Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ'

НАУЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / МИФЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / УСТАНОВКИ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / ETHNOPEDAGOGICS / MYTHS / GLOBALIZATION / ATTITUDES / MENTALITY / NATIONAL IDENTITY / VALUE ORIENTATIONS / ЭТНОПСИХОЛОГИЯ / ETHNOPSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тахохов Борис Александрович

В статье представлен авторский взгляд на этнопедагогику и этнопсихологию, близкородственные науки, имеющие общий компонент «этно» и исследующие каждая своими методами особенности мировоззрения, поведения, языка, культуры того или иного народа в его историческом развитии и современном состоянии. Показано, что глобализация с ее всеобщим уподоблением, унификацией нивелирует культурное и ментальное своеобразие народов, и задача каждого этноса - найти пути, методы и средства сохранения своей уникальности в поликультурном мире в эпоху постмодерна. Раскрыто авторское понимание роли и места психолого-педагогических знаний этнической проблематики в профессиональной компетентности педагога и психолога образования. Методологическую основу исследования составили: гуманистическая парадигма в образовании и социальных науках, системный, деятельностный, культурологический и личностно ориентированный подходы. Методы исследования: анализ и синтез, систематизация и классификация, наблюдение и обобщение .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC UNDERSTANDING OF ETHNIC PROBLEMS AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER AND PSYCHOLOGIST OF EDUCATION

The article presents the author's view on ethnopedagogics and ethnopsychology, closely related Sciences that have a common component of "ethno" and explore each of their methods features of worldview, behavior, language, culture of a people in its historical development and modern state. It is shown that globalization, with its universal assimilation, unification eliminates cultural and mental identity of the peoples and the challenge of each ethnic group - to find ways, methods and means of preserving its uniqueness in a multicultural world in the postmodern era. The author's understanding of the role and place of psychological and pedagogical knowledge of ethnic issues in the professional competence of the teacher and psychologist of education is revealed. The methodological basis of the study was: humanistic paradigm in education and social Sciences, system, activity, cultural and personality-oriented approaches. Research methods: analysis and synthesis, systematization and classification, observation and generalization.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК:378.1

доктор педагогических наук, профессор Тахохов Борис Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

НАУЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен авторский взгляд на этнопедагогику и этнопсихологию, близкородственные науки, имеющие общий компонент «этно» и исследующие каждая своими методами особенности мировоззрения, поведения, языка, культуры того или иного народа в его историческом развитии и современном состоянии. Показано, что глобализация с ее всеобщим уподоблением, унификацией нивелирует культурное и ментальное своеобразие народов, и задача каждого этноса - найти пути, методы и средства сохранения своей уникальности в поликультурном мире в эпоху постмодерна. Раскрыто авторское понимание роли и места психолого-педагогических знаний этнической проблематики в профессиональной компетентности педагога и психолога образования. Методологическую основу исследования составили: гуманистическая парадигма в образовании и социальных науках, системный, деятельностный, культурологический и личностно ориентированный подходы. Методы исследования: анализ и синтез, систематизация и классификация, наблюдение и обобщение.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность. этнопсихология, этнопедагогика, мифы, глобализация, установки, ментальность, национальное своеобразие, ценностные ориентации.

Annotation. The article presents the author's view on ethnopedagogics and ethnopsychology, closely related Sciences that have a common component of "ethno" and explore each of their methods features of worldview, behavior, language, culture of a people in its historical development and modern state. It is shown that globalization, with its universal assimilation, unification eliminates cultural and mental identity of the peoples and the challenge of each ethnic group - to find ways, methods and means of preserving its uniqueness in a multicultural world in the postmodern era. The author's understanding of the role and place of psychological and pedagogical knowledge of ethnic issues in the professional competence of the teacher and psychologist of education is revealed. The methodological basis of the study was: humanistic paradigm in education and social Sciences, system, activity, cultural and personality-oriented approaches. Research methods: analysis and synthesis, systematization and classification, observation and generalization.

