656.131.2
Н.Н. Якунин, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой автомобильного транспорта, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: Yakunin-N@yandex.ru
А.И. Суханова, магистрант кафедры автомобильного транспорта, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: Q--09@mail.ru
Н.В. Якунина, доктор технических наук, доцент, профессор кафедры автомобильного транспорта, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: nat.yakunina56@yandex.ru
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛЕГКОВЫХ ТАКСИ
Цель исследования состоит в повышении качества перевозок пассажиров легковыми такси на основе нормирования показателей деятельности легковых такси, содержащемся в Российском законодательстве.
Актуальность исследования определена недостаточной изученностью процедур нормирования показателей деятельности легковых такси.
Методы исследования. В качестве нормируемых показателей приняты показатель количества разрешений на перевозку пассажиров легковыми такси, выдаваемых региональными властями на безвозмездной для заявителя основе, и показатель количества парковочных мест для легковых такси в муниципальных образованиях.
Основные результаты. Установлены закономерности этих показателей с учётом количества населения, средней заработной платы, количества лицензированных автобусов, используемых для регулярных перевозок и протяженности автомобильных дорог в регионах.
Ключевые слова: легковые такси, разрешения, парковка, население, заработная плата, автомобильные дороги.
Введение. Пассажирский автомобильный транспорт является инфраструктурной отраслью, и в этой связи невозможно переоценить его влияние на жизнь общества и экономики страны [9]. В Российской Федерации легковые такси обеспечивают высокий уровень мобильности населения как мегаполисов, так и жителей малых городов и сельской местности.
В работах [3, 4] представлена модель организации перевозок пассажиров легковыми такси на основе показателей подготовленности перевозчика к транспортному процессу. Отрасль продолжает активно развиваться, и очередным направлением должно стать научное обоснование нормирования показателей деятельности легковых такси, определённых в современном автотранспортном законодательстве.
Цель исследования состоит в повышении качества перевозок пассажиров легковыми такси на основе нормирования показателей деятельности легковых такси, содержащемся в Российском законодательстве.
Теоретико-методический подход. В федеральных законах от 21.94.2011г. №69 и от 23.04.2012г. № 34 сформулированы показатели, необходимые для регулирования рынка легковых такси, определение значений которых отнесено к ведению региональных и муниципальных властей. В каче-
стве показателей приняты показатель количества разрешений на перевозку пассажиров легковыми такси, выдаваемых региональными властями на безвозмездной для заявителя основе, и показатель количества парковочных мест для легковых такси в муниципальных образованиях.
Определение значений показателя количества К разрешений на перевозку пассажиров легковыми такси, выдаваемых региональными властями на безвозмездной для заявителя основе, основано на результатах статистического исследования этого показателя в 16 субъектах страны, содержащихся в реестрах выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. В этих же регионах оценивались показатели социально-экономического развития. К ним отнесены количество Х1 населения, средняя Х2 заработная плата, количество Х3 лицензированных автобусов, используемых для регулярных перевозок и протяженность Х4 автомобильных дорог в регионах. Устанавливалась многокритериальная зависимость вида
К = / (Х1,Х2,Х3,Х4) (1).
Решение зависимости с учётом значений этих показателей в регионе указывает на значение количества К разрешений.
Определение показателя количества С парко-
вочных мест для легковых такси в муниципальных образованиях основано на технологическом расчёте деятельности легковых такси и состоит в последовательном выполнении следующих этапов:
- определение ежечасной потребности Счас населения муниципального образования в перевозках легковыми такси в течение будних и выходных суток;
- определение наиболее востребованного Счасмах часа перевозок;
- разбиение суток на три равные части, начиная от наиболее востребованного Счасмах часа перевозок;
- определение наибольшего количества ЛРчасмах легковых такси, необходимого для перевозок в каждой из частей суток;
- определение количества ЛРчас. легковых такси, свободных от выполнения транспортной работы, как разницы между наибольшим количеством Рчас мах легковых такси в каждой из частей суток и количеством легковых такси Рчас, используемых при
перевозках в каждом часе времени в наряде;
А Р = Р — Р
"'час. 'час.тах 'час
(2);
- определение наибольшего количества ЛРчас. мах. легковых такси, нуждающихся в отстое;
- разбиение наибольшего количества ЛРчас.мах. легковых такси, нуждающегося в отстое ЛРчас.мах. микр по микрорайонам города, основанное на значении удельных весов заказов на перевозки легковыми такси по микрорайонам;
- определение дислокации парковочных мест для легковых такси по микрорайонам муниципального образования из условия минимизации холостых пробегов до мест начала исполнения заказа на перевозку.
