Научная статья на тему 'Научные чтения: от неопубликованных источников до новых методов'

Научные чтения: от неопубликованных источников до новых методов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коршунова Наталья Александровна, Потемкина Светлана Борисовна

14 мая 2012 г. в Санкт-Петербургской консерватории состоялись XXI научные чтения, неизменной ведущей, организатором и вдохновителем которых выступила Наталия Лазаревна Дунаева — неутомимый изыскатель новых научных источников, скрупулезный исследователь, азартный криптограф, преподаватель кафедры режиссуры балета в консерватории и Академии Русского балета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные чтения: от неопубликованных источников до новых методов»

Н. А. Коршунова, С. Б. Потемкина

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ: ОТ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДО НОВЫХ МЕТОДОВ

14 мая 2012 г. в Санкт-Петербургской консерватории состоялись XXI научные чтения, неизменной ведущей, организатором и вдохновителем которых выступила Наталия Лазаревна Дунаева — неутомимый изыскатель новых научных источников, скрупулезный исследователь, азартный криптограф, преподаватель кафедры режиссуры балета в консерватории и Академии Русского балета.

После приветственных слов от проректора консерватории Н. И. Дегтяревой, заведующей кафедрой режиссуры балета нар. арт. СССР профессора Г. Т. Комлевой прозвучали доклады, диапазон которых был неизменно широк.

По давней традиции на конференции выступали и опытные исследователи, и только приступающие к научной работе студенты.

Е. С. Михайлова-Смольнякова представила «Танцевальный вечер в провинциальном городе» — юмористический рассказ молодого человека о нравах, царящих на балах в середине XIX века.

В докладе И. Р. Скляревской шла речь о легендарной балерине эпохи романтизма Марии Тальони и о том, как по-разному современники воспринимали ее на сцене и в обычной, «мирской» жизни.

М. Н. Мударисова познакомила участников конференции с фрагментами из неопубликованных «Моих воспоминаний о Крыме» Л. И. Иванова. Хореограф записал их во время путешествия, состоявшегося за несколько месяцев до смерти.

Т. В. Акулова-Конецкая сообщила подробности биографии члена своей семьи — танцовщицы М. Д. Конецкой, работавшей в Мариинском театре и в труппе С. П. Дягилева.

С. В. Лалетин

Участники чтений

«Кто был автором русской записи танца?» — ответ на этот вопрос дал C.B. Лалетин. В его докладе «ожила» полемика между Н. Г. Сергеевым и М. А. Эрлер, отстаивавшей на страницах газеты авторство своего мужа В. И. Степанова, придумавшего оригинальную запись танца.

Принципиально новый метод исследования балетного спектакля, объединивший искусствоведение и процессуаль-ноориентированную психологию (единственного на сегодня направления, которое работает с людьми в состоянии комы; автор — А. Минделл) предложили В. В. Докшина и С. Б. Потемкина (Москва). Анализ хореографического текста «Весны священной» Вацлава Нижинского позволил не только дополнить биографию балетмейстера, но и переосмыслить одну из важнейших постановок XX века.

О популярных исполнительницах испанских танцев конца XIX — начала XX века рассказала Е. Н. Байгузина. Своей красотой они пленяли современников, их образы были запечатлены на картинах художников, растиражированы на почтовых открытках, а танец даже заснят на кинопленку.

Московский исследователь И. Е. Сироткина раскрыла историю создания Хореологической лаборатории ГАХН и факты биографии ее заведующей Н. Ф. Матвеевой (Тиан), одной из последовательниц свободного танца А. Дункан.

И. Б. Ваганова представила переписку юной H. М. Дудинской с матерью. В трогательных, наполненных теплом и заботой письмах немало интересных подробностей о жизни воспитанников Ленинградского хореографического училища на летней даче.

Драматичные страницы жизни Н. А. Анисимовой были раскрыты И. А. Пушкиной. Арест в 1938 году, нелепые обвинения в шпионаже в пользу иностранного государства, отправка в лагерь и поистине чудесное освобождение — вот что пережила одна из лучших характерных танцовщиц Кировского театра.

О давно сошедших со сцены ранних балетах Л. В. Якобсона шла речь в докладе Н. А. Коршуновой (Москва). Из писем хореографа к композитору Б. В. Асафьеву и свидетельств первых исполнителей стало ясно, что особый метод работы Якобсона сформировался уже в 1930-1940-е годы.

К. Сайто (Япония) познакомила участников конференции с историей создания балетной школы в Токио и национального японского балета «Маримо».

Д. Ю. Венидиктов, М. А. Грибанова

СЕМИНАРЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В соответствии с планом работы Факультета повышения квалификации с 17 по 24 июня 2012 года проходил очередной XVII Международный семинар по сохранению и развитию методики преподавания классического танца, посвященный памяти А. Я. Вагановой. Работа данного практического семинара была организована согласно образовательной программе краткосрочного повышения квалификации в объеме 108 академических часов.

Участниками практических занятий, теоретических лекций и мастер-классов стали отечественные специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Самары, Волгограда, Перми, Иркутска, а также представители различных школ балета из Казахстана, Украины, Латвии, Бельгии, Швеции, Голландии, США, Австралии, Бразилии и Китая.

Программа семинара в этом году открылась выпускным спектаклем Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой в Мариинском театре. Затем участникам были продемонстрированы уроки классического танца со второго по выпускной классы, а также показательные уроки дуэтно-классического, исторического и характерного танца.

Для участников семинара также были проведены мастер-классы по классическому и характерному танцам. Заведующая кафедрой музыкального образования и концертмейстерского мастерства Г. А. Безуглая провела беседу о музыкальном сопровождении урока классического танца. 23 июня на сцене Мариинского театра участники увидели вторую программу выпускного спектакля Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. Также была организована и проведена экскурсия в музее Академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.