Научная статья на тему 'Научные исследования и прикладная аналитика: современные подходы. (Размышления над учебником И.В. Понкина и А.И. Лаптевой «Методология научных исследований и прикладной аналитики») '

Научные исследования и прикладная аналитика: современные подходы. (Размышления над учебником И.В. Понкина и А.И. Лаптевой «Методология научных исследований и прикладной аналитики») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
методология научный исследований / прикладная аналитика / язык науки / методы научный исследований / частно-научные правоведческие методы / критерии исследовательского продукта / methodology of scientific research / applied analytics / language of science / methods of scientific research / private scientific legal methods / criteria for a research product

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леван Теймуразович Чихладзе, Николай Иннокентьевич Дорохов

В статье-рецензии на двухтомное учебное издание И.В. Понкина и А.И. Лаптевой «Методология научных исследований и прикладной аналитики» отмечается его уникальность и максимальная содержательность, включающая анализ ключевых проблем теоретико-методологического и прикладного методического характера относительно организации научный исследований, определения их сути, природы и онтологии как важнейшей и востребованной в наши дни сферы / области специфической интеллектуальной деятельности и ее результатов. Подчеркивается также оригинальность представления достаточно мощного по содержанию и смыслу методического и технологического аппарата в организации и проведении научный исследований во многих областях гуманитарного знания. Особую пикантность и востребованность представляет богатейший понятийно-категориальный аппарат учебника, внушительный перечень с глубокой аннотацией творчества мыслителей прошлого и современности в вопросах организации и проведения теоретико-методологических исследований, библиографический анализ представленных проблем. Рецензируемая работа базируется на богатом аналитическом материале, отражает авторскую позицию по рассматриваемым вопросам и едва ли не впервые в российском сегменте общественной (социологической, политологической, философской, юридической и др.) науки дает панорамное описание и аналитическое изложение конструктивных основ методологии научный исследований и прикладной аналитики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леван Теймуразович Чихладзе, Николай Иннокентьевич Дорохов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific research and applied analytics: modern approaches. (Reflections on the textbook by I.V. Ponkin and A.I. Lapteva «Methodology of scientific research and applied analytics»)

In a review article on the two-volume educational publication by I.V. Ponkin and A.I. Lapteva's «Methodology of Scientific Research and Applied Analytics» notes its uniqueness and maximum content, including an analysis of key problems of a theoretical, methodological and applied methodological nature regarding the organization of scientific research, determining their essence, nature and ontology as the most important and in demand in our days specific sphere / area intellectual activity and its results. The originality of the presentation of a methodological and technological apparatus that is quite powerful in content and meaning in organizing and conducting scientific research in many areas of humanities is also emphasized. Of particular interest and demand is the rich conceptual and categorical apparatus of the textbook, an impressive list with a deep annotation of the work of thinkers of the past and present in matters of organizing and conducting theoretical and methodological research, and a bibliographic analysis of the problems presented. The work under review is based on rich analytical material, reflects the author's position on the issues under consideration and, almost for the first time in the Russian segment of social (sociological, political science, philosophical, legal, etc.) science, provides a panoramic description and analytical presentation of the constructive foundations of the methodology of scientific research and applied analytics.

Текст научной работы на тему «Научные исследования и прикладная аналитика: современные подходы. (Размышления над учебником И.В. Понкина и А.И. Лаптевой «Методология научных исследований и прикладной аналитики») »

Закон и право. 2024. № 5. С. 133-138. Law and legislation. 2024;(5):133-138.

