Научная статья на тему 'Мифология и религии как предельные основания для развития представлений о сущем и бытии'

Мифология и религии как предельные основания для развития представлений о сущем и бытии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
585
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / МИФ / РЕЛИГИЯ / ДУХОВНОСТЬ / БЫТИЕ / СУЩЕЕ / ВСЕЕДИНСТВО / РИТМ / АСКЕТИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

В статье обосновывается целесообразность представления предельных оснований о сущем и бытии в контексте системы координат мира на основе предельных динамических равновесий. Это вполне обосновано, поскольку мифологическое сознание, религиозные опыт и практики устремлены к предельным состояниям человека. Взаимосвязанные относительные равновесия в качестве системы отсчета для мировых процессов наиболее естественны, поскольку их самоорганизация является переходом от одних равновесных состояний к другим. Одному из таких предельных динамических равновесий соответствует духовность, являющаяся фундаментальной характеристикой структурного уровня мира, связанного с человеком. Духовность представляет собой, взаимодополнительные равновесия между всеми подсистемами «Я» и, прежде всего четырьмя главными: телом, сознанием, подсознанием, надсознанием. Духовность это равновесие во всех этих подсистемах, а также между ними. У духовного человека все эти подсистемы должны находиться в гармонии: тело и сознание здоровыми, подсознание хорошо организованным и контролируемым сознанием, надсознание (культурные коды, религия, идеология, традиции этноса) гуманистическим, то есть равновесным. Духовность с точки зрения предельных равновесий представляется очень простой. Снаружи остаются её основные параметры: свобода воли, культурно-светский аскетизм и ритм постоянного бодрствования. Первая открывает возможности для связи с вышеописанными пределами динамических равновесий. Аскетизм представляет собой связанное состояние всех интеллектуальных, социальных, индивидуальных проявлений личности. Ритм бодрствования опорный ритм индивида, который в своем развитии продвигается к системе координат мира. В современных условиях следует использовать расширительную трактовку мифов и религий, связанных с предельными состояниями их динамических равновесий. В такой трансформации мифы становятся мощным инструментом современного научного исследования на стыке его со вненаучным знанием. Религии в соответствии с традициями русской философии (концепция всеединства) ориентированы на объединение их с философией и наукой в рамках формирования концепции «Большого Разума».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mythology and religions as ultimate grounds for developing the concepts of existence and being

The article substantiates the feasibility of presenting the ultimate grounds of existence and being in the context of the world coordinate system based on the ultimate dynamic equilibria. This is quite justified, because the mythological consciousness, religious experience and practices are directed towards the ultimate states of human. Interconnected relative equilibria as a frame of reference for world processes are most natural, since their self-organization is a transition from one equilibrium state to another. One of these ultimate dynamic equilibria corresponds to spirituality, which is a fundamental characteristic of the structural level of the world associated with human. Spirituality is a complementary equilibrium between all subsystems of the “I” and, first of all, the four main ones: body, consciousness, subconscious, and super-conscious. Spirituality is a balance in all of these subsystems, as well as between them. In a spiritual person, all these subsystems must be in harmony: the body and consciousness healthy, the subconscious well organized and controlled consciousness, the super-conscious (cultural codes, religion, ideology, ethnos traditions) humanistic, that is, balanced. Spirituality from the point of view of ultimate equilibria seems very simple. Outside, its main parameters remain free will, cultural and secular asceticism and the rhythm of constant wakefulness. The first opens up opportunities for communication with the above-described limits of dynamic equilibria. Asceticism is a bound state of all intellectual, social, individual manifestations of personality. The wakefulness rhythm is the supporting rhythm of the individual, which in its development moves towards the coordinate system of the world. In modern conditions, a broad interpretation of myths and religions related to the ultimate states of their dynamic equilibria should be used. In such a transformation, myths become a powerful tool of modern academic research at the junction of it with extra-scientific knowledge. Religions in accordance with the traditions of Russian philosophy (the concept of all-unity) are focused on combining them with philosophy and science in the framework of the formation of the concept of “Big Mind”.

