Научная статья на тему 'О ранних формах религиозности: материалы в помощь преподавателю'

О ранних формах религиозности: материалы в помощь преподавателю Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6251
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / ТОТЕМИЗМ / ТАБУ / ФЕТИШИЗМ / МАГИЯ / АНИМИЗМ / ПЕРВОБЫТНЫЕ РЕЛИГИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Козловская Е.В.

Рассматривается зарождение первобытных верований, объясняются причины их появления, описывается их роль в жизнедеятельности первобытного общества. С изменением общественных условий жизни, первобытные формы верований не исчезли полностью. Одни из них нашли свое место в современных религиях, другие стали неотъемлемой частью бытовых суеверий и предрассудков. Материал предназначен для преподавания курсов религиоведения и истории культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON EARLY FORMS OF RELIGIOSITY: MATERIALS FOR TEACHERS

The article considers the origin of primitive beliefs, explains the reasons of their emergence, and describes their role in life activities of the primitive society. With the change of public living conditions, primitive forms of beliefs haven't disappeared completely. Some of them found their place in modern religions; the others became an integral part of common superstitions and prejudices. The materials are designed for teaching the courses "Religious Studies" and "Cultural History".

Текст научной работы на тему «О ранних формах религиозности: материалы в помощь преподавателю»

именно студенты являются движущей силой изменений, и решения, принятые студентом или студенческим коллективом, распространяются «снизу вверх» на уровень преподавателя, кафедры, факультета, университета» [6, с. 108].

Резюмируя все вышеизложенное, отметим, что проблема вовлеченности сохраняет свою актуальность и в современных условиях. Выше всего студенты ценят заинтересованность преподавателей в достижениях их учебной деятельности, учитывают их личные возможности. Университет также влияет на вовлеченность через включение студентов в разные виды активности в рамках образовательного процесса. Теория студенческой вовлеченности полагает, что и студент, и преподаватель, и университет ответственны за вовлеченность в процесс подготовки будущего специалиста.

1. Правдина М. Стили преподавания и вовлеченность студентов ГУ ВШЭ в процесс обучения: оценка позитивных эффектов // Мониторинг университета. 2010. № 3. С. 2-11.

2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. М.: Издат. корпорация «Логос», 2000. 384 с

3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

4. Груздев И. Зарубежный опыт исследований отчисленных студентов // Мониторинг университета. 2011. № 6. С. 8.

5. Фрумин И. Д,. Добрякова М. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159-191.

6. Дроботенко Ю. Б., Альтергот Е. Г. Преподаватели и студенты как агенты образовательных изменений // Вектор науки Тольятинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. Вып. 2(13). С. 106-109.

© Дука Н. А., Стовба А. А., 2016

УДК 372.82

О РАННИХ ФОРМАХ РЕЛИГИОЗНОСТИ: МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Рассматривается зарождение первобытных верований, объясняются причины их появления, описывается их роль в жизнедеятельности первобытного общества. С изменением общественных условий жизни, первобытные формы верований не исчезли полностью. Одни из них нашли свое место в современных религиях, другие стали неотъемлемой частью бытовых суеверий и предрассудков. Материал предназначен для преподавания курсов религиоведения и истории культуры.

Ключевые слова: мифология, тотемизм, табу, фетишизм, магия, анимизм, первобытные религии.

Е. В. Козловская E. V. Kozlovskaya

ON EARLY FORMS OF RELIGIOSITY: MATERIALS FOR TEACHERS

The article considers the origin of primitive beliefs, explains the reasons of their emergence, and describes their role in life activities of the primitive society. With the change of public living conditions, primitive forms of beliefs haven't disappeared completely. Some of them found their place in modern religions; the others became an integral part of common superstitions and prejudices. The materials are designed for teaching the courses "Religious Studies" and "Cultural History'.

Keywords: mythology, totemizm, taboo, fetishism, magic, animism, primitive religions.