Научная статья УДК 34.241

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-133-138 EDN: https://elibrary.ru/IHTQMY

NIION: 1997-0063-5/24-258 MOSURED: 77/27-001-2024-5-458

Научные исследования и прикладная аналитика: современные подходы. (Размышления над учебником И.В. Понкина и А.И. Лаптевой «Методология научных исследований и прикладной аналитики»)

Леван Теймуразович Чихладзе1, Николай Иннокентьевич Дорохов2

1 Юридический институт Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы;

Московский городской университет управления при Правительстве Москвы

имени Ю.М. Лужкова, Москва, Россия

2 Московский университет имени С.Ю. Витте; Российский новый университет; Финансовый

университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

2 arnita@mail.ru

Аннотация. В статье-рецензии на двухтомное учебное издание И.В. Понкина и А.И. Лаптевой «Методология научных исследований и прикладной аналитики» отмечается его уникальность и максимальная содержательность, включающая анализ ключевых проблем теоретико-методологического и прикладного методического характера относительно организации научных исследований, определения их сути, природы и онтологии как важнейшей и востребованной в наши дни сферы / области специфической интеллектуальной деятельности и ее результатов. Подчеркивается также оригинальность представления достаточно мощного по содержанию и смыслу методического и технологического аппарата в организации и проведении научных исследований во многих областях гуманитарного знания.

Особую пикантность и востребованность представляет богатейший понятийно-категориальный аппарат учебника, внушительный перечень с глубокой аннотацией творчества мыслителей прошлого и современности в вопросах организации и проведения теоретико-методологических исследований, библиографический анализ представленных проблем. Рецензируемая работа базируется на богатом аналитическом материале, отражает авторскую позицию по рассматриваемым вопросам и едва ли не впервые в российском сегменте общественной (социологической, политологической, философской, юридической и др.) науки дает панорамное описание и аналитическое изложение конструктивных основ методологии научных исследований и прикладной аналитики.

Ключевые слова: методология научных исследований, прикладная аналитика, язык науки, методы научных исследований, частнонаучные правоведческие методы, критерии исследовательского продукта.

Для цитирования: Чихладзе Л.Т., Дорохов Н.И. Научные исследования и прикладная аналитика: современные подходы. (Размышления над учебником И.В. Понкина и А.И. Лаптевой «Методология научных исследований и прикладной аналитики») // Закон и право. 2024. № 5. С. 133—138. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-5-133-138 ЕБЫ: https://elibrary.ru/IHTQMY

Scientific research and applied analytics: modern approaches. (Reflections on the textbook by I.V. Ponkin and A.I. Lapteva «Methodology of scientific research and applied analytics»)

Original article

© Чихладзе Л.Т., Дорохов Н.И. М., 2024.

LAW & LEGISLATION • 05-2024

Levan T. Chikhladze1, Nikolay I. Dorokhov2

1 Institute of the Peoples' Friendship University of Russia Patrice Lumumba; Moscow City University of Management under the Government of Moscow named after Yu.M. Luzhkov, Moscow, Russia

2 S.Yu. Witte Moscow University; Russian New University; Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

1 chikhladze_lt@rudn.university

2 arnita@mail.ru

Abstract. In a review article on the two-volume educational publication by I.V. Ponkin and A.I. Lapteva's «Methodology of Scientific Research and Applied Analytics» notes its uniqueness and maximum content, including an analysis of key problems of a theoretical, methodological and applied methodological nature regarding the organization of scientific research, determining their essence, nature and ontology as the most important and in demand in our days specific sphere / area intellectual activity and its results. The originality of the presentation of a methodological and technological apparatus that is quite powerful in content and meaning in organizing and conducting scientific research in many areas of humanities is also emphasized.

Of particular interest and demand is the rich conceptual and categorical apparatus of the textbook, an impressive list with a deep annotation of the work of thinkers of the past and present in matters of organizing and conducting theoretical and methodological research, and a bibliographic analysis of the problems presented. The work under review is based on rich analytical material, reflects the author's position on the issues under consideration and, almost for the first time in the Russian segment of social (sociological, political science, philosophical, legal, etc.) science, provides a panoramic description and analytical presentation of the constructive foundations of the methodology of scientific research and applied analytics

Keywords: methodology of scientific research, applied analytics, language of science, methods of scientific research, private scientific legal methods, criteria for a research product.

