциплинарный спектр применения (анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического и др.); - частнонаучные — используются в рамках исследований конкретной науки
Применение на определенном уровне научного исследования (общенаучные методы) - эмпирические — наблюдение, измерение, эксперимент; - теоретические — абстрагирование, идеализация, формализация, индукция и дедукция; - применяемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровне — анализ и синтез, аналогия и моделирование
Содержание изучаемого объекта - методы естествознания; - методы социально-гуманитарных наук
Принцип использования в научном исследовании - алгоритмические; - эвристические
Степень детерминации результатов - детерминированные — результаты однозначные; - стохастические (вероятностные) — оценка величины в пределах изменений
Под научным методом понимается «система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т. д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество» [7].
Применительно к конкретной науке понятие метод науки означает деятельность, направленную на достижение познавательной цели, общий подход, «свойственный ей способ проникновения в содержание своего предмета» [1, с. 53].
Таким образом, понятие метод науки используется в широком смысле слова — как система категорий, принципов, совокупность инструментов исследования, и в узком смысле — как прием научного анализа, способ обработки данных.
2 Диалектический метод состоит в познании действительности в ее противоречивости, целостности, взаимосвязи и развитии. Метафизический метод, напротив, рассматривает явления вне их взаимной связи и развития. С середины XIX в. метафизический метод вытесняется диалектическим.
Специфика метода науки обусловлена ее предметом: метод науки призван обеспечить глубокое постижение предмета, рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет формирует метод, а метод исследования позволяет все более четко определить границы и содержание предмета исследования [9, с. 32]. Что касается экономической науки, то следует отметить, что однозначного подхода к определению её объекта и предмета исследования нет.
Эволюция человеческой цивилизации сопровождалась сменой экономических систем и, соответственно, трансформацией научных представлений о том, что следует изучать и с каких позиций, какой использовать для этого инструментарий и как применять полученные результаты на практике.
Стремление ученых преодолеть недостатки существующих теорий приводило к новому пониманию задач экономической науки, или, как принято говорить, к смене парадигм. Параллельно происходило совершенствование процесса познания. На разных этапах развития в экономической науке появлялись новые методы исследования.
Принято считать, что первым методом, который использовала экономическая наука, является формальная логика («органон») Аристотеля [5, с. 123]. В рамках формальной логики был разработан обширный набор методов и приемов познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления.
Исторический процесс изменения предмета и метода исследования экономической науки отражен в отдельных экономических теориях, теоретических школах, направлениях и течениях. Краткая характеристика предмета и метода исследования основных школ и направлений экономической мысли представлена в таблице 2.
С позиций истории и философии науки, экономика является социальной наукой, объектом ее изучения является общество, а предметом — одна из важнейших сторон общественной жизни — отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Это означает, что по объекту исследования экономическая наука относится к социогуманитарному знанию, обладающего характеристиками, отличающими его от знания естественных наук.
Во-первых, объект социогуманитарного познания не отделен от познающего субъекта, а познающий субъект не безразличен к познаваемому объекту. Это означает невыполнение одного из основных требований классической рациональности о разделении объекта и субъекта в процессе познания. Действительно, ученый, изучающий экономические отношения, не может заявить о своей беспристрастности по отношению к обществу, и общество не может быть равнодушным к результатам познания.
Следовательно, главной особенностью социогуманитарного знания в целом, и экономической науки, в частности, является «пристрастное» отношение к реальной действительности. Это выражается во влиянии ценностей и идеологии на экономический анализ, о чем и говорит Й. Шумпетер в своей «Истории экономического анализа» [8, с. 40-41].
Во-вторых, мир социальных явлений как объект исследования экономической науки качественно отличается от мира природных явлений. В социальной жизни отсутствует однозначная повторяемость (и, следовательно, точная предсказуемость) процессов и явлений, присущих природному миру, причем даже там, где установле-
но действие вероятностно-статистических закономерностей3. Как отметил Й. Шум-петер, «экономические законы» гораздо менее устойчивы, чем законы любой естественной науки, они по-разному действуют в разных институциональных условиях» [8, с. 40-41].
Необходимо сказать и том, что в процессе развития цивилизации происходило качественное изменение самого объекта исследования экономической науки — общества и экономических отношений в нем.
В классификации наук по методу познания экономическая наука занимает пограничное место, поскольку использует одновременно методологические подходы естественных и социогуманитарных наук, отличные друг от друга. Это составляет внутреннюю двойственность экономического знания: с одной стороны экономика является номотетической наукой, с другой стороны — идиографической наукой4.
