Научная статья на тему 'Научное обоснование системы маркетингового сопровождения потребителя и производителя при переходе на современную модель когенерации ( малой комплексной энергетики)'

Научное обоснование системы маркетингового сопровождения потребителя и производителя при переходе на современную модель когенерации ( малой комплексной энергетики) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
87
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ПРОГРАММ МАЛОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ / MARKETING PROGRAMS / LOW-ENERGY COMPLEX

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Вершинин В.П.

Представленное в рамках данного исследования авторское видение научных принципов маркетингового патроната деятельности фирм при рыночном внедрении экспресс-аудита жилых и административных зданий, выступало в качестве основной сравнительной характеристики этапного маркетингового мониторинга тиражируемых властными (законодательными и исполнительными) структурами РФ на российскую экономику энергоэффективных научно обоснованных хозяйственных решений. Произведенная научная предикация (т.е. раскрытие содержания) предложенной нами системы маркетингового сопровождения потребителя и производителя при переходе на современную модель когенерации (малой комплексной энергетики), являлась одним из ведущих рыночных преимуществ комплексных маркетинговых программ экономического стимулирования предприятий и граждан, использующих сбытовые инновации в процессе учета и оплаты энергоресурсов (как энергосберегающую методику).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Вершинин В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific substantiation of marketing support consumers and producers in the transition to a modern model of cogeneration (the complex of low energy)

Our proposed principles of scientific substantiation of marketing priorities, a mini-industrial energoteplovyh and cold resources means a small complex of energy based on high sales performance of the final product mini-trigeneration plants, allowing to generate heat, cold and electricity simultaneously, can exceed a monthly basis (in terms of technical and financial otregulirovannosti marketing project) 90% of the initial investment cost (compared with 40-48 percent efficiency of traditional power generating major sources, ie nuclear power plants, power plants, hydropower cascades, etc.), since the cold in a small complex of energy produced not because of expensive electrical energy and heat from the recycled exhaust gas turbine equipment.

Текст научной работы на тему «Научное обоснование системы маркетингового сопровождения потребителя и производителя при переходе на современную модель когенерации ( малой комплексной энергетики)»

воздуха 19-230С с 7 до 10 часов с и 16 до 18 часов. Гелиотерапия: рассеянная радиация с ] биодозы до 1 биодозы №12, каждый 5-й день делается перерыв. Морские процедуры при температуре воды 20-260С от 1,5 до 10 мин., плавание в медленном темпе; б) 2 режим: аэротерапия - теплые или умеренно прохладные воздушные ванны от 10 до 60 мин., при температуре воздуха 17-230С с 7 до 10 часов с физическими упражнениями и с 16 до 18 часов. Гелиотерапию начинали с ] биодозы и доводили до 2 биодоз в течение 16 дней (каждый 7-й день делался перерыв). Морские процедуры рекомендовались при температуре воды 23-260С от 3 до 25 мин. в режиме свободного плавания. Процедуры ЛФК назначались по следующему режиму: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика в первую декаду - щадящая, со второй - щадящее - тренирующая, а с третьей -тренирующая.

Литература

1. Балабанова, И. А. Технологии климатолечения детей на курорте Анапа. Методические рекомендации. - Анапа,2008. - 87 с.

2. Гондакова, И.В. Клиническая симптоматика хронических бронхитов у детей. //Новый терапевтический архив. - 2008.№ 1. - 58-59 с.

3. Максименкова, Н.А. Научная дискуссия по поводу патогенеза хронического бронхита у детей.//Блокнот практического пульмонолога. - 2008.№ 1. - 3437 с.

4. Самсыгина, Г. А. О действующей классификации болезней бронхо - легочной системы.//Вестник российского респираторного Общества.- 2009.№1. - 23-25с.

Экономическое развитие личности Вершинин В.П.

Научное обоснование системы маркетингового сопровождения потребителя и производителя при переходе на современную модель когенерации (малой комплексной энергетики)

Говоря о когенерации, как об основном содержании малой комплексной энергетики, следует сослаться на научный термин, введенный в практику отечественной энергетики А.А.Новицким (2001), который трактует когенерацию (термин образован от слов «комбинированная генерации электроэнергии и тепла), как процесса совместной выработки электрической и тепловой энергии с помощью мини-ТЭЦ, газопарового и газотурбинного оборудования. Смысл когенерации состоит в том, что при прямой выработке электрической энергии создается возможность утилизации попутного тепла, где рабочее тепло (например, на ТЭЦ) после использования в процессе выработки электроэнергии применяется

для нужд теплоснабжения, тем самым значительно повышая КПД использования топлива до 90% и даже выше. По свидетельству Н .П. Большаковой (2007), «когенерационные установки (когенераторы) широко используются в малой энергетике, мини-ТЭЦ по следующим направлениям:

- тепло используется непосредственно в месте получения, а это обходится гораздо дешевле, чем строительство и эксплуатация многокилометровых теплотрасс;

- электричество используется без накладных расходов поставщиков энергии, т.е. его стоимость для потребителя может оказаться в 5 раз дешевле, чем при отборе электроэнергии из централизованной сети;

- потребитель приобретает энергетическую независимость от сбоев энергоснабжения и аварий в системах теплоснабжения;

- использование когенерации наиболее выгодно для потребителей с постоянным (небольшим) потреблением электроэнергии и тепла.

