Научная статья на тему 'Научные основы экономического анализа'

Научные основы экономического анализа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2308
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ / МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / RESEARCH / METHODOLOGY OF ECONOMIC SCIENCE / THE METHOD OF ECONOMIC SCIENCE / ECONOMIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кистаева Наталья Николаевна

Рассматриваются специфика и развитие метода научного познания экономической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC BASIS FOR ECONOMIC ANALYSIS

We consider the specifcity and the development of the method of scientifc knowledge of economics.

Текст научной работы на тему «Научные основы экономического анализа»

УДК 330.8

Н. Н. Кистаева

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Рассматриваются специфика и развитие метода научного познания экономической науки.

Ключевые слова: научное исследование, методология экономической науки, метод экономической науки, экономический анализ.

Научный интерес к исследованию процесса получения и развития экономического знания обусловлен стремлением осмыслить значение той или иной экономической теории, ее практическую применимость к современной реальности, предугадать направления дальнейшего развития экономической науки. Такие задачи являются одновременно традиционными и актуальными. Их решению способствует изучение методологии экономического исследования.

Методологии науки в целом посвящен обширный спектр работ отечественных авторов в области философии и методологии науки. Вопросы методологии экономического исследования рассматривали многие представители различных зарубежных экономических школ — Дж. Милль, О. Конт, Дж. Н. Кейнс, М. Вебер, Й. Шумпетер, М. Блауг и др. В современной отечественной науке известны работы В. Автономова, О. Ананьина, Я. Ядгарова и др.

Любое научное исследование осуществляется с помощью определенных средств и методов. Метод — это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. Основной функцией метода является организация и регулирование процесса познания или процесса практического преобразования объекта, достижения определенного результата. Поэтому понятие «метод» обычно сводится к совокупности правил, приемов, способов, норм и действий. Метод дисциплинирует, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем, избегать ошибок [6, С. 167-168].

Научное познание отличается от других видов познания (обыденного, художественного). Главным его отличием является направленность на выявление действующих объективных законов, установка на получение истинного знания. Это предполагает обоснованность научного знания: под каждым научным утверждением должен быть фундамент — факты, открытия, расчеты, теоретические принципы, мировоззренческая позиция ученого. Научное знание должно быть подтверждено, проверено, либо в принципе допускать проверку. К другим характеристикам научного знания относятся:

- систематизированность — научное знание определенным образом упорядочено, делится на отдельные области и дисциплины;

- воспроизводимость — научный результат может быть многократно воспроизведен при наличии условий, в которых он был получен;

- выводимость — возможность получения нового знания в виде следствий из имеющихся теоретических положений и фактов посредством логических выводов;

- доступность для обобщений (возможность распространения знания на все явления в предметной области) и предсказаний (возможность расширения знания за

пределы области, где оно получено);

- проблемность — решение одной проблемы означает возможность формулировать новые проблемы;

- критичность — любое научное утверждение с развитием научных знаний пересматривается с уточнением области его применимости;

- новизна — ученый должен производить знание, которого до него не было, а для этого необходимо знать историю проблемы;

- уникальность — один раз открытое не открывается вновь, несмотря на то, что над одной и той же проблемой могут работать много ученых по всему миру;

- ориентация на практическое применение.

Перечисленные характеристики научного знания определяют особенности метода научного познания, в структуре которого выделяют два компонента, составляющие так называемую двойственность его природы:

1) теоретические принципы и установки, на которые опирается исследователь, т. е. исходные теоретические знания;

2) систему действий по практическому достижению поставленных целей, включающую ряд последовательно выполняемых операций.

В философско-методологической литературе рассматриваются также три основных аспекта метода научного познания. Объективно-содержательный аспект состоит в обусловленности метода предметом познания через посредство теории. Операциональный аспект заключается в зависимости метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания (его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод). Праксеологический аспект охватывает эффективность метода, а также его надежность, ясность, конструктивность и т. п. [6, с. 202]

Производными от понятия метод являются понятия методика и методология.

Методика представляет собой алгоритм решения конкретной задачи, а также совокупность и порядок применения используемых методов. Понятие методология имеет два основных значения:

1) система способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.);

2) учение об этой системе, общая теория метода.

Методология науки определяет предмет и объект анализа, цели и метод построения теории, изучает инструментарий, посредством которого устанавливается соответствие между теорией и реальностью, критерии оценки адекватности теории, вопросы научной этики и др.

Анализ научной литературы позволил установить, что методология научного исследования выполняет дескриптивную, нормативную и рефлексивную функции. Дескриптивная функция состоит в описании методов научного исследования, определении границ их применения, а также их результативности и эффективности. Нормативная функция направлена на регулирование деятельности и представляет собой рекомендации и правила осуществления научного исследования. Рефлексивная функция1 заключается в критическом переосмыслении научного знания, методов и приемов получения научных результатов, процедур обоснования научных теорий и законов.