Единство верований первобытного человека и его представлений о реальном мире отразилось в устной традиции, что способствовало возникновению первобытной мифологии. В первобытном обществе мифология была основным способом понимания мира. Мифология отражает фантастические представления человека об окружающей природной и социальной жизни. Мышление первобытных людей не было отделено от эмоциональной сферы жизни. «Следствием этого явилось наивное очеловечивание окружающей природной среды и вытекающая отсюда всеобщая персонификация в мифах и широкое «метафорическое» сопоставление природных и культурных (социальных) объектов. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве конкретно-чувственных и одушевленных образов порождало причудливую мифологическую фантастику. Космос час-

то представляется в мифах живым великаном, из частей которого может быть создан мир...» [1, с. 17]. Мифотворчество - одна из существенных сторон истории культуры. Ведущее место в первобытных мифах занимали зооант-ропоморфные предки и обоготворенные герои, поскольку родство с тотемом, культ умерших предков, представления о магической силе идолов и амулетов являли собой основу духовной жизни. Древнейшие мифы были краткими и простыми по своему содержанию. Затем появлются более сложные мифы, в которых переплетаются разные мотивы и образы, мифы становятся развернутым повествованием эпического характера. Тематика мифов охватывает самый широкий круг главных проблем мироздания.

В мифе происхождение предмета приравнивается к его сущности: «Научному принципу объяснения противопоставляется в мифологии «начало» во времени. Объяснить устройство вещи - это значит рассказать, как она делалась,

описать окружающий мир - значит рассказать о его происхождении. Нынешнее состояние мира - рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки и религиозные установления и т. д. - все оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифических героев, предков или богов» [2, с. 39]. К самым древним мифам относятся мифы о животных, связанные с тотемическими представлениями первобытных людей, а также солярные, лунар-ные и астральные мифы (о происхождении солнца, луны и звезд).

Миф изображал природу и весть мир, населенными живыми мистическими и фантастическими существами. Мифология имела большое значение в первобытном мировоззрении, которое проявлялось во всеобщности общинно-родовых связей и отношений, перенесенных на природу и на весь мир в целом, который воспринимается как универсальная родовая община. Таково социально-историческое происхождение мифологии, и именно поэтому она имела всеобщее распространение в течение тысячелетий.

Мифотворчество сопровождалось различными типами верований. Фетишизм (от фр. fetiche - идол, талисман, от португальского feitico - заколдованная вещь) - это поклонение неодушевленным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства [3, с. 145]. Такие предметы назывались фетишами. Фетишем мог стать любой предмет: камень, дерево, клык зверя. Позднее человек сам изготавливал фетиши в виде деревянных фигурок или каменных изваяний (идолов).

В качестве примера архаического фетиша можно упомянуть дельфийский омфал, или «пуп земли». Когда-то Рея, желая спасти новорожденного Зевса от своего мужа Кроноса, дала ему вместо младенца камень, завернутый в пеленки, который Кронос и проглотил. Затем, извергнутый Кроносом, камень был помещен в Дельфах как центр земли и стал почитаться как святыня. Древние люди облачали его в разные одежды и окуривали разными благовониями.

Первобытный человек, в силу своего ограниченного сознания, приписывал обычным предметам и явлениям необычные для них свойства, сверхъестественную силу. Так постепенно появляются религиозные верования. Древний человек принимал случайные связи за главные. Например, заметив сходство камня с животным, он брал этот камень на охоту, и если охота была удачной, то человек считал, что камень, похожий на животной - основная причина удачной охоты. Так обычным предметам приписывались сверхъестественные свойства.

В некоторых современных религиях фетишизм сохранился в виде веры в талисманы и амулеты. Амулет (от лат. Amuletum - оберег) - предмет, который, по суеверным представлениям, способен охранять его владельца от бедствий. Талисман (от позднегреч. telesma - посвящение, чары) - предмет, который, по суеверным представлениям, приносит счастье, удачу, или выступает в роли оберега. Современными фетишами (талисманами и амулетами) у суеверных людей являются, например, подковы, кулоны, слоники, игрушки, счастливые проездные билеты.

