Научная статья на тему 'Научное, религиозное и философское осмысление Неба и земли'

Научное, религиозное и философское осмысление Неба и земли Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
559
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / мир / динамическое равновесие / гармония / религия / мифология / фундаментальные пределы / природа / инварианты / голубое Небо. / tolerance / peace / dynamic equilibrium / harmony / religion / mythology / fundamental limits / nature / invariants / blue Haven

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

Рассмотрены три идеи классического тенгрианства зафиксированных в письменных источниках времен Монгольской империи: «идея толерантности, идея всеобщего мира, идея всемирного правительства». Развитие идей тенгрианства нуждается в более широком взгляде на связанные с ним проблемы, включающие естественнонаучные, философские и религиозные обобщения. Естественнонаучные представления о Небе опираются на естественную установку и на тот факт, что небо самое ближнее, что есть у человека. Несмотря на это естественнонаучные аспекты Неба до сих пор изучены плохо. Религиозные представления о Небе развивались в основном в рамках индоевропейской традиции, как взаимодействия Неба и Земли. Также как и предыдущее направление здесь могут быть намечены только контуры дальнейших исследований. Основным направлением развития представлений о Небе становится философия и область её взаимодействия с литературой. Здесь наиболее перспективным подходом являются представления о системе координат мира развиваемые авторами, основой которого являются три фундаментальных предела динамических равновесий: идентификационный, системно-коммуникационный и ритмов мировой гармонии. Опираясь на приложение системы этих трех фундаментальных пределов к проблемам земли и Неба можно переформулировать основные идеи тенгрианства в соответствии с реалиями современности. В основном это затрагивает третью идею. Идея идентификации: «существует только один единый Бог, к которому можно прийти различными путями». Идея коммуникации: «весь мир, включая неживое и живое стремится оптимально объединиться в единую систему, обеспечивая пребывание его социальных и гуманитарных подсистем в радости и согласии». Идея мировой гармонии: «все ритмы мира: Неба, земли, жизни, Духа устойчиво взаимодействуют друг с другом, создавая универсальный ритмо-каскад мировой гармонии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific, religious and philosophical understanding of Heaven and Earth

Three ideas of classical Tengrianism recorded in written sources from the times of the Mongolian empire are considered: “the idea of tolerance, the idea of universal peace, the idea of world government”. The development of ideas of Tengrianism requires a broader view of the problems associated with it, including natural science, philosophical and religious generalizations. Natural-science ideas about heaven rely on a natural attitude and on the fact that heaven is the closest thing for human being. Despite this, the natural-science aspects of Heaven are still poorly studied. Religious ideas about Heaven developed mainly within the framework of the Indo-European tradition, as the interaction of Heaven and Earth. As well as the previous direction, only the contours of further research can be outlined here. The main direction of the development of ideas about Heaven becomes philosophy and the area of its interaction with literature. Here, the most promising approach is the concepts of the world’s coordinate system developed by the authors, the basis of which are the three fundamental limits of dynamic equilibria: identification, system-communication and rhythms of world harmony. Based on the application of the system of these three fundamental limits to the problems of earth and Heaven, we can reformulate the basic ideas of Tengriansm in accordance with the realities of modern times. Basically it concerns with the third idea. The idea of identification: “There is only one God who can be reached in various ways”. The idea of communication: “The whole world, including the inanimate and living, seeks to unite optimally in a single system, ensuring that its social and humanitarian subsystems are in joy and harmony”. The idea of world harmony: “All the rhythms of the world: Heaven, earth, life, Spirit stably interact with each other, creating a universal cascade of world harmony”.