1 Научная рефлексия — учных результатов [7].

критическое исследование научного знания, методов и приемов получения на-

Изучение научных работ показало, что понятия методы научного познания (исследования), научный метод и метод науки применяются их авторами в различных смыслах.

Под методами научного познания обычно понимаются разнообразные способы и приемы, используемые в процессе исследования. Их систематизация позволяет упорядочить процесс познания, определить соответствие тех или иных методов конкретным этапам и формам познания, облегчить их выбор для достижения оптимального результата. Наиболее часто встречающиеся в литературе классификации методов научного исследования по различным основаниям представлены в таблице 1.

Таблица 1

Методы научного познания

Основание Классификация методов научного исследования

Степень общности - всеобщие (универсальные, общефилософские) — диалектика и метафизика2; - общенаучные — используются в различных областях науки, т. е. имеют междисциплинарный спектр применения (анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического и др.); - частнонаучные — используются в рамках исследований конкретной науки

Применение на определенном уровне научного исследования (общенаучные методы) - эмпирические — наблюдение, измерение, эксперимент; - теоретические — абстрагирование, идеализация, формализация, индукция и дедукция; - применяемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровне — анализ и синтез, аналогия и моделирование

Содержание изучаемого объекта - методы естествознания; - методы социально-гуманитарных наук

Принцип использования в научном исследовании - алгоритмические; - эвристические

Степень детерминации результатов - детерминированные — результаты однозначные; - стохастические (вероятностные) — оценка величины в пределах изменений

Под научным методом понимается «система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т. д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество» [7].

Применительно к конкретной науке понятие метод науки означает деятельность, направленную на достижение познавательной цели, общий подход, «свойственный ей способ проникновения в содержание своего предмета» [1, с. 53].

Таким образом, понятие метод науки используется в широком смысле слова — как система категорий, принципов, совокупность инструментов исследования, и в узком смысле — как прием научного анализа, способ обработки данных.

2 Диалектический метод состоит в познании действительности в ее противоречивости, целостности, взаимосвязи и развитии. Метафизический метод, напротив, рассматривает явления вне их взаимной связи и развития. С середины XIX в. метафизический метод вытесняется диалектическим.

Специфика метода науки обусловлена ее предметом: метод науки призван обеспечить глубокое постижение предмета, рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет формирует метод, а метод исследования позволяет все более четко определить границы и содержание предмета исследования [9, с. 32]. Что касается экономической науки, то следует отметить, что однозначного подхода к определению её объекта и предмета исследования нет.

Эволюция человеческой цивилизации сопровождалась сменой экономических систем и, соответственно, трансформацией научных представлений о том, что следует изучать и с каких позиций, какой использовать для этого инструментарий и как применять полученные результаты на практике.

Стремление ученых преодолеть недостатки существующих теорий приводило к новому пониманию задач экономической науки, или, как принято говорить, к смене парадигм. Параллельно происходило совершенствование процесса познания. На разных этапах развития в экономической науке появлялись новые методы исследования.

Принято считать, что первым методом, который использовала экономическая наука, является формальная логика («органон») Аристотеля [5, с. 123]. В рамках формальной логики был разработан обширный набор методов и приемов познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления.

Исторический процесс изменения предмета и метода исследования экономической науки отражен в отдельных экономических теориях, теоретических школах, направлениях и течениях. Краткая характеристика предмета и метода исследования основных школ и направлений экономической мысли представлена в таблице 2.

С позиций истории и философии науки, экономика является социальной наукой, объектом ее изучения является общество, а предметом — одна из важнейших сторон общественной жизни — отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Это означает, что по объекту исследования экономическая наука относится к социогуманитарному знанию, обладающего характеристиками, отличающими его от знания естественных наук.

Во-первых, объект социогуманитарного познания не отделен от познающего субъекта, а познающий субъект не безразличен к познаваемому объекту. Это означает невыполнение одного из основных требований классической рациональности о разделении объекта и субъекта в процессе познания. Действительно, ученый, изучающий экономические отношения, не может заявить о своей беспристрастности по отношению к обществу, и общество не может быть равнодушным к результатам познания.

Следовательно, главной особенностью социогуманитарного знания в целом, и экономической науки, в частности, является «пристрастное» отношение к реальной действительности. Это выражается во влиянии ценностей и идеологии на экономический анализ, о чем и говорит Й. Шумпетер в своей «Истории экономического анализа» [8, с. 40-41].