Для потребителей, у которых имеются ярко выраженные «пиковые нагрузки» (например, ЖКХ), когенерация становится мало выгодной из-за невозможности преодолеть многомоментно большую (суточную) разницу между установленной и среднесуточной мощностью энергоснабжения от мини-ТЭЦ. В этой связи окупаемость когенерационного проекта может (по срокам) существенно затянуться».

Комментируя маркетинговые программы, предлагаемые в рамках когенерации (малой комплексной энергетики), один из идеологов экономических методов когенеративного энергоснабжения Л.И. Милеев (2009) указывает, что «в России немало мест, где присутствуют проблемы с электроснабжением. В этой связи следует указать, что даже в престижных подмосковных поселках, где одна сотка земли стоит не одну тысячу долларов бывает так, что выделенная электрическая мощность на коттедж очень мала и находится в пределах 2-3 кВт. Очевидно, что 2-3 кВт совершенно недостаточно не только для отопления помещений, но даже для нормального использования бытовых приборов, многие из которых стали неотъемлемой частью современной комфортной жизни. Даже в случаях, если более или менее достаточная электрическая мощность выделена в установленном законом порядке на загородный дом, то гарантий, что не случится перебоев в ее подаче или что напряжение не будет ниже установленных пределов пределах, практически, нет. Рассматривая способы решения подобной проблемы, следует указать, что часть владельцев загородных домов обзавелась дизельными электрогенераторами и в частном порядке добивается "энергетической независимости". К сожалению, ресурс у таких генераторов невелик, а стоимость кВт/час достаточно высока. Существует более серьезный путь, который позволяет обеспечить электроэнергией и теплом поселки, торговые комплексы, предприятия и т.д. Последнее в полной мере относится к мини-ТЭЦ». Как отмечает омский маркетолог Ф. Г.Левицкий (2010), «сегодняшняя мини-ТЭЦ - это электростанция с комбинированным производством электроэнергии и тепла (когенератор), расположенная в непосредственной близости от конечного потребителя.

Таблица 1

Научное обоснование системы маркетингового сопровождения

потребителя и производителя при переходе на современную модель когенерации (малой комплексной энергетики)

Маркетинговые критерии потребительской востребованности электроэнергии, тепла и холода, произведенных по методу когенерации. Маркетинговые приоритеты мини-промышленного производства энерготепловых и холодовых ресурсов средствами малой комплексной энергетики.

1. Рыночная привлекательность конечного продукта малых энергогенерирующих предприятий обусловлена: а) снижением энергетических потерь за счет приближения мини-энергоцентров к потребителю; б) автономностью и возможностью получения электроэнергии с низкой себестоимостью на фоне высокой потребительской востребованности утилизируемого тепла для подогрева воды в коттеджах и в многоквартирных домах низкоплотной застройки при одновременной утилизации тепла мини-парогазовых энергетических установок для отопления и кондиционирования этих помещений; в) качественным и бесперебойным обеспечением конкретного потребителя электроэнергией, горячим водоснабжением и экологически чистыми Холодовыми ресурсами для кондиционирования жилища. 1.1. Эффективность мини-тригенерацион-ных установок, позволяющих вырабатывать теплоту, холод и электроэнергию одновременно, может превышать ежемесячно (в условиях технической и финансовой отрегулированности маркетингового проекта) 90% от уровня первичных инвестиционных затрат (в сравнении с 4048 процентной эффективностью традиционных энергогенерирующих крупных источников, т.е. атомных электростанций, ТЭЦ, гидроэнергетических каскадов и т.д.), поскольку холод в условиях малой комплексной энергетики вырабатывается не из дорогой электрической энергии, а из утилизированной теплоты выхлопных газов газотурбинного оборудования, а сами уходящие газы являются источником тепла для нагрева котла-утилизатора в парогазовых установках.