Текст научной работы на тему «Мифология и религии как предельные основания для развития представлений о сущем и бытии»

УДК 1/14

Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова

Мифология и религии как предельные основания для развития представлений о сущем и бытии

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье обосновывается целесообразность представления предельных оснований о сущем и бытии в контексте системы координат мира на основе предельных динамических равновесий. Это вполне обосновано, поскольку мифологическое сознание, религиозные опыт и практики устремлены к предельным состояниям человека. Взаимосвязанные относительные равновесия в качестве системы отсчета для мировых процессов наиболее естественны, поскольку их самоорганизация является переходом от одних равновесных состояний к другим. Одному из таких предельных динамических равновесий соответствует духовность, являющаяся фундаментальной характеристикой структурного уровня мира, связанного с человеком. Духовность представляет собой, взаимодополнительные равновесия между всеми подсистемами «Я» и, прежде всего четырьмя главными: телом, сознанием, подсознанием, над-сознанием. Духовность - это равновесие во всех этих подсистемах, а также между ними. У духовного человека все эти подсистемы должны находиться в гармонии: тело и сознание - здоровыми, подсознание - хорошо организованным и контролируемым сознанием, надсознание (культурные коды, религия, идеология, традиции этноса) гуманистическим, то есть равновесным. Духовность с точки зрения предельных равновесий представляется очень простой. Снаружи остаются её основные параметры: свобода воли, культурно-светский аскетизм и ритм постоянного бодрствования. Первая открывает возможности для связи с вышеописанными пределами динамических равновесий. Аскетизм представляет собой связанное состояние всех интеллектуальных, социальных, индивидуальных проявлений личности. Ритм бодрствования - опорный ритм индивида, который в своем развитии продвигается к системе координат мира. В современных условиях следует использовать расширительную трактовку мифов и религий, связанных с предельными состояниями их динамических равновесий. В такой трансформации мифы становятся мощным инструментом современного научного исследования на стыке его со вненаучным знанием. Религии в соответствии с традициями русской философии (концепция всеединства) ориентированы на объединение их с философией и наукой в рамках формирования концепции «Большого Разума».

Ключевые слова: динамическое равновесие, вненаучное знание, миф, религия, духовность, бытие, сущее, всеединство, ритм, аскетизм.

N. N. Kozhevnikov, V. S.Danilova

Mythology and religions as ultimate grounds for developing the concepts of existence and being

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article substantiates the feasibility of presenting the ultimate grounds of existence and being in the context of the world coordinate system based on the ultimate dynamic equilibria. This is quite justified, because the mythological consciousness, religious experience and practices are directed towards the ultimate

КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - д. филос. н., профессор кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.

E-mail: nnkozhev@mail.ru

KOZHEVNIKOV Nikolay N. - Doctor of philosophical science, Professor Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - д. филос. н., профессор кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.

E-mail: nnkozhev@mail.ru

DANILOVA Vera S. - Doctor of Philosophy, Professor Department of Philosophy, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University.

states of human. Interconnected relative equilibria as a frame of reference for world processes are most natural, since their self-organization is a transition from one equilibrium state to another. One of these ultimate dynamic equilibria corresponds to spirituality, which is a fundamental characteristic of the structural level of the world associated with human. Spirituality is a complementary equilibrium between all subsystems of the "I" and, first of all, the four main ones: body, consciousness, subconscious, and super-conscious. Spirituality is a balance in all of these subsystems, as well as between them. In a spiritual person, all these subsystems must be in harmony: the body and consciousness - healthy, the subconscious - well organized and controlled consciousness, the super-conscious (cultural codes, religion, ideology, ethnos traditions) humanistic, that is, balanced. Spirituality from the point of view of ultimate equilibria seems very simple. Outside, its main parameters remain free will, cultural and secular asceticism and the rhythm of constant wakefulness. The first opens up opportunities for communication with the above-described limits of dynamic equilibria. Asceticism is a bound state of all intellectual, social, individual manifestations of personality. The wakefulness rhythm is the supporting rhythm of the individual, which in its development moves towards the coordinate system of the world. In modern conditions, a broad interpretation of myths and religions related to the ultimate states of their dynamic equilibria should be used. In such a transformation, myths become a powerful tool of modern academic research at the junction of it with extra-scientific knowledge. Religions in accordance with the traditions of Russian philosophy (the concept of all-unity) are focused on combining them with philosophy and science in the framework of the formation of the concept of "Big Mind".

