УДК 796.42 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11^-52-60
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА
Е.Б. Блохина, В.Н. Коновалов
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Омск, Россия
Аннотация
Цель исследования - научно обосновать и разработать комплексную систему оценивания двигательно-координационных способностей и технической подготовленности легкоатлетов тренировочного этапа. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (г. Омск). Для разработки комплексной системы оценивания были определены четыре группы легкоатлетов: юноши 12-13 и 14-15 лет и девушки 12-13 и 14-15 лет. Далее была обоснована программа из 11 тестов, и для каждой из четырех групп по каждому тесту в соответствии с гендерной предрасположенностью и возрастом был собран массив из 500 соревновательных результатов за последние 3 года.
В основу 100-балльной системы оценивания тестов для юношей и девушек 12-13 лет и 14-15 лет легла экспоненциальная функция у = а*е(Ьх), где е - число Эйлера, математическая константа, равная приблизительно 2,718. Коэффициенты а и Ь, изменяющиеся параметры, полученные на основе эмпирических данных, х - количество баллов, у - результат тестирования. Всего в 100-балльной системе оценивания представлено 44 шкалы оценок.
Результаты исследования и их обсуждение. Научное обоснование комплексной системы оценивания двигательно-координационных способностей и технической подготовленности на основе унификации программы тестирования, отражающей различные стороны соревновательной деятельности легкоатлетов может базироваться на законе развития систем, который предполагает, что «любое развитие системы (в том числе биологической) до определенного предела можно описать с помощью экспоненциального закона, который подразумевает процесс увеличения качества чего-либо в геометрической прогрессии» (Л. Эйлер). Мы полагаем, что при изучении процесса развития физической и технической подготовленности легкоатлетов 12-13 и 14-15 лет тренировочного этапа может быть использована экспоненциальная функция. Разработанная на этой основе 100-балльная система оценивания физической и технической подготовленности легкоатлетов тренировочного этапа позволит объективно оценивать спортивные результаты в широком диапазоне.
Заключение. Разработанная система оценивания двигательно-координационных способностей и технической подготовленности учитывает возрастные особенности развития спортсменов и специфику спортивной подготовки в легкой атлетике. Использование в практике подготовки юных легкоатлетов тренировочного этапа разработанной системы позволит объективно оценить физическую и техническую подготовленность и определить стратегию, используемую в тренировочном процессе легкоатлетов 12-15 лет.
Ключевые слова: комплексная система оценивания двигательно-координационных способностей и технической подготовленности, линейная функция, экспоненциальная функция, закон Л. Эйлера, закон нормального распределения Гаусса-Лапласа.
SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF A COMPREHENSIVE SYSTEM FOR EVALUATING
MOTOR-COORDINATION ABILITIES AND TECHNICAL READINESS OF
ATHLETES AT THE TRAINING STAGE
E.B. Blokhina, e-mail: [email protected]; ORCID:0009-0009-4651-3729.
V.N. Konovalov, e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-1849-0733.
Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia
Abstract
The research purpose is to scientifically substantiate and develop a comprehensive system for assessing motor-coordinating abilities and technical readiness of track and field athletes at the training stage. Methods and organization of the research. The study was conducted on the basis of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Siberian State University of Physical Culture and Sports" (Omsk). To develop a comprehensive assessment system, four groups of track and field athletes were identified: boys 12-13 and 14-15 years old and girls 12-13 and 14-15 years old. Next, a program of 11 tests was justified, and for each of the four groups for each test, in accordance with gender predisposition and age, a set of 500 competitive results over the last 3 years was collected.
The 100-point scoring system for tests for boys and girls aged 12-13 and 14-15 years is based on the exponential function y = a*e(bx), where e is the Euler's number, a mathematical constant equal to approximately 2.718. Coefficients a and b, changing parameters obtained on the basis of empirical data, x - number of points, y - test result. A total of 44 rating scales are presented in the 100-point rating system.