Текст научной работы на тему «Научное, религиозное и философское осмысление Неба и земли»

НАУЧНОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ НЕБА И ЗЕМЛИ

Кожевников Николай Николаевич доктор философских наук, профессор СВФУ (Северо-Восточного Федерального университета) nnkozhev@mail. т

Данилова Вера Софроновна доктор философских наук, профессор СВФУ vsdanilova@gmail. com

Рассмотрены три идеи классического тенгрианства зафиксированных в письменных источниках времен Монгольской империи: «идея толерантности, идея всеобщего мира, идея всемирного правительства». Развитие идей тенгрианства нуждается в более широком взгляде на связанные с ним проблемы, включающие естественнонаучные, философские и религиозные обобщения. Естественнонаучные представления о Небе опираются на естественную установку и на тот факт, что небо самое ближнее, что есть у человека. Несмотря на это естественнонаучные аспекты Неба до сих пор изучены плохо. Религиозные представления о Небе развивались в основном в рамках индоевропейской традиции, как взаимодействия Неба и Земли. Также как и предыдущее направление здесь могут быть намечены только контуры дальнейших исследований. Основным направлением развития представлений о Небе становится философия и область её взаимодействия с литературой. Здесь наиболее перспективным подходом являются представления о системе координат мира развиваемые авторами, основой которого являются три фундаментальных предела динамических равновесий: идентификационный, системно-коммуникационный и ритмов мировой гармонии.

Опираясь на приложение системы этих трех фундаментальных пределов к проблемам земли и Неба можно переформулировать основные идеи тенгрианства в соответствии с реалиями современности. В основном это затрагивает третью идею. Идея идентификации: «существует только один единый Бог, к которому можно прийти различными путями». Идея коммуникации: «весь мир, включая неживое и живое стремится оптимально объединиться в единую систему, обеспечивая пребывание его социальных и гуманитарных подсистем в радости и согласии». Идея мировой гармонии: «все ритмы мира: Неба, земли, жизни, Духа устойчиво взаимодействуют друг с другом, создавая универсальный ритмо-каскад мировой гармонии».

Ключевые слова: толерантность, мир, динамическое равновесие, гармония, религия, мифология, фундаментальные пределы, природа, инварианты, голубое Небо.

Каждый народ имеет свой язык, культуру, религию или верования. Тенгрианство - мировоззрение древних тюрков, которые по мнению ряда авторов были предками саха. Классический тангризм был основано на трех идеях, зафиксированных в письменных источниках времен Монгольской империи:

Идея толерантности, сформулированная в виде «Существует только один Бог. Он дал человеку много пальцев и, точно так же, он дал ему много путей к единому Богу».

Идея всеобщего мира, выраженная словами: «Волей Вечного неба весь мир, от востока до самого запада, будет объединен в радости и мире».

Идея всемирного правительства, сформулированная в виде: "На небе есть только один Бог и на земле должен быть только один хозяин». [1, 2].

Культ тенгри - это культ голубого неба. Не касаясь вопросов происхождения и истории тенгрианства, рассмотрим научное, религиозное и философское представление о Небе, которое вследствие своей универсальности стало ключевым элементом во многих религиях, научных и философских системах.

Основной методологический подход

Любая вещь мира может быть рассмотрена с точки зрения предельных динамических равновесий: идентификационного (I - предел), коммуникационного (С - предел) и ритмов мировой гармонии (К - предел) никогда их не достигая вследствие противодействия окружающей среды. Однако каждому этапу процесса изменения любого природного или культурного образования можно сопоставить промежуточные динамические равновесия Г Н, G. Эта

и 7 ' т-т- /О о и и

ячейка Г, Н, G является внешней для вещи и может быть устойчивой только в калибровочных узлах динамических равновесий, что обеспечивается связью с I, С, К калибровочными соотношениями [3].

Согласно основной идеи естественной системы координат мира все вещи мира могут быть связаны с предельными фундаментальными равновесиями трех типов (I, С, К) посредством соответствующих взаимодействий. Процесс состояний вещи характеризующий её развитие (изменение) можно представить, как перемещение ячейки (Г Н, G) в соответствующем феноменологическом пространстве [4].

Первое (идентификационное) предельное динамическое равновесие обусловлено тем, что любая вещь стремится к самоидентификации. Второе предельное равновесие - коммуникационное связывает эти явления самоидентификации в устойчивые и оптимальные системы. Третье предельное равновесие связано с ритмами мировой гармонии, так что все устойчивые вещи опираются

на ритмы динамических равновесий. Система координат взаимодействует с открытыми вещами, имеющими тенденцию к самоорганизации, саморазвитию, диалогу, взаимодействию с параметрами порядка-хаоса динамических равновесий [5].

