Тарапанова Елена Александровна
соискатель кафедры политологии МГТУ им.Н.Э. Баумана (тел.: 88612583596)
Научные и религиозные воззрения об окружающем мире: общее и особенное
Аннотация
В статье рассмотрены предпосылки возникновения религии и науки. Автор приводит свое видение взаимного влияния религии и науки друг на друга.
Аnnоtation
This агМе deals with the ргeconditions of т1ле beqinninq оf reliqion апd science. Т1ле а^1юг qives 1лег vision оf тЬюг interference.
Ключевые слова: религия, наука, вера, бытие, цивилизация, модель.
Кеу words: reliqion, scienсе, faith, beinq, civilization, model.
Р
елигия сопровождает общество с самых истоков цивилизации и пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия, занимая определенное место в жизни любой личности, будь то глубоко верующий человек или убежденный атеист. Все люди одинаково склонны к вере, правда, с разной степенью погруженности в нее. Религия с момента своего возникновения говорит человеку о самом важном: смысле жизни, вечной жизни, Боге, бессмертии. Сколь материалистичным ни становилось бы восприятие мира, в определенные моменты своей жизни человек обращается к религии в поисках ответов на всегда актуальные вопросы добра и зла, жизни и бессмертия. Все социальные, культурные и политические институты общества вырастали из религиозных верований и идей, основывались на них, а иногда и исчезали вместе с ними. Крупнейшие мировые теологи и философы пытаются доказать или опровергнуть существование Всевышнего. Однако обыкновенная логика бессильна ответить на данный вопрос, который признан современной наукой иррациональным.
Влияние и связи религии с наукой (в первую очередь - с теологией, философией и психологией), политикой и культурой очевидны. Физик-теоретик, один из основоположников современной физики Альберт Эйнштейн отметил, что: теперь, даже хотя сферы религии и науки сами по себе ясно разграничены, между ними существует сильная взаимосвязь и взаимозависимость. Эту ситуацию можно выразить афоризмом: наука без религии хрома,
религия без науки слепа.
При всей сложности, неоднолинейности и неоднозначности взаимоотношений религии, и науки они взаимно влияли друг на друга, дополняя и помогая друг другу в процессе своего развития. Религия производила и накапливала способы и приемы осуществления бытия человека в области как материальной, так и духовной деятельности, передавая их от одного поколения к другому, а наука постоянно совершенствует эти способы и приемы.
Мировая история не знает ни одного народа или общества, у которого нет религии. Появление на земле древнейших предков людей, относится к началу палеолита (свыше 2 млн. лет назад). Это подтвердили находки английского археолога Л.Лики в древнем слое Олдувайского ущелья на севере Танзании останков древнего человека (Homo habilis - человек умелый). Уже тогда человек применял камни в качестве оружия и примитивных орудий труда. История человечества за 2 миллиона лет первобытнообщинного строя познается только благодаря археологическим раскопкам. Этнография и скудные сведения письменных источников лишь поясняют отдельные стороны исторического процесса, который во всем своем объеме может быть освещен только со всей суммой археологических данных.
Палеотические памятники дошли до нас в сравнительно небольшом числе, они исключительно скудны и фрагментарны. Многие предметы археологических находок (дерево, кожа, камень и др.) в палеотических поселениях сохранились в виде редчайшего исключения.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 №1 (28)
29Q
Опираясь на результаты проведенных исследований и принимая во внимание, что процесс антропогенеза растянулся на 2-3 млн. лет и что большая часть истории человечества до сих пор недостаточно изучена, можно с уверенностью утверждать лишь то, что человечество и в минувшие эпохи не было безрелигиозным, простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад.
Именно к этому времени принято относить появление человека современного типа - человека разумного (Ноmо Sapiens), который значительно отличается от предполагаемых предшественников, в частности, рядом особенностей строения скелета и пропорциями отделов головного мозга. Помимо ряда анатомических особенностей его характеризуют гораздо более развитая материальная культура (включая изготовление и использование орудий), а также способность к членораздельной речи и абстрактному мышлению.
Человек разумный уже способен к осознанию самого себя и своего места в окружающем его мире. Всеобщность веры и во времени, и в пространстве большинством ученых считается ныне безусловным научным фактом. Интересно, что исследования научного коллектива из Бристольского университета под руководством профессора Брюса Худа показали, что без веры в Бога ни Homo Sapience, ни современное общество не могли бы появиться на свет. По их мнению, на заре человечества те группы людей, которые верили во Всевышнего, в ответственность перед Богом, справедливость и упорядоченность миропорядка, создавали более крепкие социальные связи и тем самым повышали степень своей выживаемости. Именно они заложили основы современной цивилизации и дали ей импульс развития. Соответственно племена и группы людей, лишенные понятия и веры в Бога, распадались и преждевременно погибали.
Человек добывал знания об окружающем его мире в тяжелой борьбе за существование. В этой занявшей тысячи лет эволюции формировалось сознание человека, развивалась речь, накапливались знания и представления о мире, возникли первые антропоморфные объяснения окружающих явлений, создавались модели жизни и ее фрагменты. Антропоморфизм представляет собой перенесение моделирования присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их мифическим существам (богам, духам). Модели, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают
реалии общественной жизни.