Результаты. Значения показателя количества К разрешений на перевозку пассажиров легковыми такси, выданных региональными властями на безвозмездной для заявителя основе, с учётом показателей социально-экономического развития, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Значения показателя количества К разрешений на перевозку пассажиров легковыми такси, выданных региональными властями на безвозмездной для заявителя основе с учётом показателей социально-экономического развития
№ Регионы РФ Количество К выданных разрешений, ед. Количество Х1 населения, тыс. чел. Средняя Х2 заработная плата, тыс.руб. Количество Хз лицензированных автобусов, ед. Протяженность Х4 автомобильных дорог, км.
1 Архангельская обл. 2316 358 36,85 3666 19645,5
2 Амурская обл. 3023 806 34,54 2771 16335,2
3 Челябинская обл. 9538 3501 26,62 14241 20737,1
4 Псковская обл. 5024 646 24,31 2754 22773,7
5 Кировская обл. 12454 1304 22,88 2292 24671,1
6 Ульяновская обл. 2609 1 258 22,88 5510 12303,9
7 Мурманская обл. 2458 762 43,67 1716 3523,4
8 Нижегородская обл. 14175 3 270 26,84 8044 31840,1
9 Ленинградская обл. 7148 1775 28,05 3480 22286,9
10 Республика Саха 117 959 53,46 4689 28821
11 Республика Коми 4632 856 39,38 3661 7595,3
12 Ростовская обл. 22224 4242 23,32 14873 35374,3
13 Магаданская обл. 456 148 55,88 954 2695,7
14 Владимирская обл. 5989 1396 22,77 3150 14497,9
15 Пермский край 4491 2634 27,28 8984 31552,7
16 Оренбургская обл. 6965 1994 26,07 10666 25679,6
Обработка полученных результатов позволила определить математическую модель зависимости количества К действующих разрешений:
К = 3640,727 + 5,142*! -- 93,048*2 - 0,592*3 + 0,044*4 ( ^
Данное регрессионное уравнение позволило определить, что для обслуживания населения лег-ковы ми такси в Оренбургской области необходимо 6284 разрешения.
Ежечасную потребность Счас населения города Оренбурга в перевозках легковыми такси в течение
будних суток иллюстрирует рисунок 3.
Использование приведённого ранее алгоритма (таблица 2) позволило определить наибольшее количество ЛРчасмахмихр легковых такси, нуждающихся в отстое по микрорайонам города.
Обсуждение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что количество действующих разрешений К зависит от количества населения, средней заработной платы, количества лицензированных автобусов, используемых для регулярных перевозок и протяженности автомобильных дорог в регионах. Все выбранные показатели имеют зна-
Рисунок 3. Ежечасная потребность Счас населения города Оренбурга в перевозках легковыми такси в течение будних суток.
Таблица 2. Наибольшее количество АРчас.мах.микр легковых такси, нуждающихся в отстое по микрорайонам города Оренбурга
Дни недели Кол-во парковочных мест, ед.
Восточный посёлок Жилой массив Маяк Северный жилой массив Центр города Посёлок Южный
Понедельник 96 30 184 116 9
Вторник 97 30 184 116 8
Среда 106 29 178 127 10
Четверг 108 29 206 152 10
Пятница 105 32 199 126 10
Суббота 102 31 194 123 10
Воскресенье 111 34 29 133 10
чительное влияние на количество легковых такси.
