2012 Культурология и искусствоведение № 2(6)
УДК 069.8
Т.А. Трофимова
НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ
В данной статье раскрывается проблема научного описания музейных предметов в Новосибирском государственном краеведческом музее, выявлены основные этапы учета и научного описания музейных предметов в исторической динамике и научной рефлексии.
Ключевые слова: музейное дело, научное описание, учет, музей.
Основой музейного дела как в России, так и во всем мире являются тщательный учет, детальная регистрация и научная систематизация исторических и художественных памятников, причем последний аспект, связанный с изучением и описанием музейных предметов, является наиболее противоречивым и многовариантным. Во многих музеях до сих пор остро стоит вопрос объема и критериев изучения и описания музейного предмета. Ответы на поставленные вопросы в разное время решались по-разному. В период становления советского музееведения, особенно в 1930-е гг., они определялись государственными агитационно-пропагандистскими установками. В 1980-1990-е гг. изучение конкретного музейного предмета ставилось в прямую зависимость от его экспозиционного потенциала. В современной музейной практике большое значение имеет взаимодействие традиционных музейных материалов с новейшими информационными и мультимедийными технологиями, и от того, насколько подробно и полно исследован и описан каждый музейный предмет, зависит его «жизнеспособность» в музейном пространстве.
На протяжении многих десятилетий изучение и научное описание музейных предметов имело целью даль полные, научно обоснованные сведения о памятниках, хранящихся в музее, выявить их потенциал как исторических источников, раскрыть их музейное значение. Только изучение и описание музейных предметов создает подлинно научную базу для использования памятников материальной и духовной культуры в исследовательской и экспозиционной работе. Именно музейное изучение, в отличие от профильных и научных дисциплин, ставит своей целью освоение всей полноты информации, заключенной в источнике. При этом необходимо учитывать, что окончательная изученность предмета, после которой уже нечего добавить, не только нереальна, но и невозможна [1. С. 119]. Ход жизни и развитие науки влияют на возможности исследования любого объекта, на человеческое восприятие -оно исторично. Поэтому полнота изученности останется относительной и ограниченной в зависимости от возможностей науки на каждом из этапов ее развития.
Результатом всестороннего и полного изучения и описания музейного предмета является составление и заполнение на него научного паспорта. Информация, вносимая в паспорт, подводит итог научной атрибуции памятника и отражает не только сведения, содержащиеся в полевой и учетно-хранительской документации, но и полученные в процессе научного исследования. Глубина информации в заполняемых полях определяется степенью научной обработки памятника на момент составления паспорта. Данные о памятнике могут дополняться, а в необходимых случаях изменяться при дальнейшем научном изучении памятника и использовании его в музейных целях [2. С. 15].
Задача всестороннего научного описания и изучения музейных коллекций решалась и в Новосибирском государственном краеведческом музее (ГАУК НСО НГКМ) - одном из самых крупных музеев Сибири. Он основан в 1920 г. сосланным до революций 1917 г. в Сибирь учителем биологии В.А. Анзими-ровым. История развития Новосибирского государственного краеведческого музея не была ровной, и в ней выделяют 4 периода:
1. 1920-1930 гг.
2. 1930-е гг.
3. 1941-1945 гг. (период Великой Отечественной войны).
4. 1945 г. - наши дни [3. С. 8].
Следует отметить, что последний период развития музея важен в контексте организации и усиления роли научно-исследовательской работы с музейными предметами. Это связано с тем, что с коллекциями вплоть до 1950-х гг. научной музейной работы в современном понимании данного термина не велось. Шло активное накопление и комплектование фондов музея, создание экспозиций [4. С. 60].
Рассмотрим деятельность Новосибирского краеведческого музея в сфере научного описания музейных предметов, исходя из структуры главного научного документа, относящегося к музейному предмету, - научного паспорта.
Паспортизация музейных фондов началась с 1950-х гг. С указанным временем связан один из первых образцов научного паспорта, хранящихся в Новосибирском краеведческом музее, датируемый 1950 г. Данный паспорт содержит следующие основные поля: 1) «Наименование предмета или коллекции»; 2) «Инвентарный номер и дата поступления»; 3) «Материал, количество, размер (вес)»; 4) «Покупная цена»; 5) «Способ поступления»; 6) «Техника изготовления»; 7) «В какое собрание (отдел) поступил»; 8) «Степень сохранности»; 9) «Датировка, надписи, подписи, клейма»; 10) «Подробное описание предмета (коллекции)»; 11) «Дополнительные сведения, ссылка на литературу»; 12) «Отметки о происходящих изменениях (с предметом, коллекцией), с указанием даты». Дополнительно в паспорте выделено место для фотоизображения предмета [5].
Рассматривая данный экземпляр научного паспорта музейного предмета, можно выделить в нем как положительные, так и отрицательные моменты. На первый взгляд все основные характеристики музейного предмета нашли здесь свое отражение, но все-таки хотелось бы обратить внимание на некоторые неточности.