Во многих определениях бытия подчеркивается, что оно ближе к человеку чем любое сущее и в то же время самое далекое от него. Сущее как бы утверждает «вещь» на длительное существование, а бытие в виде текстов становится доступной любой другой вещи, например любому человеку, но их трудно расшифровать.

Все становится очень наглядным если и вещь и сущее преломляются через систему координат мира на основе предельных динамических равновесий. Бытие - это тексты сущего, а через него тексты любой конкретной вещи. Во всех онтологических сферах мира (неживого, живого, социального, гуманитарного) мы имеем дело с расшифровкой текстов, причем если природа оставляет их такими как они есть. Все живое маскируется, применяет естественную защиту, однако в социальной и гуманитарной сферах дело пока еще обстоит сложнее. Здесь работают целые индустрии общественного обмана, а индивид помимо того, что пытается обмануть других, часто занимается самообманом и привыкает к нему.

Если исходить из изложенной выше схемы взаимодействия вещи, а затем сущего с системой координат, то все тексты «мира» становятся вполне доступными. Тексты «земли» относящиеся непосредственно к системе координат мира всегда будут представлять собой тайну, однако и её можно по мере необходимости исследовать косвенными методами или определить, как набор исходных аксиом мира, который постоянно уточняется.

Естественнонаучные и гуманитарные инварианты неба

Небо - термин не естественнонаучный. Однако связанные с ним понятия (небесная сфера, небесные координаты) получили в науках о неживом и живом широкое распространение.

Естественнонаучные исследования неба позволяют разделить его на две основные части, которые назовем условно «дальними регионами неба» и «ближними регионами неба». К первым относится мир звезд, галактики, Метагалактика, Вселенная. Ко вторым - атмосфера и связанные с ней системы и подсистемы. В «дальних регионах» инвариантами являются 88 территорий неба (выделенных созвездий), Солнце, галактики, туманности и другие занесенные в каталоги астрономические объекты. Видимые планеты отличаются от звезд тем, что они перемещаются по небу, хотя среди них встречаются особенно яркие, например Венера (третий по яркости объект неба после Солнца и Луны). Все эти объекты имели огромное значение в процессе развития представлений о Небе.

В «ближних регионах неба» несмотря на их близость много загадочных явлений, хотя среди них есть неплохо изученные или, по крайней мере, хорошо зафиксированные, например, оптические атмосферные эффекты (гало, радуга и т.п.). К недостаточно изученным относятся полярные сияния, шаровые молнии, различные электрические и магнитные аномалии.

Естественная установка научных представлений предполагает особенности непосредственного восприятия неба, его подсистем и соответствующих им основных характеристик. Прозрачное дневное небо: синева, Солнце. Прозрачное ночное небо: чернота, звезды, Луна. Помехи восприятия неба: облачность, осадки, грозы, полярные сияния, оптические эффекты (миражи, гало, радуга). В целом естественнонаучный подход достаточно однообразен, но очень важен и по многим направлениям тщательно разработан. Облака, небесные тела, оптические атмосферные эффекты участвуют в измерительных процессах, дополняют измерительные инструменты, системы отсчета, координатные сетки. Ориентация в пространстве на земле и в небе долгое время шла по звездам. Все эти подходы способствовали развитию познания мира в целом.

Мифологические и религиозные аспекты Неба опираются на гуманитарные характеристики Неба, которые гораздо богаче поскольку тесно связаны с фольклором, эпосом, литературой, живописью и другими видами искусства. Небо - это самое близкое, что есть у человека. Оно всегда было с ним, когда в любых точках суши и моря он оставался наедине с самим собой. После трудного дня (пути, охоты, борьбы с ураганом) опаленный солнцем в бескрайней пустыне или замерзший посреди бесконечных снегов, когда после ужина у костра он опрокидывался навзничь на быстро остывающем песке или на ворохе свежего лапника набросанного на снег он везде видел над собой эту таинственную глубину и широту мира. И в последние секунды жизни ожидая бешенный вал соленой воды, сквозь пелену уже летящей на него пены, он прощался именно с Небом, слабо надеясь, что где-то в других краях в эти же мгновения на него смотрят близкие ему люди.

