Научная статья на тему 'Может ли в принципе существовать хороший учебник для хорошего научного наставника и для хорошего студента? Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики : учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. М. : Буки Веди, 2022. 754 с.'

Может ли в принципе существовать хороший учебник для хорошего научного наставника и для хорошего студента? Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики : учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. М. : Буки Веди, 2022. 754 с. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теоретическая и практическая наука / практическая аналитика / научная подготовка / научное наставничество / науковедение / theoretical and practical science / practical analytics / scientific training / scientific mentoring / science studies

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леван Теймуразович Чихладзе

Представляется рецензия на новое издание учебника И.В. Понкина и А.И. Лаптевой «Методология научных исследований и прикладной аналитики». Обсуждаются вопросы о мере должного в научной подготовке и в обеспечении таковой учебными пособиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Леван Теймуразович Чихладзе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Can there really be a good textbook for a good scientific mentor and for a good student? Ponkin I.V., Lapteva A.I. Methodology of scientific research and applied analytics : textbook. 3rd ed., supp.and revis. M. : Buki Vedi, 2022. 754 p.

A review of the new edition of the textbook by I.V. Ponkin and A.I. Lapteva «Methodology of scientific research and applied analytics» is presented. The article discusses the issues of the degree of due in scientific training and in providing such with teaching aids.

Текст научной работы на тему «Может ли в принципе существовать хороший учебник для хорошего научного наставника и для хорошего студента? Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики : учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. М. : Буки Веди, 2022. 754 с.»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рецензия УДК 159:37:34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-342-344 NIION: 2003-0059-4/22-406 MOSURED: 77/27-003-2022-04-605

Может ли в принципе существовать хороший учебник для хорошего научного наставника и для хорошего студента? Понкин И. В., Лаптева А. И. Методология научных исследований и прикладной аналитики : учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. М. : Буки Веди, 2022. 754 с.

Леван Теймуразович Чихладзе

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. Представляется рецензия на новое издание учебника И. В. Понкина и А. И. Лаптевой «Методология научных исследований и прикладной аналитики». Обсуждаются вопросы о мере должного в научной подготовке и в обеспечении таковой учебными пособиями.

Ключевые слова: теоретическая и практическая наука, практическая аналитика, научная подготовка, научное наставничество, науковедение

Для цитирования: Чихладзе Л. Т. Может ли в принципе существовать хороший учебник для хорошего научного наставника и для хорошего студента? // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 342-344. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-342-344.

Review

Can there really be a good textbook for a good scientific mentor and for a good student?

Ponkin I. V., Lapteva A. I. Methodology of scientific research and applied analytics: textbook. 3rd ed., supp.and revis.

M. : Buki Vedi, 2022. 754 p.

Levan T. Chikhladze

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

Abstract. A review of the new edition of the textbook by I. V. Ponkin and A. I. Lapteva «Methodology of scientific research and applied analytics» is presented. The article discusses the issues of the degree of due in scientific training and in providing such with teaching aids.

Keywords: theoretical and practical science, practical analytics, scientific training, scientific mentoring, science studies

For citation: Chikhladze L. T. Can there really be a good textbook for a good scientific mentor and for a good student? Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):342-344. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-342-344.

Третье издание учебника «Методология научных исследований и прикладной аналитики» [1] 2022 года (в его развитии — а это на две сотни страниц больше, чем во втором издании, на многие сотни сносок больше, на 2 общенаучных и на 15 специальных ана-

литических методов больше описаний, обособленная большущая глава, очень подробно рассказывающая о многих элементах, аспектах и особенностях прикладной аналитики в самых разных профессиональных сферах) продолжает оттачивать и достраивать

© Чихладзе Л. Т., 2022

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

оригинальную авторскую модель И. В. Понкина и А. И. Лаптевой по представлению актуальной и подробной информацию о том, как обучать будущих профессиональных исследователей (в науке и в практической аналитике) и/или как им самим обучаться всему этому, да ещё на высоком уровне профессионального ремесла, мастерства и искусства. Это одна из тех немногих книг, где всегда следует приобретать следующую дополненную и переработанную редакцию. Третье издание — много более продвинутое в сравнении со вторым, и много более убедительное, хотя достойны похвалы были и первое, и второе издания, уже завоевывавшие умы заинтересованных во всём этом специалистов.