Results and their discussion. The scientific justification for a comprehensive system for assessing motor-coordinating abilities and technical readiness based on the unification of a testing program reflecting various aspects of the competitive activity of track and field athletes can be based on the law of system development, which assumes that "any development of a system (including biological) up to a certain limit can be described using the exponential law, which implies the process of increasing the quality of something in geometric progression" (L. Euler). We believe that when studying the process of development of physical and technical readiness of track and field athletes aged 12-13 and 14-15 years, an exponential function can be used. A 100-point system for assessing the physical and technical readiness of track and field athletes at the training stage, developed on this basis, will make it possible to objectively evaluate sports results in a wide range.
Conclusion. The developed system for assessing motor-coordinating abilities and technical readiness takes into account the age-related characteristics of the development of athletes and the specifics of sports training in athletics. The use of the developed system in the practice of training young track and field athletes will make it possible to objectively assess physical and technical readiness and determine the strategy used in the training process of track and field athletes aged 12-15 years.
Keywords: comprehensive system for assessing motor-coordinating abilities and technical readiness, linear function, exponential function, L. Euler's law, Gauss-Laplace law of normal distribution.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время особо остро стоит проблема оценки двигательно-координационных способностей и технической подготовленности спортсменов тренировочного этапа. Для комплексной оценки физической и технической подготовленности легкоатлетов следует использовать программы тестов, которые позволяют охарактеризовать различные стороны общей и специальной подготовленности спортсменов. Вместе с тем возникают сложности при оценке нескольких спортивных результатов в разных тестах. Также не представляется возможным сравнение спортивных результатов юношей и девушек различных возрастных групп и уровня подготовленности.
Исходя из этого, возникает необходимость разработки комплексной системы оценивания спортивных результатов в тестах с учетом возрастных особенностей развития юных легкоатлетов тренировочного этапа. В настоящее время в легкой атлетике России действуют две системы оценивания спортивных результатов. В Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК 2022-2025 гг.; действует со 2 июня 2023 г.) представлена 180-балльная система оценки результатов в легкоатлетическом четырехборье («Шиповка юных») [16]. Разработанная система оценивания спортивных результатов рассчитана для комплекса, состоящего из семи легкоатлетических дисциплин, не учитывает особенности
возрастного развития. В представленной системе спортивные результаты юношей и девушек от 10 до 16 лет оцениваются по единой шкале.
Действующая в настоящее время 100-очковая система оценки спортивных результатов для различных возрастных групп Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»[17], на наш взгляд, также не учитывает в полной мере специфические особенности легкоатлетических дисциплин, поскольку в основе системы не прослеживается четкая зависимость между ростом спортивных результатов и начисляемым количеством баллов.
Система оценивания спортивных результатов, предложенная IAAF(IAAF scoringtablesofathle ticsbyDrBojidarSpiriev, 2017), предполагает использование 1400-балльных шкал оценивания только спортивных результатов, показанных в легкоатлетических дисциплинах [14].Однако эта система не может применяться для оценки результатов в тестах, отражающих общую физическую подготовленность легкоатлетов тренировочного этапа (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон вперед из положения стоя, прыжок в длину с места). Следовательно, на современном этапе проблема исследования заключается в необходимости разработки комплексной системы оценивания спортивных результатов, показанных в различных дисциплинах легкой атлетики и тестах, отражающих общую физическую подготовленность легкоатлетов тренировочного этапа.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (г. Омск). Для разработки комплексной системы оценивания двигательно-координационных способностей и технической подготовленности легкоатлетов тренировочного этапа были определены четыре группы легкоатлетов в соответствии с гендерной предрасположенностью и возрастом спортсменов: юношей и девушек 12-13 и 14-15 лет. Для четырех групп легкоатлетов была обоснована программа тестирования,
