Научная статья на тему 'НАУЧЕНИЕ НАУКЕ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ПО КАКИМ УЧЕБНИКАМ И МЕТОДИКАМ? РЕЦЕНЗИЯ НА ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ УЧЕБНИКА «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИТИКИ», АВТОРЫ - И.В. ПОНКИН И А.И. ЛАПТЕВА (РЕДЬКИНА)'

НАУЧЕНИЕ НАУКЕ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ПО КАКИМ УЧЕБНИКАМ И МЕТОДИКАМ? РЕЦЕНЗИЯ НА ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ УЧЕБНИКА «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИТИКИ», АВТОРЫ - И.В. ПОНКИН И А.И. ЛАПТЕВА (РЕДЬКИНА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРИКЛАДНАЯ АНАЛИТИКА / НАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНЫЙ ЯЗЫК / НАУКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Морева Светлана Леонидовна, Соловьев Алексей Юрьевич

Настоящий материал представляет собой рецензию на второе издание учебника «Методология научных исследований и прикладной аналитики» авторства И.В. Понкина и А.И. Лаптевой (Редькиной). Автор рецензии обращает внимание на значение разведения (разграничения) науки и прикладной аналитики и объяснения сути, топологии и онтологии аналитики, сделанного в учебнике. Рецензент обращает внимание на высококачественные авторские объяснения методов научных исследований и прикладной аналитики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Морева Светлана Леонидовна, Соловьев Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING SCIENCE TO YOUNG SCIENTISTS: ACCORDING TO WHAT TEXTBOOKS AND METHODS? A REVIEW OF THE SECOND EDITION OF THE TEXTBOOK "METHODOLOGY OF SCIENTIFIC RESEARCH AND APPLIED INTELLIGENCE", THE AUTHORS PONKIN I. V. AND A. I. LAPTEVA (REDKINA)

This material is a review of the textbook «Methodology of Scientific Research and Practical Analytics. Textbook» (Second edition) by I. V. Ponkin and A.I. Lapteva (Redkina) (2021). The review emphasizes the importance of scientific and applied analytical training of novice researchers. The author of review draw attention to the importance of distinguishing the science and the applied analytics and explaining the essence, topology and ontology of analytics made in the textbook. The reviewer draws attention to high-quality author's explanations (given by the authors of the textbook) of research methods and applied analytics.

Текст научной работы на тему «НАУЧЕНИЕ НАУКЕ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ПО КАКИМ УЧЕБНИКАМ И МЕТОДИКАМ? РЕЦЕНЗИЯ НА ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ УЧЕБНИКА «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИТИКИ», АВТОРЫ - И.В. ПОНКИН И А.И. ЛАПТЕВА (РЕДЬКИНА)»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве DOI 10.47643/1815-1337_2021_5_31

УДК 340:167/168; 001.11; 001.2; 001.4 - 001.6; 001.8; 001.92:37; 340.115; 340.113.1

НАУЧЕНИЕ НАУКЕ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ: ПО КАКИМ УЧЕБНИКАМ И МЕТОДИКАМ? Рецензия на второе издание учебника «Методология научных исследований и прикладной аналитики», Москва, 2021, авторы - И.В. Понкин и А.И. Лаптева (Редькина)1 Teaching young scientists to science: by what textbooks and methods?

Review of the second edition of the textbook «Methodology of Scientific Research and Practical Analytics. Textbook», Moscow, 2021, authors - I.V. Ponkin and A.I. Lapteva МОРЕВА Светлана Леонидовна,

кандидат технических наук, доцент кафедры управления в технических системах (Кафедра 31) Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП). E-mail: sweetmoreva@yandex.ru;

СОЛОВЬЕВ Алексей Юрьевич,

старший преподаватель Николо-Угрешской Духовной семинарии (Московская обл.). E-mail: sol62@mail.ru;

Svetlana L. Moreva,

PhD, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation. E-mail: sweetmoreva@yandex.ru;