For citation: Chikhladze L.T., Dorokhov N.I. Scientific research and applied analytics: modern approaches. (Reflections on the textbook by I.V. Ponkin and A.I. Lapteva «Methodology of scientific research and applied analytics») // Law and legislation. 2024;(5):133—138. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-133-138 EDN: https://elibrary.ru/IHTQMY

Я отечественной и зарубежной научной литературе вопросы методологии научных .Яш^ исследований и системы прикладной науки традиционно являются объектом пристального внимания. Подтверждением этому, в частности, являются многочисленные научные издания — монографии, научные статьи, материалы научных конференций, конгрессов, симпозиумов, «круглых столов» и проч., о которых в рецензируемой работе довольно-таки основательно идет речь, дается соответствующая библиографическая характеристика и оценка научного капитала по рассматриваемым проблемам [4; 5]. Об этом же свидетельствуют появившиеся в последние годы в разных странах учебники и учебные пособия по актуальным проблемам методологии и организации научных исследований; применения системы общих, специальных, частнонаучных методов исследований; определения статуса языка науки и прикладной аналитики, а также критериев, основных параметров исследования и исследовательских результатов; изложения технологии и логистики исследовательских и прикладных аналитических работ.

В этом отношении рецензируемый учебник И.В. Понкина и А.И. Лаптевой представляет со-

бой в высшей степени востребованную и актуальную работу, имеющую ярко выраженную направленность и предназначение, прежде всего, для сотрудников научных организаций, профессиональных практиков-аналитиков, докторантов и аспирантов, руководителей, научных работников и профессорско-преподавательского состава высших образовательных организаций, руководящего состава и сотрудников научно -исследовательских учреждений, аналитических центров и просто потребителей / пользователей аналитических и научных продуктов.

Необходимость усиления внимания к методологии научных исследований и прикладной аналитики в наши дни обусловливается рядом объективных и субъективных факторов.

С объективной стороны это предопределяется самой природой и логикой научных исследований, важность и очевидность которых в настоящее время весьма острая, в силу ожидаемых значительных перемен в системе обществознания, в осмыслении современного этапа развития общества и его институтов, государства и соответствующих институтов государственности и права, выстраивании системы всех механизмов управления государством, формирования законо-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

дательной базы, военной доктрины, внешней политики, структуры и основ функционирования органов публичной власти, совершенствования системы защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления состояния законности.

Данные направления, в свою очередь, влияют на развитие экономики, ситуацию с правопорядком, степень социальной защиты населения, уровень правовой культуры, качество жизни человека. Можно сказать, что от качества научных исследований и эффективного применения потенциала прикладной аналитики, независимо от того, напрямую это происходит или опосредованно, зависит выполнение и реализация программных направлений во многих областях и сферах социально-экономического и государственно-правового развития. Организация научных исследований, определение параметров их содержательной глубины, умелое обращение с исследовательскими методами и соответствующими инструментами в итоге позволят достигнуть планируемого результата.

В этом отношении нельзя не согласиться с позицией авторов, что «будущее — за высокотехнологичной аналитикой, за практиками — аналитиками новой генерации за сложно-онто-логичным и мультимодальным сочетанным применением разнообразных аналитических инст-рументариев» [4, с. 375].

С субъективной стороны необходимость повышенного внимания тематическому горизонту методологии научных исследований и прикладной аналитики обусловливается, с одной стороны, осознанием важности и пониманием необходимости такого рода исследований в интересах общества и государства; а с другой стороны, позицией мыслителя, теоретика, исследователя, автора предложить свое обоснованное видение научного решения исследуемой проблемы для будущих поколений. Иными словами, важно и необходимо научить научному рецензированию, реферированию, аннотированию и научной критике новую плеяду научных кадров.

В этом отношении весьма интересной представляется позиция И.И. Мечникова, одного из крупнейших представителей отечественной науки, создателя российской школы иммунологов и микробиологов, которую авторы приводят в своей работе: «Если мне и не удастся убедить своих противников в правоте защищаемых мною положений, то, по крайней мере, дам им необходимые сведения для того, чтобы возражать мне. Одного этого результата достаточно для оправдания предпринятой мною работы» [3, с. 24].