Каждый научный руководитель и каждый аспирант сегодня знает, насколько критично переполнена эта тематическая область макулатурой — откровенно низкого качества изданиями, выпускаемыми «для галочки» или самолюбования, но тщетными для ищущих пользы для себя в такой литературе. Иоганн Гот-либ Фихте справедливо задавал вопрос: «Должен ли я говорить с почтением о тех, кто повторяет чужие слова и высказывает поверхностные суждения, что не внушает мне ни малейшего уважения? Что должно было обязать меня к этому?» [2, с. 278]. Ведь именно через открытое активное и принципиальное обсуждение ключевого для данной области вопроса — как и чему учить в науке — мы только и сможем поднять качество научной подготовки в аспирантуре и докторантуре, на иных уровнях образования.

Сложность написания современных практико-ориентированных пособий понятна каждому, кто сам осуществляет научное руководство, повседневно организует научную подготовку и научную работу студентов и диссертантов. И хотя, как сказал всё тот же Иоганн Готлиб Фихте: «Я устал постоянно повторять то, что было уже столько раз сказано» [2, с. 534], вопрос издания новых таких пособий — это не вопрос повтора, дублирования, а вопрос поиска меры и образов необходимого и эффективного в таком обучении. Хорошие пособия в этом очень сегодня потребны.

Более того, в пособиях по научной подготовке в абсолютном большинстве случаев забывается, что помощь нужна опытным профессионалам не меньше, чем новичкам в науке, только на более продвинутом уровне. И рассматриваемое пособие здесь является ярким исключением, являя собой научение искушённых в этом научающих.

Надо сказать, проведя многие тысячи часов на научную подготовку аспирантов и магистрантов, понимая насколько многотруден и затратен (по времени, по нервам и душевным силам) труд научного руководителя и насколько, вместе с тем, грандиозен голод на действительно хорошие учебные программы и пособия в этой области, поражаешься масштабам и раз-

маху раскладок тем, объяснённых в рассматриваемом учебнике «Методология научных исследований и прикладной аналитики». Причём поражает адекватность и толковать излагаемых материалов, учебник, можно сказать, определяет свод правил, которые показывают вам, как вести исследования с максимальными эффективностью, ответственностью, добросовестностью.

Авторы не пожалели времени и сил, чтобы поделиться своим опытом, знаниями, наконец, секретами подготовки учеников. Авторы — высоко квалифицированы, и мы убеждены, что их вклад в искусство и мастерство исследования является и будет на долговременную перспективу весьма полезным.

В учебнике «Методология научных исследований и прикладной аналитики» учебнике «Методология научных исследований и прикладной аналитики» очень много всего, что обычно оставляется за рамками такого рода изданий. И объяснения роли и значения замысла дизайна, конспекта, черновика в науке. И объяснения интуитивных методов, инструментариев, подходов в науке и практической аналитике. И целая энциклопедия исследовательских методов, с подробными и информативными объяснениями и, по сути, с пошаговые руководствами по их применению, предоставляя необходимые знаниевые ресурсы. А ещё этот учебник является важным шагом на пути к пониманию и общедоступному толкованию той роли, которую научные руководители (консультанты) и научные школы играют в науке, а наставники в практической аналитике — соответственно, в этой сфере. И ещё много-много другое. Никто другой из авторов подобного рода литературы не делает этого столь тщательно и скрупулёзно.