Alexey Yu. Soloviev,

Senior Lecturer at the Nikolo-Ugreshsky Theological Seminary (Moscow Region). E-mail: sol62@mail.ru

Краткая аннотация: Настоящий материал представляет собой рецензию на второе издание учебника «Методология научных исследований и прикладной аналитики» авторства И.В. Понкина и А.И. Лаптевой (Редькиной). Автор рецензии обращает внимание на значение разведения (разграничения) науки и прикладной аналитики и объяснения сути, топологии и онтологии аналитики, сделанного в учебнике. Рецензент обращает внимание на высококачественные авторские объяснения методов научных исследований и прикладной аналитики.

Abstract: This material is a review of the textbook «Methodology of Scientific Research and Practical Analytics. Textbook» (Second edition) by I. V. Ponkin and A.I. Lapteva (Redkina) (2021). The review emphasizes the importance of scientific and applied analytical training of novice researchers. The author of review draw attention to the importance of distinguishing the science and the applied analytics and explaining the essence, topology and ontology of analytics made in the textbook. The reviewer draws attention to high-quality author's explanations (given by the authors of the textbook) of research methods and applied analytics.

Ключевые слова: научное исследование, прикладная аналитика, научная подготовка, методы исследования, научный язык, наука.

Keywords: scientific research, applied analytics, scientific education, research methods, scientific language, science.

Дата направления статьи в редакцию: 05.04.2021

Дата публикации: 31.05.2021

Первое издание этого учебника2 (парным к нему изданием шла монография тех же авторов «Цитирование как метод сопровождения и обеспечения научного исследования»3) уже явилось крупным, значимым событием в отечественной науке и прикладной аналитике и в отечественной педагогике науки и прикладной аналитики, стало предметом рассмотрения каждого из авторов настоящей рецензии в отдельности4, ныне вознамерившихся соединить свои усилия в деле оценивания уже второго его издания.

Учебник этот уже после первого его издания вызвал совершеннейшую бурю дискуссий, увидело свет, помимо наших двух, ещё множество научных рецензий5 (надо сказать, там далеко не только хвалили, но и обоснованно критиковали), которые сами по себе представляют высочайший научный интерес.

1 Понкин И.В., Лаптева (Редькина) А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Издание 2-е, дополн. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 567 с. (Серия: «Методология и онтология исследований»).

2 Понкин И.В., Редькина А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник / РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». - М.: Буки Веди, 2020. - 365 с.

3 Понкин И.В., Редькина А.И. Цитирование как метод сопровождения и обеспечения научного исследования. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 86 с.

4 Соловьев А.Ю. «Человек изощряет взгляд друга своего»: к вопросу о прикладном учебнике научной и прикладной аналитической методологии // Право и образование. -2020. - № 6. - С. 153-157. Морева С.Л. Тематический горизонт методологии научных исследований и прикладной аналитики // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2020. - Т. 45. - № 2. - С. 385-388.

5 Масалов А.Г. Методология научных исследований и прикладной аналитики (заметки рецензента) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. -2020. - Т. 6. - № 1. - С. 90-94. Аристов Е.В., Кузнецов М.Н. Каждый учёный обязан своими достижениями своему учителю и своим учебникам // Современное общество и право. - 2020. - № 4. - С. 3-7. Мархгейм М.В. Научно-методическая и науковедческая подготовка аспирантов и докторантов // Вопросы культурологии. - 2020. - № 9. -С. 74-76. Арабаджийски Н. Рецепты и секреты подготовки практиков-аналитиков и учёных-исследователей // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2020. -№ 2. - С. 207-209. Михайлова И.А., Якушев П.А. Рецензия на учебник И.В. Понкина, А.И. Редькиной «Методология научных исследований и прикладной аналитики» // Вестник Владимирского юридического института. - 2020, июль-сентябрь. - № 3. - С. 267-269. Догадайло Е.Ю. Как научить исследователя исследовать? // Право и государство: теория и практика. - 2020. - № 6. - С. 34-36. Мельков А.С. Рецензия на учебник «Методология научных исследований и прикладной аналитики» // Studia Humanitatis. - 2020. - № 3. Камышанский В.П. Рецензия на учебник Понкина И.В., Редькиной А.И. «Методология научных исследований и прикладной аналитики» //

Авторы учебника - известные специалисты с области методологии и онтологии науки и прикладной аналитики, в области государственной политики в сфере науки6.