Постепенно внутреннее значение физического тела начинает отделяться от него самого и приобретает более

самостоятельное значение. Появляется анимизм (от лат. animus - дух). Анимизм - вера в существование духов, переселение душ, одухотворенных сил природы, животных, растений и некоторых неодушевленных предметов, связанная с приписыванием им разумного начала и сверхъестественных свойств. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать [4, с. 284].

Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Этнографы объясняют появление мира духов своеобразным истолкованием первобытным человеком целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов и т. д., в реальности которых он не сомневался, поскольку об их существовании свидетельствовали его чувственные восприятия. Эти восприятия приводили первобытных людей к заключению, что в окружающем мире, наряду с обычными телесными, вполне осязаемыми вещами и существами, имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности. Эти существа - духи.

Для первобытного человека духи не считались сверхъестественными, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственная отличительная особенность - способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. Мир духов - это невидимый мир. Позднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, появилось разграничение на добрых и злых духов.

Первобытные люди верили в сверхъестественные связи между людьми и животными. На раннем этапе формирования человеческого общества тотемизм выполнял регулятивную роль семейно-бытовых и социальных отношений. Сущность тотемизма заключалась в вере в существование особой связи между группой людей (племенем или родом) и определенным видом животных или растений. Первобытные люди считали своими сверхъестественными родственниками тотемы животных. Тотемы воспринимались людьми как покровители рода или племени, защитники и заступников, помощники в разрешении каких-либо проблем. Тотемы считались братьями и сестрами людей, и поэтому зачастую свои родовые коллективы первобытные люди называли их именами. Изначально в качестве тотемов почитались только те животные, на которых охотились. Затем (с увеличением человеческих коллективов) родственные отношения были распространены и на других животных, у отдельных народов - на растения, предметы и природные факторы.

Тотемизм имеет две основные черты: 1. Выделение в качестве главных объектов поклонения тотемических духов, т. е. двойников тотемов. Это поклонение выражалось через молитвы-просьбы, ритуальные пляски, табу, жертвоприношения, изготовление и почитание изображений тотемов, тотемические праздники. Особым способом поклонения были обряды уподобления тотемам. 2. Разрешение убивать и поедать тотема, которому поклонялись, только при условии соблюдения особых религиозных процедур. Важно было: убить и съесть по правилам, т. е. так, чтобы не нанести вред тотемическому духу. Тотемизм до сих пор присутствует в некоторых современных религиях. Особенно сильно

его влияние в индуизме, где многие животные почитаются как «священные» (например, корова). Тотемические верования являют собой систему жизнедеятельности людей, их повседневных поступков, их отношений с окружающей средой, с другими людьми. Важнейший элемент этой жизнедеятельности - тотемическая обрядность [5, с. 214].

Параллельно с тотемизмом существует обычай табуи-рования - запрета на некоторые формы поведения. Классической страной, в которой система табу получила свое наибольшее развитие, является Полинезия. В Полинезии система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается моралью, религией, правом. Запрет налагался на употребление в пищу мяса какого-либо животного (тотема), общения постороннего с женщиной после ее брака, работу в какой-либо определенный день (например, субботу). Действия табуи-рованных объектов являются двойственными - опасными и полезными. Из верований связанных с табу происходит также деление всех объектов на чистое и нечистое. Чистые

- значит невредимые, с ними можно иметь дело. Нечистые

- несущие в себе нечто губительное и опасное [6, с. 135].

Так, например, у евреев и народов, исповедующих ислам, мясо свиньи считается нечистым и потому не употребляется в пищу. Вразумительного объяснения этому нет, а ссылки на то, что это грязное животное, выглядят, не особо убедительно, так как свинья - это очень разборчивое в питании животное. Следует сказать, что большинство запретов и обрядов, связанных с этой системой непонятны и иррациональны. Единственное их основание - это идущий из глубины веков принцип запретного.