Во-вторых, мир социальных явлений как объект исследования экономической науки качественно отличается от мира природных явлений. В социальной жизни отсутствует однозначная повторяемость (и, следовательно, точная предсказуемость) процессов и явлений, присущих природному миру, причем даже там, где установле-

но действие вероятностно-статистических закономерностей3. Как отметил Й. Шум-петер, «экономические законы» гораздо менее устойчивы, чем законы любой естественной науки, они по-разному действуют в разных институциональных условиях» [8, с. 40-41].

Необходимо сказать и том, что в процессе развития цивилизации происходило качественное изменение самого объекта исследования экономической науки — общества и экономических отношений в нем.

В классификации наук по методу познания экономическая наука занимает пограничное место, поскольку использует одновременно методологические подходы естественных и социогуманитарных наук, отличные друг от друга. Это составляет внутреннюю двойственность экономического знания: с одной стороны экономика является номотетической наукой, с другой стороны — идиографической наукой4.

Таким образом, метод экономической науки как области социогуманитарного знания характеризуют следующие особенности:

- аксиологичность5, ориентация на ценности и идеологию — несет информацию не только об объекте, но и о субъекте познания, выражая его отношение к познаваемому объекту;

- одновременно актуальность и историчность — и познание, и конструирование динамичной реальности;

- учет индивидуального — раскрытие не только общего в событиях или ситуациях, но и их особенностей.

Процесс научного познания экономической реальности принято называть экономическим анализом. Слово «анализ» при этом используется в широком смысле слова как синоним научного исследования вообще, а также в узком смысле как синоним исследовательского инструментария.

В экономическом исследовании выделяют два взаимно дополняющих подхода — позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ является научным представлением о фактах, устанавливает причины и следствия экономических явлений, не давая им оценки («что есть?»). Нормативный анализ предполагает оценочные суждения о желательности тех или иных экономических явлений («как должно быть?»).

Экономический анализ проводится на макроуровне (национальное хозяйство в целом) и на микроуровне (фирма, индивид). При этом следует различать общетеоретический экономический анализ, направленный на выявление и формализацию объективно действующих экономических законов, и прикладной экономический анализ, направленный на изучение экономической деятельности конкретных хозяйствующих субъектов различного масштаба с целью управления такими субъектами.

3 Законы природы, в противоположность социальным законам, делятся на две категории: вероятностно-статистические (законы-тенденции) и динамические (с однозначной связью, когда причина влечет за собой неизменно одно следствие). Социальные законы, в том числе экономические законы, — исключительно вероятностно-статистические.

4 Номотетический метод — это метод естественных наук, направлен на выявление общих закономерностей, преимущественно количественно. Идиографический метод направлен на выявление в изучаемом объекте его уникальности, исследование единичных, особенных явлений, преимущественно качественное, считается присущим «наукам о духе».

5 Аксиологичность означает, что наука проверяет знания о предмете не только на истинность, но и даёт нравственную оценку всему попадающему в поле зрения.

Характеристика основных школ и направлений экономического анализа

Таблица 2

Школа, направление Представители Предмет анализа Основные идеи Метод анализа

Меркантилизм, XVI —XVIII вв. А. Монкретьен, Т. Мэн, Ж.Б. Кольбер, И.Т. Посошков Сфера обращения, в основном внешняя торговля Богатство создается в сфере денежного обращения. Основа процветания страны — накопление золота и серебра. Необходимо вмешательство государства в хозяйственную деятельность — протекционизм — ограничение импорта, стимулирование экспорта Эмпирический метод — описание внешних проявлений экономических процессов; метод логической абстракции

Физиократы, XVIII в. Ф. Кенэ, А.Тюрго, П. Буагильбер, Р. Кантильон, А. Болотов Сфера льскохо-зяйственного производства Источники богатства — земля и труд людей, занятых в сельхозпроизводстве Эмпирический метод для описания внешних проявлений экономических процессов; метод логической абстракции

Классическая школа, XVIII — нач. XIX в. У Петти, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Ст. Миль, Ж.-Б. Сэй Сфера производства и распределения материальных благ Источник богатства нации — труд работников в сфере материального производства. Идея естественного порядка — государство не должно вмешиваться в экономику — экономический либерализм Причинно-следственный (каузальный); метод логической абстракции; метод исторических аналогий; нормативный подход к анализу

Марксизм, 2-я пол. XIX в. К. Маркс, Ф. Энгельс Капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена Уровень развития производительных сил определяет производственные отношения. Смена обще-ственно-экономических формаций обусловлена изменением способа производства. Существование эксплуатации труда капиталом, неизбежность замены капиталистического способа производства коммунистическим Диалектический материализм — соединение абстрактно-логического метода Смита и Рикардо с методологией немецкой исторической школы политической экономии (поиск исторических аналогий)

£

!