Знакомство с рецензированным учебным изданием позволяет отметить, что данный учебник создан с учетом многолетнего опыта работы авторов в сфере науки и прикладной аналитики и характеризуется рядом достоинств. Например, по тексту учебника авторы обращаются к весьма значительному количеству понятий и дефиниций, которые отражают характер исследовательской работы, имеют самое непосредственное отношение к методологии научных исследований и прикладной аналитике. В общей сложности свыше 500 категорий и определений. Многие из используемых дефиниций широко применяются в научно-исследовательской работе, при разработке и написании магистерских работ и диссертационных исследований, научных статей и трудов разного жанра и направленности.

В качестве иллюстрации приведем ряд тех понятий и дефиниций, которые во многом предопределяют сущностные и содержательные характеристики тех проблем, которые исследуются авторами: прагматическая релевантность, экосистема данных, поиск, аналитика (правовая аналитика, военная аналитика, бизнес-аналитика, государственно-управленческая аналитика, развед-аналитика и проч.), аналитик (аналитик-поисковик, аналитик-дескриптор, аналитик-системщик, аналитик-прогнозист, аналитик-диагност и проч.), фактография, предиктивность, когнитивные вычисления и многие иные понятия, которые, с одной стороны, известны специалистам, по крайней мере определенному кругу профессионалов; а, с другой стороны, емкость и специфика отдельных применяемых в учебном издании понятий и определений имеет оттенки и особенности, которые выпадают из общего понимания и осмысления их содержания.

В качестве примера обратимся к понятию «плагиат», столь часто применяемому при проведении научных исследований: «Плагиат — это, согласно устоявшемуся и широко используемому толкованию, «действие или пример использования или близкого подражания (имитации)языку и мыслям другого автора без разрешения и представление работы этого автора как своей собственной, например, путем отказа от ссылки на первоначального автора; письменное или иное произведение, отражающее такое несанкционированное использование или имитацию» [5, с. 11].

Заметим, что трактовка этого понятия в повседневной научной деятельности носит несколько иной характер, чем изначально предполагает смысл данной дефиниции. И таких примеров, иллюстраций по тексту учебного издания

LAW & LEGISLATION • 05-2024

достаточно много — это и базовые термины, их производные понятия, общетеоретические дефиниции и прикладные определения, иные терминологические продукты. Все это придает учебному изданию богатейший теоретический смысл и потребность их знания и понимания.

Другим достоинством работы следует назвать внушительный состав ученых и мыслителей, работы и теоретическое наследие которых стали предметом изучения и исследования в рецензируемой работе. В общей сложности в учебном издании дана оценка и представлен анализ работ свыше 700 ученых и теоретиков в различных областях научно-исследовательской деятельности. И, как следствие этого уникального достижения, весьма представительная библиографическая основа учебного издания, насчитывающая свыше 800 работ, научных статей, иных видов научного продукта. Иными словами, теоретико-методологическая основа работы — многожанровая, многоаспектная и в определенной степени уникальная.

Само учебное издание, как мы отмечали, состоит из двух томов.

Том 1 учебника посвящен исследованию теории и методологии прикладной аналитики. Структурно состоит из семи глав и 90 параграфов. Основные проблемы, получившие глубокое и содержательное освещение в первом томе, — понятие, онтология и общая теория прикладной аналитики; инструментально-функциональные сегменты и предметно-объектные области прикладной аналитики; подготовка и квалификация практиков-аналитиков (содержит в большей части практические рекомендации и имеет адресную направленность); критерии и параметры прикладной аналитики; технологии и логистика прикладных аналитических работ; девианто-логия прикладной аналитики; анализ специальных методов прикладной науки, в их числе: методы интуитивной аналитики, аналитический метод фреймирования, аналитический метод свертывания, аналитический метод развертывания, методы контраста и потоковой аналитики и др. Всего в общей сложности в учебнике представлена характеристика свыше 30 методов, каждый из которых, согласно Рене Декарту, есть «достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное и, не затрагивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать» [1, с. 86].