Учебник во втором его издании был в значительной степени переструктурирован и переформатирован, дополнен множеством новых разделов. 567 страниц объема второго издания (с явно поджатым, уменьшенным межстрочным интервалом) с 1514 сносками против 365 страниц с 935 сносками первого издания. Целых пять рецензентов, указанных на второй странице издания (одни доктора наук - три юридических, по одному - технических и педагогических наук), это уже характеризовало первое издание названного учебника вполне определенным образом и артикулировало его универсальную и междисциплинарную направленность. Во втором издании к тем же рецензентам добавилось еще два - академик Российской академии наук, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РФ, а также доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, председатель экспертного совета ВАК по правым наукам. Комментировать это излишне, всё говорит само за себя.

Наконец-то в новом издании учебника появились иллюстрации, позволяющие лучше понять доносимое авторами.

Ко второму изданию проведена огромная работа, существенно продвинувшая весь этот проект, и лишь частично новые (в сравнении с первым изданием ученика) материалы были опубликованы в научных статьях одного из авторов (после выхода первого издания)7, но в сравнении с такими же (или поглотившими их) разделами уже второго издания предварявшее их статейное исполнение сейчас выглядит как схематизированные наброски.

Говоря о существенно усовершенствованной структуре учебника, лучше всего будет отразить эти улучшения более или менее наглядно.

Глава первая разветвилась на несколько глав - первую (так и осталась с названием «Онтология научных исследований и прикладной аналитики»), вторую «Дизайн, трассировка и конфигурация исследовательских работ», четвертую «Параметры исследования и исследовательского продукта» и пятую «Элементы и форматы». Первый блок первой главы первого издания учебника, что объединял первые три параграфа, был достроен следующими параграфами § 1.3 «Кто такой аналитик?»; § 1.4. Подготовка аналитиков»; § 1.5 «Кто такой эксперт?»; § 1.6 «Значение учеников для состоявшегося в науке или прикладной аналитике профессионала и его мотивация к тому, чтобы заниматься учениками» (это, пожалуй, самый замечательный раздел рецензируемого учебника); § 1.7 «Понятие объяснения»; § 1.9. Понятие и значение научного обсуждения»; § 1.10 «Понятие научной аргументации»; § 1.11 «Идея и смекалка». Второй блок первой главы первого издания учебника, что объединял §§1.4 и 1.5 превратился в главу 2, был радикально перекомпонован и очень сильно достроен новыми материалами. Тот третий блок первой главы первого издания учебника, что объединял описания выделяемых параметров исследовательского продукта - § 1.6 «Параметры содержательной глубины исследования» (высокое качество), § 1.7 «Параметры сложности исследования» (высокое качество), § 1.8 «Параметры научной ценности и значимости научного исследования» (высокое качество), § 1.9 «Параметры ясности в исследовании» (достаточно слабо и слишком кратко) и § 1.10 «Параметры целостности исследовательского произведения (продукта)», - превратился во втором издании в несопоставимо более расширенную и детализированную, доработанную и дополненную главу 4 «Параметры исследования и исследовательского продукта».