2. Потребительская востребованность энергосервисного обслуживания (контракта), включающего расчет фактической экономии энергоресурсов в рамках маркетинговой программы когенерации, а также расчет подлежащего к уплате (от энергосервисной компании в адрес добросовестного энергопользователя), так называемого, возвратного процента от экономии энерготепловых и холодовых ресурсов (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 «О требованиях к условиям контракта на эиергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта на энергосервис»). 2.1. Рыночная маркетинговая целесообразность формирования инновационной сбытовой программы по конечному продукту малой комплексной энергетики, основанной на эффекте кавитации, т.е. электро- и теплогенерации при резонансно-волновых колебаниях жидкостных полостей (кавита-ционных пузырьков), заполненных газом, паром или их смесью, что в результате направленного действия искусственно генерированной акустической волны большой интенсивности (во время полупериода газового разряжения и следующего за ним полупериода акустического гидродинамического сжатия) позволяет выработать недорогую электроэнергию.

В качестве источника энергии в мини-ТЭЦ используются двигатели внутреннего сгорания (ДВС): дизельные, газовые и газотурбинные. Энергия, выделившаяся

при сгорании топлива, в ДВС производит механическую работу и теплоту. Механическая работа на валу двигателя используется для выработки электроэнергии генератором электрического тока. Тепло отработавших газов и системы охлаждения двигателя служит для получения горячей воды или пара». Как свидетельствует А.И. Головко (2008), «наибольшей эффективностью, надежностью и универсальностью отличаются когенерационные установки на основе газовых (газопоршневых) двигателей. Очевидно, что магистральный газ - самое дешевое в России органическое топливо и именно его логично использовать для выработки тепла и электроэнергии. Таким образом, мини-ТЭЦ предоставляют возможности выбора наиболее эффективного пути решения проблемы энергоснабжения за счет широкого диапазона режимов эксплуатации, большого выбора вспомогательного оборудования и систем, различных вариантов компоновок, что позволяет точно и оптимально приспособить установку к работе в любых условиях применения». Как пишет Л.П. Лиходеев (2007), «при невысоких капитальных и эксплуатационных затратах мини-электростанции обеспечивают максимальную эффективность инвестиций за счет производства электроэнергии и тепла по весьма конкурентным ценам. Диапазон применяемых единичных мощностей от 20 кВт до 5 МВт, тип и количество устанавливаемых агрегатов обеспечивают оптимальную конфигурацию для получения необходимой мощности мини-ТЭЦ в зависимости от режимов ее использования». Уточняя технико-экономические аспекты маркетинговых программ выработки электроэнергии когенерационным путем, Е.Н. Ильина (2008) указывает, что «мини-ТЭЦ состоит из двигателя, генератора, смонтированных на общей раме, теплообменников для утилизации тепла от системы охлаждения и отходящих газов, водогрейного котла для снятия пиковых нагрузок на отопление и ГВС, а также средств автоматики и контроля. Технологическое оборудование для утилизации тепла включает в себя котлы-утилизаторы отработавших газов, радиаторы, теплообменники и катализаторы. Средства автоматики обеспечивают надежную работу установки в рекомендованном диапазоне рабочих режимов и достижение наиболее эффективных характеристик в течение всего срока службы. Работа установки может осуществляться в безоператорном режиме и поддерживаться дистанционно с использованием модемного соединения с центральной диспетчерской». Как отмечает известный краснодарский маркетолог В. А. Бутузов (2010), «одним из направлений совершенствования систем централизованного теплоснабжения (ЦТ) является сооружение гелиоустановок большой мощности. Увеличение площади солнечных коллекторов позволяет сократить удельную стоимость сооружения гелиоустановок и эксплуатационные расходы. Среди стран мира с развитыми системами ЦТ первое место занимает Дания. В этой стране 60% городов имеют системы ЦТ. Для сравнения, в Германии эта цифра составляет только 14% (Meyer J.P., 2008). Из 460 систем ЦТ Дании - 10 имеют в своем составе гелиоустановки большой мощности».

В рамках исследования нами было дано собственное научное обоснование системы маркетингового сопровождения потре-бителя и производителя при