включающая оценку комплекса двигательно— координационных способностей (силовых, скоростных и скоростно-силовых способностей, гибкости, скоростно-силовой и общей выносливости) и технической подготовленности легкоатлетов в основных группах технических дисциплин легкой атлетики (метание, барьерный бег, горизонтальные и вертикальные прыжки). Оценка двигательно-коорди-национных способностей проводилась с помощью семи тестов: бег 60, 200, 600 и 1000 метров, прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (у девушек), подтягивание из виса на высокой перекладине (у юношей), наклон вперед из положения стоя. Для оценки технической подготовленности юных легкоатлетов были подобраны четыре теста: бег 60 метров с барьерами, метание мяча (весом 150 грамм) и прыжки в длину и в высоту с разбега. Для разработки шкал оценивания из протоколов соревнований всероссийского уровня были извлечены спортивные результаты для каждого теста (по 500 результатов). Анализу подвергались протоколы соревнований: «Всероссийские соревнования по легкоатлетическому четырехборью «Шиповка юных», «Всероссийские соревнования «Кубок ЗМС Татьяны Зеленцовой», «Первенство России среди юношей и девушек до 16 лет». Все выборки проверялись на нормальность распределения с использованием критерия Колмогорова-Смирнова. Были рассчитаны средние значения, стандартное отклонение. Затем были рассчитаны шкалы оценок на основе экспоненциальной функции y = a*e(bx), где е — число Эйлера, математическая константа, равная приблизительно 2,718. Коэффициенты a и b, изменяющиеся параметры, полученные на основе эмпирических данных, х — количество баллов, у — результат тестирования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Для разработки системы оценивания двига-тельно-координационных способностей и технической подготовленности легкоатлетов тренировочного этапа нами был определен комплекс из 11 тестов, который в полной мере отражает уровень физической и технической подготовленности легкоатлетов. Про-
грамма тестирования включала в себя оценку полного комплекса двигательно—координаци-онных способностей (скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей, гибкости, скоростно-силовой и общей выносливости) и технической подготовленности легкоатлетов в основных группах технических дисциплин в легкой атлетике: метания, барьерный бег, горизонтальные и вертикальные прыжки. Оценка двигательно-координационных способностей включала 7 тестов: бег на 60 м (скоростные способности), прыжок в длину с места толчком двух ног (далее — прыжок в длину), (скоростно—силовые способности), бег на 200 и 600 м (скоростно—силовая выносливость), бег на 1000 м (выносливость), сгибание и разгибание рук в упоре лежа у девушек (далее — отжимания), подтягивания из виса на высокой перекладине у юношей (далее — подтягивания),(силовые способности), наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (далее — наклон вперед),(гибкости). К сложно-техническим дисциплинам легкой атлетики были отнесены: метания, прыжки и барьерный бег. Оценка технической подготовленности включала 4 теста: метание мяча весом 150 г (далее — метание мяча), прыжки в длину и в высоту с разбега и бег на 60 м с барьерами (далее — бег 60 м с/б). [3, 6, 10, 11,12]. Было определено четыре группы — юноши 1213 и 14-15 лет и девушки 12-13 и 14-15 лет. В каждой группе по каждому тесту в соответствии с гендерной предрасположенностью и возрастом был собран массив из 500 соревновательных результатов за последние 3 года (согласно результатам исследования А.П. Бав-рина, объем большой выборки должен быть не менее 200 результатов), всего было собрано 22000 результатов.[1]. В возрастной группе 12 — 13 лет были использованы результаты соревнований: «Всероссийские соревнования по легкоатлетическому четырехборью «Ши-повка юных» и «Всероссийские соревнования «Кубок ЗМС Татьяны Зеленцовой», в возрастной группе 14 - 15 лет были проанализированы результаты соревнований: «Всероссийские соревнования по легкоатлетическому четырехборью «Шиповка юных», «Всероссийские соревнования «Кубок ЗМС Татьяны Зеленцо-вой» и «Первенства России среди юношей и девушек до 16 лет». [15]
Согласно закону нормального распределения, или распределения Гаусса-Лапласа, если величина является суммой многих случайных слабо взаимозависимых величин, каждая из которых вносит малый вклад относительно общей суммы, то центрированное и нормированное распределение такой величины при достаточно большом числе слагаемых стремится к нормальному распределению. Исходя из этой теории, многие эмпирические исследования можно описать с учетом закона нормального распределения. Одномерное нормальное распределение является двухпараметрическим семейством распределений, которое принадлежит экспоненциальному классу распределений. [4,9] В соответствии с этим законом показатели в сформированных выборках проверялись на нормальность распределения с использованием критерия Колмогорова-Смирнова.