Keywords: dynamic equilibrium, extra-scientific knowledge, myth, religion, spirituality, existence, being, all-unity, rhythm, asceticism.

Введение

Предельные основания о сущем и бытии целесообразнее всего представить в контексте системы координат мира на основе предельных динамических равновесий. Последняя рассмотрена в ряде наших предыдущих работ [1, 2], и её концепция может быть представлена следующим образом. Любую вещь мира можно рассмотреть с точки зрения предельных динамических равновесий. Все эти вещи стремятся к трем предельным фундаментальным равновесиям: идентификационному (/-предел), коммуникационному (С-предел) и ритму мировой гармонии (K-предел). В результате формируется внутренняя ячейка динамического равновесия системы координат (/, С, К), которая обеспечивает взаимосвязь конкретной вещи с системой координат. Рассматриваемая вещь никогда этих равновесных пределов не достигает вследствие противодействия окружающей среды. Однако каждому этапу процесса изменения этой вещи можно сопоставить промежуточные динамические равновесия - внешнюю ячейку (F H, G), связанную с внутренней ячейкой калибровочными соотношениями. Последние соответствуют оптимальным и устойчивым узлам динамических равновесий. Калибровка означает, что устойчивые состояния, ориентированные на один предел, соответствуют устойчивым узлам двух других пределов. Таким образом, движение к этим пределам характеризуется поочередной их опорой друг на друга.

Наиболее важными идеями мифологии и религии для развития представлений о системе координат мира на основе предельных динамических равновесий можно назвать следующие. Мифология наиболее полно поставила вопросы о целостности и единстве мира. Религии с их опытом и практиками позволяют прояснить вопросы, касающиеся взаимосвязанных предельных состояний динамических равновесий. Само понятие «религия» означает связь (человека и Бога). Опираясь на энергетическое, информационное и другие типы взаимодействий, такая связь может быть очень устойчивой.

Для целей дальнейшего исследования отметим, что в мифологии появилось совершенно новое качество мифа, которое в современных условиях углубляется и расширяется. В религиозном опыте и практиках обратим внимание на: 1) доступность религии любому человеку независимо от уровня его образованности, вероисповедания, менталитета, культуры; 2) всестороннее исследование особенностей предельных состояний телесных и духовных возможностей индивида; 3) подробная разработанность проблемы троичности Бога; 4) участие религии наряду с наукой в формировании «Большого разума».

Мифологическое истолкование основных понятий системы координат мира

В Х1Х-ХХ вв. возник совершенно новый тип мифа, в котором соединяются элементы науки, культуры, религии (процесс продолжается и XXI в.). Этот тип мифа можно назвать «паранаучным» и отнести его к «паранауке», являющейся одним из вариантов вненаучного знания. Отдельные элементы такого мифа имеют давнюю историю, однако их значение в настоящее время существенно изменилось. Наиболее яркими примерами в этой области являются представления о ноосфере и ноосферогенезе, исходные положения концепции этногенеза Л. Н. Гумилева, большинство из которых просто сформулированы, но не доказаны и не обоснованы. К этой же области можно отнести концепцию «Большого взрыва», которая наиболее популярна среди космогонических гипотез о происхождении Вселенной, поскольку содержит наименьшее число противоречий. Подобным предварительным (паранаучным) знанием являются также представления о «темной материи» и «темной энергии». Многим выдающимся научным открытиям предшествовали гениальные построения в виде научного мифа, причем часто здесь имело место взаимодополнительное сочетание научной гипотезы и достаточно свободного вненаучного завершения развиваемой концепции. Научный миф необходим при формировании направления прорыва, где уровень науки еще не позволяет создать строгие концепции или теории.