Новая глава 4 (второго издания) включает описания и объяснения следующих линеек параметров исследования и исследовательского продукта: § 4.1 «Линейки параметров исследования и исследовательского произведения (продукта)»; § 4.2 «Параметры содержательной глубины исследования»; § 4.3 «Параметры полезности полученных в исследовании результатов и в целом исследовательского продукта»; § 4.4 «Параметры ясности научного письма и исследовательского продукта»; § 4.5 «Параметры полноты охвата и полноты учёта определяющих факторов в исследовании»; § 4.6 «Параметры научной ценности и значимости научного исследования»; § 4.7 «Параметры сложности исследования»; § 4.8 «Параметры целостности и внутреннего единства исследовательского произведения

Власть Закона. - 2020. - № 2. - С. 216-221. Сидорина О.Е. Как готовить военных аналитиков? // Известия Военной академии РВСН имени Петра Великого. - 2020. -№ 287. - Ч. 1. - С. 374-377. Слободчиков В.И. Научение мыслить, само по себе, есть искусство // Педагогика. - 2020. - Т. 85. - № 2. - С. 124-127. Братанов-ский С.Н. Рецензия на учебник проф. И.В. Понкина и А.И. Редькиной «Методология научных исследований и прикладной аналитики» (М, 2020) // Философия социальных коммуникаций. - 2020. - № 3-4. - С. 50-52. Загхмут Т.А. Хороший наставник в науке и аналитике: постановка и подходы к решению проблемы // Нравственные императивы в праве. - 2020. - № 3-4. - С. 74-75.

6 См. также: Понкин И.В. О некоторых причинах неуспешности организации научной деятельности в образовательных организациях высшего образования в России // Аграрное и земельное право. - 2018. - № 6. - С. 34-39. Понкин И.В. Некоторые тезисы о должной модели присуждения учёных степеней в системе диссертационных советов в вузах МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - № 4. - С. 353-356. Понкин И.В. К вопросу о подготовке профессиональных юристов-норморайтеров // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2018. - № 2. - С. 420-423. Понкин И.В. Стратегия инновационного развития РФ: критический взгляд // Ректор вуза. - 2015. - № 10. - С. 52-59.

7 Понкин И.В. Объект и предмет научного или прикладного аналитического исследования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2020. - № 3. - С. 65-69. Понкин И.В. Методология науки и прикладной аналитики: параметр полезности полученных в исследовании результатов и в целом исследовательского продукта // Вопросы культурологии. - 2020. - № 11. - С. 22-33. Понкин И.В. Рецензия на книгу: понятие, значение, формат, виды // Администратор образования. - 2020. - № 16. - С. 58-62. Понкин И.В. О роли и значении черновика в научных и прикладных аналитических исследованиях // Администратор образования. -2020. - № 19. - С. 63-67. Понкин И.В. О роли и значении конспекта в научных и прикладных аналитических исследованиях // Администратор образования. - 2021. - № 1. - С. 38-42. Понкин И.В. Методология науки и прикладной аналитики: параметр ясности научного письма и исследовательского продукта // Право и образование. - 2020. -№ 10. - С. 4-13. Понкин И.В. Параметр завершённости исследования и исследовательского продукта: Когда можно и нужно остановиться? // Право и образование. -2020. - № 12. - С. 50-56. Понкин И.В. Параметр элегантности научного или прикладного аналитического текста, в том числе юридического // Современное общество и право. - 2020. - № 5. - С. 3-13. Понкин И.В. Методология науки и прикладной аналитики: параметр полноты охвата и полноты учёта определяющих факторов в исследовании // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2020. - Т. 45. - № 2. - С. 212-219. Понкин И.В. Этика научной дискуссии // Российский юридический журнал. -2020. - № 5. - С. 64-69. Понкин И.В. К вопросу о способах и методиках подготовки аналитиков // Аналитика на службе Отечеству / Под ред. Ю.В. Курносова / Серия «Русская аналитическая школа». - М.: Ритм, 2020. - 384 с. - С. 54-58.

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

(продукта)»; § 4.9 «Параметры завершённости исследования и исследовательского продукта»; § 4.10 «Параметр элегантности научного или прикладного аналитического текста»; § 4.11 «Параметры оптимальной краткости исследовательского продукта»; § 4.12 «Параметр строгости в исследовании». Всё это превращает и без того уникальнейшее издание в совершенно замечательное. Ничего подобного вот просто нет нигде более.