Таким образом, метод экономической науки как области социогуманитарного знания характеризуют следующие особенности:
- аксиологичность5, ориентация на ценности и идеологию — несет информацию не только об объекте, но и о субъекте познания, выражая его отношение к познаваемому объекту;
- одновременно актуальность и историчность — и познание, и конструирование динамичной реальности;
- учет индивидуального — раскрытие не только общего в событиях или ситуациях, но и их особенностей.
Процесс научного познания экономической реальности принято называть экономическим анализом. Слово «анализ» при этом используется в широком смысле слова как синоним научного исследования вообще, а также в узком смысле как синоним исследовательского инструментария.
В экономическом исследовании выделяют два взаимно дополняющих подхода — позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ является научным представлением о фактах, устанавливает причины и следствия экономических явлений, не давая им оценки («что есть?»). Нормативный анализ предполагает оценочные суждения о желательности тех или иных экономических явлений («как должно быть?»).
Экономический анализ проводится на макроуровне (национальное хозяйство в целом) и на микроуровне (фирма, индивид). При этом следует различать общетеоретический экономический анализ, направленный на выявление и формализацию объективно действующих экономических законов, и прикладной экономический анализ, направленный на изучение экономической деятельности конкретных хозяйствующих субъектов различного масштаба с целью управления такими субъектами.
3 Законы природы, в противоположность социальным законам, делятся на две категории: вероятностно-статистические (законы-тенденции) и динамические (с однозначной связью, когда причина влечет за собой неизменно одно следствие). Социальные законы, в том числе экономические законы, — исключительно вероятностно-статистические.
4 Номотетический метод — это метод естественных наук, направлен на выявление общих закономерностей, преимущественно количественно. Идиографический метод направлен на выявление в изучаемом объекте его уникальности, исследование единичных, особенных явлений, преимущественно качественное, считается присущим «наукам о духе».
5 Аксиологичность означает, что наука проверяет знания о предмете не только на истинность, но и даёт нравственную оценку всему попадающему в поле зрения.
Характеристика основных школ и направлений экономического анализа
Таблица 2
Школа, направление Представители Предмет анализа Основные идеи Метод анализа
Меркантилизм, XVI —XVIII вв. А. Монкретьен, Т. Мэн, Ж.Б. Кольбер, И.Т. Посошков Сфера обращения, в основном внешняя торговля Богатство создается в сфере денежного обращения. Основа процветания страны — накопление золота и серебра. Необходимо вмешательство государства в хозяйственную деятельность — протекционизм — ограничение импорта, стимулирование экспорта Эмпирический метод — описание внешних проявлений экономических процессов; метод логической абстракции
Физиократы, XVIII в. Ф. Кенэ, А.Тюрго, П. Буагильбер, Р. Кантильон, А. Болотов Сфера льскохо-зяйственного производства Источники богатства — земля и труд людей, занятых в сельхозпроизводстве Эмпирический метод для описания внешних проявлений экономических процессов; метод логической абстракции
Классическая школа, XVIII — нач. XIX в. У Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Ст. Миль, Ж.-Б. Сэй Сфера производства и распределения материальных благ Источник богатства нации — труд работников в сфере материального производства. Идея естественного порядка — государство не должно вмешиваться в экономику — экономический либерализм Причинно-следственный (каузальный); метод логической абстракции; метод исторических аналогий; нормативный подход к анализу
Марксизм, 2-я пол. XIX в. К. Маркс, Ф. Энгельс Капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена Уровень развития производительных сил определяет производственные отношения. Смена обще-ственно-экономических формаций обусловлена изменением способа производства. Существование эксплуатации труда капиталом, неизбежность замены капиталистического способа производства коммунистическим Диалектический материализм — соединение абстрактно-логического метода Смита и Рикардо с методологией немецкой исторической школы политической экономии (поиск исторических аналогий)
£
!