Наряду с тотемизмом и табу значительное место в жизнедеятельности первобытного человека занимала магия (греч. тадюа - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых, путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении.

Можно выделить следующие основные виды магии:

1. Производственная магия - заклинания орудий труда, вызов дождя, обряды, призванные обеспечить удачную охоту или хороший урожай. Это наиболее распространенный вид магии. Первобытный человек перед охотой на зверя совершал целую. систему магических обрядов. Например, перед охотой на медведя или оленя совершались магические действия, в процессе которых охотники стреляли в чучело или иное изображение этого зверя. Считалось что, если они удачно стреляли в эти изображения, то в реальной охоте у них будет положительный результат. Во время этих действий совершались ритуальные танцы, имитирующие телодвижения охотника во время выслеживания зверя, погони и т. д. и выкрикивались определенные заклинания. В ходе развития появлялись новые разновидности производственной магии: земледельческая, скотоводческая, гончарная, кузнечная, спортивная, учебная.

2. Лечебная магия - заклинания, молитвы, снадобья от болезней.

3. Вредоносная магия - «наведение» порчи на врага. Эта магия, согласно верованиям первобытных людей, пре-

дохраняла общину от злых умыслов иноплеменников, наносила последним вред, или даже вызывала смерть.

4. Предохранительная магия - особая разновидность религиозных табу - запреты на совершение каких-то определенных действий, якобы могущих навлечь сверхъестественным образом несчастья и беды.

5. Военная магия - ритуальные пляски воинов, заговаривание оружия.

6. Метеорологическая магия, или магия погоды - земледельческие племена прибегали к ней, чтобы вызвать дождь, необходимый для хорошего урожая.

7. Любовная магия - различные способы «привораживания» и «отвораживания» и др.

Магия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека. Однако Б. Малиновский отмечал, что магические действия применяются там, где деятельность в большей мере носит вероятностный или опасный характер. Так, в рыболовстве магические приемы практикуются при промысле акул и других крупных рыб. Строительство лодки сопровождается магическим обрядом, строительство дома - не всегда. На основании этих фактов Б. Малиновский делает вывод, что «магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества привходящих факторов. Именно эта зависимость и заставляет человека полагаться на помощь таинственных сил и совершать символические действия» [2, с. 97].

В современной культуре, как отголоски магии, существует множество ритуалов, которые люди, вполне осознано, используют в повседневной жизни. Вот, например, интересный ритуал, связанный со студенческой жизнью: чтобы получить отличную оценку, студенты кладут в обувь под пятку пятикопеечную монету. Или другой пример, перед экзаменом категорически запрещается стричь волосы, бриться и мыть голову (считается, что это может способствовать получению плохой оценки, так как все полученные знания смоются водой).

Также в этой связи стоит упомянуть ритуалы, возникшие как результат смешения религиозных идей с народными магическими культами. Например, в селах до настоящего времени сохранилось поверье выбрасывать оставшуюся после трапезы пищу, а до еды ее непременно следует прикрывать. Считается, что в оставленную без крышки пищу, может «черт нагадить». Корни этой традиции восходят к древнему табу, согласно которому нельзя есть в присутствии других людей, а после еды от остатков пищи следует избавляться. Подобные ритуалы призваны предохранять человека от порчи, которая может быть наведена через остатки пищи, которые, как считается, связаны с пищей, находящейся в желудке. Многие этические запреты также берут свое начало в магии, например запрет свистеть в доме. В деревнях обычно говорят: «не свисти, а то хозяйство просвистишь» или «не свисти, а то денег не будет». Аналогично можно интерпретировать запреты переворачивать хлеб «вверх ногами», класть на стол ключи и др.