В исследованиях Л. Эйлера сказано, что любое развитие системы (в том числе и биологической) до определенного предела происходит по экспоненциальному закону, предполагающему процесс увеличения качества чего-либо в геометрической прогрессии, которая подразумевает, что показатель числа прямо пропорционален скорости роста этого числа. При росте показываемого результата будет увеличиваться скорость прироста и уменьшаться величина отклонения (рисунок
1). [5,13]
Представленная теория экспоненциального роста была использована для разработки системы оценок физической и технической подготовленности легкоатлетов тренировочного этапа. Безусловно, модели экспоненциального роста физических явлений применимы только в ограниченных промежутках, поскольку неограниченный рост физически нереален. Однако описание процесса физического развития до определенного предела возможно с помощью экспоненциальных процессов. [13] Для каждой выборки, состоящей из 500 результатов, были рассчитаны: среднее значение и стандартное отклонение. Далее для каждого теста была разработана пропорциональная шкала, масштабом в которой служит стандартное (среднеквадратичное) отклонение. Расчет производился по формуле Т = 50 + 10 * (Ху — Х) / о, где Т — оценка результата в тесте, Ху —
Рисунок1 - График экспоненциальной функции Figure 1 - Graph of exponential function
Таблица 1 - Экспоненциальные уравнения для расчета 100-балльной системы оценивания физической и технической подготовленности легкоатлетов тренировочного этапа
Table 1 - Exponential equations for calculating the 100-point system for assessing the physical and technical readiness of track and field athletes at the training stage
Тестирование / Testing Девушки / female Юноши / male
12-13 лет/ years old 14-15 лет/ years oLd 12-13 лет / years oLd 14-15 лет/ years oLd
Бег 60 м / run 60 m y = 7,8846e°,°029x y = 7,535e°,°024x y = 7,2893e°,°033x y = 7,0839e0,0025x
Бег 200 м / run 200 m y = 27,081e°,°032x y = 24,794e°,°027x y = 25,565e0,0035x y = 22,681e0,0031x
Бег 600 м / run 600 m y = 96,683e°,°04x y = 94,834e°,°028x y = 91,868e0,0032x y = 86,098e0,003x
Бег 1000 м / run 1000 m y = 180,59e°,°042x y = 168,91e°,°036x y = 91,868e0,0032x y = 157,95e0,003x
Наклон вперед / Forward Lean y = 8,9368e0,0287x y = 4,2611e0,0226x y = 1,5179e0,0311x y = 1,1343e0,0341x
Отжимания / подтягивания / Push-ups/pull-ups y = 4,569ea0266x y = 5,3681ea0253x y = 1,7198e0,03x y = 2,439e0,027x
Прыжок в длину / Long jump y = 140,68e°,°053x y = 167,25e0,0046x y = 139,22e0,0065x y = 187e0,0042x
Бег 60 мс/б /run 60m hurdles y = 9,347e°,°024x y = 8,7704e°,°°25x y = 8,8192e0,0025x y = 8,1876e0,0032x
Метание мяча / Ball throwing y = 11,317ea016x y = 12,418ea0164x y = 15,253e0,0163x y = 23,585e0,0127x
Прыжок в длину с разбега / Running long jump y = 2,7971e°,°07x y = 4,0854e0,0036x y = 3,205e0,0063x y = 4,2491e0,0049x
Прыжок в высоту с разбега / Running high jump y = 1,1891e°,°032x y = 1,2957e0,0028x y = 1,258e0,0031x y = 1,3658e0,0034x
показанный результат, Х — средний результат, о — стандартное отклонение. [6] В связи с тем что представленные шкалы имели линейную зависимость, результаты корректировались на основе использования экспоненциального уравнения у = а*е(Ьх), где е — число Эйлера, математическая константа, равная приблизительно 2,718. Коэффициенты а и Ь, изменяющиеся параметры получены на основе эмпирических данных (рисунок 2). [2, 5, 7, 13]
Коэффициент аппроксимации в уравнении равен 1, что свидетельствует о том, что все точки уравнения связаны экспоненциальной зависимостью. По подобию для каждого из 44 тестов были рассчитаны экспоненциальные уравнения (таблица 1).