Паранаучный миф обладает гораздо большей гибкостью, многомерностью, переплетенными уровнями взаимодействия, бесконечными вариантами дальнейшего развития, чем научная концепция и тем более научная теория. В этом типе мифа обычно используются достижения современных литературы, кино, живописи и других видов искусства. Для целостного оформления паранаучный миф нуждается в философском осмыслении [3]. Появляются целые новые области науки, абрисы которых были намечены подобным мифом: виртуальные направления развития, многовариантность в точках бифуркации и т.п. Истина в процессе познания становится многомерной, плюралистичной, резко возрастает роль отдельного исследователя и отдельных групп научного сообщества. Развитие методологии паранаучного мифа позволяет переходить от понятий неопределенных и расплывчатых, таких как, например, «ноосфера», к её онтологическим основаниям. Последними в рассматриваемом случае являются строгие и логически обоснованные понятие «нообиогеосфера» и её основные ячейки «нообиогеоце-ноз» и «нообиогеосферная личность». Таким образом, в области ноосферогенеза миф позволяет через исследование паранаучных понятий перейти к понятиям строго научным. Аналогичным образом миф может быть использован и в других пограничных областях развития научного знания.

Механизм перехода к онтологическим основаниям неопределенного знания заключается в выявлении пределов динамических равновесий (идентификационного, коммуникационного, ритма гармонии) и построения новых понятий. Последние, с одной стороны, связаны со старыми, являются их развитием, однако, с другой стороны, они опираются на пределы динамических равновесий как их онтологические основания.

Использование религиозного опыта для прояснения представлений о предельных динамических равновесиях

Доступность религий любому человеку означает, что они всегда стоят рядом с человеком. Бог стучится в каждую душу, но стук этот очень тихий и его нужно суметь услышать. Как считают некоторые философы, например М. Хайдеггер, философствование происходит в некотором фундаментальном настроении. Аналогичное фундаментальное состояние соответствует настрою верующего человека. Эти настрои соответствуют состояниям динамических равновесий, с которыми может взаимодействовать любая вещь мира, в том числе и человек.

Однако с опытом и практиками дело обстоит конечно гораздо сложнее. Стремление к Богу или к мировой гармонии есть у всех, но практики, такие как аскеза, непрестанная молитва исихазма, постоянное сосредоточение доступны не всем. Индивиды очень разнятся по своим способностям, в том числе к лишениям, непрерывному бодрствованию духа и т.п.

Вездесущность динамических равновесий может быть объяснено на основе концепции «равновесие-паутина» [4], образующееся на основе обменных хаотических процессов различных типов. Равновесие-паутина характеризуется многослойной взаимопереплетенностью всех процессов, поскольку сама сеть взаимодействий оказывается важнее их источников, так что основные ресурсы энергии, информации, духовности содержатся в самой сети взаимодействий образующих это равновесие. Равновесие-паутина обеспечивает взаимодополнительность сложности и простоты, естественных и гуманитарных наук, способствует выявлению устойчивых корреляционных отношений между предельными научными и культурными основаниями.

Особенности динамических равновесий и их связь с системой координат мира особенно наглядно могут быть проиллюстрированы в даосизме, буддизме (дзен-буддизме) и христианстве. Динамическое состояние - это всегда непрерывное изменение, как, например, термодинамический квазистатический процесс.