Первая часть учебника сопровождается рядом иллюстраций, табличных и графических изображений, имеет ряд авторских комментариев, направленных на ориентацию читателя в усвоении предлагаемого теоретического материала. В заключении первого тома автор приходит к выводу, что в России в прикладной аналитике (как и в науке в целом) имеется ряд существенных проблем, которые автор квалифицирует весьма специфично, свойственно характеру и стилю изложения исследуемых вопросов — «аналитический паралич», «фиктивно-демонстративная креативность», имитация, «обломовщина» и проч., достигших огромных масштабов. В числе таких проблем, прежде всего, автор называет несовершенство отечественной системы передачи научно-методологического знания, простого фактического научения исследовательски мыслить, творчески созидать и творить.

Одной из предлагаемых мер по разрешению сформулированных проблем автор называет изменение программного обеспечения подготовки обучающихся с акцентом на обучение и осмысление умения писать, проводить научно-исследовательски работы и правильно их оформлять. Это потребует создания нового программного обеспечения, учебной и научной базы, формирования собственных научных школ (интеллектуально-аналитических центров). Необходимо создавать конвенционно-универсальные учебники, инструктивные пособия, интерактивные учебные материалы по методологии научных исследований и прикладной аналитики, адаптированные под определенные горизонты задач, уровни подготовки и уровни сложности. Параллельно должны решаться вопросы так называемой «интеллектуальной мобилизации» в форме создания механизма своего рода общественно-экспертной аккредитации практиков-аналитиков в разных сферах — с выдачей профессионально-квалификационного звания «практик-аналитик» (сертификата и знака, возможно, с градациями по классности — первого и второго классов) по итогам строжайшего и сложнейшего квалификационного экзамена [4, с. 494].

Том II учебного издания посвящен рассмотрению актуальных проблем методологии научных исследований. Представляется, что данная часть учебника, как и в целом весь учебник, вполне может быть квалифицирован как издание с повышенным уровнем сложности — в постановке исследуемых проблем, в подходах и используемых инструментариях, логике изложе-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

ния материала, оригинальных выводах и обобщениях и иных показателях. Вторая часть учебника состоит из восьми глав и 78 параграфов.

Основные проблемы, ставшие предметом исследования, их многоаспектной оценки и характеристики — рассмотрение сути, природы и онтологии научных исследований как разновидности мыслительной деятельности и как ее результата; детализированное описание и разъяснение ряда приемов, способов, методов и технологий научных исследований, в их числе — цитирование, ссылки, структурирование научно-исследовательского материала, определение конфигурации исследовательских работ; раскрытие сути языка науки, научного письма и научного стиля; определение потенциала методов научных исследований — анализа, синтеза, абстрагирования, дедуктивного и индуктивного методов, классификации, моделирования, сравнения, аналогии, эксперимента, экстраполяции и др.; а также исследование и выявление потенциала частнонаучных методов в правоведении — формально -юридического, юридико -технологического, сравнительно-правового, конкретно -исторического правоведческого метода.

В заключении второй части учебного издания авторы проводят мысль, что образование как процесс включает или прежде всего включает изучение методов и приемов целенаправленного использования своих знаний [5, с. 630]. Такая позиция, по мнению авторов, предопределяет рассмотрение и актуализацию ряда проблем общеметодологического познавательного характера. В их числе: разработка системы / процесса, обеспечивающей оптимальное выполнение поставленных задач (так называемая «онтологическая инженерия» применительно к конкретным областям познавательной деятельности); преодоление дефектных способов оценивания научных и прикладных аналитических работ, например, оценивание труда и вклада ученого не по действительному результату, достижению, а, как это бывает чаще всего, по опубликованному количеству статей в зарубежных изданиях, англосаксонских коммерческих журналах с соответствующим индексом и проч.; несовершенство отечественной системы передачи научно-методологического и научно-инструктивного знания, а, следовательно, научения исследовательски мыслить и творчески созидать, с большой перспективой и полезностью и др.