В представленных уравнениях: х — количество баллов, у — результат тестирования. На основе представленных уравнений была рассчитана 100-балльная система оценивания по 11 тестам у юношей и девушек 12-13 и 14-15 лет. В таблице 2 и 3 представлен сокращенный вариант разработанной системы с интервалом результатов в 10 баллов.
Таблица 2 - Фрагмент таблицы подсчёта баллов для легкоатлетов по 100 - балльной системе у девушек 12-13 и 14-15 лет Table 2 - Fragment of the scoring table for track and field athletes using the 100-point system for females 12-13 and 14-15 years old
Баллы / Points Бег 60 м, с,мс / run 60 m, s, ms Бег 200 м, с,мс/ run 200 m, s, ms Бег 600 м, мин:с, мс / run 600 m min:s, ms Бег 1000 м,мин:с,мс / run 1000 m min:s,ms Наклон вперед, см / forward-lean, cm Отжимания / подтягивания, количество повторений / Push-ups/pull-ups, number of reps Прыжок в длину, см / Long jump, cm Бег 60 м с/б,с,мс / run 60mhurdles s, ms Метаниемяча,м,см / Ball throwing, m, cm Прыжок в длину с разбега,м,см / running long jump, m, cm Прыжок в высоту с разбега,м,см / running high jump, m, cm
евушки 12 - 13 лет / females 12 - 13 years old
100 7,91 27,17 1:37,07 3:01,35 40 65 239 9,37 56,05 5,63 1,64
90 8,14 28,05 1:41,03 3:09,13 31 50 227 9,60 47,77 5,25 1,59
80 8,38 28,96 1:45,16 3:17,24 25 38 215 9,83 40,70 4,90 1,54
70 8,63 29,91 1:49,45 3:25,70 19 29 204 10,07 34,68 4,57 1,49
60 8,88 30,88 1:53,91 3:34,53 15 23 193 10,31 29,56 4,26 1,44
50 9,14 31,88 1:58,56 3:43,73 12 17 183 10,56 25,19 3,97 1,40
40 9,41 32,92 2:03,40 3:53,32 10 13 174 10,82 21,46 3,70 1,35
30 9,69 33,99 2:08,44 4:03,33 8 10 165 11,08 18,29 3,45 1,31
20 9,97 35,09 2:13,68 4:13,77 6 8 156 11,35 15,58 3,22 1,27
10 10,27 36,24 2:19,13 4:24,66 5 6 148 11,63 13,28 3,00 1,23
Девушки 14 - 15 лет / females 14 - 15 years old
100 7,55 24,86 1: 35,10 2:49,52 41 67 265 8,79 64,02 5,86 1,71
90 7,74 25,54 1:37,80 2:55,73 33 52 253 9,01 54,33 5,65 1,67
80 7,92 26,24 1:40,58 3:02,17 26 41 242 9,24 46,12 5,45 1,62
70 8,12 26,96 1:43,43 3:08,85 21 32 231 9,48 39,14 5,26 1,58
60 8,31 27,70 1:46,37 3:15,77 17 24 220 9,72 33,22 5,07 1,53
50 8,52 28,45 1:49,39 3:22,95 13 19 211 9,96 28,20 4,89 1,49
40 8,72 29,23 1:52,50 3:30,39 11 15 201 10,22 23,93 4,72 1,45
30 8,93 30,03 1:55,69 3:38,10 8 11 192 10,47 20,31 4,55 1,41
20 9,15 30,86 1:58,98 3:46,10 7 9 183 10,74 17,24 4,39 1,37
10 9,37 31,70 2:02,36 3:54,39 5 7 175 11,01 14,63 4,24 1,33
Таблица 3 - Фрагмент таблицы подсчёта баллов для легкоатлетов по 100 - балльной системе у юношей 12-13 и 14-15 лет Table 3 - Fragment of the scoring table for track and field athletes using the 100-point system for males 12-13 and 14-15 years old