Keywords: ethno-cultural competence. ethnopsychology, ethnopedagogics, myths, globalization, attitudes, mentality, national identity, value orientations.

Введение. Научное осмысление этнической проблематики как компонента профессиональной компетентности педагога и психолога образования следует признать своевременным, так как наблюдается известный интерес к тем процессам, которые разворачиваются в социуме и касаются каждого отдельно взятого индивида, напоминая ему о том, что он детерминирован как минимум двумя потоками влияния: первый связан с происхождением и социализацией, разносторонними связями с семейным укладом, ближайшим окружением, территориальным сообществом, культурно-историческими корнями, второй - с трендом развития современной цивилизации, в которой доминируют ценности постмодернистской личности, формирующейся в эпоху глобализма. Одним словом, пространство жизнедеятельности, в которое погружен индивид, представляет собой континуум разных культур, неоднозначных влияний, симбиоз традиций и новаций. Исходя из этого посыла, важно раскрыть значение этнопедагогической составляющей в профессиональной компетентности педагога и психолога образования национальных регионов страны. В этих условиях именно народная педагогика, являясь кладезем мудрости народа, сложившимся в течение тысячелетий, может выступать путеводителем в сложных жизненных перипетиях [1]. Плодотворное взаимодействие с представителями других культур, нравов, обычаев является залогом выживания как отдельной личности, так и целого народа, имеющего свое неповторимое лицо в многообразии других народов и культур. В этом аспекте считаем целесообразным актуализировать в подготовке педагога и психолога образования этнопедагогические и этнопсихологические знания, тем более что научное осмысление кросс-культурных проблем, этнического своеобразия личности находим в разных изданиях. Например, этническая и расовая идентичность в подростковом и юношеском возрасте рассматривается в работе [14], этническая социализация подростков на материале Республики Бурятия исследуется С.Б. Дагбаевой [3], изучению общероссийской гражданской идентичности народов Российской Федерации посвящена монография, вышедшая в издательстве МГУ [9], интересный материал по воспитанию подрастающего поколения с использованием национальных традиций опубликовали Н.У. Ярычев и А.Х. Саракаева [12], важный аспект межэтнического взаимодействия раскрыт зарубежными исследователями [13-16].

Обзор литературы по теме исследования позволил нам определить проблему нашей работы: каковы основные направления психолого-педагогических исследований, посвященных этнической проблематике, и их место в профессиональной компетентности педагога и психолога образования.

Методологию исследования составили: гуманистическая парадигма в педагогике и психологии, сравнительно-исторический и системный подходы и методы изучения, анализа и интерпретации.

Изложение основного материала статьи. В мире применительно к нашей теме в настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции: а) глобализация, которая унифицирует, в известной степени уподобляет народы, культуры, цивилизации; б) этнический ренессанс, для которого характерно обращение народов к своим истокам, корневым основаниям как желание сохранить свою уникальность, самобытность, не превратиться в «Ивана, не помнящего родства». Глобализация, приводящая всех людей к «единому знаменателю», утверждает в их сознании и поведении определенные нормы, не приемлемые для многих народов, и в таких случаях естественно то сопротивление, которое имеет место в разных странах. Каждый народ имеет свою неповторимую историю, психологию, свои идеалы, которые он максимально старается сохранить, и они могут быть раскрыты разными научными дисциплинами, среди которых ведущее место принадлежит именно этнопсихологии и этнопедагогике [2].

Современные этнопсихология и этнопедагогика как самостоятельные науки призваны: а) обратить внимание человеческого сообщества на тот факт, что этнические общности имеют свои закономерности и механизмы проявления психологической типологии, ценностных ориентаций и поведения и б) исследовать постоянно развивающую рефлексию этнических групп, направленную как на саморазвитие и самопрезентацию, так и на выбор форм толерантного взаимодействия с другими этносами [4].