Подобный квазиравновесный процесс мира всегда был в центре внимания даосизма и буддизма. Исходным понятием здесь является: «путь», (пада) буддизма или «серединный путь» (дао) даосизма, доступные из любых места и времени. Когда такой путь обретают природа, общество, отдельный человек, то они находят свою гармонию развития, устойчивость и оптимальность существования, поскольку имеют взаимосвязь со всеми отмеченными выше пределами фундаментальных равновесий. Другим центральным понятием даосизма является «пустота». «Дао пусто, но благодаря нему существует все и не переполняется» [5, с. 13]. «Тридцать спиц в колесе сходятся к втулке, середина которой пуста, благодаря этому и можно пользоваться колесом. Когда формуют глину, изготавливая из неё сосуд, то делают так, чтобы в середине было пусто, благодаря этому и можно пользоваться сосудом. Когда строят жилье, проделывают окна и двери, оставляя середину пустой, благодаря этому и можно пользоваться жильем. И поэтому наполнение - это что приносит доход, опустошение - это то, что приносит пользу» [5, с. 23]. Опыт аскетов, которому придается огромное значение во всех религиях, использует «пустоту» как основание для физических и духовных процессов индивида. «Буддизм всемерно одобряет равновесие между рациональным и иррациональным» [6, с. 75].

Вышеизложенное можно рассматривать как ориентир для взаимодействий с тремя отмеченными выше пределами системы координат мира на основе предельных динамических равновесий. Путь и пустота характеризуют собой гармонию и связь с началом системы координат мира, её исходным состоянием. «Религиозным является лишь то, что затрагивает нас предельным образом, касаясь самой основы нашей жизни» [6, с. 55].

В Ветхом завете утверждается, что энергия Всемогущего пребывающего среди людей очищает их и дарует им духовные силы. В Новом Завете появляется развитие этого понятия, которым можно характеризовать равновесное состояние мировой гармонии - Святой Дух. Иисус Христос в своем учении призывает людей как бы встать на точку зрения энергетической связи между Богом и человеком и предлагает себя в качестве механизма подобной связи, ориентированного на коммуникационный предел системы координат. Именно вследствие того, что идеи христианства связаны с подобными предельными природными равновесиями, они и легли в основу главенствующей религии на Земле.

Религия обладает такой привлекательностью и доступностью для людей, потому что предлагает свою индивидуальную связь с Богом любому уровню интеллекта или психическому типу. «Глубокий смысл заключен в том, что Божественная Реальность остается сокровенной и не подавляет человека необходимой очевидностью» [7, с. 63]. Вступив с нею в равновесную связь, человек стремится затем сохранить это состояние как стремление к Богу. «Постижение Его совершается постепенно, в строгом соответствии с готовностью человека к мистической Встрече. Бог как бы завуалирован, скрыт от элементарного восприятия. Шаг за шагом входит Он в сознание людей через природу, через любовь, через чувство тайны и переживание Священного» [7, с. 65]. Религии содержат механизмы взаимосвязи с естественной системой коор-

динат на основе одних только чувств без использования рациональной и философской сфер человеческой деятельности. Когда религии начинают взаимодействовать с другими сферами человеческой деятельности (философией, наукой), реализуются более сложные механизмы подобной взаимосвязи.

О различных формах влияния науки, философии, религии друг на друга писал, например, ведущий представитель неотомизма Ж. Маритен: «в интеллектуальном отношении миру и цивилизации в течение трёх столетий не хватало именно философии, которая развивает свои собственные требования в христианском плане, мудрости разума, не закрытой, а открытой мудрости благодати... Понимая, что интеллект - не враг таинства, но живёт им, следует допустить, что ему надлежит прийти в согласие с иррациональным миром желаний и инстинктов, как и с миром воли, свободы и любви, а также с надрациональным миром благодати и божественной жизни. Одновременно будет выявлена динамическая гармония ступеней познания. С этой точки зрения проблема века, в который мы вступаем, будет состоять, как мне кажется, в примирении науки и мудрости» [8, с. 8). Известный индийский теолог С. Радхакришнан взаимосвязь между наукой, философией и религией понимает так: «Плоды интеллекта будут тупыми и пустыми, незаконченными и обрывочными, если отсутствует помощь интуиции, в то время как интуитивные проведения будут слепы и немы, темны и странны, если не будут подтверждаться интеллектом» [9].