Баллы / Points Бег 60 м, с,мс / run 60 m, s, ms Бег 200 м, с,мс/ run 200 m, s, ms Бег 600 м, мин:с, мс / run 600 m min:s, ms Бег 1000 м,мин:с,мс / run 1000 m min:s,ms Наклон вперед, см / forward-lean, cm Отжимания / подтягивания, количество повторений / Push-ups/pull-ups, number of reps Прыжок в длину, см / Long jump, cm Бег 60 м с/б,с,мс / run 60mhurdles s, ms Метаниемяча,м,см / Ball throwing, m, cm Прыжок в длину с разбега,м,см / running long jump, m, cm Прыжок в высоту с разбега,м,см / running high jump, m, cm
Юноши 12 - 13 лет / males 12 - 13 years old
100 7,31 25,65 1:32,16 2:49,93 34 35 267 8,84 77,85 6,02 1,72
90 7,56 26,57 1:35,16 2:55,80 24 26 250 9,07 66,14 5,65 1,66
80 7,81 27,51 1:38,25 3:01,88 17 19 234 9,29 56,19 5,31 1,61
70 8,07 28,49 1:41,45 3:08,17 12 14 219 9,53 47,74 4,98 1,56
60 8,35 29,51 1:44,75 3:14,68 9 10 206 9,77 40,56 4,68 1,52
50 8,63 30,56 1:48,15 3:21,42 6 8 193 10,02 34,46 4,39 1,47
40 8,91 31,65 1:51,67 3:28,38 4 6 181 10,27 29,28 4,12 1,42
30 9,21 32,78 1:55,30 3:35,59 3 4 169 10,53 24,87 3,87 1,38
20 9,52 33,94 1:59,05 3:43,04 2 3 159 10,80 21,13 3,64 1,34
10 9,84 35,15 2:02,92 3:50,76 2 2 149 11,07 17,95 3,41 1,30
Юноши 14 - 15 лет / males 14 - 15 years old
100 7,10 22,75 1:26,36 2:38,42 34 44 285 8,21 83,98 6,94 1,92
90 7,28 23,47 1:28,99 2:43,25 25 33 273 8,48 73,97 6,60 1,85
80 7,47 24,21 1:31,70 2:48,22 18 25 262 8,76 65,14 6,29 1,79
70 7,65 24,97 1:34,49 2:53,34 13 19 251 9,04 57,38 5,99 1,73
60 7,85 25,75 1:37,37 2:58,62 10 15 241 9,34 50,53 5,70 1,67
50 8,05 26,57 1:40,33 3:04,06 7 11 231 9,64 44,51 5,43 1,62
40 8,25 27,40 1:43,39 3:09,67 5 9 221 9,95 39,20 5,17 1,56
30 8,46 28,27 1:46,54 3:15,44 4 7 212 10,28 34,52 4,92 1,51
20 8,67 29,16 1:49,78 3:21,40 3 5 203 10,61 30,41 4,69 1,46
10 8,89 30,07 1:53,12 3:27,53 2 4 195 10,96 26,78 4,46 1,41
Таблица 4 - Результаты тестирования девушек и юношей 12-15 лет Table 4 - Results of testing of females and males aged 12-15 years
Пол / Gender Возраст/ Age Бег 1000 м/ run 1000 m Прыжок в длину / Long jump Бег 60 мс/б / run 60m hurdles
Результат, мин:с / Result, min:s Баллы / Points Результат, см/ Result, cm Баллы / Points Результат, с,мс / Result, s, ms Баллы / Points
ж / f 12 3:25 70 183 50 10,07 70
м / m 14 2:48 80 231 50 10,28 30
ж / f 15 3:22 50 192 40 11,70 20
м / m 13 3:14 60 234 80 10,27 40
Среднее значение / Average value 65 55 40
Алгоритм использования 100-балльной системы оценивания спортивных результатов: после проведения тестирований (соревнований) следует перевести результаты спортсмена в баллы с учетом пола и возраста спортсмена (таблица 4).