Не менее уникальна Глава 5 «Элементы и форматы», вобравшая в себя: § 5.1 «Черновик: его роль, значение и онтология в научных и прикладных аналитических исследованиях»; § 5.2 «Конспект: его роль, значение и онтология в научных и прикладных аналитических исследованиях»; § 5.3 «Рецензия на книгу: понятие, значение, формат, виды»; § 5.4 «Раздел «аннотация» исследовательского материала: понятие, значение, формат, виды».

Глава 3 в новом издании (ранее была второй в издании первом) претерпела лишь небольшие добавки - разделом о понятии научного письма и научного стиля.

Глава, объединяющая описания и объяснения общенаучных исследовательских методов (в новом издании это шестая), была достроена 3 разделами - о методе наблюдения, методе эксперимента, методе экспертных оценок. Многие имевшиеся описания претерпели существенные уточнения и достраивания.

Глава, объединяющая описания и объяснения прикладных аналитических методов (в новом издании это седьмая), была достроена большим числом новых разделов: аналитический метод свёртывания; аналитический метод развёртывания; аналитический метод контраста; методы потоковой аналитики; метод упрощения онтологизированных образов научных или аналитических конструктов; метод сценарного моделирования; метод SWOT-анализа; аналитический метод особого мнения в группе; аналитический метод обратного движения с конца; аналитический метод переноса; аналитический метод усложнения задачи. Это пожалуй, единственное в стране издание, где так чётко и так много объяснено относительно такого рода методов познания и препарирования образов реальности.

Появилась глава 8, посвященная прикладным выходам науки и аналитики. Объяснено, в числе прочего, что есть норморайтер и изобретатель.

То есть, по сути дела, первое издание не то что была доработано, оно было дополнено почти таким же по объёму вторым томом, влитым в первый, что и составило рецензируемое второе издание учебника.

Почти все из наших прошлых замечаний были приняты к сведению, и в этой части учебник претерпел серьезнейшие доработки. Не учтено лишь следующее наше прошлое замечание: недостаёт описаний других специфических стилей научного письма, перечень которых явно не исчерпывается инженерным стилем, оперирующим короткими формами, и неназванным персонально в учебнике стилем (что тоже недостаток), оперирующим усложненными модальностями и формами. Но на общем фоне достоинств учебника оное явно теряется. Из новых замечаний, навеянным внимательным прочтением нового издания, отметим пробел в части разграничения фактографии и аналитики.

Прекрасный стиль изложения, востребованный профессионалами сложный стиль мысли, потрясающая глубина и прочув-ствованность мысли, колоссальная источниковая основа (десяток языков, несколько столетий, более 2 тысяч источников вместились в свыше полутора сносок), впечатляющий охват самых многообразных тем, великолепная целостность учебника, его высокий педагогический потенциал, его междисциплинарность (пригодность и ценность не только для юристов, но и педагогов, инженеров, представителей иных научных направлений) - всё это делает данное издание уникальным, практически ценным и незаменимым, превращает его на долгие времена в классические эталонные издания.

Библиография:

1. Арабаджийски Н. Рецепты и секреты подготовки практиков-аналитиков и учёных-исследователей // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2020. - № 2. - С. 207-209.

2. Аристов Е.В., Кузнецов М.Н. Каждый учёный обязан своими достижениями своему учителю и своим учебникам // Современное общество и право. - 2020. - № 4. - С. 3-7.

3. Братановский С.Н. Рецензия на учебник проф. И.В. Понкина и А.И. Редькиной «Методология научных исследований и прикладной аналитики» (М, 2020) // Философия социальных коммуникаций. - 2020. - № 3-4. - С. 50-52.

4. Догадайло Е.Ю. Как научить исследователя исследовать? // Право и государство: теория и практика. - 2020. - № 6. - С. 34-36.

5. Загхмут Т.А. Хороший наставник в науке и аналитике: постановка и подходы к решению проблемы // Нравственные императивы в праве. -2020. - № 3-4. - С. 74-75.

