Научная статья на тему 'Научные исследования: дорога длиною в 100 лет'

Научные исследования: дорога длиною в 100 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ТРАДИЦИЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛАСТЕР / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ / ВИРТУАЛЬНАЯ СРЕДА / РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2015 ГОДА / SCIENTIFIC TRADITION / SCIENTIFIC SCHOOL / SCIENTIFIC POTENTIAL / INNOVATION DEVELOPMENT / INTEGRATION OF SCIENTIFIC DIRECTIONS / SCIENTIFIC CLUSTERS / PROJECT ACTIVITY / INFORMATION COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / NETWORK PROJECT / VIRTUAL ENVIRONMENT / DEVELOPMENT OF HIGHER SCHOOL PROBLEMS / NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL HOLDING / THE CONCEPTION OF EDUCATION DEVELOPMENT UP TO 2015

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимец Наталья Вениаминовна

В статье анализируется современное состояние научных исследований в НГПУ и их корреляция с общими тенденциями развития науки, выявляется специфика организации научной работы через систему научно-исследовательских кластеров. Содержится характеристика основной проблематики научных исследований и наиболее существенных результатов, полученных за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимец Наталья Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research work: one hundred years' road

The article analyses the state of the modern scientific work in NNSPU and its correlation with the general development of science today. The specific nature of the scientific work organization through the system of scientific clusters is shown. The main problems of the university scientific work and its most essential results during the last decade are described.

Текст научной работы на тему «Научные исследования: дорога длиною в 100 лет»

NAUMOV S. THE TEACHING SCIENTIFIC INDUSTRIAL COMPLEX AS A FUNCTIONAL MODEL OF THE NETWORK COMMUNITY

The article shows the example of Nizhny Novgorod State Pedagogical University as an innovation component of the regional educational system and the teaching scientific industrial complex of the Nizhny Novgorod region as a functional model of creating the network community in the region.

Keywords: Nizhny Novgorod State Pedagogical University, regional educational system, innovation processes, educational policy, teaching scientific industrial complex, point of growth, network community model, modernization of education.

Н.В. ЯКИМЕЦ, доцент Научные

проректор по заочному исследования: дорога

и дополнительному образованию длиною в 100 лет

В статье анализируется современное состояние научных исследований в НГПУ и их корреляция с общими тенденциями развития науки, выявляется специфика организации научной работы через систему научно-исследовательских кластеров. Содержится характеристика основной проблематики научных исследований и наиболее существенных результатов, полученных за последние годы.

Ключевые слова: научная традиция, научная школа, научный потенциал, инновационное развитие, интеграциянаучных направлений, научно-исследовательский кластер, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, сетевой проект, виртуальная среда, разработка проблем высшей школы, новые педагогические технологии, образовательный холдинг, Концепция развития образования до 2015 года.

История становления и развития науч-ныхисследований в Нижегородском государственном педагогическом университете богата событиями и лицами и неоднократно становилась предметом специальных исследований. Наша задача - в кратком очерке обозначить основные,наиболее значимые факторы, определившие возможности научно-исследовательской деятельности в НГПУ на уровне современных требований, и возможные перспективы развития науки в вузе.

Первой составляющей, безусловно, является мощная традиция, заложенная первыми преподавателями Нижегородского учительского, а позже педагогического института - представителями дореволюционной профессорской корпорации. Среди них: В.К. Лебединский, И.И. Бевад, К.Л. Баев, И.Р. Брайцев, А.Н. Зильберман, С.Л. Иванов, А.И. Порхунов, А.Ф. Лосев,

С.М. Василейский, Д.А. Балика, Е.Н. Медынский и другие выдающиеся ученые, во многом определившие пути развития науки не только в НГПУ, но и в Нижегородском крае и России в целом. Кроме собственно научных достижений, эти люди дали своим современникам и будущим поколениям преподавателей и студентов пединститута пример служения и преданности науке, образцы интеллигентности в высшем ее проявлении. Эти традиции были восприняты и развиты теми, кто получил высшую научную квалификацию в Советской России: С.И. Архангельским, Е.Н. Медынским, В.А. Вейкшаном, Н.М. Добротвором и многими другими.