Интерпретации фундаментальных религиозных понятий с точки зрения «Большого Разума»

Научные и философские представления о Боге. Это наиболее глубокая идея, осознанная человечеством за время своего существования, однако сам термин «Бог» как обозначение для «Великой тайны мира» переводит всю сложность этой проблемы в интерпретацию выбора и конкретных деталей истолкования. В условиях современного глобализирующегося мира все большее значение приобретает философское осмысление этой идеи, поскольку религиозные интерпретации «Бога», вследствие их догматичности, оказываются односторонними и с трудом вписываются в происходящие социальные и культурологические процессы, а также соответствующие им научные и философские репрезентации. В настоящее время возникает потребность в синтетических концепциях представлений о «Боге», способных вобрать в себя универсальные научные принципы мироздания, фундаментальные философские и религиозных идеи. Основанием для такого синтеза могут служить формирующаяся в настоящее время паутина культурных, социально-экономических, научных и т.п. сетей (сетевое равновесие). Следует упомянуть о выдающейся концепции «Всеединства» В.С. Соловьева и сложившейся школе российских философов, его последователей.

Попытки выделения фундаментальных онтологических слоев мира предпринимались на протяжении всех эпох в философии, науке, религиях, литературе. Достаточно обоснованными являются, например, четыре слоя Н. Гартмана: неживое, живое, психологическое, духовное. Многочисленные модели иерархии природы и соответствующие им уровни структурной организации выделяют в специальных науках, прежде всего в физике, химии, биологии. Исключительно наглядно слои бытия представлены в литературе («Божественная комедия» А. Данте, «Роза мира» Л. Андреева). Отметим, что зачастую церковные гимны, напрямую воспевающие Бога, не вовлекают слушателя в процесс синергии с ним, тогда как произведения литературы и искусства создают особую сопричастность с Всеединством, с общемировой гармонией.

Гармония и самоорганизация окружающего нас мира воздействуют на человека посредством сотен различных излучений, идущих из центра нашей галактики, от её спутников (Большого и Малого Магеллановых Облаков), Солнца, Луны и т.п. Мощное воздействие на нас оказывают темная материя и темная энергия. Человек подвержен воздействию более ста цир-кадианных ритмов, обусловленных вращением Земли, Солнца, Млечного пути и т.п. Однако концепции, основанные на репрезентациях Бога, принятых в существующих религиях, не могут объяснить глубину созвучия этих ритмов, их влияния на окружающие вещи.

Троичность Бога и восприятия мира была впервые осознана в религиозно-философской мысли Древней Индии, а затем всесторонне обоснована в христианстве. Этот подход применяется и в естественных науках, например, в теории систем. То, что христианского Бога принято рассматривать в виде трех ипостасей, хорошо коррелирует с тремя пределами динамических равновесий, являющихся основанием системы координат мира. Подход, развиваемый в этой системе, позволяет расширить эту традиционную репрезентацию Бога до концепции «Большого Разума». «Только в органическом сочетании непосредственного опыта, отвлеченного мышления и интуиции рождается высший интегральный тип познания, в котором господствуют, по определению Бердяева, «Большой Разум». Он не ограничивает себя узкими рамками рассудка и способен подняться в сферу парадоксального, антиномичного. Он включает в себя все силы малого разума, как целое - части. Именно это позволяет ему простирать свой взгляд от видимых явлений природы до предельных граней бытия» [7, с. 43].

Дискуссия

Самоорганизация мира опирается на равновесные состояния и переходы от одного из них к другому, так что взаимосвязанные предельные относительные равновесия в качестве системы отсчета для этих процессов наиболее естественны. Именно поэтому система координат мира, основанная на предельных относительных равновесиях, хорошо коррелирует с мифологией и религией.

Кроме того, сам поиск системы координат, поддержание с ней устойчивых взаимосвязей превращаются в «координатный метод» философского исследования. Исследователь «плывет вместе» с бесконечным и необратимым потоком чувственного и рационального познания, что соответствует основной идее феноменологического метода, заключающей в себе процесс формообразования и хорошо различимые части целого. Вычленение и описание этих частей позволяет найти путь к пределам динамических равновесий посредством, например, феноменологической редукции.