В связи этим следует считать правомерной дальнейшую разработку понятийного аппарата теории «блуждающих» мифов и сюжетов, которая позволяет выявить различия и совпадения, существующие в жизненном опыте тех или иных этносов. Описание этнопедагогического опыта в терминах современной педагогики должно дополняться результатами других исследовательских и операциональных процедур, в частности, сравнением компонентов культурных традиций этносов, проживающих в локальном географическом пространстве, с одной стороны, и находящихся в пространственном отдалении друг от друга - с другой [10; 11].

Этнопедагогика получает возможность выявить обобщенные в мифах формы воздействия лиц, являющихся прообразами современных педагогов. Она тесно взаимосвязана с историей народов, их культурой, ценностями и идеалами, аккумулируя сложившиеся представления о том, как сосуществовать поколениям, интегрировать, сплачивать группу, укреплять внутригрупповую солидарность. Универсальным объединяющим началом, выполняющим интегративную функцию, считаются этнические узы, скрепляющие людей на уровне самосознания и подсознания и обладающие высоким защитным потенциалом. Этническая идентичность обусловлена социально-политическими факторами и, являясь результатом социального мифотворчества, существует по чисто прагматическим основаниям.

Этнопсихология и этнопедагогика в настоящее время изучают фундаментальную проблему, связанную с исследованием арсенала культуры и психологии народа на предмет наличия средств компенсации психосоциальных перегрузок и помощи обыкновенному человеку в осознании негативных последствий этноцентризма и самоотрицания, в том числе связанных с напряженными межэтническими отношениями, которые складываются в зависимости от многих факторов. В период стабильного, позитивного развития наблюдается динамическое единство межэтнической идентификации и обособления, но во время социальных потрясений эти отношения регрессируют и на сцену выходят межэтническая агрессия и усиление этноцентризма, которые проявляются не только в исторически возникшей среде самой этнической группы, но и во взаимоотношениях отдельных представителей этноса с другими группами, что вызывает негативную реакцию окружающих или подавляет чувство собственного достоинства и этнической состоятельности тех, на кого оказывают воздействие. В таком случае внутри этноса начинает доминировать мнение о причислении своих «социальных контрагентов» в разряд «чужих», «врагов». Следует отметить, что нередки случаи, когда в межэтнических отношениях возникает самоотрицание, которое требует своего осмысления и поиска универсального выхода из этого периодически повторяющегося межэтнического напряжения. Данное явление связано с этническими установками личности - системой социокультурно обусловленных отношений к характеру, образу, культуре, морали, поведению, привычкам представителей своего и чужого этноса, которые начинают играть ведущую роль.

В процессе подготовки педагога и психолога образования обращаем внимание на тот факт, что социализация нынешних учащихся совершенно безболезненно проходит в таких условиях, в которых доминирует общегосударственный свод законов и соответствующих правил - предписаний совместного проживания людей безотносительно к их этническому происхождению и, хотя возможны случаи национального неравенства, притеснения на каком-то уровне по национальному признаку, как правило, государство следит за соблюдением законности на всей территории страны. Однако и сам поликультурный и полиэтнический состав населения страны накладывает свой отпечаток на психологию личности, и в сознании каждого человека существует образ не только своей национальности, но и других этнических групп [6; 7].

Усвоение этнической информации и особенностей этнической самоидентификации и готовности и способности будущих работников образования целесообразно рассмотреть в контексте менталитета -определенным образом сформированного свойства сознания отражать этническую картину окружающей среды. Ментальность связана с внутренними, бессознательными комплексами, сложившимися в процессе адаптации этноса в окружающей социальной и природной среде, и выполняет в этнической культуре роль основных механизмов существования этнической группы в окружающей среде. Эти бессознательные образы входят в систему этнических констант и создают во многом эксклюзивный внутренний интеллектуальный и нравственный мир, характерный для определенной группы. Категория ментальности дает представление о психологической типологии этногруппы в социально-политическом и культурологическом контекстах. Этнический менталитет проявляется в ведущих настроениях, характерных особенностях мировосприятия, в системе моральных ценностей, норм и принципов воспитания, в формах межличностного взаимодействия, конкретных актах самоорганизации этноса и др. Именно данная категория, проливающая свет на групповые стереотипы, установки, предубеждения, предрассудки, позволяет характеризовать как свой, так и другие этносы [10; 11].