На следующем этапе необходимо проранжи-ровать спортивные результаты юных спортсменов в баллах по возрасту и полу в каждом тесте. Затем следует провести сравнительный анализ по уровню развития двигательных способностей юных спортсменов в тестах, отражающих скоростные, скоростно-силовые, силовые способности, выносливость, гибкость, и в сложно-технических видах легкой атлетики. Данный подход позволит выявить недостатки в физической и технической подготовке юных легкоатлетов тренировочного этапа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексная система оценивания двигатель-но-координационных способностей и технической подготовленности легкоатлетов основывается на экспоненциальном законе, который предполагает процесс увеличения качества чего-либо в геометрической прогрессии до определенного предела. Разработанные шкалы оценивания базируются на экспоненциальной функции y = a*e(bx), где е — число Эйлера, математическая константа равная
ЛИТЕРАТУРА
1. Баврина, А. П. Основные понятия статистики // Медицинский альманах. - 2020. - №3 (64). - 101-111.
2. Батяшова, И.В., Кривец, А. О. Спортивная метрология: учебно - методическое пособие / сост : И.В. Батяшова, О.А. Кривец. - Павлодар: Кереку, 2017. - 93 с.
3. Волков, Л. В. Физические способности детей и подростков / Л. В. Волков. - Киев: Здоровье, 1981. -118 с.
4. Гаусс, К. Ф. Труды по теории чисел. Перевод Б. Б. Демьянова, общая редакция И. М. Виноградова, комментарии Б. Н. Делоне. - М.: Изд-во АН СССР, 1959 - 150 с.
5. Гутов, А. З. Аналог формулы Эйлера для обобщённых синуса и косинуса // Современные методы физико-математических наук. Труды международной конференции. Орёл, 2006. С. 35-37.
6. Занковец, В. Э., Энциклопедия тестирований : монография / В. Э. Занковец. - Москва : Спорт, 2016. - 456 с.
7. Зациорский, В. М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте / В. Зациорский, Н. Ж. Булгакова. - М .: ГЦОЛИФК, 1980. - 41 с.
приблизительно 2,718. Коэффициенты a и b, изменяющиеся параметры, полученные на основе большой эмпирической выборки. Алгоритм использования разработанной системы предполагает, что в каждом тесте, отражающем различные компоненты физической и технической подготовленности, юные легкоатлеты с учетом показанного результата могут быть оценены определённым количеством баллов от 1 до 100 баллов. Далее следует провести сравнительный анализ подготовленности юных легкоатлетов по всем тестам, отражающим двигательно-координационные способности и техническую подготовленность. Юный легкоатлет, набравший наибольшее количество баллов по всем видам тестирования, становится победителем для своей возрастной группы (таблица 3). Использование предложенного алгоритма в оценке показателей двигательно-координа-ционных способностей и технической подготовленности легкоатлетов тренировочного этапа позволит выявить преимущества одних спортсменов в двигательно-координацион-ных тестах, других — в сложно-технических видах легкой атлетики. Следовательно, по результатам тестов можно сделать заключение о стратегиях, используемых в подготовке юных легкоатлетов на тренировочном этапе.
8. Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика: критерии отбора / В. Б. Зеличенок, В. Г. Никитушкин, В. П. Губа. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 240 с.
9. Королюк, В. С., Портенко Н. И., Скороход А. В., Турбин А. Ф. Справочник по теории вероятностей и математической статистике. - М.: Наука, 1985. - 640 с.
10. Локтев, С. А., Легкая атлетика в детском подростковом возрасте : практ. руководство для тренера / С. А. Локтев. - Москва : Сов.спорт, 2007. - 402 с.
11. Платонов, В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов : монография / В. Н. Платонов. - М. : Спорт, 2022. - 656 с.
12. Фискалов, В.Д., Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие \ В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин - М.: Спорт, 2016. - 352 с.
13. Эйлер, Л. Введение в анализ бесконечных. В 2 томах. - М.: Физматгиз, 1961 - 324 с.