При увеличении населения должно увеличиваться количество разрешений на легковые такси. Также количество разрешений зависит от средней заработной платы, чем выше уровень заработной платы в регионе, тем меньше количество разрешений. Это, на наш взгляд, определено тем, что с повышением уровня доходов население стремится использовать для передвижения легковые автомобили. На снижение количества легковых такси влияет увеличение количества лицензированных автобусов. Это указывает на существование конкуренции на выполнение транспортной работы между перевозчиками пассажиров по регулярным маршрутам и перевозчиками пассажиров легковыми такси. Количество разрешений на легковые такси также зависит от протяжённости автомобильных дорог в регионах, чем больше протяжённость автодорог, тем больше легковых такси.
Расчёт деятельности легковых такси по городу Оренбургу позволил определить необходимое количество парковочных мест по пяти микрорай-
онам города. Наибольшая потребность в легковых такси в будние дни отмечается за время с 7.00 до 8.00. Поэтому первая смена работы легковых такси должна начинаться с 7.00 и продолжаться до 15.00. Наибольшая потребность в парковочных местах по городу Оренбургу в эту смену составляет 512 ма-шиномест. Во вторую смену с 15.00 до 23.00 наибольшее количествто парковочных мест составило 278 машиномест. В третью смену с 23.00 до 7.00 наибольшее количествто парковочных мест составило 230 машиномест.
Заключение. Подводя итоги исследования можно утверждать, что научно обоснованы процедуры нормирования показателей деятельности легковых такси, содержащееся в Российском автотранспортном законодательстве. Использование разработанных математических моделей установленных закономерностей позволяет обосновано управлять процессом выдачи разрешений на перевозку пассажиров легковыми такси, количеством парковочных мест и их расположением в муниципальных образованиях.
Литература
1. Абдрахимова, Ю.Р. Исследование транспортной подвижности населения города Оренбурга, обслуживаемого легковыми такси / Ю.Р Абдрахимова, Н.Н. Якунин, Д.А. Дрючин // Прогрессивные технологии
в транспортных системах: материалы XII Международной научно-практической конференции 22-24 апреля 2015 г., Оренбург / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования « Оренбургский гос.ун-т». - Оренбург, 2015. - С. 175-182.
2. Гудков, В.А. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник / В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. - Москва: Транспорт, 1997. - 254 с.
3. Котов, В.В. Показатели качества и безопасности перевозок пассажиров легковыми такси / Котов В.В. // Прогрессивные технологии в транспортных системах: материалы Х Международной научно-практической конференции, Оренбург / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Оренбургский гос.ун-т». - Оренбург, 2011. - С. 179-183.
4. Котов, В.В. Модель организации перевозок пассажиров легковыми такси на основе показателей подготовленности перевозчика: дис. ... канд.тех.наук: 05.22.10/ Котов Виталий Валерьевич. - Оренбург, 2013. - 116 с.
5. Спирин, И.В. Перевозки пассажиров городским транспортом: Справочное пособие/ И.В. Спирин. -Москва: ИКЦ «Академкнига», 2004. - 413 с.
6. Турукин, А.Ю. Совершенствование организации работы легковых автомобилей такси: автореф.дис. .канд. тех. наук: 05.22.10 / Турукин Андрей Юрьевич. - Москва, 1999. - 19 с.
7. Шефтер, Я.И. Рекомендации по показателям временных минимальных стандартов транспортной подвижности населения в городах и качества услуг / Я.И. Шефтер, К.В. Трякин. - Москва: Транспорт, 2002. -183 с.
8. Якунина, Н.В. Оценка функционала управления региональными перевозками пассажиров легковыми такси / Н.В. Якунина, В.В. Котов // Автотранспортное предприятие. - 2011. - № 1. - С. 8-12.
9. Якунин, Н.Н. Исследование закономерностей перевозок пассажиров легковыми такси / Н.Н. Якунин, А.И. Суханова, В.В. Котов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2017. - № 2. - С. 54-58.
10. Якунин, С.Н. Обоснование структуры таксомоторного парка с учётом характеристик периода эксплуатации автомобилей: диссертационная работа канд. тех. наук: 05.22.10 / Якунин Сергей Николаевич. -Оренбург, 2009. - 129 с.