Можно согласиться с тем, что этнические особенности являются одними из ведущих среди множества социальных категорий. И.А. Ильин отмечал, что «в национальном чувстве - источник духовного достоинства: национального, а через то и своего, личного. Безнациональность есть духовная беспочвенность и бесплодность...Создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа. Мировой гений есть всегда и прежде всего национальный гений» [5, с. 112]. Психологи, исследующие данную тематику, едины во мнении, что этническая категория появилась вслед за глобальной категорией Homo sapiens [7; 11; 16]. В современной иерархии ценностей, формируемых у школьников, до недавнего времени основные споры шли вокруг дилеммы - общечеловеческие или национальные, впрочем, имеющие давние корни в истории отечественной философии и общественной мысли в виде «западников» и «славянофилов». При этом важно формировать у подрастающих поколений глубокое убеждение в том, что общечеловеческое и национальное в становлении культуры личности дополняют друг друга: духовная, нравственная, интеллектуальная жизнь человека не может и не должна замыкаться только на каких-то одних ценностях.

Этнопедагогические и этнопсихологические исследования раскрывают и в определенном смысле формируют национальные чувства: материнские (язык, народность, песня, сказка) и отцовские (долг, права, организация социума и государства). Связь национального чувства с моральными ценностями в целом

чрезвычайно важна, так как воспитание национального чувства заключается не только в том, чтобы раскрыть и утвердить его духовный смысл, но оно является частью духовного воспитания вообще [6].

Духовные и культурные традиции народов, их историческое прошлое, воспитательные идеалы, культурно-исторические символы-образы, которые позволяют укреплять национальное достоинство одних людей без ущемления достоинства других, способствуют их сближению и взаимообогащению, важно сегодня грамотно использовать [8; 12].

Созданный народом потенциал гуманитарных знаний целесообразно постоянно и продуктивно осмысливать и активно вводить в контекст современной практики обучения и воспитания Это обусловлено тем, что в народном сознании был глубоко и всесторонне представлен целый ряд проблем, не получающих разработки в научной педагогике и приобретших известную актуальность в настоящее время в контексте глобализации: имеются в виду, в первую очередь, вопросы духовного становления человека, общечеловеческого и национального в культуре воспитания, вопросы истинных и ложных ценностей, социального «мы» и индивидуального «я» и др. [8]. Этнопедагогика нацелена на исследование проблем изучения учащимися родного языка, истории, традиций и обычаев своего и других народов, приобщение молодежи к традиционным этническим ценностям. Опыт использования этнопедагогических и этнопсихологических знаний в современной образовательной практике показывает, что школьники при этом не испытывают никакого стресса: у них повышается не только личностная самооценка, но и яснее проступает осознание своей принадлежности к определенному этносу, проявляется стремление к этнической самоидентификации, что можно считать вполне здоровым явлением, так как осознание себя гражданином страны происходит в пределах идентификационной матрицы, в основе которой ряд социальных идентичностей, в том числе и этническая.