переходе на современную модель когенерации (малой комплексной энергетики), что представлено в таблице 1. Комментируя данные названной таблицы, следует указать, что разработанные нами маркетинговые критерии потребитель-ской востребованности электро-энергии, тепла и холода, произведенных по методу когенерации, находились в прямой корреляционной зависимости с маркетинговыми приоритетами мини-про-мышленного производства энерготеп-ловых и холодовых ресурсов средст-вами малой комплексной энергетики. Обсуждая подобную проблему, надлежит адресоваться к существующему в обиходе зарубежных и отечественных ведущих школ маркетологов (В. П. Михайловский, 2009; Г.С. Завадская, 2010; М.Ю. Котельников, 2011; Т.Н. Davenport , 2005; A. Giacomotti et al., 2009) термину «когенерация», т.е. семантическому производному от словосочетания «комбинированная генерация» электроэнергии, тепла и холода. В этой связи (на статистически достоверном (p<0,05) уровне наблюдений активности потребителей (n=279 физических лиц, прошедших маркетинговое тестирование), нам удалось установить, что рыночная привлекательность конеч-ного продукта малых энергогенери-рующих предприятий обусловлена: а) снижением энергетических потерь за счет приближения мини-энерго-центров к потребителю; б) автономностью и воз-можностью получения электроэнергии с низкой себестоимостью на фоне высо-кой потребительской востребованности утилизируемого тепла для подогрева воды в коттеджах и в многоквартирных домах низкоплотной застройки при од-новременной утилизации тепла мини-парогазовых энергетических установок для отопления и кондиционирования этих помещений; в) качественным и бесперебойным обес-печением конкрет-ного потребителя электроэнергией, го-рячим водоснабже-нием и экологически чистыми холодо-выми ресурсами для кондиционирова-ния жилища. Одновременно, потребительская востребованность энергосервисного обслуживания (кон-тракта), включающего расчет фактиче-ской экономии энергоресурсов в рамках маркетинговой программы когенера-ции, а также расчет подлежащего к уп-лате (от энергосервисной компании в адрес добросовестного энергопользова-теля) базировалась на, так называемом, возвратном проценте от экономии энерготепловых и холодо-вых ресурсов (в соответствии с Поста-новлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 «О требованиях к ус-ловиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта на энергосервис»). Подобное объясняло факт высокой потребительской востребованности продукта малой комплексной энергетики, т.к. эффективность мини-тригенераци-онных установок, позволяющих выра-батывать теплоту, холод и электроэнер-гию одновременно, может превышать ежемесячно (в условиях технической и финансовой от-регулированности мар-кетингового про-екта) 90% от уровня пер-вичных инвестиционных затрат (в срав-нении с 40-48 процентной эффек-тивностью тра-диционных энергогене-рирующих круп-ных источников, т.е. атомных электро-станций, ТЭЦ, гидро-энергетических каскадов и т.д.), по-скольку холод в ус-ловиях малой ком-плексной энергетики вырабатывается

не из дорогой электри-ческой энергии, а из утилизированной теплоты выхлопных газов газотурбин-ного оборудования, а сами уходящие газы являются источни-ком тепла для нагрева котла-утилиза-тора в парогазовых установках. Последнее (в сбытовом аспекте) соперничало с рыночной маркетинговой целесо-образностью формирования инновацион-ной сбытовой программы по конечному продукту малой комплексной энерге-тики, основанной на эффекте кавитации, т.е. электро- и теплогенерации при ре-зонансно-волновых колебаниях жидко-стных полостей (кавитационных пу-зырьков), заполненных газом, паром или их смесью, что в результате направ-ленного действия искусственно генери-рованной акустической волны большой ин-тенсивности (во время полупериода га-зового разряжения и следующего за ним полупериода акусти-че-ского гидродинамического сжатия) позволяет выработать недорогую элек-троэнергию.

Литература

1. Большакова, Н.П. Когенераторы как объект разработки маркетинговых программ в малой энергетике.// Маркетинговый вестник ЖКХ России. - 2007. - №3. - 20-22 с.

2. Милев, Л.И. Маркетинговые проблемы когенеративного энергоснабжения./ / Рынок. - 2009. - №3. - 59-62 с.

3. Новицкий, А. А. Маркетинговые программы мини-ТЭЦ.// Маркетинговый прогноз. - 2001. - №3. - 65-70 с.

4. Головко, В.Л. Маркетинговый контроль в программах государственных и коммерческих гарантий на целевых сегментах российского рынка. - М: Изд-во «ТАРИФ», 2004. - 185 с.

5. Левицкий, Ф.Г. Рыночные перспективы удовлетворения тепловых потребностей за счет электростанций с комбинированным производством электроэнергии и тепла.//Уральский маркетолог. - 2010. - №3. - 92-96 с.

6. Бутузов, В.А. Маркетинговые направления при совершенствовании систем централизованного теплоснабжения в Дании.// Зарубежный маркетолог -2010. - №2. - 18-24 с.

Веселова Т.Е.

Концептуальность использования современных технологий масс-медиа в коррекции тарифной составляющей маркетинговых программ санаториев

Актуальность предложенной проблемы соотносится с результатами широкой научной дискуссии, не утихающей в течение последних 10 лет на страницах профильных экономических изданий, по поводу роли и места в маркетинговых программах санаторно-курортных учреждений, так называемого, масс-медиа инструментария. По свидетельству одного из идеологов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.