6. Камышанский В.П. Рецензия на учебник Понкина И.В., Редькиной А.И. «Методология научных исследований и прикладной аналитики» // Власть Закона. - 2020. - № 2. - С. 216-221.

7. Мархгейм М.В. Научно-методическая и науковедческая подготовка аспирантов и докторантов // Вопросы культурологии. - 2020. - № 9. - С. 74-76.

8. Масалов А.Г. Методология научных исследований и прикладной аналитики (заметки рецензента) // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - 2020. - Т. 6. - № 1. - С. 90-94.

9. Мельков А.С. Рецензия на учебник: «Методология научных исследований и прикладной аналитики» // вМ|а Нитаг^айэ. - 2020. - № 3.

10. Михайлова И.А., Якушев П.А. Рецензия на учебник И.В. Понкина, А.И. Редькиной «Методология научных исследований и прикладной аналитики» // Вестник Владимирского юридического института. - 2020, июль-сентябрь. - № 3. - С. 267-269.

11. Морева С.Л. Тематический горизонт методологии научных исследований и прикладной аналитики // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2020. - Т. 45. - № 2. - С. 385-388.

12. Понкин И.В. К вопросу о подготовке профессиональных юристов-норморайтеров // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2018. - № 2. - С. 420-423.

13. Понкин И.В. К вопросу о способах и методиках подготовки аналитиков // Аналитика на службе Отечеству / Под ред. Ю.В. Курносова / Серия «Русская аналитическая школа». - М.: Ритм, 2020. - 384 с. - С. 54-58.

14. Понкин И.В. Методология науки и прикладной аналитики: параметр полезности полученных в исследовании результатов и в целом исследо-

вательского продукта // Вопросы культурологии. - 2020. - № 11. - С. 22-33.

15. Понкин И.В. Методология науки и прикладной аналитики: параметр полноты охвата и полноты учёта определяющих факторов в исследовании // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2020. - Т. 45. - № 2. - С. 212-219.

16. Понкин И.В. Методология науки и прикладной аналитики: параметр ясности научного письма и исследовательского продукта // Право и образование. - 2020. - № 10. - С. 4-13.

17. Понкин И.В. Некоторые тезисы о должной модели присуждения учёных степеней в системе диссертационных советов в вузах МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - № 4. - С. 353-356.

18. Понкин И.В. О некоторых причинах неуспешности организации научной деятельности в образовательных организациях высшего образования в России // Аграрное и земельное право. - 2018. - № 6. - С. 34-39.

19. Понкин И.В. О роли и значении конспекта в научных и прикладных аналитических исследованиях // Администратор образования. - 2021. -№ 1. - С. 38-42.

20. Понкин И.В. О роли и значении черновика в научных и прикладных аналитических исследованиях // Администратор образования. - 2020. -№ 19. - С. 63-67.

21. Понкин И.В. Объект и предмет научного или прикладного аналитического исследования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2020. - № 3. - С. 65-69.

22. Понкин И.В. Параметр завершённости исследования и исследовательского продукта: Когда можно и нужно остановиться? // Право и образование. - 2020. - № 12. - С. 50-56.

23. Понкин И.В. Параметр элегантности научного или прикладного аналитического текста, в том числе юридического // Современное общество и право. - 2020. - № 5. - С. 3-13.

24. Понкин И.В. Рецензия на книгу: понятие, значение, формат, виды // Администратор образования. - 2020. - № 16. - С. 58-62.

25. Понкин И.В. Стратегия инновационного развития РФ: критический взгляд // Ректор вуза. - 2015. - № 10. - С. 52-59.

26. Понкин И.В. Этика научной дискуссии // Российский юридический журнал. - 2020. - № 5. - С. 64-69.

27. Понкин И.В., Лаптева (Редькина) А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Издание 2-е, дополн. и пере-раб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 567 с.

28. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник / РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». - М.: Буки Веди, 2020. - 365 с.