Для большинства людей в ситуации неустойчивости и неопределенности семейная и этническая принадлежность становится наиболее желаемой и защитной формой ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиции. Именно отсюда - повышенное внимание к этнической идентификации, потребность в консолидации вокруг этнического, попытки выработки интегрирующего национального идеала в новых социальных условиях, «охранение» и обособление своей национальной мифологии, культуры, истории. Однако построение психологической дихотомии «Мы-Они» невозможно без достижения определенного уровня самосознания, следовательно, формирование и развитие этнических представлений связаны со стадиями развития этнического самосознания. Сформированность данной системы у человека - свидетельство осознания себя в качестве представителя этнической общности. Здесь необходимо выделить следующие компоненты: 1)осознание особенностей этнической культуры, 2) рефлексия о своих психологических особенностях, идентифицирующих индивида как представителя этнической общности, 3)социально-нравственное представление о себе как представителе этноса, 4) сформированность на когнитивном и эмоционально-чувственном уровне сознания и чувства сопричастности к культуре, истории, традициям и обычаям своего этноса.

Этнические представления охватывают все основные признаки, которые помогают человеку осознать свое окружение по национальным особенностям, причем как относящиеся к своей, так и к чужой национальной группе. Можно выделить четыре ведущих компонента, которые формируют представления о других этнических группах: культурно - исторический, антропологический, географический и национальный характер и психология, которые когнитивно очерчивают окружающее пространство - материальное, социальное и психологическое [2]. Этнические представления характеризуются объемом или степенью представленности в сознании индивида, полнотой, формирующей систему данных представлений, дифференцированностью и мотивационными ориентациями.

Таким образом, в процессе становления и развития этнических представлений личность проходит путь от ориентации на внешние, разрозненные, бросающиеся в глаза признаки при разделении своей и чужой этнической группы до внутреннего осознания и формирования единого непротиворечивого образа своего и чужого этноса.

Для современной этнопсихологии как науки весьма злободневными являются такие проблемы, как этнические установки, стереотипы, предубеждения, этноцентризм, предрассудки, этническая идентичность, этнические ценности и некоторые другие [3].

Кроме того, не менее актуальными являются исследования, связанные с концептом этнической толерантности, в которой важное место занимает компетенция - способность учитывать этнокультурный «облик» личности, принимать во внимание в ходе практической деятельности и в поведении социокультурную специфику. Осмысление разнообразия человеческого проявления, обусловленного этнической системой, частью которой является конкретная личность, проливает свет на имеющие место факты интолерантного отношения к представителям других этносов.

Этнопсихология как наука и практика человеческого существования в современном мире фиксирует постоянные контакты представителей разных этносов на культурном, социальном, экономическом и просто на межличностном уровнях, поэтому одной из важнейших задач системы образования можно считать развитие этнопсихологической грамотности, являющейся частью этнокультурной компетентности учащихся школ и студенческой молодежи [9].

Выводы. Таким образом, для эффективного развития этнокультурной компетентности у будущих работников образования на базовом уровне должны быть сформированы определенные компетенции, среди которых выделим, во-первых, готовность и способность понимать многофакторный характер личностных ценностей и представлений, во-вторых, наличие некоторой информации о том, что в каждом человеке обязательно присутствуют его история и культура, которые во многом детерминируют его психологию, мировоззрение, поведение и деятельность, в-третьих, умение самостоятельно оценивать ту или иную ситуацию и принимать адекватное к данной ситуации решение. Кроме того, важно и необходимо такое психолого-педагогическое условие, как целенаправленное и системное сопровождение этого процесса, ибо самостоятельно, без внешнего влияния организованного воспитания и подготовленных к данной деятельности педагогов обучающиеся практически не смогут создать необходимую для этого культурологическую базу, в которую входят хотя бы минимум знаний о том или ином этносе, его культуре, мифах, традициях. В связи с проблемой нашего исследования отметим целесообразность для каждого студента - будущего педагога и психолога образования культурологических знаний, которые в основном группируются вокруг следующих понятий: определение этноса, психический склад личности, ментальность

как интегральная этнопсихологическая характеристика индивида, развивающееся самосознание как симбиоз общечеловеческого и этнического компонентов, этническая исключительность и толерантность, кросс-культурные особенности личности и этноса и др.

Литература:

1. Арсалиев Ш.М.-Х. Использование информационных технологий в этнокультурном образовании // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. №2. С. 9-14.

2. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары. 1989. 18 с.

3. Дагбаева С.Б. Тенденции и варианты этнической социализации подростков // Забайкальский государственный университет. 2018. 3. С. 42-56. http://orcid.org/0000-0003-1696-2370 DOI: https://doi.org/10.21702/rpj. 2018.1.7

4. Джуринский А.М. Поликультурное образование в многонациональном социуме: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт. 2016. 246 с.

5. Ильин И.А. Русский учитель. Опыт православной педагогики. М.: Смысл. 1993. 368 с.

6. Красикова Т.Ц. Невербальное поведение как отражение национального культурного кода. Балтийский гуманитарный журнал. 2018. №1 (22). С. 93-96.

7. Накохова Р.Р. Психологическая концепция развития и функционирования ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа // Психология в вузе. 2011. №2. С. 16-27.

8. Поштарева Т.В. Воспитание с опорой на национальные традиции // Начальная школа плюс. До и После. 2008. № 10. С. 9-14.

9. Российская идентичность. Психологическое благополучие. Социальная стабильность: Научная монография. Под ред. Зинченко Ю.П. / Т.В. Адамович, А.Г. Асмолов, О.В. Ваханцева и др. Издательство Московского университета Москва. 2017. 520 с.

10. Тахохов Б.А. Диалог культур в современном образовании // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2014. №2. С. 34-38.

11. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание: монография. СПб.: Алетейя. 2000. 349 с.

12. Ярычев Н.У., Саракаева А.Х. Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодежи. Грозный: ГБОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования». - М.: «Миллениум». 2012. 86 с.

13. Jules T.D. Mature regionalism' and the genesis of 'functional projects': 'educational regionalism' in small (and micro-states) // Globalisation, Societies and Education. 2017. Vol. 15, Issue 4. P. 482-498.

14. Leidner D.E. Globalization, culture, and information: Towards global knowledge transparency // The Journal of Strategic Information Systems. 2010. Vol. 19 (2). Р. 69-77.

15. Shields R. Reconsidering regionalisation in global higher education: student mobility spaces of the European Higher Education Area // Compare: A Journal of Comparative and International Education. 2016. Vol. 46 (1). Р. 5-23.

16. Peng R.-Z., Wu W.-P. Measuring intercultural contact and its effects on intercultural competences structural equation modeling approach. International Journal of Intercultural Relations. 2016; 53:16-27. DOI: 10.1016/j .ijintrel.2016.05.003

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Теленская Дарья Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрено понятие «педагогические условия». В исследовании на основе анализа сущности процесса формирования художественного вкуса студентов и подходов ученых к определению педагогических условий данного процесса представлено собственное обоснование педагогических условий формирования художественного вкуса будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе.

Ключевые слова: вкус, художественный вкус, эстетическое воспитание, профессиональная подготовка будущих специалистов, студенты, молодежь, учреждения высшего профессионального образования, педагогические условия.

Annotation. The article considers the concept of "pedagogical conditions". The study based on the analysis of the essence of the process of formation of artistic taste of students and approaches of scientists to determine the pedagogical conditions of this process presents its own justification of pedagogical conditions of formation of artistic taste of future specialists in the process of their professional training in higher school.

Keywords: taste, artistic taste, aesthetic education, professional training of future specialists, students, youth, institutions of higher professional education, pedagogical conditions.

Введение. Понятие вкуса человека (эстетического, художественного) учеными рассматривается как существенный компонент в структуре его жизнедеятельности, который обеспечивает регуляцию взаимоотношений с природной, предметной, социальной и художественной средой. Воспитание эстетической культуры, развитие художественно-эстетического вкуса является важной предпосылкой формирования гармонично развитой личности.

Осмысление сущности вкуса как социально-исторической категории является одним из самых распространенных в современной научной практике. Вкус по своей природе тесно связан с тем, что приобретено обществом в течение его многовекового развития, что было предметом активного познания и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.