сь §
а:
I
¡г §
о а
0 г:
1
о §
а: ¡г (й
»о С5
Продолжение таблицы 2
ю
Школа, направление Представители Предмет анализа Основные идеи Метод анализа
Неоклассическая экономическая теория, кон.=Х1Х в. К. Менгер, Ф. Визер, УС. Джевонс, Л. Вальрас, A. Маршалл, Дж. Кларк, B. Парето Объединение сфер производства и потребления (микроэкономика) Цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения, максимизация благосостояния производителя и потребителя возможна лишь при свободной конкуренции. Задача государства — создать условия для эффективного функционирования рынка, невмешательство в предпринимательскую деятельность Функциональный подход; предельный анализ; количественные методы (использование математических методов, создание экономических моделей)
Кейнсианство, 30-е гг. XX в. Дж. Кейнс, Д. Хикс, Э. Хансен, А. Лейонхуфвуд, Дж. Робинсон Проблемы макроэкономики Решающий фактор экономического развития — эффективный спрос. Рыночный механизм не устраняет автоматически кризисы и безработицу. Необходимо государственное вмешательство в экономику — стимулирование совокупного спроса для достижения полной занятости Функциональный подход, количественный анализ; субъективно-психологический подход; акцент на агрегированных показателях
Монетаризм, 1970-е гг. М. Фридмен Сфера денежного обращения Денежное обращение играет решающую роль в колебании объема национального производства и уровня цен. Рыночная система способна автоматически на приходить в состояние равновесия. Задача государства — контроль над денежной массой для сбалансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен Функциональный подход; количественные методы
Институ-ционализм Т. Веблен, Д. Коммонс, У Митчелл, Д. Гэлбрейт Экономическое поведение человека во взаимосвязи с окружающей средой Институты определяют условия хозяйственной жизни, а экономика влияет на институты Широкое использование описательно-статистического метода; историко-гене-тический метод; анализ экономических процессов в тесной связи с анализом социальных, политических, психологических и др. общественных отношений
Си (й
I
а: ¡г
РЧ &
§
ой
о §
!\) о !\) о
г!
ой
а: а: о
о
¡г ой
г!
а
Как совокупность инструментов исследования, экономический анализ использует всеобщие (диалектический и метафизический) и общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогий, метод научной абстракции, сочетание логического и исторического анализа и др.) методы научного исследования. Третью группу методов составляют частные — используемые исключительно в экономическом исследовании.
Основу экономических исследований образуют эмпирические факты. Это предполагает использование экономико-статистических методов для наблюдения за реальной действительностью, сбора, статистической обработки и анализа полученных данных. В число таких методов входят статистическое наблюдение, индексный метод, корреляционно-регрессионный анализ, анализ и прогнозирование временных рядов и др.
Ограниченность возможности проведения экономического эксперимента обусловила развитие экономического моделирования — упрощенных формализованных описаний взаимосвязей между экономическими переменными. Для изучения поведения отдельных экономических агентов или их групп используют оптимизационные модели. Взаимоотношения между экономическими агентами и их группами изучают с помощью равновесных моделей.
Структура современного экономического знания не ограничивается теоретическим описанием объективной реальности. Экономическая теория и методология экономической науки образуют теоретико-методическую основу для функциональных и отраслевых экономических наук. Сегодня экономическая наука представляет собой совокупность дисциплин со своим предметом и специфическим методом познания, большей частью имеющих прикладной характер, органично впитавших в себя достижения теоретического знания и методологии экономического исследования, сохранив историческую преемственность и способность к развитию знания.
Литература
1. Барнгольц С. Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. // С. Б. Барнгольц, М. В. Мельник. М.: Финансы и статистика, 2003. 240 с.
2. Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 576 с.
3. Курс экономический теории: учебник / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: АСА, 2011. 880 с.
4. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л. А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.
5. Нуреев Р. Предпосылки новой экономической парадигмы: онтология и гносеология. Вопросы экономики, 1993. № 4. С.121-144.
6. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В. П. Коханов-ский [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 352 с.
7. Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.
8. Шумпетер Й. А. История экономического анализа: в 3-х т. / Пер. с англ. под ред. В. С. Ав-тономова. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т. 1. LVI. 496 с.
9. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 480 с.
Вестник Псковского государственного университета Об авторе
Кистаева Наталья Николаевна — ассистент кафедры учета, анализа и налогообложения, Псковский государственный университет.
E-mail: [email protected]
N. N. Kistaeva
SCIENTIFIC BASIS FOR ECONOMIC ANALYSIS
We consider the specificity and the development of the method of scientific knowledge of economics.
Key words: research, methodology of economic science, the method of economic science, economic analysis.
About the author
Kistaeva Natalia Nikolaevna — Postgraduate student, Assistant of Accounting, Analysis and Taxation Department, Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected]