Научная статья на тему 'Образовательные коммуникации XXI века'

Образовательные коммуникации XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цирлин Игорь Борисович, Цирлина Наталья Александровна

Сетевые сообщества, созданные на основе социальных сервисов, обладают огромным образовательным потенциалом. Они ориентируют участников на поиск, фиксацию, осмысление информации, порождение и изучения нового. Это делает их мощным образовательным инструментом, который может и должен быть освоен современными педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цирлин Игорь Борисович, Цирлина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные коммуникации XXI века»

Качественно разработанный электронный УМК включает в себя комплекс разнообразных дидактических материалов и образовательных ресурсов (учебных, учебно-методических и вспомогательных информационно-справочных материалов, представленных в разных формах). Такой УМК ориентирован в первую очередь на пользователя, изучающего предмет самостоятельно, и отличаться особым способом подачи материала (диалоговая интерактивная форма с достаточным количеством вопросов и заданий для самоконтроля).

По мнению психологов и методистов, качественно подготовленный дидактический материал для электронного УМК, предназначенный для самостоятельного изучения, вызывает у обучаемых соответствующий интерес, мотивацию к самостоятельной работе не только потому, что курс представлен в электронной форме с элементами компьютерной графики и мультимедиа. При работе с таким электронным УМК активизируется психическая деятельность обучаемого: усиливается концентрация и интенсивность внимания, обостряется чувствительность и наблюдательность, повышается готовность памяти к восприятию учебного материала.

Размещение ЭУМК на сайте колледжа (раздел «Внеаудиторная самостоятельная работа студента»), инструктаж студентов по работе с ЭУМК обеспечивает открытость и доступность образователь -ных ресурсов и создает возможности для качественного и непрерывного профессионального образования и выстраивания индивидуальной траектории обучения и развития студентов.

Наличие четкого представления о структуре будущего электронного УМК, алгоритм последовательности этапов проектирования УМК, информационно-методическое сопровождение процессов разработки и применения ЭУМК методической службой колледжа существенно помогает эффективно осуществить реализацию системного подхода к организации разработки ЭУМК и в целом качественную профессиональную подготовку современных специалистов.

Литература

1. Григорьев, С.Г., Краснова, Г.А., Роберт, И.В. и др. Разработка концепции образовательных электронных изданий и ресурсов // Открытое и дистанционное образование. - 2009. - № 3 (7).

2. Демкин, В.П., Вымятин В.М. Принципы и технологии создания электронных учебников. - Томск, 2008.

3. Краснова, Г.А., Беляев, М.И., Соловов А.В. Технологии создания электронных средств. - М.: МГИУ, 2001.

4. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И., Лупанов К.Ю. Проблемы разработки учебно-методических пособий для системы дистанционного образования - М.: АТИСО, 2008.

5. Теория и практика создания образовательных электронных изданий. - М.: Изд-во РУДН, 2007.

Образовательные коммуникации XXI века

Цирлин Игорь Борисович ([email protected]), Цирлина Наталья Александровна ([email protected])

МОУ «Средняя образовательная школа № 1», г. Кстово Нижегородской области, Нижегородский государственные педагогический университет, г. Нижний Новгород

Аннотация

Сетевые сообщества, созданные на основе социальных сервисов, обладают огромным образовательным потенциалом. Они ориентируют участников на поиск, фиксацию, осмысление информации, порождение и изучения нового. Это делает их мощным образовательным инструментом, который может и должен быть освоен современными педагогами.

Прогресс в области коммуникаций и в первую очередь появление сервиса Web 2.0 привело к формированию и стремительному росту многочисленных социальных сетей. В Интернете социальная сеть - это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах. В качестве примера социальной сети можно рассматривать любое онлайновое сообщество, члены которого участвуют в обсуждениях. Социальные группы формируются самими участниками, по субъективным признакам и предпочтениям.

Для формирования и существования сообщества необходимы следующие характеристики: общие цели, интересы, потребности; общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ; общий язык общения, в который погружены члены сообщества.

Информационные технологии в обучении

205

С развитием компьютерных технологий у людей с общими интересами появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками. Среда сетевых сообществ наполнена объектами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое мышление. Общение в сетевые сообщества могут служить практике для воспитания следующих умений:

1. Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.

2. Толерантность. Расширение горизонтов нашего общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.

3. Критичность мышления. Коллективная деятельность множества членов группы, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий.

В сетевых сообществах используют следующие формы деятельности: обучающий семинар, виртуальная конференция, конкурс, проект, опрос, обсуждение в чате, телеконференция.

Сетевое сообщество организует самообразование. Если говорить о необходимости обучения в течение всей жизни, то становится очевидным, что добиться построения системы обучения, которая бы обеспечивала всем желающим в удобное для них время возможность получить или продолжить образование, только силами формальных учебных заведений - задача невыполнимая. Становится понятным, что сетевое образование в скором времени станет неотъемлемой частью любого образования.

Важнейшим аспектом сетевого образования является его дистанционность. Это особенно актуально для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так что социальная сеть - это возможность обучаться без дополнительных психологических нагрузок.

Ежегодно для учащихся школ Нижнего Новгорода на базах биологической станции Нижегород -ского государственного университета (ННГУ) и стационара «Сережа» (НГПУ) реализуется проект «Компьютерная Пустынь», который посвящен исследованию расширенных возможностей полевой научно-исследовательской и образовательной деятельности учеников, студентов и педагогов в условиях интернет-доступа и широкого спектра выбора технических средств. С целью организации дополнительной образовательной среды было организовано вики-сообщество. В лагере осуществляется функционирование трех типов сетей - персональные ноутбуки (типа OLPC XO) с антеннами (нетбу-ки) создают так называемую самоорганизующуюся меш-сеть, Wi-Fi - обеспечивают доступ в беспроводную локальную сеть, а имеющийся сервер дает возможность выхода в Интернет, пополнения страницы сообщества и поддержания внешних связей. Все это составляет инфраструктуру виртуального образовательного пространства современного внешкольного экологического лагеря.

Возможность всегда иметь под рукой персональный нетбук и постоянный доступ к вики-сооб-ществу формирует такие психолого-педагогические особенности как самостоятельность, мотивация к познанию, расширение границ познания, работа в группе, обратная личная связь с руководителем. Важным воспитательным моментом следует признать также возможность сетевого взаимодействия экспедиционеров с родителями, где последние не только следят за деятельностью своего ребенка (читая его блог или просматривая содержание сайта экспедиции), но и интерактивно и дистанционно помогают ребенку, являясь сами активными и полноправными участниками деятельности лагеря. Кроме того, после завершения лагерной смены сообщество продолжает существовать и развивается в неформальное коммуникативное пространство, в том числе расширяясь и на другие социальные сервисы. К примеру, учащиеся копируют фотографии в своих личных альбомах и продолжают делиться впечатлениями от прожитых смен.

На основании всего выше сказанного, можно заключить: социальные сети Web 2.0 и социальные сервисы ориентированы на поиск, фиксацию, осмысление информации и порождение и изучения нового, что делает их мощным образовательным инструментом, который может и должен быть освоен современными педагогами.

Литература

1. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2009. 176 с.

2. Патаракин Е.Д. Киселев А.К. Шустов С.Б., Пономарев С.М. Социальные сервисы в современном образовании. Нижний Новгород, 2008.

3. Патаракин Е.Д. Теория коммуникации & прикладная коммуникация: сборник научных трудов // Вестник Российской коммуникативной ассоциации. Вып. 1 / под общей редакцией И.Н. Розиной. Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002. C. 109-118.

Реализация образовательной инициативы Microsoft «Твой курс»

В НИЖЕГОРОДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Цирлина Наталья Александровна ([email protected])

Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород

Аннотация

На базе НТПУ в рамках инициативы Microsoft «Твой курс» открыт второй в Поволжье центр компьютерной грамотности. Проект реализуется как волонтерский. Молодое поколение продвинуто в сфере цифровых технологий и после сертификации выступают в роли преподавателей-тренеров. Это говорит о префигуративной культуре современного общества.

16 апреля на базе НГПУ в рамках инициативы Microsoft «Твой курс» официально был открыт второй в Поволжье центр компьютерной грамотности. Цель инициативы: повышение качества жизни российских граждан и их интеграция в информационное общество через обучение современным технологиям и совершенствование знаний и навыков в сфере ИКТ. Через обучение в сфере ИКТ инициатива призвана открыть новые, более широкие возможности для граждан России. Полученные знания позволят жителям страны беспрепятственно и в полном объеме пользоваться государственными услугами, предоставляемыми в электронном виде, помогут решить проблему трудоустройства или улучшить свое положение на рынке труда. Для людей с ограниченными возможностями здоровья приобретенные навыки в области ИКТ - это еще и шаг на пути к социальной адаптации и полноценной жизни в современном мире. В рамках инициативы «Твой курс» в перспективе 3 лет более 1 миллиона человек из разных регионов страны смогут пройти обучение в сфере ИКТ и в результате - развить свой потенциал, получить более широкий доступ к информации и услугам электронного правительства, стать полноправными гражданами информационного общества. Пользователи смогут обучаться как дистанционно по специально разработанным учебным материалам, включающим в себя электронные курсы, тесты, ссылки на внешние источники информации и др., сгруппированным по темам и уровням владения ИКТ-инструментами, так и в учебных центрах. По завершении обучения участники смогут получить сертификат, подтверждающий полученные знания, что в свою очередь может стать конкурентным преимуществом на рынке труда.

В Нижегородском государственном педагогическом университете проект реализуется силами студен -тов-волонтеров. Студенты проходят предварительное обучение и приобретают навыки тренеров программы. Не секрет, что молодое поколение значительно опережает в своих познаниях в области цифровых технологий. Это говорит о префигуративной культуре современного общества. В 1960-е годы американским этнографом и социологом Маргарет Мид была предложена типология культур, включающих три существенно различающихся между собой способа по критерию освоения и приобретения знаний и опыта во взаимоотношениях поколений. Мид выделяла постфигуративную культуру, характеризующуюся тем, что дети прежде всего учатся у своих предшественников, в кофигуративной культуре дети и взрослые учатся у своих сверстников и, наконец, в префигуративной культуре взрослые люди учатся также и у своих детей.

Структура реализации образовательной инициативы «Твой курс» в Нижегородском государственном педагогическом университете прослеживается следующим образом.

Формирование рабочей группы волонтеров-тренеров. Студенты, желающие участвовать в волонтерском проекте, проходят обучение и получают соответствующий сертификат тренера.

Формирование учебной группы слушателей курса. Для определения стартового уровня будущие слушатели курса проходят собеседование, целью которого является уточнение практических навыков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.