То, на что опирались естественнонаучные методы при исследовании Неба здесь часто становится помехой. Небо многократно отражается от воздушных потоков имеющих различные плотности, что создает его многослойность. Особое значение имело отражение неба в воде, изображение которого является одним из важнейших приемов живописи. Именно художественная взаимосвязь воды и неба создает многоплановое взаимодействие художественного полотна и реципиента. Изображение прозрачности воздуха, игры света в нем стали основными приемами импрессионизма, самого простого и возвышенного направления живописи, где нет никаких идеологических, историко-политических, мифологических, религиозных установок, не акцентируются культурные и социальные коды. Воздух, небо, из отражения в воде в импрессионизме являются просто личными переживаниями.

Рассмотренные выше инварианты и их компоненты сами по себе не могут дать целостного представления о Небе, но могут выявить параметры идентификации и коммуникации основных его характеристик.

Религиозные способы познания Неба

Религиозные способы познания Неба основываются на мифотворческом сознании, которое позволяет сочетать наблюдаемые свойства - «удаленность и недоступность, неизменность и огромность» с «ценностными характеристиками - трансцендентностью и недостижимостью, величием и превосходством Неба над всем земным» [6, с. 206]. «Иногда Небо является женским началом, матерью (Адити, Нут и др.) но чаще оно мужское, плодотворящее начало (дождь)... активная творческая сила, источник блага и жизни: воздух, облака, туман, наполняющие небо, представляются субстанцией человеческой души-дыхания, и при параллелизме микро- и макрокосма Небо оказывается душой универсума, воплощением абсолютной «духовности» ... В космогонии появление Неба описывается как расчленение хаоса, выделение верха и низа, то есть Неба и земли. Их слитность передается в мифах также как священный брак Неба-отца и земли-матери . В отделении Неба от земли участвует божество воздуха, демиург или сам бог Неба (Ан, Энлиль, Шу, Кронос, Пань-гу, Индра) ... Наиболее простое представление о форме Неба - это представление о Небе как шатре, шалаше, палатке, куполе, который образует стены и крышу над полом-землей . Небо представляется не только как твердая оболочка и крыша мира, но и как огромная жидкая масса - «хлябь небесная», поддерживаемая над землей твердым (иногда прозрачным) веществом» [Ibid, c. 207].

Мифология, прежде всего, индоевропейская породила многочисленные сюжеты, где Небо активно взаимодействует с Землей и густо заселено различными богами. Небесный Бог был создан человеческим воображением раньше богов антропоморфных и богов мировых религий. «Небесные явления представляются атрибутами бога Неба. Укко одет в огненную рубаху (грозовая туча), он машет мечом (молния), натягивает лук (радуга), он высекает огонь в темноте (падающие звезды). Солнце и луна или звезды - глаза бога-неба (ср. «тысячеглазый» как эпитеты Аргуса и Индры).. .Богов Неба бывает несколько; их число может соответствовать четырехчастной горизонтальной модели мира, как в мифологии ацтеков, в буддийской, китайской, вавилонской и других мифологиях, а также многоярусной вертикальной модели Неба - по божеству на каждый ярус.. .Семантический комплекс Небо = верх = благо = власть = непостижимость = вечность и т.д. делается определением «божественности» вообще.. .Быть вверху, высоко над другими означает «править», поэтому верховный бог - царь и правитель. Часто эту роль выполняет громовержец (напр. Зевс, Индра)» [Ibid, c. 208].

Отмеченные выше инварианты в мифологии и религиях Неба не могут характеризовать его ни само по себе ни в его взаимосвязях с Землей. Здесь несомненно имеются отлаженные, тщательно отрегулированные системы, которые прекрасно работали в прежние эпохи, однако в настоящем они могут быть использованы, прежде всего, как каркас для дальнейших исследований.

Философско-литературные предпосылки познания Неба

Философское познание Неба тесно переплетено с литературными примерами. Обычно человек не замечает неба, как и других фундаментальных равновесий, в которые можно по-настоящему проникнуть только в состояниях фундаментального настроения (Новалис), в пограничных ситуациях. Андрей Болконский умирающий на «Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках...Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? ... Да, я ничего, ничего не знал до сих пор.» [7, с. 366]. «Он знал, что это Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом и бегущими по нему облаками.. .он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал её теперь» [Ibid, с. 367].