14. IAAF Scoring Tables for Combined Events\ Reprinted edition - June 2016 - 184 p.
15. Всероссийская федерация легкой атлетики - URL: https://rusathletics.info/result-sorevnovaniya (дата обращения: 25.09.2023)
16.Всероссийская федерация легкой атлетики - URL: https://rusathletics.info/sport (дата обращения: 25.09.2023)
REFERENCES
1. Bavrina, A.P. Basic concepts of statistics // Medical almanac. - 2020. - No. 3 (64). - pp. 101-111.
2. Batyashova, I.V., Krivets, A.O. Sports metrology: educational and methodological manual / compilation: I.V. Batyashova, O.A. Krivets. - Pavlodar: Kereku, 2017. - 93 p.
3. Volkov, L.V. Physical abilities of children and adolescents / L.V. Volkov. - Kyiv: Health, 1981. - 118 p.
4. Gauss, K. F. Works on number theory. Translation by B. B. Demyanov, general editing by I. M. Vinogradov, comments by B. N. Delaunay. - M.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1959 - 150 p.
5. Gutov, A. Z. Analog of Euler's formula for generalized sine and cosine // Modern methods of physical and mathematical sciences. Proceedings of the international conference. Orel, 2006. pp. 35-37.
6. Zankovets, V. E., Encyclopedia of testing: monograph / V. E. Zankovets. - Moscow: Sport, 2016. - 456 p.
7. Zatsiorsky, V. M. Theoretical and metrological foundations of selection in sports / V. Zatsiorsky, N. Zh. Bulga-kova. - M.: GCOLIFK, 1980. - 41 p.
8. Zelichenok, V. B. Athletics: selection criteria / V. B. Zeli-chenok, V. G. Nikitushkin, V. P. Guba. - M.: Terra-Sport, 2000. - 240 p.
17.Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» - URL: https://www.gto.ru/ document(дата обращения: 25.09.2023)
9. Korolyuk, V. S., Portenko N. I., Skorokhod A. V., Turbin A. F. Handbook of probability theory and mathematical statistics. - M.: Nauka, 1985. - 640 p.
10. Loktev, S. A., Athletics in childhood and adolescence: practical guide for trainers / S. A. Loktev. - Moscow: Soviet sport, 2007. - 402 p.
11. Platonov, V.N. Motor qualities and physical training of athletes: monograph / V.N. Platonov. - M.: Sport, 2022.
- 656 p.
12. Fiskalov, V.D., Theoretical and methodological aspects of sports practice: textbook \ V.D. Fiskalov, V.P. Cherkashin - M.: Sport, 2016. - 352 p.
13. Euler, L. Introduction to the analysis of infinites. In 2 volumes. - M.: Fizmatgiz, 1961 - 324 p.
14. IAAF Scoring Tables for Combined Events\ Reprinted edition - June 2016 - 184 p.
15. All-Russian Athletics Federation - URL: https://ru-sathletics.info/result-sorevnovaniya (access date: 09/25/2023)
16. All-Russian Athletics Federation - URL: https://rusath-letics.info/sport (access date: 09/25/2023)
17.All-Russian Physical Culture and Sports Complex "GTO"
- URL: https://www.gto.ru/document (access date: 09.25.2023)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Блохина Екатерина Борисовна (BLokhinaEkaterinaBorisovna)- аспирант кафедры теории и методики циклических видов спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644071, г. Омск, ул. Масленникова, 144; [email protected]; ORCID: 0009-0009-4651-3729.
Коновалов Василий Николаевич (KonovaLovVasiLyNikoLaevich)-доктор педагогических наук кафедры теории и методики циклических видов спорта, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644071, г. Омск, ул. Масленникова, 144; [email protected]; ORCID: 0000-0003-1849-0733.
Поступила в редакцию 22 ноября 2023 г. Принята к публикации 3 декабря 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Блохина Е.Б. Научное обоснование комплексной системы оценивания двигательно-координационных способностей и технической подготовленности легкоатлетов тренировочного этапа / Е.Б. Блохина, В.Н. Коновалов// Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № S - С. .52-60 . DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11^-52-60
FOR CITATION
BLokhina E.B., KonovaLov V.N. Scientific justification of a comprehensive system for evaluating motor-coordination abilities and technical readiness of athletes at the training stage.,Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. S. - pp. 52-60. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-S-52-60