Характерно, что Нижегородский (Горь-ковский) педагогический институт за свою историю пережил несколько пиков подъема в сфере научной работы, которые были связаны с аналогичными тенденциями в стране в целом. Так, во время первых пятилеток «пединститут превратился в крупный научный центр г. Горького », что убедительно показано в книге «Нижегородский педагогический. Страницы истории» [1]. Новый подъем научной деятельности - середина 50-х гг., когда в ГГПИ была введена должность проректора по научной работе, что отразило не только формальные изменения, но и переход научной деятельности в вузе на качественно новый уровень. В это время труды преподавателей издаются в центральных издательствах СССР, а целая группа педагогов награждается государственными наградами: Орденом Ленина -доцент С.И. Святицкий, Орденом Трудового Красного Знамени - профессора А.Д. Саблин, А.А. Соболев, доценты Б.И. Александров, С.Б. Кульмановский и др. Уже к середине 70-х гг. практически все преподаватели вели научную работу, существенно выросло число преподавателей с ученой степенью кандидата и доктора наук. И наконец, новый импульс развитию науки дало преобразование института в университет в 1993 г., наложив высокую ответственность

на работников вуза за образовательную, научную, просветительскую и иную деятельность. Таким образом, научные исследования, проводимые в ГГПИ (НГПУ) тесно увязаны с динамикой развития науки в стране.

Существенно, что в сложнейших условиях 1990-х руководству вуза удалось не только сохранить, но и приумножить его научный потенциал. Были созданы (или заложены основы для последующего создания) научные школы по психологии (профессор У.В. Ульенкова), философии (профессор Л.Е. Шапошников), физике (профессор В.В. Радзиевский), психофизиологии (профессор В.И. Щербаков); расширился спектр специальностей, по которым ведется подготовка аспирантов; открыты диссертационные советы по психологии, педагогике, а позже - филологии, философии. Все это - свидетельства авторитета ученых НГПУ и признания высокого статуса научных исследований в вузе.

Таким образом, современное состояние научной работы в НГПУ, достаточно высокий ее уровень- результирующая сложного взаимодействия различных факторов в историческом процессе.

В XXI в., отвечая на вызовы современности и осознавая необходимость инновационного развития, получения научных результатов с возможностью их дальнейшего прикладного использования, НГПУ выбрал путь объединения и интеграции основных научных направлений и существующих на их основе научных и научно-педагогических школ в виде научно-исследовательских и научно-практических кластеров. По итогам этой работы можно указать на целый ряд направлений научной деятельности подразделений вуза, достижения и итоги, а также форма организации и управления которых характеризуются критериями новизны и высокой результативности. Из них наиболее существенны следующие.

1. Целостная группа проектов, объединяющая пять основных научных направле-

ний, которые разрабатываются кафедрами астрономии и истории естествознания, общей педагогики (С.М. Пономарев, Е.Д. Па-таракин, В.В. Николина), информатики и информационных технологий (М.А. Иорданский). Данные проекты направлены на изучение теоретико-методологических оснований внедрения информационных технологий в сетевой исследовательский процесс для создания виртуальной научно-образовательной среды вуза, а также на выявление специфики профессионально-личностного становления будущего учителя в условиях многомерной образовательной среды.

В рамках данного направления проводятся исследования по применению и разработке новых образовательных технологий с использованием ИКТ. В первую очередь речь идет об адаптации к учебному процессу новых сетевых сервисов Веб 2.0 и геоинформационных технологий, а также об организации виртуального лабораторного практикума в дистанционном обучении, исследовании влияния технологий мультимедиа на уровень теоретической и практической подготовки студентов и школьников. Предусмотрены разработка, адаптация, внедрение и распространение указанных технологий на базе различных куль-турн о-образовательных учреждений (НКО, школы, детские дома, вузы, библиотеки и пр.).

Особо стоит упомянуть о координации крупного сетевого проекта «Время вернуться домой (летописи)», организованного совместно с компанией Intel. В рамках проекта создан сайт letopisi.ru, действующий по технологии Вики-вики. В настоящий момент в России запущено более 30 клонов образовательного проекта Letopisi.ru; на этих площадках работают учителя, студенты и школьники из России, Украины, Казахстана, Азербайджана. Разработана система постоянного наблюдения и он-лайн-стати-стики по деятельности образовательных вики-площадок [2].

Результатом настоящей работы явилось обоснование эффективности использования Веб 2.0 сервиса Вики-вики в качестве основы открытой образовательной виртуальной среды внутри вуза. Опыт налаживания внутрисетевого гипертекстового взаимодействия может быть предложен для тиражирования в школьных компьютерных сетях.

При поддержке международных организаций - фонда «Миллениум» (Нидерланды) и корпорации «Прожект Хармони» (США) - ежегодно проводится летняя школа по модели «1 ученик - 1 компьютер» на базе нескольких типов ноутбуков. Проведено сравнение схем использования ноутбуков OLPC, ClassMate, Asus EEE в обучении младших школьников. В рамках этой группы проектов велись работы по созданию методических описаний по применению цифровой лаборатории NOVA 5000, полученных по грантовой программе фонда «Миллениум». В настоящее время создана инициативная группа по продвижению идеи цифровой физико-химико-биологической лаборатории и ее внедрению в российское производство.

В рамках сотрудничества с корпорацией «Прожект Хармони Инк» в 2010 г. осуществлен проект «Твой курс: повышение компьютерной грамотности» (рук. - А.К. Киселев). Продолжена работа над проектом «Исследование среды повсеместного мобильного обучения» (рук. - Е.Д. Пата-ракин) в рамках целевой программы Мин-обрнауки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» (срок - 2009-2011 гг.).

Для координации проектов данного кластера в НГПУ функционирует научно-исследовательская медиалаборатория (цифровые и сетевые ресурсы и технологии науки и образования), поддерживаемая тематическим планом Рособразования - проект «Исследование теоретико-методологических оснований профессионально-личностного становления будущего учителя в условиях многомерной образовательной сре-

ды вуза» (рук. - проф. В.В. Николина), аналитической ведомственной целевой программой Минобрнауки «Развитие научного потенциала высшей школы» и группой международных грантов.

2. Кластер междисциплинарных исследований кафедр социальной психологии, коррекционной психологии, физиологии, Института прикладной психологии НГПУ, объединяющий пять научных направлений (рук. - Е.Н. Волкова, С.А. Гапонова, Т.Н. Князева, В.И. Щербаков). Исследования ведутся при поддержке CDC - Центра контроля за заболеваниями (США), Международного общества по предотвращению насилия над детьми - ISPCAN (США), ЮНИСЕФ (Швейцария), Института здоровья США и университета Оклахомы. Общее направление работы складывается из сочетания базовых тем: фундаментальной («Развитие субъектности человека в онтогенезе») и прикладных («Насилие и жестокое обращение с детьми как причина асоциального детства», «Профилактика алкогольного синдрома плода в России») -и осуществляется в последние годы при поддержке университета штата Оклахома, представляя собой обширную пятилетнюю программу научно-прикладных изысканий (до 2012 г.).

3. Скоординированная группа научных проектов по эколого-географической, геоэкологической и геоинформационной проблематике, осуществляемых коллективом научной лаборатории экологического образования и профильными кафедрами вуза по семи научным направлениям (рук. - Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, Б.И. Фридман, А.И. Дмитриев, А.В. Неделяева, Е.А. Кротова). Их проблематика лежит в области осмысления в научно-теоретическом и методическом плане тенденций, методологии и принципов развития компетентности личности в культурно-экологическом контексте. Этот аспект отражает базовый императив современного информационного общества - переход к устойчивому разви-

тию на основе управляемой социоприрод-ной эволюции в условиях поликультурной среды. Данный исследовательский интерес поддерживался грантом РГНФ («Формирование поликультурной образовательной среды средней школы как средство реализации индивидуальных образовательных маршрутов») и договорами с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области (в частности, проекты «Издание концепции "Изучение экологического краеведения в школах Нижегородской области" и пакета учебных программ» и «Организация и проведение конкурса исследовательских работ учащихся "Экология и здоровье человека"»). Кроме того, в рамках этого направления выполнялись работы по договору с Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов г. Нижнего Новгорода. В рамках данного кластера издано более 20 учебников и учебных пособий, в том числе в центральных издательствах («Высшая школа », «Академия» и др.), с грифами Минобразования России.