Кроме того, существует множество ритуалов, которые люди совершают неосознанно, под влиянием общественных традиций. Огромное число ритуалов, связанных

с правилами хорошего тона, являются пережитками первобытной предохранительной магии. Например, истоки закона гостеприимства, принятого практически у всех цивилизованных народов, лежат в древнем предохранительном ритуале против наведения порчи через недоеденную пищу. Изначально смысл этого ритуала заключался вот в чем: гость, разделяя трапезу с хозяевами, тем самым демонстрирует, что он не имеет намерения навести на них порчу, поскольку через совместно съеденную пищу эта порча может нанести вред и ему самому. Так же можно объяснить широко распространенный на сегодняшний день обряд «чоканья» бокалами. Первоначально этот ритуал предназначался для того, чтобы, разбрызгиваясь, напитки ритуально смешивались.

С изменением общественных условий жизни, первобытные формы верований не исчезли полностью. Одни из них были поглощены сменившими их религиями, другие оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков. Так, амулеты и талисманы являются пережитком первобытного фетишизма. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики многих религий. Значительное место они занимают в системе бытовых суеверий: вера в порчу,

в гадания, заговоры и т. д. Анимизм также является неотъемлемой частью современных религий и обыденно-бытовых суеверий.

1. Тейлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре / пер. с англ. Д. А. Коропчевского. Смоленск: Русич, 2000. 624 с.

2. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998. 294 с.

3. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М.: АСТ-ИЗДАТЕЛЬС-ТВО, 2003. 781 с.

4. Леви-Строс К. Структура мифа. СПб.: Кн. Дом, 1992. 346 с.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Совет. энцикл., 1980. 672 с.

6. Зубов А. Б. История религии. М.: МГИМО-Универси-тет, 2006. Кн. 1. 436 с.

© Козловская Е. В., 2016

УДК 376.1

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА-КАДЕТА

Статья посвящена особенностям формирования субкультуры современного подростка-кадета. Выделены элементы и специфика субкультуры современного подростка-кадета, позволяющие считать ее автономным целостным образованием. Исследование проводилось на базе Омского кадетского военного корпуса.

Ключевые слова: субкультура, субкультура современного подростка-кадета, социальная основа субкультуры современного подростка-кадета, характеристики субкультуры современного подростка-кадета, особенности формирования субкультуры современного подростка-кадета.

Н. В. Кравченко N. V. Kravchenko

PECULIARITIES OF FORMATION OF THE PRESENT JUNIOR CADET'S SUBCULTURE

The article is devoted to peculiarities of formation of the present junior cadet's subculture. The elements and characteristics of the present junior cadet's subculture, that allow us to consider it an autonomous integral formation, are emphasized. The research was conducted on the base of the Omsk Cadet Military Corps.

Keywords: subculture, present junior cadet's subculture, social basis of the present junior cadet's subculture, characteristics of the present junior cadet's subculture, peculiarities of the present junior cadet's subculture.

Актуальность рассмотрения особенностей формирования субкультуры современного подростка, обучающегося в кадетском военном корпусе, обусловлена малой изученностью субкультур современных подростков вообще и субкультуры современного подростка-кадета в частности.

Общее понятие субкультуры (лат. sub - под и cultura -культура; подкультура) достаточно основательно раскрыто в социологии, антропологии и культурологи и обозначает культуру части общества, которая отличается своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. [1, с. 161]. Общепризнан тот факт, что субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различия между носителями субкультур определены полом,

возрастом, родом занятий, национальностью и другими признаками, среди которых немаловажное значение имеют социальные события, приводящие к изменению образа и уровня жизни индивида в обществе.

Анализ состояния изученности рассматриваемой проблемы позволяет констатировать отсутствие общепризнанной типологии субкультур, что дает нам право выделить субкультуру современного подростка-кадета как автономное целостное образование.

Социальной основой данной субкультуры выступают: подростковый возраст, гомогенный состав (мальчики), оторванность от семьи и проживание в условиях круглосуточного пребывания в общеобразовательном учреждении, особый уклад жизни с четким регламентом деятельности, элементы военной армейской культуры в повседневной жизни, военно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.