С концепцией «Большого Разума» коррелирует подход С. Франка, где обращается внимание на тесную переплетенность бытия и сознания и выявления подлинного бытия за пределами индивидуально-личностной сферы. Франк различает сознание в узком смысле (сознание как поток переживаний, как совокупность идеальных предметностей и даже как самосознание) и сознание в широком смысле слова, объемлющее все бытие. То, что не охвачено сознанием в каком-либо смысле, для него вообще не существует. Франк считает, что сознание в широком смысле слова, совсем не сознание, «ибо Я есть именно поток сознания; и этот поток есть часть того всеобъемлющего единства, которое есть в абсолютной, первичной и самоочевидной форме» [10, с. 156-157].

Однако подобная абсолютизация сознания представляется нам крайне односторонней. Есть много уровней мира: элементарных частиц, атомов, молекул, где сознания нет, однако там имеет место полная гармония вещей, их состояний и процессов. Сознание появилось у человека относительно недавно и не обрело еще своих устойчивых форм. Так всегда бывает на ранних этапах развития системы, когда преобладают неравновесные процессы и требуется значительное время для её перехода в состояния устойчивого динамического равновесия.

Гораздо больше, чем сознание, даже в самом широком смысле слова, предельным динамическим равновесиям соответствует духовность, являющаяся фундаментальной характеристикой структурного уровня мира связанного с человеком. К сожалению, во многих сферах знания духовность рассматривается как атрибут религии, хотя это понятие далеко выходит за её пределы и исследовать её следует в рамках научных и философских подходов.

Для наглядности можно выделить несколько «предельных граничных поверхностей», отделяющие различные уровни организованности мира (вакуум, инерциальные системы, квазистатические процессы). Одна из таких «предельных граничных поверхностей» связана с духовностью, которая представляет собой взаимодополнительные равновесия между всеми подсистемами «Я» и, прежде всего, четырьмя главными: телом, сознанием, подсознанием,

надсознанием. Духовность - это равновесие во всех этих подсистемах, а также между ними. У духовного человека все эти подсистемы должны находиться в гармонии: тело и сознание - здоровыми, подсознание - хорошо организованным и контролируемым сознанием, надсо-знание (культурные коды, религия, идеология, традиции этноса) гуманистическим, то есть равновесным.

Динамически равновесное взаимодействие этих подсистем делает их как бы невидимыми снаружи, закрытыми этой «предельной границей», так что духовность представляется очень простой. Снаружи остаются её основные параметры: свобода воли, культурно-светский аскетизм и ритм постоянного бодрствования. Первая открывает возможности для связи с вышеописанными пределами динамических равновесий. Аскетизм представляет собой связанное состояние всех интеллектуальных, социальных, индивидуальных проявлений личности. Это фундамент общечеловеческой синтетической культуры, так что все уникальное и специфичное у разных народов будет уже дополнением к нему. Ритм бодрствования - опорный ритм индивида, который в своем развитии продвигается к системе координат мира.

Можно отметить, что в ХХ веке были предложены многочисленные классификации религий и их светские интерпретации. Например три типа религий М. Вебера: религии приспособления к миру (конфуцианство, даосизм); религии бегства от мира (индуизм, буддизм); религии овладения миром (иудаизм, христианство). Д.В. Пивоваров считает, что все религии можно с некоторой долей условности подразделить на космоцентрические, эгоцентрические и социоцентрические. Космоцентрические религии он определяет как восстановление или налаживание сакральной связи людей с Богом, космическим центром, средоточием всей полноты бытия. К ним относятся большинство хорошо известных традиционных и классических религий (христианство, ислам, буддизм и пр.). Эгоцентрическая религия - это налаживание или восстановление духовной связи индивида со своим истинным «Я», поиск собственной незримой сущности внутри себя, внутренний диалог личности о своем сокровенном и священном архетипе и о резервах самоусовершенствования. Социоцентрическая религия («гражданская религия», «секулярная религия», «светская религия») выражает стремление родового человека или какой-либо части общества собрать воедино все свои разрозненные сущностные силы. Имеются многочисленные попытки толкования этих религий в современных светских, культурологических терминах (В.И. Гараджа, В.Т. Звиревич, С. Московичи и другие). Однако все эти классификации не продвигают нас в прояснении рассмотренных выше принципиальных вопросов.