29. Понкин И.В., Редькина А.И. Цитирование как метод сопровождения и обеспечения научного исследования. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 86 с.

30. Сидорина О.Е. Как готовить военных аналитиков? // Известия Военной академии РВСН имени Петра Великого. - 2020. - № 287. - Ч. 1. -

С. 374-377.

31. Слободчиков В.И. Научение мыслить, само по себе, есть искусство // Педагогика. - 2020. - Т. 85. - № 2. - С. 124-127.

34. Соловьев А.Ю. «Человек изощряет взгляд друга своего»: к вопросу о прикладном учебнике научной и прикладной аналитической методологии // П раво и образование. - 2020. - № 6. - С. 153-157.

References (transliterated):

1. Arabadzhijski N. Recepty i sekrety podgotovki praktikov-analitikov i uchyonyh-issledovatelej // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2020. -№ 2. - S. 207-209.

2. Aristov E.V., Kuznecov M.N. Kazhdyj uchyonyj obyazan svoimi dostizheniyami svoemu uchitelyu i svoim uchebnikam // Sovremennoe obshchestvo i pravo. - 2020. - № 4. - S. 3-7.

3. Bratanovskij S.N. Recenziya na uchebnik prof. I.V. Ponkina i A.I. Red'kinoj «Metodologiya nauchnyh issledovanij i prikladnoj analitiki» (M, 2020) // Filosofiya social'nyh kommunikacij. - 2020. - № 3-4. - S. 50-52.

4. Dogadajlo E.YU. Kak nauchit' issledovatelya issledovat'? // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2020. - № 6. - S. 34-36.

5. Zaghmut T.A. Horoshij nastavnik v nauke i analitike: postanovka i podhody k resheniyu problemy // Nravstvennye imperativy v prave. - 2020. - № 3-4. -

S. 74-75.

6. Kamyshanskij V.P. Recenziya na uchebnik Ponkina I.V., Red'kinoj A.I. «Metodologiya nauchnyh issledovanij i prikladnoj analitiki» // Vlast' Zakona. -2020. - № 2. - S. 216-221.

7. Marhgejm M.V. Nauchno-metodicheskaya i naukovedcheskaya podgotovka aspirantov i doktorantov // Voprosy kul'turologii. - 2020. - № 9. - S. 74-76.

8. Masalov A.G. Metodologiya nauchnyh issledovanij i prikladnoj analitiki (zametki recenzenta) // Nauchnyj rezul'tat. Social'nye i gumanitarnye issledovani-ya. - 2020. - T. 6. - № 1. - S. 90-94.

9. Mel'kov A.S. Recenziya na uchebnik: «Metodologiya nauchnyh issledovanij i prikladnoj analitiki» // Studia Humanitatis. - 2020. - № 3.

10. Mihajlova I.A., YAkushev P.A. Recenziya na uchebnik I.V. Ponkina, A.I. Red'kinoj «Metodologiya nauchnyh issledovanij i prikladnoj analitiki» // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. - 2020, iyul'-sentyabr'. - № 3. - S. 267-269.

11. Moreva S.L. Tematicheskij gorizont metodologii nauchnyh issledovanij i prikladnoj analitiki // Nomothetika: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. - 2020. - T. 45. - № 2. - S. 385-388.

12. Ponkin I.V. K voprosu o podgotovke professional'nyh yuristov-normorajterov // YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2018. - № 2. - S. 420-423.

13. Ponkin I.V. K voprosu o sposobah i metodikah podgotovki analitikov // Analitika na sluzhbe Otechestvu / Pod red. YU.V. Kurnosova / Seriya «Russkaya analiticheskaya shkola». - M.: Ritm, 2020. - 384 s. - S. 54-58.

14. Ponkin I.V. Metodologiya nauki i prikladnoj analitiki: parametr poleznosti poluchennyh v issledovanii rezul'tatov i v celom issledovatel'skogo produkta // Voprosy kul'turologii. - 2020. - № 11. - S. 22-33.