Точно также Серж Муре выздоравливающий после тяжелой духовной драмы разглядывает голубое небо, вбирая его как предельную простоту. «Перед ним расстилалось безбрежное небо, только одна бесконечная лазурь. Он купался в этой лазури, словно освобождаясь от страдания; он отдавался её легкому трепету, он впивал в себя её сладость, свежесть и чистоту» [8, с. 102].

Граф Т. - постмодернистский образ соответствующий некоторым характеристикам Л.Н. Толстого, связывает высоту неба со своим внутренним равновесием. «Несмотря на только что пережитую опасность, Т. ощутил странный покой и умиротворение. Небо редко бывает таким высоким, - подумал он, щурясь. - В ясные дни у него вообще нет высоты - только синева. Нужны облака, чтобы оно стало высоким или низким. Вот так и человеческая душа - она не бывает высокой или низкой сама по себе, все зависит исключительно от намерений и мыслей, которые её заполняют в настоящий момент.. .Память, личность - это все тоже как облака.» [9, с. 13-14].

Вопрос о Голубом небе в рамках философской методологии был подробно исследован Гастоном Башляром. «В итоге грезы при созерцании голубого неба -неба чистейшей голубизны - в некотором смысле утверждают феноменальность всех феноменов. Иными словами медитирующее существо оказывается перед некой минимальной феноменальностью, и оно может в дальнейшем обеспечивать, умерять и устранять эту феноменальность. Да и как не впасть в искушение визуальной нирваной, выбором возможности без действия,

спокойного могущества, которое довольствуется лишь видением, затем видением чего-то сплошного, затем видением обесцвеченного, и, наконец, ирреального» [10, с. 225].

Представленные философско-литературные предпосылки ориентированы на равновесия, на «фундаментальное настроение». Этот термин был введен известным немецким поэтом Новалисом. «Философия осуществляется всегда в некоем фундаментальном настроении» [11, с. 332]. Ориентация на инварианты Неба демонстрирует фундаментальное значение равновесий для обретение индивидом устойчивости своего «Я», это путь обеспечивает формирование личности, переходящей в процессе своего становления от равновесия к равновесию.

Во всех представленных выше разделах выявлены представления о мощном воздействии Неба на человека, его близость и доступность. Небо обладает широким набором механизмов взаимодействия с человеческой душой, оно естественным образом сливается с ней или становится её «естественным продолжением». Небо связывает человека с фундаментальными пределами природы и мира, тем самым создавая условия для рассмотрения его в рамках концепций современного универсализма. Однако исследование универсальности такого сложного образования как Небо нуждается в специальных подходах, например в использовании взаимодействующих предельных динамических равновесий, рассмотрение его через представления о мировой гармонии.

В соответствии с нашими предыдущими исследованиями выделим три фундаментальных предела динамических равновесий: идентификации, системной коммуникации и ритмов мировой гармонии [12, р. 188-189]. «Небо само по себе» соответствует пределу идентификации отдельной человеческой души, в которой она может растворить, слиться с ней и т.п. Различные уровни Неба способны открываться как ярусы мифологии и религий в соответствии в уровнем их познания, то есть представляют собой переход от феномена к феномену в рамках представлений Гуссерля [5]. Большая часть Неба все равно остается недоступной человеку, однако он постоянно познает все новые и новые его области. Граница которая отделяет область непознанного от доступной человеку части Неба и представляет собой соответствующий феномен. В любом случае начинать процесс любого исследования следует с идентификации определяющих его явлений.

Коммуникационный предел характеризует взаимодействие Неба с окружающей его средой: землей, воздушным промежутком, человечеством населяющим планету. Все новые параметры выявленные посредством идентификации вписываются в соответствующие системы, которые по мере увеличения и усложнения идентификационных параметров, сами становятся все более и более сложными. Итогом является единая фундаментальная система объединяющая все равновесия мира различных его уровней. Это происходит как в пределах конкретных уровней так и между ними. Метафорически это единство

можно выразить словами Р. Рождественского: «Посредине планеты / в громе туч грозовых / смотрят мёртвые в небо, / веря в мудрость живых».