Заключение

Значение мифов и религий в современных условиях следует рассматривать в их взаимосвязи с прилегающими к ним научными и философскими областями. В такой трансформации мифы становятся мощным инструментом современного научного исследования на стыке его со вненаучным знанием. Религии в соответствии с традициями русской философии, развивающими концепцию всеединства, ориентированную на объединение религии, философии и науки, принимают участие в формировании «Большого Разума».

Такую расширительную трактовку мифов и религий удобнее всего связать с предельными состояниями их динамических равновесий. Это вполне обосновано, поскольку мифологическое сознание, религиозные опыт и практики устремлены к предельным состояниям человека.

Литература

1. Кожевников Н.Н. Философские аспекты системы координат природы // Наука и образование. -2002. - № 1. - С. 33-37.

2. Kozhevnikov N. The coordinate system on the basis of determined chaos and its implications for the methodology of philosophy of science // XXIII World Congress of philosophy. Abstracts. - 2013. - P. 365-366.

3. Kozhevnikov N. Danilova V. Ethnic Culture and Modern Myth // Black Sea. - 2013, V. 19. - P. 418-423.

4. Kozhevnikov N. Phenomenological aspects of natural coordinate system // Logos of Phenomenology and Phenomenology of Logos. Book Four: The Logos of Scientific Interrogation. Participating in Nature. - Life -Sharing in Life (ANHU 91). - Oxford, 2005. - C. 45-55.

5. Дао Дэ Цзин - М.: Астрель, 2003. - 559 с.

6. Томпсон М. Философия религии / Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001 - 384 с.

7. Мень А.В. История религий в 7 т. Т. 1. - М.: Слово, 1991. - 288 с.

8. Маритен Ж. Символ веры // Философ в мире. - М.: Высшая школа, 1994. - С. 5-16.

9. Радхакришнан С. Индийская философия в 2 т. Т. 2 / Пер. с англ. - М.: ИЛ, 1957 - 732 с.

10. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. - Санкт-Петербург, 1995. - С. 156-157.

References

1. Kozhevnikov N.N. Filosofskie aspekty sistemy koordinat prirody // Nauka i obrazovanie. - 2002. -№ 1. - S. 33-37.

2. Kozhevnikov N. The coordinate system on the basis of determined chaos and its implications for the methodology of philosophy of science // XXIII World Congress of philosophy. Abstracts. - 2013. - P. 365-366.

3. Kozhevnikov N. Danilova V. Ethnic Culture and Modern Myth // Black Sea. - 2013, V. 19 - P. 418-423.

4. Kozhevnikov N. Phenomenological aspects of natural coordinate system // Logos of Phenomenology and Phenomenology of Logos. Book Four: The Logos of Scientific Interrogation. Participating in Nature. - Life -Sharing in Life (ANHU 91). - Oxford, 2005. - C. 45-55.

5. Dao De Tszin. - M.: Astrel', 2003. - 559 s.

6. Tompson M. Filosofiia religii / Per. s angl. - M.: FAIR-PRESS, 2001. - 384 s.

7. Men' A.V. Istoriia religii v 7 t. T. 1. - M.: Slovo, 1991. - 288 s.

8. Mariten Zh. Simvol very. V kn. Filosof v mire. - M.: Vysshaia shkola, 1994. - S. 5-16.

9. Radkhakrishnan S. Indiiskaia filosofiia v 2 t. T. 2 / Per. s angl. - M.: IL, 1957. - 732 s.

10. Frank S.L. Predmet znaniia. Dusha cheloveka. - Sankt-Peterburg, 1995. - S. 156-157.

^■Hir^ir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.