сь §

а:

I

¡г §

о а

0 г:

1

о §

а: ¡г (й

»о С5

Продолжение таблицы 2

ю

Школа, направление Представители Предмет анализа Основные идеи Метод анализа

Неоклассическая экономическая теория, кон.=Х1Х в. К. Менгер, Ф. Визер, УС. Джевонс, Л. Вальрас, A. Маршалл, Дж. Кларк, B. Парето Объединение сфер производства и потребления (микроэкономика) Цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения, максимизация благосостояния производителя и потребителя возможна лишь при свободной конкуренции. Задача государства — создать условия для эффективного функционирования рынка, невмешательство в предпринимательскую деятельность Функциональный подход; предельный анализ; количественные методы (использование математических методов, создание экономических моделей)

Кейнсианство, 30-е гг. XX в. Дж. Кейнс, Д. Хикс, Э. Хансен, А. Лейонхуфвуд, Дж. Робинсон Проблемы макроэкономики Решающий фактор экономического развития — эффективный спрос. Рыночный механизм не устраняет автоматически кризисы и безработицу. Необходимо государственное вмешательство в экономику — стимулирование совокупного спроса для достижения полной занятости Функциональный подход, количественный анализ; субъективно-психологический подход; акцент на агрегированных показателях

Монетаризм, 1970-е гг. М. Фридмен Сфера денежного обращения Денежное обращение играет решающую роль в колебании объема национального производства и уровня цен. Рыночная система способна автоматически на приходить в состояние равновесия. Задача государства — контроль над денежной массой для сбалансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен Функциональный подход; количественные методы

Институ-ционализм Т. Веблен, Д. Коммонс, У Митчелл, Д. Гэлбрейт Экономическое поведение человека во взаимосвязи с окружающей средой Институты определяют условия хозяйственной жизни, а экономика влияет на институты Широкое использование описательно-статистического метода; историко-гене-тический метод; анализ экономических процессов в тесной связи с анализом социальных, политических, психологических и др. общественных отношений

Си (й

I

а: ¡г

РЧ &

§

ой

о §

!\) о !\) о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г!

ой

а: а: о

о

¡г ой

г!

а

Как совокупность инструментов исследования, экономический анализ использует всеобщие (диалектический и метафизический) и общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, метод аналогий, метод научной абстракции, сочетание логического и исторического анализа и др.) методы научного исследования. Третью группу методов составляют частные — используемые исключительно в экономическом исследовании.

Основу экономических исследований образуют эмпирические факты. Это предполагает использование экономико-статистических методов для наблюдения за реальной действительностью, сбора, статистической обработки и анализа полученных данных. В число таких методов входят статистическое наблюдение, индексный метод, корреляционно-регрессионный анализ, анализ и прогнозирование временных рядов и др.

Ограниченность возможности проведения экономического эксперимента обусловила развитие экономического моделирования — упрощенных формализованных описаний взаимосвязей между экономическими переменными. Для изучения поведения отдельных экономических агентов или их групп используют оптимизационные модели. Взаимоотношения между экономическими агентами и их группами изучают с помощью равновесных моделей.

Структура современного экономического знания не ограничивается теоретическим описанием объективной реальности. Экономическая теория и методология экономической науки образуют теоретико-методическую основу для функциональных и отраслевых экономических наук. Сегодня экономическая наука представляет собой совокупность дисциплин со своим предметом и специфическим методом познания, большей частью имеющих прикладной характер, органично впитавших в себя достижения теоретического знания и методологии экономического исследования, сохранив историческую преемственность и способность к развитию знания.

Литература

1. Барнгольц С. Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. // С. Б. Барнгольц, М. В. Мельник. М.: Финансы и статистика, 2003. 240 с.

2. Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 576 с.

3. Курс экономический теории: учебник / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров: АСА, 2011. 880 с.

4. Микешина Л. А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л. А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с.

5. Нуреев Р. Предпосылки новой экономической парадигмы: онтология и гносеология. Вопросы экономики, 1993. № 4. С.121-144.

6. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В. П. Коханов-ский [и др.]. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 352 с.

7. Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.

8. Шумпетер Й. А. История экономического анализа: в 3-х т. / Пер. с англ. под ред. В. С. Ав-тономова. СПб.: Экономическая школа, 2004. Т. 1. LVI. 496 с.

9. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 480 с.

Вестник Псковского государственного университета Об авторе

Кистаева Наталья Николаевна — ассистент кафедры учета, анализа и налогообложения, Псковский государственный университет.

E-mail: kistaevan@mail.ru

N. N. Kistaeva

SCIENTIFIC BASIS FOR ECONOMIC ANALYSIS

We consider the specificity and the development of the method of scientific knowledge of economics.

Key words: research, methodology of economic science, the method of economic science, economic analysis.

About the author

Kistaeva Natalia Nikolaevna — Postgraduate student, Assistant of Accounting, Analysis and Taxation Department, Finance and Economics Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: kistaevan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.