Предел мировых гармоний характеризует Небо как «мост» перекинутый от индивида к космосу, ритмы которого всегда направляли развитие как отдельного человека так и основных его духовных продуктов: религий, литературы, философии и т.п. Эти ритмы объединяют все связанное с землей, Небом и промежутком между ними в единый ритмо-каскад, который является основанием философии и религии Неба. Если какие-либо образования выпадают из этих ритмов (популяции, виды, священные книги, религиозные догматы и т.п.), то они быстро прекращают своё существование.

Система трех определенных выше пределов позволяет свести исследование Неба к устойчивым и оптимальным понятиям, связать воедино результаты исследований этой проблемы в естественнонаучной, религиозной и философской сферах.

Значение Земли и Неба для человечества и индивида

Научное, философское и религиозное осмысление Неба [14] нуждается в естественном продолжении. Небо всегда опиралось на Землю, а способы их осмысления дополняли друг друга. В герменевтике М. Хайдеггера выделяются две сферы (группы смыслов). Смыслы первой входят в состав авторского замысла, смыслы второй - несет язык. Они выговариваются сами собой, вне воли автора. Язык транслирует их «истины бытия». Хайдеггер метафорически обозначает первую группу смыслов словом «мир». Автор стремится сделать их семантику явственной, очевидной, открытой для читателя. Для второй группы смыслов Хайдеггер использует слово «земля». Эти смыслы образуют «тайну» произведения, они недоступны ни автору, ни читателю. Образу «земли» Хайдеггер присваивает символическое значение тайны, закрытости, противостояния проникновения внутрь себя. Образ «мира» имеет противоположное символическое содержанием: открытость и доступность [15]. Группы смыслов «мир» и «земля» находятся в отношениях постоянного спора: с одной стороны в произведении имеется явный смысл, с другой - оно хранит в себе «тайну бытия» [16].

Такой герменевтический прием содержит в себе несколько важных следствий. То, что содержится в «земле» несомненно больше по объему и значению, чем то, что относится к «миру». Это видно на всех уровнях мироздания: объемы темной материи и темной энергии значительно превышают объем видимой Вселенной, вакуум является сложнейшим образованием и содержит в себе корни всех видимых полей. То же самое можно сказать об инерции, квазистатическом процессе, духовности. Все они являются «вершинами» сложнейших проблем, однако восприятие их как просто предельного аттрактора позволяет сформировать достаточно простой взгляд на

окружающий нас мир. Например, вакуум для многих целей воспринимается как отсутствие чего бы то ни было.

С точки философского обобщения «земля» и «небо» это два полюса мира. Если в обыденном смысле земля является фундаментом, основанием мира, то в философском - все что нас окружает, вобрав в себя все его динамические равновесия. Небо в обыденном смысле характеризует устремленность к высокому началу, к Богу. В философском смысле - это идеалы человечества и отдельного индивида, где небо играет роль высшей части «Я», которое способно направить формирование личности к самым высоким началам предназначенным человеку, к наиболее возвышенным целям существования человечества.

Метафизика и герменевтика тайны

Тайна всегда играла огромное значение для человечества. Социальные и политические институты Древних царств, мифологические ритуалы религиозные культы, - все это основывалось на тайне, могло существовать только на её основе. Тайна должна была оставаться уделом избранных и не подвергаться эрозии, поскольку обеспечивала существование управленческой администрации, жрецов и воинов - каст посвященных, никого в свой круг не допускавших. Присваивание большей части природных и духовных ресурсов, которые всегда были весьма ограниченными, опиралась на тайну. Зарождение подобных институтов приходится на мифологическую эпоху продолжавшуюся десятки тысяч лет. Тайна была вплетена в миф, что позволило вождям и жрецам племени обосновывать свою власть. Однако своего расцвета институт тайны достиг во времена Древних царств. Жрецы Древнего Египта, которые были реальной властью, волхвы Передней Азии (одна из опор власти) создали разветвленные структуры для своих адептов по сохранению тайны и поклонения ей. Эти структуры со временем превратились в незыблемый кодекс, магический ритуал, в рамках которой развивались культура и её основные подсистемы: науки, философия и т.д.