Во-первых, основным недостатком данного паспорта является отсутствие полей «История бытования, легенда» и «Источник поступления». Данные параметры имеют огромное историческое значение для восстановления целостного информационного поля, окружающего любой музейный предмет. Именно история бытования предмета во многих случаях и придает, казалось бы, обыденному вещественному предмету статус музейного, имеющего прямое отношение к истории, к прошлому.
Во-вторых, в данном паспорте поле «Датировка, надписи, подписи, клейма» является слишком обширным. Каждый из перечисленных параметров важен отдельно. Они маркируют предмет в определенном историческом континууме или соотносят его с определенной личностью (подписи, клейма). По этой причине важно рассматривать данные аспекты отдельно, разграничивая указанные сферы.
В-третьих, в паспорте отсутствует поле «Подлинность», а ведь для музейного предмета данная характеристика является одной из основополагающих, и если в собрании музея находится копия, новодел или авторский вариант, то подобная информация должна быть отражена в основном документе, чтобы избежать недоразумений и ложных сведений о нем.
Последующие экземпляры научных паспортов Новосибирского государственного краеведческого музея датируются концом 1970-х гг. [6]. По сравнению с предшествующим периодом основным положительным изменением является внесение в структуру паспорта поля «История поступления и бытования». Важному изменению подверглись поля «Датировка», «Надписи и подписи» и «Клейма». В образцах 1970-х гг. они разграничены. Поля «Материал» и «Техника изготовления» в образцах 1970-х гг. объединены. С точки зрения научного описания и определения музейного предмета это не совсем верно. Безусловно, техника изготовления предмета связана с материалом, но связь эта относительна: существует много способов обработки одного и того же материала. Кроме того, каждый показатель специфичен, поэтому его границы должны быть четко очерчены. Так же как и в более ранних образцах, в паспортах 1970-х гг. отсутствует поле, свидетельствующее о подлинности предмета.
Следующая группа научных паспортов относится к 1980-м гг. [7]. Следует отметить, что данная группа является самой многочисленной. Это связано с общероссийскими тенденциями развития музееведения данного периода, ведь именно с 1970-ми - первой половиной 1980-х гг. историки связывают так называемый российский (советский) «музейный бум», когда возрос интерес к музею как к научно-исследовательскому центру.
Анализируя паспорта данного периода, можно сделать вывод о том, что структура их существенно изменилась: паспорт стал более объемным, полным. Это выразилось в добавлении некоторого количества полей при сохранении практически всех существовавших в ранних образцах. Следует отметить наличие нескольких полей, отражающих историю поступления предмета в музей: «Место сбора», «Время сбора», «Даритель», «Собиратель», «Дата поступления в музей». Наличие данной информации позволяет восполнить пробел в истории функционирования и бытования предмета в контексте вне-музейного пространства, учесть то, чего не было в первых образцах научных
паспортов. Также в паспорт было добавлено поле, отражающее динамику движения предмета внутри музея, - «Экспонирование» и его дальнейшее место в научном обороте - «Публикация экспоната». Данные поля очень важны. Они позволяют проследить «жизнь» предмета, которая не заканчивается после постановки предмета на учет. Возможности и информационный потенциал музейного источника позволяют ему существовать во времени и далее.
Еще одно существенное положительное изменение связано с фотофиксацией предмета. Если в более ранних образцах научных паспортов место для фотографии предмета отводилось очень условное и небольшое, то теперь этому показателю отведено не только значительное специальное место для снимка, но и несколько полей, подробно раскрывающих детали фотосъемки: «Автор» (съемки), «Место съемки», «Данные фотосъемки».
Важным моментом, который отсутствовал в предыдущих экземплярах, стало введение поля «Подлинность», о необходимости и важности которого было сказано выше.
Исходя из проведенного выше сравнительного анализа, можно заключить, что паспорта 1980-х гг. являются наиболее полными, подробными, что позволяет раскрыть музейный предмет в той мере, которая соответствует понятию «полное научное описание музейного предмета». Именно в 1980-е гг. были учтены и исправлены те недостатки, которые были характерны для более раннего периода.
Научные паспорта периода 1990-х - начала 2000-х гг. [8] в целом практически полностью повторяют образец 1980-х гг. Единственным отличием является отказ от полей, раскрывающих детали фотосъемки.
Характеристика современного состояния научного описания в целом и системы научной паспортизации в Новосибирском государственном краеведческом музее в частности невозможна без указания на то, что все учетнофондовые и научно-исследовательские работы с музейными предметами осуществляются через АИС «КАМИС» (Комплексная автоматизированная информационная система). Она была введена в пользование в 2009 г. Соответственно, научные паспорта и учетные карточки создаются именно с использованием данной системы согласно «Инструкции по учету, хранению и использованию музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в государственном бюджетном учреждении культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный краеведческий музей» [9. С. 22].