15. Ponkin I.V. Metodologiya nauki i prikladnoj analitiki: parametr polnoty ohvata i polnoty uchyota opredelyayushchih faktorov v issledovanii // Nomothetika: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. - 2020. - T. 45. - № 2. - S. 212-219.

16. Ponkin I.V. Metodologiya nauki i prikladnoj analitiki: parametr yasnosti nauchnogo pis'ma i issledovatel'skogo produkta // Pravo i obrazovanie. - 2020. -№ 10. - S. 4-13.

17. Ponkin I.V. Nekotorye tezisy o dolzhnoj modeli prisuzhdeniya uchyonyh stepenej v sisteme dissertacionnyh sovetov v vuzah MVD Rossii // YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2019. - № 4. - S. 353-356.

18. Ponkin I.V. O nekotoryh prichinah neuspeshnosti organizacii nauchnoj deyatel'nosti v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya v Rossii // Agrarnoe i zemel'noe pravo. - 2018. - № 6. - S. 34-39.

19. Ponkin I.V. O roli i znachenii konspekta v nauchnyh i prikladnyh analiticheskih issledovaniyah // Administrator obrazovaniya. - 2021. - № 1. - S. 38-42.

20. Ponkin I.V. O roli i znachenii chernovika v nauchnyh i prikladnyh analiticheskih issledovaniyah // Administrator obrazovaniya. - 2020. - № 19. - S. 63-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Ponkin I.V. Ob"ekt i predmet nauchnogo ili prikladnogo analiticheskogo issledovaniya // YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2020. - № 3. - S. 65-69.

22. Ponkin I.V. Parametr zavershyonnosti issledovaniya i issledovatel'skogo produkta: Kogda mozhno i nuzhno ostanovit'sya? // Pravo i obrazovanie. -2020. - № 12. - S. 50-56.

23. Ponkin I.V. Parametr elegantnosti nauchnogo ili prikladnogo analiticheskogo teksta, v tom chisle yuridicheskogo // Sovremennoe obshchestvo i pravo. - 2020. - № 5. - S. 3-13.

24. Ponkin I.V. Recenziya na knigu: ponyatie, znachenie, format, vidy // Administrator obrazovaniya. - 2020. - № 16. - S. 58-62.

25. Ponkin I.V. Strategiya innovacionnogo razvitiya RF: kriticheskij vzglyad // Rektor vuza. - 2015. - № 10. - S. 52-59.

26. Ponkin I.V. Etika nauchnoj diskussii // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. - 2020. - № 5. - S. 64-69.

27. Ponkin I.V., Lapteva (Red'kina) A.I. Metodologiya nauchnyh issledovanij i prikladnoj analitiki: Uchebnik. Izdanie 2-e, dopoln. i pererab. / Konsorcium «Analitika. Pravo. Cifra». - M.: Buki Vedi, 2021. - 567 s.

28. Ponkin I.V., Red'kina A.I. Metodologiya nauchnyh issledovanij i prikladnoj analitiki: Uchebnik / ROO «Institut gosudarstvenno-konfessional'nyh otnoshenij i prava». - M.: Buki Vedi, 2020. - 365 s.

29. Ponkin I.V., Red'kina A.I. Citirovanie kak metod soprovozhdeniya i obespecheniya nauchnogo issledovaniya. - M.: INFRA-M, 2019. - 86 s.

30. Sidorina O.E. Kak gotovit' voennyh analitikov? // Izvestiya Voennoj akademii RVSN imeni Petra Velikogo. - 2020. - № 287. - CH. 1. - S. 374-377.

31. Slobodchikov V.I. Nauchenie myslit', samo po sebe, est' iskusstvo // Pedagogika. - 2020. - T. 85. - № 2. - S. 124-127.

34. Solov'ev A.YU. «CHelovek izoshchryaet vzglyad druga svoego»: k voprosu o prikladnom uchebnike nauchnoj i prikladnoj analiticheskoj metodologii // Pravo i obrazovanie. - 2020. - № 6. - S. 153-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.