Выживание древних человеческих общностей было нереальным без общественно целесообразного поведения их членов. Социально целесообразная деятельность человека же возможна при условии, если ее мотивы выходят за рамки его потребностей как смертного существа, но и связываются с интересами всего общества, жизнь которого представляется бесконечной. Постепенно наряду с наивными представлениями об окружающей его среде человек приобретал все более реальные знания о небесных светилах, растениях и животных, метеорологических явлениях. Из этого источника постепенно взаимно развивались на первых этапах научные знания и религиозные представления.
Накопленные знания и практические навыки, передаваясь от поколения к поколению, образовывали первоначальный фонд будущей науки. По мере развития общества и общественного труда накапливались предпосылки ля формирования "устойчивой" цивилизации. В результате роста населения происходит сближение между ранее разобщенными человеческими группами, решающую роль здесь сыграло возникновение земледелия: там, где сложились условия для получения достаточно обильных урожаев в течение длительного времени, создавались поселения, города, а затем и государства.
Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии. Мифология возникла стихийно в условиях общинно-родового строя как результат коллективного творчества и трактовала окружающий мир с помощью воображения в форме наглядно-чувственных образов. Мифы находили выражение в живописи, пении, танце, ритуале. Системы мифов достаточно многообразны и организуются обычно вокруг этиологических повествований, объясняющих возникновение тех или иных явлений. В рамках первобытного мифологического комплекса возникали и развивались верования и связанные с ними ритуалы, образовавшие прарелигию.
В ходе социальной дифференциации по мере разделения труда развивается и сознание. Когда завершается мифологическая стадия развития общественного сознания, тогда миф перестает быть универсальным и единственным способом объяснения действительности и вместо первоначального диффузного, синкретического мифологического комплекса появляются религия,
291
искусство, политика, право, научные знания. Одни мифологические сюжеты дали начало народному эпосу и сказке, другие служат материалом, ассимилируемом религией, искусством, однако сам по себе миф не исчезает. Механизмы мифологического сознания воспроизводятся и на последующих этапах истории, особенно на обыденном уровне. К числу верований, образовавших прарелигию,относят тотемизм, фетишизм, аниматизм, анимизм и др. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.
Тотемизм принято считать одной из самых ранних форм родоплеменных религий (термин происходит из языка североамериканских индейцев, "тотем" - "его род") - вера в сверхъестественное родство, существующее между определенной группой людей и определенным типом материальных предметов, чаще всего животных, иногда растений. Источник тотемизма - вера в духовное единство с природой, явившийся средством преодоления сложных жизненных коллизий при наличии коллектива. Тотемизм имел широкое распространение в различных частях света. Следы его обнаруживаются не только у примитивных племен Азии, Африки и Америки, но и у цивилизованных народов, например, "священная корова" в Индии. В тотемизме видна его реальная земная основа, его социальность, т.е человек стал существом социальным и его поступки стали регулироваться не инстинктами, а традициями, обычаями данной социальной группы.,
Фетишизм (термин происходит от португальского слова feitiko - "волшебство") представляет собой почитание материальных предметов, которым приписывают сверхъестественные свойства. Фетиши, т. е. священные предметы, сопровождают всю жизнь первобытного человека. Это может быть камень, зуб или кость животного, даже череп родственника. В них обитают духи и человек, обладающий фетишем, заручается его поддержкой. Часто фетишизм связан с верой в тотемы. Священными предметами оказываются эмблемы духа-покровителя.
Анимизм (от лат. аnima, animus - душа, дух) -вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных и сверхинформированных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мертвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Души и духи
представляются аморфными, фитоморфными, зооморфными или антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами.
Аниматизм (от лат. атта^ - одушевленный) - это вера в безличную одушевленность природы, отдельных ее частей и явлений, представляет собой одну из первых попыток осмысления мира. Аниматизм, как и анимизм, базируется на антропоморфизме, вере в то, что все окружающие человека явления природы живут такой же жизнью, как и он сам - они такие же желающие, чувствующие, понимающие, коварные, с ними возможно общение, к ним можно обращаться с просьбами или с жалобами
Попытка установить контакт с духовным миром у раннего человека не ограничивалась талисманами, фетишами или тотемными изображениями. Существовал также мистический путь общения с духами, который и составляет непреходящий интерес в первобытной религии.
Магия (от лат. magia, от греч. Mageia) является еще одной формой первобытных верований - это колдовство, обряды, основанные на вере в способность человека сверхъестественным вошебным путем воздействовать на людей, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. Философ, богослов Соловьев В. С. пишет: "Стихийному пандемонизму религиозного мировоззрения, - соответствует так называемое шаманство в области религиозного культа".
Вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления, распространена до сего времени, "сниму порчу", "сделаю заговор". Характерно, что в кризисные времена вера в магию у человека усиливается. Следует отметить, что магическое восприятие мира послужило основой древнейшим натурфилософским учениям и таким наукам как алхимия, астрология, получивших распространение в позднеантичную и средневековую эпоху. Лишь с дальнейшим развитием науки произошло преодоление в них элементов магии. Эволюция же религиозных воззрений тесно связана с изменениями в общественной жизни, что подтверждается не только рассмотрением рудиментарных форм религии, но и всей ее историей, научными открытиями.
В IV тыс. до н. э. в Северной Африке в долине Нила стали складываться первые рабовладельческие государства, в которых возникла основа современной науки.
_292
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 №1 (28)
Земледелие, скотоводство, добыча металла и его обработка, развитие техники и изготовление орудий создали предпосылки для возникновения сложного общественного организма. Общественные потребности привели к появлению письменности, возникновению астрономии и математики.
Сохранившиеся до наших дней пирамиды в Египте свидетельствуют о том, что уже в III тыс. до н.э. человек умел вести учет материалов, рабочей силы. Поэтому для строительства столь масштабных сооружений были необходимы работники не только физического, но и умственного труда. Такой учет в Египте вели писцы, которым принадлежит заслуга фиксации научных знаний своего времени. Египтяне разработали календарь, состоявший из двенадцати месяцев по 30 дней и пяти дополнительных дней в году. Высокого уровня достигли астрономия и математика в Вавилоне -там знали теорему Пифагора, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубичные корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения.
Следует подчеркнуть, что математика египтян и вавилонян носила практический характер. Астрономия была первой из естественных наук, с которой началось развитие естествознания. Для развития астрономии нужна была математика, а строительная практика стимулировала развитие механики. Бесспорно, грандиозные сооружения древних государств (храмы, крепости, пирамиды, обелиски) требовали соответствующих знаний строительной механики и статики. При строительных работах находили применение простые механизмы: рычаги, наклонные плоскости, колеса.
Таким образом, практические потребности обусловили научный прогресс и накопление знаний в сфере геометрии, алгебры, астрономии, механики и других наук. Что касается теоретического мышления египтян и вавилонян, то оно не выходило за рамки анимизма и мифологии; монополия на объяснение тайн п р и н а д л е жа л а жрец ам - с п е ц иа л ь н ы м служителям культа. Возникновение жречества связано с развитием религии. Жрецы оказывали огромное влияние на общества древних цивилизаций, соперничая с официальными властями в своем влиянии на людей. Древние греки сумели возвыситься над этим уровнем и поставить задачу понимания природы с научной точки зрения, без привлечения таинственных, божественных сил.
Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Востока, подлинной родиной современной науки
стала Древняя Греция. Именно здесь возникла теоретическая наука, разрабатывающая научные представления о мире, именно здесь развивались научные методы познания объективной реальности. Об этом, в частности, свидетельствуют многие названия наук: математика, механика, физика, биология, география и т. д., которые имеют греческое происхождение, научные термины: масса, атом, электрон, изотоп и т. д. взяты из греческого языка, основой формул в точных науках являются греческие буквы и, наконец, до нашего времени дошли имена великих греческих ученых: Пифагора, Демокрита, Аристотеля, Архимеда, Евклида и др.
Значение начального периода в истории науки и религии чрезвычайно велико. Здесь зародились начала математических знаний, и, прежде всего, сформировалась фундаментальная идея числа, основные операции с числами, заложены основы геометрии, человек впервые описал звездное небо, движения Солнца, Луны и планет, научился наблюдать небесные светила и создал основы измерения времени. Весьма значимым было появление письменности - основы науки и культуры. Многие письменности, в том числе и латинский алфавит, возникли из древнегреческого письма. В свою очередь латинским алфавитом сейчас пользуется большая часть образованного человечества.
Уже на первом этапе возникновения науки поставлены глубокие вопросы о строении и происхождении мира, причине движения, роли количественных отношений в природе и т. д. При поиске ответов на эти вопросы было положено начало теоретическому анализу природы, разработке научной картины мира. В этих первых попытках много наивного, фантастического, ложного, еще отсутствует проверка гипотез и представлений опытом и математическим анализом. Уже высказана четкая идея о вечности материи, о развитии мира в силу естественных причин, построены первые модели Вселенной. На смену религиозным и мифическим представлениям о возникновении и строении мира пришла наука. Постепенно разрешались противоречия науки и религии о происхождении и сущности человека, о научном предвидении и религиозном пророчестве, о строении вселенной, о возможности познания мира, о роли конкретных наук в познании и развитии объективной реальности, о путях и направления развития общества.
Таким образом, мы видим, что на ранней стадии - в I периоде религия фактически возникла как основа науки, они развивались и взаимно
293
ОБЩЕСТВО: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА дополняли друг друга, при этом религия оказала огромное воздействие на развитие науки. На современном этапе - во II периоде наука и религия, взаимодействуя друг с другом, идут параллельными путями. Однако только наука привносит знания во все области человеческого бытия, в том числе и в религию, которая использует последние достижения науки даже в
пропаганде религиозной идеологии.
_294
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2010 №1 (28) Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com)