Согласно утвержденному и составленному образцу научный паспорт в системе «КАМИС» по своей структуре не очень отличается от паспортов 1980-х - начала 2000-х гг. Он содержит следующие поля [10]: 1) «Название предмета»; 2) «Народ (государство)»; 3) «Количество»; 4) «Подлинность»; 5) «Датировка»; 6) «Материал»; 7) «Техника»; 8) «Автор»; 9) «Размеры»; 10) «Время и место сбора»; 11) «Даритель»; 12) «Собиратель»; 13) «Дата поступления в музей»; 14) «Сохранность»; 15) «Реставрация, консервация»; 16) «Стоимость»; 17) «Музейное значение»; 18) «Предыдущая история»; 19) «Источники»; 20) «Библиография»; 21) «Описание»; 22) «Комментарий».
Данный паспорт, как и образец 1980-х гг., полон и подробен. Можно сказать, что он подводит итог всей научной работе, которая была проделана в отечественной музеологии в сфере научного описания музейных предметов
начиная с 1950-х гг. Важным преимуществом и дополнением, которое стало возможным благодаря системе «КАМИС», является наличие поля «Комментарий». Данное поле имеет очень широкие возможности. В нем можно раскрыть или объяснить общее функционирование и назначение предмета, рассказать краткую историю об авторе или изготовителе, сделать акцент на важном историческом событии, которое имеет отношение к данному предмету. Формат более ранних образцов научных паспортов этого не предусматривал.
Из всего вышеизложенного можно заключить следующее. Научное описание музейных предметов - одно из основополагающих направлений научно-исследовательской деятельности Новосибирского государственного краеведческого музея. Научная деятельность в нем по описанию и изучению музейных предметов началась в 1950-е гг. С данным отрезком времени связаны первые образцы главного научного документа музейного предмета - научного паспорта. Структуру паспорта в целом можно считать удовлетворительной, но неполной, требующей переработки, усовершенствований и дополнений. Переработка исходного варианта привела к созданию образцов, датируемых 1970-ми гг. В них были учтены существенные ошибки, введены новые важные поля, но в целом формат паспорта все еще требовал доработки. Наиболее полным и проработанным следует считать образец научного паспорта 1980-х гг., который стал основой научных паспортов современности. Научные паспорта, созданные в музее с помощью АИС «КАМИС», полностью соответствуют задачам и направлениям современного научного описания музейных предметов. Особо следует отметить тот факт, что за основу научных паспортов Новосибирского государственного краеведческого музея брались госстандарты в соответствии с действующим на тот или иной момент музейным законодательством, в частности в соответствии с Инструкцией по учету музейных фондов (1947 г.) [11] и Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР (1985 г.) [12].
Литература
1. Андреевская М.И. Изобразительный источник как музейный предмет: (Некоторые аспекты изучения) // Изучение музейных коллекций. М., 1974. Вып. 21. С. 117-133. (Тр. НИИ культуры).
2. Система научного описания музейного предмета. Классификация, методика, терминология: справ. / отв. ред. И.И. Баранова, Е.Н. Котова. СПб., 2003. 407 с.
3. Томилов Н.А. Новосибирский областной краеведческий музей: (краткий ист. очерк) // Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея. Новосибирск, 1996 С. 6-48.
4. Сальникова И.В. Документальная летопись Новосибирского государственного краеведческого музея // Образовательная деятельность музея: 85-летию музея посвящается. Новосибирск, 2005. С. 48-66.
5. Документы научного описания ГАУК НСО НГКМ. Научные паспорта коллекций «Живопись», «Скульптура», «Металл». ОФ № 148, 8871, 746, 747, 748.
6. Документы научного описания ГАУК НСО НГКМ. Научные паспорта коллекций «Стекло», «Археология», «Карты». ОФ № 16526/3, 17126/3, 6389, 16954/38.
7. Документы научного описания ГАУК НСГ НГКМ. Научные паспорта коллекций «Ткани», «Стекло», «Одежда». ОФ № 20296/155, всп. 14364/1. ОФ № 19809/6, 19040.
8. Документы научного описания ГАУК НСГ НГКМ. Научные паспорта коллекций «Ткани», «Оружие», «Металл». ОФ № 21015, 22213, 22359 (инв. № 362).
9. Инструкция по учету, хранению и использованию музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в государственном бюджетном учреждении культуры Новосибирской области «Новосибирский государственный краеведческий музей». Новосибирск, 2010. 70 с.
10. Документы научного описания ГАУК НСГ НГКМ. Научные паспорта коллекции «Металл». ОФ № 10593 (инв. № 303), 14958 (инв. № 283), 18891 (инв. № 221), 20845 (инв. № 369).
11. Сайт цифровых учебно-методических материалов Центра образования ВГУЭС [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://abc.vvsu.ru/ Books/muzeebed/page0004.asp (дата обращения: 12.05.2012).
12. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в Государственных музеях СССР. М., 1984.