4. Сложившаяся фундаментальная традиция историко-философских, философ-ско-научных и философско-религиозных исследований, реализуемая в области истории русской и западноевропейской философии, философии науки, истории религий, истории взаимодействия философ-ско-мистических учений и научных парадигм в современную эпоху, объединяет четыре научных направления (рук. - Л.Е. Шапошников, А.А. Фёдоров, А.А. Касьян, В.А.Глуздов). В частности,исследования ведутся в рамках аналитической ведомственной целевой программы Минобрнау-ки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы» - проект «Отечественная наука и государственная идеология: история и современность » (рук. - А.А. Касьян), а также поддерживаются грантом Мюнстер-ского университета (Германия) - проект «Русские философские архивы в Германии (последняя треть XVIII в.): анализ и иссле-

дование » (рук. - А.А. Федоров). Для координации проектов данного кластера в НГПУ функционирует лаборатория социально-гуманитарных исследований и научно-образовательных практик "Ratio" при кафедре философии и теологии.

5. Группа стабильно развивающихся фундаментальных и прикладных проектов естественно-научной тематики, поддерживаемая финансированием отечественных и зарубежных научных организаций. В нее входят:

- лаборатория фундаментальных и прикладных исследований «Физика солнечно-земных связей», на счету которой значительное число международных публикаций, достаточно высокий рейтинг цитирования и собственный интерактивный сайт с системой определения геомагнитной обстановки в режиме он-лайн (рук. - Н.А. Бархатов). Поддерживается несколькими грантами РФФИ и средствами в рамках ведомственной целевой программы Минобразования РФ «Развитие научного потенциала высшей школы». В 2010 г. прикладные результаты работы были отражены в монографии «Искусственные нейронные сети в задачах солнечно-земной физики» (25,5 п.л.). Лабораторией под руководством проф. Бархатова были получены существенные научные результаты, важнейший прикладной эффект которых выражается в создании программной базы, позволяющей решать задачи по прогнозированию критической частоты слоя F2 субаврораль-ной ионосферы над нагревным стендом HAARP методом искусственных нейронных сетей. Достижения лаборатории отражены в ряде профильных международных научных изданий;

- теоретическое исследование динамики систем пассивной левитации в сверхсильных магнитных полях (рук. - Ю.М. Урман), поддерживаемое грантом РФФИ;

- исследование свойств металлоорга-нических комплексов и фенилэтинильных купратов редкоземельных элементов

(рук. - С.Ф. Жильцов), поддерживаемое тематическим планом по заданию Рособразо-вания;

- проект «Аценафтен-1,2-дииминовые производные переходных металлов » (рук. - И.Л. Федюшкин), поддерживаемый грантом РФФИ и Правительства Нижегородской области;

- лаборатория психофизиологических исследований (рук. - В.И. Щербаков), поддерживаемая тематическим планом по заданию Рособразования и осуществляющая комплекс исследовательских программ по изучению психофизических механизмов зрения человека; результатом ее деятельности стали очередные заявки на изобретение (например, в 2010 г. - «Способ исследования цветового зрения человека »), а также ряд учебных пособий для высшей школы.

Полученные в рамках этих укрупненных научных направлений достижения обеспечивают высокий уровень внедрения, продвижения и использования новых результатов.

Особую значимость для педагогического вуза имеет исследовательская деятельность в сфере педагогики и дидактики, а наиболее приоритетной в этой связи является разработка проблем высшей школы. В XXI в. продолжает развиваться фундаментальная исследовательская традиция (два десятка коллективных монографических исследований за последние 10 лет), которая имеет существенный прикладной эффект и тенденцию к обновлению.