Если в Древнем мире именно верховная власть и жрецы имели право на тайну, то в современном мире носителей такой тайны стало очень много. Помимо властных структур сюда можно отнести крупные фирмы, различные типы разведок, мафию. Использование тайны в современных условиях стало более изощренным, что привело к возникновению институтов её специальной защиты.

Исходя из основных положений системы координат мира на основе предельных динамических равновесий можно утверждать, что в мире не может быть тайн, все, что в нем скрыто рано или поздно будет выявлено. Будем называть тайны мира проблемами. Они решаются с помощью структурной организации неба. Все тайны присущи системе координат мира на основе детерминистического хаоса собирает земля и именно там их естественное место. Примерами подобных тайн являются динамические равновесия, которые на

самом деле является сложнейшими образованиями, но для многих целей они воспринимается как отсутствие чего бы то ни было.

Любая тайна-проблема мира стремится идентифицироваться вследствие самоорганизационных процессов происходящих в мире. Обычно сделать это до конца невозможно, но выбор направления интенциональности и уточнение этапов идентификации уже многое проясняют. Над каждой серьезной проблемой работает многочисленные исследовательские коллективы, результаты их работы попадают в общемировое информационное поле и играют роль катализаторов значительно ускоряя процесс идентификации. Коммуникация в настоящее время осваивает новые механизмы и подходы ориентированные на формирование оптимальных и устойчивых систем во всех областях знания. С определенного этапа развития, когда информация становится определяющим для развития человечества фактором, активность этих процессов резко возрастает. Пятая и шестая информационные революции, обусловленные появлением компьютера и планетарных сетей (культурных, научных) активизировали саморазвитие и самоуглубление соответствующих процессов.

Тайна в современных условиях с точки зрения трех пределов динамических равновесий: идентификационного, системно-коммуникационного, ритмического позволяют углубить рассмотрение этой проблемы с точки зрения различных типов её самоорганизации. Самоорганизация ориентированная на идентификационный предел позволяет выявить сущность, коммуникационный предел найти её существование, а ритмический - присутствие. Ритмы создают ориентации на свои опорные ритмы и их взаимосвязанные серии (ритмо-каскады), что становится катализатором всех процессов мира.

Выводы

Опираясь на приложение трех фундаментальных пределов идентификации, коммуникации, мировой гармонии к проблемам земли и Неба можно переформулировать три основные идеи тенгрианства в соответствии с реалиями современности. В основном это затрагивает третью идею.

Идея идентификации: Существует только один единый Бог, к которому можно прийти различными путями.

Идея коммуникации: Весь мир, включая неживое и живое стремится оптимально объединиться в единую систему обеспечивая пребывание его социальных и гуманитарных подсистем в радости и согласии.

Идея мировой гармонии: Все ритмы мира: Неба, земли, жизни, Духа устойчиво взаимодействуют друг с другом, создавая универсальный ритмо-каскад мировой гармонии.

С точки зрения этой системы координат «земля» представляет собой бытие, «небо» связано со его основными атрибутами: сущим, существованием, присутствием. Небо стремится к ясности, поэтому философские методы

устремленные в небо позволяют обрести её через пределы динамических равновесий детерминистического хаоса.

Земля как бытие содержит в себе все тексты которыми сущее, существование, присутствие различных вещей обмениваются между собой. В итоге возникает «семиосфера бытия», которая нуждается в непрерывной дешифровке. Полностью расшифровать все эти тексты невозможно, но если развиваемая нами методология будет основываться на том, что тайны мира и неба поддаются расшифровке полностью, а тайны земли лишь частично, то многие проблемы современных философии, религии, науки будут представляться более ясными. Другое дело, что возникают искусственные методы сохранения тайны. К ним можно отнести дезинформацию, авторитарные и тоталитарные приемы воздействия на её носителей, что в конечном счете бесполезно.

Понятия «земля» и «небо» с одной стороны условные (метафорические), но имеют четкий герменевтический смысл. В процессе философских обобщений их можно рассматривать как метафоры обладающие огромным эвристическим потенциалом.