Издание очень большое по объёму, и в листаже, и в перечнях тем и подтем. Да, возможно, что-то из этого не пригодится диссертанту, но, во-первых, общеизвестная и многократно опубликованная максима гласит: «90 % того, что вы изучаете, вам не понадобится никогда. Зато вам очень понадобятся те нейронные связи, которые при этом возникли», а во-вторых, просто невозможно заранее спрогнозировать, за ответом на какой именно вопрос к этому учебнику обратится студент или его профессор. И главное, что в этом издании нет лишнего, пустословного. Всё исключительно по делу.

Достоинства всегда, увы, соседствуют с недочётами. В данном случае самым большим недочётом мы видим отсутствие в издании одной, а лучше нескольких (можно — в приложениях) программ с тематическими раскладками тем, исходя из уровней и целе-полагания подготовки. Невозможно подумать, что у авторов нет таких наработок, и их сильно не хватает в издании. Вторым недочётом видится отсутствие списков вопросов для объективного контроля и самоконтроля обучающихся.

№ 4 / 2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

343

В любом случае, учебник этот — незаменимое и бесценное руководство по множеству наиболее важных и при этом наименее объяснённых вопросов организации и осуществления научной подготовки. Этот учебник заставляет крепко задумываться и позволяет самосовершенствоваться. А в силу того обязателен к прочтению не только студентам и диссертантам, но всем, кто стремится повысить и существенно усовершенствовать свои навыки в научном руководство, научном наставничестве. Настоятельно рекомендуется.

Но также следует отметить, что глава вторая и глава восьмая будут в высшей мере полезны аналитикам разведки — финансовой, бизнес-, информационной, военной. При общей востребованности этой тематики пособия по ней отсутствуют напрочь, за исключением как раз вышеуказанного и рассмотренного учебника «Методология научных исследований и прикладной аналитики» И. В. Понкина и А. И. Лаптевой. И это новое издание есть важный шаг в профессионализации разведывательного образования, подготовки в области безопасности и смежных областях.

Эрнесту Хемингуэю приписывают слова: «Все люди делятся на две категории. С первыми легко, как легко и без них. Со вторыми очень сложно, но без них невозможно совсем» [3], вполне справедливо адресуемые к рассматриваемому учебнику. Он — очень сложный и трудно осваиваемый, но, единожды прочтённый, он уже не будет заложен на дальнюю полку, став книгой настольной.

Список источников

1. Понкин И. В., Лаптева А. И. Методология научных исследований и прикладной аналитики : учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. М. : Буки Веди, 2022. 754 с. https://moscou-ecole.ru/2022/03/31/methodology_research_ analytics_3_ed/

2. Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М. : Ладомир, 1995. 656 с.

3. 12 цитат Эрнеста Хемингуэя, которые пригодятся в трудную минуту // http://izbrannoe. com/news/mysli/12-tsitat-ernesta-khemingueya-kotorye-prigodyatsya-v-trudnuyu-minutu/. 22.04.2016.

References

1. Ponkin I. V., Lapteva A. I. Methodology of scientific research and applied analytics : textbook. Ed. 3rd, supplement and revision M. : Buki Vedi, 2022. 754 p. https://moscou-ecole.ru/2022/03/31/ methodology_research_analytics_3_ed/

2. Fichte I. G. Essays. Works of 1792-1801, Moscow: Ladomir, 1995. 656 p.

3. 12 quotes by Ernest Hemingway, which will be useful in a difficult moment // http://izbrannoe. com/news/mysli/12-tsitat-ernesta-khemingueya-kotorye-prigodyatsya-v-trudnuyu-minutu/. 22.04.2016.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

Л. Т. Чихладзе — заведующий кафедрой муниципального права Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author L. T. Chikhladze — Head of the Department of Municipal Law of the Peoples' Friendship University of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor.

Поступила в редакцию 15.06.2022; одобрена после рецензирования 21.07.2022; принята к публикации 10.08.2022.

Submitted 15.06.2022; approved after reviewing 21.07.2022; accepted for publication 10.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.