В этом отношении нельзя не согласиться с позицией авторов, достаточно обоснованной и аргументированной. В качестве подкрепления

нашего мнения, а точнее мнения авторов, сошлемся на суждения известного ученого, физика, Лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицы, который писал о необходимости «создавать специальные условия для воспитания творчески одаренной молодежи, чтобы природные дарования по возможности полноценно развивались», поскольку «отбор и обучение творческих научных кадров надо считать основными фактором, определяющим эффективность организации научной работы в стране» [2, с. 171].

Подводя итог нашим размышлениям о характере рецензируемого учебного издания, отметим, что авторы смогли достаточно содержательно представить общую тематику и проблем-ность методологии научных исследований и прикладной аналитики, вскрыть и обосновать ключевые позиции исследуемых вопросов весьма оригинально и с большой перспективой для дальнейших исследований в предлагаемой тематике.

Пожеланием авторам будет лишь продолжение ими новаторского подхода в исследовании наиболее сложных направлений научно-исследовательского характера и их воплощение в научно-образовательную, исследовательскую действительность.

Список источников

1. Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 с.

2. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика: статьи, выступления. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1977. 352 с.

3. Мечников И.И. Невосприимчивость в инфекционных болезнях. 3-е изд. М.: Либроком, 2012. 712 с.

4. Понкин И.В. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник: В 2-х т. Т. 1: Прикладная аналитика (Правовая аналитика, государственно-управленческая аналитика, военная аналитика, развед-аналитика, инженерная аналитика, политическая аналитика, бизнес-аналитика). 4-е, изд., доп. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». М.: Буки Веди, 2023. 500 с.

5. Понкин И.В, Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник: В 2-х т. Т. 2: Научные исследования. 4-е изд., доп. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». М.: Буки Веди, 2023. 640 с.

LAW & LEGISLATION • 05-2024

References

1. Descartes R Works: In 2 volumes. Vol. 1. M.: Mysl, 1989. 654 p.

2. Kapitsa P.L. Experiment. Theory. Practice: articles, speeches. 2nd ed., corrected and additional. M.: Science. 1977. 352 p.

3. MechnikovI.I. Immunity in infectious diseases. 3rd ed. M.: Librocom, 2012. 712 p.

4. Ponkin I.V. Methodology of scientific research and applied analytics: Textbook: In 2 volumes. Vol. 1:

Applied Analytics (Legal analytics, public administration analytics, military analytics, intelligence analytics, engineering analytics, political analytics, business analytics). 4th, ed., additional and revised / Consortium «Analytics. Right. Digit». Moscow: Buki Vedi, 2023. 500 p.

5. Ponkin I. V., Lapteva A.I. Methodology of scientific research and applied analytics: Textbook: In 2 volumes. Vol. 2: Scientific research. 4th ed., additional and revised / Consortium «Analytics. Right. Digit». Moscow: Buki Vedi, 2023. 640 p.

Информация об авторах

Чихладзе Л.Т. — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой муниципального права Юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы; профессор кафедры юриспруденции Московского городского университета управления при Правительстве Москвы имени Ю.М. Лужкова; Почетный работник сферы образования Российской Федерации Дорохов Н.И. — кандидат исторических наук, профессор, профессор кафедры публичного права Московского университета имени С.Ю. Витте; профессор кафедры публичного и уголовного права Российского нового университета; доцент кафедры международного и публичного права Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Почетный работник сферы образования Российской Федерации

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 09.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the authors

Chikhladze L.T. — doctor of law, professor, head of the department of municipal law at the law Institute of the Peoples' Friendship University of Russia Patrice Lumumba; professor of the department of jurisprudence of the Moscow City University of Management under the Government of Moscow named after Yu.M. Luzhkov; Honorary Worker of Education of the Russian Federation

Dorokhov N.I. — candidate of historical sciences, professor, professor of the department of public law of the S.Yu. Witte Moscow University; professor of the department of public and criminal law of the Russian New University; associate professor of the department of international and public law of the Financial University under the Government of the Russian Federation; Honorary Worker of Education of the Russian Federation

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 09.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

13B

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.