Список литературы

I. Томский Г.В. Классический тангризм // CONCORDE, N 1, p. 3-10.

3. Томский Г.В. Философия тангризма. - Editions du JIPTO, 2019. - 142 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2019, N №)

4. Кожевников Н. Н. Метафизический, онтологический, феноменологический, герменевтический аспекты системы координат мира на основе предельных динамических и сетевых равновесий. - Якутск: Изд. Дом СВФУ, 2018 - 172 с.

5. Kozhevnikov N.N., Danilova V.S. The World Coordinate System on the Basis of Limit Dynamic Equilibriums // Eur. J. Philos. Res. 2016. Vol. 5, № 1. P.18-26.

6. Nikolay Kozhevnikov and Vera Danilova. Human Development in the World Coordinate System on the Basis of Limit Equilibria // Agatos, 2018, Vol. 9, N 1. - P. 135-143.

7. Небо. Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1988 - С. 206-208.

8. Толстой Л.Н. Собрание соч. в 22 т. T.IV Война и мир. Т. 1 - М.: Художественная литература, 1979 - 400 с.

9. Золя Э. Собрание соч. в 18 т. Т. 4 Проступок аббата Муре - М.: Правда, Серия библиотека «Огонек», 1957.

10. Пелевин В.О. Т. - М.: Эксмо, 2009 - 384 с.

II. Башляр Г. Грезы о воздухе. Пер. с фр. - М.: Изд Гуманитарной литературы, 1999 - 344 с.

12. Хайдеггер М. Время и бытие. Пер с нем. - М.: Республика, 1993 - 447 с.

13. Nikolay N. Kozhevnikov and Vera S. Danilova «Life and Human Life in the System of World Coordinates on the Basis of Extreme Dynamic Equilibriums» // Analecta Husserliana, volume CXXI, Eco-Phenomenology: Life, Human Life, Post-Human Life in the Harmony of the Cosmos - 2018, # 121, pp. 187-178.

14. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Научное, религиозное и философское осмысление Неба // Айыы Тангара и кузнечный культ в тенгрианстве: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (19-21 сентября 2018 г., Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия). - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019. - С. 19-28.

15. Хайдеггер М. Исток художественного творения / Пер. с нем. Михайлова А. В. — М.: Академический Проект, 2008. — 528 с.

16. Гадамер Х. Г. Введение к работе М. Хайдеггера «Исток художественного творения». Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. / Пер. с нем. - М.: Искусство, 1991. - С.99-115.

Scientific, religious and philosophical understanding of Heaven and Earth

Prof. Nikolai Kozhevnikov, prof. Vera Danilova North-Eastern Federal University, Yakutsk

Three ideas of classical Tengrianism recorded in written sources from the times of the Mongolian empire are considered: "the idea of tolerance, the idea of universal peace, the idea of world government". The development of ideas of Tengrianism requires a broader view of the problems associated with it, including natural science, philosophical and religious generalizations. Natural-science ideas about heaven rely on a natural attitude and on the fact that heaven is the closest thing for human being. Despite this, the natural-science aspects of Heaven are still poorly studied. Religious ideas about Heaven developed mainly within the framework of the Indo-European tradition, as the interaction of Heaven and Earth. As well as the previous direction, only the contours of further research can be outlined here.

The main direction of the development of ideas about Heaven becomes philosophy and the area of its interaction with literature. Here, the most promising approach is the concepts of the world's coordinate system developed by the authors, the basis of which are the three fundamental limits of dynamic equilibria: identification, system-communication and rhythms of world harmony. Based on the application of the system of these three fundamental limits to the problems of earth and Heaven, we can reformulate the basic ideas of Tengriansm in accordance with the realities of modern times. Basically it concerns with the third idea. The idea of identification: "There is only one God who can be reached in various ways". The idea of communication: "The whole world, including the inanimate and living, seeks to unite optimally in a single system, ensuring that its social and humanitarian subsystems are in joy and harmony". The idea of world harmony: "All the rhythms of the world: Heaven, earth, life, Spirit stably interact with each other, creating a universal cascade of world harmony".

Keywords: tolerance, peace, dynamic equilibrium, harmony, religion, mythology, fundamental limits, nature, invariants, blue Haven.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.