Основными направлениями в области разработки проблем высшей школы в НГПУ являются: использование информационных технологий в педагогическом процессе и создание виртуальной образовательной среды, а также исследование специфики профессионально-личностного становления будущего учителя в условиях многомерной образовательной среды; педагогика высшей школы, в том числе дидактика высшей школы; психология высшей

школы; теория и методика обучения и воспитания в рамках отдельных наук; история высшего образования; философские и социологические проблемы высшего образования. Исследования проблем высшей школы занимают большое место в ряду всех ведущихся в НГПУ исследований по образовательной тематике. На их основе реализуется деятельность по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации научно-исследовательской работы в университете.

В рамках научно-образовательного направления по проблемам и методам использования информационных технологий в педагогическом процессе и создания виртуальной образовательной среды проводятся исследования по применению и разработке новых образовательных технологий с использованием ИКТ. В первую очередь они связаны с адаптацией к учебному процессу новых сетевых сервисов Веб 2.0 и геоинформационных технологий, организацией виртуального лабораторного практикума в дистанционном обучении, а также с изучением влияния технологий мультимедиа на уровень теоретической и практической подготовки студентов и школьников.

В вузе ведется систематическая исследовательская деятельность по внедрению дистанционных образовательных технологий и организации сетевых сообществ преподавателей высшей школы. В минувшем году в рамках данного на-учно-практическо-го укрупненного кластера был вновь организован международный летний

экологический лагерь «Цифровая экология - 2010» (около 500 участников) с использованием класса ультрапортативных ноутбуков OLPC и цифровой физико-химико-биологической лаборатории NOVA 5000.

В рамках традиционной тематики проблем высшей школы по направлениям общей педагогики, общей психологии, возрастной и педагогической психологии осуществлялся ряд масштабных проектов федерального и регионального значения:

• внедрение учебного комплекта «Полярная звезда» в рамках федерального проекта «Академический учебник» (пять учебных комплектов по географии, выпущенных издательством «Просвещение», автор - В.В. Николина);

• участие в разработке комплексной федеральной программы развития семейного воспитания (в рамках научно-исследовательских тем «Педагогические основы управления самоопределением студентов педвуза» и «Пути совершенствования профессиональной подготовки педагога»);

• разработка принципов и методик программ психологического консультирования студентов и учеников и внедрение их на экспериментальных площадках вуза,

изучение возрастных и профессиональных особенностей развития личности будущего педагога;

• издание научно-исследовательской лабораторией НГПУ «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко» монографий, посвященных системному изучению теории и практики воспитания (авторы А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова).

Полученные результаты в той или иной мере отражают использование новых педагогических технологий в учебном, исследовательском и культурно-воспитательном процессе, в работе с различными целевыми группами (школьники, студенты, учителя, преподаватели вузов и учреждений СПО, педагоги сферы дополнительного образования, специалисты культурно-образовательных учреждений).

Тематика научных исследований примерно третьей части кафедр университета ориентирована на научное осмысление проблем высшей школы. Кроме того, на многих кафедрах НГПУ преподаватели работают по данной проблематике в индивидуальном порядке. Обеспечению учебного процесса в высшей школе служит большинство учебно-научных и учебно-методиче-

ских разработок, изданных в НГПУ, а также опубликованных другими издательствами, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Проблематике высшей школы были посвящены научные и научно-практические конференции различного уровня, включая международные.

Обновление системы научных исследований в НГПУ и выявление новых точек роста в ближайшем будущем связаны с объединением двух университетов - Нижегородского государственного педагогического и Волжского государственного инженерно-педагогического- с целью создания мощного образовательного холдинга, способного обеспечить качество высшего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС и в русле положений Концепции развития образования до 2015 г.

Литература

1. Нижегородский педагогический. Страни-

цы истории. Н. Новгород, 2001.

2. Патаракин Е. Новое пространство для

учебной деятельности // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 70-74.

YAKIMETS N. THE RESEARCH WORK: ONE HUNDRED YEARS' ROAD The article analyses the state of the modern scientific work in NNSPU and its correlation with the general development of science today. The specific nature of the scientific work organization through the system of scientific clusters is shown. The main problems of the university scientific work and its most essential results during the last decade are described.

Keywords: scientific tradition, scientific school, scientific potential, innovation development, integration of scientific directions, scientific clusters, project activity, information communicative technologies, network project, virtual environment, development of higher school problems, new educational technologies, educational holding, the conception of education development up to 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.